поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая широта,
этическая норма становится действительной только тогда, когда ее
«сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции,
привычки, когда эта норма начинает действовать быстро т точно…» [16,
С.435-436]. Это достигается благодаря упражнению, которое находится в
широких и многосторонних связях с приучением. Если в основе приучения
лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной
деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая
школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и
операционной структуры как упражнение в правильном поступке.
Основное назначение упражнения как метода воспитания сознательной
дисциплины – практический опыт коллективных отношений, необходимых для
формирования качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение
предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и
совершенствование ценных способов действий как устойчивой основы
общественного поведения. При этом оно не имеет ничего общего с
механической выучкой и тренажом в духе поведенческой психологии:
стимул – реакция – подкрепление.
Упражнение в широком смысле – это такая организация жизни и
деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в
соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.
«Нельзя, - говорил А.С.Макаренко, - воспитать мужественного человека,
если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить
мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом
слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости… волю,
мужество, целеустремленность нельзя воспитать без специальных
упражнений в коллективе» [14, С.424-425].
Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают
школьников жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою
причастность к общественным делам. Но эту роль поручения выполняют
далеко не всегда. В школе еще встречаются ученики, которые, взявшись с
жаром за какое-либо дело, не заканчивают его или, выполнив одно
поручение добросовестно, к другому относятся халатно. Причина этого
явления кроется в том, что учащиеся, зная нормы и принципы
общественной морали, мало упражняются в деятельности, формирующей
единство сознания и поведения.
Привлекая воспитанников в выполнению поручений, необходимо
управлять мотивами их общественной активности. Без понимания тех
внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определенным
образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравственным
развитие, упражнять его в правильных поступках.
Создание воспитывающих ситуаций
В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно
возникают ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию
на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений.
Создать такую ситуацию, обнаружить заключенный в ней конфликт,
возникающую или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому
педагогу. Такие специально организованные педагогические условия
называются воспитывающими ситуациями.
По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученики в них
ставятся перед необходимостью выбирать определенное решение из
нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому,
уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю».
В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник
пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение,
приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменившимися
условиями деятельности и общения.
Анализируя внутренние противоречия воспитания и развития детей,
А.С.Макаренко установил, что « в эволюционном порядке собираются,
подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в
духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то
более острые моменты, взрывы, потрясения» [15, С.507]. Так возникают
критические, конфликтные ситуации. Как результат столкновения
отношений личности и общественных норм поведения людей конфликтная
ситуация не может быть обойдена воспитателем. Если ее происхождение и
условия тщательно проанализированы, она может стать гибким и
действенным средством разрушения «дефектных» и утверждения здоровых
взаимоотношений, единства внешних требований и внутренних устремлений
личности.
В период проведения военных сборов создаются благоприятные
условия для реализации воспитывающих ситуаций. Так, при изучении темы
«Воинские коллективы» в условиях школы это остается за гранью реальной
жизни, ибо после занятий учащиеся расходятся по своим семьям, а в
условиях сбора они на протяжении целой недели живут плечо к плечу и
здесь как никогда проявляется и как нигде проявляется чувство
коллективизма, внутриколлективные отношения, способность прийти на
выручку, проверяется психологическая совместимость людей, так важная в
реальной воинской службе. Посещение учащимися воинской части позволяет
в беседе как с группой военнослужащих так и с отдельными солдатами
подтвердить важность коллектива и следовательно создается реальная
воспитывающая ситуация для формирования и ответственности и
дисциплинированности личности будущего солдата.
Методы стимулирования поведения и деятельности
Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли,
чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на
личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы
стимулирования, среди которых наиболее употребительны соревнование,
поощрение.
Ознакомление учащихся с основными профессионально важными
качествами военнослужащих некоторых видов Вооруженных Сил и родов
войск позволяет уже на школьной скамье целенаправленно готовить себя к
службе в данном виде или роде войск.
Так, учащийся мечтающий попасть служить в Военно-Морской Флот,
должен знать, что он умеет поддерживать высокую работоспособность в
длительных переходах; уметь снимать нервное напряжение; проявлять
устойчивость к действию неблагоприятных факторов: перегревания,
охлаждения, температурных перепадов, изменения воздушной среды, качки
и непогоды; быстро восстанавливать работоспособность; уметь сноровисто
действовать в борьбе за живучесть корабля. Конкретные приемы такой
тренировки следует давать индивидуально и вести персональное
наблюдение за их ходом проведения. Хорошим стимулом укрепления данной
мечты могут служить кинофильмы о буднях и действиях в экстремальных
ситуациях моряков.
Соревнование
Как метод воспитания соревнование строится с учетом того
несомненного социально-психологического фактора, что детям, подросткам
и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому
соперничеству, приоритету первенства, самоутверждению. Вовлекая
учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и
общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень
передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы,
новаторских починов, ответственности и коллективизма.
В настоящее время соревнование по успеваемости учащихся не
проводится. Это связано с индивидуальными особенностями процесса
усвоения школьниками знаний, умений и навыков. У каждого человека и у
детей в том числе различные «зоны актуального и ближайшего развития».
Однако полностью исключать соревнование из наиболее важной области
жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт показывает,
что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным
и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное
отношение к учению. В условия соревнования младших школьников,
например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашнее
задание, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь
опрятный внешний вид, опрятные школьные принадлежности, выполнять
школьный и домашний режим дня и т.д. В старших классах среди юношей
можно объявить соревнование на подтягивание и отжим, например, через
месяц, чтобы создать ситуацию самостоятельно позаниматься в домашних
условиях.
Соревнования бывают коллективными и индивидуальными, а по времени
действия различаются длительные и эпизодические.
В процессе организации и проведения соревнования необходимо
соблюдать принцип гласности, сравнимости результатов, педагогического
такта.
Соревнование как метод формирования дисциплинированности и
ответственности учителями ОБЖ используется очень широко как в процессе
теоретических занятий, так и на практических, особенно в период
военных сборов. Соревнование стимулирует чувство коллективизма,
активизации личности в целом. Примером может служить военизированная
эстафета, где царит дух товарищества, четкая слаженность в действиях,
а тем самым проявление ответственности и дисциплинированности.
При проведении праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества»,
учащиеся самостоятельно готовили команде противника вопросы и задания
не только из программного материала, но и на общую эрудицию.
Поощрение
Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки
поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его
стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное
признание того образа действий, который избран и проводится учеником в
жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем
энергии, уверенность в собственных силах.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и
везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно
заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов
деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт
одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за
малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые,
неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с
младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к
оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут
коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том,
чтобы не появились ученики захваленные и обойденные общественным
вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того,
насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении
коллектива.
В последние годы все чаще возникает вопрос о соответствии между
выполненным делом мерой удовлетворенности поощрением. Часто не только
дети, но и взрослые, испытывают неудовлетворение от высказанного
поощрения учителем или руководителем. Если поощрение соответствует
ожидаемому удовлетворению личности, то оно стимулирует закрепление
данных навыков деятельности и тем самым формирует сознательную
дисциплину и дисциплинированность, но если не возникает соответствия
между ними, то это может оказать самое негативное влияние на процесс
формирования дисциплинированности как качества личности. Это очень
серьезная проблема, психолого-педагогический и методический механизм
функционирования которой в полном объеме еще не изучен.
В практической деятельности учителя ОБЖ метод поощрения для
формирования ответственности и дисциплинированности можно применять
практически на каждом занятии, но при этом необходимо соблюдать меру
похвалы и ее целесообразность. Поощрение должно быть за весомые дела и
поступки. Так, учащийся самостоятельно подготовил доклад на тему:
«Личная дисциплинированность воина» и показа ее историческое,
социальное и нравственное значение со времен Александра Македонского
до наших дней заслуживает не просто отличной оценки, а самой серьезной
похвалы перед учащимися класса и даже сообщение родителям данного
ученика о его успехах.
Наказание
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и
неоднозначно. В значительной мере под влиянием свободного воспитания в
первые годы работы советской школы наказания вообще были запрещены.
Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспитания,
А.С.Макаренко писал: «Разумная система наказания не только законна, но
и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому
характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю,
человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и
преодолевать их» [17, С.399].
Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое
выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам
общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.
Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и
чем он ошибается, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта,
стыда. А.С.Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих
рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое
поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку
страдания – ни физического, ни морального. В наказании нет
подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы
временного и небольшого.
Может применяться такая форма наказания, как изменение отношения
к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Умелое
применение наказаний требует от учителя педагогического такта и
определенного мастерства.
Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий,
породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда ученик нарушил
правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой
или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с
общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если
будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать
коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению
учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.
Воспитание по своему определению не стремится к угнетению,
принуждению, к прагматическому, безудержному, по искусственно
завышенным стандартам потребительству. Его цель – сформировать
свободную, ответственную, дисциплинированную личность. Исходя из
молчаливого признания несовершенств реального человека, любых
общественных отношений, воспитание готовит ребенка к преобразованию
самого себя, к достижению духовного и физического совершенства, а не
к ролевому, конформистному прозябанию в мещанско-обывательской рутине.
Воспитание в отличие от внешнего приспособления к данному
социуму, есть формирование средствами ненасилия, в сочетании с
предопределенными законами природы и социума педагогически
целесообразным, принудительным воздействием, духовного «ядра»
личности, ее нравственной свободы. Воспитание направлено на развитие
личности, способной в негативных социальных условиях и экстремальных
ситуациях быть самим собой, оставаться инакомыслящей, готовой к
самостоятельным ответственным решениям и действиям. «Только воспитание
как вечный, объективный, изначально присущий обществу механизм
передачи подрастающим поколениям опыта общественной жизни, а отнюдь не
социализация, представляющая собой субъективное изобретение
охранителей социального расслоения, готовит личность к борьбе с
валюнтаристским политическим, нравственным, социальным, эстетическим
насилием» - писал Б.Т.Лихачев [11, С.59].
Наказание как метод очень «тонкий» инструмент в руках учителя.
Следует на практике в период посещения воинской части обсудить данный
вопрос с военнослужащими. Наказание должно быть, ибо в противном
случае начнет проявляться безответственность, вседозволенность, не
соблюдение воинской дисциплины. Какими могут быть последствия
уснувшего дневального, часового на посту и т. д.
2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки
в воспитании дисциплинированности и ответственности
Управляемость целостного педагогического процесса невозможна без
обратной связи, которая несет характеристику его результативности.
Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и
самооценки в воспитании.
Чтобы оценить эффективность воспитательного процесса по
формированию дисциплинированности учащихся, необходимо изучать
деятельность и поведение воспитуемых. О людях судят прежде всего по их
действиям.
О показателях воспитанности и в том числе дисциплинированности
школьников можно судить по степени их участи во всех основных видах
деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой,
общественной и др. – и результатам этого участия.
Важным показателем воспитанности школьников являются общение и
отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер
общения и поведения школьников во многом определяет результативность
воспитательных влияний на личность.
К показателям воспитанности личности необходимо отнести также ее
информированность, прежде всего в области морально-политической,
культурной, эстетической и др.
Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе,
так как нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение
личности. Всякое подразделение их носит условный характер и
применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения
общего уровня дисциплинированности и воспитанности учеников. То же
самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов
воспитания и оценки эффективности.
Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его
результативного компонента и процессуального, отражающего характер
протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей,
правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля
общения, взаимодействия, их влияния на развитие инициативы и
самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и
процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.
К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение
за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы
(анкетные, устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение
поручений, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение
характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения,
поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают
разнообразные виды наблюдения – непосредственное, открытое и скрытое,
непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.
Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения
дисциплинированности и ответственности личности, надо вести его с
конкретной целью, владеть программой изучения личности, признаками и
критериями оценки ее воспитанности вообще и дисциплинированности и
ответственности в частности.
Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо
продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник
наблюдений, в карту наблюдений и др.).
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень
информированности учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм
и правил поведения, выяснить причины отклонения от выполнения этих
норм, когда они наблюдаются. Одновременно учитель фиксирует мнения,
высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных
влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.
Так в процессе теоретических занятий учитель фиксирует отношение
учащихся к выполнению домашнего задания, выполнению обязанностей
дежурного, отношение к выполнению творческих индивидуальных заданий.
Аналогично, в период весенних полевых сборов ведется фиксация фактов
соблюдения дисциплинированности и ответственности учащихся. По
результатам наблюдений можно вести конкретную воспитательную работу с
учеником с целью выявления причин данных отклонений от норм
поведения. Причиной таких явлений может служить формальное усвоение
темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание содержания
общевойсковых уставов и т.п.
Все чаще в классных коллективах применяются психологические
опросники, которые выявляют характер отношений между членами
коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные
отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют
своевременно выявить возникающие противоречия и принимать меры по их
быстрому и умелому разрешению.
Для изучения результатов общественной деятельности учащихся
необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов
классного коллектива.
О результативности воспитания сознательной дисциплины
свидетельствуют такие показатели как: сформированность мировоззрения,
усвоение норм морали, соблюдение законов, а также Правил для учащихся,
общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение
оценит события, происходящие в нашей стране и за рубежом.
Научно обоснованного, однозначного подхода к определению уровня
сформированности у личности такого интергативного качества как
дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему
ученые совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки
уровня воспитанности ученика. При этом следует определиться, что
понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит
уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности
выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его
возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей
воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню
сформированности: высокий, средний или низкий.
Общая оценка воспитанности ученика выводится на основе отдельных
показателей воспитанности. При этом, если какая-то сторона поведения
ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая
нормам нравственности, правилам поведения в обществе или у ученика
были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство, противоправные
поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его
воспитанности должна быть низкой.
Л.М.Фридман предлагает следующие показатели воспитанности
ученика [37, С.64]:
1.Поведение в семье: проявляет ли интерес к делам семьи, к ее
проблемам, переживает ли совместно с другими ее членами невзгоды и
радости, учится ли старательно полному самообслуживанию, выполняет ли
задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи,
правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении со своими
членами семьи.
2. Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность
в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной
работе, разумное отношение к успехам и неудачам в учении, проявление
чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное
отношение к собственному и школьному имуществу, дисциплинированное
поведение на переменах.
3. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении
заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое
обращение к старшим при встрече и прощании.
4. Отношение к сверстникам: активное участие в совместной
деятельности и играх, стремление поделиться своими радостями и
огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать
товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.
5. Поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил
дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и
порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.
6. Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость в одежде,
обуви; соблюдение правил личной гигиены, выполнение режима дня и
утренней зарядки; самокритичность в оценке своего поведения и
отдельных поступков; правдивость, честность, принципиальность.
Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной
группы учащихся. Процедура оценивания состояла из следующих этапов.
Воспитатели (классные руководители) попросили родителей каждого
ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету с
вопросами:
1. Какие положительные качества характерны для вашего сына?
2. Какие отрицательные вы заметили?
3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего
ребенка и на сколько это вам удается выполнить?
4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он
ее выполняет?
5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им
нужную помощь, сочувствие, защиту?
6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных
праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?
Использование данных показателей уровень воспитанности
исследуемых качеств можно достаточно точно спрогнозировать и тем самым
содержанием учебного материала ОБЖ в процессе теоретической и
практической подготовки будущих воинов успешно сформировать и развить.
Заключение
Проблема воспитания подрастающей личности в теории и практике
всегда была актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые
разнообразные факторы: экономические, социально-политические,
материальные и т.д.
В своей квалификационной работе мы попытались решить данную
проблему содержанием учебного предмета ОБЖ в той ее части, которая
посвящена основам подготовки к военной службе. Рассмотрев вопрос о
воспитании дисциплинированности и ответственности в отечественной
школы мы выделили методы их воспитания: приучение, упражнение,
создание воспитывающей ситуации, стимулирования поведения и
деятельности, соревнование, поощрение и наказание. Общение с учителями
ОБЖ, с классными руководителями и учителями-предметниками, а также с
учащимися и целенаправленное наблюдение за их учебной деятельностью в
школе и беседы с родителями о их мнении об уровне ответственности и
дисциплинированности ребенка позволили нам сделать следующий вывод.
Проблема формирования дисциплинированности и ответственности у
будущих воинов своими корнями уходит в семейное воспитание. Мы
считаем, что деятельность учителей школы под руководством учителя ОБЖ
совместно с родительской общественностью класса и школы, а также
воспитательное пространство района способны данную проблему решить.
Библиографический указатель.
1. Акулкин Э.В., Соловьев В.М. Расширять знания школьников о
сознательной дисциплине //Советская педагогика № 2. 1985. С.19-
24.
2. Андрианов А.Е. Воспитание сознательной дисциплины у младших
школьников //Советская педагогика. 1940. №11-12. С. 94.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993. С.273
4. БеспалькоВ.П. Психологические парадоксы образования //Педагогика
№ 5 2000. С. 15- 16.
5. Блонский П.П. О наказаниях //На путях к новой школе. 1924. № 1.
С. 61.
6. Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся
//Коммунистическое просвещение. 1935. № 2. С. 73-74.
7. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания
//Педагогика № 5. 1997. С. 91-96.
8. Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000.
С. 22
9. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.6. М., 1979. С.377
10. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 27. С. 241
11. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием //Педагогика, №
4. 1998. С. 20
12. Лихачев Б.Т. Проблема целостности в воспитании //Советская
педагогика № 5. 1986. С.59
13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 270.
14. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность //Соч. – М.,
1958. Т. V. - С. 424-425.
15. Макаренко А.С. О «взрыве» //Соч. – М., 1958. Т. V. - С. 507.
15а. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей
//Соч. – М., Т V. – С.363.
Макаренко А.С. О коммунистической этике //Соч. – М., 1958. Т. V. -
С. 435-436.
16. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Соч. –
М., 1958. – Т. V .- С. 398.
17. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 284.
18. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т.4.М., 1951. С.22
20. Муравский А. Как относиться к вам, дети? Больной вопрос //Народное
просвещение. 1928. № 7. С. 117.
19. Народный учитель. 1928. № 1, 2
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред.
Чл.-корр. АП СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.:
Рус. Яз., 1986, 797 с.
21. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для
общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К.
Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,
2003. – 288 с.: ил.
22. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для
общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К.
Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,
2003. – 288 с.: ил.
23. Педагогика: Курс лекций. М., 1966.
24. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. С.9
25. Программно-методические материалы: Основы безопасности
жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – 2-е изд. – М.: Дрофа,
1999. – 128 с.
26. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный
учитель. 1929. № 1. С. 49.
27. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный
учитель. 1929. № 1. С. 49.
28. Середа В.З., Денисов М.Н. К вопросу о мерах поднятия
успеваемости и дисциплины //Просвещение на транспорте. 1927. № 4-
5, С. 82.
29. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975. – С.14.
30. Тарасов В. Дисциплина и среда //На путях к новой школе. 1926. №
5-6. С. 13.
31. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для
учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.:
«Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. – 125
с.: ил.
32. Ушинский К.Д Материалы к III тому «Педагогической антропологии»
//Собр. Соч. – М., 1950. – Т.10. – С. 390-391.
33. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274
Философский словарь. – М.:Политиздат. 1972. - 469 с.
34. Фридман Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика №
4. 1997. С.64
35. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в детучреждениях в связи
психологическими особенностями ребенка //Просвещение на
транспорте. 1927. № 1 . С. 201.
36. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в педучреждениях в связи
педологическими особенностями ребенка //Просвещение на
транспорте. 1927. № 2 . С. 20.
37. Шамахов Ф. Правильная организация педагогического процесса как
путь укрепления сознательной дисциплины в школе //Просвещение
Сибири. 1933. № 3-4. С.70.
38. Шацкий С.Т. Кто виноват? //На путях к новой школе. 1928. № 4. С.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9