Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) - (диплом)
p>Принцип наибольшего благоприятствования настолько широко укоренился в международной торговле, что ряд стран применяет его и в тех случаях, когда с ними не заключены торговые договоры и соглашения, или когда имеющиеся договоры не содержат упоминания о режиме наибольшего благоприятствования. Принцип наибольшего благоприятствования настолько широко укоренился в международной торговле, что ряд стран применяет его и в тех случаях, когда с ними не заключены торговые договоры и соглашения, или когда имеющиеся договоры не содержат упоминания о режиме наибольшего благоприятствования. [11, c. 22] Помимо общепринятого согласования режима наибольшего благоприятствования в международных договорах, иногда достаточным основанием для его предоставления на практике другому государству без договорного закрепления может являться фактическое взаимное предоставление иным государствам соответствующего режима. Таким образом, понятием наибольшего благоприятствования может охватываться режим, которым пользуются другие государства, независимо от того, основывается он на международном договоре, национальном законе или фактической практике. Содержащееся в договоре положение о наибольшем благоприятствовании предполагает, что пользование тем или другим преимуществом, вытекающим из соответствующего режима основывается только на договоре с той страной, в договоре с которой это преимущество было установлено.

В связи с этим возникает вопрос о субъектах правоотношений, складывающихся на основе предоставления режима наибольшего благоприятствования. Следует различать государства, являющиеся сторонами соглашения, устанавливающего данный режим, и государства, являющиеся субъектами правомочий, вытекающих из факта заключения такого соглашения, так как преимущества установленные между сторонами договора, распространяются и на все третьи государства, в соглашения с которыми стороны включили подобную оговорку.

Принимая во внимание то, что конкретное содержание режима наибольшего благоприятствования может определяться национальным законодательством, необходимо урегулирование взаимодействия международного договора и внутренних законов и постановлений бенефициирующего государства.

Следовательно, преимущества, установленные внутренним законодательным актом данной страны для какой-либо третьей, распространяются на вое те страны, с которыми данная страна в торговых договорах установила режим наибольшего благоприятствования. В противном случае внутренним законодательством можно подорвать действие режима наибольшего благоприятствования, установленного международным актом.

И наоборот, страна, получившая в силу внутреннего законодательства данной страны те или иные преимущества, но не имеющая с этой странойcоглашения о режиме наибольшего благоприятствования, не может претендовать на пользование преимуществами, установленными в договорах этой страны с другими странами на основе принципа наибольшего благоприятствования. Этот вывод можно сделать из того положения, что субъектами правомочий, вытекающих из режима наибольшего благоприятствования, являются лишь страны, заключившие соответствующие соглашения.

В зависимости от числа субъектов, имеющих право претендовать на режим наибольшего благоприятствования на основе соответствующей оговорки и наличия взаимности при предоставлении данного режима и различают одностороннюю, двустороннюю и многостороннюю оговорки о режиме наибольшего благоприятствования.

Поскольку одним из характерных признаков предоставления такого режима на современном этапе является взаимность, наиболее распространенным правовым актом, содержащим соответствующую оговорку, служит двусторонний договор. Каждая из сторон такого договора одновременно является и предоставляющим государством и государством-бенефициарием.

Практике известны и случаи одностороннего предоставления режима наибольшего благоприятствования. Поэтому возникает вопрос: можно ли считать одностороннюю оговорку о наибольшем благоприятствовании соответствующей принципу суверенного равенства. Представляется, что вопрос о допустимости односторонних оговорок должен решаться в контексте принципа взаимной выгоды. Определяя соответствие тех или иных международных экономических отношений этому принципу, следует учитывать не столько внешнее формальное проявление "равенства выгод", сколько реальную взаимную адекватность комплекса выгод, приобретаемых каждым из участников сотрудничества.

Применение такого подхода позволяет утверждать, что односторонние оговорки о режиме наибольшего благоприятствования могут использоваться лишь как исключение из общего правила о взаимности предоставления режима наибольшего благоприятствования. Такое исключение допустимо при условии соблюдения принципа взаимной выгоды, например, в случае предоставления ответных адекватных уступок.

Не вызывает сомнения также право экономически развитого государства односторонне предоставить режим наибольшего благоприятствования одному или нескольким развивающимся государствам в виде своего рода преференции. Иначе говоря, одностороннее предоставление режима наибольшего благоприятствования допускается лишь при наличии условий, компенсирующих отсутствие формальной взаимности и обеспечивающих соблюдение принципа взаимной выгоды. [ 5, c. 180]

    2. 2 Формы наибольшего благоприятствования

В торговых договорах государств можно выделить два основных вида режима наибольшего благоприятствования: безусловное и условное наибольшее благоприятствование, иначе - эквивалентное. При безусловном (некомпенсационном) режиме в торговом договоре устанавливается, что государства - стороны торгового договора взаимно обязуются предоставить друг другу все преимущества, которые каждое из заключивших договор государств предоставило или предоставит какому-либо третьему государству. Тем самым каждое из контрагирующих государств обязуется в отношении другого контрагента, во-первых не допускать дискриминации против торговой деятельности по сравнению с любым третьим государством и, во-вторых, поставить контрагента в такое же благоприятное положение, каким пользуется третье наиболее благоприятствуемое государство.

В большинстве торговых договоров принцип безусловного наибольшего благоприятствования формулируется одновременно и позитивно (предоставить все преимущества) и негативно (не применять дискриминации). При режиме безусловного благоприятствования предоставление государству-контрагенту преимуществ, которые получило или может получить в будущем третье государство, не обусловливается получением от государства-контрагента какого-либо встречного эквивалентного преимущества. В этом смысле можно говорить о безвозмездности режима безусловного наибольшего благоприятствования. Например, в ст. 2 советско-финляндского договора от 1 декабря 1947 года прямо указывается: "Договаривающиеся Стороны предоставляют взаимно друг другу безусловный и неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации". [ 13, c. 691] В Проекте статей Комиссии Международного Права ООН (КМП) о формах предоставления режима наибольшего благоприятствования говорится в статьях 11 - 13. Хотя Комиссия подчеркивает, что "можно смело утверждать, что в настоящее время как в доктрине, так и в практике государств преобладает презумпция о необусловленности клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации ", тем не менее государства по заключению КМП могут договориться о включении в соглашение условий, которые бы ставили их право на получение режима в зависимость от ответного предоставления государством согласованной формы возмещения. В связи с этим КМП ввела понятие "материальной взаимности", которое в окончательном варианте Проекта именуется "условием о возмещении" (ст. 2, п. 1 "е").

При условном (эквивалентном) наибольшем благоприятствовании преимущества, установленные для третьего государства, предоставляются государству-контрагенту без соответствующей компенсации с его стороны лишь в том случае, если третьему государству эти преимущества были предоставлены также безвозмездно. Если же третье государство за предоставленные ему льготы со своей стороны предоставило какой-либо эквивалент, то и контрагирующее государство может воспользоваться этим преимуществом лишь в том случае, если и оно предоставит эквивалентную компенсацию, установленную между договаривающимися государствами. Известны несколько разновидностей условной оговорки. Исторически первой была так называемая американская форма возмездной оговорки, которая в настоящее время практически не применяется. Позднее появилась оговорка на условиях материальной взаимности.

Различие между этими формами состоит лишь в способе определения компенсации. В первом случае точкой отсчета для установления ее размера служит уступка третьего государства, а во втором льгота бенефициирующего государства.

В целом же условная форма оговорки, допуская возможность дискриминации государства-бенефициария, неприемлема для торгово-экономических отношений, где наибольшее благоприятствование предназначено не столько для достижения равенства взаимно предоставляемых уступок, сколько для обеспечения равных условий конкурирующим партнерам.

Принцип компенсации выгодно применять развитым странам в отношениях с развивающимися, так как предоставившим очень широкие льготы на возмездной основе они практически расширяют круг преимуществ только для самих себя, в то время как развивающиеся страны не могут ими реально воспользоваться; и поскольку наибольшее благоприятствование компенсационное, такое расширение привилегий не опасно в отношениях развитых стран между собой.

    2. 3 Объем принципа наибольшего благоприятствования

Основным предметом клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации является определение объема наибольшего благоприятствования применительно к договаривающимся государствам.

Сфера действия принципа наибольшего благоприятствования в договорах между одними государствами может быть значительно шире или наоборот уже, чем в подобных соглашениях между другими, применяющими также этот принцип. В зависимости от этого используются различные методы определения объема синтетический и аналитический.

Соответственно этим методам клаузулы о наибольшем благоприятствовании можно условно разделить на "общие" (содержащие генеральную формулу) и "специальные" (перечисляющие конкретные случаи). Термин "общая клаузула" однако, не означает, что она охватывает всю совокупность отношений между государствами, а подразумевает то, что принцип наибольшего благоприятствования будет применяться ко всем отношениям в определенной области (или областях), например: "во всех вопросах, связанных с торговлей, судоходством и всеми другими формами экономических отношений" (договор между ЧССР и ГДР 1959 г. ). Чаще всего синтетический и аналитический методы применяются кумулятивно, т. е. наряду с генеральной формулой перечисляются частные случаи применения режима наибольшего благоприятствования.

Принцип наибольшего благоприятствования широко применяется в различных сферах международных экономических отношений.

Одна из традиционных областей его применения - таможенный режим. В торговых договорах обычно указывается, что договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всем, что касается таможенных вопросов, в частности в отношении пошлин, налогов и прочих сборов, налагаемых на импорт или экспорт, или в связи с импортом или экспортом (включая метод взимания таких пошлин и сборов); складирования товаров под таможенным контролем; правил и формальностей, применяемых при таможенной обработке товаров.

Применяется принцип наибольшего благоприятствования также в отношении внутренних налогов и сборов, падающих на производство, обработку, обращение или потребление импортированных товаров страны-контрагента. Так, в с. т. 2 Соглашения по общим вопросам торговли и мореплавания между СССР и ФРГ 1958 г. говорится: "Каждое из обоих договаривающихся государств будет предоставлять товарам другого государства безусловный режим наибольшего благоприятствования во всех вопросах, касающихся внутренних налогов и сборов любого характера". Следующей традиционной и обширной областью применения принципа наибольшего благоприятствования является мореплавание. В договорах обычно указывается, что стороны "предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех вопросах .... судоходства" (статья 1 Договора о торговле и мореплавании между СССР и Данией 1936 г. ), а также оговариваются важнейшие частные случаи его применения, как, например, в статье 5 того же договора:

"Торговым судам каждой из Договаривающихся Сторон, их экипажам, пассажирам и грузам будет предоставлен в портах другой Стороны режим наибольшего благоприятствования в отношении входа, выхода и пребывания в них; погрузки и выгрузки; сборов и налогов всякого рода; снабжения углем и водой; ремонта; пользования кранами, весами, причалами, якорными стоянками, сухими доками и складами; применения правил и формальностей, включая санитарные и карантинные формальности, и вообще в отношении всего того, что касается судоходства. Всякие преимущества, облегчения, привилегии и льготы, которые предоставлены в этом отношении одной из Договаривающихся Сторон какой-либо третьей стране, будут немедленно и безвозмездно распространены на другую Сторону. Подобные статьи, как правило, содержатся во всех торговых договорах, заключенных странами, между которыми возможно мореплавание или судоходство. Кроме того, в таких договорах нередко предусматривается распространение наибольшего благоприятствования на область применения портовых предписаний, а в некоторых случаях также и на суда, терпящие бедствие или кораблекрушение и на имеющиеся на них грузы (в большинстве случаев в этих вопросах предусматривается национальный режим).

В некоторых договорах принцип наибольшего благоприятствования применяется в отношении перевозок грузов, багажа и пассажиров по внутренним путям сообщения, правил и формальностей при транзите товаров , правил для иностранных средств транспорта (включая морские и речные суда, самолеты, железнодорожный подвижной состав, автомобили и т. д. ).

Нередко принцип наибольшего благоприятствования распространяется на область запрещений и ограничений в торговле. Это значит, что если государство устанавливает какие-либо запрещения и ограничения в своей внешней торговле и при этом дает те или иные льготы определенной стране или странам, то оно должно распространить эти льготы на все страны, в договорах с которыми предусматривается распространение принципа наибольшего благоприятствования на эту область.

Например, в ст. 1 Временного торгового соглашения между СССР и Великобританией 1934 г. указывается, что "каждая из сторон предоставляет произведениям почвы и промышленности другой стороны все льготы, права и преимущества, которые ныне предоставлены или будут предоставлены произведениям почвы и промышленности любой другой страны во всем, что касается запрещений и ограничений ввоза и вывоза".

В других договорах (например, в Договоре о торговле и судоходстве между СССР и Австрией 1955 г. ) используется иная /негативная/ формула: "ни одна из сторон не вправе применять какие-либо ограничения в отношении ввоза на территорию или вывоза с территории другой стороны, если таковые не применяются по отношению ко всем другим государствам". Выражение "все другие государства" в данной формуле по смыслу включает в себя и любое третье государство, т. е. и государство, пользующееся режимом наибольшего благоприятствования. [ 15, c. 241] Эффективность применения принципа наибольшего благоприятствования зависит от адекватности толкования клаузулы о наибольшем благоприятствовании. Такое толкование основывается на правиле ejusdem generis, согласно которому государство-бенефициарий вправе претендовать лишь на те права, которые охватываются областью применения оговорки.

Этому вопросу посвящена статья 9 Проекта КМП ("Объем прав в соответствии с клаузулой о наиболее благоприятствуемой нации"), которая гласит: "1... .. государство-бенефициарий .... приобретает только те права, которые вытекают иэ существа предмета клаузулы. 2. Государство-бенефициарий приобретает в соответствии с п. 1 права в отношении только тех лиц и вещей, которые определенно установлены в клаузуле или могут быть определены, исходя из ее предмета. "

Несмотря на очевидность и общепризнанность правила ejusdem generis, на практике возникают трудности с его применением. Они касаются преимущественно круга вопросов, составляющих предмет клаузулы.

Комиссия международного права в статье 10 Проекта предложила следующее уточнение: "Государство-бенефициарий приобретает права .... в отношении лиц или вещей, находящихся в определенной связи с ним, только в том случае, если они: а) принадлежат к той категории лиц и вещей, что и лица и вещи, которые находятся в определенной связи с третьим государством и на которые бенефициирующее государство распространило соответствующий режим; в) находятся в такой же связи с государством-бенефициарием, в какой лица или вещи, указанные в п. а) находятся с третьим государством".

Таким образом, объем прав государства-бенефициария ограничивается, во-первых, самой клаузулой, содержащей ссылку на определенный предмет, и, во-вторых, правом, предоставляемым третьему государству.

Необходимо уточнить, что требование принадлежности к той же категории вещей (idem genus)относится только к предмету клаузулы, но не к отношениям между государствами и не к виду договора или соглашения.

В целях уменьшения трудностей, которые могут возникнуть при толковании оговорки, государства должны стремиться предвидеть и максимально полно отразить в ее формулировке перечень охватываемых предметом клаузулы вопросов. Однако для избежания риска возможной неполноты перечисления в формулировке следует использовать выражения, свидетельствующие о том, что предложенный перечень не является исчерпывающим. В случае, если проблема толкования возникнет, необходимо руководствоваться общепризнанными правилами толкования.

2. 4 Возникновение, приостановление, прекращение прав на пользование режимом наибольшего благоприятствования

Применение режима наибольшего благоприятствования предполагает определение условий, при наличии которых возникают, приостанавливаются и прекращаются права в силу оговорки о наибольшем благоприятствовании. Для приведения в действие безусловной оговорки необходимо наличие двух элементов: оговорки, ее держащейся в действующем договоре и предоставления льгот третьему государству. В случае обусловленной клаузулы необходим третий элемент - выполнение государством-бенефициарием условия, указанного в клаузуле.

На основе этого положения была сформулирована ст. 20 Проекта под названием "Возникновение прав в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации", п. 1 которой гласит: "Право государства-бенефициария .... на режим наиболее благоприятствуемой нации в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации, не содержащей условия о возмездности, возникает в момент, когда бенефициирующее государство распространяет соответствующий режим на третье государство". Эта формулировка вызывает некоторые замечания. На момент вступления в силу договора, содержащего оговорку о наибольшем благоприятствовании, такой режим бывает практически уже предоставлен какому-либо третьему государству. Варианты, предложенные в статье 20 и комментарии не даст определенного ответа на вопрос: какое предоставление имеется в виду - фактическое или юридическое. Представляется, что основанием пользоваться правами, вытекающими из оговорки о наибольшем благоприятствовании для государства-бенефициария является юридическое предоставление бенефициирующим государством соответствующего режима третьему государству.

В случае, если юридическое предоставление не дополняется фактическим, бенефициирующее государство нарушает свое обязательство в отношении третьего государства. Факт такого нарушения не должен влиять на пользование правами, вытекающими из оговорки государством-бенефициарием. По-видимому, о предоставлении режима наибольшего благоприятствования де-юре идет речь и в п. 1 "в" статьи 2 ("Употребление терминов"), где используется выражение "согласилось предоставить".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать