Основы правового статуса государственного служащего - (курсовая)

Основы правового статуса государственного служащего - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    План.
    Введение. – 2
    Понятие, значение и принципы государственной службы. – 3
    Законодательные основы государственной службы. – 10
    Понятие и классификация государственных должностей. – 14
    Понятие и классификация государственных служащих. – 16

Основы административно-правового статуса государственных служащих. - 22

Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы. – 28

    Поощрения и ответственность государственных служащих. – 35
    Обеспечение эффективности государственной службы. – 39
    Заключение. – 40 –
    Список литературы. – 41
    I . Введение.

Административное право - одна из древнейших и профилирующих, опорных и базисных отраслей правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Несмотря на то, что долгое время средства массовой информации и некоторые ученые связывали все ''административное'' с чем-то чисто бюрократическим, чиновничьим, с бездушным отношением к нуждам и потребностям гражданина, с приказным руководством поведением людей и работой предприятий, учреждений и организаций, с беззащитностью человека от произвола чиновников, и в 30-е годы даже курс ''Административное право'' был изъят из учебных планов юридических высших учебных заведений, сегодня административное право прочно занимает место одной из ведущих научных и учебных дисциплин.

Административное право имеет большое общественное и жизненно важное значение. Сам термин ''административное'' означает руководство, управление. А разве может организованное общество существовать без управления? На данный вопрос в свое время дал образный и предельно ясный ответ К. Маркс, сказав: ''Отдельный скрипач сам управляет собой, а оркестр нуждается в дирижере''. Наше общество с его многочисленными и многообразными связями и есть ''оркестр'', слаженное звучание которого возможно при наличии ''дирижера'' (государственного управления).

Главной задачей государственного управления является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей, составляющих нашу общественную организацию, Государственное управление представляет собой механизм исполнительной власти–одной из отраслей единой государственной власти. Органы исполнительной власти управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом исполнение требований российского законодательства. Их деятельность носит административный, то есть управленческий, исполнительный, внесудебный характер.

В своей исполнительной деятельности они выражают публично-правовой интерес, для чего наделяются значительными юридически властными полномочиями, которые используют во взаимоотношениях с гражданами, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, с органами субъектов Федерации и т. д.

Трудно отыскать такой участок нашей жизни, где мы так или иначе не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а, следовательно, с административным правом. Именно поэтому, административное право очень интересно и как учебная дисциплина. Ведь государственное управление тесно связано с жизненными повседневными интересами граждан.

Темой своей курсовой работы я выбрала ''Основы правового статуса государственного служащего''. Ведь именно государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Именно перед ними стоит задача укрепления российской государственности и реформирования общества на основах демократии и права. А потому мне показалось интересным раскрыть в своей работе основные составляющие правового статуса данных субъектов административного права, а также значение деятельности государственных служащих на современном этапе развития общества.

    Понятие, значение и принципы государственной службы.

Происходящие в стране преобразования во всех сферах жизни общества и государства породили новые требования, предъявляемые к государственным служащим. Поскольку функционирование государственного аппарата в условиях перехода к рыночным отношениям в значительной степени перестало соответствовать задачам осуществления рыночных реформ, возникла необходимость реформирования государственной службы. Цель ее реформирования состоит в том, чтобы создать государственный аппарат нового типа, способный работать в современных и будущих политических и экономических условиях, аппарат высокопрофессиональный, компетентный, экономичный и дисциплинированный. Решение этой задачи включает в себя и установление соответствующего административно-правового статуса государственных служащих.

До недавнего времени в нашем законодательстве не было определения понятия '' государственная служба''. В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т. д. ) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.

Теперь же, согласно Федеральному закону ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31. июля 1995 г. в понятия '' государственный служащий '' и '' государственная служба'' вкладывается иной, новый смысл. Согласно данному закону к государственным служащим относятся только лица, замещающие государственные должности в государственных органах, а не в любых государственных организациях (например, служащие государственных вузов не считаются государственными служащими). Государственные должности в государственных органах разделены на категории '' А'' (политико-судебные должности), '' Б'' (патронажные должности), и ''В'' (административные должности) в зависимости от целей их учреждения.

Государственные должности категории ''А'' –это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, Федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти Субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие).

Государственные должности категории ''Б'' учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для того, чтобы непосредственно обеспечить исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории ''А'' (рабочий аппарат президента, рабочие аппараты правительства, министерств, ведомств и других государственных органов).

Государственные должности категории ''В'' –должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (секретари, курьеры, водители и другие).

Исходя из такого деления государственных должностей, можно вывести понятие ''государственная служба'', которое и дано в Федеральном Законе '' Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. Подгосударственной службойпонимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности категорий ''Б'' и ''В''. Понятие государственной службы не распространяется на лиц, замещающих государственные должности категории ''А'', так как Законом они не отнесены к государственным служащим.

Деятельность государственных служащих, замещающих должности категории ''Б'', ''В'', как это подчеркнуто в самом определении понятия ''государственная служба'', носит обслуживающий, вспомогательный характер, она предназначена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории ''А''. Поэтому имеется отличие и в наименование видов должностей: если должности категории ''А'' называются просто государственными должностями, то должности категории ''Б'' и ''В''– государственными должностями государственной службы. Есть определенные сложности, связанные с самой формулировкой '' обеспечение исполнения полномочий лицами, замещающими должности категории ''А''. Можно понять государственную службу как службу при высших государственных должностных лицах, а не службу у общества и государства. Но в действительности же государственная служба представляет собой вид общественно полезной профессиональной деятельности, которая в конечном итоге заключается в осуществлении полномочий того государственного органа, в котором государственный служащий занимает должность категории ''Б'' или ''В''. То есть его профессиональная деятельность направлена на осуществление государственных функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лица, замещающего должность категории ''А''. При этом объем полномочий лиц, замещающих должности категории ''Б'' и ''В'', меньше, чем у лиц, замещающих должности категории ''А''; должности категории ''Б'' и ''В'' поставлены в зависимость от должностей категории ''А''.

Кроме того, Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. установлено: государственная служба на государственных должностях категории ''Б'' ограничена сроком, на который назначаются и избираются лица, замещающие государственные должности категории ''А''. По существу, это означает юридическое закрепление института временных служащих. Лица, находящиеся на должностях категории ''Б'' (помощники, советники, консультанты, референты и другие), призваны непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории ''А'', пока последние замещают свои должности. Если эти лица сменяются, предполагается возможность замены лиц, замещающих должности категории ''Б''. Так, например, в соответствии со статьей 81 Конституции РФ президент РФ избирается на четыре года. В соответствии с Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' этим сроком ограничена служба Руководителя администрации, Первого помощника, Управляющего делами Президента и других лиц, замещающих должности категории ''Б''.

Система государственной службы может строиться по различным основаниям. Учитывая Федеративное устройство России, государственная служба включает в себя:

федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к государственной службе. На государственной службе в субъекте РФ не состоят судьи, граждане, работающие в государственных органах по трудовым договорам (контрактам) или гражданско-правовым договорам, а также вспомогательно-технический персонал. Значение государственной службыобусловливается тем, что среди всех вопросов, решаемых государством, стержневым является вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. Именно государственный аппарат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со стороны некоторой части аппаратчиков, или даже с их коррумпированностью. Эффективное использование кадрового потенциала государства–приоритетная общенациональная задача. Различные политики приходят и уходят, а машина государственного управления должна при всех обстоятельствах работать безупречно. Проводимое реформирование государственной службы должно обеспечить четкую, эффективную и экономную деятельность государственного аппарата, предотвратить возможность использования его в партийных и групповых интересах. Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. установлены следующиепринципы государственной службы. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Данный принцип отражает требование части 2 статьи 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция предполагает формирование такой системы, в которой высшей юридической силой обладает главный закон государства–его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. Этот всеобщий принцип является необходимым условием функционирования государства в режиме законности.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Данный принцип основан на конституционной норме, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита–обязанность государства. Это новое положение в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом ''Об основах государственной службы Российской Федерации'' ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и Субъектами Российской Федерации. Статьей 5 Конституции РФ закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной службы. В то же время это предполагает разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона '' Об основах государственной службы Российской Федерации'' от 31 июля 1995 г. субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие местные условия, включая национальные особенности. Такими актами устанавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения государственный должностей категории ''Б'', порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел. Принцип разделения властей –законодательной, исполнительной, судебной, закрепленный в статье 10 Конституции РФ, выражает, прежде всего, самостоятельность каждой из этих власти, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного, исполнительного органа, а депутаты не могут находиться на государственной службе, то есть невозможно совмещение служебной деятельности в органах разных ветвей государственной власти. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в части 4 статьи 32 Конституции РФ. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, языка, национальности, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий в соответствии с законодательством, является одним из устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия для исполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма.

Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие системы подготовки кадров и контроля их компетентности. Принцип профессионализма и компетентности –основной критерий, который используется при отборе кандидата на вакантную государственную должность. Предпочтение отдается наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организаторские способности.

Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей закреплен в законодательстве, это помогает укреплять государственную дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за порученное дело.

Принцип внепартийности и внеконфессиональности государственной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служащие не могут при исполнении должностных полномочий руководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных, религиозных объединений. Задачи и функции, выполняемые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

Принцип стабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов.

Указанные принципы образуют исходные основания организации государственной службы и служат руководящими идеями нормативного регулирования института государственной службы в Российской Федерации.

    Законодательные основы государственной службы.

В Российском государстве правовой институт государственной службы сформировался во времена правления Петра I. Табель о рангах 1722 года подразделяла гражданскую и военную службу на 14 классов (рангов), устанавливала звания чиновников, порядок прохождения ими службы. Период XVIII–XIX вв. характеризуется дальнейшим формированием института государственной службы. Последний Закон о гражданской (государственной) службе был принят в 1896 году.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать