Правоохранительные органы - (шпаргалка)
p>11. Назвать группы правовых актов по их юридическому значению.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источни ков права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребности общественные отношения. Дру гие, источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова нии общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координи руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, на циональных и международных отношений в данный исторический пе риод.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержание правовых норм. Выражение юри дических норм в обычае, прецеденте, в хлебной практике имеет казуис тический и не всегда определенный характер. Эта нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения. В отличие от других источников (форм) права нормативно- правовой акт обладает следующими признаками: 1. Нормативо-правовой акт создаётся в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародных волеизъявлением. 2. В нём содержатся только нормы права, т. е. правила общего характера, обладающие государственной обязательностью, многоразовым применением. 3. Оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты название акта (закон, указ, постановление), наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти) 4. В н. -п. а. нормы права группируются по определённым структурным образованиям: разделам, группам, статьям. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила н. -п. а. является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последнии издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими.

12, 14, 26, 27, 28. Статус милиции как органа дознания. Компетенция милиции. Милиция и иные органы дознания, их компетентность, правовое обоснование их деятельности.

Прежде чем говорить о статусе милиции следует дать определение правового статуса. Профессор Янпольская считает, что статус—это совокупность прав и обязанностей, а также гарантий этих прав и обязанностей. Но существует и другая точка зрения. Профессор Мальцев называет правовым статусом совокупность правовых возможностей для развития индивида. Для выполнения поставленных перед милицией задач и возложенных обязанностей она наделена законом широким комплексом прав. Их наличие позволяет сотрудникам милиции требовать от граждан и должностых лиц прекращение противоправных действий , проверять у них документы удостоверяющие личность, если для этого имеются достаточные основания. В пределах своей компетенции она имеет право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения. справки и документы, вызывать их по делам и материалам находящимся в производстве милиции. В соответствии с законодательством милиция вправе задерживать лиц совершивших административные правонарушения, составлять протоколы о правонарушениях и налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на виновных лиц, производить в соответствии с законом необходимые уголовно-процессуальные действия. В процессе обеспечения охраны общественного порядка и обществ. безопасности милиция вправе задерживать и содержать под стражей лиц подозреваемых в совершении преступлений, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения до передачи их военным патрулям. При выполнении своих обязанностей сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, осматривать из при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления. Это право м. б. использовано также при наличии достаточно серьезных данных о том, что в помещении и территориях совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай а также для личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах и т. п. Причем во всех случаях, когда проникновение в жилище осуществлено сотрудниками милиции против воли проживающих в нем граждан милиция обязана уведомить о совершенных ею действиях прокурора в течении 24 часов. Для проезда к месту стихийного бедствия , доставленная в лечебные учреждения граждан нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц совершивших преступления и т. п. , милиция имеет право использовать транспортные средства предприятий, учреждений, граждан кроме транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и спецтранспорта. В установленных законом случаях милиция имеет право применять физическую силу, а также специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки). Особое место занимает право сотрудников милиции применять огнестрельное оружие. Это право используется сотрудниками милиции для защиты граждан от нападения опасного для их жизни или здоровья, в случае отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются реальной опасности для освобождения заложников, для пресечения побега из-под стражи и в других случаях, строго оговоренных в законе РСФСР “О милиции”.

    13. Судебная власть, место и роль в сист. ПО органов.

В различные периоды развития России к концепции разделения властей относились по разному, но лишь с принятием конституции 12 дек. 1993 г. было закреплено, что государственная власть в РФ осущ. на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Они самостоятельны. Из этого положения =>, что судебная власть—одно из проявлений государственной власти в целом. Субъектом осущ. ее явл. не любой орган гос. власти, а лишь суд, кот. обладает присущими только ему возможностями и особенностями воздействия на поведение людей, а через это на процессы происх. в обществе. С учетом этого судебную власть можно опр. как реализуемые занимающими особое положение в гос. аппарате органами, возможностями и способностями воздействия на поведение людей и соц. процессы. Кроме того суду можно приписать ряд других действий, в том числе, что данная власть может реализовываться только сециально создаваемыми гос. учреждениями, т. е. судами. Кроме того у этих органов д. б. свои присущие только им способности и возможности воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы.

К осн. полномочиям суда относятся понятия правосудия, его может осущ. только суд и никакой др. орган. Это специфич. судебные полномочия. Сюда включ. и ряд др. моментов:

    1. Конституционный контроль.

2. Контроль за законностью и обоснованностью решений и действиями гос. органов и должностных лиц.

3. Обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений, некоторых др. органов.

4. Разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам.

5. Разъяснение действующего законодательства на осн. данных судебной практики. 6. Участие в формировании судейного корпуса и содействии органам судейного сообщества.

Правосудие явл. одним из направлений гос. деятельности, именуется также правоохранительной. Оно относится к числу важнейших полномочий судебной власти и в сист. ПО деятельности и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного опр. в законе воздействия. Такое же слово принадлежит ему и при опр. правовых последствий вытекающих из рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией трудовых, семейных, жилищных и др. имущественных и неимущественных прав.

15. Судебная система, ее структура , этапы развития, полномочия, осн. права и обязанности.

Судебное решение принимается в процессе осуществления правосудия в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них—общая обязательность. Это означает, что вступившие в законную силу приговоры, определения вынесенные судом явл. обязательными для всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Неисполнение судебного решения или восприпятствование исполнению может повлечь различного рода санкции в отношении тех, кто виновен в этом. Сущность правосудия кроме того заклбчается в том, что будучи ведущим направлением правоохранительной деятельности явл. принятием общеобязательных решений по координальным вопросам. По действующему законодательству этот вид государственной деятельности осуществляется конкретным способом. Правосудие может осуществляется следующим путем: 1. Рассмотрение решения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий и организаций. 2. Рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам виновным в совершении преступления. Данное положение означает, что правосудие—это разбирательство 2-х категорий дел, гражданских и уголовных. Существует еще одна категория дел—дела об административных правонарушениях. Ответственность за эти правонарушения устанавливается административным законодательством. (Кодекс об административных правонарушениях.

Меры взыскания, кот. могут быть назначены лицу виновному в таких правонарушения обычно значительно менее строги, чем те, кот. применяются в отношении преступников. Эти взыскания налагаются начальниками отделов милиции, судьями и рядом других должностных лиц.

Другим значительным признаком правосудия явл. то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка, кот. детально регламентируется законами. Закон подчеркивает, что что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях, а это означает, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при соблюдении гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Все процессуальные предписания направлены на установление истины и принятие законного обоснованного и справедливого решения. К отличительным признакам правосудия относится также то, что оно может осуществляться только особым органом, т. е. судом. Под судебной системой => понимать совокупность судов, построенную в соответств. с их компетенцией и поставленной перед ними задачей и целями. Основным нормативным документом определяющим в общих чертах судебную систему РФ является конституция РФ.

Ст. 118: “Правосудие РФ осуществляется только судом и судебная система устанавливается конституцией и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. ”

125-127 КРФ определяют место, занимаемое верховным судом и подчиненными ему судами. В них же определен статус Конституционного суда РФ и сформулированы основные задачи и цели как судебного органа. Ему не подчинены никакие суды. Кроме КРФ деятельность этих судов регламентируется законом “О судоустройстве”, “Об арбитражном суде” и положением о военных трибуналах. Отсюда => выводы: Правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это;

Всю совокупность судов можно сгруппировать в 3 подсистемы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и суды общей юрисдикции, Высший арбитражный суд и поднадзорные ему суды. Наиб. к-во судов входит во 2-й блок, в него входят краевые, областные и городские, районные суды.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородным полномочием. Судом 1 инстанции наз. суд, уполномоченный принимать решение по существу тех вопросов, которые явл. основными для данного дела. 2 инстанции (кассационным) наз. суд призванный проверять обоснованность не втупивших в законную силу решений и приговоров.

18, 20, 22, 24. Хар-ки и понятия прокурорского надзора, как вида ПО деятельности.

В соотв. с конституцией РФ прокуратура составляет единую централизованную сист. с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее советом федерации по представлению президента. Прокуроры субъектов РФ назначаются генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Все иные прокуроры назначаются генеральным прокурором РФ. В соотв. с федеральным законом РФ о прокуратуре РФ, прокурор осущ. надзор за исполнением действующего на ее территории законов. Цель прокурорской деятельности явл. обеспечение верховенства з-на. В этих целях прокуратура РФ осущ. надзор за министерствами, ведомствами, представительными и исполнительными органами РФ.

С этой целью прокуратура осущ. надзор. за соблюдением прав. и свобод человека и гражданина. Надзор за исполнением законов органами осущ. розыск, дознание и предв. следствие. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющими наказание. Кроме того органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование в соотв. с полномочиями установленными уголовно-процессуальным законодательством. прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, постановления судов. Деятельность прокуратуры строится на принципах централизации и единства. Единство и централизация органов прокуратуры, сост. в том, что эти органы представл. собой единую сист. возглавляемую генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач. Принципы единства опр. то положение, на кот. вышестоящий прокурор, вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров. Принцип независимости прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким-либо местным влияниям. Прокуроры и следственные органы прокуратуры не м. б. избраны в какие-либо выборные или иные органы относящиеся к органам гос. власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не могут явл. членами обществ. объединений преследующих политические цели. Осуществляя свою деятельность, прокуратура не может подменять органы госуд. и хозяйственного управления и не вмешивается в оперативно-хоз. деятельность. Полномочия прокурора осуществлять надзор делятся на 2 части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия направленные на устранение выявленных нарушений... Прокурор при осущ. возложенных на него ф-ций вправе по предъявлению служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения министерств и ведомств, иметь доступ к документам и материалам, требовать от руководителей представления различных документов, проведения проверок и ревизий, выделение специалистов для решения возникших вопросов. Если факт нарушения будет установлен, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц незаконно подвергнутых административному задержанию принести протест на противоречащие з-ну акты. Возбудить уголовное дело, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и гос-ва.

В соотв. со ст. 211 УПК РСФСР, на органы прокуратуры возлагаются: 1. Возбуждение уголовных дел по материалам и иным сведениям о совершенных преступлениях.

2. Отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и лиц произв. дознание.

3. Санкционирование срока расследования и содержания под стражей лиц подозреваемых в совершении преступления.

4. Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных предв. заключения и при исполнении уголовных наказаний назначенных судом. Полномочия прокуроров этих отраслях:

Прокурор вправе в любое время посещать учреждения и организации, опрашивать лиц, изымать материалы, освобождать лиц незаконно содержащихся в ИВС, СИЗО и ИК.

Суд и прокуратура при рассмотрении и разреш. уголовных и гражданских дел руководствуется задачами вынесения законного и обоснованного приговора. Прокурор считается участником судебного разбирательства. В уголовном процессе он выступает в кач-ве гос. обвинителя. Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел прокурор способствует строгому соблюдению материального законодательства и норм гражданского судопроизводства. Важнейшим полномочием прокурора, кот. он обладает в независимости от того, участвовал он или нет в рассмотрении конкретного угол. или гражд. дела явл. принесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда.

    21. Что первично - государство или право ?

В наше время споры о том, что первично, а что вторично: государство или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформировалось гораздо раньше, чем государство. С возникновением государства право приобретает шаль новое качество: оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной ьилой. Право при этом не теряет своих объективных признаков как регулятора общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт - продукт официальной деятельности компетентных органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация обеспечивается материально- организационными (средствами государственной власти. Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.

Что представляет собою теория государства и права? Это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Каждая наука имеет свой предает исследования: строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом теории государства и оря” являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь. Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем: 1. Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в цепом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной Лености они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С фугой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельностьосуществляется только на основе правовых норм, законов, определяющих форму государствненного управления, структуру государства, систему его органов, их задачу, компетенцию, формы и методы их государственной деятельности.

    25. Сущность правового государства и его основные черты

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать