Конституционное право России - (лекции)

Конституционное право России - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Московская Государственная
    Юридическая
    Академия
    КОНСПЕКТ
    ПО конституционному праву россии
    Ерофеев Андрей
    2 курс 4 группа ЗФОЦП
    Москва ‘97

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И КАК НАУКА.

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые институты.

    Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
    Источники отрасли конституционного права.
    Предмет и источники науки конституционного права.
    Система отрасли и система науки конституционного права.
    Тенденция развития конституционного права.
    2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
    Понятие и сущность Конституции.
    Юридические свойства Конституции.
    Структура Конституции РФ.
    Этапы развития российской Конституции.

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Виды Конституций в РФ.

    Правовая охрана Конституции.
    3. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
    Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ.

Президент РФ: место в системе органов государственной власти и полномочия. Акты Президента РФ.

    Порядок отрешения Президента РФ от должности.
    4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ.

Двухпалатная структура Федерального Собрания: порядок формирования палат и их внутренняя организация.

Статус члена Совета Федераций и депутата Государственной Думы. Полномочия Государственной Думы. Роспуск Государственной Думы. Полномочия Совета Федераций.

    Порядок проведения заседаний палат Федерального Собрания.
    Законодательный процесс: понятие и стадии.

Порядок опубликования и вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания.

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И КАК НАУКА.

    ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.

Конституционное право- одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуются, с одной стороны, внутренним единством, определёнными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.

Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Особенностьпредмета конституционного права выражается также и в том, что его нормы регулируют лишь определённый слой отношений в указанных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма.

Единство общества обеспечивается: 1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определённость, формы организации и функционирования, и 2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, сохраняется его целостность.

Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, которые определяют устройство государства. В них выражается качественная характеристика государства - суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы её реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, общества, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятиемосновы конституционного строя.

Предметом конституционного права являютсятакие отношения, которые определяют принадлежность к гражданству государства, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его основные права, свободы и обязанности.

Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между федерацией в целом и её субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между ними. Они составляют предмет конституционного права.

    Таким образом:

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т. е. основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ.

Источник- наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе - в Конституции РФ.

В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачии т. п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др. ).

Нормы имеют учредительный характерсодержащихся в них предписаний. Они первично устанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права. Определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

Имеют особый характер реализации. Многие нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ). Характеризуются специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это - народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

Имеют особенности структуры. Для них не характерна трёхчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

    Классифицируются:

По содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений в которых выражается основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвёртые - с системой органов государства.

По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.

По территории действия. Различают нормы действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений.

На основании критерия содержащегося предписания различают нормы: управомочивающиеся, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормызакрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, её субъектов, предметы ведения всех государственных органов. Нормы-принципы, нормы-цели и нормы-задачи и т. п.

Обязывающие нормызакрепляют обязанности субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Это - конституционные обязанности граждан, а также нормы в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме.

Запрещающие нормысодержат в своих предписаниях запреты на совершение определённых действий, в них предусмотренных. Это -“запрещается”, “не допускается”, “обязаны”, “не вправе” и т. п.

5. По степени определённости содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные норма. Императивные- такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные- предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

6. По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм.

Определённый правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуетсягосударственно-правовыми институтами. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечёт за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм, объединённых в институт, общую для них правовую специфику. В правовой институт могут входить и нормы Конституции РФ, и нормы текущего законодательства, т. е. обладающие различной юридической силой.

    КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ СУБЪЕКТЫ

Как отмечалось выше, назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникаютконституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем: Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений. Таким образом, конституционно-правовое отношение- это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений. Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения. На их основе возникаютконкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Реализация таких видов норм как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т. п. порождает другие формы правоотношений, через которые воплощаются в жизнь заложенные в них предписания. Этиправоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.

В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальный отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий. По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Во первых - в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения, во-вторых - права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествуетюридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Таким образом, юридический факт - это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.

Так возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др. Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ. Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства - Российской Федерации и республики. В качестве участников правоотношений выступают и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрание граждан, собрание избирателей, отдельные граждане.

В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

    ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.

Источникамиконституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.

Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов.

В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

    Эта роль обусловлена:

В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, основополагающие для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания установленных в ней норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех других видов источников конституционного права.

Конституция РФ по сравнению с другими источниками имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции России.

В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

Значение Конституции как основного источника отрасли определяется тем, что установленные в ней нормы выступают какформа воплощения государственной воли народа. В ней в юридически значимой форме устанавливаются цели, которые общество перед собой ставит, и принципы его организации и жизнедеятельности. По сравнению с другими источниками Конституция является актом общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Конституция РФ как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы РФ - федеральные законы. Закон наиболее распространённая форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. В соответствии с Конституцией РФ предусматривается принятиефедеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

    По юридической силе.
    По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться.
    По порядку принятия.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать