Правоохранительные органы - (шпаргалка)
p>Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявил, тогою связи и взаимодейгавия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лицо, та полиотческая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о эдепе народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенсло всех перед законом, обеспечивающей ищивидуальную свободу посредством права.

23. Основные идеи мыслителей о конституции правового государства.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросачъ контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цепь государства он видел в возможности свобощсйго пользования имуществом и обсаючении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочкине отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклцд внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, III. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольем, Т. Джефферсон и другие. Отметим наиболее важные положения их учений о правовом государстве. Г р о ц и й был первым выдающимся корешком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естествашого права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также “воздаяние” людям заслуженного Наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, “отвечающего законам разума”. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства, согласно Грацию, являйся общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться пра- вителям. Изменение формы государственного правления возможно лишь с согласия обеих сторон, заключивава обществшный договор.

С п и н о з а одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи, связано законами, обеспечивает действительные права и юободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных. Г о б б с, защитник абсолютной монархии в Англии, разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делатъ все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений. Л о к к, по словам Маркса, был классическим выразителем право- вых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному. Государство, которое создается дня охраны естественных прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполишия этих законов и для защиты от внюших нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового госуюрства, писал Локк, состоит “в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли каждого человека”.

М о н т е с к ь е установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идей гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы . гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”. Политическая свобода у Монтеасье озна- чает установление законности и безопасности. А достигается это путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Эта идея является одной из важнейших в его политико-правовой теории. В последующем она нашла практическое воплощение в государственном строительстве большинства циви- лизованных стран.

Джефферсон, автор "Декларации независимости Соединен- ных Штатов Америки", практически воплощает идеи правового государства на амерюсанском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Для официальной государственной доктрины это было совешенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людай наделяет государство. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также Вольтер, Гель- вецнй, Руссо, и т. п.

М а р к с рассматривал государсшо и право исходя из открытой им классовой теории обществашого развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вцесте с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно (может отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально- экономическому строю.

Маркс пишет, что реальную силу законы получают только тогда, когда одобряемый ими, выражающийся в них момент поряяса социальных отношений “находится в гармонии с общественным способом производства”. Примечательным является утверждение Маркса, котором он выразил идею правового государства: “Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный” .

    30. Судебная система, ее структура, этапы развития.
    Глава 7 КРФ - Судебная власть
    Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

    Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

    Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Статья121

    1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Статья 122

    1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

    Статья 123

1. Разбирательство дел во жех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

    Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

    Статья125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. 2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации. Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российский Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государств*ной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. 3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации. Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    Статья126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным) административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

    Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. 5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

32. Организационные и структурные объединения лиц, занимающиеся адвокатской деятельностью.

    Статья 23. Организация деятельности коллегии адвокатов

1. Коллегия адвокатов образуется на общем собрании, созванном по инициативе не менее чем 20 граждан-учредителей, имеющих лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. Общее собрание принимает устав и избирает руководящие органы коллегии адвокатов.

2. Лицу, отвечающему требованиям статьи 6 настоящего Закона, не может быть отказано в приеме в члены коллегии адвокатов, В случае отказа соответствующая жалоба может быть подана в суд в течение одного месяца со дня получения решения об отказе,

3. В уставе коллегии адвокатов предусматриваются порядок ее создания, реорганизации и ликвидации, структура, функции, порядок образования и расходования фонда денежных средств, выплаты гонораров, права, обязанности и компетенция руководящих органов, порядок их формирования и иные вопросы деятельности коллегии адвокатов,

4. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, исполнительным органом - президиум коллегии адвокатов, койтро льно-ревизионным органом - ревизионная комиссия коллегии адвокатов. 5. Фонд денежных средств коллегии адвокатов образу стел из сумм, отчисляемых от оплаты труда адвокатов. Размер отчислений, штаты, должностные оклады, сметы административно - хозяйственных расходов коллегии адвокатов устанавливаются общим собранием (конференцией) членов коллегии. Штаты, должностные оклады, фонды заработной платы и сметы административно-хозяйственных расходов коллегии адвокатов не подлежат регистрации в финансовых органах.

6. Для организации работы адвокатов в коллегиях создаются' юридические кон' сультации. Члены коллегии адвокатов вправе также создавать фирмы . или бюро с правами юридического лица либо работать индивидуально. Порядок организации и деятельности юридических консультаций, адвокатских фирм или бюро регулируется уставами, которые регистрируются органом юстиции субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего президиума коллегии адвокатов.

7. Коллегии адвокатов, адвокатские фирмы и бюро имеют самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банках, печать и штамп с обозначением своего наименования.

Статья 24. Материально- техническое обеспечение деятельности коллегии адвокатов Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и, органы местного самоуправления предоставляют коллегиям адвокатов пригодные для адвокатской деятельности помещения в местах, удобных для граждан, и вблизи судов, содействуют передаче в собственность коллегиям адвокатов занимаемых ими помещений для юридических консультаций, адвокатских фирм или бюро. Коллегии адвокатов за счет собственных средств обеспечиваются Федеральным органом юстиции нормативными актами и иной официальной информацией, необходимой для осуществления адвокатской деятельности.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные меры по материально-техническому обеспечению адвокатской деятельности.

    Статья 25. Федеральный союз адвокатов

1. В целях защиты профессиональных прав, чести и достоинства адвокатов, обеспечения высоких стандартов адвокатского мастерства, единства и сотрудничества, а также независимости адвокатуры образуется и действует в соответствии с законодательством об общественных объединениях Федеральный союз адвокатов Российской Федерации.

2. Федеральный союз, адвокатов разрабатывает правила профессиональной этики адвоката, обобщает и распространяет положительный опыт работы коллегии адвокатов, осуществляет мероприятия по повышению квалификации адвокатов, разрабатывает методические указания и осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом и уставом Федерального союза адвокатов.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать