Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения - (реферат)

Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ТАЛЛИННСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Основы политики Эстонского государства в отношении образования и здравоохранения

    (Исследовательская работа)
    Предмет: Экономическая политика
    Студентка: Наталья Юргенс Преподаватель: Елена Матина
    Группа: AZDA 930609

Дата представления: 04. 12. 1998 Дата проверки: ____________

    Таллинн
    1998
    Оглавление
    Система народного образования в Эстонской Республике
    2
    Министерство просвещения
    3
    Финасирование учреждений народного образования
    4
    Финансирование научной деятельности
    6
    Сотрудничество с иностранными организациями
    8
    Дополнения к Закону о народном образовании
    10
    Учебный кредит
    12
    Система здравоохранения в Эстонской Республике
    13
    Огранизация обязательного медицинского страхования
    13

Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию 16

Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию относительно предыдуших лет

    18
    Бюджет кассы медицинского страхования
    19

Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию 21

    Ограничения по выплатам возмещений
    23
    Заключение
    24
    Библиография
    25
    Система народного образования в Эстонской Республике

Закон Эстонской Республики “О народном образовании” является основным документом, главной задачей которого является правовое обеспечение формирования, функционирования и развития системы народного образования. В Законе дано определение народному хозяйству, как системе предусмотренных учебными программами знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, усвоения которых подвергается контролю.

В зависимости от задач образование в Эстонской Республике делится на обшее, профессиональное и образование по интересам, а также, согласно международному стандарту, принятому ЮНЕСКО, народное образование имеет следующие уровни: Дошкольное образование;

    Начальное образование (первый уровень образования);
    Среднее образование (второй уровень образования);
    Высшее образование (третий уровень образования).

Государственные стандарты образования были определены для каждого из уровней и представлены в государственных учебных планах.

Образование в Эстонской Республике приобретается путем посещения, определенных в Законе, учреждений народного образования, каковыми являются дошкольные заведения, обшеобразоватльные школы, профессиональные учебные заведения, высшие прикладные школы, университеты, школы по интересам, курсы пофышения квалификации, а также научно-методические учреждения. Закон также определяет, что все учебные учреждения могут базироваться на всех формах собственности, не протеворечащих Закону “О собственности”, где базирующиеся на государственной и муниципальной собственности, за исключением университетов, называются “открытыми”.

В Эстонской Республике предусмотренна система всеобшего обязательного обучения, которое начинается с семилетнего возраста и продолжается до окончания основной школы. Государство и местное самоуправление обеспечивают возможность всеобшего обязательного обучения. Среднее образование в открытых учебных заведениях является бесплатным и материальное обеспечение отделено от педагогического руководства и контроля.

Каждый из уровней власти обладает должным обьемом компетенции в принятии решений сваязанных с народным образованием. Верховный Совет Эстонской Республики определяет принципы формирования и развития системы народного образования. В компетенцию Правительства Эстонской Республики входит: принятие государственных программ развития образования и создания гарантий для их реализации; установление государственных льгот, в том числе льгот на получение крелита для учащихся, студентов и работников просвещения; установление основ оплаты труда работников открытых учреждений народного образования и государственных университетов. Органы местных самоуправлений, согласно Закону, обеспечивают хозяйственное обслуживание и финансирование, а также назначают на должность и освобождают от должности руководителей подведомственных им учреждений.

    Министерство просвещения

Министерство просвещения является основным органом, заведущим вопросами образования в Эстонской Республике. Основной задачей министерства является разработка и реализация государственных программ развития народного хозяйства. В компетенцию министерства также входит составление и внедрение национального стандарта классификации народного образования, оссуществление координации, методического руководства, и консультации органов местного самоуправления по вопросам организации народного образования, участие в реализации политики Эстонской Республики в области науки, предоставление универститетам государственных заявок, а также разработка нормативов государственного финансирования народного образования. Кроме перечисленных основных положений министерство занмается широким рядом вопросов связанных с просвещением в Эстонской Республике.

    Финансирование учреждений народного образования

Открытые учреждения народного образования и государственные университеты финансируются за счет государственных, муниципальных и собственных средств. В 1998 году деньги выделенные министерству просвещения из государственного бюджета составили 2 659 899, 1 тысяч крон. Это составило 17. 8% от обшего государственного бюджета на тот же год. За последние пять лет расходы министерства увеличились в несколько раз, хотя средства выделяемые из государственного бюджета остались в пределах 16-18%. Следующий график представляет динамику изменения величины расходов Министерства просвещения.

Однако пропорциональные состав по статьям расходов значительно не изменился. Большая часть расходов легла на муниципальные школы и университеты.

Самая большая доля бюджета министерства предназначалась на заработную плату, коммунальные и административные расходы. Например, в 1996 году из средств министерства было выделено профессиональным школам 256 миллионов крон, что составило в среднем 12 170 крон на одно ученическое место. Пропорционально расходы распределились следующим образом (в 1998 году не произошло значительных изменений).

Как видно более 90% расходов связаны с заработной платой и административными расходами, что оставляет только около 6% или 680 крон на учебные пособия.

Недавно министерство просвещения опубликовало стратегию государства в отношение развития просвещения на следующие 10 лет. Финансирование образования рассматривается как одна из важнейших статей для дальнейшего развития просвещения в Эстонской Республики. На текущий момент затраты на образование составляют 4. 3% от валового национального продукта (ВНП). В течение последующих пяти лет данная сумма должна составлять 5. 3% от ВНП, что составило бы 0. 2% в год. Оставшуюся сумму требуемую для развития народного образования планируется покрыть с помощью частных вложений, сотрудничества с Европейским Союзом и через повышение эффективности. Министерство просвещения также предлагает освободить частные пожертвования в сферу образования от подоходного налога.

В 1999 году министерство планирует потратить 2% от государственных бюджетных средств на базовые науки и 4. 5% на обучение в высших учебных заведениях. Также планируется увеличение этой суммы до 5. 5% в течение последующих лет, что составит 0. 1% в год. Это предполагается будет способствовать дальнейшему развитию высших учебных учреждений, а также позволит более детальное планирование государственной политики в отношение высших учебных заведений.

    Финансирование научной деятельности

Кроме финансирования учреждений народного образования Министерство просвещения занимается проблемами научной деятельности в Эстонской Республике. Крупнейшие университеты, как Тартуский университет и Таллинский технический университет, активно занимаются исследовательской деятельностью, что влечет за собой потребность в дополнительной поддержке со стороны государства. Такая поддержка может приходить как в виде государственных заказов так и в виде финансирования конкретных проектов, а также стипендий.

Так в 1998 году было принято совместное заявление Teaduskompetentsi Nхukogu (TKN), Sihtasutuse Eesti Teadusfond Nхukogu (ETFN) и Sihtasutuse Eesti Innovatsioonifond Nхukogu (IFN) о целевом финансирование научной деятельности в Эстонии. Само финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и через Министерство просвещения. В свою очередь министерство осуществляет финансирование путем консультаций с Teaduskompetentsi Nхukogu. Финансирование исследовательской деятельности осуществляется из Sihtasutuse Eesti Teadusfond, которые берет на себя обязательства по финансированию проектов связанных с развитием экономики в Эстонской Республике. Данный документ утверждает, что процесс целевого финансирования должен осуществляться на конкурентной основе и должен послужить гарантией для дальнейшего сохранения и развития науки в Эстонии. Это также позволит эффективно разместить средства и обеспечить научных работников заработной платой и социальными гарантиями.

Гранты на исследовательские работы выделяются на конкретные проекты. Их целью является повышение инициативы, развития новых идей и открытий. Финансирование экономических проектов, как следствие, должно укрепить развитие экономической мысли и спонсировать конкретные разработки для текущих нужд экономики. Поддержка может осуществляться путем одним или комбинацией методов: грант, коммерческое кредитование, гарантия и капитальные инвестиции. Научные работы финансируемые из государственного бюджета должны покрывать конкретные темы и осуществляться самим научным работником либо с помощью конкретного руководителя проекта. Целевое финансирование может осуществляться сроком до пяти лет. Исследовательские проекты ETF должны иметь конкретную тему и сроки выполнения и могут финансироваться до 4 лет. Рассмотрение конкрентых проектов и размещение целевого финансирования происходит один раз в год во втором квартале. ETF рассматривает проекты в течение всего года и принимает решение в мае месяце. Конкурс по предоставлению экономических проектов проводится 5 января, 10 февраля, 5 апреля, 1 июня, 31 августа, 15 октября и 30 ноября.

В 1998 году из средств государственного бюджета на целевое финансирование научной деятельности было затрачено 116 952 029 крон, что составило 43. 83% от денег заявленных на конкурс. Следующая таблица и график раскрывает распределение денег по конкретным областям науки и суммы выделенных средств.

    Сфера науки
    Количество заявлений
    Количество финансируемых заявление
    Заявленные средства (ЕЕК)
    Выделенные деньги
    Процент от заявленных
    Естественные науки
    155
    141
    91 834 918
    42 781 113
    46. 58
    Технические науки
    102
    88
    56 415 540
    25 491 483
    45. 19
    Художественные науки
    66
    29
    40 370 529
    14 413 950
    35. 70
    Экономические науки
    39
    37
    23 417 473
    13 213 683
    56. 43
    Социальные науки
    67
    40
    28 243 874
    9 974 000
    35. 31
    Гуманитарные науки
    42
    41
    26 574 888
    11 077 800
    41. 69
    Итого
    471
    376
    266 857 222
    116 952 029
    43. 83
    Сотрудничество с иностранными организациями

Министерство просвещения также активно участвует и поощряет проекты с иностранными партнерами. При нем был создан специальный отдел для совместной работе с иностранцами. В его обязанности входит координация образовательного и научного процессов для работы с Европейским союзом, Европейским советом и Юнеско, а также интегрирование Эстонии в систему европейского просвещения. На территории Эстонии действует ряд организаций которые тем или иным способом стимулируют развитие образования в республике и помогают в проведение реформ в сфере народного образования.

Международная организация PHARE одна их самых активных и начала свою деятельность на территории Эстонии в 1993 году. На текущий момент организация осуществляет следующие программы в сфере просвещения:

Реформа образования в бизнес сфере (Business Education Reform). Начатая в 1993 года, программа орентирована на реформу бизнес образования на всех его ступенях. Активными партнерами здесь являются Niels Brock-Copenhagen Business College ja Randers Business College из Дании.

Реформа в сфере профессионального образования (Vocational Education and Training Reform). Программа начата в 1995 году и содействует в улучшение интеграции профессионального обучения и рынка труда. Она также содействует в разработке новых пособий и материалов.

Реформа в сфере высшего обоазования и научной деятельности (Higher Education and Science Reform). Программа завершилась в 1996 году.

Программа по изучению эстонского языка. Данная программа является частью пакта по стабилизации, выделенного Европейским Союзом. В цели входит разработка пособий и финансирование процесса изучения языка.

Информационные системы в образование (Information Systems in Education). Данна программа завершена в 1997 году. Она способствовала в повышение использования информационных систем в процессе учебы на университетском уровне.

Эстония также сотрудничает с Европейским Союзом в сфере просвещения. Действующими являются такие программы как SOCRATES, European Youth и LEONARDO DA VINCI. Основной задачей данных программ является обмен информацией, студентами и программами между Эстонией и Европейским Союзом.

Министерство просвещения уделяет значительное внимание на развитие таких программ. Так в уже упоминавшейся стратегии развития народного образования в Эстонии одним из пунктов является дополнительное строительство 2000-3000 мест в Таллинне и Тарту для осуществления обмена студентами. Эстония также собирается запросить Европейский Союз о повышение совместного финансирования образования в Эстонии до 50-75% в сфере высшего специального образования.

Кроме иностранные организации отдельно или совместно с министерством просвещения предлагают программы стипендий для успешных студентов. Действующими являются стипендия в рамках сотрудничества в Европейским Союзом, стипендия Visby и программа обмена в сотрудничестве с Швецией для магистров и докторов, программа обмена и стипендия Германской академии наук для студентов и преподавателей, программа обмена Robert Bosch Fund для преподавателей немецкого языка, а также степендии из Дании, Польши, Венгрии, Швейцарии, Исландии и Японии.

    Дополнения к Закону о народном образовании

За время действия основного Закона парламентом Эстонской Республики били приняты рад дополнений, поправок, а также новых законов напрямую связанных с темой образования.

Так 2 июня 1993 года Парламент принял “Закон о частных учебных заведениях”. Были определены возможные типы частных учебных заведений, а также основное отличие от остальных учебных заведений. Согласно Закону частное учебное заведение основывается на собственности частного или юридического лица. Порядок использования имущества частного учебного заведения устанавливается владельцем данного заведения в уставе. Финансирование происходит за счет получаемых денежных средств от уплат за учебу, поступлений из целевых фондов, пожертвований от учреждений, предприятий, организаций и частных лиц, выполнения договорных работ, а также пособий из государственного и местного бюджетов. Закон был дополнен и принят заново 3 июня 1998 года, однако он не несет в себе глобальных изменений предыдущей редакции.

9 июня 1993 года был принят “Закон о дошкольных детских учреждениях”. Закон определяет дошкольные детские учреждения как предоставляющие возможность присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста и получения ими дошкольного образования.

Закон об основной школе и гимназии от 15 сентября 1993 года устанавливает правовой статус и порядок работы основной школы и гимназии, находящихся в собственности государства и местного самоуправления (в муниципальной собственности).

14 июня 1995 года был принят “Закон о профессиональных учебных заведениях”, задачами которго являются установление порядка учреждения, объединения, разделения и прекращения деятельности профессиональных учебных заведений. Закон был пересмотрен и принят во второй редакции 17 июня 1998 года.

Прикладные высшие учебные заведения подчинены Закону принятому 10 июня 1998 года, который устанавливает основания учреждения, преобразования, деятельности и прекращения деятельности данного типа учраждений.

Парламентом были также проведены незначительные поправки к основному закону об образовании 9 февраля 1994 года и 4 ноября 1997 года. Обе поправки незначительные корриктировки текстов статей первой редакции.

Особого внимания заслуживают принятый 12 января 1995 года “Закон об университетах”, с последующими дополнениями от 26 июня 1996 года. Он определяет схему финансирования определенную для Министерства образования и источники денежных поступлений. Закон также затрагивает новые понятия учебного кредита и бюджета университета. Бюджет университета составляется по всем расходам и доходам университета. Доходы, поступающие помимо государственного бюджета, направляются в бюджет университета и распределяются через него. Об исполнении бюджета составляется отчет, утверждаемый советом университета. Совет университета также одобряет проект боджета и представляет его Министерству образования.

Старейший университет Эстонии также не был обойден вниманием законодателей и 16 февраля 1995 года был принят соответствующий закон. Был определен правовой статус Тартуского университета в отношениях с государственными институтами. Законом была установлена автономия университета, а также особенности оснований и организации деятельности по сравнению с другими государственными университетами. Так в частности учреждения университета каковыми являются клиника, библиотека, ботанический сад, музеи обладают правами юридических лиц и действуют на основании уставов, утвержденных советом университета. Тартуский университет является собственником своего имущества распоряжается им в объеме и порядке установленных своим уставом. Однако имущество клиники при Тартуском университете отражается в отдельном балансе и университет не отвечаетпо имущественным обязательствам клиники. Финансирование учебной деятельности университета происходит из государственного бюджета, а также за счет платы за обучение и других поступлений. Лечебная деятельность клиникифинансируется на одинаковых с государственными больницами основаниях с учетом специфики, вытекающей из учебной деятельности. Отчет о выделенных из государственного бюджета средств на диагностику и лечение клиника представляет в Министерство финансов и в Министерство социальных вопросов.

    Учебный кредит

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать