Электробезопасность

испытательная установка, напряжение которой поднимается до пробоя в месте

повреждения (рис. 1-5, а). При устойчивых замыканиях в месте повреждения

для образования импульса используется испытательная установка, разрядник и

накопительная (зарядная) емкость или емкость неповрежденных жил (рис. 1-5,

б, в). В этом случае одновременно с разрядником происходит разряд в месте

повреждения КЛ. В процессе определения места повреждения звук разряда

периодически посылаемых импульсов прослушивается в месте повреждения

оператором с помощью деревянного стетоскопа или кабедеискателя с

пьезодатчиком, который преобразует механические колебания, возникающие в

грунте при разряде импульса, в электрические. Максимальный звук

соответствует месту повреждения. Метод используется при «заплывающих»

пробоях, одно- и многофазных повреждениях устойчивого характера (но не

металлических замыканий), при обрывах жил с заземлением в месте

повреждения. Современные кабелеискатели КАИ-73, КАИ-77 являются акустико-

индукционными и могут использоваться для акустического и индукционного

методов измерения.

Дополнительно отметим, что определенные трудности, возникающие при

дистанционном и топографическом методах определения места повреждения,

возникают ввиду однофазных замыканий на землю. В частности, импульсный

метод дает надежные результаты только при малом значении переходного

сопротивления в месте повреждения. В противном случае метод считается

непригодным. По этой причине в 1983 г. начинается промышленное изготовление

нового прибора типа Р5-12, принцип работы которого базируется на импульсной

локации во время горения дуги. В результате область использования

импульсного метода значительно расширяется. В частности, с его помощью

можно будет определять дефект кабельной линии при увлажненной изоляции и

даже «заплывающий» пробой.

При однофазных повреждениях КЛ (при металлическом замыкании на землю)

акустический метод непригоден. Индукционный метод в таких случаях также не

всегда эффективен. Только применение накладной рамки с соответствующим

шурфованием на трассе кабельной линии обеспечивает определение места

повреждения с необходимой точностью.

Применение индукционного метода при наличии переходного сопротивления в

месте однофазного повреждения вообще исключено, так как невозможно

устранить электромагнитное поле помех, которое создается током звуковой

частоты, стекающим с оболочки кабеля в землю. По указанным причинам

средства поиска однофазных повреждений необходимо совершенствовать. Так,

можно отметить индукционно-фазовый способ, который базируется на контроле

фазового сдвига тока, протекающего по поврежденной жиле кабельной линии. С

этой целью в целую и поврежденную жилы линии посылают токи кратной частоты,

например 1 и 10 кГц, которые создаются генераторным комплексом. Контроль

производится индукционным методом с помощью усовершенствованного приемно-

передающего переносного устройства. Место повреждения определяется по

изменению фазового угла тока на месте дефекта кабельной линии.

В связи с внедрением кабелей с пластмассовым покрытием определение места

локального повреждения ведется топографическим методом. Для этого

рекомендуется применять потенциальные методы, которые предусматривают

измерение разности потенциалов на поверхности земли, создаваемой током

растекания в месте повреждения. В основу одного из таких способов положено

сравнение двух сигналов звуковой частоты, создаваемых током в оболочке

кабеля и током растекания в земле. Генератор присоединяется к оболочке

кабеля и к земле. Приемная аппаратура содержит индукционный .датчик,

усилители обоих сигналов, потенциальные зонды и схему сравнения фазы

сигналов и стрелочный индикатор. Место повреждения устанавливается на

трассе линии по нулевому показанию индикатора.

Практика использования методов определения места повреждения в

городских сетях в значительной мере определяется местными условиями:

наличием необходимых аппаратов и приборов для измерений, навыками

персонала, определяющего место повреждения. В результате многолетнего опыта

ЛКС, располагающей необходимым набором средств для обнаружения повреждений,

выявлено следующее. В течение года на кабельных линиях напряжением 1—35 кВ

выполняется около 1100 работ по определению мест повреждений. Из них

уточняется на месте повреждения акустическим методом 93—94 % повреждений,

индукционных 3—5% и только 2 % повреждений не требуют уточнения.

Использование дистанционных методов распределяется следующим образом: 63 %

повреждений определяются индукционным методом, 1,5 % — мостовым на

постоянном токе и 1,5 % — методом колебательного разряда. Примерно 30—33 %

повреждений определяются без применения дистанционных методов. Метод

накладной рамки с предварительной шурфовкой применяется в единичных

случаях.

В сетях ЛКС имеется около 100 кабельных линий напряжением 6—110 кВ с

подводными переходами, которые имеют протяженность 30—11000 м. Методика

определения мест повреждений на таких линиях также осуществляется в два

этапа. Характерными видами повреждений КЛ на подводных участках являются

обрыв трех жил и пробой изоляции жилы при испытаниях, а также различные

повреждения линий в рабочем состоянии. При обрыве жил прожигание не

требуется, а при пробое изоляции во время испытаний прожигание не вызывает

особых трудностей. При повреждении линии, находящейся под рабочим

напряжением, без обрыва жил возникают затруднения при попытке снизить

переходное сопротивление в месте повреждения до 50—100 Ом. В таких случаях

применяется для определения места повреждения петлевой метод на постоянном

токе. В остальных случаях применяется импульсный метод.

При определении места повреждения на подводных участках применяется

ремонтное кабельное судно с бригадой водолазов, имеющей герметизированный

комплект акустического и индукционного датчиков. По результатам измерений

дистанционным методом судно с водолазами устанавливается в зоне

предполагаемого повреждения кабельной линии. Уточнение места повреждения

производится, как правило, акустическим методом, при этом водолаз с

датчиком передвигается по дну водоема по команде оператора, находящегося на

судне, в зависимости от сигналов, поступающих с датчика в зоне повреждения

линии. Электролаборатория в это время находится на подстанции и

поддерживает заданный режим подачи электрических импульсов в линию.

Выполнение измерений на подводных участках связано со следующими

трудностями: ремонтное судно не может быть установлено над подводной

трассой КЛ без отклонения, которое на речных протоках доходит до 20 м, в

море до 100 м; передвижение водолаза ограничено воздушным шлангом не более

25 м; в ряде случаев возникает необходимость размыва трассы гидромонитором,

так как кабели на подводных переходах укладываются в углубленные траншеи:

выход судна для измерений ремонта связан с погодными условиями. Поэтому

определение ест повреждения на подводных участках может длиться от двух ней

до одного месяца.

1.4. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

Наряду с общими требованиями техники безопасности, которые выполняются

при работах на кабельных линиях, существуют дополнительные для допуска к

работам на действующих линиях. Такой допуск необходим для проведения

следующих основных операций: всестороннее отключение линии; заземление

линии; определение линии на трассе; прокол кабеля и его заземление на месте

производства работ, разрезание кабеля и при необходимости вскрытие муфты.

На трассе перед ремонтом должны быть вскрыты все кабели и путем

тщательной проверки исполнительных чертежей определена линия, подлежащая

ремонту. Дополнительно к этому ремонтируемая линия определяется с помощью

переносных приборов индукционного типа.

[pic]

[pic]

После определения кабеля производится проверка отсутствия на нем

напряжения. Согласно ПТБ такая проверка должна производиться специальным

приспособлением, обеспечивающим прокол кабеля до жил и их заземление. При

этом в колодцах и туннелях приспособление должно иметь дистанционное

управление.

Выпускаемое промышленностью устройство с изолированной штангой и

сверлом громоздко и может применяться только в траншеях. В ЛКС совместно с

трестом № 45 Главзапстроя разработано пиротехническое устройство, которое

обеспечивает прокол ленточной брони и оболочки до жил с замыканием их между

собой и на землю. Устройство может применяться в любых условиях. На плите

устройства (рис. 1-7) установлен ствол, в котором имеется патронник и

поршень с пробойником, затвор с кольцом для завода в боевое положение,

фиксация которого производится с помощью чеки. Устройство закрепляется на

кабеле с помощью хомутов.

При работе устройства применяются пиротехнические патроны МПУ-2. Для

производства выстрела чека выдергивается с помощью капронового шнура, длина

которого принимается с учетом обеспечения безопасности оператора. Диаметр

прокалываемого кабеля 20—66 мм, масса прибора 4,2 кг. При работе устройство

заземляется, а также выполняются другие меры безопасности при работах с

пиротехническим инструментом.

2. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ВСКРЫТИИ МУФТ, РАЗРЕЗАНИИ КАБЕЛЯ

2.1. Перед вскрытием муфт или разрезанием кабеля необходимо

удостовериться в том, что эти операции будут производиться на том кабеле,

на каком нужно, что этот кабель отключен и выполнены технические

мероприятия, необходимые для допуска к работам на нём.

2.2. На рабочем месте подлежащий ремонту кабель следует определять:

при прокладке кабеля в туннеле, коллекторе, канале, по стенам

зданий—прослеживанием, сверкой раскладки с чертежами и схемами, проверкой

по биркам;

при прокладке кабелей в земле—сверкой их расположения с чертежами

прокладки. Для этой цели должна быть предварительно выполнена контрольная

траншея (шурф) поперек пучка кабелей, позволяющая видеть все кабели.

2.3. В тех случаях, когда нет уверенности в правильности определения

подлежащего ремонту кабеля, применяется кабелеискательный аппарат с

накладной рамкой.

2.4. На КЛ перед разрезанием кабеля или вскрытием соединительной муфты

необходимо проверить отсутствие напряжения с помощью специального

приспособления, состоящего из изолирующей Штанги и стальной иглы или

режущего наконечника. Приспособление должно обеспечить прокол или

разрезание брони и оболочки до жил с замыканием их между собой и на землю.

Кабель у места прокола предварительно прикрывается экраном. В туннелях,

коллекторах и колодцах такое приспособление допускается применять только

при наличии дистанционного управления.

2.5. Если в результате повреждений кабеля открыты все токоведущие жилы,

отсутствие напряжения можно проверить непосредственно указателем напряжения

без прокола.

2.6. Прокол кабеля выполняет ответственный руководитель работ или

допускающий либо под их наблюдением производитель работ. Прокалывать кабель

следует в диэлектрических перчатках и пользуясь предохранительными очками.

Стоять при проколе нужно на изолирующем основании сверху траншеи как можно

дальше от прокалываемого кабеля.

2.7. Для заземления прокалывающего приспособления используются

специальный заземлитель, погруженный в почву на глубину не менее 0,5 м, или

броня кабеля. Заземляющий проводник присоединяется к броне хомутами;

бронелента под хомутом должна быть очищена.

В тех случаях, когда бронелента подвергалась коррозии, допускается

присоединение заземляющего проводника к металлической оболочке.

При работах на кабельной четырехжильиой линии напряжением до 1000 В

нулевая жила отсоединяется с обоих концов.

3. ИСПЫТАНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЕГО

ОТКЛЮЧЕНИЕМ

3.1. ИСПЫТАНИЯ ТРАНСФОРМАТОРОВ.

Таблица 4.

Силовые трансформаторы, автотрансформаторы.

К – для трансформаторов напряжением 110 кВ и выше, а также для

трансформаторов мощностью 80 МВА и более производятся первый раз не

позднее, чем через 12 лет после ввода в эксплуатацию с учетом результатов

профилактических испытаний, а в дальнейшем – по мере необходимости в

зависимости от результатов измерений и состояния трансформаторов; для

остальных трансформаторов – по результатам их испытаний и состоянию.

Т – для трансформаторов, регулируемых под нагрузкой, производятся один

раз в год; для трансформаторов без РПН : главных трансформаторов подстанций

35 кВ и выше – не реже 1 раза в 2 года; для остальных трансформаторов – по

мере необходимости, но не реже 1 раза в 4 года; для трансформаторов,

установленных в местах усиленного загрязнения, - по местным инструкциям.

М – устанавливается системой ППР. Испытания трансформаторного масла

следует проводить согласно указаниям п. 4.16.

|Наименование |Вид |Нормы испытания |Указания |

|испытания |испыта| | |

| |ния | | |

| | | | |

|4.1. Определение | |Трансформаторы, прошедшие |При заполнении |

|условий включения |К |капитальный ремонт с полной |трансформаторов |

|трансформатора | |или частичной заменой обмоток |маслом с иными |

| | |или изоляции, подлежат сушке |характеристиками,|

| | |независимо от результатов |чем у слитого до |

| | |измерения. Трансформаторы, |ремонта, может |

| | |прошедшие капитальный ремонт |наблюдаться |

| | |без замены обмоток или |изменение |

| | |изоляции, могут быть включены |сопротивления |

| | |в работу без подсушки или |изоляции и tg ?, |

| | |сушки, а также при соблюдении |что должно |

| | |условий пребывания активной |учитываться при |

| | |части на воздухе. |комплекс ной |

| | |Продолжительность работ, |оценке состояния |

| | |связанных с разгерметизацией |трансформаторов |

| | |бака, не должна превышать: |Условия включения|

| | |1) для трансформаторов на |сухих |

| | |напряжение до\35 кВ—24 ч при |трансформаторов |

| | |относительной влажности до 75 |без сухих |

| | |% и 16ч при относительной |определяются в |

| | |влажности до 85 %; |соответствии с |

| | |2) для трансформаторов на |указаниями |

| | |напряжение 110 кВ и более—16 ч|завода-изготовите|

| | |при относительной влажности до|ля |

| | |75 % и 10 ч при относительной | |

| | |влажности до 85%. Если время | |

| | |осмотра трансформатора | |

|4.2. Измерение | |превышает указанное, но не | |

|сопротивления | |более чем в2 раза, то должна | |

|изоляции: |К, Т, |быть проведена контрольная | |

|1) обмоток с |М |подсушка трансформатора | |

|определением | | | |

|отношения R60/R15 | | | |

| | | | |

| | |Наименьшие допустимые значения| |

| | |сопротивления изоляции, при | |

| | |которых возможно включение | |

| | |трансформаторов в работу после| |

| | |капитального ремонта, |Производится как |

| | |регламентируются указаниями |до ремонта, так и|

| | |табл. 2 (приложение Э1.1) [1].|после окончания. |

| | |При текущем ремонте и | |

| | |межремонтных испытаниях |Измеряется |

| | |сопротивление изоляции R60 и |мегаомметром на |

| | |отношение R60/R15 не |напряжение 2500 |

| | |нормируются, но они не должны |В. Измерение |

| | |снижаться за время ремонта |производится по |

| | |более чем на 30 % и должны |схемам табл. 3 |

| | |учитываться при комплексном |(приложение Э1.1)|

| | |рассмотрении всех результатов |[1]. При текущем |

| | |измерений параметров изоляции |ремонте измерение|

| | |и сопоставляться с ранее |производится, |

| | |полученными. |если специально |

| | |Сопротивление изоляции не |для этого не |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать