Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии региона - (курсовая)
p>К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся: часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации; часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации; часть акцизов на спирт, водку и лекеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации; часть акцизов на остальные подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по Российской Федерации.

Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов насчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). Доходную часть местных бюджетов характеризуют данные табл. 1

    Доходы местных бюджетов Российской Федерации за 1998 г
    Наименование показателя
    Млрд. руб.
    % к общей
    сумме
    I. налоговые доходы
    в том числе:
    налог на прибыль
    подоходный налог с физических лиц
    налог на добавленную стоимость
    акцизы
    налог на имущество предприятий
    налог на имущество физических лиц
    платежи за использование природных ресурсов
    II. Неналоговые доходы
    в том числе:

доходы от государственной собственности или от деятельности доходы от продажи принадлежащего государству имущества

    III. Безвозмездные перечисления
    в том числе:
    от других уровней власти, из них:
    дотации
    субвенции
    средства, перечисляемые по взаимным расчетам
    трансферты
    от целевых бюджетных фондов
    итого доходов
    164974
    26579
    49586
    21334
    3137
    24012
    442
    11969
    6122
    2132
    803
    85665
    78230
    35896
    12922
    28869
    543
    383
    256761
    64, 3
    10, 3
    19, 3
    8, 3
    1, 2
    0, 2
    9, 3
    4, 6
    2, 3
    0, 8
    0, 3
    33, 3
    30, 5
    14, 0
    5, 0
    11, 2
    0, 2
    0, 1
    100
    Табл. 1

Из приведенной таблицы 1 видно, что по объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов (акцизы, налог на прибыль (доход) предприятий, подоходный налог с физических лиц). Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении эффективности производства на подведомственной им территории. Рассмотрим структуру доходов местного бюджета на примере Хабаровска. Бюджет Хабаровска занимает ведущее место в системе муниципальных бюджетов Хабаровского края. Проблемы формирования и исполнения бюджета этого города характерны и для других краевых муниципальных образований. Рассмотрение бюджетных проблем краевого центра позволяет полнее понять бюджетную систему края, основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, природу противоречий межбюджетных отношений краевого и местных бюджетов. Бюджет Хабаровска на 2001 год утвержден городской думой 26 февраля 2001 г по доходам в сумме 1858523 тыс. рублей. Дефицит бюджета установлен на уровне 3, 42% (63545 тыс. руб. ). Основным доходным источниками бюджета являются налоги: подоходный, на прибыль, на имущество, с продаж и единый налог на вмененный доход. Поступления налоговых доходов в 2001 году планируется в сумме 1558347 тыс. рублей. На формирование бюджета 2001 года оказали существенное влияние нерешеность проблем, на федеральном и на краевом уровне, связанных с: во-первых, наличием достаточной собственной доходной базы муниципального образования. Во-вторых, формирование объективных федеральных и региональных механизмов определения минимальных государственных социальных стандартов и нормативов бюджетной обеспеченности. В-третьих, разработка законодательно утвержденного ясного и четкого механизма разграничения государственных и муниципальных полномочий и соответствующих бюджетных ресурсов для выполнения данных полномочий. Закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” (сентябрь 1997) заложил принципы формирования доходов и расходов местных бюджетов, раскрыл полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов. Однако он не решил основную задачу, более того, пример Хабаровска показывает, что при расчете бюджета на 1998 г в рамках вышеуказанного закона произошло не увеличение доходов бюджета города, а даже снижение. При планируемом объеме доходов бюджета города в 1997 г в сумме 947, 0 млн. рублей планируемые доходы бюджета 1998 г составили 806 млн. рублей, то есть снижение составило 141 млн. рублей или 15%. Введение в действие Бюджетного и Налогового кодексов не только не решило проблем финансовой базы местного самоуправления, но и привело к диаметрально противоположному результату: количество налогов, зачисляемых в местный бюджеты, уменьшено, ухудшился качественный состав данных налогов (см Приложение 4 табл. 2). Налоговый кодекс (ст. 15) установил перечень местных налогов и сборов, к которым отнесены земельный налог, налог на имущество с физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение. Бюджетный кодекс расширил этот перечень, определив дополнительно (ст. 60-61) доходы от использования муниципального имущества, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, часть государственной пошлины, а также прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Перечисленные доходы незначительны по объемам и не могут компенсировать доли федеральных налогов, которые зачислялись в местные бюджеты как собственные доходы. Произошло очевидное перераспределение собственных доходов внутри консолидированного бюджета России от муниципальных бюджетов к федеральному и бюджетам субъектов Российской Федерации. Это наглядно видно на примере бюджета Хабаровска на 2000 г (табл. 2)

    Показатели

Исчислено в соответствии с ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ” Исчислено в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ Отклонение (стр. 3-стр. 2)

    Доходы всего, млн. руб
    в том числе
    - собственные доходы
    - доля собственных доходов в процентах ко всем доходам
    1385, 3
    940, 7
    65, 9
    1385, 3
    68, 8
    5, 0
    -871, 9
    -60, 9
    Табл. 2

Проследим основную тенденцию изменения налоговых доходов в бюджет города Хабаровска. График 1

Рассмотрим приведенный выше график. По отдельным видам налогов и доходам выполнение плана сложилось различным образом. Наибольший удельный вес в общем объеме поступлений составляют налоговые доходы - 94 %. Основными источниками доходов в 2000 году составили: налог на прибыль – 16, 2%,

    налог на добавленную стоимость - 10%,
    подоходный налог с физических лиц – 24, 3%

По налогу на добавленную стоимость план поступления в краевой бюджет на 1999 год определен в сумме 92580 тыс. рублей. Фактическое поступление составило 103269 тыс. рублей, или 111. 6 % к плану. Основной причиной перевыполнения этого вида налога является рост производства и уменьшение недоимки. За 1999 год план поступления налога на прибыль в краевой бюджет выполнен на 141. 5 % (план 138800 тыс. рублей, исполнение составило 196420 тыс. рублей). В 1999 году план поступления налога на имущество в краевой бюджет выполнен на 102. 2% (план 110664 тыс. рублей, исполнение 113051 тыс. рублей). При установленном на 1999 год плане подоходного налога в сумме313300 тыс. рублей фактически в краевой бюджет поступило 278206 тыс. рублей, что составляет 88. 8 % к плану. Основной причиной невыполнения прогнозных показателей по подоходному налогу является задержка выплат заработной платы из-за неплатежеспособности большинства предприятий края и допущенная недоимка по начисленным платежам подоходного налога. Общая сумма невыплаченной заработной платы по состоянию на 1. 01. 99 года составила в целом по городу 291 млн. рублей, в связи с чем недополучено подоходного налога на сумму 35 млн. рублей. Из года в год происходит уменьшение отчислений в бюджет города основных его доходов, в том числе налога на добавленную стоимость (сейчас налог полностью федеральный), налога на прибыль, подоходного налога, акцизов, налога на имущество и платы за землю. Так, в 1998 г. суммарные отчисления в бюджет города по этим налогам от собираемых контингентов составили 22, 3%, в 1999 – 20, 2%, а в 2000 г. только 19%. Потери бюджета города 2000 г. в сопоставимых условиях с бюджетом 1998 г. по перечисленным выше налогам составили 155, 6 млн. рублей. Таким образом, произошла фактическая ликвидация собственной доходной базы муниципального образования города Хабаровска, бюджет города теряет гарантированные стабильные доходы. Подводя итоги исполнения доходов местного бюджета за 1999 - 2001 годы (см приложение 5) следует обратить внимание на совершенствование механизма решения следующих проблем: 1. Необходимо отработать механизм работы с недоимщиками, путем наложения ареста на их имущество и реализацию этого имущества в счет неуплаченных налогов и сборов в краевой бюджет. 2. Компетентным органам (налоговая инспекция, налоговая полиция, федеральное казначейство) необходимо осуществлять не разовый, в систематический контроль за сдачей предприятиями наличных денежных средств на расчетный счет в банк, за расчетами с бюджетом (хотя бы наиболее крупных предприятий и налогоплательщиков). 3. Необходима координация работы коммерческих банков в том плане, чтобы расчеты с бюджетом по платежам в бюджет и внебюджетные фонды проводились своевременно и в полном объеме. 4. Большинство бюджетных организаций, находящихся на финансировании муниципального бюджета обслуживаются в КБ “Далькомбанке” как и краевой бюджет. Это позволяет ускорить расчеты между бюджетом и организациями. С целью ускорения расчетов между хозяйствующими субъектами необходимо проводить работу по дальнейшему развитию официальной сети КБ “Далькомбанка” как банка, обслуживающего местный бюджет. В условиях развивающегося кризиса в банковской сфере это обеспечит ускорение прохождения платежей и повысит платежеспособность банка и его филиалов (произойдет полный переход на документооборот в электронном виде). 5. Необходимо пересмотреть льготы по платежам в бюджет, ужесточить критерии предоставления отсрочек по платежам в бюджет.

    2. 2 Структура расходов местного бюджета.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: содержание органов местного самоуправления;

    формирование муниципальной собственности и управление ее;

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); держание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности;

охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга;

    целевое дотирование населения;
    содержание муниципальных архивов;
    проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Направление использования средств местных бюджетов характеризуют данные табл. 3

    Расходы местных бюджетов в 1998 г
    Наименование показателя
    Млрд. руб
    % к итогу
    государственное управление
    правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
    промышленность, энергетика и строительство
    сельское хозяйство и рыболовство
    транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
    жилищно-коммунальное хозяйство
    образование
    культура и искусство
    здравоохранение и физическая культура
    социальная политика
    прочие расходы
    расходы целевых бюджетных фондов
    итого расходов
    12287
    4100
    3866
    5832
    9355
    78632
    75245
    6216
    41728
    31209
    11814
    340
    280624
    4, 4
    1, 4
    1, 5
    2, 1
    3, 3
    28, 0
    26, 8
    2, 2
    14, 9
    11, 1
    4, 2
    0, 1
    Табл. 3

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67% (на дошкольное воспитание – 83%, начальное и общее среднее образование – 87%), на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49%, культуру и искусство – 45%. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%. Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находится в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80%. В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.

    Проанализируем сложившуюся ситуацию в городе Хабаровске.
    Граф 2

Как видно из графика 2, за последние годы наблюдается рост расходов связанных с социальной инфраструктурой. В расходах бюджета г Хабаровска преобладают расходы на социальные и культурные нужды населения. (см приложение 7) Финансированию местной производственной базы уделяется также немаловажное значение, хотя и не в тех объемах, так в бюджете на 2001 год на эту статью (промышленность энергетика и строительство) заложено расходов в сумме 15620тыс. рублей. Важное значение имеют социальные выплаты, так например в бюджет города Хабаровска общая сумма выплат пособий на детей составила 52млн. рублей. Но социальные выплаты и льготы имеют и др. сторону. Так в частности, в Хабаровске сорок одна категория населения по профессиональному или иному признаку пользуется законодательно установленным правом бесплатного проезда на общественном транспорте. Общая сумма расходов, подлежащая возмещению бюджету города и муниципальным транспортным предприятиям, в 2000 г. составила 261 млн. рублей. Бюджет города предлагал в 2000 г. возместить транспортным предприятиям на покрытие убытков от основной деятельности 50, 6 млн. рублей. Оставшаяся часть в сумме 210, 4 млн. рублей не будет покрыта ни федеральными ведомствами, ни федеральным, ни краевыми бюджетами, убытки транспортных предприятий возрастут. Аналогичные проблемы по возмещению расходов по предоставленным органами государственной льготам, субсидиям и социальным гарантиям существуют и в других отраслях городского хозяйства. Подводя итоги по расходной части местного бюджета г Хабаровска за 1999 - 2001 годы, можно сказать, что необходимо проводить политику стимулирования высокоактивных инвестиций при одновременном решении социальных задач, которые обеспечат гарантии социальных и экономических прав граждан. Объем финансирования расходов краевого бюджета за 1999 - 2000 годы был жестко ограничен рамками привлеченных доходов. В дальнейшем объем финансирования также будет зависеть от того, насколько эффективно будет реализовываться политика по повышению собираемости налогов. Низкий процент исполнения плана свидетельствует о значительной потребности в объемах финансирования над реальными возможностями бюджета. Для сбалансированности бюджета и достижения реальности его показателей необходимо: 1. Пересмотреть получателей трансфертов, дотаций, субсидий. Это особенно касается сельского хозяйства. Необходимо совершенствование и его структуры, так как Агропромышленный комитет продолжает практику выделения бюджетных средств бесперспективным, убыточным хозяйствам. Произвести производственную переориентацию сельскохозяйственных предприятий. Оказывать поддержку Агропромышленного комплекса за счет средств фонда поддержки сельского хозяйства, направленную на сохранение плодородия почв, преодоление спада сельскохозяйственного производства, развитие рыночной структуры. 2. Полностью отказаться или сократить поддержку отраслей, осуществляющих производство неэффективной, неконкурентноспособной продукции, стимулируя отечественных производителей, выпускающих быстроокупаемую продукцию соответствующую мировым стандартам. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размерам в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволят стабилизировать финансовое положение нашей страны

    Глава 3. Проблемы межбюджетных отношений.
    3. 1 Историко-теоретический аспект межбюджетных отношений.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать