Организационно-правовое обеспечение деятельности комитета по международным делам ГД ФС РФ - (диплом)
p>Разработка должностных инструкций для работников аппарата комитета, распределение обязанностей и заданий между работниками аппарата комитета, контроль за своевременным и качественным выполнением заданий, осуществление взаимодействия с аппаратами органов государственной власти, а также с другими структурными подразделениями Аппарата Госдумы, научными учреждениями, общественными объединениями, со средствами массовой информации [60 ? ?? ?? ?? ?? ? ? ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? ? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ].

Глава II. Пути улучшения работы Комитета по международным делам

2. 1. Совершенствование деятельности Комитета по международным делам Сложность Государственной Думы как объекта управления заключается в том, что в ней нет иерархической структуры. Каждый член палаты является депутатом, и поэтому на него нельзя воздействовать обычными средствами. Ему нельзя объявить выговор, уволить с работы, понизить зарплату. Поэтому единственный путь улучшения работы всей Государственной Думы в общем, и Комитета по международным делам- оптимизация ее структуры и улучшение работы вспомогательных служб, в первую очередь аппаратов. Стоить отметить, что в работе предыдущих двух Дум сложилась практика назначения сотрудников аппарата без ведома главы комитета. Это значительно осложняло работу. Дело в том, что работа служащих аппарата комитета по международным делам определяется задачами комитета. Поэтому сотрудникам (кроме технических исполнителей) приходится разбираться во внешней политике, быть хорошо осведомленными о ситуации в стране и за ее пределами. Поэтому целесообразно добиться того, чтобы комитет имел приоритетное право по подбору кадров аппарата [61 Интервью Д. О. Рогозина программе “Сегодня в полночь”, НТВ 01. 02. 2000]. В настоящее время приходится руководствоваться распоряжением председателя Госдумы о том, что заполнение свободных ставок в аппарате комитета по Международным делам должно производиться сотрудниками, освобождающимися при реформировании других аппаратов [62 ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? ? ? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?]. При этом возникает абсурдная ситуация- ответственное место может занять непрофессионал. Важно провести специализацию сотрудников по трем направлениям. Во- первых это юристы-международники, во-вторых политическая группа (ее члены должны уметь быстро, грамотным политическим языком написать хлесткое заявление, проект выступления и т. д. ), и в- третьих организационно- техническая группа. Последняя занимает чрезвычайно важное место, поскольку идет постоянный обмен делегациями, встреча послов, работа с секретной документацией. Таким образом, необходимо создать необходимые организационно- правовые документы, которые обеспечивали бы приоритет при поступлении на работу бывших контрразведчиков, МИДовцев, ученых.

Непосредственно Комитет также нуждается в оптимизации своей работы и структуры. Комитет является одним из ключевых в Государственной Думе, поскольку в его функции входит обеспечение внешнеполитических акций нижней палаты, комитет занимается вопросами, связанными с формированием бюджета по внешней разведке. Одна из главных задач- участие в формировании посольского корпуса. В современных условиях появились новые подходы к национальной безопасности, требующие своего законодательного обеспечения. Поэтому комитет по международным делам сам инициирует многие вещи, связанные с ролью государства во внешней политике. В частности, речь идет о пропагандистском внешнеполитическом обеспечении внутриполитических проблем. Характерным примером может служить ситуация в Страсбурге, где главной темой обсуждения Совета Европы стала ситуация в Чечне. Дело в том, что на уровне парламента существует гораздо больше возможностей для своевременной и жесткой реакции на происходящие события.

Для более эффективных действий необходимо добиться координации деятельности всех структур Госдумы, которые занимаются внешней политикой [63 ? ?? ?? ?? ? ? .? . ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ”, ? ?? 26. 02. 00]. Важно поставить под жесткий контроль все международные поездки думских делегаций и прием делегаций из парламентов других стран. В отечественной нижней палате не принято даже утверждать план поездки и предоставлять отчет по ее результатам. Необходимо ввести пост наблюдающего за деятельностью всех межпарламентских групп, таких, например, как Госдума- Конгресс США или Дума Бундестаг. И функция комитета по международным делам заключается в координации деятельности таких групп. Он, со своей стороны, должен согласовать их с МИДом, СВР, Администрацией Президента, правительством.

Важным представляется законодательное обеспечение и введение остро необходимого совета по внешней политике при комитете. В него необходимо ввести ветеранов отечественной дипломатии, руководителей “мозговых центров”, бывших сотрудников разведки. Планируется, что совет будет крупным консультационным объединением, способным поддержать депутатов, в особенности тех, кто не является профессионалом в области внешней политики. Что касается самой структуры комитета, целесообразно было бы провести новое деление на подкомитеты. В настоящее время разбивка происходит по тематике (например, подкомитет по парламентским связям или подкомитет по экономическому сотрудничеству). Однако более логичным выглядит распределение подкомитетов по страноведческой тематике. То есть одни члены комитета будут отвечать за связи с Африкой, другие- за США.

2. 2. Разработка проектов по организационно-правовому обеспечению деятельности Комитета по международным делам.

Должностная инструкция является основным документом, регламентирующим назначение и место сотрудника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность, формы поощрения и связи по должности. Они являются наиболее массовыми документами, так как должны разрабатываться для каждой должности.

Разработке типовых должностных инструкций придавалось большое значение еще и в период административной экономики в 60-80-х гг. , когда существовало централизованное нормирование структур управления, штатных расписаний, должностей и ставок по оплате труда. Это составляло стержень государственной политики нормирования и контроля на предприятиях и проявлялось в типовых общесоюзных и отраслевых должностных инструкциях.

В качестве примера следует назвать Положение о главном бухгалтере, утвержденное Советом Министров СССР в 1980 г. Кроме того, Госкомтруд СССР в 1986 г. выпустил Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Однако, несмотря на это, по данным исследований, выполненных во второй половине 1980-х гг. , должностные инструкции имели только 50% руководителей и специалистов. Во многих случаях данные документы были представлены схематично, как правило, на одной или двух машинописных страницах и не отвечали предъявляемым к ним требованиям. Вместе с тем 70% из числа опрошенных работников в своей деятельности, прежде всего, основывались на указаниях руководства и сложившемся в организации распределении функциональных обязанностей [64? ?? ?? ?? ? .? ., ? ?? ?? ?? ? ? .? ., ? ?? ?? ?? ? ? .? ., ? ?? ?? ?? ?? ?? ? .? . ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?: ? ?? ?? ?? ?- ? ?? ?? ?? ?? ?, ? ?? ?? ?, ? ?? ?? ? ? ?? ?? . ? ., 2000]. Переход к рыночной экономике, демократизация общества, акционирование компаний привели к радикальным изменениям в структуре их управления, что предполагает кардинальную переработку должностных инструкций. На первый взгляд может показаться, что данный документ полностью изжил себя, и упоминание о нем несколько архаично, так как на смену должностным инструкциям пришли трудовые контракты. Однако последние в силу своей ограниченности не могут в полном объеме отразить всю специфику задач, функций, прав и обязанностей, ответственности тех или иных должностных лиц, работающих в современных организациях. В трудовых контрактах указываются лишь общие положения, касающиеся их деятельности, а более развернутое и непосредственное ее отражение дается в должностных инструкциях. Поэтому необходимы оба вида этих документов, каждый из которых в значительной степени дополняет и уточняет другой. Кроме этого, должностные инструкции позволяют:

рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками; повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей их периодичности, трудоемкости, продолжительности и др. ;

нормализовать морально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;

четко определить функциональные связи сотрудников и их взаимоотношения с другими специалистами;

конкретизировать права сотрудников в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;

повысить коллективную и личную ответственность сотрудников за своевременное и качественное использование возложенных на них функциональных обязанностей; организовать равномерную загрузку сотрудников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками [65? ?? ?? ?? ? .? ., ? ?? ?? ?? ? ? .? ., ? ?? ?? ?? ? ? .? ., ? ?? ?? ?? ?? ?? ? .? . ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?: ? ?? ?? ?? - ? ?? ?? ?? ?? ?, ? ?? ?? ?, ? ?? ?? ? ? ?? ?? . ? ., 2000]. Предложения по реформированию деятельности Комитета, сделанные во второй главе дипломной работы отражены в примерном положении о Комитете по международным делам (приложение 2).

    Заключение

Разработка качественного организационно- правового обеспечения для Комитета по международным делам–важная задача. Ее значение определяется весомой ролью Комитета в международной политике России.

На основе проведенной диагностики был сделан вывод о том, что существующая организационная структура Комитета не отвечает современным требованиям к гибкости и возможности адаптации к постоянно меняющимся условиям. Обследование проводилось с помощью непосредственного наблюдения, интервью и анализа документации.

Во второй главе предложена новая схема разбивки на подкомитеты. Ее суть заключается в делении не по функциональному, а по страноведческому принципу. Такое реформирование будет способствовать более плодотворной работе членов Комитета и, соответственно, более быстрому прохождению через Комитет поступающих в него проектов законов, проектов договоров, подлежащих ратификации Государственной Думой, и других документов. Все предложения по реорганизации Комитета нашли отражения в разработанном Положении о Комитете по международным делам. Это один из базовых, наряду с Регламентом ГД документов, определяющих работу Комитета.

В работе была рассмотрена работа аппарата и его специалистов- аналитиков. Во второй части предлагаются проекты должностных инструкций. Их главная задача разграничить задачи, стоящие перед сотрудниками аппарата во избежание дублирования функций и обязанностей. Несмотря на то, что в работе нередко применяется“мозговой штурм”, и аналитике работают в одной команде, необходимо разграничить сферы ответственности. Большое внимание уделяется кадровой политике аппарата. Ситуацию, когда вакантные нетехнические должности занимаются непрофессионалами, необходимо срочно переломить: слишком велика роль сотрудников аппарата в работе всего Комитета. Порядок назначения и освобождения от должности также отражен в предлагаемых организационно- правовых документах.

Отмечается и необходимость усиления деятельности Комитета по вопросам, отнесенным к его ведению. Комитет должен отказаться от реакционной политики. Сейчас Комитет лишь реагирует на происходящие события. Поскольку парламентарии обладают гораздо более широкой свободой действий, чем другие официальные лица, такие как глава внешнеполитического ведомства или президент, Комитет должен упреждать события, происходящие во внешней политике.

Деятельность депутатов, связанная с расходом бюджетных денег должна быть поставлена под жесткий контроль. В работе предлагается введение ответственных за каждую зарубежную командировку народных избранников или членов аппарата. Сложность написания работы определялась двумя факторами. Во- первых, отсутствие литературы по совершенствованию организационно-правового обеспечения не только отдельно взятого комитета, но и нижней палаты в целом. Во-вторых, сложностью вычленения организационной структуры Комитета. В связи с тем, что в Думе между депутатами не существует иерархии, построение вертикальной схемы управления невозможно. Соответственно, выход из этой ситуации видится только в совершенствовании внутренней, горизонтальной структуре Комитета. Все эти предложения, осуществленные на практике, и отраженные в организационно правовом обеспечении, могли содействовать более продуктивной и оперативной работе одного из самых важных Комитетов Государственной Думы. Список использованных источников и литературы.

    Источники
    1. 1. Опубликованные
    Конституция РФ, М. , 1999

Федеральный закон “О государственной тайне”, принят 21. 07. 93 Федеральный закон “Об основах государственной службе РФ”, принят 31. 07. 95

Федеральный закон “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ” №133- ФЗ, принят 05. 07. 99

Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22. 01. 98 №2134-П ГД Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 М. , Минтруда РФ, 1995

    1. 2. Неопубликованные

Положение о Комитете по международным делам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, М. , 1998, -Машинопись

Положение об Аппарате Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, М. , 1997, - Машинопись

Должностные инструкции сотрудников аппарата Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. , М. , 1998 Машинопись

    Литература

Авакьян А. С. Федеральное Собрание- парламент России. М. , 2000 Аврех А. Я. Царизм и IV Дума. 1912-1914 гг. М. , 1981

    Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформы в России. -М. , 1991
    Аврех А. Я. Царизм накануне свержения. М. , 1989

Андреева В. И. Делопроизводство в кадровой службе, 2-изд. , перераб. И доп. М. , ЗАО “Бизнес-школа”Интел-Синтез””, 1998

Артемов О. Ю. , Ермакова И. Н. Документационное обеспечение деятельности фирм. М. , “Ирис”, 1992

Артемов О. Ю. , Архипова Н. И. , Ермакова И. Н. , Овчинникова Н. В. Кадровый менеджмент: персонал-технологии, оценка, оплата труда. -М. , 2000 Горобец В. Д. Парламент РФ. - М. : Академия управления МВД РФ, 1998 Давидович А. М. Самодержавие в эпоху империализма. -М. , 1975

Дан Ф. К. К истории последних дней Временного правительства М. , 1990 Зырянов П. Н. Как работала Государственная Дума\\ Политическое образование. 1989. №5

    Иванова В. И. Парламент РФ. - М. , 1995

Любимов А. П. Парламентское право России. СПб: Кодекс-info, 1997 Рыбкин И. П. Российский парламентаризм. История. Методология. Проблемы. -М. , 1995 Шацилло К. Ф. Николай II: реформы или революция\\ История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX- начала XX века. М. , 1991 Шохин А. Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. -М. : Наш дом, 1997 Щур Д. Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций. Практическое пособие. М. , 2000

    Государственная Дума: проблемы выборов М. , 1997

Парламентское право России. Под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. -М. : Юристъ, 1999

Комментарии к Конституции РФ. Отв. Ред. Л. А. Окуньков. -М. :БЕК, 1996 Государственная Дума ФС РФ второго созыва. М. : Издание Государственной Думы, 1996

    Российское законодательство Х-ХХ вв. М. , 1992. -Т. 9
    Приложения

Приложение 1. Проекты должностных инструкций сотрудников Аппарата Комитета

Федеральное Собрание РФ УТВЕРЖДАЮ Государственная Дума Руководитель аппарата Комитет по международным делам ________ В. Б. Поспелов Аппарат Комитета

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    №
    Консультанта
    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. 1. Должность консультанта аппарата Комитета Государственной Думы по международным делам (далее консультант) относится к группе ведущих государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Аппарате Государственной Думы.

1. 2. Консультант назначается и освобождается от должности руководителем аппарата Комитета по представлению председателя Комитета.

1. 3. Консультант подчиняется руководителю аппарата Комитета или лицу, исполняющему обязанности руководителя.

1. 4. Консультант аппарата должен иметь высшее образование с международно-правовой, государственно-правовой или родственной специализацией, стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.

1. 5. В своей работе консультант руководствуется положением об аппарата Комитета по международным делам, положением о Комитете по международным делам, Регламентом Государственной Думы, действующим трудовым законодательством, приказами и указаниями руководства аппарата Комитета по международным делам и членов Комитета, а также настоящей Должностной инструкцией. 2. ФУНКЦИИ

2. 1. Участие в разработке законопроектов, проектов постановлений, рекомендаций, экспертных оценок, подготавливаемых в Комитете по международным делам, юридический анализ этих документов на предмет соответствия действующему законодательству.

2. 2. Консультирование по юридическим и международно-правовым вопросам, возникающим в работе депутатов и сотрудников аппарата Комитета. 3. Должностные обязанности

3. 1. Разработка текстов заключений (экспертных оценок, отзывов, предложений и т. п. ) Комитета по международным делам на законопроекты и иные документы, поступающие в Комитет.

3. 2. Внесение предложений о подготовке и разработке совместно с депутатами проектов законодательных актов.

3. 3. Подготовка информационно-аналитических и справочных материалов по международно-правовым и иным связанным с ними вопросам, доклад этих материалов руководству Комитета и сообщение депутатам и сотрудникам аппарата Комитета. 3. 4. Сохранение в тайне сведений, составляющих государственную тайну, служебную тайну, иной ставшей известной ему по работе конфиденциальной информации. 3. 5. В необходимых случаях консультант может с разрешения (по поручению) руководства Комитета привлекать к сотрудничеству других сотрудников аппарата Комитета.

3. 6. Замещение во время отсутствия (отпуска, болезни, командировки и т. п. ) заместителя руководителя аппарата Комитета.

    4. ПРАВА

4. 1. Консультант имеет все права государственного служащего, установленные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации". 4. 2. Консультант в целях выполнения возложенных на него обязанностей имеет право в необходимых случаях действовать от имени руководства Комитета. 4. 3. Консультант имеет право в необходимых случаях давать отдельные поручения сотрудникам аппарата Комитета, занимающим старшие и младшие государственные должности.

    5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5. 1. Консультант отвечает за качественное выполнение своих должностных обязанностей и своевременную подготовку документов, за достоверность содержащихся в них данных.

5. 2. Консультант отвечает за сохранность вверенных ему по работе документов, материалов, информации.

5. 3. Консультант отвечает за сохранность закрепленного за ним оборудования. 5. 4. Консультант отвечает также за выполнение правил внутреннего трудового распорядка и пропускного режима.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать