Конституционное устройство России и зарубежных стран - (реферат)
p>Контроль за деятельностью министров осуществляют также парламентские специальные комитеты: с 1979 г. министры приглашаются ими (и не осмеливаются не явиться) для объяснений. О контроле за управлением, осуществляемым уполномоченным парламента по делам администрации, уже говорилось выше. Помимо него существуют и другие уполномоченные парламента (парламентские комиссары, омбудсманы) — по здравоохранению, местному самоуправлению и т. д. , которые осуществляют контроль в своих сферах.

    2. 3. Исполнительная власть

Теоретически монарх в Великобритании считается источником значительной доли государственной власти, он —глава государства. Ему же теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме того, как упоминалось, монарх— составная часть парламента. На деле он не участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает. Страной руководит “правительство его (ее) Величества”, точнее, его узкая часть — кабинет министров, в котором главную роль играет премьер-министр. Правительство, в силу британской двухпартийной системы в значительной мере контролирует и парламент. Глава государства в Великобритании занимает свой пост не путем выборов, а по наследству. Применяется кастильская система наследования: трон покойного короля из династии Виндзоров переходит к старшему сыну, если сына нет — к старшей дочери. Монарх в Великобритании — это символ единства нации, преемственности государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. Монарх — лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, административной, гражданской ответственности, не может быть задержан и т. д. (хотя имело место осуждение и казнь короля Карла 1 во время английской революции). Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии, не подлежит политической ответственности в связи с управлением государством: за монарха отвечают его министры. Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Это исключительные права, установленные традицией, конституционными обычаями, иногда закрепленными судебным прецедентом и не зависящие от воли парламента. Во взаимоотношениях с парламентом эти права, монарх осуществляет по указанию правительства (конкретно — премьер-министра). Он подписывает законы и имеет право вето (хотя не использует его с 1707 г. ). Монарх — составная часть парламента, но посещать его заседания он может лишь по специальному приглашению. Он открывает ежегодную сессию парламента, выступая с тронной речью на совместном заседании палат. В этой речи излагается программа действий на предстоящий год. Но поскольку монарх лишь зачитывает текст, подготовленный премьер-министром, он не может изменить в нем ни слова. Монарх вправе распустить палату общин с назначением даты новых выборов, это он делает только по указанию правительства. К полномочиям монарха в области взаимоотношений с правительством относится назначение премьер-министра. Фактически им становится лидер партии, победившей на выборах в палату общин, ибо правительству нужно получить вотум доверия — голоса большинства членов палаты для его утверждения. Поэтому на деле монарх лишь оформляет волю партийного большинства в парламенте. Правительство издает свои акты от имени монарха (обычно это “приказ в совете”, хотя совет включает не только членов правительства), премьер-министр обязан информировать монарха о состоянии дел. Монарх обладает внешнеполитическими полномочиями. Он является также главнокомандующим вооруженными силами (юридически), назначает высших военачальников, присваивает воинские звания и сам имеет воинское звание (царствующая ныне королева Елизавета II — полковник). Традиционная прерогатива короля — вопросы войны и мира. У монарха есть прерогативы личного характера: королевские регалии (корона, трон, мантия, держава, скипетр, титул, необходимое обращение к монарху “Ваше Величество”), королевский двор, состоящий из лиц, обслуживающих короля и членов его семьи (эти лица имеют разные придворные титулы), цивильный лист — ежегодно вотируемые парламентом деньги на личные нужды короля и содержание его двора, освобождение от уплаты налогов (Елизавета II от этой привилегии добровольно отказалась). Монарх, наследник престола, некоторые члены королевской семьи обладают значительной недвижимой собственностью (земли, дворцы и т. д. ), которая может приносить им доход, но продать ее они не могут. Они являются также держателями многих ценных бумаг, которыми распоряжаются свободно. Из сказанного следует, что хотя юридически монарх обладает обширными полномочиями, фактически они им самостоятельно осуществляться не могут. Это “спящие прерогативы”. Все акты, исходящие от монарха, подлежат контрассигнации (подписи) премьер-министра: без его согласия акт монарха недействителен.

При монархе существует Тайный совет, состоящий из членов королевской семьи, епископов, министров (всего около 300 человек). Совет собирается в торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается несколько человек (его кворум — 3 человека), а от имени Совета монарх издает “приказы в Совете”. Этими приказами оформляются решения кабинета.

Конституционному праву Великобритании хорошо известен термин “правительство” и почти неизвестен термин “кабинет”, но на деле именно последний во главе с премьер-министром управляет страной. Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по закону — 95 человек, но обычно это 75—80 министров, младших министров, секретарей и т. д. ). Ранг министров имеют генеральный прокурор и юридический советник правительства, его представитель в суде. Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18—22 человека), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр, наДаунинг-стрит, 10, в Лондоне. Но чаще на эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается “внутренний кабинет” — несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. “Внутренний кабинет” принимает решения от имени кабинета. Как отмечалось, правительство назначается главой государства, но это лишь формальный акт. На деле оно формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета (“внутреннего кабинета”). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств. Во-вторых, членами правительства являются министры и государственные министры, т. е. заместители ведущих министров, а также все младшие министры — заместители других министров, не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. В-третьих, членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд — хранитель печати). В-четвертых, это министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав правительства включается особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламенте. При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов — комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют парламентские службы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте. Для исполнения законов парламента, как считается, правительство принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от имени кабинета, а от имени отдельных министров. Кроме того, парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное законодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент (“положены на стол парламента”), на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законодательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета. В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др. ).

    2. 4. Судебная власть

Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению, но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной и в представлениях иностранцев даже запутанной.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам — помощники судей в графствах. Они могут рассматривать малозначительные дела с ценой иска менее 11 ф. ст. По малозначительным уголовным делам такую роль выполняют магистраты — граждане, не являющиеся профессиональными судьями (хотя они могут иметь и часто имеют юридическое образование). На них возложены функции мировых судей. Вознаграждения за свою деятельность они не получают. Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст. ) рассматривают суды графств. Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, созданным в 1971 г. Он может действовать в различных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия, исполняющий обязанности судьи. Если обвиняемый не признает обвинения, дело рассматривается с участием присяжных заседателей. Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда. Этот суд состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лордом — главным судьей, канцлерского суда, возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей — председателем. Каждое из этих отделений может рассматривать любое гражданское или уголовное дело. Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе 18 судей (“лорды справедливости”, которые образуют несколько коллегий, каждая из трех судей). Коллегии рассматривают апелляции на решения отделений Высокого суда (одна из коллегий рассматривает апелляции на решения по уголовным делам). Все три упомянутых судебных органа — Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд обобщенно называют высокими судами, иногда — высшими судами. Они вправе создавать судебные прецеденты. [16, с. 138] Решения Апелляционного суда, а в отдельных случаях — Высокого суда могут быть обжалованы в высшую судебную инстанцию по гражданским делам — Апелляционный комитет палаты лордов, состоящий из 20 назначенных короной (на деле — правительством) судебных лордов (при рассмотрении конкретного дела коллегия включает далеко не всех их). Эти же судьи (иногда совместно с судьями заморских территорий) образуют при рассмотрении некоторых дел Судебный комитет Тайного совета. Он рассматривает, в частности, жалобы на решения судов членов Содружества, если они допускают обращение в Судебный комитет (государства с республиканской формой правления этого теперь, как правило, не допускают, хотя многие годы после завоевания независимости британскими колониями такая практика существовала). В Шотландии действует система судов, построенная с учетом старофранцузского права. Его влияние сказывается и на праве Шотландии. В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Поэтому административные трибуналы в Великобритании (их 2 тыс. ) не являются только административными в обычном смысле этого слова. Кроме того, они состоят не из судей, а из общественных деятелей, юристов. Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд

    2. 5. Основы правового статуса личности

Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г. ), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами. После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейбористская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т. д. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т. д. Личные права регулируются немногими законами, но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами.

В последние десятилетия, когда у власти находятся консерваторы, некоторые положения законодательства о правах граждан ужесточены — в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ограничения личных прав введены в связи с актами о борьбе против терроризма. В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсманов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления.

    2. 6. Правовое регулирование институтов демократии

Как и в других демократических государствах, в Великобритании существует принцип разделения властей, но в его ином варианте, поскольку принята концепция верховенства парламента. Выборы в нижнюю палату — палату общин (верхняя — палата лордов — не избирается, как и глава государства, монарх) — имеют решающее значение для страны, ибо палата общин формирует правительство. Избираются также представительные органы на местах — советы. В Великобритании нет назначаемых на места представителей центра, контролирующих деятельность органов местного самоуправления. Выборы осуществляются на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы не сформулированы как конституционные, но на деле из них исходят различные акты, регулирующие выборы. Активное избирательное право предоставляется гражданам Великобритании, достигшим 18 лет (с 1983 г. ), а также гражданам Ирландской Республики и гражданам британского Содружества, постоянно проживающим в Великобритании. Граждане, постоянно проживающие за границей, имеют право участвовать в выборах в парламент только в течение 5 лет после того, как они покинули страну. Регистрация избирателей в списках избирателей (регистрационных списках) обязательна, списки составляются чиновником-регистратором не на основе данных муниципальных органов, а по данным домовладельцев. Обжаловать неправильности в списках можно дважды, включая апелляционный суд. Составление списков заканчивается 16 января, и они действуют в течение года для всех выборов. Через год списки составляются заново (периодические списки).

Активным избирательным правом не обладают: пэры и пэрессы, имеющие титул не ниже барона (баронессы), поскольку они заседают в палате лордов; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда; на определенный срок (10—15 лет) лишаются этого права лица, осужденные за мошенничество на выборах. По закону для выдвижения кандидатов в парламент (палату общин) достаточно заявления самого кандидата, поддержанного подписями 10 избирателей. На практике же кандидатуры выдвигаются партиями. Регистрация кандидата осуществляется при уплате избирательного залога в 500 ф. ст. , который не возвращается, если кандидат не соберет хотя бы 5% голосов избирателей. Округа по выборам в парламент (их 651) одномандатные. По закону 1949 г. они должны быть приблизительно равными по численности населения, но их границы пересматриваются раз в 10—12 лет. Специальных избирательных комиссий по проведению выборов ни в центре, ни на местах в Великобритании не создается. В масштабах государства выборами руководит министерство внутренних дел, на местах — чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются либо на шерифов графств — должностных лиц, ответственных за общественный порядок, либо на председателей местных советов; им помогают муниципальные чиновники и неоплачиваемые активисты партий. Института досрочного отзыва депутатов, равно как и народной законодательной инициативы (права предложить проект закона за подписями определенного довольно большого числа избирателей), в Великобритании не существует. В связи с концепцией верховенства парламента долгое время отвергался также институт референдума. Впервые в истории страны он был применен в 1975 г. На голосование избирателей был вынесен вопрос о продолжении членства Великобритании в Европейском сообществе, решение избирателей было положительным. В 1979 г. были одновременно проведены (также на основе специального закона для данного случая) два региональных референдума — в Шотландии и Уэльсе — по вопросу об автономии этих регионов. Однако предложение об автономии не поддержали избиратели — не было получено необходимых 40% голосов зарегистрированных избирателей, хотя в Шотландии за автономию высказалось большинство пришедших голосовать. В Великобритании нет закона о партиях, законодательные акты избегают даже упоминания о них, оперируя понятиями “правительство его (ее) Величества” и “оппозиция его (ее) Величества”. Партии действуют на основе конституционного обычая о праве на объединения. Существует двухпартийная система — Консервативная и Лейбористская партии сменяют друг друга у власти. Поскольку в парламентских выборах участвуют обычно около десяти традиционных и вновь образованных партий, ни одна из двух основных партий не может получить и в редчайших случаях получает явное большинство в палате общин. В связи с этим может возникнуть необходимость в коалиции одной из двух главных партий с какой-либо небольшой партией, чтобы обеспечить большинство в парламенте для формирования правительства. Основной организацией британских предпринимателей является Конфедерация британской промышленности. В состав Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами этих объединений являются около 300 тыс. фирм, на которых занята приблизительно половина работающего населения. Конфедерация имеет своих членов в парламенте (они выступают как депутаты от партий), в комитетах парламента; ее представители участвуют в различных рабочих группах, как правительства, так и оппозиции. Руководители Конфедерации, ее органов формулируют задачи экономической политики, отстаивают требования предпринимателей в парламенте и правительстве, ведут переговоры с профсоюзами. Действует Конфедерация британской промышленности на основе конституционного обычая о свободе ассоциаций. В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но действуют различные акты, касающиеся их правового положения. Одни из них дают представителям профсоюзов право участвовать в заседаниях специальных комитетов палаты общин наряду с представителями правительства и предпринимателей, другие ограничивают права профсоюзов. Особенно это относится к законодательству, принятому при правительстве консерваторов (ограничения возможности забастовок, запрещение некоторых видов забастовок неполитического характера, принудительный арбитраж при определенных условиях, возможность ареста по судебному приказу забастовочных фондов профсоюзов и др. ). Средства выражения общественного мнения опираются на конституционные обычаи свободы слова, информации. В Великобритании имеются мощные государственные средства информации (радио, телевидение, прежде всего Би-би-си), издаются партийные и профсоюзные газеты и журналы, существуют независимые периодические издания. Ежедневно издается около 100 общенациональных и региональных газет и журналов. Великобритания, будучи по территориальному устройству унитарным государством, является многонациональной страной. Великобритания как унитарное государство сложилось в 16 17 вв. в результате присоединения “кельтских” территорий; в правовом отношении очередное присоединение оформлялось как “уния” (Акт об унии с Шотландией 1707 г. , акты об Уэльсе 1536 и 1542 гг. , Акт об унии с Ирландией 1901 г. ).

Хотя расширение самостоятельности Шотландии и Уэльса в своих внутренних делах не состоялось, тем не менее, в существующем государственном управлении этими территориями обнаруживаются некоторые элементы автономии, особенно в Шотландии. Для каждой из них установлена специальная квота мест в палате общин, на центральном уровне определена система исполнительных органов, призваны учитывать их специфику, созданы специальные комитеты в парламенте. В 1967 г. был принят закон об уравнении в правах валлийского языка с английским. Шотландия обладает собственной судебной системой, отличной от английской. Для Шотландии издается общенациональным парламентом специальное законодательство. Что же касается Уэльса, то у него нет своей судебной системы, а специальные законы для него - очень редки.

В результате национально - освободительного движения Ирландии удалось освободиться от колониальной зависимости. Однако в 1921 г. Великобритания отторгла от Ирландии шесть северных графств (Ольстер), которые остались в ее составе и пользовались некоторой автономией. Обострение положения в Северной Ирландии, вызванное главным образом противоречиями между католическим и протестантским населением, привело к гражданской войне, С 1972 г. Ольстер практически постоянно находится под “прямым” управлением британского правительства, хотя оно и пытается выработать для Северной Ирландии самостоятельный статус (Акт о Северной Ирландии 1973 г. ). [4, с. 184]

Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как: признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики; политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др. ) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции; свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.

    3. Ратификация

Ратификация (от лат. ratus - утвержденный) — утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства, а также международных конвенций. При ратификации оформляется специальный документ ратификационная грамота. Ратифицировать — подвергнуть ратификации. Ратификация международных договоров — это окончательное согласие государства на заключение договора, выраженное в установленной форме. Традиционно полномочие ратифицировать международные договоры принадлежало главе государства. Однако международные договоры с течением времени все чаще стали вторгаться в правопорядок государства, обязывая его вносить изменения в свое внутреннее законодательство, так как в мировом сообществе утвердился принцип приоритета международных договоров перед внутренними законами. Для того чтобы не возникало существенных противоречий между внутренним законодательством страны и ее международными договорами, конституции предусматривают участие парламента (иногда референдум) в решении вопроса о ратификации. [9, с. 110] Ратификации могут быть подвергнуты не только международные договоры, но и поправки к конституции. При этом процедура внесения поправок делиться на два этапа — принятие поправок парламентом и их ратификацию. Так, во Франции после принятия поправок к Конституции Парламентом Президентом Республики назначается для ратификации референдум или созывается конгресс (ст. 89 Конституции). [13, с. 96] В Швейцарии при пересмотре конституции 1874 года, ратификация пересмотра всегда осуществляется на референдуме, причем необходимо большинство голосов избирателей и в стране и в большинстве кантонов (ст. 123 Конституции). [13, с. 258] Ратификации подвергаются и акты органов конфедерации. Так в Швейцарии акты конфедеральных органов законодательной и исполнительной власти нуждаются в ратификации их соответствующими органами субъектов конфедерации, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. [9, с. 357]

Конституция в современном понятии - это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, гарантом прав человека, законности, правопорядка и стабильности общества и институтов власти. Права и свободы человека являются основой констуцианализма. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов. Со временем в области прав и свобод произошло расширение их круга. Современные конституции демократических государств являются результатом исторического развития общества и эволюции конституционно-правовых теорий, концепций и доктрин. Конституции являются юридическим закреплением классических теорий конституционного права о гражданском обществе, о правовом, социальном и демократическом государстве, народном суверенитете, разделении властей, включая доктрины о конституционализме, парламентаризме и т. д. Конституция выступает как бы текстом “общественного договора”, заключаемого между гражданами и государством. Она придает государству необходимую легитимность. Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но сами конституции различаются по форме и содержанию, примером тому — Конституция Великобритании или США. Существует мнение, что с течением времени меняются и представления о демократии, но конституции таких стран как Великобритания или США остаются консервативным элементом, который иногда приводит к сбоям. Свидетельство тому — выборы президента США 2000 г. , которые проявили неспособность определенной техники выборов разрешить те проблемы, которые она была призвана разрешать две сотни лет тому назад.

Однако, хотя консерватизм себя уже не всегда оправдывает, но все еще играет роль некоего предохранителя. Как выразился профессор Манчестерского университета Теодор Шанин: “Как англичанин я предпочитаю глупости, заложенные в работу английского парламента, ситуации, в которой не существовало бы сдерживающего влияния такого парламента. Дань традиции имеет свое позитивное влияние. Надо удержать историческую память, она помогает делать меньше ошибок”. [2] Исходя из этого, можно полагать, что особое преимущество консервативной конституции Великобритании основывается на уравновешенном союзе трех властей. Монархический элемент, аристократический элемент и демократический элемент — каждый обладает своей долей в верховной власти и согласие всех трех элементов необходимо, чтобы эта власть могла функционировать. Великая теория, именуемая теорией “сдержек и противовесов”, получила широкое распространение, и многое в этой теории исходит из английского опыта. Монархия имеет некоторые недостатки, для аристократии свойственны свои недостатки, для демократии — свои; однако Англия показала, что можно организовать правление, в котором эти отрицательные тенденции будут сдерживать, уравновешивать и нейтрализовать друг друга.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азаркин Н. Н. , Левченко В. Н. , Мартышин О. В. История политических учений – М. : Юрист, 1994. - 132с. Америке нужны новые идеи. Интервью профессора Манчестерского университета Теодора Шанина //НЭБ ”Эксперт” 13. 11. 2000 Билль о правах (1689г. ) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. проф. З. М. Черниловского - М. : Юрист, 1994. - 413с. Всеобщая история государства и права. Учеб. пособие /Под ред. К. И. Батыра. – М. : Манускрипт, 1993. – 374с. Декларация прав человека и гражданина (1789г. ) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. проф. З. М. Черниловского - М. : Юрист, 1994. - 413с Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544с. Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник - М. : Юрист, 1995. - 480с. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т. 1. /Отв. ред. Б. А. Страшун– М. : Издательство БЕК, 1993. - 246с.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т. 2. /Отв. ред. Б. А. Страшун – М. : Издательство БЕК, 1995. - 448с. Конституция Соединенных Штатов Америки (17 сентября 1787г. ) //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. проф. З. М. Черниловского - М. : Юрист, 1994. - 413с. Основы политологии: Курс лекций /Под ред. д-ра полит. наук Д. В. Доленко. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. - 224с. Пугачев В. П. , Соловьев А. И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов– М. : Аспект Пресс, 1995. - 320с.

Современные зарубежные конституции: Учеб. пособие /Сост. док. юридич. наук В. В. Маклаков, под ред. проф. Б. А. Страшуна – М. : Изд-во Московского Юридического института, 1992. - 286с. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г. Н. Манова – М. : Изд-во БЕК, 1995. - 336с. Тихомиров Ю. А. Публичное право. Учебник – М. : Изд-во БЕК, 1995. - 496с. Федоров К. Г. , Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран. Учеб. для вузов. Ч. 2. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1994. - 304с.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать