Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая широта,

этическая норма становится действительной только тогда, когда ее

«сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции,

привычки, когда эта норма начинает действовать быстро т точно…» [16,

С.435-436]. Это достигается благодаря упражнению, которое находится в

широких и многосторонних связях с приучением. Если в основе приучения

лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной

деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая

школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и

операционной структуры как упражнение в правильном поступке.

Основное назначение упражнения как метода воспитания сознательной

дисциплины – практический опыт коллективных отношений, необходимых для

формирования качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение

предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и

совершенствование ценных способов действий как устойчивой основы

общественного поведения. При этом оно не имеет ничего общего с

механической выучкой и тренажом в духе поведенческой психологии:

стимул – реакция – подкрепление.

Упражнение в широком смысле – это такая организация жизни и

деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в

соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.

«Нельзя, - говорил А.С.Макаренко, - воспитать мужественного человека,

если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить

мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом

слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости… волю,

мужество, целеустремленность нельзя воспитать без специальных

упражнений в коллективе» [14, С.424-425].

Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают

школьников жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою

причастность к общественным делам. Но эту роль поручения выполняют

далеко не всегда. В школе еще встречаются ученики, которые, взявшись с

жаром за какое-либо дело, не заканчивают его или, выполнив одно

поручение добросовестно, к другому относятся халатно. Причина этого

явления кроется в том, что учащиеся, зная нормы и принципы

общественной морали, мало упражняются в деятельности, формирующей

единство сознания и поведения.

Привлекая воспитанников в выполнению поручений, необходимо

управлять мотивами их общественной активности. Без понимания тех

внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определенным

образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравственным

развитие, упражнять его в правильных поступках.

Создание воспитывающих ситуаций

В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно

возникают ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию

на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений.

Создать такую ситуацию, обнаружить заключенный в ней конфликт,

возникающую или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому

педагогу. Такие специально организованные педагогические условия

называются воспитывающими ситуациями.

По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученики в них

ставятся перед необходимостью выбирать определенное решение из

нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому,

уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю».

В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник

пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение,

приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменившимися

условиями деятельности и общения.

Анализируя внутренние противоречия воспитания и развития детей,

А.С.Макаренко установил, что « в эволюционном порядке собираются,

подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в

духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то

более острые моменты, взрывы, потрясения» [15, С.507]. Так возникают

критические, конфликтные ситуации. Как результат столкновения

отношений личности и общественных норм поведения людей конфликтная

ситуация не может быть обойдена воспитателем. Если ее происхождение и

условия тщательно проанализированы, она может стать гибким и

действенным средством разрушения «дефектных» и утверждения здоровых

взаимоотношений, единства внешних требований и внутренних устремлений

личности.

В период проведения военных сборов создаются благоприятные

условия для реализации воспитывающих ситуаций. Так, при изучении темы

«Воинские коллективы» в условиях школы это остается за гранью реальной

жизни, ибо после занятий учащиеся расходятся по своим семьям, а в

условиях сбора они на протяжении целой недели живут плечо к плечу и

здесь как никогда проявляется и как нигде проявляется чувство

коллективизма, внутриколлективные отношения, способность прийти на

выручку, проверяется психологическая совместимость людей, так важная в

реальной воинской службе. Посещение учащимися воинской части позволяет

в беседе как с группой военнослужащих так и с отдельными солдатами

подтвердить важность коллектива и следовательно создается реальная

воспитывающая ситуация для формирования и ответственности и

дисциплинированности личности будущего солдата.

Методы стимулирования поведения и деятельности

Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли,

чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на

личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы

стимулирования, среди которых наиболее употребительны соревнование,

поощрение.

Ознакомление учащихся с основными профессионально важными

качествами военнослужащих некоторых видов Вооруженных Сил и родов

войск позволяет уже на школьной скамье целенаправленно готовить себя к

службе в данном виде или роде войск.

Так, учащийся мечтающий попасть служить в Военно-Морской Флот,

должен знать, что он умеет поддерживать высокую работоспособность в

длительных переходах; уметь снимать нервное напряжение; проявлять

устойчивость к действию неблагоприятных факторов: перегревания,

охлаждения, температурных перепадов, изменения воздушной среды, качки

и непогоды; быстро восстанавливать работоспособность; уметь сноровисто

действовать в борьбе за живучесть корабля. Конкретные приемы такой

тренировки следует давать индивидуально и вести персональное

наблюдение за их ходом проведения. Хорошим стимулом укрепления данной

мечты могут служить кинофильмы о буднях и действиях в экстремальных

ситуациях моряков.

Соревнование

Как метод воспитания соревнование строится с учетом того

несомненного социально-психологического фактора, что детям, подросткам

и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому

соперничеству, приоритету первенства, самоутверждению. Вовлекая

учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и

общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень

передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы,

новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по успеваемости учащихся не

проводится. Это связано с индивидуальными особенностями процесса

усвоения школьниками знаний, умений и навыков. У каждого человека и у

детей в том числе различные «зоны актуального и ближайшего развития».

Однако полностью исключать соревнование из наиболее важной области

жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт показывает,

что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным

и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное

отношение к учению. В условия соревнования младших школьников,

например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашнее

задание, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь

опрятный внешний вид, опрятные школьные принадлежности, выполнять

школьный и домашний режим дня и т.д. В старших классах среди юношей

можно объявить соревнование на подтягивание и отжим, например, через

месяц, чтобы создать ситуацию самостоятельно позаниматься в домашних

условиях.

Соревнования бывают коллективными и индивидуальными, а по времени

действия различаются длительные и эпизодические.

В процессе организации и проведения соревнования необходимо

соблюдать принцип гласности, сравнимости результатов, педагогического

такта.

Соревнование как метод формирования дисциплинированности и

ответственности учителями ОБЖ используется очень широко как в процессе

теоретических занятий, так и на практических, особенно в период

военных сборов. Соревнование стимулирует чувство коллективизма,

активизации личности в целом. Примером может служить военизированная

эстафета, где царит дух товарищества, четкая слаженность в действиях,

а тем самым проявление ответственности и дисциплинированности.

При проведении праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества»,

учащиеся самостоятельно готовили команде противника вопросы и задания

не только из программного материала, но и на общую эрудицию.

Поощрение

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки

поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его

стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное

признание того образа действий, который избран и проводится учеником в

жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем

энергии, уверенность в собственных силах.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и

везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно

заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов

деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт

одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за

малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые,

неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с

младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к

оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут

коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том,

чтобы не появились ученики захваленные и обойденные общественным

вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того,

насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении

коллектива.

В последние годы все чаще возникает вопрос о соответствии между

выполненным делом мерой удовлетворенности поощрением. Часто не только

дети, но и взрослые, испытывают неудовлетворение от высказанного

поощрения учителем или руководителем. Если поощрение соответствует

ожидаемому удовлетворению личности, то оно стимулирует закрепление

данных навыков деятельности и тем самым формирует сознательную

дисциплину и дисциплинированность, но если не возникает соответствия

между ними, то это может оказать самое негативное влияние на процесс

формирования дисциплинированности как качества личности. Это очень

серьезная проблема, психолого-педагогический и методический механизм

функционирования которой в полном объеме еще не изучен.

В практической деятельности учителя ОБЖ метод поощрения для

формирования ответственности и дисциплинированности можно применять

практически на каждом занятии, но при этом необходимо соблюдать меру

похвалы и ее целесообразность. Поощрение должно быть за весомые дела и

поступки. Так, учащийся самостоятельно подготовил доклад на тему:

«Личная дисциплинированность воина» и показа ее историческое,

социальное и нравственное значение со времен Александра Македонского

до наших дней заслуживает не просто отличной оценки, а самой серьезной

похвалы перед учащимися класса и даже сообщение родителям данного

ученика о его успехах.

Наказание

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и

неоднозначно. В значительной мере под влиянием свободного воспитания в

первые годы работы советской школы наказания вообще были запрещены.

Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспитания,

А.С.Макаренко писал: «Разумная система наказания не только законна, но

и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому

характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю,

человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и

преодолевать их» [17, С.399].

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое

выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам

общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.

Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и

чем он ошибается, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта,

стыда. А.С.Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих

рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое

поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку

страдания – ни физического, ни морального. В наказании нет

подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы

временного и небольшого.

Может применяться такая форма наказания, как изменение отношения

к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Умелое

применение наказаний требует от учителя педагогического такта и

определенного мастерства.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий,

породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда ученик нарушил

правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой

или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с

общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если

будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать

коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению

учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Воспитание по своему определению не стремится к угнетению,

принуждению, к прагматическому, безудержному, по искусственно

завышенным стандартам потребительству. Его цель – сформировать

свободную, ответственную, дисциплинированную личность. Исходя из

молчаливого признания несовершенств реального человека, любых

общественных отношений, воспитание готовит ребенка к преобразованию

самого себя, к достижению духовного и физического совершенства, а не

к ролевому, конформистному прозябанию в мещанско-обывательской рутине.

Воспитание в отличие от внешнего приспособления к данному

социуму, есть формирование средствами ненасилия, в сочетании с

предопределенными законами природы и социума педагогически

целесообразным, принудительным воздействием, духовного «ядра»

личности, ее нравственной свободы. Воспитание направлено на развитие

личности, способной в негативных социальных условиях и экстремальных

ситуациях быть самим собой, оставаться инакомыслящей, готовой к

самостоятельным ответственным решениям и действиям. «Только воспитание

как вечный, объективный, изначально присущий обществу механизм

передачи подрастающим поколениям опыта общественной жизни, а отнюдь не

социализация, представляющая собой субъективное изобретение

охранителей социального расслоения, готовит личность к борьбе с

валюнтаристским политическим, нравственным, социальным, эстетическим

насилием» - писал Б.Т.Лихачев [11, С.59].

Наказание как метод очень «тонкий» инструмент в руках учителя.

Следует на практике в период посещения воинской части обсудить данный

вопрос с военнослужащими. Наказание должно быть, ибо в противном

случае начнет проявляться безответственность, вседозволенность, не

соблюдение воинской дисциплины. Какими могут быть последствия

уснувшего дневального, часового на посту и т. д.

2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки

в воспитании дисциплинированности и ответственности

Управляемость целостного педагогического процесса невозможна без

обратной связи, которая несет характеристику его результативности.

Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и

самооценки в воспитании.

Чтобы оценить эффективность воспитательного процесса по

формированию дисциплинированности учащихся, необходимо изучать

деятельность и поведение воспитуемых. О людях судят прежде всего по их

действиям.

О показателях воспитанности и в том числе дисциплинированности

школьников можно судить по степени их участи во всех основных видах

деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой,

общественной и др. – и результатам этого участия.

Важным показателем воспитанности школьников являются общение и

отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер

общения и поведения школьников во многом определяет результативность

воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также ее

информированность, прежде всего в области морально-политической,

культурной, эстетической и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе,

так как нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение

личности. Всякое подразделение их носит условный характер и

применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения

общего уровня дисциплинированности и воспитанности учеников. То же

самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов

воспитания и оценки эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его

результативного компонента и процессуального, отражающего характер

протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей,

правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля

общения, взаимодействия, их влияния на развитие инициативы и

самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и

процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение

за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы

(анкетные, устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение

поручений, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение

характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения,

поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают

разнообразные виды наблюдения – непосредственное, открытое и скрытое,

непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения

дисциплинированности и ответственности личности, надо вести его с

конкретной целью, владеть программой изучения личности, признаками и

критериями оценки ее воспитанности вообще и дисциплинированности и

ответственности в частности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо

продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник

наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень

информированности учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм

и правил поведения, выяснить причины отклонения от выполнения этих

норм, когда они наблюдаются. Одновременно учитель фиксирует мнения,

высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных

влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Так в процессе теоретических занятий учитель фиксирует отношение

учащихся к выполнению домашнего задания, выполнению обязанностей

дежурного, отношение к выполнению творческих индивидуальных заданий.

Аналогично, в период весенних полевых сборов ведется фиксация фактов

соблюдения дисциплинированности и ответственности учащихся. По

результатам наблюдений можно вести конкретную воспитательную работу с

учеником с целью выявления причин данных отклонений от норм

поведения. Причиной таких явлений может служить формальное усвоение

темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание содержания

общевойсковых уставов и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические

опросники, которые выявляют характер отношений между членами

коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные

отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют

своевременно выявить возникающие противоречия и принимать меры по их

быстрому и умелому разрешению.

Для изучения результатов общественной деятельности учащихся

необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов

классного коллектива.

О результативности воспитания сознательной дисциплины

свидетельствуют такие показатели как: сформированность мировоззрения,

усвоение норм морали, соблюдение законов, а также Правил для учащихся,

общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение

оценит события, происходящие в нашей стране и за рубежом.

Научно обоснованного, однозначного подхода к определению уровня

сформированности у личности такого интергативного качества как

дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему

ученые совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки

уровня воспитанности ученика. При этом следует определиться, что

понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит

уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности

выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его

возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей

воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню

сформированности: высокий, средний или низкий.

Общая оценка воспитанности ученика выводится на основе отдельных

показателей воспитанности. При этом, если какая-то сторона поведения

ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая

нормам нравственности, правилам поведения в обществе или у ученика

были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство, противоправные

поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его

воспитанности должна быть низкой.

Л.М.Фридман предлагает следующие показатели воспитанности

ученика [37, С.64]:

1.Поведение в семье: проявляет ли интерес к делам семьи, к ее

проблемам, переживает ли совместно с другими ее членами невзгоды и

радости, учится ли старательно полному самообслуживанию, выполняет ли

задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи,

правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении со своими

членами семьи.

2. Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность

в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной

работе, разумное отношение к успехам и неудачам в учении, проявление

чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное

отношение к собственному и школьному имуществу, дисциплинированное

поведение на переменах.

3. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении

заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое

обращение к старшим при встрече и прощании.

4. Отношение к сверстникам: активное участие в совместной

деятельности и играх, стремление поделиться своими радостями и

огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать

товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.

5. Поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил

дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и

порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.

6. Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость в одежде,

обуви; соблюдение правил личной гигиены, выполнение режима дня и

утренней зарядки; самокритичность в оценке своего поведения и

отдельных поступков; правдивость, честность, принципиальность.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной

группы учащихся. Процедура оценивания состояла из следующих этапов.

Воспитатели (классные руководители) попросили родителей каждого

ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету с

вопросами:

1. Какие положительные качества характерны для вашего сына?

2. Какие отрицательные вы заметили?

3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего

ребенка и на сколько это вам удается выполнить?

4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он

ее выполняет?

5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им

нужную помощь, сочувствие, защиту?

6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных

праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

Использование данных показателей уровень воспитанности

исследуемых качеств можно достаточно точно спрогнозировать и тем самым

содержанием учебного материала ОБЖ в процессе теоретической и

практической подготовки будущих воинов успешно сформировать и развить.

Заключение

Проблема воспитания подрастающей личности в теории и практике

всегда была актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые

разнообразные факторы: экономические, социально-политические,

материальные и т.д.

В своей квалификационной работе мы попытались решить данную

проблему содержанием учебного предмета ОБЖ в той ее части, которая

посвящена основам подготовки к военной службе. Рассмотрев вопрос о

воспитании дисциплинированности и ответственности в отечественной

школы мы выделили методы их воспитания: приучение, упражнение,

создание воспитывающей ситуации, стимулирования поведения и

деятельности, соревнование, поощрение и наказание. Общение с учителями

ОБЖ, с классными руководителями и учителями-предметниками, а также с

учащимися и целенаправленное наблюдение за их учебной деятельностью в

школе и беседы с родителями о их мнении об уровне ответственности и

дисциплинированности ребенка позволили нам сделать следующий вывод.

Проблема формирования дисциплинированности и ответственности у

будущих воинов своими корнями уходит в семейное воспитание. Мы

считаем, что деятельность учителей школы под руководством учителя ОБЖ

совместно с родительской общественностью класса и школы, а также

воспитательное пространство района способны данную проблему решить.

Библиографический указатель.

1. Акулкин Э.В., Соловьев В.М. Расширять знания школьников о

сознательной дисциплине //Советская педагогика № 2. 1985. С.19-

24.

2. Андрианов А.Е. Воспитание сознательной дисциплины у младших

школьников //Советская педагогика. 1940. №11-12. С. 94.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993. С.273

4. БеспалькоВ.П. Психологические парадоксы образования //Педагогика

№ 5 2000. С. 15- 16.

5. Блонский П.П. О наказаниях //На путях к новой школе. 1924. № 1.

С. 61.

6. Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся

//Коммунистическое просвещение. 1935. № 2. С. 73-74.

7. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания

//Педагогика № 5. 1997. С. 91-96.

8. Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000.

С. 22

9. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.6. М., 1979. С.377

10. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 27. С. 241

11. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием //Педагогика, №

4. 1998. С. 20

12. Лихачев Б.Т. Проблема целостности в воспитании //Советская

педагогика № 5. 1986. С.59

13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 270.

14. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность //Соч. – М.,

1958. Т. V. - С. 424-425.

15. Макаренко А.С. О «взрыве» //Соч. – М., 1958. Т. V. - С. 507.

15а. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей

//Соч. – М., Т V. – С.363.

Макаренко А.С. О коммунистической этике //Соч. – М., 1958. Т. V. -

С. 435-436.

16. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Соч. –

М., 1958. – Т. V .- С. 398.

17. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 284.

18. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т.4.М., 1951. С.22

20. Муравский А. Как относиться к вам, дети? Больной вопрос //Народное

просвещение. 1928. № 7. С. 117.

19. Народный учитель. 1928. № 1, 2

20. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред.

Чл.-корр. АП СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.:

Рус. Яз., 1986, 797 с.

21. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для

общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К.

Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,

2003. – 288 с.: ил.

22. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для

общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К.

Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,

2003. – 288 с.: ил.

23. Педагогика: Курс лекций. М., 1966.

24. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. С.9

25. Программно-методические материалы: Основы безопасности

жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – 2-е изд. – М.: Дрофа,

1999. – 128 с.

26. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный

учитель. 1929. № 1. С. 49.

27. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный

учитель. 1929. № 1. С. 49.

28. Середа В.З., Денисов М.Н. К вопросу о мерах поднятия

успеваемости и дисциплины //Просвещение на транспорте. 1927. № 4-

5, С. 82.

29. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975. – С.14.

30. Тарасов В. Дисциплина и среда //На путях к новой школе. 1926. №

5-6. С. 13.

31. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для

учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.:

«Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. – 125

с.: ил.

32. Ушинский К.Д Материалы к III тому «Педагогической антропологии»

//Собр. Соч. – М., 1950. – Т.10. – С. 390-391.

33. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274

Философский словарь. – М.:Политиздат. 1972. - 469 с.

34. Фридман Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика №

4. 1997. С.64

35. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в детучреждениях в связи

психологическими особенностями ребенка //Просвещение на

транспорте. 1927. № 1 . С. 201.

36. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в педучреждениях в связи

педологическими особенностями ребенка //Просвещение на

транспорте. 1927. № 2 . С. 20.

37. Шамахов Ф. Правильная организация педагогического процесса как

путь укрепления сознательной дисциплины в школе //Просвещение

Сибири. 1933. № 3-4. С.70.

38. Шацкий С.Т. Кто виноват? //На путях к новой школе. 1928. № 4. С.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать