Система здравоохранения в Эстонской Республике
Система здравоохранения в Эстонской Республике основана по принципу медицинского страхования. Медицинское страхование- это гарантированная государственная система целью которой является сохранение здоровья населения Эстонской Республики, выплату страхового пособия по беременности и родам, покрытие расходов в соответсвии с законом на лечение и в связи с временной нетрудоспособностью, обусловленной заболеванием или увечьем.
Организация медицинского страхования
Медицинское страхование организуют Центральная больничная касса и региональные больничные кассы. Взносы обязательного медицинского страхования уплачивают все работодатели, хуторские семьи, частные лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на основании разрешения на трудовую деятельность. Из взносов обязательного медицинского страхования покрываются расходы на медицинское страхование работополучателей, работодателей, членов хуторской семьи, частных лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и остальных лиц приравненных к застрахованным (см. таблица 2).
Задачи больничной кассы:
ведение учёта членов больничной кассы;
оплата медицинских обследований и услуг;
выплата возмещения (не полученной заработной платы) в результате временной нетрудоспособности из-за заболевания или увечья;
выплата возмещения в случае беременности, родов и ухода за заболевшим членом семьи;
компесация стоимости лекарств, выписываемых на льготных условиях.
Больничная касса оплачивает стоимость медицинских услуг, выплачивает возмещение и компенсирует лекарства, выписываемые на льготных условиях, только в случае действительного медицинского страхования.
Медицинским страхованием охвачены:
лица, за которых работодатель платит социальный налог;
предприниматели-физические лица, которые сами платят социальный налог со своих доходов;
лица, приравненные к застрахованным (см. таблицу 2).
Медицинское страхование действительно, если застрахованный принят на учёт в больничной кассе по месту жительства.
Поскольку наличие гражданства Эстонской Республики необязательно, медицинским страхованием могут быть также охвачены работающие в Эстонии иностранцы, не имеющие гражданства Эстонской Республики, имеющие легальный источник дохода и/или временный вид на жительство в Эстонии, а также платящие социальный налог.
Таблица 1
Документы, необходимые для принятия на учёт в больничной кассе
1. Работник, занятый на основном месте работы или работающий по совместительству
представленный работодателем список работников; документ, подтверждающий постоянное или главное место жительства; паспорт
2. Предприниматель-физическое лицо
заявление; копия выданной налоговым департаментом по месту жительства справки о том, что предприниматель принят на учёт как плательщик авансовых платежей; документ, подтверждающий постоянное или главное место жительства; паспорт
Работодатель предоставляет документы за работника.
Дети, моложе 18 лет и учащиеся/студенты, обучающиеся стационарно, могут быть приняты на учёт в больничной кассе на основании списков работодателя матери/отца или учебного заведения.
Если застрахованный не проживает по адресу, указанному в паспорте, на основании личного заявления он может определить постоянное или главное место жительства.
Об изменении личных данных больничную кассу следует ставить в известность в течение 15 календарных дней.
Выданная больничной кассой членская карточка подтверждает членство в больничной кассе. В случае окончания медицинского страхования членскую карточку следует вернуть больничной кассе.
Лица, приравненные к застрахованным:
состоящие на иждивении застрахованного и проживающие вместе с ним члены семьи (супруг/а , родитель/прародитель);
лица, приравненные к застрахованному на основании закона (см. таблицу2).
Таблица 2
Лица, приравненные к застрахованному на основании закона
Документы, необходимые для принятия на учёт в больничной кассе 1. Супруг(а), состоящий(-ая) на иждевении
Членская карточка больничной кассы застрахованного; свидетельство о браке; паспорт; трудовая книжка; заявление
2. Родитель/прародитель, состоящий на иждивении застрахованного Членская карточка больничной кассы застрахованного; свидетельство о рождении или иной документ, подтверждающий родство; паспорт; трудовая книжка; заявление 3. Ребёнок, в возрасте до 18 лет
Свидетельство о рождении или паспорт
4. Учащийся/студент, обучающийся стационарно
Паспорт; справка, выданная учебным заведением; заявление
5. Родитель, опекун или попечитель ребёнка –инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства Решение об оформлении опёки или попечительства; свидетельство о рождении ребёнка; документ, подтверждающий инвалидность; заявление
6. Ухаживающий за инвалидом I группы
Паспорт; решение об оформлении ухода; документ, подтверждающий инвалидность; заявление
7. Неработающее лицо, воспитывающее ребёнка в возрасте до 3 лет Свидетельство о рождении ребёнка; паспорт и трудовая книжка родителя или опекуна; заявление
8. Беременная
Паспорт; справка, выданная лечащим врачом; заявление
9. Пенсионер
Список, предаставленный пенсионным департаментом, или пенсионное удостоверение и паспорт
10. Лицо, зарегистрированное безработным
Паспорт; карточка безработного
11. Военнослужащий
Список, представленный соответствующим ведомством
Источником дохода медицинского страхования является социальный налог.
Социальный налог платят:
работодатели с выплаченной работникам зарплаты и иных выплат; предприниматели-физические лица с дохода, полученного от предпринимательства.
Ставка социального налога –33 % от облагаемой налогом суммы. Ставка социального налога, перечисляемого в бюджет медицинского страхования, составляет 13 % .
Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию за 1992-1998
(в тыс. ЕЕК)
1992 факт
1993 факт
1994 факт
1995 факт
1996 факт
1997 факт
1998 факт
Часть соц. налога в мед. страховании
438861
1048817
1692188
2131390
2563736
3142772
3425000
Часть соц. налога в мед. страховании на жителя
281
677
1092
1421
1737
2129
2397*
Купленные мед. услуги
324 745
666 279
983 777
1433334
1863979
2064515
2547613
Мед. услуги на жителя
208
430
635
956
1263
1398
1783*
Компенсация по лекарствам застрахованным
5 498
55 576
97 209
110 468
146231
254268
225000
Компенсированные лекарства на жителя
3. 52
35. 9
62. 72
73. 66
99. 05
172. 23
157, 44*
Компесация болевшим (80%)
56 592
156 311
246 829
380 238
460077
552022
596600
Компесация болевшим на жителя
36. 23
100. 96
159. 27
253. 52
311. 64
373. 92
417, 47*
* начиная с 1998 года деньги насчитываются с расчёта на одного застрахованного
Как видно из данной таблицы поступления в доходов от медицинского страхования неуклонно росли. Так с 1992 года они выросли с 438 861 тысяч ЕЕК до 3 425 000 тысяч ЕЕК, что составило чуть менее 800% за 6 лет. Это представляет собй чрезвычайно удачное развитие ситуации в республике. Хотя Эстонии потребуется еще некоторое время для дого чтобы достичь показателей Европейского уровня, однако уровень качества медицинских услуг, а также качества медицинских препаратов является одним из лучших в Восточной Европе.
Динамика роста социального налога на одного человека
Основные финансовые показатели по государственному медицинскому страхованию в сравнении относительно предыдущих лет
(в тыс. ЕЕК)
1992 факт
1993
факт
1994 факт
1995 факт
1996 факт
1997 факт
1998 бюджет
Часть соц. налога в мед. страховании
438861
1048817
1692188
2131390
2563736
3142772
3425000
Возрастание относительно предыдущего года
609956
643371
439202
432346
579036
282228
в %-тах
138. 99
61. 34
25. 95
20. 28
22. 59
8. 98
Купленные мед. услуги
324745
666279
983777
1433334
1863979
2064515
2547613
Возрастание относительно предыдущего года
341534
317498
449557
430645
200536
483098
в %-тах
105. 17
47. 65
45. 70
30. 04
10. 76
23. 40
Компенсация по лекарствам застрахованным
5498
55576
97209
110468
146231
254268
225000
Возрастание относительно предыдущего года
50078
41633
13259
35763
108037
-29268
в %-тах
910. 84
74. 91
13. 64
32. 37
73. 88
-11. 51
Компесация болевшим
56592
156311
246829
380238
460077
552022
596600
Возрастание относительно предыдущего года
99719
90518
133409
79839
91945
44578
в %-тах
176. 21
57. 91
54. 05
21. 00
19. 98
8. 08
Рост расходов за последние 6 лет можно рассматривать с разных сторон. С одной повышение расходов требует постоянного повышения поступлений от налога на медицинское страхование, а с другой стороны как уже упоминалось возможность покрывать более дорогие расходы приводит к тому что медицинские учреждения могут оказывать более качественные услуги своим пациентам и обеспечивать врачам более высокую компенсацию их труда. Как видно из следующего графика хотя наблюдался рост расходов на медицину однако структурно схема расходов не изменилась.
Динамика расходов кассы медицинского страхования
Бюджет государственного медицинского страхования принимает парламент.
Государственный бюджет на 1998 год.
Бюджетный остаток на начало года 200 000 000
I. Доход
1. Социальный налог
3 425 000 000
2. Прочие поступления
30 000 000
Всего приход
3 455 000 000
II. Расход
1. Лечение всего
2 552 613 000
в том числе:
1. 1. улучшение здоровья
14 000 000
1. 2. профилактика заболевания
60 000 000
в том числе:
1. 2. 1. Тестор для диабетиков
2 000 000
1. 3. Медицинские услуги
2 452 613 000
в том числе:
1. 3. 1. Зарплата интернантам и соц. налог
9 600 000
1. 4. восстановительное лечение
20 000 000
1. 5. послеоперационные вспомогательные средства
6 000 000
в том числе:
1. 5. 1. Ср-ва по уходу за раковыми больными
2 000 000
1. 5. 2. Контактные линзы для новорожденных , а также больных керотопатией и кератоконусом
500 000
1. 5. 3. Первичные протезы для ампутированных в ходе хирургических вмешательств рук и ног
3 500 000
2. Компенсации
596 600 000
3. Всего лекарства
234 000 000
а именно:
3. 1 Компенсация по лекарствам застрахованным
225 000 000
3. 2 Компенсация по лекарствам больницам
9 000 000
4. Расходы, связанные с внешними договорами по мед. страхованию 3 000 000
5. Расходы по деятельности больничной кассы
33 837 000
а именно:
5. 1. Центральная больничная касса
3 384 350
В том числе зарплата и соц. налог
1 788 000
5. 2. Региональные больничные кассы
30 452 650
В том числе зарплата и соц. налог
19 147 300
6. Инфотехнология
12 000 000
7. Бланки и печатные издания
5 000 000
8. Развитие и выработка нормативных документов по медицинскому страхованию 500 000
9. Надзор мед. страхования
500 000
10. Извещения мед. страхования
250 000
11. Расходы по переходу к системе выплат возмещаемых платежей через больничную кассу
2 700 000
В том числе зарплата и соц. налог
1 520 000
Всего расходы
3 441 000 000
Бюджетный остаток на конец года 214 000 000
Центральная больничная касса опубликовала также краткое пояснение к бюджету на 1998 год. Как упоминалось ранее размер взноса обязательного медицинского страхования работодателей, действующих на административной территории уезда или республиканского города, равен 13%. Он исчисляется со всех денежных сумм и натуральной платы, выплаченных работодателем частным лицам, а также со всех введённых в пользу частных лиц отчислений. Эта так называемая часть уплаченного социального налога поступает в доход бюджета государственной больничной кассы. Министерство финансов запланировало получить доход с налогооблажения около 27, 320 миллиардов крон. Медицинского страхования предполагалось должно было слставить 96, 43% от этой суммы.
Доходная часть бюджета государственного медицинского страхования варируется в течение всего года. Обычно денежная разница образовывается между расчётными счетами больничной кассы и медицинских учереждений, а также по причине предоплат, осуществляемых на основе договоров с аптеками. Прочие поступления составляют банковские проценты, начисляемые на депозитные суммы денег на расчётных счетах больничной кассы, а также от возврата ссуд, выданных в прошлые года медицинским учереждениям для приобретения дорогостоящей аппаратуры.
Основная часть запланированных расходов, а точнее 74, 2%, происходит из профилактики незастрахованных больных, а также из расходов, связанных с исследованиями в области здоровья и лечения.
Выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию
Медицинское страхование Эстонии руководствуется принципом солидарности: стоимость медицинских услуг, необходимых человеку в случае заболевания, которые оплачивает больничная касса, не зависит от размера социального налога, уплаченного конкретным человеком;
из социального налога, уплаченного работающим населением, больничная касса оплачивает также медицинские услуги, оказанные людям, не имеющим трудовых доходов (лица, приравненные к застрахованным , см. таблицу 2 ).
При исчесление размера возмещения за основу берется исчисленный по утвержденной инструкции доход за один календарный день, полученный в течение шести календарных месяцев, предшествующих календарному месяцу первого оформленного врачом страхователю освобождения от работы.
Размер возмещения за доход одного календарного дня составляет: в случае стационарного лечения, карантина и протезирования в больнице – 60 процентов; в случае стационарного лечения – 65 процентов;
в случае амбулаторного лечени или карантина – 80 процентов; в случае ухода за больным членом семьи на дому 80 процентов; в случае ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, если мать ребенка больна или находится в больнице в связи с родами– 80 процентов;
в случае отсутствия на работе по сотоянию здоровья на основании личного заявления– 80 процентов;
в случае трудового увечья по вине работодателя, связанного с работой, иного повреждения здоровья, профессионального заболевания, нетрудоспособности, возникшей в связи с защитой интересов государства или общества и с пресечением преступления, независимо от организации лечения 100 процентов; в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет – 100 процентов; в случае беременности и родов, а также усыновления ребенка в возрасте до одного года– 100 процентов.
С суммы возмещения, выплаченной в случае возникшего у страхователя по вине работодателя трудового увечья, связанного с работой с данного повреждения здоровья или сопровождающей профессиональное заболевание временной нетрудоспособностью, больничная касса взыскивает с работодателя помимо суммы взноса на обязательное страхование также ту часть суммы, которая отвечает степени виновности работодателя в возникновении нетрудоспосоности.
Ущерб, причененный вследствие профессиональной ошибки медицинского работника, возмещается страхователю больничной кассой. В случае необходимости больничная касса организует экспертизу для установления профессиональной ошибки и взыскивает сумму возмещения с причинившего ущерб учреждения здравоохранения или медицинского работника.
Возмещение по обязательному медицинскому страхованию, не полученное страхователем в связи с его смертью, выплачивается наследникам и в состав наследства не включается.
Ограничения выплаты возмещения
В случае временного перехода на другую работу по состоянию здоровья возмещение страхователю исчисляется и ваплачивается в размере, который вместе с зароботком за данный период не должен превышать размера заработной платы, полученного до перевода на другую работу.
Страхователю не исчесляется и не выплачивается возмещение в случае, если: Период временной нетрудоспособности начинается и кончается во время отпуска без сохранения заработной платы или частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, а также отпуска по беременности и родам или по уходу, оформленного листком нетрудоспособности.
Болезнь, связанное с работой повреждение здоровья или несчастный случай, вызванный установленным судом злонамеренным поведением самого страхователя, зафиксированным врачом алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением, или игнорированием страхователем предписаний врача, в результате чего затруднено выздоровление;
Страхователь в период нетрудоспособности без уважительных причин не явился в назначенное врачом время к нему на прием, хотя был осведомлен об этом. Врач делает в листке по болезни соответствующую отметку, и за дни, последующие за указанным днем возмещение не выплачивается;
Заключение
Данная работа исследует политико-экономическое отношение Эстонской Республики к вопросам народного образование и медицины. После восстановления независимости Эстония достигла серьезных успехов в деле реформирования данных областей. Хотя были проведены многочисленные реформы в экономике и возрождение рыночных отношений, но была продолжена социально-ориентированная политика. Был и продолжает использоваться опыт европейских стран, а также основой всей политики является скорейшая интеграция Эстонии в Европейское Сообшество. Различные организации, как государственные так и частные, своими действиями стимулируют эту идею. Многие местные и зарубежные аналитики прогнозируют, что при дальнейшем проведении таклй политики и продолжении тесного сотрудничества с развитыми странами Эстонская Республика сможет занять свое достойное место в мировом сообшестве.
Библиография
Закон о Тартуском университете, Парламентские Ведомости N. 21, 06. 03. 95 Закон о дошкольных детских учреждениях, Парламентские Ведомости N. 38, 23. 06. 93 Закон об университетах, Парламентские Ведомости N. 16, 31. 01. 95 Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N. 32, 14. 06. 93 Закон об основной школе и гимназии, Парламентские Ведомости N. 41, 24. 09. 93 Закон о частных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N. 42-43, 03. 06. 98 Закон о профессиональных учебных учреждениях, Парламентские Ведомости N. 46, 03. 07. 95
Закон о внесении изменений в Закон Эстонской Республики о народном образовании, Парламентские Ведомости N. 16, 21. 02. 94
Закон о дополнении Закона Эстонской Республики о народном образовании, Парламентские Ведомости N. 60, 04. 11. 97
Закон о прикладных высших учебных заведениях, Парламентские Ведомости N. 44, 30. 06. 98
Закон о профессиональных учебных заведениях, Парламентские Ведомости N. 41, 17. 06. 98
Закон о внесении изменений ов Закон об университетах, Парламентские Ведомости N. 50-51, 10. 07. 96
Закон о внесении изменений в Закон о народном образовании, “Учебный кредит”, Парламентские Ведомости N. 35, 21. 05. 97
Документы Министерства народного образования ЭР опубликованные на Интернете, www. ee/HM/
Порядок исчисления и выплаты возмещения по обязательному медицинскому страхованию, Парламентские Ведомости N. 41, 08. 11. 91 и постановление Правительства ЭР от 20. 05. 97 об изменениях и дополнениях к основному порядку Закон о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N. 23, 23. 04. 91 Постановление Верховного Совета Эстонской Республики о введении в Закона Эстонской Республики о медицинском страховании, Парламентские Ведомости N. 23, 12. 06. 91
Положение о больничной кассе, Парламентские Ведомости N. 41, 08. 11. 91 Данные опубликованные Центральной Больничной кассой на Интернете, www. сsf. ee
Страницы: 1, 2