Местные налоги: экономическая сущность, необходимость и проблемы взимания - (курсовая)
p>Споры, возникающие по вопросам, касающимся земельного налога, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. Начисленные ранее суммы налога могут быть снижены в связи с возникновением права на льготы и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с пересмотром обложения или возникновением у плательщика права на льготу с начала года суммы налога, подлежавшие снижению, исключаются равными долями по двум срокам уплаты. Если сумма налога по истекшему ко дню снижения налога сроку полностью уплачена, приходящаяся на этот срок сложенная сумма исключается из очередного срока уплаты. Пеня, уплаченная по этому сроку, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платеж по очередному сроку. Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм оба срока уплаты истекли и налог полностью уплачен, переплата возвращается плательщику, а при наличии за плательщиком недоимки по другим налогам засчитывается в погашение этой недоимки.

При проверке налоговым органом с выходом на место правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельные участками, планам и другим документам, отражающим данные о площади земельных участков. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, возлагается на их руководителей. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном законодательством, с суммы недоимки за каждый день просрочки. Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих органов государственной власти. Земельный налог учитывается в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:

    * финансирование мероприятий по землеустройству;
    * ведению земельного кадастра, мониторинга;
    * охране земель и повышению их плодородия;
    * освоению новых земель;

* на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Нормативная цена земли —показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством России. При определении нормативной цены земли за основу принимаются ставки земельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов, использованных при установлении налога.

Льготы, предоставленные по земельному налогу, при расчете нормативной цены земли не учитываются.

Регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Плательщиками регистрационного сбора являются физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.

Предельные ставки регистрационного сбора, а так же категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации.

Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей местной администрацией по месту постоянного жительства.

Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении этого лица, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов РФ.

Отказ в регистрации может быть вынесен только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Одни экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, а третий экземпляр— направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. Свидетельство о государственной регистрации подлежит возврату в 15-дневный срок:

    по истечении срока, на который выдано свидетельство;

с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдающей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности; в случаях выхода из состава полного товарищества;

    в иных случаях, предусмотренных законодательством.

При регистрации полного товарищества в соответствии с действующим законодательством либо при вступлении в такое товарищество физическому лицу—участнику этого товарищества выдается свидетельство о государственной регистрации. При этом регистрационный сбор не взимается.

В случае утери предпринимателем свидетельства при наличии уважительных причин местная администрация выдает ему дубликат свидетельства, за который взимается 20% от суммы ранее уплаченного сбора. В других случаях производится новая регистрация.

Любые другие копии свидетельств и их дубликаты, в том числе фотокопии и ксерокопии, выданные в ином порядке, являются недействительными. Физические лица, в том числе участники полного товарищества, занимаются тем видом или теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.

Свидетельства о государственной регистрации предпринимательской деятельности предъявляются по требованию должностных лиц налоговых органов при осуществлении ими своих функций.

Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с нарушением закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы устанавливается на основании подпункта“ч” п. 1 ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Плательщиками налога являются юридические лица –предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, его конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органами власти в размере, не превышающем 1, 5% объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

Порядок исчисления и уплаты налога в целом идентичен порядку исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в дорожные фонды.

Кроме того, при исчислении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы расходы предприятий и организаций на эти цели, рассчитанные исходя из норм, установленных местными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из самих сумм начисленного налога.

В случае недостаточности суммы исчисленного налога на покрытие указанных расходов предприятия и организации не будут являться налогоплательщиками этого налога.

При исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы объемом реализации по отдельным отраслям являются: для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых), –фактически полученная выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акциза;

для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций –объем реализованных (выполненных) услуг, под которым следует понимать их валовой доход от реализации продукции. При этом для заготовительных и снабженческо-сбытовых организаций валовым доходом следует считать разницу между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров без НДС; по банкам и другим кредитным учреждениям налог исчисляется от суммы облагаемых доходов;

по страховым организациям налог исчисляется от суммы поступления страховых взносов (премий), комиссионных вознаграждений по перестрахованию и других услуг, связанных со страховой и нестраховой деятельностью;

по биржам налог исчисляется от сумм дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, от стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.

Предприятия и организации, имеющие филиалы в других регионах, вносят указанный налог в соответствующие бюджеты пропорционально численности работающих или их фактической заработной плате в филиалах по согласованию юридического лица с исполнительными органами власти.

Расходы предприятий и организаций по уплате этого налога относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

Исчисление налога производится плательщиком нарастающим итогом с начала года, и налог уплачивается в сроки, установленные исполнительными органами власти с участием налоговых и финансовых органов.

Ответственность за своевременность и полноту уплаты налога несут налогоплательщики в соответствии с действующими законодательными актами. Контроль за полнотой, правильностью исчисления налога и своевременностью его внесения осуществляют налоговые органы согласно законодательству о налоговой службе.

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели

Данные сборы устанавливаются в соответствии с подпунктом “ж” п. 1 ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Введение целевых сборов на те или иные цели определяется органами власти для решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе. Плательщикамиуказанного сбора являются предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм–юридические лица осуществляющие свою деятельность на территории подведомственной местному органу представительной власти, который ввел этот сбор, включая филиал (обособленные структурные подразделения), расположенные отдельно от места регистрации юридического лица, а также граждане, проживающие на соответствующей территории, в дальнейшем именуемые“физические лица”. Предельный размер ставки сборовне может превышать размера 3% фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3% от 12 минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда для физического лица на все виды целевых сборов по совокупности. Представительные органы власти своими решениями могут устанавливать льготы по местным налогам и сборам в соответствии со ст. 10 Закона РФ“Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также освобождать от уплаты целевого сбора отдельных лиц или категорий плательщиков. Сроки уплаты целевых сборов устанавливаются представительными органами власти.

По решениям органов власти средства, поступившие в уплату целевых сборов, могут зачисляться на специальные счета местных бюджетов или во внебюджетные фонды и используются строго по назначению.

Расходы по уплате целевых сборов юридическим лицами относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, а физическими лицами производятся за счет собственных средств.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты целевых сборов согласно действующему законодательству осуществляют государственные налоговые инспекции городов и районов.

    Налог на рекламу

Налог на рекламуявляется одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг.

Рекламойсчитается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К средствам распространения информации относятся: печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной рекламы и другой печатной продукции);

    эфирное, спутниковое и кабельное телевидение;
    радиовещание;

световые газеты (бегущая строка, световая фиксированная строка); иллюстративно-изобразительные средства (щиты, вывески, афиши, календари, плакаты и т. п. );

    аудио- и видеозапись;
    имущество юридических и физических лиц и др.

Юридическое и физическое лицо, от имени которого осуществляется реклама, именуется рекламодателем.

Место, на котором размещается реклама, именуется рекламным носителем. Юридическое и физическое лицо, осуществляющее изготовление рекламы по заявке рекламодателя, именуется рекламоизготовителем, размещающее указанную рекламу на рекламных носителях – рекламораспространителем. К рекламным услугам не относятся изготовление и распространение: информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;

объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;

объявлений органов государственной власти и управления, содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижений и т. д. в связи с особенностями данной территории или участка; прочих информационных сведений, объявлений, не содержащих характер рекламы.

Плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели: предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельны баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица; физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность на территории города. Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).

    К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на:

разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. д. );

разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки;

    приобретение и изготовление рекламных сувениров и т. д. ;

рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению и т. д. );

    световую и иную наружную рекламу;

на приобретение изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и др. ;

    хранение и экспедирование рекламных материалов;

оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;

проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.

Не облагаются налогомуслуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.

Ставка налога на рекламу устанавливается в размере до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя.

Налог на рекламу исчисляется исходя из установленной ставки налога и стоимости рекламных работ (услуг), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифов без налога на добавленную стоимость. Стоимость рекламных работ и услуг, оплаченных в иностранной валюте, для исчисления налога на рекламу пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка России, действующему на момент совершения хозяйственной операции. Если рекламодатель производит рекламные работы самостоятельно, то стоимость таких работ для целей налогообложения определяется исходя из фактически произведенных прямых и косвенных расходов.

Юридические лица, являющиеся рекламодателями, ежеквартально представляют налоговым органам по месту своего нахождения в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, расчеты сумм налога, подлежащего перечислению в городской бюджет, согласно устанавливаемой форме.

Физические лица представляют налоговым органам расчет налога на рекламу за отчетный год одновременно с подачей деклараций о фактически полученных доходах от предпринимательской деятельности, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

    Налог на рекламу зачисляется в доход местного бюджета.

Если налоговым органом в результате проверке расчетов будет установлено, что налог на рекламу подлежит взносу в большей сумме, чем показано и расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчета производится в 10-дневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня начисляется по истечении срока, установленного для представления налогового расчета.

Излишне внесенная сумма налога на рекламу засчитывается в счет очередных платежей или возвращается плательщику налоговым органом в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления.

В целях правильности определения сумм налога на рекламу, плательщики ведут обособленный учет расходов по рекламе с выделением их на отдельном субсчете счете по учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления сумм налога в бюджет возлагается на юридических и физических лиц являющихся плательщиками налога на рекламу.

Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налога на рекламу осуществляется налоговыми органами.

    2. 2. Значение местных налогов и особенности их уплаты.

Местные налоги и сборы гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других. Виды местных налогов и сборов определены Законом РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, последующими изменениями и дополнениями. Из Закона вытекают общие установки о плательщиках, о предельных размерах ставок, об источниках уплаты. Закон наделил органы власти на местах правами по введению налогов и сборов, определению категорий плательщиков, установлению ставок, порядка исчисления и сроков уплаты, а также по предоставлению льгот. Кроме того, местным органам власти Указом президента РФ №2268 (п. 7, 11) начиная со 2 квартала 1994г. было предоставлено право вводить дополнительные местные налоги и сборы [Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. -М. : Финансы, ЮНИТИ, 1997. - с. 203]. Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учёт в органах Государственной налоговой службы РФ. Вновь созданная либо возникшая в результате реорганизации налогоплательщик-организация обязана встать на учёт в налоговой инспекции не позднее 10 дней после её государственной регистрации. Налогоплательщик-организация, которая в соответствии с законодательством не подлежит государственной регистрации (представительство, филиал, а равно другое обособленное подразделение юридического лица), обязана встать на учёт в налоговой инспекции не позднее тридцати дней после принятия распорядительного акта об её создании либо реорганизации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Юридическое лицо может иметь обособленное подразделение (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Органам местного самоуправления предоставлено право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях. Эти органы своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков. Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счёт являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счёта, расчёты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).

Если из общего объёма налогооблагаемой базы невозможно определить её размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиал, представительство и др. ), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям пропорционально численности в них работающих или фактически начисленной сумме заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога, исходя из размера ставки, утверждённой органом местного самоуправления.

Исходя из расчёта доля начисленного налога на каждый филиал, по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, перечисляет головное предприятие в согласованные сроки, в соответствующие бюджеты. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995г. № 660 “О порядке расчётов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения не имеющие отдельного баланса и расчётного (текущего, корреспондентского) счёта”утверждён порядок расчётов по уплате местных налогов и сборов юридическими лицами, имеющими в других регионах свои обособленные подразделения. В Постановлении указано, что доля прибыли предприятий и организаций, включая организации с иностранными инвестициями, кредитные и страховые организации, которая приходится на структурные подразделения (не имеющие отдельного баланса и расчётного (текущего, корреспондентского) счёта), и по которой исчисляется налог, подлежит зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ по месту нахождения указанных структурных подразделений. Налог определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом. (Письмо Госналогслужбы РФ от 07. 12. 98г. № ШС–6-01/865 "О некоторых особенностях расчётов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам") [Дадашев А. З. Черник Д. Г. Финансовая система России. - М. : ИНФРА-М, 1997. -248 с].

    3. Проблемы взимания местных налогов
    и способы их устранения.
    3. 1. Проблемы взимания местных налогов

Исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней является распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральными, региональными и местными бюджетами. Это должно обеспечивать не только самостоятельность бюджетов, но и активизировать их роль в проведение государственной региональной политики, дать возможность субъектам РФ без вмешательства центра формировать свои бюджеты и разрабатывать прогнозы социально- экономического развития на длительную перспективу. Сегодня речь должна идти о финансовом обеспечении самостоятельности бюджета и на уровне региона, о создании системы доходов каждого уровня власти.

Из местных бюджетов осуществляются расходы по оплате труда муниципальных служащих. Для осуществления указанных функций необходимы регулярные и достаточно финансовые источники, к которым, прежде всего, относятся налоги и сборы. С этой целью в Законе РФ“Об основах налоговой системы в Российской Федерации” предусмотрен достаточно широкий перечень местных налогов. Но, несмотря на то, что в Законе РФ “Об основах налоговой системы в РФ”местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям. Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам, за исключением статьи 21 Закона РФ“Об основах налоговой системы в РФ”, существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином, Госналогслужбой и Комиссией по бюджету и налогам Верховного Совета, которые к тому же местными органами власти, как правило, игнорируются. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству.

Так, Пунктом 1 статьи 39 федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно, а подпунктом 4 пункта 3 статьи 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

В практике работы налоговых инспекций имеют место случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории (город, район) одного субъекта Российской федерации, фактически находится на территории другого и, ссылаясь на вышеуказанную статью, считает, что не обязательно уплачивать местные налоги по своему фактическому месту нахождения (осуществления деятельности). Но это считается неправомерным в соответствии с 1 пунктом статьи 44 Федерального закона“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, которая гласит, что решение органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. И таких упущений множество [Письмо Госналогслужбы РФ от 07. 12. 98 № ШС–6 –01/865]. 3. 2. Способы устранения проблем взимания местных налогов

Эффективность работы налоговых служб определяется как качеством действующего налогового законодательства, так и уровнем квалификации сотрудников органов налогообложения. Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем знаний, разбирающиеся в современном законодательстве, системах налогообложения различных стран, знающие историю формирования налогов, организацию работы налоговой инспекции, умеющие принимать продуманные и хорошо взвешенные решения.

Неграмотность сотрудников приводит к грубейшим ошибкам, вследствие чего положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству.

Так как местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти, то просто необходим пересмотр действующего налогового законодательства.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Давно говорилось о том, что действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Существует несколько групп основных кардинальных изменений в налоговом законодательстве:

политические –развитие демократических преобразований, принятие новой Конституции, увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, как следствие, перераспределение средств между бюджетами различных уровней, изменения во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством;

экономические –развитие рыночных отношений, появление новых экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики;

правовые –появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие большого числа подзаконных актов, позволяющих найти возможность ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения и многое другое.

Основными направлениями реформирования системы налогообложения являются следующие:

* построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключения условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;

* создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России; * упрощение системы налогов;

* создание совершенной системы законодательной налоговой базы, совершенствование системы сбора налогов, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;

* создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; * повышение эффективности деятельности органов налогового контроля. В то же время кардинальная ломка или замена налогового законодательства была бы губительна для экономики. Необходима взвешенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики. В настоящее время налоговая система России уже содержит ряд методов и средств, апробированных мировой практикой и являющихся приемлемой формой перераспределения средств в условиях рыночных отношений. Важнейшим шагом в указанных направлениях является работа по реформированию налогового законодательства РФ, предпринимаемая в настоящее время. Основная цель–трансформация действующей совокупности налоговых платежей в единую систему в соответствии с избранной концепцией реформирования налоговой системы. Заключение.

Несмотря на то, что в Законе РФ “Об основах налоговой системы в РФ”местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям. Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам, за исключением статьи 21 Закона РФ“Об основах налоговой системы в РФ”, существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином, Госналогслужбой и Комиссией по бюджету и налогам Верховного Совета, которые (Примерные положения) к тому же местными органами власти, как правило, игнорируются. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству. Но, несмотря на это, местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т. д. Список использованной литературы

Власова Т. И. Новое исчисление местных налогов и сборов в 1999 году //Бизнес практика №28 1999

Дадалко В. А. и др. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие/ В. А. Дадалко, Е. Е. Румянцева, Н. Н. Демчук. - Мн. : Армита– Маркетинг, Менеджмент, 2000.

Дадашев А. З. Черник Д. Г. Финансовая система России. - М. : ИНФРА-М, 1997. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования. // Финансы . - 1997. - №4.

Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение Серия “Учебники и учебные пособия”. Ростов н/Д: Феникс, 2000. Ларионов И. К. О налоговой системе РФ. // Финансы. -1995. - №2. Шаталов С. Налоговый кодекс РФ// Экономика и жизнь. -1997. -№27. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. -М. : Финансы, ЮНИТИ, 1997. Действующие налоги. - М. : Международный центр финансово-экономического развития, 1997.

Закон РФ от27. 12. 91. №2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" Налоги РФ. - М. : Международный центр финансово-экономического развития, 1996. -142 с.

Налоги: Учебное пособие/ под ред. Черника В. Г. -М. : Финансы и статистика, 1996. - 400 с.

Налоговая система РФ. Т2. / под ред. Прудникова В. М. - М. :ИНФРА-М, 1996. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. -Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 1998. Письмо Госналогслужбы РФ от 07. 12. 98 № ШС –6 –01/865

Финансы. Денежное обращение. Кредит. / под ред. Дробозиной Л. А. -М. : Финансы, ЮНИТИ, 1997.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать