Основные вопросы реструктуризации государственного долга РФ - (курсовая)
p>В целом за 1992-1998гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30-32 млрд. $. фактически до конца 1998г. были использованы 20-21 млрд. $. кроме того Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 926 млн. СДР ( девятый пересмотр квот ) , или 1, 3 млрд. $. (21, 47% квоты). Задолжность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13, 7 млрд. СДР или 19, 3 млрд. $, т. е. 318, 4% ее квоты в Фонде. В конце 1998г. Россия являлась самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20, 56% общей суммы использования странами-членами ресурсов Фонда.

Табл. ё 2. 2. Кредиты МВФ России. (По данным IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington. )

    Дата предоставления
    кредитов
    Виды
    кредитов
    млн.
    СДР
    $ млрд
    Период
    использов.
    Сроки
    погашения
    % исп.
    квоты
    страны
    Условия
    кредитов
    5. 09. 92
    Первый транш резервного кредита
    719, 0
    1, 0
    5 месяцев
    5 лет с
    отсрочкой
    погашен.
    в течении
    лет и 3
    3 месяцев
    16, 7

Дефицит госбюджета в пределах до 5% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции– менее 10% в месяц.

    6. 07. 93

Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований

    1078, 3
    1, 5
    Единовременно, в полной сумме
    10 с отсрочкой погашения в течение 4, 5 г.
    25

Сокращение дефицита госбюджета наполовину до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции– не свыше 7 – 9% в месяц

    25. 04. 94

Второй транш кредита в рамках механизмов финансирования системных преобразований

    1078, 3
    1, 5
    Единовременно, в полной сумме
    10 лет с отсрочкой погашения в течении 4, 5 года
    25

Все вышеперечисленное плюс либерализация внешнеэкономической деятельности, ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта.

    11. 04. 95
    Резервный кредит (стенд – бай)
    4313, 1
    6, 8
    12 месяцев
    5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев
    100

Требования детализированны и уже ужесточены: дефицит госбюджета 6 %; уменьшение кредита правительству; инфляция 1% в месяц. Запрет льготных кредитов ЦБ для финансирования госбюджета; устранение внешнеторговых льгот, ежегодный мониторинг выполнения обязательств

    26. 03. 96
    Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования
    6901, 0
    10, 1
    3 года

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4, 5 лет по каждому отдельному траншу

    160
    (65%-1-ый год, 55%-2-ой год, 40%-3-ий)

Продолжение макроэкономической финансовой стабилизации: дефицит госбюджета 4% ВВП 1996г, 2% ВВП 1998г. , уменьшение кредитной экспансии, снижение инфляции 1996г. до 1% в месяц, 1998г. до 6, 9% в год.

Ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть, с одновременным повышением акцизов, понижение таможенного обложения импорта, отмена предтаможенных экспертиз экспортируемых товаров, отказ на введения ограничения на импорт алкоголя. Ежеквартальная проверка МВФ выполнения бюджетно-налоговой и кредитно-денежной программ

    20. 07. 98

Кредитный пакет: 1) Добавление к кредиту в рамках расширенного кредитования 1996 г.

2) Кредит в рамках механизма дополнительного резервного финансирования 3)Кредит в рамках компенсационного и чрезвычайного финансирования

    ИТОГО:
    2313, 07
    3992, 5
    2156, 6
    8462, 2
    3, 0
    5, 3
    2, 9
    11, 2
    2)Предполагалось предоставление тремя траншами:
    20. 07,
    15. 09,
    15. 12 1998г.
    3) Единовременно, в полной сумме.

1, 5 года с отсрочкой погашения на год по каждому отдельному траншу

    5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев
    50
    90
    50
    190

Осуществление антикризисной программы, финансовой стабилизации, дефицит госбюджета 2, 8% ВВП на 1999г. , перестройка налоговой системы и увеличение собираемости налогов. Денежная и валютная политика в основном без изменения, снижение темпа инфляции, Минфин держателям ГКО предлагает обменивать их на еврооблигации.

Структурные реформы и развитие частного сектора, реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства, усиление контроля за деятельностью банков.

    Общая сумма предоставленных кредитов за 1992-1998гг.
    22551,
    87
    32, 15

В последствии с решениями российских властей 17 августа 1998г. (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвации рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен, а действовавшие договоренности утратили силу.

Что касается участия России в Группе Всемирного банка, то квота России в МБРР приблизительно соответствует ее квоте в МВФ. По состоянию на 30 июня 1998 г. России принадлежит 44795 акции Банка на сумму 5, 4 млрд. $(2, 9% капитала МБРР). Целью кредитования РФ МБРР является “помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем расширения роли частного сектора, укрепление через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечения частных инвестиций в российскую экономику”(по словам М. Картера, Директора МБРР по России).

ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением тех же требований страной–заемщицей, что и МВФ. однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить макроэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк–на деталях структурных преобразований( открытие естественных монополий для конкуренции, развитие приватизации, утверждение частной собственности на землю, совершенствование налогового регулирования, сбора налогов, реформирование банков).

Что касается собственно кредитов, то в период 1995-2998гг. финансовых годов, являются: второй реабилитационный заем ( 600 млн. $, 1995г), заем на осуществление жилищного проекта ( 400 млн. , 1995г. ), два займа на перестройку угольной промышленности ( 500 млн. 1996г. ,800 млн. 1998г. ), три займа на перестройку экономики ( 600 млн. 1997г. ,800 и 1500 млн. 1998г. ), заем на перестройку социальной защиты (800 млн. 1997г. ).

С момента вступления России в МБРР в 1992г по 1998г. Банк предоставил ей 41 заем на сумму 11, 4 млрд. $, реально были использованы 5, 7 млрд. $( 61, 7% от 9, 2 млрд. $ выделенных на 30 июня 1998г. ) и являлась седьмым по счету должником с общей долей кредитов 5, 31% от общей задолжности всех стран. Россия осуществляла кредиты на условиях кредитного пула (т. е. в нескольких валютах) по ставке от 6, 54% годовых до 8, 37%( ставка пересматривается каждые 6 месяцев ). Одновалютные займы предоставляются по ставке ЛИБОР плюс маржа в размере 0, 5 % ( с 31 июля 1998г. 0, 75%).

Табл. 2. 3. Кредиты всемирного банка РФ (по данным Представительства Всемирного банка в России).

    Финансовый год
    Направление займов
    Сумма, млн. $.
    1993
    Реабилитационный
    Службе занятости и социальной защиты
    На содействие в осуществлении приватизации
    Первый нефтяной реабилитационный
    600
    70
    90
    610
    1994
    На ремонт и содержание шоссейных дорог
    На развитие финансовых учреждений
    На осуществление земельной реформы
    На осуществление сельскохозяйственной реформы
    На поддержку предприятий
    Второй нефтяной реабилитационный
    300
    200
    80
    240
    200
    500
    1995
    На управление окружающей средой
    На подготовку управленческих и финансовых кадров
    На развитие проектного портфеля
    На жилищный проект
    На модернизацию налоговой службы

Чрезвычайный на ликвидацию нефтяного загрязнения и уменьшение связанного с ним ущерба

    На городской транспорт
    Второй реабилитационный
    110
    40
    40
    400
    16, 8
    99
    329
    600
    1996
    На развитие стандартов
    На ремонт мостов
    На развитие региональной инфраструктуры
    На передачу ведомственного жилья
    На развитие фондового рынка
    На медицинское оборудование
    На реализацию проекта правовой реформы
    На структурную перестройку угольного сектора

На проект содействия в реализации перестройки угольного сектора На повышение эффективности использования энергии

    24
    350
    200
    300
    89
    270
    58
    500
    25
    70
    1997
    На проект восстановления центра Санкт – Петербурга
    На структурную перестройку экономики
    На инновационный проект в области образования
    На пилотный проект реформы здравоохранения
    На проект Бюро экономического анализа
    На проект содействия реструктурированию предприятий

На проект содействия реформе в электроэнергетическом секторе Гарантийная операция по проекту “Морской старт”

    На структурную перестройку системы социальной защиты
    31
    600
    71
    66
    22, 6
    85
    40
    100
    800
    1998

На содействие реализации структурной перестройки системы социальной защиты населения

    Второй на структурную перестройку экономики
    Второй на структурную перестройку угольной промышленности
    28, 6
    800
    800
    1500
    Всего:
    41 заем
    11355

Из выше приведенной таблицы следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера и, следовательно, пополняющие доходы государственного бюджета, 20% которых были направлены в энергетику (главным образом в угольную и нефтяную), 20% - в социальную. Что касается объявления дефолта в августе 1998г. по ряду внутренних и внешних обязательств, то это привело к замораживанию последующих кредитов, утвержденных ВБ. Хотя 26 февраля 1999г. подписано соглашение о предоставлении России нового инвестиционного кредита на 400 млрд. $ на строительство и ремонт шоссейных дорог. Что касается ЕБРР, то ключевым элементом стратегии ЕБРР является кредитование и финансирование путем вложения в акционерные капиталы конкретных инвестиционных проектов, преимущественно в частном секторе ( как правило до 35% стоимости проекта), имеющих целью содействие структурной перестройке, приватизации, а также развитию финансового сектора и инфраструктуры ( транспорт, связь ), обеспечивающих производственную деятельность. Кроме того, Банк оказывает России кредитную и финансовую помощь в сфере развития энергетики, горнодобывающей промышленности, конверсии промышленного производства, в банковском секторе, подготовке кадров. ЕБРР обычно не требует гарантий правительства.

Табл. 2. 4. Отраслевая структура проектов ЕБРР подписанная до 31 декабря 1998г. ( Источник. Деятельность ЕБРР в России. Информационный листок Представительства ЕБРР в Москве, 1999г. )

    Сектора экономики
    Общая стоимость операций
    Общее финансирование ЕБРР
    В том числе финансирование в акционерные капиталы
    млн. долл.
    % к итогу
    млн. долл.
    % к
    итогу
    млн. долл.
    % к итогу
    Финансовый сектор
    1816, 5
    16, 3
    1162, 2
    35, 0
    174, 8
    53, 4
    В том числе:
    субпроекты региональных фондов венчурного капитала
    96, 2
    0, 9
    89, 4
    2, 7
    55, 5
    16, 9
    субпректы фонда поддержки малых предприятий РФ
    227, 7
    2, 0
    174, 8
    5, 3
    0
    0
    Энергетика и горнодобывающая промышленность
    4128, 1
    37, 0
    865, 4
    26, 1
    25, 7
    7, 8
    Связь, телекоммуникации
    445, 7
    4, 0
    41, 9
    1, 2
    2, 0
    0, 6
    Транспорт
    1976, 7
    17, 7
    576, 4
    17, 4
    11, 3
    3, 5
    Производство и упаковка продуктов питания
    765, 9
    6, 9
    235, 8
    7, 1
    67, 2
    20, 5
    Другие инвестиции
    2025, 5
    18, 1
    437, 0
    13, 2
    46, 6
    14, 2
    Всего:
    11158, 4
    100, 0
    3318, 7
    100, 0
    327, 6
    100

Хотелось бы отметить, что еще одним из направлений функционирования ЕБРР в РФ является его участие в акционерных капиталах инвестиционных фондов. Их основная деятельность сосредоточенна на вложения в акции российских предприятий.

    Рыночные заимствования РФ.

Если рассматривать эмиссию ценных бумаг на мировой фондовый рынок РФ, то можно отметить такую тенденцию: данный способ мобилизации ресурсов в большей степени использовался государством нежели чем компаниями, последние отдавали явное предпочтение долевым ценным бумагам, которые не сопряжены с ростом задолжности.

Центральное правительство с ноября 1996г. осуществило 9 выпусков еврооблигаций на сумму 11, 5 млрд. долл. ,6 займов были номинированны в долларах, 2– в марках ФРГ, 1 –в итальянских лирах. Купоны по первым займам равнялись 9% годовых, последнего 12, 75%. Курс номинала был равен 82, 9%при размещении первого займа, 67, 5% при размещении последнего, ухудшении размещения займов было связанно с падением кредитного рейтинга РФ.

В 1996г. перед первым выпуском еврооблигаций суверенный рейтинг России ( ВВ) был установлен агентством “Стандарт энд Пурс”, а также “Мудис” и “Ибка”. Это рейтинг ценных бумаг, относящийся к категории спекулятивных, он близок к нижнему пределу инвестиционный категории (ВВВ). По меркам страны с развивающимся рынком, Россия получила вполне приемлемый рейтинг, вселивший надежду войти в категорию стран с инвестиционным рейтингом. Но в результате кризиса рейтинг РФ снизился до (ССС) –на сентябрь по данным “Стандарт энд Пурс”. При столь высокой степени риска привлечь инвестиции с рынка с помощью еврооблигаций практически невозможно. Поскольку суверенный рейтинг является определяющим для рейтингов компаний и местных органов власти, то тем самым отрезан путь для выхода на рынок еврооблигаций и этих эмитентов ( за редким исключением).

    Табл. 2. 5. Основные параметры еврооблигаций РФ.
    ( Источник: Минфин РФ )
    Транш
    Дата выпуска
    Объем и валюта выпуска
    Срок обращения, лет
    Купон, % годовых
    Генеральные управляющие
    I
    27. 11. 96
    $1 млрд.
    5
    9, 250
    J. P. Morgan, SBC Warburg
    II
    25. 03. 97
    DM 2 млрд.
    7
    9, 000
    Deutshe Morgan Grenfell, CS First Boston
    III, основной
    26. 06. 97
    $ 2 млрд.
    10
    10, 000
    J. P. Morgan, SBC Warburg
    III, доразмещение
    28. 10. 98
    $ 400млн.
    10
    10, 000
    J. P. Morgan, SBC Warburg
    IV
    31. 03. 98
    DM 1, 25 млрд.
    7
    9, 375
    Deutshe Morgan Grenfell,
    SBC Warburg
    V
    30. 04. 98
    ITL 750млрд.
    5
    9, 000
    J. P. Morgan, Credito Italiano
    VI
    10. 06. 98
    $ 1, 25млрд.
    5
    11, 750
    Goldman Sachs
    VII
    24. 06. 98
    $2, 5млрд.
    30
    12, 750
    Deutshe Morgan Grenfell, J. P. Morgan
    VIII
    24. 07. 98
    $2, 97 млрд.
    7
    8, 750
    Goldman Sachs
    IX
    24. 07. 98
    $3, 47 млрд.
    20
    11, 000
    Goldman Sachs

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать