Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) - (диплом)
p>Прекращению и приостановлению прав в соответствии с клаузулой о наибольшем благоприятствовании посвящена статья 21 Проекта: "Право государства-бенефициария .... на режим наибольшего благоприятствования .... прекращается или приостанавливается в момент, когда бенефициирующее государство прекращает. или приостанавливает распространение соответствующего режима на третье государство". Здесь отражено широко признанное положение об изменяющемся характере режима наибольшего благоприятствования. Предоставление каких-либо льгот третьему государству не означает, что государство-бенефициарий всегда будет пользоваться теми же льготами. Если прекращается предоставление определенных преимуществ, обещанных третьему государству, то соответственно изменяется и содержание режима наибольшего благоприятствования в отношении государства-бенефициария.

Но в данной статье не учтено то обстоятельство, что договор, содержащий оговорку о наибольшем благоприятствовании, может прекратить действие раньше, чем бенефициирующее государство прекращает предоставление соответствующего режима третьему государству.

Нельзя также оставить без внимания и то, каким образом бенефициирующее государство прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству. Такое прекращение или приостановление может быть двояким: правомерным (включая осуществление международно-правовых санкций в ответ на противоправное деяние третьего государства) и противоправным (нарушающим международные обязательства в отношении третьего государства). В соответствии с юридической логикой в первом случае права государства-бенефициария должны прекращаться или приостанавливаться, а во втором - нет. Следовательно, в ст. 21 целесообразно использовать следующее выражение: ".... в момент, когда бенефициирующее государство правомерно прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему государству". [ 5, c. 179]

    2. 5 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования

Со времени применения принципа наибольшего благоприятствования в регулировании международной торговли исключения из него претерпели большие изменения. При этом, особенно после II Мировой войны, их объем постоянно расширялся. В современных условиях режим наибольшего благоприятствования практически не применяется без исключений.

Это объясняется историческими особенностями формирования внешнеэкономических связей; усилением тенденций интернационализации хозяйственной жизни, выражающихся в образовании интеграционных объединений; различиями в экономическом и географическом положении государств; интересами безопасности, охраны общественного здоровья и другими причинами, определяющими стремление государств сохранить возможность определения исключений из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании.

Такие исключения в каждом случае специально оговариваются в соответствующей клаузуле, поскольку в современном международном праве отсутствуют подразумеваемые изъятия из режима наибольшего благоприятствования. Международное право не допускает противоречащих принципу равноправия изъятий из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов кроме отдельных, общепризнанных, исторически сложившихся и устанавливаемых по особому, каждый раз взаимному согласию договаривающихся сторон исключений.

Изъятия по кругу субъектов в принципе противоречат идее наибольшего благоприятствования, в отличие от изъятий, сужающих его объем, т. е. исключающих из-под его действия те или иные отношения (что соответствует природе данного режима, имеющего договорной характер). Поэтому субъектные изъятия допускаются лишь в исключительных случаях, обусловленных некоторыми общими явлениями мировой экономической конъюнктуры, и "образуют своего рода корректировочный механизм, позволяющий обеспечивать гибкое применение принципа наибольшего благоприятствования о учетом исторически сложившихся особенностей осуществления внешнеэкономических связей, различий в экономическом потенциале и географическом положении стран". [ 4, c. 259]

Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего благоприятствования в пользу соседних государств, которое означает, что особые льготы, действующие между двумя соседними государствами, не распространяются на третье государство, если одно из двух соседних государств заключило с этим третьим государством договор, включающий клаузулу о наибольшем благоприятствовании, в которой содержится "соседская оговорка". Например, в статье 5 торгового соглашения СССР о Австралийским Союзом содержится следующее положение; "Постановление о наибольшем благоприятствовании не распространяется: а) на привилегии и льготы, предоставляемые Советским Союзом соседним с ним странам".

Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью обеспечения приграничной торговли.

В дополнение к допускаемым ранее международным правом в конвенционном порядке традиционным изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов международного права Женевская Конференция 1964 года установила ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и были мотивированы Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:

"Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенства режимов на территории одного государства для всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития; предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности, равносильно практическому неравенству".

В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем в пользу развивающихся стран.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что принцип равноправия строго выдерживается также и в формальном смысле для взаимоотношений между самими развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.

Третьим новым дополнением к изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования является следующая норма, содержащаяся в том же Общем принципе восьмом: "Развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними". Все эти три нормы представляют собой по существу рекомендуемое отступление от принципа формальной взаимности в отношении действия режима наибольшего благоприятствования между, с одной стороны, развивающимися и, с другой стороны, развитыми государствами.

Применение принципа наибольшего благоприятствования ко всем странам безотносительно к уровню их развития было бы лишь формальным равенством, но по существу являлось бы косвенной дискриминацией по отношении к менее развитым странам.

Именно поэтому во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям, что выразилось в создании общей системы преференций, правовая основа которой заложена в Принципах международных торговых отношений и торговой политики, способствующих развитию. Декларации об установлении нового международного экономического порядка. Хартии экономических прав и обязанностей государств, а также в специальных положениях об оказании помощи развивающимся странам в различных областях экономики, науки и техники.

Смысл этой системы заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам из развивающихся стран преференциальный режим, с тем, чтобы они смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран о развитой экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течении определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны конкурентоспособными на мировом рынке.

Помимо общих изъятий из принципа наибольшего благоприятствования существуют специальные (относящиеся к определенной сфере регулируемых договором отношений) изъятия.

В договорах, например, часто указывается, что в области мореплавания режим наибольшего благоприятствования не распространяется на каботажное судоходство, портовую и спасательную службы и некоторые другие вопросы.

Около семидесяти дет назад международная практика стала допускать в отдельных случаях включение в торговые договоры, устанавливающие режим наиболее благоприятствуемой нации, специального положения об изъятии из действия этого режима льгот для стран, входящих в зоны преференциальных таможенных тарифов. В качестве одного из первых примеров такого изъятия приводятся имперские, или "оттавские" преференции 1932 года между странами бывшей Британской империи. [ 3, c. 50]

В дальнейшем исключение в пользу таможенных союзов стало довольно часто включаться в торговые договоры.

Государства, входящие в таможенный союз, образуют единую таможенную территорию, устанавливают единый таможенный тариф и проводят единую таможенную политику. То есть в области международных экономических отношений таможенный союз выступает как единое целое, являясь субъектом этих отношений. Те права, которые участники этого союза предоставляют друг другу, не распространяются на третьи государства, с которыми государства-участники таможенного союза заключили соглашение о режиме наибольшего благоприятствования.

Вопрос об исключении в пользу таможенных союзов и других подобных ассоциаций государств вызвал большое количество споров в ходе разработки Проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации в Комиссии международного права ООН.

Во-первых, представляет затруднение четко выделить для каких именно объединений государств применимо данное исключение. По определению КМП к подобным таможенным союзам ассоциациям государств относятся:

    1) зоны свободной торговли;

2) любой временный режим, ведущий к созданию таможенного союза или зоны свободной торговли; 3) любая другая ассоциация или группа государств, основанная на таможенном союзе, зоне свободной торговли или временном режиме, ведущем или. имеющем своей целью привести к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли. Именно такие объединения обычно перечисляются в соответствующих случаях в договорах. Например, в статье 29 Договора о торговле, поселении и мореплавании между Великобританией и Японией 1962 года говорится: "Положения договора, касающиеся применения режима наибольшего благоприятствования не обязывают государства в случае: а) образования таможенного союза или зоны свободной торговли; .... в) принятия соглашения, направленного на образование такого союза или такой зоны в течении разумного периода времени".

Во-вторых, вызывает замечания тот факт, что в случае принятия данного исключения государства, не входящие в таможенный союз оказываются в худшем положении по сравнению с членами этого союза.

Таможенные объединения не должны вести к уклонению от других обязательств и исключения в пользу таких объединений возможны только при явно выраженном согласии государств с ограничением своих прав, вытекающих из режима наибольшего благоприятствования. В ходе обсуждения Проекта КМП была предложена статья 23 "Клаузула о наиболее благоприятствуемой нации в ее взаимоотношениях с режимом, предоставляемым одним членом таможенного союза другим членам": "Государство-бенефициарий, не являющееся членом таможенного союза, не приобретает на основании клаузулы права на режим, предоставляемый бенефициирующим государством - членом таможенного союза третьему государству, которое также является членом этого союза". Оба специальных докладчика КМП высказались против кодификации этого исключения. Представители ЕС напротив настаивали на внесение в Проект соответствующего положения. Статья 234 Договора о создании ЕС, подписанного в Риме 25 марта 1957 года подразумевает такое исключение, что находит подтверждение и в договорной практике. Так, например. Торговое соглашение между ЕС и КНР устанавливает, что режим наибольшего благоприятствования не применяется, когда речь идет о: "выгодах, предоставляемых договаривающейся стороной государству, которое является членом таможенного союза".

Комиссия решила не включать статью об исключениях, касающихся таможенных союзов в Проект. При этом понималось, что отсутствие такого положения не может быть истолковано как косвенное признание существования или несуществования такого правила, однако практика настоящего времени говорит о фактическом признании правомерности этого исключения. В ГАТТ содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это разрешение развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде исключения из принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории торговых льгот /тарифные преференции по общей системе преференций, тарифные преференции, действующие в отношении между развивающимися странами, более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО, специальный режим в отношении наименее развитых стран/. Исключения существуют и по более широким и общим направлениям использования РНБ. Первоначально они были сформулированы в статье XX ГАТТ /Общие исключения/ и в статье XXI /Исключения по соображениям безопасности/. Затем эти положения в различных формах и формулах нашли применение в других соглашениях и правовых документах ВТО.

В частности, статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей. Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ носят достаточно общий характер и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее эта группа вопросов: , общественный порядок, общественная мораль, здравоохранение нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов ГАТТ, а теперь ВТО. В последнее десятилетие в эту группу исключений все более настойчиво включается достаточно широкие по характеру действия экологические соображения.

2. 6 Соотношение принципа наибольшего благоприятствования с другими принципами международного права

    2. 6. 1 Связь принципа наибольшего благоприятствования с
    принципом равноправия государств.

В процессе реализации принципа наибольшего благоприятствования часто возникают проблемы, представляющие собой тесное переплетение теоретических и практических вопросов. Решению этих вопросов во многом помогает выявление соотношения между принципом наибольшего благоприятствования и некоторыми другими принципами международного права; равноправия, невмешательства во внутренние деда, экономической недискриминации, взаимности.

Для определения уровня фактической реализуемости того или иного принципа недостаточно рассматривать отдельные нормы, а необходимо исследовать их взаимосвязь. Только соблюдение всех принципов международного права в их взаимодействии обеспечивает реальное применение каждого из них (в том числе и принципа наибольшего благоприятствования) в отдельности.

Таким образом, принцип наибольшего благоприятствования "необходимо рассматривать в двустороннем единстве: с одной стороны, фактическая реализация этого принципа, практика его осуществления ставит задачу выявления и решения проблем его функционирования в системе международно-правового регулирования экономических отношений, где наибольшее благоприятствование играет роль "механизма", призванного автоматически обеспечивать в постоянно изменяющихся обстоятельствах равноправное пользование государствами в согласованных вопросах соответствующим режимом; с другой стороны, требуют внимания отдельные теоретические аспекты наибольшего благоприятствования в системе принципов международного права". [ 16, c. 42]

Хотя принцип наибольшего благоприятствования касается в основном торгово-экономических отношений, он имеет в то же время важное политическое значение, так как затрагивает одно из главных условий международных отношений вообще - равноправие сторон. Наибольшее благоприятствование представляет собой один иа особых случаев проявления принципа равноправия; в юридическом аспекте право наиболее благоприятствуемой нации по своему содержанию является специфическим и наиболее эффективным методом проведения в жизнь принципа равноправия государств применительно к международным торговым и иным экономическим отношениям.

Особый характер равноправия, вытекающий из этого принципа, заключается в том, что он, "сравнивая в правах государства, пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования при постепенном расширении их круга (благодаря заключению все новых . договоров) со временем превращает льготный режим в общий, то есть режим для всех, а значит в недискриминационный режим". [ 15, c. 230]

2. 6. 2 Принцип наибольшего благоприятствования и принцип недискриминации

Из принципа равноправия государств вытекает принцип недискриминации, который не нуждается в каком-либо договорном признании и является общепризнанной, обязательной нормой международного права, имеющей обычно-правовой характер, чем и отличается от принципа наибольшего благоприятствования, являющегося результатом конкретного соглашения между государствами.

Связь же этих принципов. проявляется в том, что ставя соответствующие государства в равное положение, наибольшее благоприятствование тем самым устраняет дискриминацию. Однако смешивать и отождествлять эти два принципа нельзя, так как их основные начала имеют разное содержание. [ 14, c. 20] Суть принципа недискриминации состоит в праве требовать условий таких, какими пользуются вcе, т. е. условий общих, одинаковых для всех.

Принцип же наибольшего благоприятствования предполагает право требовать наиболее благоприятных, льготных, привилегированных условий, предоставляемых любому третьему государству.

Следовательно, нарушение принципа недискриминации есть вместе с тем и отрицание принципа наибольшего благоприятствования. Последний предполагает недискриминационный режим, но не сводится к нему.

В сравнительно недавнем прошлом количество стран-контрагентов, пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации, было небольшим. Основная часть стран, как правило, пользовалась сама и предоставляла другим недискриминационный режим, который и был необходимым минимумом для развития нормальных внешнеэкономических связей. Такое положение не сужало в целом возможности равноправного сотрудничества, и предоставление или отказ в предоставлении режима наибольшего благоприятствования не затрагивали принципа недискриминации. [ 12, c. 47] Однако, по мере расширения практики предоставления режима наибольшего благоприятствования положение могло и измениться. В условиях, когда большинство государств предоставляет и получает взамен безусловный и безвозмездный режим, принцип наибольшего благоприятствования становится, как когда-то принцип недискриминации, новым минимумом для развития нормальных внешнеэкономических связей.

2. 6. 3 Соотношение принципа наибольшего благоприятствования с принципом взаимности и взаимной выгоды

Принцип наибольшего благоприятствования тесно связан с принципом взаимности. Взаимность является составной частью всякого равноправного сотрудничества. При соблюдении юридической взаимности существенным в правоотношении является наличие обратной адекватной связи (а не объем предоставляемого в ответ конкретного права, обязательства, уступки и т. п. ), которая устанавливается государствами с учетом других принципов и норм - равенства, взаимной выгоды, недискриминации и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать