64% объема импорта было оформлено Новосибирской, Новокузнецкой и Омской таможнями.
Внешнеторговый оборот по субъектам РФ (млн. долларов)
Субъекты Российской Федерации
Товарооборот
Экспорт
Импорт
Сальдо
Стоимость
Уд. вес%
Темп роста, %
Стоимость
Уд. вес%
Темп роста, %
Стоимость
Уд. вес%
Темп роста, %
Всего по региону
В том числе:
5563, 6
100
93, 7
3691, 1
100
84, 9
1872, 5
100
117, 9
1818, 6
Алтайсий край
357, 9
6, 4
97, 1
182, 5
4, 9
87, 6
175, 4
9, 4
109, 6
7, 1
Республика Алтай
34, 6
0, 6
99, 7
11, 5
0, 3
40, 9
23, 1
1, 2
350, 0
-11, 6
Кемеровская обл.
2542, 1
45, 7
92, 8
2002, 0
54, 2
90, 1
540, 1
28, 8
104, 1
1461, 9
Новосибирская обл.
724, 9
13, 0
103, 5
250, 4
6, 8
81, 1
474, 5
25, 3
121, 2
-224, 1
Омская обл.
1156, 3
20, 8
97, 7
793, 7
21, 5
91, 3
362, 6
19, 4
115, 4
431, 1
Томская обл.
685, 0
12, 3
125, 4
431, 8
11, 7
107, 4
253, 2
13, 5
175, 7
178, 6
Другие субъекты
62, 8
1, 1
17, 3
19, 2
0, 5
6, 2
43, 6
2, 3
83, 2
-24, 4
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Западно-Сибирский регион, наиболее весомый вклад на развитие внешней торговли оказывали предприятия Кемеровской области, экспортирующие черные и цветные металлы, каменный уголь. Внешне торговые операции осуществлялись со 111 странами мира, однако, почти 2/3 товарооборота пришлось на 8 основных торговых партнеров региона (Казахстан– 13, 3%, Китай – 11, 4%, США – 11, 3%, Великобритания – 7, 4%, Украина – 5, 4%, Германия – 4, 6%, Турция – 3, 8%, Узбекистан – 4, 5%). Сложившаяся в регионе товарная структура экспорта и импорта практически не меняется на протяжении последних лет. В экспорте профилирующими товарами являются черные и цветные металлы, продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплексов; в импорте– продукция машиностроения, продовольственные товары, продукция нефтехимии. Страны – основные торговые партнеры
Экспорт важнейших товаров
Наименование товара
Единица измерения
Количествло
Стоимость тыс. долл.
Уголь каменный
Тыс. т
14592, 2
493269, 1
Нефть сырая
Тыс. т
1160, 7
136138, 7
Нефтепродукты
Тыс. т
3245, 2
489022, 6
Продукты неорганической химии
Тыс. т
73, 0
281171, 2
Полуфабрикаты из углеродистой стали
Тыс. т
2240, 3
455142, 0
Прутки из стали
Тыс. т
1239, 0
279516, 8
Алюминий необработанный
Тыс. т
249, 2
383691, 7
Тепловыделяющие элементы
Шт.
138
63785, 1
Импорт важнейших товаров
Наименование товара
Единица измерения
Количество
Стоимость тыс. долл.
Пшеница и меслин
Тыс. т
206, 6
30698, 5
Сахар
Тыс. т
56, 1
20328, 8
Вино
Млн. л
26, 7
23815, 7
Уголь каменный
Тыс. т
4683, 7
46930, 1
Продукты неорганической химии
Тыс. т
511, 2
186261, 1
Лекарственные средства
Т
1585, 3
54158, 6
Насосы и компрессоры
Шт.
11839
97080, 5
Машины для подъема и перемещения
Шт.
257
80666, 7
Машины спецназначения
Шт.
439
55326, 6
Автомобили для перевозки более 10чел.
Шт.
541
37307, 6
Результаты анализа внешнеэкономической деятельности Западно-Сибирского региона свидетельствуют о следующем.
Сложное экономическое состояние предприятий, падение производства отечественной продукции и соответственно снижение экспорта, привело к еще большей зависимости внешней торговли региона от импортеров, и в значительной степени от ввозивших товары из стран дальнего зарубежья. Темп прироста импорта в 1997г. по сравнению с 1996г. составил 18, 5%, в том числе из стран дальнего зарубежья–50%, при этом сократился на 15, 1% объем товаров из государств СНГ и имеет место усиление подобных процессов.
При этом в последние годы неуклонно сохраняется тенденция роста криминализации внешнеэкономической деятельности.
В 1997г. объем декларирования составил 97, 9% от показателей 1996г. и продолжает падать. Таможнями региона было оформлено 84153 декларации по всем таможенным режимам. Количество участников внешнеэкономической деятельности уменьшилось с 5747 в 1996г. до 5483 в 1997г.
При этом в 1997г. было заведено 17809 дел о нарушении таможенных правил, против 12361 дела в 1996г.
Динамика заведения дел о НТП
С увеличением количества заводимых дел о НТП соответственно увеличились и стоимость задержанных товаров и транспортных средств. Если в 1995г. задержано товаров и транспортных средств на сумму 36476928 тыс. рублей, в 1996г. – 79448251тыс. рублей, в 1997г. –ущерб от таможенных правонарушений исчисляется в размере 250392954 тысяч рублей (увеличение по сравнению с 1995г. в 6, 8раз).
Количество НТП по субъектам РФ
Таможня
Количество дел о НТП
Стоимость изъятых товаров, тыс. рублей
1996г
1997г
1996г
1997г
Всего
в том числе:
12361
17809
79448251
250392954
Алтайская
2268
4139
21335253
54542014
Горно-алтайская
153
169
663506
1023417
Кузбасская
1009
1128
880210
7607352
Новокузнецкая
1543
1254
746387
46444346
Новосибирская
1826
3483
33535355
46406583
Омская
3532
5275
9729315
23732236
Толмачевская
1094
1790
5095661
6180857
Томская
498
452
1046018
40938892
ОТР ЗСОТ
38
119
6416546
23517257
За 1997г. таможнями Западно-Сибирского региона наложено штрафов на сумму –119966150 тыс. рублей, конфисковано товаров на 80635656тыс. рублей, взыскание стоимости на 119965240 тыс. рублей, общая сумма наложенных взысканий– 320567046 тыс. рублей. Наибольшее количество дел о НТП 1997г. году заведено по следующим видам товаров: автомобили–7270, валюта – 1285, продукты питания –820, одежда, обувь – 601, сырьевые товары – 255, табачные изделия – 362, алкогольные напитки – 253. Наиболее распространенным видом контрабанды в Западно-Сибирском регионе является незаконное перемещение через таможенную границу РФ валюты. Усугубляется с каждым годом наркоситуация в регионе. В течении 1997г. таможнями региона выявлено 185 (1996г. - 108) фактов контрабандного перемещения наркотических и сильнодействующих препаратов, при этом изъято 480, 523 кг (1996г. – 276, 859 кг) различных видов наркотиков.
Итоги работы таможенных органов по расследованию уголовных дел.
Таможня
Возбуждено уголовных дел
1996г
1997г
Всего
в том числе:
217
240
Алтайская
37
38
Горно-алтайская
2
0
Кузбасская
17
19
Новокузнецкая
1
5
Новосибирская
82
51
Омская
31
32
Томская
38
78
Толмачевская
9
9
ЗСОТ
0
8
Исходя из анализа правоохранительной деятельности таможен региона определились основные направления развития на ближайшие годы. Ими должны стать: организация и усиление оператино-розыскной деятельности, организация работы по наиболее полному взысканию штрафных санкций, углубление взаимодействия с другими правоохранительными органами и активизация работы по борьбе с особо опасными видами контрабанды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.
Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников. Так, например, в п. 2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации” в качестве покупателей акций справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы без представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.
Нельзя не видеть, что вопрос о декларациях - это исходный вопрос практического осуществления легализации. Государственной Думой был принят закон “О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам”. По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке транспорта и недвижимости.
В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам. Есть в нем определенная логика. Однако практика его применения без учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репатриации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы теневой экономики.
Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.
Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:
благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внешнеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер; четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.
формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности; установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.
Отмывание “грязных” денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.
Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность такого рода операций. Кроме того, одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры административного и финансового контроля за денежными и имущественными операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство. Мировым экономическим сообществом признано, что одной из самых больших угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой ценой привлечь клиентов. Абсолютизация банковской тайны, долгие годы служившая на благо банковского дела, оборачивается сегодня своей изнанкой, противоположностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12