Таможенная стоимость - (диплом)

Таможенная стоимость - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    I. Введение

В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. За базу исчисления таможенных платежей берется таможенная стоимость. Она же используется в качестве расчетной основы для взимания налога на добавленную стоимость (НДС), и других пошлин и налогов. Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому методика определения таможенной стоимости, с одной стороны, должна быть общенациональной, увязанной (скоординированной) с общей налоговой системой, порядком ведения бухучета и другими отраслями национальногозаконодательства, а с другой стороны, она должна соответствовать международным нормам.

Подача Россией заявки на вступление в "Генеральное соглашение по тарифам и торговле" (ГАТТ с 01. 01. 95 называется Всемирной торговой организацией - ГАТТ/ВТО) потребовала взять за основу системы определения таможенной стоимости "Соглашение о применении статьи 7 Кодекса ГАТТ", разработанное в конце 70-х гг. в итоге многосторонних переговоров в рамках ГАТТ ("Токийского раунда").

В результате сложилась многоуровневая система законодательно-нормативных актов, формирующая методологию определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Единую международную основу этой системы составляет "Соглашение о применении ст. 7ГАТТ/ВТО", которое было предметом рассмотрения в рамках завершившегося в апреле 1994 года Уругвайского раунда. В пакет заключительных документов этого раунда вошло "Соглашение о применении ст. 7 ГАТТ/ВТО" Несущей конструкцией всей системы служат Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе". Последующие уровни являются механизмом реализации установленных Законом “О таможенном тарифе” правовых норм, которые формируютведомственные нормативные и технические документы ГТК России. К ним относится "Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", “Инструкция по заполнению декларации таможенной стоимости”, “ Положение о распределении компетенции по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами различных уровней” и другие указания ГТК России.

В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации заинтересованы и государство, и коммерческие круги. Так, в федеральном бюджете значительная доля его доходной части формируетсяза счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет необходимо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знание правил налогообложения ввозимых и вывозимых товаров - это реальная эффективность внешнеэкономической деятельности, планирование прибыли или убытков от конкретных сделок и операций.

Таким образом, вопрос определения таможенной стоимости является одним из важнейших во всем экономическом блоке таможенной политики Российской Федерации.

Таможенная стоимость как элемент государственного регулирования коммерческой деятельности.

Виды государственного регулирования коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами. Кроме того, государство может особым образом регулировать условия хозяйствования коммерческих организаций: через установление запретов на отдельные виды деятельности (например, монополия государства на торговлю спиртными напитками, сигаретами и т. п. ), лицензирование различных видов коммерческой деятельности, предоставление налоговых льгот или, напротив, введение повышенных налогов, пресечение недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности.

Необходимо учитывать, что государство практически во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

Ни в одной капиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям. Особое место среди направлений государственного регулирования экономики традиционно занимают стимулированиеразвития наукоемкого, экспортного производства, поддержка национальных производителей конкурентоспособной продукции. Перечислим лишь некоторые наиболее распространенные меры подобного стимулирования:

Снижение налогообложения и предоставление налоговых кредитов предприятиям-производителям и коммерческим фирмам - экспортерам эффективной продукции.

Финансирование из бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по разработке новых конкурентоспособных товаров. Повышение конкурентоспособности продукции за счет общего снижения цен в стране и повышения технического уровня товаров.

Участие государства и содействие частным компаниям в страховании валютных и политических рисков при экспорте товаров. Наконец, в современных условиях каждое государство разрабатывает и претворяет в жизнь особую внешнеэкономическую политику для достижения следующих основных целей: Содействия экономическому развитию страны путем реструктуризации производства и потребления товаров.

Защиты экономических, моральных, этических и других интересов страны от проникновения на ее территорию нежелательной продукции иностранного производства.

Решения фискальных задач, в частности пополнения бюджета страны. Для достижения указанных целей государство осуществляет таможенное и другие виды регулирования товарного обмена, а именно: валютное регулирование, стимулирование производства и обмена наиболее эффективными видами товаров, содействие развитию международной кооперации, создание благоприятного климата для привлечения инвестиций и т. д.

В России правовой основой регулирования является Конституция РФ, Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, принятый 21 июля 1995 г. , Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”, принятый 9 октября 1992 г. , Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый 18 июня 1993 г. , Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе”, принятый 21 мая 1993 г. , другие федеральные законы, международные договоры. В ведении Российской Федерации находится разработка концепции стратегии развития внешнеторговых связей, обеспечение экономических интересов России, государственное регулирование внешнеторговой деятельности. В ведение Российской Федерации также входит формирование и использование золотовалютных резервов, разработка платежного баланса страны, заключение международных договоров в области внешних экономических связей, участие в международных экономических и научно-технических организация создание и обеспечение функционирования торговых представительств в других странах Российская Федерация осуществляет координацию внешнеторговой деятельности субъектов РФ, получение иностранных кредитов под гарантию субъектов РФ, их использование и погашение.

Существенную роль в разработке концепции стратегии обеспечения экономических интересов России играет таможенное регулирование внешнеторговых операций. Роль таможенной стоимости при таможенном регулировании коммерческой деятельности.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой внешнеторговой политики на основе разрабатываемых программ, принимает меры по защите внутреннего рынка через таможенно-тарифное регулирование и количественные ограничения путем конкурсного распределения квот и лицензий. Правительство может вводить федеральными законами государственную монополию на экспорт и импорт отдельных товаров путем выдачи лицензий исключительно государственным унитарным предприятиям, чтобы обеспечить применение квалифицированной и добросовестной коммерческой практики.

В соответствии с федеральными законами и международными договорами правительство может устанавливать запреты и ограничения на экспорт и импорт товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности с целью охраны жизни и здоровья людей, соблюдения общественной морали и правопорядка, сохранения культурного наследия, предотвращения разграбления природных ресурсов и т. д. Правительство определяет порядок осуществления приграничной торговли, вводит особый режим хозяйственной и внешнеторговой деятельности свободных экономических зонах.

Общее руководство таможенным делом в стране осуществляют Президент и Правительство РФ, а органом исполнительной власти является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ). Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены в Таможенном кодексе РФ. Оперативную таможенную деятельность ведут региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Основными функциями таможенных органов являются: участие в разработке и реализации таможенной политики, а также защита интересов российских субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). ГТК РФ уполномочен издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, которые вступают в силу по истечении 30 дней с даты их опубликования, кроме тех, которые устанавливают введение более льготных условий более короткие сроки.

Право на ввоз и вывоз товаров, в том числе при осуществлении ВЭД, предоставляется в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ. Ввоз и вывоз ряда товаров может быть запрещен из соображений государственной безопасности и по иным причинам, защищающим нравственность, здоровье, безопасность и интересы сохранения национального достояния, а также в связи с выполнением международных обязательств РФ, защитой суверенитета и в качестве ответных мер на дискриминационную политику других государств.

Процесс перемещения товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с особыми процедурами, устанавливаемыми каждым государством. Общим для подобных процедур является неукоснительное выполнение правила: товар должен быть соответствующим образом оформлен и оплачен.

При перемещении товаров через таможенную границу РФ и в других случаях, упомянутых в Таможенном кодексе, устанавливаются следующие таможенные платежи: Таможенная пошлина.

    Налог на добавленную стоимость.
    Акцизы.

Сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и за возобновление действий лицензий.

Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.

    Таможенные сборы за таможенное оформление.
    Таможенные сборы за хранение товаров.
    Таможенные сборы за сопровождение товаров.
    Плата за информирование и консультирование.
    Плата за принятие предварительного решения.
    Плата за участие в таможенных аукционах.

Для тарифного регулирования применяются следующие виды пошлин: Адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров. Специфические, устанавливаемые к единице измерения товара.

    Комбинированные, сочетающие оба вида обложения.

Сезонные пошлины, устанавливаемые на отдельные виды товаров, преимущественно товары сельскохозяйственного происхождения, сроком не более чем на 6 месяцев. Основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные, поэтому вопрос определения таможенной стоимости особенно важен для таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо также для иныхтаможенных целей, например, таких как таможенная статистика, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, контроль за эквивалентностью встречных товарных поставок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот и др. Рассмотрим более подробно систему определения и заявления таможенной стоимости, а также методы её определения и порядок их применения.

    Система определения и заявления таможенной стоимости.
    Система определения таможенной стоимости.

Наиболее полное представление о системе определения таможенной стоимости дает нам статья 12 Закона “О таможенном тарифе”. Она гласит:

“1. Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений настоящего Закона.

2. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. ”

Законодательное определение таможенной стоимости дано в Таможенном кодексе, где (ч. 1 ст. 1 17) под таможенной стоимостью понимается основа для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов.

Наряду с термином "таможенная стоимость" в Законе используется и другой — "таможенная оценка", более точно учитывающий специфику отдельных методов определения стоимости товаров в таможенных целях (об этом подробно в разделе IV (ст. 18-24) Закона “О таможенном тарифе”). При использовании одних методов таможенная стоимость устанавливается на основе документальных данных (внешнеторговые контракты, счета-фактуры, консульские фактуры и т, д. ), другие же методы предполагают оценку стоимости товаров в таможенных целях, осуществление которой возложено на таможенные органы.

В Законе РФ "О таможенном тарифе" (ст. 5) таможенная стоимость определяется через перечисление ее основных целей:

    Обложения товара пошлиной.
    Внешнеэкономической и таможенной статистики.

Применения нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок.

В пункте 1 статьи 12 Закона “О таможенном тарифе” закреплено, что основным принципом российского законодательства по этому вопросу является его соответствие общим правилам таможенной оценки, принятым в международной практике.

Определение стоимости импортного товара с целью расчета таможенных пошлин —одна из наиболее сложных процедур таможенной практики. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены фоб, в других —с цены сиф (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова же будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.

Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (так называемая Брюссельская таможенная стоимость). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединились свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался в повестке дня.

Проходившие в начале 70-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно является тем международно-правовым стандартом, которому должно соответствовать российское таможенное законодательство согласно пункта 1 статьи 12 Закона РФ "О таможенном тарифе". В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В этой же статье ГАТТ (ч. 5) закреплены такие принципы определения таможенной стоимости, как гласность и стабильность правил. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" (ст. VII ГАТТ).

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др. ).

Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в импортирующую страну, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:

- Цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара,

    - Экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы.

- Импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли. Не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:

ограничений, предусмотренных законодательством импортирующего государства, ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы, ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удастся определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или подобного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара. Действующий с 1 января 1993 года порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 года № 856. Этот порядок распространяется как на юридические, так и на физические лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать