Политика правительства РФ в области валютных отношений - (реферат)
p>Рис. 4: Взаимодействие субъектов валютного рынка Российской Федерации Валютный контроль за движением валютных средств на территории Российской Федерации осуществляют уполномоченные банки совместно с Государственным таможенным комитетом. Однако их положение в этой системе неодинаково. В частности, уполномоченные банки имеют двойственное положение. С одной стороны, они являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку России и обязанными осуществлять контроль за проводимыми в России резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими регулирующих актов органов валютного контроля. С другой стороны, в отличие от государственных ведомств (ГТК, Госналогслужбы и др. ), уполномоченные банки являются коммерческими организациями, заинтересованными в привлечении солидных клиентов, а таковыми и являются российские экспортеры и импортеры. Это тем более актуально в условиях существующей в крупнейших российских городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, конкуренции между коммерческими банками. Именно поэтому многим банкам приходится решать сложную проблему совмещения двух полярных задач: осуществления реального валютного контроля и сохранения клиентов.

    Валютный контроль за экспортно-импортными операциями

Основная цель подобного контроля —обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию, а также обеспечение соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию страны товаров в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки, который оформляется экспортером либо импортером по каждому заключенному контракту и содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за экспортной (импортной) сделкой, другой экземпляр возвращается экспортеру (импортеру).

Паспорт сделки подписывается: от имени участника внешнеэкономической сделки —лицом, имеющим право первой подписи по счету данной фирмы в уполномоченном банке; от имени банка—одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля. Полномочия ответственных лиц уполномоченного банка проверяются по составляемому в этих целях списку, утверждаемому председателем уполномоченного банка и его главным бухгалтером. Их подписи заверяются нотариусом, а сам список регистрируется ЦБ России. Центральный банк информирует ГТК об уполномоченных банках, потерпевших банкротство, подвергшихся принудительной реорганизации, лишенных валютной лицензии. Паспорт сделки, оформленный одним из таких банков, признается недействительным, и таможенные органы не осуществляют выпуск товаров, оформленных с представлением такого паспорта. Подписание паспорта экспортной сделки означает, Что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по данному контракту на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он представляет паспорт сделки для оформления. Подписание паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления, или при невозможности поставки товаров - за возврат на указанный в паспорте текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу в установленные контрактом сроки, но не более 180 календарных дней с даты осуществления платежа, если иное не разрешено Банком России.

В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих сведения, которые использовались при составлении паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых по данному контракту, представить в уполномоченный банк оригиналы или заверенные копии дополнений и изменений к контракту; дополнительные листы к паспорту сделки, составленные по форме паспорта сделки, но с заполнением лишь тех позиций, сведения по которым подлежат уточнению.

Импортер в подобной ситуации должен представить данные документы не позднее даты платежа в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу либо представления таможенному органу товаров, импортируемых в соответствии с контрактом, в который внесены изменения или дополнения.

После введения в действие Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г. ) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" нерешенными остались некоторые вопросы, в том числе касающиеся паспортов сделки. Так, действие этой Инструкции распространяется на сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", за исключением следующих случаев: расчеты осуществляются в соответствии с российским законодательством только в валюте Российской Федерации; не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (товарообменные, бартерные и другие подобные операции); импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации; осуществляется ввоз из государств-участников СНГ в Россию товаров, происходящих из этих государств. Но не определено, какие документы импортер должен представить уполномоченному банку для подтверждения будущего ввоза товаров в таможенном режиме, отличного от режимов "выпуска для свободного Обращения" или "реимпорта". Определенные сложности возникают и при использовании таможенных режимов переработки. Кроме того, остается открытым вопрос об особенностях осуществления валютного контроля при ввозе товаров из государств СНГ вообще и из Таможенного союза в частности по контрактам, заключенным с фирмами из стран дальнего зарубежья (в этом случае экспортером и поставщиком товара являются фирмы разных государств).

Механизм осуществления валютного контроля за поступлением экспортной выручки

Отправной точкой для осуществления валютного контроля за экспортом является тот факт, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения Центрального банка РФ. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором в последующем и должна будет поступать валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Таможня, принимая грузы к оформлению, требует сообщить реквизиты валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными органами представляет в банк копию грузовой таможенной декларации (ГТД), полученную от таможенного органа, который оформил выпуск товаров. На основании данных ГТД Государственный таможенный комитет РФ составляет учетные карточки (УК), которые содержат часть сведений ГТД, необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Учетные карточки объединяются в реестры, которые ГТК направляет в двух экземплярах в соответствующие банки. Второй экземпляр этого Реестра после заполнения банком отправляется обратно в ГТК России не позднее контрольного срока обратной отсылки в него. В случаях, когда валютная выручка от экспорта товаров поступает в банк в неполном объеме или с нарушением указанного в Реестре срока, экспортер имеет право обратиться в МВЭС России для того, чтобы получить письменное подтверждение обоснованности недополучения или задержки получения им валютной выручки от экспорта товаров либо представить в банк письменное подтверждение Банка России об освобождении его от обязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации. Завершается процедура таможенно-банковского контроля уведомлением о зачислении валютной выручки от экспортной поставки, которое направляется в таможню уполномоченным банком (рис. 4. 2). Требования и предписания ЦБ и ГТК об устранении выявленных нарушений правил перевода экспортной выручки являются обязательными для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории России.

    Рис. 5: Движение паспорта экспортной сделки:

1 —экспортер представляет в банк два экземпляра паспорта сделки и заверенную предприятием копню контракта; 2— банк возвращает экспортеру подписанный должностным лицом банка первый экземпляр паспорта сделки; 3— второй экземпляр паспорта сделки направляется банком в доем банка; 4 — экспортер получает заверенную банком копию паспорта сделки; 5 — экспортер представляет полученную от банка копию паспорта сделки в таможенный орган при предъявлении товара к таможенному оформлению; 6—после проверки данных, содержащихся в паспорте сделки и ГТД, подписанная работником таможни копия паспорта сделки остается в досье таможни; 7—после поступления полной суммы валютной выручки досье закрывается и передается в архив.

Механизм валютного контроля за платежами по импортным контрактам В основе методологии валютного контроля за осуществлением импортных сделок, так же как и при контроле за экспортными сделками, лежит сопоставление информации банков о движении денежных средств в оплату импортируемых товаров с информацией таможенных органов о ввезенных товарах. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г. ) распространяется на импортные сделки, срок совершения которых не более 180 календарных дней.

Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления (и наоборот), могут быть осуществлены только при наличии лицензии Банка России на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, Под датой оплаты подразумевается дата валютирования банковской операции по списанию средств со счета "ностро" банка-импортера или зачисление средств на счет "лоро" иностранного банка или банка—его корреспондента в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу. Под датой таможенного оформления импортируемого товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление данного товара. Импортеру запрещено после совершения сделки переуступать права по ней третьим лицам (кроме банка-импортера) до завершения таможенного оформления товара. По каждому отдельному контракту оформляется один паспорт сделки, только при наличии которого возможна оплата импортных товаров. При благополучном завершении сделки в течение одного календарного месяца с латы выпуска товаров на таможенную территорию импортер должен представить в банк импортера копию ГТД с подписью должностного лица таможенного органа, разрешившего ввоз товара, с оттиском его личной номерной печати.

Оплата импортером импортируемых товаров до их отгрузки в адрес получателя в Российской Федерации возможна:

а) при выдаче банком импортера гарантии валютного контроля; б) при непревышении суммы предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком России к переводу без гарантии валютного контроля в течение одной рабочей недели.

Гарантия валютного контроля представляет собой выдаваемое банком импортера по просьбе импортера обязательство, в котором банк обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате, при привлечении импортера к финансовой ответственности, которая возникает при непоступлении товаров, за которые была произведена предоплата, и невозврате ранее переведенных средств в иностранной валюте.

Исполнение контракта с предоплатой предполагает, что в случае непоступления товаров на территорию государства в течение 180 календарных дней и невозврата перечисленных денег импортеру надлежит заплатить штраф в размере 100% от произведенных за рубеж перечислений. Если же импортер не в состоянии заплатить штраф, то эту сумму государству возвращает банк-гарант из собственных средств. Клиент освобождается от ответственности перед контрольными органами, но продолжает нести ее перед своим банком. В случае неуплаты штрафа ни импортером, ни банком в 3-дневный срок с момента получения банком требования от ГТК последний поручает взыскание этих средств ВЭК (службе валютно-экспортного контроля) России.

Особенности таможенного оформления экспорта и импорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля

Таможенные органы принимают экспортные и импортные товары к таможенному оформлению только в случае предъявления паспорта сделки в дополнение к установленным законодательством документам. На таможне сверяются данные паспорта сделки и данные грузовой таможенной декларации. Таможенные органы проверяют соответствие подписи ответственного лица уполномоченного банка и оттиска печати банка образцам, которые приведены в полученных от Банка России специальных карточках. Если между документами, представленными для таможенного оформления, не выявлено никаких расхождений, то таможенный служащий подписывает копию паспорта сделки и ставит на ней свою личную номерную печать. Указанная копня паспорта сделки остается в делах таможни наряду с экземпляром ГТД. По сделкам, связанным с движением капитала, необходима отметка уполномоченного банка о наличии лицензии ЦБ РФ в паспорте сделки. Эта отметка является основанием для приема груза к таможенному оформлению. В ходе таможенного оформления на основании грузовой таможенной декларации составляется другой документ валютного контроля - учетная карточка таможенно-банковского контроля, содержащая необходимую информацию о перемещении экспортируемых и импортируемых товаров. ГТК направляет в уполномоченные банки учетные карточки, группируя их в реестры (рис. 4. 3):

    1
    2
    4 9
    6 7
    3
    5 8 11
    10

Рис. 6: Движение через коммерческие банки грузовой таможенной декларации, учетных карточек и реестров ГТК РФ:

1 - экспортер представляет в таможенный орган ГТД; 2 –экспортёр получает от таможенного органа копию ГТД; 3 - экспортер предоставляет в банк полученную копию ГТД; 4 - на основании данных грузовой таможенной декларации ГТК формирует реестры учетных карточек и направляет их в уполномоченные банки; 5 - экземпляр реестра разделяется на учетные карточки и распределяется по соответствующему досье; 6 ксерокопию учетной карточки банк направляет экспортёру; 7 - самостоятельно заполненную копию учетной карточки экспортер возвращает в банк; 8 - копию учетной карточки, заполненную экспортером, банк направляет в досье; 9 - банк заполняет второй экземпляр реестра и направляет его к ГТК РФ; 10 - после поступления полной суммы валютной выручки банк закрывает досье и направляет его в архив; 11 - после обработки и ВЦ ГТК оперативные и статистические сведения представляются ЦБ России и иным органам валютного контроля.

    Ответственность за нарушения валютного законодательства

Ответственность за нарушение валютною законодательства предусмотрена в Законе РФ от 9. 10. 92 "О валютном регулировании и валютном контроле".

При повторном совершении правонарушения, а также за невыполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства сумм, указанных в настоящей таблице (а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм), осуществляемого ЦБ РФ в соответствии с законами Российской Федерации;

б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.

Взыскание указанных сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном. Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

При нарушении порядка зачисления валютной выручки предприятия предусмотрен штраф в размере суммы всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации и обязательной продажи части валютной выручки. Штраф налагается Госналогслужбой РФ. Под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено ЦБ РФ. Сокрытой выручкой в иностранной валюте считаются также суммы, выплаченные в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидентам и т. п. ) из выручки, которая получена предприятием от реализации гражданам в установленном ЦБ РФ порядке товаров на территории Российской Федерации за иностранную вал юту до ее сдачи в уполномоченный банк для зачисления на текущий валютный счет предприятия.

Помимо этого предприятия несут ответственность за необоснованное завышение расходов в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки.

Экспортер за непредставление в банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного паспорта сделки (ПС), дополнений и (или) изменений, которые затрагивают данный ПС (для оформления дополнительного листа ПС), за непредставление в банк копии ГТД в установленные сроки или за непредставление в указанные в инструкции сроки запрашиваемой банком информации несет ответственность в виде штрафа за каждый день просрочки сверх установленных сроков предоставления указанной информации в банк, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Указанные штрафы взыскиваются главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов экспортера в иностранной валюте или в рублях по курсу Банка России на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего главного территориального управления Банка России) по результатам как самостоятельных проверок, в том числе по представлению банков, так и проверок, проведенных таможенными, налоговыми органами, а также Федеральной службой валютного и экспортного контроля РФ. Банк как агент валютного контроля несет ответственность за действия экспортера и импортера. Так, при сокрытии экспортером выручки за отгруженные товары на его банк налагается штраф в размере всей сокрытой экспортером выручки. Так же в случае осуществления при расчетах за импортируемые товары валютной операции, требующей лицензии Банка России, без таковой банк импортера несет ответственность в виде взыскания в доход государства всех доходов, полученных от указанной операции. Однако своим письмом от 16 января 1996 г. Центробанк приостановил действие ряда положений инструкции об импортном валютном контроле (№ 30). В настоящее время не действуют ни положение о гарантиях валютного контроля, ни даже санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных средств. Таким образом, банки фактически освобождены от какой-либо ответственности за нарушение валютного законодательства при импорте.

    Список использованной литературы:

1. Чижов К. Я. “Международные валютно-финансовые организации капитализма” 2. Носкова И. Я. “Международные экономические отношения”

3. Носкова И. Я. , Максимова Л. М. “Международные экономические отношения” Журнал “Экономист”: №9/2000, стр. 31-36

    Журнал “Эко”: №7/2000, стр. 2-12
    Журнал “Деньги и кредит”: №4/2000, стр. 42-49
    Указ Председателя ЦБ РФ В. В. Геращенко от 08. 10. 1999 г.

“О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций”

    (копия указа прилагается)

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать