Правовое закрепление крепостничества в России - (диплом)

Правовое закрепление крепостничества в России - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство сельского хозяйства и продовольствия
    Российской Федерации
    Государственный университет по землеустройству
    Кафедра правоведения
    Допустить к защите
    Зав. кафедрой
    “___”_____________ 2001 г.
    Токсанбаева Наталья Муратовна
    ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
    КРЕПОСТНИЧЕСТВА В РОССИИ
    Дипломная работа
    Руководитель
    проф. Чибиряев С. А. __________________
    Москва 2001
    ПЛАН РАБОТЫ:
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
    4
    Глава 1. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА………………………………….
    7

Глава 2. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В КИЕВСКОЙ РУСИ……………………………………………………………...

    10
    Рабство в Киевской Руси………………………………………...
    11
    Древнерусская вотчина………………………………………….
    13
    Рядовичи в Киевской Руси………………………………………
    15
    Смерды в Киевской Руси………………………………………...
    17

Глава 3. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ……………………….

    19
    Положение удельных крестьян, их связь с общиной………….
    20
    Источники права в период феодальной раздробленности…….
    21
    Зависимое крестьянство XIV века……………………………...
    24
    Прекращение рабства и рост крепостничества………………...
    26

Глава 4. НАЧАЛО РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯН В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОМ МАСШТАБЕ…………………………………………………….

    30
    Появление заемной кабалы как формы холопства……………
    31
    Служилая кабала…………………………………………………
    32
    Судебник Ивана III 1497 г. – первый опыт кодификации…….
    34
    Государственные и дворцовые крестьяне – старожильцы……
    37
    Старожильцы на владельческих землях………………………...
    39
    Серебреники……………………………………………………...
    41
    Подрядная запись и крестьяне-новоподрядчики………………
    43

Особое правовое положение бобылей, половников и детенышей……………………………………………………….

    44

Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО И СМУТЫ…………...

    47
    Появление поместий как замещение вотчинных земель……....
    48
    Положение крестьян и холопов по Судебнику 1550 г. ……….
    50

Крестьянский выход во второй половине XVI в. и попытки стабилизации экономики……………………………………….

    52
    Указ 1597 г. О беглых крестьянах………………………………
    54
    Дальнейшие меры по прекращению крестьянских выходов….
    56

Изменение отношения к крестьянству во время и после Смуты…………………………………………………………….

    58

Глава 6. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ………………………

    60

Перепись 1627-1628 гг. и появление крепостной крестьянской записи…………………………………………….

    60
    Писцовый наказ 1646 г. …………………………………………
    63
    Принятие Соборного Уложения 1649 года……………………
    65
    Правовые особенности Соборного Уложения 1649 г. ………...
    69
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
    74
    БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………….
    78
    ВВЕДЕНИЕ

Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В. О. Ключевский считал крепостное право “сложным институтом, который трудно поддается точному определению”. В дореволюционной историографии сосуществовали “указная” и “безуказная” теории возникновения и утверждения крепостного права. Некоторые историки высказывали мысль, что указ

24 ноября 1597 г. о беглых крестьянах и есть тот самый закон, которым крестьяне впервые были прикреплены к земле, но не прямо, а косвенно: без предварительного запрещения правительство признало незаконными все крестьянские переходы, совершившиеся в последние пять лет до издания этого указа, и позволило покинувших свои участки крестьян возвращать на них, как беглецов. С тех пор, как в 1858 г. было разрешено трактовать в печати крестьянский вопрос, мнения по поводу отмены Юрьева дня и закреплении крестьянина на земле осложнились. В споре приняли участие все видные представители науки: Погодин, Аксаков, Беляев, Энегельман, Ключевский, Дьяконов, Милюков и мн. др. Интересно мнение В. О. Ключевского относительно отмены Юрьева дня. Во-первых, под крепостным правом Ключевский понимает право распоряжения личностью зависимого человека, и он считает холопское право древней Руси первичной формой крепостного права в России. По его мнению, первые крепостные – это рабы. Следовательно, “крепостное право возникло прежде, чем крестьяне стали крепостными, и выражалось именно в различных видах холопства” [1 Ключевский В. О. , Происхождение крепостного права в России. Опыты исследования, сб. 1, стр. 193]. По Ключевскому, у истории крепостного права есть два этапа: холопское и крестьянское крепостное право, причем второе исторически и юридически исходит из первого путем развития и формирования производных видов. В советской историографии начиная с Б. Д. Грекова утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен “Русской Правды” через судебники XV—XVI вв. и до Соборного Уложения 1649 г. В дальнейшем большинство историков отказались видеть крепостное право в законодательстве до конца XV в. Некоторые из них в качестве компромисса стали проводить разграничение понятий “крепостничество” — проявление внеэкономического принуждения в различных формах при феодализме — и “крепостное право” — прикрепление крестьян к земле феодала в законодательстве, начиная с конца XV в. В данной работе мы будем придерживаться последней точки зрения, то есть попытаемся проследить становление крепостничества от Киевской Руси до принятия Соборного Уложения 1649 г. Все известные нам источники дают нам основания считать Россию земледельческой страной. Старец Нестор, составитель “Повести временных лет”, подчеркивает в легенде о призвании варягов: “Земля наша велика и обильна”. Древний славянский календарь с его названиями месяцев родился безусловно в земледельческом обществе, так как он делит время по ходу земледельческих работ: сечень, сухой, березозол, травень, кветень, серпень, вресень (от “врещи” – молотить). В былинном эпосе эпосе главнейшая фигура богатыря - Микула Селянинович, пахарь. Это положение определяет и дальнейшую историю нашей страны. В земледельческой среде процесс образования классов мог протекать прежде всего в связи с появлением частной собственности на землю, наиболее сильным экономически классом мог стать в первую очередь класс землевладельцев, в их руках неизбежно должна была оказаться и власть. Основным производителем благ, необходимых для жизни человека и всего восточно-славянского общества в целом, был в это время свободный крестьянин, земледелец-общинник.

    Глава 1
    ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА

Форма присвоения феодалом прибавочного труда зависимых от него непосредственных производителей называется земельной рентой. Феодализм знает три последовательно развивающиеся формы земельной ренты, соответствующие трем этапам развития общества. В период применения отработочной ренты (барщинного труда) производитель находится под прямым надзором и принуждением собственника или его представителя. Необходимым условием для осуществления этого надзора и принуждения является пребывание непосредственного производителя в непременной и непосредственной близости от землевладельца или его представителя. Примером отработочной ренты может служить челядь IX – XII вв. При преобладании ренты продуктами непосредственный производитель имеет возможность располагать употреблением всего своего рабочего времени, он имеет больший простор для деятельности. Вместе с тем возникают большие различия в экономическом и правовом положении отдельных непосредственных производителей. Некоторые из них сами получают возможность эксплуатировать чужой труд. Непосредственный производитель при господстве ренты продуктами исполняет свой труд под собственной ответственностью, влияние государственного аппарата делается заметнее и ощутимее. Для денежной ренты характерно, что отношения между зависимым и непосредственным производителем и земельным собственником превращаются в договорные, определяемые точными нормами закона, причем здесь происходит превращение части непосредственных производителей либо в арендаторов земли, либо в ее собственников, а другой части – в наемных работников. Утверждение денежной ренты означает переход от феодальных к капиталистическим отношениям. Признаки отработочной ренты мы можем видеть в Русской Правде, в положении непосредственных производителей XI века. В Правде Ярослава, известной нам в записи начала XI века, но по содержанию относящейся к более раннему времени – к X и отчасти IX веку, речь идет о мужах – рыцарях, хотя и вышедших из общин и успевших стать в значительной мере над ними, но еще не потерявших с ними связи, владеющих не только своими конями, доспехами и платьем, но и челядью. Несомненно, отношения рыцаря с челядью строятся на принципе отработочной ренты. Аналогичные примеры мы встречаем в Правдах, хронологически следующих за Древнейшей. Рядовичи, закупы, вдачи, пущенники, задушные люди, изгои и, вероятнее всего, частично смерды работают на барской земле под непосредственным надзором приказчиков. Необходимость непосредственного принуждения (в частности, право применения физического наказания к закупам “про дело” даже по законам Владимира Мономаха, принятым после киевского восстания закупов) объясняется формой ренты – отработочной, соответствующей недостаточности государственного аппарата. Однако здесь же возникают и развиваются новые формы ренты. Ярослав в 1031 г. посадил своих пленных на реке Роси. В более поздних источниках мы видим, что пленные Ярослава и их потомки живут на этой земле и обрабатывают ее, в первую очередь в пользу князя. Очевидно, здесь применялись принципы ренты продуктами. Кроме того, продолжается рост землевладения, что не может не дать толчок к развитию этой формы ренты. Рост крупного землевладения и включение новых пластов сельского населения в состояние феодальной зависимости при низком уровне производительных сил, не позволявшем организовать крупное хозяйство, неизбежно вызывают изменения в положении крестьянства. Во-первых, уменьшается количество свободных крестьян-общинников и увеличивается количество зависимых крестьян. Во-вторых, удельный вес старого барщинного хозяйства падает по сравнению с ростом доходов с оброчных сел и деревень. В связи с этим меняется экономическое и правовое положение крестьянства, появляются новые категории зависимых крестьян. В третьих, усиление государственного аппарата делает неактуальным непосредственное наблюдение и принуждение, характерное для прежнего периода, и тем самым ставит зависимого крестьянина в новое положение по отношению к владельцу и государству. Рассмотрим эти процессы подробнее.

    Глава 2
    ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В КИЕВСКОЙ РУСИ

В дневнерусском праве крепостью назывался символический или письменный акт, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами и рабами. На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина. В документах нет терминов “раб” и “холопка”: раб встречается только в церковно-литературных памятниках. Холопство и было древнейшим крепостным состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения крепостной неволи крестьян. До конца XV в. на Руси существовало только холопство обельное, или полное, как оно стало называться позднее. Оно создавалось различными способами: совершением сделки купли-продажи при соблюдении определённых условий, а именно: наличие свидетелей при покупке и оплата в присутствии самого холопа; добровольным вступлением свободного лица в личное дворовое услужение к другому без договора, обеспечивающего свободу слуги; женитьбой на рабе без такого же договора.

Показательно, что плен в качестве источника рабства не упомянут, потому что он не был таковым. Далее в законе подчеркивается, что долг, взятый деньгами или хлебом, не превращает должника в раба, а лишь налагает на него (вдача - должника) обязанность отработать свой долг в определённый срок. Первые сведения о восточных славянах VI века н. э. дают представление о славянском обществе лишь как о частично вышедшем из стадии родо-племенного строя. Сколько-нибудь ясных указаний на структуру этого общества указанные источники не дают, но тем не менее показывают наличие в нем богатых и знатных и рабов. Однако рабы не были основой производства. Пленников не превращали безусловно в рабов, на них смотрели скорее как на средство получения выкупа. Основой производства оставался свободный земледелец-общинник.

    Рабство в Киевской Руси

Факт наличия рабов в то или иное время в том или ином обществе сам по себе очень мало говорит о характере производства и производственных отношений в данном обществе. Необходимо точнее определить место раба в производстве. Вообще, в первом тысячелетии н. э. рабство у славян, по сообщениям римских авторов, носило патриархальный характер, пленных рабов отпускали за выкуп или включали в состав племени. Самые жесткие формы присущи рабству на ранних этапах государственности, когда в IХ-Х вв. рабы у славян являются предметом продажи и обогащения. В договорах с Византией (Х в. ) фигурирует специальная “челядинная цена”. В XI в. в русском праве уже действует принцип, согласно которому раб не может быть субъектом правоотношений, вступать в договоры. Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5 – 6 гривен (как за уничтожение вещи). Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности - за подобные случаи назначалось церковное покаяние. Обельный холоп не только сам зависел от своего государя, как назывался владелец холопа в Древней Руси, и от его наследников, но передавал свою зависимость и своим детям. Право на обельного холопа наследственно, его неволя потомственна. Существенной юридической чертой холопства, отличавшей его от других, некрепостных видов частной зависимости, была непрекращаемость его по воле холопа: холоп мог выйти из неволи только по воле своего государя. В Русской Правде отразились процессы, аналогичные римскому праву, где раб наделялся особым имуществом (пекулием) с правом распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина. В Уставе о холопах (ст. ст. 117, 119 Пространной Правды) говорится о ведении торговых операций холопами по поручению хозяев. Основным производителем в славянском обществе был не раб, а свободный член сельской общины, что характерно для Европы в целом. Это связано с тем, что крестьянин является более инициативным работником, так как сам заинтересован в качестве и количестве своей продукции. Однако из текста Русской Правды мы видим, что труд крестьянина не окончательно вытеснил труд раба. Рабство в Киевской Руси не развивается и имеет тенденцию к сокращению. В церковных хозяйствах, наиболее преуспевающих, рабский труд раньше, чем в хозяйствах светских землевладельцев, был окончательно вытеснен трудом крепостных. Так, к XIV веку на церковных землях рабы не встречаются вовсе. О том, что рабство в Киевской Руси идет на убыль, говорит также и большое количество вольноотпущенников, которых Русская Правда и другие источники называют изгоями. Изгои – чаще всего вольноотпущенники, недавние рабы, главным образом сидевшие на пашне (упоминание об этом есть в летописях). Это одна из категорий крепостного состояния: изгои прикреплены к земле и передаются вместе с землей.

    Древнерусская вотчина

В Русской Правде община известна под двумя терминами - мир и вервь. Мир, или вервь, - это территориально-общинная организация. Ее члены знают границы своей территории, знают друг друга, помогают друг другу в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Например, на территории верви произошло убийство. В случае ненахождения убийцы члены верви несут коллективную ответственность - обычай, установившийся еще в период господства родового строя. Новеллой для общины стала дикая вира – взносы членов общины в “фонд выплаты штрафов”. Члены верви владеют землей на частном праве, имеют свое собственное движимое имущество, ведут индивидуальное хозяйство. Луга, леса и воды находятся в общем владении. Однако из членов общины начинают выделяться богатые люди. У них больше земли, чем у рядовых общинников, обрабатывают ее они не лично, а пользуются трудом своей челяди. Они хорошо вооружены, могут укрепить своё жилище, могут защитить себя и своё имущество или сами организовать нападение, став во главе дружины. Часть этих богатых людей ведет свое происхождение от родовых старшин, другая, более многочисленная, достигла богатства и силы, сумев подчинить себе большое количество людей, используя внеэкономические методы принуждения. В этом процессе возникновения крупного землевладения и нужно искать корни крепостничества. В договорах Руси с греками мы видим этих людей в довольно большом количестве. Это прежде всего сами князья и их родственники, а также окружающая их знать – бояре. Князья, их родственники и бояре являются крупными землевладельцами. У них есть свои собственные дворы, иногда укрепленные замки, барская пашня, скот, но их хозяйство работает не для рынка, а для непосредственных нужд самого двора. Если мы хотим наблюдать первых крепостных в наших источниках, мы прежде всего должны заглянуть в хозяйственную организацию боярской или княжеской вотчины. В центре вотчины стоит двор землевладельца, в котором живет либо он сам, либо его уполномоченный – огнищанин. Об огнищанине С. М. Соловьев говорит: “Объяснением слова огнищанин служит также позднейшее - дворянин, означающее человека, принадлежащего ко двору, дому княжескому, а не имеющего свой двор или дом, следовательно, и под огнищанином нет нужды разуметь человека, имеющего свое огнище. Под огнищанином разумелся только муж княж высшего разряда, боярин, думец княжеский, но не гридь, не простой член дружины, который собственно не принадлежал к огнищу или двору княжескому. К огнищанам, как видно из Правды, принадлежал тиун княж, но не вообще, а только огнищный и конюший” [2 С. М. Соловьев, История России с древнейших времен, т. 1, гл. 8]. Огнищанину подчинены подъездной (сборщик поступлений с населения), заведующий конюшнями и тиуны; их жизнь охраняется самым высоким штрафом – 80 гривен. Далее следуют сельский и ратайный (пашенный) старосты; их жизнь охраняется штрафом лишь в 12 гривен. Кроме княжеского или боярского жилища и помещений для вотчинного административного аппарата Русская Правда упоминает хозяйственные постройки – клеть. Называется также межа, отделяющая полевые участки, за нарушение которой назначается штраф в 12 гривен (для сравнения: кража коня карается лишь 3 гривнами).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать