Основные самолеты дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации - (книга)
p>Впервые самолет был поднят в воздух 20 января 1953 года экипажем во главе с летчиком-испытателем Ф. Ф. Опадчим.

Самолет отличался и оригинальной компановкой - устремленным вперед фюзеляжем, скошенным назад и слегка опущенным крылом. Его внешний вид отличала целесообразность и красота.

Особенностями самолета являлись и размещение ТРД на стыке крыла с фюзеляжем, и большие размеры бомбоотсека, шасси "велосипедного" типа, вместительные гермокабины и многое другое.

    Самолет являлся неожиданной новинкой в мировой практике

самолетостроения. Через некоторое время М4 модернизировали. На нем установили носовую штангу для дозаправки топливом в воздухе и ТРД АМ-3М с Ртрд=93. 2 кН, что нескольно улучшило его летно-технические характеристики. Самолет получил название М4А.

    Основные ЛТХ самолета М4 (М4А) были следующими:
    Lc ..................... 50. 48 m.
    Hc ..................... 12. 80 m.
    Lkp ................... 47. 20 m.
    Skp ................... 300 m2.
    Nтрд .................. 4 (АМ-3Д с Ртрд=85. 6 кН - М4;
    АМ-3М с Ртрд=93. 2 кН - М4А).
    Nап ................... 6 (c Кап=23 мм).
    Мбн ................... 12-40 т.
    Nл/сэк ............... 6-8 чел.
    Мс ..................... 82 т.
    Мс ............... 181 т. (190 т. с ТРД АМ-3М-М4А).
    взлмах
    Vmax .................. 900 км/ч (930 км/ч на Нпол=8. 5 км
    с Мс=135 т. - М4А).

Vкрейс ............... 800 км/ч (830 км/ч на Нпол=11 км - М4А). Нпр ................... 12. 150 км (с Мс=135 т);

    13. 7 км - М4А.
    Дмах .................. 9800 км (с Мбн=12 т);
    11850 км (с Мбн=12 т, с ТРД АМ-3М;
    с дозаправкой в воздухе - М4А).

Задача по созданию более совершенного тяжелого стратегического бомбардировщика вскоре была выполнена. В ОКБ В. М. Мясищева был создан самолет 201М, который вскоре был запещен в серийное производство и получил обозначение 3М. Впервые широкой публике самолет был показан на воздушном параде в Тушино в августе 1956 года.

    На западе самолет назвали "Bison"-"Бизон".
    Основные ЛТХ самолета 3М были следующими :
    Lc ..................... 48. 7-50. 48 m.
    Hc ..................... 12. 80 m.
    Lkp ................... 49-52--53. 14 m.
    Skp ................... 320 m2.

Nтрд .................. 4 (ВД-7 с Ртрд=127. 48 кН). АМ-3М с Ртрд=93. 2 кН - М4А). Мт ..................... 106 т.

    Nап ................... 6 (c Кап=23 мм).
    Мбн ................... 5-12-18-40 т.
    Nл/сэк ............... 6-7-8 чел.
    Мс ..................... 82 т.
    Мс ............... 190-210 т.
    взлмах
    Vmax .................. 930-960 км/ч (на Нпол=12 км).
    Vкрейс ............... 860 км/ч (на Нпол=12 км).
    Нпр ................... 12. 75-15 км.
    Дмах .................. 11050-13000 км (с Мбн=12 т);

В сентябре1959 года на самолете 103М (М4А) экипажи Н. Горшкова и Б. Степанова установили 10 мировых авиационных рекордов (авиарекордов).

В октябре 1959 г. экипажем А. С. Липко на самолете 201М было установлено несколько мировых авиарекордов для самолетов такого класса. Например, 29 октября самолет достиг Нпол=13. 121км с полезным грузом массой Мгр=55. 22т. Причем в этом полете были превышены семь мировых авиарекордов по подъему Мгр=30, 35, 40, 50, 55 т на Нпол=2 км.

30 октября в одном полете было установлено еще 7 мировых авиарекордов. Например, на дистанции (Lпол) в 1000 км была достигнута средняя скорость (Vср) полета 1028. 644 км/ч с Мгр=27.

Всего на самолетах 201М было установлено по 19 мировых авиарекордов. Было решено одновременно с созданием модифицированного стратегического бомбардировщика 3М с более экономичными двухконтурными ТРД и новым крылом разработать специализированный самолет для дозаправки бомбардировщиков в воздухе.

Бомбардировщик 3М и самолет-дозаправщик должны были иметь одинаковую конструкцию и ЛТХ для удобства их эксплуатации в строевых частях и, в частности, взаимодействия в совместных полетах, особенно при дозаправке топливом в воздухе.

В 1955 году был создан модифицированный стратегический бомбардировщик 3М, а несколько позже и унифицированный с ним самолет-дозаправщик 3МД (дозаправщик), отличавшийся от него наличием в бомбоотсеке заправочного оборудования.

Это позвлило выполнять дозаправку самолетов ДА по системе "шланг-конус штанга", когда дозаправляемый самолет и дозаправщик сближаются до нескольких десятков метров и устанавливают скорость полета (Vпол) в пределах 500-650 км/ч.

После чего дозаправляемый самолет вводит штангу в воронку, помещенную на конце гибкого шланга (длинна шланга (Lшл) равна примерно 15 м), выпускаемого самолетом-дозаправщиком.

Кроме 3МД на базе самолета 3М разрабатывался тяжелый военно-транспортный самолет (ТВТС) М28, который был бы двухпалубным и с грузовой рампой. Самолет М28 не был построен.

    Разрабатывался также и высотный вариант самолета 3Мю

Однако в 1960 году было принято необоснованное решение о закрытии ОКБ В. М. Мясищева, как бесперспективного. Это решение нанесло серьезный ущерб обороноспособности государства, так как привело к прекращению всех необходимых перспективных работ по ряду важнейших направлений развития отечественной ДА.

Стратегические бомбардировщики 3М состояли на вооружении ДА ВВС до конца 1980-х годов и были сняты с вооружения в соответствии с договором между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) 1979 г.

К сожалению, данный договор, как и в 1960-е годы, был, в основном, для нашего государства односторонним, что опять отрицательно сказалось на оборонительной способности (обороноспособности) нашего государства, в то время как США продолжали увеличивать боевую мощь САК ВВС за счет введения в строй новых СЗ тяжелых стратегических бомбардировщиков В-1А и ДЗ - В-2, а также СЗ КР ALCM и ДЗ - SRAM.

Еще в 1970-е годы в Центральный авиационный музей ВВС, расположенный в поселке городского типа (ПГТ) Монино был доставлен один из тяжелых стратегических

бомбардировщиков М4, что позволило сохранить его для истории. К сожалению, большая часть самолетов была просто разломана на части и разбросана на большой площади как бы для контроля американским разведывательным искусственным спутникам Земли (РИСЗ).

В июле 1986 года в Монинский музей был передан один из стратегических бомбардировщиков 3М, который стал 131-м крылатым экспонатом. 3М выполнил перелет и посадку посадку на ВПП длинной (Lвпп) около 1700 метров. В начале 1991 года в Монино прибыл стратегический дозаправщик 3МД. Самолеты В. М. Мясищева

    выпускались на АСЗ в городе Казань.
    Самолет ВМ-Т "Атлант"

В 1979 году была проведена большая работа по модификации трех самолетов 3МС-2 с целью создания на их базе специальных тяжелых военно-транспортных

самолетов (СТВТС) для доставки воздушным путем крупногабаритных конструкций универсальной ракетно-космической военно-транспортной системы (УРКВТС) "Энергия"-"Буран".

К этому времени уже все бомбардировщики 3М были переделаны в дозаправщики, поэтому работа велась с самолетом 3МС-2, имесшим большой запас прочности. Три самолета 3МС-2 прошли глубокую модификацию, у них, например, изменили форму носовой части, удлинили фюзеляжи на 7 метров, коренным образом перестроили вертикальное хвостовое оперение, сделав его двехкилевым, были изготовлены новые панели фюзеляжей и крыльев, обновили каркас фюзеляжей. Всего в этой работе было задействовано 10 заводов.

Три самолета-дозаправщика прошли ресурсные испытания в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С. А. Чаплыгина (Сиб НИИА). Один из них прошел статические испытания (статиспытания) на прочность в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в г. Жуковском, два других - летные испытания.

После модернизации самолетов их аэродинамическое качество (Каэр) уменьшилось с 18 до 12, что было приемлемым для транспортных самолетов. В 1980 году экипаж летчика-испытателя А. П. Кучеренко поднял в воздух один из новых СТВТС, получивших обозначение ВМ-Т (Владимир Мясищев транспортный)

    и название "Атлант".

ВМ-Т имел необратимое бустерное управление, Мсвзл=140 т и мог перевозить на верхней части фюзеляжа монолитные грузы массой до 50 тонн. В январе 1982 года состоялся 1-й испытательный полет ВМ-Т с центральным водородным блоком 2-й ступени ракетной системы, имевшим размерыЖ длину 45 м, диаметр 8 м и массу 32 т.

Самолет был загружен с помощью специального подъемно-козлового устройства (ПКУ-50) грузоподъемностью до 50 тонн, имевшего два пантографа-захвата

и способного прецизионными движениями вдоль рельсорых путей и поперек оси груза устанавливать грузы, имеющие большую "парусность", точно совмещая элементы крепления на грузе и на самолете при скорости сетра (U) до 15 м/с.

В марте 1982 года были выполнены полеты ВМ-Т по вариантам транспортировки каждого из 4-х блоков 1-й ступени ракеты-носителя "Энергия" и аппаратного отсека.

Сложнейшая транспортная операция по доставке основных элементов УРКВТС "Энергия"-"Буран" на аэродром Байконур вскоре была успешно выполнена. Позже самолет ВМ-Т был модифицирован, в частности, на нем в носовой части физюляжа была установлена штанга для дозаправки авиатопливом в воздухе. Он получил обозначение ВМ-ТА "Атлант-А".

20 августа 1989 года самолет ВМ-Т был впервые показан в полете с макетов водородного блока на воздушном параде в Тушино. Летом 1992-1993гг. самолет ВМ-Т был показан на авиационных праздниках "Мосаэрошоу"-92, -93. За длительный период полетной эксплуатации самолеты В. М. Мясищева и, в частности, 3МС-2 неоднократно модифицировались (схема 1), что позволяло им выполнять сложные и непривычные учебно-боевые задачи в любых условиях полетной обстановки.

Таким образом, самолеты 3МС-2 состоят на вооружении специальной авиации (СпА) ДА ВВС с середины 1980-х годов до настоящего времени.

    4. ПРОЕКТЫ И МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ В. М. МЯСИЩЕВА
    - 15
    Схема 1.

-------T-----------T------------T------------T--------------¬ ¦ ---+---¬ ------+------¬ ---+---¬ -------+-----¬ ------+----¬ ¦ ¦Ли-2 ¦ ¦ДВБ-102 (М2)¦ ¦Пе-2Б ¦ ¦ДИС-28К-107А¦ ¦пр. "РБ-17"¦ ¦ ¦1936г. ¦ ¦ 1941г. ¦ ¦1943г. ¦ ¦ 1944г. ¦ ¦ 1945г. ¦ ¦ L------- L----T-------- L--T---- L------------- L---------- ¦ ----------------+ L---T--------------¬

¦ ¦ ----------¬ ¦ -------------¬ ¦ ----------¬ ¦ ----------¬ ¦ ¦ ¦пр. "ВМ-1"¦ ¦ ¦пр. "ДВБ-109"¦ ¦ ¦ Пе-2Р ¦ ¦ ¦ Пе-3М ¦ ¦ +-+1940-е г. ¦ +--+ 1944г. ¦ +--+1940-е г. ¦ +--+1940-е г. ¦ ¦ ¦ L---------- ¦ L------------- ¦ L---------- ¦ L--------- ¦ ¦ ----------¬ ¦ -------------¬ ¦ ----------¬ ¦ -----------¬ ¦ ¦ ¦пр. "ВМ-4"¦ ¦ ¦пр. "ДВБ-202"¦ ¦ ¦ Пе-2М ¦ ¦ ¦ Пе-2 ¦ ¦ +-+1940-е г. ¦ +--+ 1944г. ¦ +--+1940-е г. ¦ +-+"Параван" ¦ ¦ ¦ L---------- ¦ L------------- ¦ L---------- ¦ ¦ 1940-е г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------- ¦ ¦ --------¬ ¦ -------------¬ ¦ ----------¬ ¦ --------¬ ¦ ¦ ¦ДБВ-108¦ ¦ ¦пр. "ДВБ-303"¦ ¦ ¦ Пе-3 ¦ ¦ ¦ Пе-2И ¦ ¦ L-+ 1944г. ¦ L--+ 1944г. ¦ L--+1940-е г. ¦ L---+1944 г. ¦ ¦ L-------- L------------- L---------- L------- +-------T--------T-------------T----------------T------------¬ ¦ ---+---¬ ---+---¬ -------+-------¬ -------+------¬-----+----¬ ¦ ¦103 М ¦ ¦ М 50 ¦ ¦пр. "40""Буран"¦ ¦ М-17 ¦¦ "Гжель" ¦ ¦ ¦1953г. ¦ ¦1960г. ¦ ¦ 1979-е г. ¦ ¦"Стратосфера"¦¦1990-е г. ¦ ¦ L--T---- L--T---- L------T-------- ¦ 1980-е г. ¦L--------- ¦ ----- ¦ ------+-----¬ L------T------

    ¦ ¦-------¬ ¦ ¦пр. изд. "48"¦ ------+-----¬
    ¦ ¦¦ М4 ¦ ¦ ¦ 1970-е г. ¦ ¦ М-55 ¦
    ¦ ++1954г. ¦ ¦ L------------ ¦"Геофизика"¦
    ¦ ¦L------- L-----------------¬ ¦ 1980-е г. ¦
    ¦ ¦----------¬ ----------¬ -----+----¬ L-----------
    ¦ ¦¦ М-29 ¦ ¦пр. 3М-ВВ ¦ ¦ пр. "52" ¦
    ¦ ++1950-е г. ¦-+1950-е г. ¦ ¦1960-е г. +¬
    ¦ ¦L----------¦L---------- L----------¦

¦ ¦--------¬ ¦--------¬ ¦----------¬ ----------¬ ¦ ¦¦ М4А ¦ ¦¦пр. "25"¦ ¦¦ пр. "53" ¦ ¦пр. "55А" ¦ ¦ ++ 1954г. ¦ ++ 1952г. ¦ ++1960-е г. ¦-+1960-е г. ¦ ¦ ¦L-------- ¦L-------- ¦L----------¦L----T---- ¦ ¦---------¬ ¦----------¬ ¦----------¬¦-----+----¬ ¦ ¦¦201М(М6)¦ ¦¦ пр. М28 ¦ ¦¦ пр. "56" ¦¦¦пр. "55Б" ¦ ¦ L+ 1955г. ¦ ++1950-е г. ¦ ++1960-е г. ¦¦¦1960-е г. ¦ ¦ L---T----- ¦L---------- ¦L----------¦L----T---- ¦ ----+---¬ ¦--------¬ --------¬ ¦----------¬¦-----+----¬ ¦ ¦ 3М ¦ ¦¦ СДР ¦ ¦ М-12 ¦ ¦¦ пр. "55" ¦¦¦пр. "55В" ¦ ¦ ¦1955 г. +--++1967 г. +--+1967 г. ¦ L+1960-е г. +-¦1960-е г. ¦ ¦ L---T---- L-------- L-------- L---------- L--------- ¦ ----+---¬----------¬--------¬--------------¬-----------------¬ ¦ ¦ 3МД ¦¦ 3МС ¦¦ 3МС-2 ¦¦ВМ-Т "Атлант"¦¦ВМ-ТА "Атлант-А"¦ ¦ ¦1955 г. ++1970-е г. ++1980 г. ++ 1980-е г. ++ 1980-е г. ¦ ¦ L--------L----------L--------L--------------L---------------- ¦ ----------¬

    ¦ ¦Дирижабль¦
    L----+1990-е г. ¦
    L---------
    - 16
    Перечень контрольных вопросов

Контрольные вопросы предназначены для самостоятельной проверки знаний (самоконтроля), полученных студентами после изучения ими данного учебного учебного материала на самоподготовках перед написанием контрольных работ и сдачей семестрового по к. 40 и выпускного экзаменов по военной подготовке.

Вопросы подразделяются на основные (обязательные для ответов) и дополнительные (для желающих ответить).

    Основные вопросы

1. Определение, предназначение, кодовое наименование NATO самолета 3МС-2.

    2. Общая характеристика конструкции самолета 3МС-2.

3. Основные составные части самолета 3МС-2, их предназначение. 4. Основные характеристики основных частей самолета 3МС-2 (планера, шасси).

5. Данные об экипаже самолета 3МС-2 (состав, размещение, обязанности). 6. Основные характеристики силовой установки самолета 3МС-2. 7. Предназначение и состав вооружения самолета 3МС-2.

    8. Основные ЛТХ самолета 3МС-2.
    9. Проекты самолета 3МС-2 и его модификации.
    Дополнительные вопросы

1. Опыт проектирования, моделирования, постройки и испытаний самолета 3МС-2.

    2. Американский (NATO) аналог самолета 3МС-2.
    3. Участие самолета 3МС-2 в показах (аэрошоу).
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В результате изучения материала пособия студенты должны
    знать:
    -внешний вид;
    -определение;
    -предназначение;
    -кодовое наименование NATO;

-основные ЛТХ (данные самолета в целом, его основных частей планера (фюзеляжа, крыла, оперения), шасси и силовой установки); -ответы на основные контрольные вопросы.

    изучить:
    -данные об оборудовании самолета;
    -данные об авиационном вооружении;
    -данные об экипаже;
    - 17
    - летные характеристики самолета.
    Ознакомиться:
    - с перечнем основных сокращений (обозначений, индексов);
    - с дополнительными данными;
    - с проектами самолета и его модификациями;
    - с дополнительными контрольными вопросами.

После изучения материала пособия по общей характеристике самолета 3МС-2 студенты приступают к изучению материала пособия по общей характеристике самолета Ил-78.

    Таблица 6

-------T-------T------------------------------------------T------------¬ ¦ N ¦ Усл. ¦ Основные понятия ¦ Прим. ¦ ¦ пп ¦ сокр. ¦ ¦ ¦ +------+-------+------------------------------------------+------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +------+-------+------------------------------------------+------------+ ¦ ¦ ¦ А ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ААВ ¦ Артиллерийское авиационное вооружение ¦ ¦ ¦ 2 ¦ АБ ¦ Авиационная бомба ¦ ¦ ¦ 3 ¦ АП ¦ Авиационная пушка ¦ ¦ ¦ 4 ¦ АСЗ ¦ Авиастроительный завод ¦ ¦ ¦ 5 ¦ аэ ¦ Авиационная эскадрилия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Б ¦ ¦ ¦ 6 ¦ БА ¦ Бомбардировочная авиация ¦ ¦ ¦ 7 ¦ БК ¦ Боекомплект ¦ ¦ ¦ 8 ¦ БЧ ¦ Боевая часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ В ¦ ¦ ¦ 9 ¦ ВВС ¦ Военно-воздушные силы ¦ ¦ ¦ 10 ¦ ВКК ¦ Высотно-компенсирующий костюм ¦ ¦ ¦ 11 ¦ ВМФ ¦ Военно-морской флот ¦ ¦ ¦ 12 ¦ ВПП ¦ Взлетно-посадочная полоса ¦ ¦ ¦ 13 ¦ ВПХ ¦ Взлетно-посадочные характеристики ¦ ¦ ¦ 14 ¦ ВС ¦ Вооруженные силы ¦ ¦ ¦ 15 ¦ ВСУ ¦ Вспомогательная силовая установка ¦ ¦ ¦ 16 ¦ ВТА ¦ Военно-транспортная авиация ¦ ¦ ¦ 17 ¦ ВТО ¦ Высокоточное оружие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Г ¦ ¦ ¦ 18 ¦ г. ¦ Год, город ¦ ¦ ¦ 19 ¦ ГВ ¦ Гражданский вариант ¦ ¦ ¦ 20 ¦ гг. ¦ Годы ¦ ¦ ¦ 21 ¦ гр. ¦ Градус ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Д ¦ ¦ ¦ 22 ¦ ДА ¦ Дальняя авиация ¦ ¦ ¦ 23 ¦ дБ ¦ Децибелл ¦ ¦ ¦ 24 ¦ ДБА ¦ Дальняя бомбардировочная авиация ¦ ¦ ¦ 25 ¦ ДД ¦ Дальность действия ¦ ¦ ¦ 26 ¦ диам. ¦ Диаметр ¦ ¦ L------+-------+------------------------------------------+------------ - 18

    Таблица 6 (продолжение)

-------T-------T-------------------------------------------T-----------¬ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +------+-------+-------------------------------------------+-----------¦ ¦ 27 ¦ ДЗ ¦ Дозвуковой (-ая, -ое, -ые) ¦ ¦ ¦ 28 ¦ ДК ¦ Двухконтурный ¦ ¦ ¦ 29 ¦ др. ¦ Другой (-ая, -ое, -ие) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Е ¦ ¦ ¦ 30 ¦ ед. ¦ Единица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ З ¦ ¦ ¦ 31 ¦ ЗШ ¦ Защитный шлем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ И ¦ ¦ ¦ 32 ¦ ИАС ¦ Инженерно-авиационная служба ¦ ¦ ¦ 33 ¦ им. ¦ Имени ¦ ¦ ¦ 34 ¦ ИПМ ¦ Исходный пункт маршрута ¦ ¦ ¦ 35 ¦ ИСЗ ¦ Искусственный спутник Земли ¦ ¦ ¦ 36 ¦ ИТС ¦ Инженерно-технический состав ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ К ¦ ¦ ¦ 37 ¦ К, кал. ¦ Калибр ¦ ¦ ¦ 38 ¦ кг ¦ Килограмм ¦ ¦ ¦ 39 ¦ кг/с ¦ Килограм/секунда ¦ ¦ ¦ 40 ¦ кг/ч ¦ Килограм/час ¦ ¦ ¦ 41 ¦ КИП ¦ Командно-измерительный пункт ¦ ¦ ¦ 42 ¦ КИС ¦ Крыло изменяемой стреловидности ¦ ¦ ¦ 43 ¦ КК ¦ Командир корабля ¦ ¦ ¦ 44 ¦кл"В-П"¦ Класса "воздух-поверхность" ¦ ¦ ¦ 45 ¦ км ¦ Километр ¦ ¦ ¦ 46 ¦ КМ ¦ Кислородная маска ¦ ¦ ¦ 47 ¦ км/ч ¦ Километр/час ¦ ¦ ¦ 48 ¦ КОУ ¦ Командир огневых установок ¦ ¦ ¦ 49 ¦ КП ¦ Командный пункт ¦ ¦ ¦ 50 ¦ КПН ¦ Конструктивно-производственный недостаток ¦ ¦ ¦ 51 ¦ КР ¦ Крылатая ракета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Л ¦ ¦ ¦ 52 ¦ л ¦ Литр ¦ ¦ ¦ 53 ¦ л/с ¦ Летный (личный) состав ¦ ¦ ¦ 54 ¦ ЛТХ ¦ Летно-тактические (-технические) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики ¦ ¦ ¦ 55 ¦ ЛХ ¦ Летные характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ М ¦ ¦ ¦ 56 ¦ м ¦ Метр ¦ ¦ ¦ 57 ¦ М ¦ Маха Число ¦ ¦ ¦ 58 ¦ МВ ¦ Маловысотный (-ая, -ое, -ые) ¦ ¦ ¦ 59 ¦ мин. ¦ Минута ¦ ¦ ¦ 60 ¦ мм ¦ Миллиметр ¦ ¦ ¦ 61 ¦ МО ¦ Министерство обороны ¦ ¦ ¦ 62 ¦ м/с ¦ Метр/секунда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Н ¦ ¦ ¦ 63 ¦ НАТО ¦ Организация Северо-Атлантического договор ¦ ¦ ¦ ¦(NATO) ¦ (Noth Atlantic Treaty Organization) ¦ ¦ ¦ 64 ¦ НИИ ¦ Научно-исследовательский институт ¦ ¦ ¦ 65 ¦ НК ¦ Навигационный комплекс ¦ ¦ ¦ 66 ¦ НПО ¦ Научно-производственное объединение ¦ ¦ L------+-------+-------------------------------------------+----------- - 19

    Таблица 6 (продолжение)

-------T-------T------------------------------------------T------------¬ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +------+-------+------------------------------------------+------------+ ¦ 67 ¦ НЦ ¦ Наземная цель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ О ¦ ¦ ¦ 68 ¦ ОАВС ¦ Оборонительное авиавооружение самолета ¦ ¦ ¦ 69 ¦ оз. ¦ Озеро ¦ ¦ ¦ 70 ¦ ОКБ ¦ Опытно-конструкторское бюро ¦ ¦ ¦ 71 ¦ ОК РЭБ¦ Оборонительный комплекс радио- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электронной борьбы ¦ ¦ ¦ 72 ¦ ОСП ¦ Особый случай в полете (обычные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства поражения) ¦ ¦ ¦ 73 ¦ ОСТО ¦ Оборонная спортивно-техническая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ П ¦ ¦ ¦ 74 ¦ ПГТ ¦ Поселок городского типа ¦ ¦ ¦ 75 ¦ ПВО ¦ Противовоздушная оборона ¦ ¦ ¦ 76 ¦ ПКК ¦ Помощник командира корабля ¦ ¦ ¦ 77 ¦ ПКР ¦ Противокорабельная ракета ¦ ¦ ¦ 78 ¦ ПКУ ¦ Подъемно-козловое устройство ¦ ¦ ¦ 79 ¦ ПЛАРБ ¦ Подводная лодка атомная с ракетами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ баллистическими ¦ ¦ ¦ 80 ¦ ПНС ¦ Пилотажно-навигационная система ¦ ¦ ¦ 81 ¦ ППМ ¦ Поворотный пункт маршрута ¦ ¦ ¦ 82 ¦ ППС ¦ Передняя полусфера ¦ ¦ ¦ 83 ¦ пр. ¦ Проект ¦ ¦ ¦ 84 ¦ ПРЛР ¦ Противорадиолокационная ракета ¦ ¦ ¦ 85 ¦ ПУ ¦ Пусковое устройство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Р ¦ ¦ ¦ 86 ¦ РАВ ¦ Ракетно-артиллерийское вооружение ¦ ¦ ¦ 87 ¦ РВСН ¦ Ракетные войска стратегического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначения ¦ ¦ ¦ 88 ¦ РЗП ¦ Разрешенная зона пуска ¦ ¦ ¦ 89 ¦ РЛ ¦ Радиолокационный (-ая, -ое, -ые) ¦ ¦ ¦ 90 ¦ РЛС ¦ Радиолокационная станция ¦ ¦ ¦ 91 ¦ РП ¦ Руководитель полетов ¦ ¦ ¦ 92 ¦ РУД ¦ Рычаг управления двигателем ¦ ¦ ¦ 93 ¦ РФ ¦ Российская Федерация ¦ ¦ ¦ 94 ¦ РЭБ ¦ Радиоэлектронная борьба ¦ ¦ ¦ 95 ¦ РЭО ¦ Радиоэлектронное оборудование ¦ ¦ ¦ 96 ¦ РЭП ¦ Радиоэлектронное подавление ¦ ¦ ¦ 97 ¦ РЭС ¦ Радиоэлектронные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ С ¦ ¦ ¦ 98 ¦ с ¦ Секунда ¦ ¦ ¦ 99 ¦ САСРМ ¦ Система автоматического следования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рельефу местности ¦ ¦ ¦ 100 ¦ САУ ¦ Система автоматизированного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления ¦ ¦ ¦ 101 ¦ СБТ ¦ Старший борттехник ¦ ¦ ¦ 102 ¦ СВЖ ¦ Самолетовождение ¦ ¦ ¦ 103 ¦ СВСР ¦ Старший воздушный стрелок радист ¦ ¦ ¦ 104 ¦ СЗ ¦ Сверхзвуковой (-ая, -ое, ые) ¦ ¦ ¦ 105 ¦ СК ¦ Стартовый комплекс ¦ ¦ ¦ 106 ¦ СРБ ¦ Стратегический ракетоносец- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бомбардировщик ¦ ¦ ¦ 107 ¦ СССР ¦ Союз советских социалистических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ республик ¦ ¦ L------+-------+------------------------------------------+------------ - 20

    Таблица 6 (продолжение)

-------T-------T------------------------------------------T------------¬ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +------+-------+------------------------------------------+------------+ ¦ 108 ¦ СТВТС ¦ Специальный тяжелый военно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ транспортный самолет ¦ ¦ ¦ 109 ¦ США ¦ Соединенные Штаты Америки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Т ¦ ¦ ¦ 110 ¦ т ¦ Тонна ¦ ¦ ¦ 111 ¦ т. к. ¦ Так как ¦ ¦ ¦ 112 ¦ ТРДДФ ¦ Турбореактивный двигатель двухконтурный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ форсированный (турбовентиляторный) ¦ ¦ ¦ 113 ¦ т/с ¦ Тонна/сила ¦ ¦ ¦ 114 ¦ ТТХ ¦ Тактико-технические характеристики ¦ ¦ ¦ 115 ¦ Ту-160¦ "Туполев"-160 (обозначение самолета) ¦ ¦ ¦ 116 ¦ ТХ ¦ Технические характеристики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ У ¦ ¦ ¦ 117 ¦ УАВС ¦ Ударное авиавооружение ¦ ¦ ¦ 118 ¦ УАР ¦ Управляемая авиаракета малой ¦ ¦ ¦ ¦ МДД ¦ дальности действия ¦ ¦ ¦ 119 ¦ УКАР ¦ Управляемая крылатая авиаракета ¦ ¦ ¦ ¦ БДД ¦ большой дальности действия ¦ ¦ ¦ 120 ¦ УКАР ¦ Управляемая крылатая авиаракета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средней дальности действия ¦ ¦ ¦ 121 ¦ УР ¦ Управляемая ракета ¦ ¦ ¦ 122 ¦ УРКВТС¦ Универсальная ракетно-космическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ военно-транспортная система ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ф ¦ ¦ ¦ 123 ¦ ФА ¦ Фронтовая авиация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ц ¦ ¦ ¦ 124 ¦ ЦАГИ ¦ Центральный аэрогидродинамический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ институт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ч ¦ ¦ ¦ 125 ¦ ч. ¦ Час ¦ ¦ ¦ 126 ¦ чел. ¦ Человек ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ш ¦ ¦ ¦ 127 ¦ шир. ¦ Ширина ¦ ¦ ¦ 128 ¦ ШК ¦ Штурман корабля ¦ ¦ ¦ 129 ¦ ШО ¦ Штурман оператор ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Э ¦ ¦ ¦ 130 ¦ ЭВМ ¦ Электронно-вычислительная машина ¦ ¦ ¦ 131 ¦ эк. ¦ Экипаж ¦ ¦ ¦ 132 ¦ ЭЛТ ¦ Электронно-лучевая трубка ¦ ¦ ¦ 133 ¦ ЭПР ¦ Эффективная поверхность рассеяния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Я ¦ ¦ ¦ 134 ¦ ЯО ¦ Ядерное оружие ¦ ¦ L------+-------+------------------------------------------+------------

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
    Источники открытой информации
    1. Авиация : Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищев.
    М. : Большая Российская Энциклопедия (БРЭ), 1994. - 736 с.
    - 21
    2. Андреев И. А. Боевые самолеты/Иллюстрации Захаров А. Н.

М. :А/О Книга и бизнес, ООО Прострекс, А/О Кром, 1992. ,-160с.

3. Зуенко Ю. А. ,Коростелев С. Е. Боевые самолеты России. -м. :

    Элакос, 1994. -192с. ,ил.
    4. Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчес
    тва. -М. :Наука, 1988. -248с.

5. Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность. -М. : Изд.

    отдел ЦАГИ, 1991. -400с.
    6. Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. Моно

графия. -3-е изд. ,испр. и доп. -м. :Воениздат, 1990. -320с.

7. Развитие самолетов мира/Р. И. Виноградов, А. Н. Пономарев.

    -М. :Ма шиностроение. 1991. -384с.
    8. Российское ракетное оружие 1943-1993 гг. : Справоч
    ник. /Под ред. Карпенко А. В. СПб. : ПИКА LТD, 1993. -180С.

9. Самолеты конструкторского бюро имени А. Н. Туполева. "ТУ"

    М. ,1989, :Изд. N6/189591-П89. -24c
    10. Советская авиация 92. Настенный перекидной календарь.

Авт. фотогр. :Ю. Бродовский, В. Волков, В. Гребнев, Р. Денисов,

В. Карпий, В. Козловский, А. Кремко, И. Попов, А. Пушкарев, С. Скри

пников, Ю. Шифрин, Ю. Шогин, В. Яцина. Художники Голубев С. Н. ,

    Лебедев В. В. -М. :Машиностроение, 1991.
    11. Творцы отечественной авиации. 32 открытки. Автор вступ.

ст. И. М. Буров. Худ. А. Г. Кручина. -М7. :Изобразительное искус

    ство, 1989.
    12. Сосhran T. В. & other. Soviet nuclear weapons. Harper &
    Row, Publisher, New-York, 1989, -461 p.

13. Green, William: Observer's Aircraft. N 1 WARNE - London.

    1984. -256p.

14. Kopennaqen, Wilfred und Dr. Rolf Nenstedt: Das qrobe Fin

qzenqtypenbnch. -VEB. Verbaq fur VerRenrsutesen. Berlin, 1977, -624s. 15. Kopennaqen, Wilfred: Sowjetische Bomden-fluqzenqe. -1. Aufl. Berlin: Transpress, 1989, -208s. :201 add. ,16 Taf. ,4 Tab.

    16. Modern soviet weapons. Edited by Ray Bonds. London-New
    York. 1986, -480p.
    Источники оперативной информации.
    Журналы

1. //Авиация и космонавтика. -1991, -NN 2, 10-12; 1992. -NN 1-7,

    9, 11, 12; 1993. -NN 1-7, 9, 10; 1994. -NN 3, 4.
    2. //Гражданская авиация. -1994. -N 7.

3. //Крылья Родины. 1991. - NN 1-3, 5, 7, 12; 1992. -NN 1-4, 6, 8;

    1993. -NN 1, 2, 7, 8, 11, 12; 1994. -N 7.
    4. //Проблемы авиационной и космической техники (ПАКТ).
    -1993. NN 1; 1994. N 1.
    5. //Техническая информация. -1991. -NN 23, 24.
    6. //"AIR ET COSMOS". -1991. 8-14. VII. N 1339.
    7. //PRZEGLAD KONSTRUKCJI LOTNICZYCH N 17(5/93) Tu-160. War
    szawa. 1993.
    Газеты
    1. //Авиатор. -1994. N 6.
    - 22

2. //Воздушный транспорт . -1992. -NN 16, 18, 45, 47, 49; 1993. -N 8; 1994&-Т 43.

    3. //День. 1993. -N 16.

4. //Красная звезда. - 1977. -27. 09; 1985. -17. 07; 1986. -05. 04,

24. 06, 23. 08, 31. 12; 1987. -24. 01, 31. 01, 13. 08, 16. 08, 10. 09;

1988. -25. 02, 19. 03; 1989. -12. 04, 29. 04, 23. 07, 19. 08, 22. 08,

17. 09, 10. 10, 11. 11, 16. 12; 1990. -01. 05, 28. 06; 1991. - 31. 07,

13. 08, 06. 09, 14. 09, 02. 10, 26. 10, 20. 12; 1992. -20. 02, 27. 02, 07. 03, 27. 03, 14. 04606. 05, 19. 06, 27. 07, 28. 07, 04. 08, 05. 08, 15. 08,

09. 10, 23. 10, 27. 10, 15. 12; 1993. -10. 01, 13. 01, 13. 03, 17703, 17. 04, 16. 05, 20. 05, 21. 05, 27. 05, 01. 07, 07. 07, 22. 07, 29. 07, 22. 09, 24. 09, 06. 10, 21. 10, 26. 10, 22. 11; 1994. -NN 18, 20-22, 32, 91, 92, 109, 169, 174, 188, 190-192, 226, 227, 237.

    5. // Правда. - 1989. -N 230.
    СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист ................................................................ 1 Входные данные ................................................................ 2 Введение ......................................................................... 3 1. Общие данные(общий вид, определение, предназначе

ние, кодовое наименование NАТО) ..................................... 3

1. 1. Общий вид ............................................................... 3

1. 2. Определение ............................................................ 5

1. 3. Предназначение ....................................................... 5

1. 4. Кодовое наименование NАТО ....................................... 5

    2. Основные летно-тактические(технические)характе

ристики ........................................................................ 5

2. 1. Характеристика самолета .......................................... 5

2. 2. Характеристика силовой установки ............................ 6

2. 3. Характеристика авиационного вооружения ................... 7

2. 4. Данные об экипаже ................................................... 8

2. 5. Летная характеристика ............................................. 9

3. Дополнительные данные ................................................ 10 4. Проекты и модификации самолета 3МС-2 ......................... 14 Перечень контрольных вопросов .................................... 16

Заключение ................................................................ 16

Перечень основных сокращений ..................................... 17

Перечень источников информации .................................. 20

Содержание ................................................................ 22

Выходные данные ......................................................... 23

Для заметок ............................................................. 24

    Станислав Владимирович Мызников
    Основные самолеты
    дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации
    Военно-воздушных сил
    Вооруженных сил Российской Федерации
    КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК
    Часть I. Основные самолеты дальней авиации
    Военно-воздушных сил Вооруженных сил
    Российской Федерации
    I. 6. Общая характеристика самолета 3МС-2
    Редактор А. М. Брежнев
    Литеретурный редактор Л. В. Омельянович
    Лицензия N 020456 от 04. 03. 92
    Подписано в печать 25. 10. 94. Формат 60х84 1/16. Бумага
    писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2, 09. Усл. кр. -отт.
    8, 37. Уч. -изд. л. 2, 25. Тираж 100 экз. С 627

Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет). Военная кафедра (цикл 1)

    117454 Москва, просп. Вернадского, 78 (тел. 434-93-01)
    Д Л Я З А М Е Т О К

---------------------------------------------------------------

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать