Современная российская государственность: конституционные и фактические характеристики - (курсовая)

Современная российская государственность: конституционные и фактические характеристики - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    международная академия бизнеса и банковского дела
    кафедра теории и истории государства и права
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по курсу теории государства и права
    СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ:
    конституционные и фактические характеристики.
    студент:
    руководитель: Гурова Татьяна Владимировна
    тольятти
    1996 г.
    СОДЕРЖАНИЕ

1. Конституция и новый этап в развитии российской государственности............................................................................................................................

2. Проблемы формирования и совершенствования механизмов реализации конституционных положений...................................................................

а) СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИИ. б) ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН в) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

    г) МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФЕДЕРАЛИЗМА И ФЕДЕРАЦИЯ В РОССИИ
    БИБЛИОГРАФИЯ
    1. Конституция Российской Федерации. -М. :Известия, 1995.

2. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. -М. :Прогресс-Академия, 1994.

3. Козлова Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России. М. :Юристъ, 1995. 4. Верховенство права: Сборник: Пер. с англ. -М. : Прогресс-Универс, 1992 5. Федерация в зарубежных странах. - М. :Юрид. лит. , 1993.

6. Cоциальное государство и защита прав человека. М. :РАН. ,1994. 7. Конституция, закон, подзаконный акт. - М. :Юрид. лит. ,1994

8. Федеральное собрание России: опыт первых выборов. - М. : РАН, ИГИП. ,1994. 9. Алексеев С. С. Государство и право. - М. : Юрид. лит. ,1994.

10. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М. : Юрист. ,1994. 11. Конституционно-правовая мысль 19 - начала 20 века. Хрестоматия. - М. : МГУ. ,1994.

12. Защита прав человека в современном мире. - М. : РАН, ИГИП. , 1993. 13. Политология : Энциклопедический словарь. - М. : Моск. комм. ун-т. ,1993. 14. Григорян С. Б. Майн кампф. -Берлин, 1932.

15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т. 1, 2. Отв. ред. Б. А. Страшун. - М. :Изд. БЕК, 1995.

КОНСТИТУЦИЯ И НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Последнее десятилетие в истории России стало для нее переломным. Период с 1985 года и до наших дней ознаменовался радикальными изменениями в общественном сознании, политической и государственной организации, экономике и социальной структуре. Если начальный этап этого периода характеризуют тоталитарная командно-административная государственная система, глубокий экономический кризис, то на текущий момент есть основания надеяться на то, что российское общество твердо встало на путь поэтапного и эволюционного освоения уже воспринятых им образцов гражданского общества, рынка, частной собственности, разделения властей, прав человека, развития демократических принципов конституционализма, федерализма. Ориентирами дальнейшего развития России избраны идеалы демократического, правового, социального государства со всеми присущими ему атрибутами и, безусловно, особенностями, диктуемыми спецификой российского менталитета. Важнейшим шагом на пути этого развития стало принятие референдумом 12 декабря 1993 года новой российской Конституции, которая закрепила достигнутые результаты и дальнейшие цели проводимых в стране реформ. Принятие Конституции отразило настоятельную потребность российского общества в акте, отвечающем целям и задачам возрождения страны. В работе над проектом Конституции принимали участие представители всех слоев российского общества, а принята она была всенародным голосованием.

Принятие конституции в любой стране как правило отражает существенные перемены в жизни общества, закрепляемые или установляемые конституционными положениями. В России эти перемены были не только существенными, но и коренными, радикальными. Через конституцию получили легитимность принципиальные изменения общественного строя.

Что же определяет главенствующую роль конституции в обществе и государстве? Что есть конституция в ее современном понимании? Классическое определение характеризует конституцию как " единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субьекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина. " [1 Кутафин А. Е. Конституционное право России. Учебник. - М. : РАН, ИГИП, 1995. ]Надо отметить, что хотя идея конституции и изменялась с течением времени (например, в сторону расширения объектов регулирования), принципиальные ее положения оставались теми же. В качестве примера можно привести такое определение конституции: " конституция - есть совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. " [2 Г. Еллинек Значение конституции в современном праве. Спб. 1906. ]Кроме того "так как конституционное законодательство связано с очень сложными формами, в частности с всенародным голосованием, то оно является надежным средством к обеспечению устойчивости закона и к предотвращению влияния случайного большинства" [3 Г. Еллинек Значение конституции в современном праве. Спб. 1906. ]. Как известно, конституция 1993 года - не первая в истории России. В истории страны насчитывается четыре конституции, соответственно 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Конституция РСФСР 1978 года оставила новому законодателю множество проблем. Одна из самых насущных - проблема легитимизации конституции, проблема правового нигилизма и порой равнодушия россиян к судьбе отечества. Один из путей решения этой проблемы лежит через определение и внедрение в широкие массы идеи конституции, ее роли, назначения и функций, решения вопроса для чего она нужна обществу и государству. В этой связи целесообразным является выделение следующих социальных функций новой конституции России:

    1) Юридическая функция конституции.

Конституция - как высший закон государства, является ядром его правовой системы, она служит базой для всего законодательства и основой законотворчества. Конституция устанавливает основы других отраслей права гражданского, административного, трудового, уголовного, уголовно- и гражданско-процессуального, иных. Место конституции в правовой системе государства точно и однозначно определено в ее тексте:

    Статья 4.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

    Статья 15.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные рлица, граждане и их обьединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Верховенство, как неотъемлемый атрибут конституции, сформировалось практически одновременно с ее возникновением. Вот, например, как определяет это свойство конституции Ф. Лассаль: ".... в сознании всех народов конституция является чем-то более крепким, святым и неизменным, чем обыкновенный закон - конституция не просто закон, а закон основной для данной страны .... основной закон, как уже сам эпитет показывает, должен быть глубже всех остальных законов и должен служить остальным законам основой .... основной закон, таким образом, является источником духа всех остальных законов, он во всех них должен в той или иной мере проявляться. Конституция является той силой, которая направляет все другие законы и общественные правовые учреждения, направляет неослабно и непрерывно .... в каждой стране со времени издания конституции могут быть издаваемы только известного характера законы, и других в ней быть не может" [4 Ф. Лассаль О сущности Конституции. Спб. 1906. ] 2) Правозащитная функция.

Современные конституции закрепляют широкий перечень прав и свобод челоовека, гарантии их соблюдения и механизмы их отправления.

    3) Организационная функция.

Конституция фиксирует систему государственной власти, закрепляет форму правления, форму государственно-территориального устройства, разграничивает полномочия ветвей власти, государственных органов и должностных лиц. 4) Системообразующая функция.

Конституция является основой конституционного строя и инструментом его становления. Она содержит систему ключевых характеристик и основополагающих принципов конституционного строя Российской Федерации. Играя в широком смысле учредительную роль, она устанавливает статус Российского государства, как суверенного, правового, демократического, республиканского, с разделением властей, федеративного, социального и светского.

    5) Политическая функция.

Конституция - плод социального компромисса, документ согласия и гражданского мира. Она определяет отношения государства с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Все политические силы - партии, движения и т. п. - взаимодействуют между собой, конкурируют, борются, используют государственную власть на основе правил, определенных в конституции. 6) Геополитическая функция.

Конституция задает гарантии государственной и территориальной неделимости России, территория которой едина и целостна. Она определяет сложную процедуру изменения территории государства, задает приоритеты внешней и внутренней территориальной политики страны.

    7) Функция социально-экономического регулирования.

Конституция представляет собой запись социальных интересов различных частей общества (общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность) и степень их согласования. Она служит инструментом гражданского мира, определяет такое устройство общества и власти, которые значительным большинством народа признаются справедливыми. Конституция закрепляет основы экономического равновесия в стране, "правила игры" в социально-экономической сфере, устанавливает правовые принципы экономической деятельности.

    8) Идеологическая (воспитательная функция).

Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др. ) и убеждает человека в соответствии с этими ценностями следовать нормам основного закона. Задача ( отраженная в конституции) построения правового конституционного государства в России выполнима лишь при использовании проверенных опытом демократических инструментов и институтов.

Одним из неотьемлемых атрибутов конституционного государства является развитое гражданское общество. Важнейший признак конституционного государства ограничение государственной власти правом, как раз и имеет одной из своих целей обеспечить полноценное развитие и функционирование гражданского общества. Гражданское общество, в его широком понимании, есть вся совокупность не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократического правового государства. "Там, где политическое государство достигло своей действительно развитой формы, человек не только в сознании, но и в жизни, в действительности, ведет двойную жизнь, небесную и земную, жизнь в политической общности, в которой он признает себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, где он действует как частное лицо, рассматривает других людей как средство, низводит самого себя до роли средства и становится игрушкой чуждых сил" [5 Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К. ,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. С. 382-413 ] Гражданское общество охватывает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, оно имеет сложную структуру и включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами, как первичными субьектами политической жизни, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив и т. п. В основе концепции гражданского общества лежит стремление гарантировать свободу жизненных проявлений личности, оградить ее от произвола и нежелательного вмешательства со стороны государственной власти, ограничить сферу деятельности государства, поставить его под контроль суверенного народа. "Прежде всего мы констатируем тот факт, что так называемые права человека - droits de l`homme, в отличие от прав гражданина государства - droits du citoyen, суть не что иное, как права члена гражданского общества, т. е. эгоистического человека, отделенного от человеской сущности и общности. " [6 Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К. ,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. С. 382-413 ]

Теория гражданского общества складывалась в рамках либерализма и связана с творчеством Локка, Руссо, Канта, Гегеля и других мыслителей. Однако, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило своей актуальности и служит прежде всего для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа по отношению к государственной власти, свободы личности. Здесь опять встает проблема дозировки вмешательства государства в общественную и непосредственно личную жизнь индивида. В этом смысле интересна критика "доктрины, которая отправляется от признания, что суверенитет государства беспределен(Т. Гоббс)". Она "очевидно не может допустить существования у граждан других прав, кроме созданных государством, к этому сводится в конце концов учение Еллинека, который видит в конституции и провозглашаемых ею индивидуальных вольностях или субьективных правах продукт добровольного самоограничения государсства - никакая конституция для государства не обязательна, а с нею падают и обеспеченные ею права личности. По мнению сторонников доктрины естественного права и в полном соответствии со взглядами Джона Локка, как созданное в интересах защиты прирожденных человеку прав свободы и собственности, государство не может поднять на них руку, а его верховенство является по отношению к ним ограниченным; личные права имеют независимый от государства источник и так же мало могут быть созданы, как и отменены исходящим от него законом; третья точка зрения состоит в признании, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности - человеческой солидарности; требования, которые последняя предьявляет в разное время, изменчивы и непостоянны, они предполагают, смотря по обстоятельствам среды и личной подготовленности индивидов, входящих в состав государства, то большую самостоятельность с их стороны, то большую опеку над ними, отсюда расширение или, наоборот, сужение индивидуальных прав, в прямом противоречии с сужением или расширением пределов государственного вмешательства. " [7 М. М. Ковалевский Учение о личных правах М. ,1906. ] Задача конституции каждого конституционного государства сегодня состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулированиядля того , чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.

    Конституционная характеристика россиского государства.
    Статья 1.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В соответствии со статьей 1 Конституции, Российская Федерация есть государство демократическое. Слово демократия давно уже не употребляется в своем первоначальном значении(от греч. demokratia - народовластие). Какие же качества позволяют нам сегодня назвать то или иное государство демократическим? Очевидно (и исторически доказано), оно должно соответствовать по меньшей мере следующим признакам: признание народа высшим источником, определителем власти; выборность основных органов государства; равноправие граждан, и прежде всего равенство их избирательных прав; подчинение меньшинства большинству при принятии решений. Современная концепция демократии добавила к этим признакам последние достижения общественной мысли: принципы прав человека, их приритет над правами государства, конституционное ограничение власти большинства над меньшинством, гарантии прав меньшинства на собственное мнение и свободное его выражение, верховенство закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление. Статья 1.

    2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Таким образом Конституция устанавливает федеративную форму государственно-территориального устройства Российского государства. Что мы в настоящее время подразумеваем под этим термином?

Классическое определение федерации характеризует ее как объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства. Федерация - форма государственного устройства, в которой входящие в состав государства территориальные единицы(штаты, земли, провинции, кантоны, республики и т. п. ) обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное административно-территориальное деление. Все федеративные государства в той или иной мере обладают характерными признаками: федеральное правительство располагает исключительным правом на осуществление внешней политики; у входящих в федерацию государств отсутствует право одностороннего выхода из федерации; в федеративном парламенте, как правило, существует вторая палата, в которой равным образом представлены государства-члены федерации. В федерации действует двойная система (судебная, правовая, гражданская и т. п. ) - центральная, союзная и субъектов федерации. Властные полномочия федерации разделены на: а) исключительные полномочия центра (как правило, денежное обращение, внешняя политика, оборона, сбор важнейших налогов и пошлин, руководство вооруженными силами и др. ); б) исключительную компетенцию членов федерации - организация местного управления, охраны общественного порядка, культуры и др. ; в) совместную компетенцию союза и его членов. Развитие федерации может осуществляться как в сторону укрепления и расширения власти центра, и соответствующего сужения власти субъектов федерации (процесс унитаризации), так и расширения власти государств-членов федерации (федерализация). Отношения во властной структуре федерации отличаются органической приворечивостью политических, социально-экономических, культурных и прочих интересов центров и субъектов федерации, во взаимодействии и согласовании которых приоритет принадлежит центру, Конституции, Конституционному (Верховному суду). Однако Российская Федерация характеризуется рядом признаков, существенно отличающих ее от других федераций. Образование Российской Федерации шло не совсем обычным путем. Россия не является федерацией, созданной путем объединения нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Российская Федерация носит не договорной или договорно-констиуционный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее конституцией республики. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать