Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности - (реферат)
p>1. Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, по государственным ценам.

2. В соответствии с антимонопольным законодательством государство имеет право регулировать цены на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Перечень видов продукции, по которым применяется государственное регулирование цен, устанавливается Советом Министров РСФСР.

    Статья 24. Финансовые и кредитные отношения

1. Источником формирования финансовых ресурсов предприятия является прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

2. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Банк или его отделение по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

3. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины.

Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с законодательством РСФСР.

    Статья 25. Внешнеэкономическая деятельность

1. Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РСФСР.

На экспорт отдельных видов продукции по перечню, определенному Советом Министров РСФСР, устанавливается государственная монополия. 2. Валютные взаимоотношения предприятия с республиканским и местными бюджетами регулируются законодательством РСФСР. Валютная прибыль предприятия после уплаты налогов в республиканские и местный бюджеты используется предприятием самостоятельно.

    Иные изъятия валютных средств предприятия запрещаются.

3. Предприятие имеет право пользоваться кредитом советских и зарубежных банков и коммерческим кредитом в иностранной валюте, а также приобретать валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических лиц и граждан в порядке, установленном законодательством.

    Статья 26. Трудовые отношения

1. Отношения работника и предприятия, возникшие на основе трудового договора, регулируются законодательством РСФСР о труде. Отношения работника и предприятия, возникшие на основе договора о членстве в хозяйственном товариществе, регулируются гражданским законодательством РСФСР и учредительными документами товарищества. 2. Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятий, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно.

3. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия.

    Статья 27. Социальная деятельность

1. Социальное развитие, улучшение условий труда, обязательное социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников предприятия и членов их семей регулируются законодательством РСФСР.

2. Предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

3. Предприятие может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

    Статья 28. Контроль за деятельностью предприятия

1. Предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РСФСР.

Предприятие предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации.

Предприятие публикует данные о своей деятельности, включая годовые балансы, в порядке, установленном законодательством РСФСР. 2. Предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяется Советом Министров РСФСР.

3. За искажение государственной отчетности должностные лица предприятия несут установленную законодательством РСФСР материальную, административную и уголовную ответственность. 4. Налоговые, природоохранные, антимонопольные и другие государственные органы, на которые законодательством РСФСР возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют ее по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции. Предприятие имеет право не выполнять требований этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимся к предмету контроля.

    Результаты проверок сообщаются предприятию.
    Статья 29. Ответственность предприятия

1. За нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью населения, а равно нарушение иных правил предпринимательской деятельности, предприятие несет ответственность в соответствии с законодательством РСФСР.

2. Предприятие обязано возместить ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции. 3. Деятельность предприятия, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в результате которой причинен вред охраняемым законом правам и интересам граждан и государства либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации до устранения допущенных нарушений (в ред. Закона Российской Федерации от 1 июля 1993 года N 5304-1).

    ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    Статья 30. Основы управления предприятием

1. Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РСФСР и уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затрат на их содержание.

2. Собственник имущества осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через уполномоченные им органы. Собственник или уполномоченные им органы могут полностью или частично делегировать эти права высшему органу управления предприятием (совету, правлению и др. ), предусмотренному его уставом.

3. Особенности управления предприятиями отдельных организационно-правовых форм регулируются соответствующими законодательными актами РСФСР.

    Статья 31. Руководитель предприятия

1. Найм (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника имущества предприятия и реализуется им непосредственно, а также через уполномоченные органы, которым делегированы права по управлению предприятием. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии, в имуществе которого вклад государства или местного Совета составляет более 50%, это право реализуется учредителем предприятия совместно с трудовым коллективом.

2. При найме (назначении, избрании) руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником имущества и трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. 3. Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

4. Руководитель предприятия может быть освобожден от занимаемой должности до истечения срока договора (контракта) по основаниям, предусмотренным договором или законодательством РСФСР.

    Статья 32. Трудовой коллектив предприятия

1. Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.

2. Трудовой коллектив предприятия, независимо от его организационно-правовой формы:

- решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; - рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия;

- определяет перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот из фонда трудового коллектива; - определяет и регулирует формы и условия деятельности на предприятии политических партий, религиозных и других общественных организаций.

3. Трудовой коллектив государственного или муниципального предприятия, в имуществе которого вклад государства или местного Совета составляет более 50%:

- (абзац признан не действующим на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288);

- совместно с учредителем предприятия определяет условия контракта при найме руководителя;

- принимает решения о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия;

- (абзац признан не действующим на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288);

4. Порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива определяются в соответствии с законодательством РСФСР. На государственных и муниципальных предприятиях, а также предприятиях, в имуществе которых вклад государства или местного Совета составляет более 50%, полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом - советом трудового коллектива.

5. Взаимоотношения трудового коллектива с предпринимателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в в прибыли предприятия регулируются законодательством РСФСР, уставом и коллективным договором. Споры, возникающие при заключении и исполнении коллективного договора, разрешаются в порядке, установленном законодательством РСФСР.

    Глава VI. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    Статья 33. Порядок учреждения предприятия

1. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР.

Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений (единиц) с сохранением за данными структурными подразделениями (единицами) существующих обязательств перед предприятием.

Предприятие также может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РСФСР. Споры по вопросам выделения и разделения предприятий решаются судом или арбитражным судом.

2. Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании и договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно-правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образование фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Устав предприятия утверждается его учредителем (учредителями). На государственном и муниципальном предприятии, а также предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем (учредителями) совместно с трудовым коллективом. 3. Предприятие считается учрежденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации (в ред. Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-1).

    Статья 34. Государственная регистрация предприятия.

1. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия.

Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для включения в Государственный реестр.

Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. 2. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

    - заявление учредителя;
    - устав предприятия;
    - решение о создании предприятия или договор учредителей;
    - свидетельство об уплате государственной пошлины.

4. Решение о регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате государственной пошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

5. При внесении изменений и дополнений в учредительные документы предприятия и при изменении организационно-правовой формы предприятия учредитель обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения Совету зарегистрировавшему предприятие.

    Статья 35. Отказ в регистрации предприятия

1. Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного настоящим Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РСФСР.

Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в трехдневный срок в письменной форме учредителю предприятия.

2. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в арбитражном суде. Предприниматель может взыскать через арбитражный суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия (в ред. Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-1)

    Статья 36. Разрешение на занятие хозяйственной
    деятельностью

1. Разрешение районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов на занятие определенной хозяйственной деятельностью необходимо лишь в случае если:

- согласно законодательству РСФСР требуется квалификационный аттестат;

- для деятельности предприятия требуется участок земли, другие природные ресурсы, разрешение на использование которых в соответствии с законодательством РСФСР выдается местным Советом; - предприятие создает производство по решению республиканских и союзных органов управления.

2. Решение на занятие хозяйственной деятельностью выдается соответствующим Советом народных депутатов по представлению заявления предпринимателя. Совет народных депутатов обязан рассмотреть в недельный срок со дня представления заявления предпринимателя вопрос о разрешении на хозяйственную деятельность и сообщить в трехдневный срок предприятию о своем решении в письменной форме.

В разрешении на занятие хозяйственной деятельностью может быть отказано в случаях:

- если производство не соответствует установленным законодательством РСФСР экологическим и медицинским нормам; - в иных случаях, предусмотренных законодательством РСФСР и входящих в ее состав республик.

В разрешении на занятие хозяйственной деятельностью может быть указан срок функционирования предприятия.

3. Отказ Совета народных депутатов в выдаче разрешения на занятие хозяйственной деятельностью, а также в предоставлении участка земли и других природных ресурсов может быть обжалован в судебном порядке не позднее чем через месячный срок со дня вручения решения местного органа управления.

4. Разрешение на хозяйственную деятельность может быть отменено в судебном порядке по основаниям, установленным законодательством РСФСР.

    Статья 37. Ликвидация и реорганизация предприятия

1. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму).

2. Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда или арбитражного суда. Реорганизация предприятия, которая может вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с соответствующим Советом народных депутатов. В случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, реорганизация и ликвидация предприятия производятся по согласованию с антимонопольным комитетом РСФСР (признан не действующим в части согласия трудового коллектива на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288).

    3. Предприятия ликвидируются в случаях:
    - признания его банкротом;

- принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РСФСР, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;

- признания судом или арбитражным судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия;

- по другим основаниям, предусмотренными законодательными актами РСФСР и входящих в его состав республик.

4. При реорганизации и ликвидации предприятия увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством РСФСР и входящих в его состав республик.

5. Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из Государственного реестра.

6. В случае слияния одного предприятия с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к предприятию, возникшему в результате слияния.

При присоединении одного предприятия к другому последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного предприятия.

7. В случае разделения предприятия к возникшим в результате этого разделения новым предприятиям переходят в соответствующих частях по разделительному акту (балансу) имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия. При выделении из предприятия одного или нескольких предприятий к каждому из них переходят в соответствующих частях по разделительному акту (балансу) имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия. 8. При преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия.

9. Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий регулируются соответствующими законодательными актами РСФСР (в ред. Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-1).

    Статья 38. Ликвидационная комиссия

1. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.

Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РСФСР.

Собственник, суд , арбитражный суд или орган, уполномоченный создавать предприятия, принявший решение о ликвидации предприятия, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензии кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия либо другой орган, проводящий ликвидацию предприятия, помещает в официальной печати по месту нахождения предприятия публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления кредиторами претензий. Наряду с этой публикацией ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) обязан провести работу по взиманию дебиторский задолжности предприятию и выявлению претензий кредиторов. Кредиторы и иные юридические лица, состоящие в договорных отношениях с ликвидируемым предприятием, извещаются о ликвидации предприятия в письменном виде.

Ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) оценивает наличное имущество ликвидируемого предприятия и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и представляет его собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию (в ред. Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-1).

    Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. ЕЛЬЦИН
    Москва, Дом Советов РСФСР.
    25 декабря 1990 N 445-1
    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
    Верховного Совета РСФСР
    О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РСФСР
    "О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В связи с принятием Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" Верховный Совет РСФСР п о с т а н о в л я е т :

1. Ввести в действие Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" с 1 января 1991 года.

    2. Отменить на территории РСФСР:

действие Закона СССР "О предприятиях в СССР", в том числе в отношении предприятий союзного подчинения;

действие Законов СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", "О кооперации" в части, противоречащей Закону РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

    3. Совету Министров РСФСР:

привести решения правительства РСФСР в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности";

обеспечить до 1 февраля 1991 года пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами РСФСР их нормативных актов, а также прекращение действия нормативных актов правительства, министерств, государственных комитетов и ведомств Союза ССР, противоречащих Закону РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности";

установить в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" статус уже существующих на территории РСФСР государственных и муниципальных предприятий и объединений всех видов, в том числе научно-производственных объединений, концернов, ассоциаций и прочее.

4. Министерству юстиции РСФСР подготовить и представить на рассмотрение Верховного Совета РСФСР до 15 февраля 1991 года проект закона об изменениях и дополнениях Кодекса законов о труде РСФСР.

5. Поручить Комиссии Совета Республики по бюджету, платам, налогам и ценам совместно с Комитетом Верховного Совета РСФСР по вопросам экономической реформы и собственности до 1 февраля 1991 года подготовить проект постановления о порядке применения законодательных актов РСФСР в части налогообложения граждан и предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.

6. Верховным Советам входящих в РСФСР республик, областным, краевым, автономных областей и автономных округов Советам народных депутатов обеспечить опубликование названного Закона и настоящего постановления в учрежденных Советами народных депутатов средствах массовой информации.

7. Комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР организовать разъяснение основных положений Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

    Председатель
    Верховного Совета РСФСР Б. Н. ЕЛЬЦИН
    Москва, Дом Советов РСФСР.
    25 декабря 1990 года
    N 446-1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать