История государства и права зарубежных стран - (шпаргалка)
p>4. Афин. демокр респ в 5в. Эфиальт и Перикл / Гос. аппарат сост: Нар собр, гелиэи, Совета 500, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Нар собр-гл органом. Пр участия в НС имели все полноправные аф граждане (мужчины), достигшие 20л , независ от их имущ полож. и рода занятий. НС приним законы, решало вопросы в и м, избирало должн лиц, обсужд и утв гос. бюджет, осущ остракизм. любой член НС имел пр выступить с заявл о гос. прест. (подлинная, опора аф дем конст). Выступить мог любой уч Собр. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента . В к V в. н. э. - плата за посещение НС. стало реальным уч в Собр шир нар масс. Совет 500 (буллэ), был раб органом НС. С500 избир путем жереб из числа полнопр граж, достиг 30л, по 50 человек от кажд филы. компет: подготов и обсужд всех дела, сост предварительное заключ для внесения в НС, следил за исполнением постановлений НС, контролировал деятельность всех должн лиц, организ строит флота, наблюдал за всеми общ зданиями имел пр привлек к суду должн лиц. повседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета, т. е. одна фила. Кажд год чл Совета давали отчет народу. Члены Совета получали жалованье. Сохран ареопаг. функции ареопага были сильно ограничены. В V в. до н. э. ареопаг -суд инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) органы исп вл в Аф : коллегии стратегов и архонтов. Стратеги избир из числа наиболее бог граждан. Осн функции: рук-о и ком-е вооруж силами. В ведении коллегии арх наход религ и сем дела, + дела, кас нравств. Девять архонтов избир с помощью жребия по 1 от каждой филы. Затем архонты подвергались проверке в С500. 2я проверка -в гелиэе. Под рук коллегии архонтов действовал высший суд орган - гелиэя. Помимо чисто суд функций она вып функции в обл законод-ва. состояла из 6 тыс. человек +действовало еще несколько суд колл Аф демократия в V-IV вв. до н. э. -хор продуманная, тщательно разработ. пол сист. Замещение гос. долж строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, отсутствия иерархии. Для своего времени афинская демократия имела самое передовое гос. устройство. В 462г Эфиальт провел закон о лишении ареопага всех пол ф-ций. К сер 5 в до н. э. уходят в прошлое солоновские разряды: замещ должностей стало доступно всем гражданам. Позднее по предлож Перикла стали получ жалование все членыи С500, присяжные заседатели и солдаты…// Аф мор союз В 5в дон. э. Греция отстаивала независимость в греко-персидских войнах. Представители ряда греч городов заключ союз, весьма скоро Афины стали главенствовать в нем, поэтому 1ый аф. Мор союз Была учреждена ед казна, созданы ед сухопутные силы и флот. Постепенно уч-ие др городов огранич внесением денег. Афины стали тратить их на свои нужды, недоводльство союзников. + поражение в Пелопоннесской войне- распад. В 378г до н. э. -2ой союз для борьбы со Спартой. (но нов союз построен на нач равенства)

5. История Др. Рима восходит к VII в. до н. э. 1Рим цар периода 2 Рим периода республ 3Рим импер, кот. распадается на период принципата и домината. Царский период С легкой руки америк. истор Моргана общ-во, подобное древнерим - наз. военной дем К тому времени : племена овлад. плужным землед, скотоводством, метлич орудиями рим община неоднородна по своей соц. структуре, выдел. арист патриции. Из их среды выходят военнач, гор. магистраты. Постепенно арист обзавод рабами, а затем - зависимой клиентеллой. В Риме др периода было 300 родов, по 100 в каждом племени. Главы родов сост совет старейшин или сенат , кот постепенно станов гл правит вл. 1 Сенат имел пр предварит обсужд всех тех дел, кот вносились на решение нар собр. 2Ведал многими тек делами по управл в Риме. Гл римской общины был РЕКС-царь. Это была выборная должность, подотчетная народу. на терр Рима жили и не - граждане - клиенты и плебеи. вероятно, плебеи обедневшие сородичи. Они пост на работу к рим знати . получ на определ ус-ях земельные наделы. Клиенты происход из чужаков и также рабатали на питриций. // Важным этапом в становлении Р гос-ти стала реформа 6ого рекса Сервия Тулиия. 1. плебеи введены в состав общ 2. все граждане раздел на 6 имущ разрядов. (имущ признак), насел дел на 193 центурии, (пролетарии, т е лишенные учит имущества сост 1 центурию. ) Т . О, при соглас голосовании первых 2х центурий голоса др не учитывались! 3. террит города раздел на 4 округа - трибы. (победа принципа террит деления над родопл. ) Реформа Сервия - Тулия - важная уступка плебеям, но она не уровняла их патрициями, особенно в том, что кас земли. В след 2 столетия плебеи добились удовлетвор многих своих требований: 1. учреждения особой плебейской магистратуры нар трибуната, целью кот было защищать плебеев от произвола патрициев. 2Доступа к общ земле наравне с патрициями 3Защиты от произвола патрицианских судей (введ зак XIIтабл) 4Разрешения браков между патрициями и плебеями5. Права занимать гос должности С 287 г. до н. э. решения плебейских сходок стали иметь ту же силу, что и решения центуриат коми-ций, (обязат для всех )Т. О, завершился процесс формирования рабовлад гос. - пережитки родопл отнош ушли в пр.

6. Римская республика римляне вели борьбу за господство над всей Италией. В рез Рим уже в IV в. до н. э. подчинил себе сначала Ср Италию, а затем и Юж. Рим ост арист респ. Во главе Рима по-прежнему - центуриатные комиции и плеб сходки, затем сенат. Консулы, преторы и нар трибуны избир нар собр на год, римляне избирали ежегодно 2 консулов, 2 (а затем и более) преторов. магистраты не вмешивались в дела друг друга. Но магистраты должны были советоваться между собой прежде. Консулы заним всеми первост делами по гр и воен части, а во время войны 1 из них - в Риме, др ком войском. Преторы заним суд спорами. Начиная с III-II вв. до н. э. преторы -толковат пр и его творцами. рим суд процесс становится формулярным, т. е. определяемым формулой претора, его волей. Сентенции преторов и рим юристов обнаруж стремление приспособить др, архаич пр к эк, соц, морал, пол требованиям поздней республики . Именно отсюда берет начало само рим пр, (непрем элемент европ цивил. ) Первонач зад нар трибунов -защита плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с теч вр они взяли на себя функцию блюстителей законности. Постепенно на должн плеб трибунов стали претендовать и патрицианские пол-ки, вроде братьев Гракхов ( трибуны могли входить с законодат предлож во все виды нар собр. Важную роль -у коллегии цензоров: сост из 5 чел и избир на 5 лет. Цензоры распредел людей по центуриям согласно их имущ цензу. Позднее: назнач сенаторов, + наблюд за нравами. Идеология прост и честного образа жизни, в духе кот воспитывали рим юношество, в немалой степени способств превращению Рима в центр огр имп. Недаром многие рим авторы связывали падение Рим респ с разложением нравов. Хотя ост откр вопрос о причинах, кот вызвали падение нравов. Безнр поступок -основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников. Диктатор. Экстраорд считалась должность диктатора, на кот назначали 1 из консулов. Поводом для назначения диктатора: любые кризисные ситуации. диктатор обладал высшей гр, воен и суд вл, имел зако-нодат вл. При этом все магистраты продолж функционир, но под вл диктатора. По истечении шестимес срока диктатор склад. свои полномочия. Противополож республик диктатуре были бессрочные диктатуры Суллы, Цезаря и др. “Коллект” органов вл было несколько. Центуриатные комиции были полномочны принимать или отвергать законопроект, представл каким-либо магистратом + имели пр избирать или отверг кандидатуры предложенных им должн лиц, решать вопросы в и мира, судить за особо тяжкие преступления. Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что и центур, но по делам меньшей значимости: Но они собирались не регулярно по воле 1 из магистратов. Их постановл чаще всего были предрешены магистратами. Сенат. Переход к республ усилил влияние сената как ед пост конституционного орг вл. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. с IV в. до н. э. сенат стал высказывать свое согл или несогл с законопроек, вынесенным на утверждение комиции предварительно. Мнение сената было в данном случае далеко не формальностью, Но исп вл сенат не обладал. К особенной компетенции сената -междун дела, фин , вопросы культа, объ-явление и ведение войны, внешняя пол вообще .... Вершина власти сената приходится на 300-135 годы до н. э Падение роли сената нач в эпоху гр войн (II-1 вв. до н. э. ). В период империи сенат, сохраняя внешнее величие, утрат свою вл. Армия, - в теч всех лет республики нар ополчение Но с шир завоевательной пол Рима армия стала постоянным инструментом пол, наемной силой.

7. Кризис Рим республ Реформы Гракхов. Во II в. до н. э. Рим господствует на всем побережьем Средиз моря. Росту латифундий соответств противопол процесс обезземел и разорение рим крестьянства. Кульминаци борьбы между мел и кр землевладением - реформы бр Гракхов. В 133 г. до н. э. трибун Тиберий Гракх предло нар собр закон, кот уст макс размер землевладения - 1000 югеров на семью (250 га). Кр землевлад и сенаторы были недовольны реформой, и они воспользовались тем, что Тиберий трижды нарушил конституцию: он потреб смещения своего коллеги Октавия, предлож, чтобы не сенат, а само нар собр решило вопрос о субсидиях ; он добивался избрания на нов срок, чего никогда еще до того не делалось. рим олигархия решилась на крайнюю меру- трибун Тиберий Гр был убит (133 до н. э. ). Осущ реформы приост. Но в 121 г. до н. э. брат Тиберия, Гай Гракх продолж дело. Недов были те же силы, что и при Тиберии, и прежде всего сенат. Уже в к эпохи республ сенат присвоил себе пр издавать в критических ситуациях чрезвычайный закон, кот разреш высш магистр прибегать к любым средствам, чтобы предот-вратить опасность. это привело к убийству Гая Гр и отказу от агр реформ в пользу рим кр-ва. Чтобы предупредить зем реформы в III г. до н. э. был принят закон Тория, по кот всякий, кто имел не более 30 югеров пашни (8, 5 га), мог считать эту землю своей ч собст. (конец общ земле. )/// Диктатура Суллы. В I в. до н. э. Рим втян в Союзническую войну и был вынужден предоставить рим граж-во всему населению Италии. Союз война не принесла Риму подлинного мира. Наступала эпоха диктатур. 1 диктатор -полководец Сулла, диктатура была бессрочной, что отлич ее от республ диктатуры. Сулла присвоил себе законода функ и пр распоряжения жизнью и имуществом гр-н, предоставил нов пр сенату, но огранич полномоч нар собр и лишил пол функ трибунов. Диктатура Суллы означала конец республ. Диктатура Юлия Цезаря. Отреч Суллы (79 до н. э. ) возврат Риму республ констит, но ненадолго. Нов диктатором стал Гай Юлий Цезарь (100-44 до н. э. ). Он прав после восст рабов (74 до н. э. ) под рук Спартака. Избр в 59 г. до н. э. консулом Рима, Ю Ц, возгл антисенатскую группировку. Рядом послед мер Ц привлек на свою сторону шир слои народа. В 46 г. до н. э. Ц покончил со своими последними противниками и был провозгл диктатором на 10-летний срок, а в 44 г. - пожизненно. Особенность: диктатор имел консульскую и трибунскую вл, цензорскую и высш жреческую, был команд армией, получ титул императора. Комиции продолжали сущ, но следовали указаниям императора. + Ц мог распоряж войском и казной гос , пр назначать проконсулов и реком половину кандидатов в магистраты , пр 1ым голосовать в сенате. Триумфом - провозглашение его “отцом отечества” (особая колесница, золоч кресло, особые одежда и обувь и т. д. ). Созданная форма правл - принципат - получ развитие при его преемнике Октавиане Августе (27 до н. э. - 12 н. э. ). /Эдикт Каркаллы в 212г дон. э при императ Каркалле права рим граждан бали предоставлены всему насел провинций. Причины падения Рим республ. 1. расслоение общ-ва , резкие различия состояний, умножее класса пролетариев, не могли не свести на нет и республик равенство. 2рим респ институты сложились для управл городом, а не империей. Пожертвовав исключ полож “рим народа”, империя способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее терр. в господств класс, ТО была создана достаточно прочная соц база того пол режима, кот при всех переменах просуществовал ок 500 лет ///Об строй Р в период принципата. После победы Октавиана над пол противниками (31 г. до н. э. ) сенат вручил Октавиану верх вл над Римом и провинциями. установился гос строй, кот назыв принципатом. “Принцепс сенатус” -1й в списке сенаторов Принцепс Август - это “1й гражданин рим гос. ”, (факт пост императора). Гражданство. Уже при Юлии Цезаре предоставл прав рим гражданина в провинциях -распростр пол мера. В 212г. н. э. император Каракалла предоставил пр рим гражданина всему свободному населению Империи. Привилегированное полож. Рима подорвано. Но к этому времени полож. свободных людей в Риме и Империи отличалось республик. верхушка рабовлад класса - два сословия. 1: нобилей. Эк основу нобилитета сост огр зем владения, + масса рабов и завис кр-н. Пол оплот -сенат. При императоре Августе (63 до н. э. - 14 н. э. ) нобилитет превратился в сенаторское сословие. 2сословие всадников - фин знать империи , из кот выходили чиновники и офицеры. Управл городами осущ декурионами - со-словием бывших магистратов. (ср землевлад). самая низш ступень соц лестницы - рабы. При Августе для защиты интересов рабовлад введены меры, отлич крайней жестокостью. (резко сокращены возможности предоставл рабам воли, восстановлен закон, по кот подлежали казни все рабы, кот наход в доме в момент убийства господина и не пришли ему на помощь). Между тем эк ситуация свидет о невыгодности труда рабов. Раб делал то, что было безусловно необходимо и не более того. хозяева стали предоставлять рабам пекулии, (зем участки, за кот хозяину следовало платить опред долю продукта). Поскольку оста было долей кр-на, он стремился увел ее за счет повыш урожая. Однако римс пр запрещало производить рабу все виды торг и займ операций. Эти запреты - преграда для разв пекулии , поэтому их следовало смягчать, что осущ медленно. одновр идет превращ своб кр-на в арендатора- колона. Обязательства колона нос как денежный, так и натур хар-р. В первый период колоната аренда была краткоср, но это было невыгодно арендодателю. закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. В то же время закон запрещал прогонять колонов при продаже земли. Прикрепление колонов к земле было пожизни потомств. Так в еще рабовлад Р зарождается феод порядок, Гос. строй Р империи. 2 периода: принципата, домината. Границей -III в. н. э. Принципат еще сохраняет видимость респуб формы прав и почти все учреждения республики. Но! Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республ магистратур. Нар собр пришли в полный упадок. Император Август реформировал комиций в демократ духе , но отнял у собр суд вл . + комиций лишились пр избирать на должность магистратов. Но после смерти Августа, при Тиберии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената. законодательство стало делом принцепса. Сенат уже при Августе наполнился провинц знатью, всем обязанной принцепсу, полож. его было приниженным, а полномочия огранич. утвержд правило “Все, что решил принцепс, имеет силу закона”. Средоточием высших учреждений империи был “двор принцепса. Здесь размещалась императорская канцелярия с юр, фин и др отделами. Финансы занимают особ место: огр число источников налогов. Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалованье. Команд - из сенаторского и всаднич сословий.

8. Доминат. В III в. н. э. (с 284 г. ) уст (от доминус - господин). республик учреждения исчезают. Управление сосредоточ в руках нескольких ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в подчинении импер. особое место: гос совет при императоре (обсужд осн вопросов пол, подготовка законопроектов), фин ведомство и военное ведомство. Реформы Диоклетиана. Диоклетиан стал рим императором в 284 г. н. э. 2 гл реформы. 1кас гос. устройства. Она свед к след: 1) верх вл раздел между 4 соправителями. 2е из них, (“августы"), занимали гл полож, каждый упр половиной империи - Зап и Вост. Августы избирали себе соправителей, (“цезарь”); так возникло правление 4 императоров; 2) армия, увелич на треть, подел на 2 части: 1 - на границах империи, 2 мобильная, обеспеч внутр безопасность; 3) адм реформа: укрупнены провинции 4) провинции в свою очередь были объед в диоцезы, кот было 12; 5) ТО Италия в числе др земель империи была теперь уже оконч лишена своего особенного значения Эк пол Диоклетиана -1й пример акт адм вмешательства Диоклетиан ввел ед прямой налог поземельно-подушный, взыскиваемый в натуре: зерном, мясом, шерстью и пр. Размер увел. Император ввел зол монету наряду с серебряной и медной. Диоклетиан в 301 г. издал эдикт, уст макс цены на пшеницу, рожь, мак. + уст макс размеры зар пл - батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др. Реформы Константина Миланским эдиктом 313 г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии . При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Согласно импер конст 332 г. , колон был лишен пр переходить из одного имения в др. Не подчинившегося заковывали в кандалы и возвращ собств. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину штраф. Та же линия провод и в отнош ремесленников. (эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного дела, корабельщикам навсегда ост в своем состоянии). При Конст столица Р империи перенес в с Визангий, назв затем Константинополем Раздел импер на Зап с Римом и Вост со стол в Констант, произошло в 395 г.

9. Этапы рим пр Выдел: древн период (6в до н. э. - сер3), классич (сер3- к3 н. э. ), постклассич. (к 3 - 6н. э. ). Рим пр. стало 1 из важнейш. факторов развития отрасли гр пр, 1 из важн. источников его развит. Черты част. права: отрегламент 2 пр института- индивид. ин-т неогр. ч. собств и инст. договора (обязат. отнош). РП стоит на принципах конкретности и практичности. В риме появ профессия юриста (в период республики- помошники претора, обеспеч безупречность формулировок решений). Законы XII таблиц З XII таблиц были выработаны комиссией 12 в сер V в. до н. э. они были начертаны на 12 дерев досках, выставленных на гл площади Рима - Форуме. Отличит черта: строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговор -проигрыш дела. З. XII регулировали сферу сем и насл отнош, сод нормы, относящиеся к займ операциям, к уг прест, но не кас гос. пр. с IV-III вв. до н. э. Зак корректир нов источником пр - преторскими эдиктами, Достоверно известно, что в 1ые века рим республики земля находилась в общей собств Пахотной земли было поначалу мало, и гл богатство - скот Публичный хар-р зем фонда нередко служил пр основанием к переделу земли Но закон Лициния-Секстия 367 г. до н. э. запретил отд лицу приобретать более 500 югеров (125 га) гос земель Важн черта рим пр собств: подраздел ее на 2 типа: рес манципи - земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии), раб скот, рабы, здания и сооружения, и рес нек манципи - все прочие вещи. Для отчуждения вещей 1ой категории (продажи, мены, ). - требовалось соблюдение формальностей (манципаций). “манус” - рука , слово отражает представление о переходе собств при наложении руки на вещь. Передача манципируемой вещи происходила в торж обст, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Формальности сущ для запоминания сделки Все др вещи переходили посредством прост традиции. Стар раб, стар лошадь, требовали манципации, а драгоц ваза - традиции. Займ, З XII помимо обычных займовых опер знают еще и нексум, т. е. самозаклад должника. По истечении срока платежа кредитор мог арестовать должника и заключ его в домовую тюрьму. 3 раза в теч месяца, в базар дни, кредитор обязыв выводить должника на рынок в надежде, что найдутся близкие, согласные выплатить долг и выкупить должника. Только в 326 г. до н. э. договор займа был реформирован и долг рабство отменено. Помимо обязательств из догов сущ такие, кот возникают из причинения вреда. Напр, вора, захвач с оружием в руках, разрешалось казнить на месте прест. О семейном праве: семья была строго патриархальной, (под неогранич вл домовладыки, деда или отца). родство назыв агнатическим, а все “подвластные” были друг другу агнатами. Когнатическое родство возник с переходом агната в др семью. ( дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под вл мужа и становилась когнаткой в отношении своей кровнор семьи). В Др Риме сущ 3 формы заключения браков: 2 древнейших и 1 новая. Древнейшие совершались в торж обстановке и отдавали жену под вл мужа. В 1 случае брак совершался в религ форме, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торж клятвой жены следовать повсюду за мужем. 2ая форма брака соверш в форме покупки невесты. Но уже З XII знают бесформал форму брака - “сине ману”, “без власти мужа”. В этой форме брака женщина нашла значит свободу, включая свободу развода С разводом женщина забирала свое имущество, внесенное в дом в качестве приданого, и благоприобрет после вступления в брак. (наибол распростр) особенность: брак следовало возобновлять ежегодно. Заботы о содерж семьи лежали на муже, Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только - сине ману. После смерти домовладыки имущество переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало придерживаться его текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества Суд процесс. процесс легисакционный. Это др рим форма суд рассмотрения спорных случаев. Процесс сост из 2 стадий: ин юре, ин юдицио. 1 стадия - строго формальн, 2 - характ-ся свободной процедурой. В 1стадии истец и ответчик явл в назнач день на форум к магистрату, Здесь после произнесения клятв, претор, если никто не сбивался в произнесении опред формулы, назначал день суда (2 стадия процесса) Претор назнач судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом. На этом 1 стадия легисакционного процесса завершалась. На его 2 стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал док-ва и выносил решение. Оно было окончательным С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым процессом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать