Индивидуализ-я юр. лица
Сабж, т. е. выделение его из массы всех других организаций осущ-ся путем определ-я его местонаходж-я и присвоения ему наименов-я. Местонахожд-я– опред-ся местом его гос. регистр-и. Наименов-е – д. включать в себя указ-е на его организ-правов. форму. Фирменное наименов-е – название коммерч. организ-и. Производств-я марка – индивидуализация товара, адрес и данные предприятия – изготовителя, назв-е товара, стандарты и пр. Товарный знак – обозначение товара, отлич-е его от группы однор. товаров. Это – субъект-е право фирмы, его надо регистр-ть. Учред-е док-ты юр. лица и его гос. регистр-я.
2 порядка образов-я – разрешительный – по рарешению опр. органа, и нормативно-явочный (если док-ты в норме – надо регистр-ть без возр-й). Учред-й договор –консенсуальный гр-правов. договор, регул-й отн-я м. учред-лями в процессе создания и деят-ти юр. лица. Он закл-ся в письм-й форме, вступ. в силу с момента закл-я. Устав–не закл-ся, а утвержд-ся. Локальный норм. акт, определ-й правов. полож-е юр. лица и регул-й отнош-я м. участниками и самим юр. лицом. Вступ. в силу с момента регистр-и юр. лица. М. действовать и на основ-и общего положения об организ-ях данн вида или общего устава общ-го объед-я. Содерж. юр. док-тов– в ст. 52 ГК. Регистр-я –комп. Орган проверяет собл-е всех усл-й, принимает решение о признании организ-и юр. лицом. После осн. данные о нем включ. в едины гос. реестр юр. лиц, доступн. для всеобщ. ознакомл-я. Пров-ся органами юстиции. Док-ты: заявление учред-лей о регистр-и, устав, договор, свидет-во об уплате госпошлины, и пр. Отказ–из-за несобл-я порядка образов-я юр. лица и нессотв-я учред-х док-тов установленным нормам.
Прекр-е деят-ти юр. лица.
Реорганиз-я, ликвидация, приостановл-е деят-ти. При реорганиз-и – универс-е правопреемство (все права переходят от старого к новому(ым)) –слияние, выделение, присоединение, преобразов-е. Осущ-ся добровольно и принудит-но (монополии дробят). Если сумма активов сливающ-ся компаний выше 100тыщ минималок– необх. разрещ-е антимоноп-го комитета. Обяз-е уведомл-е крдиторов. Ликвидация –без перехода прав и обяз-тей в порядке правопреемства к др. лицам. Добровольно–по реш-ю участн-ков, если достигли целей, истек срок, на который создавали, нерентабельно и пр. Принудит-я–деят-ть юр. лица без лицензии, либо противозаконна. Создание уч-ками/судом ликвидац. комиссии. Она публ-ет сообщ-е о ликвидации юр. лица в СМИ, оценивает кредиторск. задолж-ть и активы ликвид-го предпр-я, удовл-ет кредиторов (по порядку, предусм. ст64ГК), оставшееся им-во– распредел. Между участниками. Виды юр. лиц.
По форме собств-ти государстве-е, частн, по целям деят-ти – коммерч-е и некоммерч-е, по составу учред-лей –только юр. лица, только гос-во, любые, по хр-ру прав уч-ков у учред-лей есть право собств-ти на им-во организ-и, обязательств-е права, нет имущ-х прав; по объему вещных прав–с правом оперативного упр-я имущ-вом, правом хоз-го ведения дел, правом собств-ти на им-во. По участию– личное и имущ-е, по порядку образов-я – образ-е в разрешит/норм-явочном порядке, по учред. док-там – договорные, договорно-уставные. Хоз тов-ва и общ-ва.
Хоз тов-ва –договорные объед-я нескольких лиц для совместного ведения предпр. деят-ти под общим именем. Хоз общества–организ-и, созд-е одним иил неск-ми лицами путем объединения (обособления) их имущ-ва для ведения предпр. деят-ти. Полный товарищ несет неогр. отв-ть по обяз-вам фирмы всем своим имущ-вом приним- личное участие в делах тов-ва. Хоз общ-ва объединяют имущество, а не личные усилия. Препр. Риск меньше, органичен суммой вкладов в уставн. капитал. Уставн. капитал–та сумма, кот . учред-ли ршили объединить/выделить при создании юр. лица. В хоз. тов-вах он часто наз-ся складочным. Минимум– для ОАО и иностр. фирм – 1000 минималок, для др - 100. Вклад должен увеличивать активы. Полное тов-то.
Хоз-е тов-во, участники которого солидарно несут субсидиарую отв-ть по его обяз-вам всем своим имущ-вом. “…И компания”Различ. управление (все уч-ки) и ведение дел (каждый) то-ва. Полн. товарищ не может быть товарищем в др. предпр-ях. Отв-ть явл-ся субсидиарной. Выбывший отвечает в теч. 2 лет по обяз-вам тов-ва. Меньше 1 чел-ка нельзя– ликвидируй или преобразуй. Тов-во на вере
Хоз тов-во, состоящее из 2 категорий участников- полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную отв-ть по его обяз-вам своим имущ-вом, и товарищей- вкладчиков (-мандитистов), не отвеч-х по обяз-вам тов-ва. Дается свид-во об участии, не явл-ся цен. Бумагой. “… и Ко”. Д. б. хоть один товарищ и коммандитист. ООО
Комерч-я организ-я, уст. Капитал которой разделен на доли заранее опр-х размеров, образов-я одним или неск-ми лицами, не отвеч-ми по ее обяз-вам. Устав и учред договор (не надо, если в фирме 1 участник). Хотят установить максимум уч-ков. Доли– элементарные доли дробить нельзя. Передача доли совим – ОК, 3м лицам – м. б. или запрещено, или преим-е право выкупа у своих. Высш. орган – общее собр-е собр-е участников. 1 голос – 1 доля. Органы – единоличн (президент) и коллег. Можно функц-ть и с 1 участником. ОДО.
Коммерч организ-я, уставной капитал которой раздел. на доли заранее опр-х размеров, образов-я одинм или неск. лицами, солидарно несущими субсидиарню. отв-ть по ее обяз-вам в размере, кратном стоим-ти их вкладов в уставной капит. АО.
Комм. орг-я, образ-я одинм или неск. лицами, не отвеч-е по ее обяз-вам , с уставным капиталом, раздел-м на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами– акциями. Устав – единств. учред. док-т АО, Акции – обыкн. и превилегир-е... Кол-во привелегир-х – не более 25%. Увеличение капитала АО –увелич-е номинальн. стоим-ти выпущ-х акций/ выпуск новых. ЗАО размещает новые среди своих, ОАО– продает открыто. В ЗАО – преим-я покупка акций своими. Ценн. бумаги.
Цель –сохранность и увелич-е капитала, получ-е прибыли, зондирование рынкка и пр. Виды–свидет-ва о собств-ти (акции, акционные сертификаты, опционные свидет-ва, фьючерсы, ордера. права, варранты, ваучеры, коносаменты и пр) и свид-ва о займе (облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки, разл. долговые обяз-ва и пр). Размещение– открытое, закрытое, лотами (пакетами). Акция – наиболее дорогой способ привл-я капитала. Облигация –фикс. доход и право собств-ти на заемный капитал, возмещаемый к опр. сроку, но не дает права управл-я. Акция– на часть уставн. капитала, прибыли, управл-е. Вексель – безусловное абстрактное ден. обяз-во. Различ. простые и переводные (тратты). Произв-е и потреб-е кооп-вы.
Произв. кооп-в (артель) –это объед-е лиц для совм. ведения предпр. деят-ти на началах их личного труд. и иного участия, первонач-е имущ-во которого складыв-ся из паевых взносов членов кооп-ва. Не принимающие участия в его деят-ти– 25% от всех членов. Минимум членов – 5 –физ и юр. лица. При выходе из кооп-ва член имеет право на выплату пая, но не доли в имущ-ве. Органы- набл. совет. Комплектуются только из числа членов. Передача пая 3му лицу не требует согл-я других уч-ков. Исключ-е из кооп-ва– в кач-ве санкции за неисп-е членских обяз-тей. Гос. и мунцип. -е предпр-я.
Юр. лицо, учрежденное гос-вом/ОМС в предпр. целях или в целях выпуска особо значимых товаров (оказ-я услуг), имущество которых состояит в гос (муницип. ) собств-ти. Учред док-ты–решение собств-ка. Специальная правоспособность, но может совершать любые сделки в рамках цели работы. Фирм. Наименов- е д. содержать указание на собств-ка их имущ-ва. Органы упавл-я как правило единоличны (ген. директор, директор), кот. назнач-ся и снимается собств-ком.
Унитарное предпр-е на правах хоз. ведения.
Созд-ся по реш-ю уполномоч-го на то гос. органа или ОМС и сущ-ет за счет самост-но извлеченной прибыли. Собств-к не отвеч. по обяз-вам предпр-я, кроме субсидиарной отв-ти при банкротстве, наступившем в рез-те его указаний. Полномочия собств-ка им-ва унитарного предпр-я–создавать, реорганизовать, ликвидировать, определ. его цели (спец. правосп-ть), контролировать сохр-ть имущ-ва предпр-я. Сосбств-к обязан полн-ю уплатить уставной фонд. Снижение стоим-ти чистых активов–снижение размера уст. фонда. Лишь к унитарным предпр-ям на праве хоз ведения в ГК примен-ся термин“дочернее предпр-е”. Его учред-ль –материнское предпр-е. То же самое. Принадл. собств-ку, контр-ся им. Унит. предпр-е, осн-е на праве оперативного управл-я.
Может осущ-т свою деят-ть за счет ср-в из казны. Созд-ся по решению Правит-ва РФ на базе госсобств-ти, чаще всего на базе реорганиз-го предпр-я, осн-го на праве хоз. ведения. Предпр-е вправе отчуждать им-во лишь с согл-я собств-ка, это касается любого им-ва и собств-ка. В уставе эт. предпр-я указ-ся обязат-я отчетность собств-ку по установл. Формам, персональная отв-ть рук-ля за рез-ты хоз. деят-ти, . использ-е федер-х ср-в по целевому назн-ю. виды деят-ти и порядок распредел-я прибыли, фирменное назв-е и казенный хр-р. Директор назн/освоб-ся органом пр-ва, утвердившим устав общ-ва. Федерация несет субсидиарную отв-ть по обяз-вам данн. вида казенн. предпр-я. Некоммерч-е организ-и.
Не пресл-ют извлеч-е и распредел-е прибыли в кач-ве основной цели своей деят-ти. Но чтобы жить–надо торговать. Перечень сабжей в ст. 116-123 не исчерпывающ. Организ-правов. форма юр. лица–это совокупность конкр. признаков, объект. выдел-ся в системе общих признаков юр. лица и существенно отлич-ю данн группу юр. лиц от других. Обществ. объед-я.
Некомм. Объед-е лиц на основе общности интересов для реализации общих целей наз-ся общ-м объед-ем: общ. орагниз-и (на осн. членства), общ. движения (массовые, нет членства), общ. фонды (нет членства, формируют имущ-во для его полезного испльз-я. Похож на некоммерч-й фонд. Учредители сабжа–не менее 3 лиц. Подают индивидуальные заявл-я, в наименов-и указ-ся терр. масштабы действия сабжа.
Религ-е организ-и и фонды
Объед-е граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распростр-е веры и обл-е соотв-ми для этой цели призн-ми (обряды, религ. Воспитание, символика и пр). Свои формы– общины, монастыри, братства. Не менее 10 граждан. Один – только на цели образов-я. Фонды –некомм. организ-и, не имеющие членства, основ-и для достижения обществ. полезню целей петум исп-я имущ-ва, переданного в их собств-ть учредителями. Учредители не имеют имущ-х прав на активы и пассивы фонда, он живет собств. жизнью в рамках залож-х целей. Попечительский совте– на общ-х началах. Могут создавать хоз общ-ва. Ликвидация – доп. основание –если средств не хватает для достижения целей и вероятность их получения нереальна.
Учрежд-я
Организ-я, созд-я собствком для осущ-я фц-й некоммерч-го хр-ра и финанс-я им полностью или частично наз-ся гос. учрежд-ем. Подавляющее больш-во сабжей сейчас в РФ–государственные. Удобно. Единств. вид некомм организ-й, обл-х не правом собств-ти, а правом оперативного управления имуществом. Взыскание по долгам м. б. обращено только на самост-но приобр-е имущ-во и ден. ср-ва– переданное имущ-во нельзя взыскивать. Пример – Частный музей Столетова. Некоммерч-е партнерства.
Некомм. Организ-я, члены которой сохраняют права на ее имущ-во, созданная для оказ-я содействия своим членам в ведении общеполезной дейт-ти. Как и общ. организ-и– на принципе членства. Но 1е – для достижения общ. полезн. Целей. , а эта орг-я –вспомогат. Инструмент. В некомм. партнерстве участник сохраняет права на свое имущ-во в партнерстве, не отвечает по его обяз-вам (и наоборот– оно тоже не отвечает по его). Высш. орган – общее собрание партнеров. Автономные некомм. организ-и.
Учрежденная на основе добровольных имущ-х взносов некомм. организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтерес-м лицам. Не имеют членства, участники не имеют прав на имущ-во , переданное в собств-ть данн. предпр-я, польз-ся ее услугами наравне со всеми. Док-ты– устав, можно и и учред-й договор. Объед-я юр. лиц.
Некомм. организ-я, образов-я несколькими юр. лицами для ведения деят-ти в их интересах (ассоциация/союз). См. ст. 121–либо коммерч-е, либо некоммерче-е организи (разные цели). Вступление новых членов–с согласия старых. Мало регулируется. Устав, учред-й договор. наименов-е д. включать в себя указание на предмет деятельности его членов и слово“ассоциация” или “союз. ”. Участники не имеют имущ-х прав – передача вклада и требование выдела доли при выходе невозможны. Отв-ть –субсидиарная, в теч. 3 лет после выхода. Лицо, вступ-е в ассоц-ю, не отвеч. по обяз-вам, возникшим до его вступл-я.
Гражд. правосп-ть гос-ва.
Гос-во, будучи организ-ей, не призн-ся юр. лицом, хотя и приравнено к нему. Сабж не тождественнен правосп-ти разл. физ и юр. лиц. В чем-то шире (монополии на экспорт), в чем-то уже (отдельные виды договоров недоступны–договор коммерч-й концессии). Гос-во участвует в гр. обороте не в своих частн. интересах, а в интересах эффект-го отправл-я публичн. Власти. Это определ. сущность сабжа. Она не м. счит-ся специальной (а хорошо бы), или общей– она целевая –вытекает из функции носителя публичной власти. Не может наживаться на гражданах. От имени гос-ва действуют гос. органы или должн. лица. Правосп-ть гос. и муницип-х образов-й. Гос-во–не нерасчлененное целое, а совокупность субъектов. Все они самост-е субъекты Г-П отнош-й: РФ, субъекты РФ–(республики, края, области, города федер. знач, АО), муницип-е образов-я. Последние–городское, сельское поселение, объед-е общей терр, на кот. осущ-ся местн. самоупр-е, имеется муницип-я собств-ть, местн. бюджет, казна, выборные органы местн. самоупра-я. Муницип-е образов-я не входят в систему орг. гос. власти. – по сути, это корпорации, члены кот – все жители. От их имени действуют в осн. ОМС. Формы участия гос-ва в гр. обороте.
Гос-во может участвовать в гр обороте как непоср-но, так и через спец. созданные им для этого гос. юр. лица–муницип-е и гос. унитарные предпр-я и финансируемые гос-вом учрежд-я. Гос-во часто отвечает по долгам созданных им юр. лиц. Гос-во продолжает остваваться собств-ком имущ-ва созданного им юр. лица, оставляет за собой контроль над ним. Есть юр. лица, кот. м. действ. от имени гос-ва и от своего имени– Минфин РФ. Непоср-е участие – через дейсвтие такого гос. органа, кот. не явл-ся юр. лицом –Тело, Федер. Собр-е, Правительство РФ, и пр. В случае и в порядке, предусм. зак-вом, от имени гос-ва могут выступать любые лица–ОМС, гос органы, юр/физ лица. Монистическая модель участия- только казна (фиск)– из Рима. Плюралистическая (у нас) – каждый гос орган нах-ся в гражд. обороте. Гос-во как собственник
Гос-во явл-ся собств-ком принадл-го ему имущ-ва, но в отл. От физ/юр лиц не обл. сознанием и волей для участия в гражд. обороте без посредства разл. гос. органов– они в ст. 125 ГК. При этом не имеет значения –закреплено ли имущ-во заунитарным предпр-ем или бюджетным учрежд-ем. Гл. орган, осущ-й от имени РФ упр-е имущ-вом– Мин. Гос. имущ-ва РФ –приним. Реш-я о приватизации, осуществляет преобразования гос. предпр-й, дает кредиты и залоги в виде гос. имущ-ва. Фонды имущ-ва– вторые по значению –следят за гос. объектами, участвуют в эмиссии ценных бумаг, и пр. Гос-во становится собств-ком имущ-ва при прекр-и (в т. ч. принудительном) на него права собств-ти– находки, клад, конфискация и пр.
Гос-во как участник сделки.
Гос-во выступает участником сделки всякий раз, когда они соверш-ся уполномоч. лицами от его имени. При этом гос-ву доступна любая следка, кроме тех, кот. рассчитаны только на физ/юр. лиц. Гос-во м. б. потребителем, нанимателем, и пр. Невозможны сделки со спец. субъектом–коммерч. банки, страховые компании. Гос-во осущ-ет финанс-е сторит-ва, дает ссуды, кредиты, осущ-ет вложения, дает гарантии и поручительства, производит эмиссию ценн. бумаг–м. б как эмитентом, так и владельцем ценн. бумаг. Выпускало облигации (по сроку, выйгрышные, целевые, дисконтные, ), пр. ценн бумаги. Гос-во не эмитент денег–Центробанк. Гос-во также через патентыне фонды покупает и продает патенты, выступает в наследств-х правоотн-ях– особ . при наследов-и по закону. Гос-во как субъект отв-ти
Когда гос-во становится участником г-п отнош-я, оно м. б. привлечено к отв-ти за наруш-е прав и интересов др. участника этих отн-й и наоборот. Равноправие субъектов ГП. Чаще всего гос-во мумят хза незак-е действия/бездейсвт-я гос. орг, ОМС и должн. лиц. Гос-во отвечает перед реабилитированными жертвами полит. репрессий. Вред (в т. ч. моральный) за незаконн. осуждение, привлеч-е к угол. отв-ти , применние меры пресеч-я выплачивает гос-вом (казной РФ/субъектов РФ). Гос-во может взять на себя обяз-ть компенсировать вред, причиненный др. , 3ми лицами. Все требов-я–к Минфину или его органам на местах , удовл-ся за счет соотв. казны (ст. 1071 ГК).
Объекты Гр прав
Вещи –материальные предметы внешнего п отношению к человеку мира. Движимые/недв-е, огранич-е в обороне, не огр. в обороте, изъятые из оборота, потребляемые/непотребляемые, индивидуально-определенные родовые, делимые/неделимые, главная вещь и принадлежность, плоды, продукция, , доходы, одушевленные и неодушевленные.
ФИН. АРЕНДА(лизинг): 665. Договор финансовой аренды. 666. Предмет договора финансовой аренды. 667. Уведомление продавца о сдаче имущества в аренду. 668. Передача арендатору предмета договора финансовой аренды. 669. Переход к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества. 670. Отв-ть продавца. РАССЧЕТЫ: 861. Наличные и безналичные расчеты. 862. Формы безналичных расчетов. РАССЧЕТЫПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ. 863. Общие положения о расчетах платежными поручениями. 864. Условия исполнения банком платежного поручения. 865. Исполнение поручения. 866. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения. САБЖ ПО АККРЕДИТИВУ867. Общие положения о расч. по аккредитиву. 868. Отзывной аккредитив. 869. Безотзывной аккр-в. 870. Исполнение аккр-ва. 871. Отказ в принятии документов. 872. Отв-ть банка за нарушение условий аккр-ва. 873. Закрытие аккр-ва. САБЖ ПО ИНКАССО874. Общ. полож-я о рассч. по инкассо. 875. Исполнение инкассового поручения. 876. Извещение о проведенных операциях. САБЖ ЧЕКАМИ877. Общ положения о рассч. чеками. 878. Реквизиты чека. 879. Оплата чека. 880. Передача прав по чеку. 881. Гарантия платежа. 882. Инкассирование чека. 883. Удостоверение отказа от оплаты чека. 884. Извещение о неоплате чека. 885. Посл-я неоплаты чека.
Фин. контроль –осуществляемая в особых формах и с особыми методами деятельность гос. и негос. органов, наделенных полномочиями по установл-ю законн-ти и достоверн-ти финансовых операций, оценки экономической эффективности фин-хозяйств-й деят-ти и выявл-я резервов ее повыш-я, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности гос. собств-ти. ФК–неприменн-е усл-е нормальн. функцион-я экономики и фин. системы. Объект воздействия фин. контроля–денежные отношения, возникающие при формировании и использ-и фин ресурсов в материальном произв-ве и непроизводств-й сфере, во всех звеньях фин. системы. Также проверяются и хозяйств-е отнош-я => ФК похож на хозяйств. контроль. ФК охватывает в осн. только общественную часть совокупного продукта, но он в опр. степени (через проверку налоговых деклараций и пр. ) касается и частнопредпринимательс-й деят-ти. Сущность фин. контроля– в его задачах. Для нас важна 1 –контр. за состоян-ем фин. ресурсов, presuming проверку своевр-ти и полноты исполнения обяз-в перед бюджетом, операций по использ-ю централиз-х и децентрализ-х ден. фондов. т. е. ФК обеспечив-ет соблюдение действ-го зак-ва в обл. налогообл-я, валютн. операций, внешнеэконом-й деят-ти. Объективной стороной ФК явля-ся контрольная функц-я финансов, содействующая сбалансированности м. потребн-ю в финансах и наличием фин. ресурсов. Для функц-я ФК необх. его четкая правов-я регламент-я–определ-е границ, методов, форм осущ-я, установл-е правов-го статуса Ф-К-х органов (их права и обяз-ти). Недостатки механизма ФК–неразвитость юр. базы. По субъектам (Тела, предст/исп. власти, ведомств, аудит-й), по форме (обяз-й и иниц-й), по времени (предв. /текущ/последующ. ), методы (проверки, обследов-е, надзор, мониторинг, ревизия), сфера фин. деят-ти (налог-й, кредитн-й, валютн-й). Органы ФК–ведомст. главн. ревизора-аудитора (Счетн. палата с подч-ем непоср. парл-ту/пр-ву), налогов. ведомство-подч. Минфину/Пр-ву, контр-е структ. в составе ведомств, негос-е контр. службы.
Факторинг – см. ст. 382 –финанс-е под уступку ден. требов-й - кредитор вправе уступать свои требов-я др. лицу. Сабжевые операции–на договорных началах, в целях ускор-я поставки платежа. Предпр-я-поставщик уступает банку пр-во требов-я платежа по платежн. док-там за поставл-е товары/услуги, а банк возмещ-ет поставщику часть причитающ-ся от плательщика суммы платежа. Остальн. сумма платежа–после поступления ср-в от плательщаки. Договор м. предусм. немедл. возмещ-е поставщику полн. суммы, указ-й в платежн. док-те. Банк за подобн. торгово-комисс-ю операцию взымает с поставщ-ка опр. плату. Поставщик отвечает перед банком за недейств-ть плат. требов-я, но не отв-ет за неисп-е эт. треб-я должн-ком. Сабж регул-ся договором банк-поставщик, в нем указ-ся: сумма от банка, порядок операций, размер платы по ним, др. Банк не отвеч. за невып-е договорн. обяз-в по поставке товара сторон. 2 вида сабжа–откр-й и скрытый (контрагенты клиента не знают о передаче счетов фин-му. агенту.
Сущность безнал. рассч. СБР –плановая организация безнал. ден. оборота, регул-го общегос. зак-ми и банк-ми правилами... Осн. элем-ты: принципы организ-и и формы БР, способы, источники, очередность платежей. Требов-я к сабжу: планомерн. реализ-я товаров/услуг и получ-е за это денег; не допуст-ть соверш-я платежей до оказ-я услуг/продажи…; своевр-е перечисл-е ден. ср-в по обяз-вам; контроль за соблюд-ем договоров иплатежной дисципл; банковский контроль за их вып-ем; сближение времени передачи товара и получ-я за него денег, чтобы не было дебет-кредит-й задолж-ти. Документооборот–движение расх-х док-тов с учетом времени их оформл-я. Все расчеты м. юр. лицами на сумму более опр. -го пр-вом РФ размера– only в безнале. Все сабжи произв-ся через банк на осн. расч. док-тов –письм-х распоряж-й хозорганов о сабжевом перечисл-и ср-в за произв-е услуги/товары после их отгрузки/оказания. Док-ты: плат. поруч-я, чеки, аккр-вы, плат-е требов-я-поруч-я. Предпр-я м. выбирать любую форму безнал. рассчета. Преим-ва сабжа– низкая себестоимость и удобство.
Фин. контр. орг. гос. упр-я. Фин. контр –это контр. за целесообр. И зак-ю действий в обл. образов-я, распредел-я, исп-я ден. ср-в гос-вом, а также за фин. деят-ю хоз-щих субъектов с исп-ем спец. методов, ср-в и форм. Президентский контроль– в соотв. с Конст. –изданием указов, подпис-е федер-х зак-нов, назнач-е/освоб-е министра фин-ов РФ, предст-е ГосДуме кандидатуры на должн. председ-ля ЦБ РФ. Осн. фц-и фин. контроля вып. Контр-е управл-е презид-та от его имении по его поруч-ю–за исп-ем федер. органами гос. власти и органами субъектов РФ указов и распоряж-й Тела. Фц-и КУ–анализ дейт-ти спец. органов конт. и надзора федер-х органов исп. власти, подраздел-й Администр-й Тела, орг. исп. вл. субъектов РФ, also учрежд-й и организ-й; рассм-е жалоб и обращ-й граждан, предпр-й, учрежд-й и орг-й. КУ может требов-ть от рук-лей предпр/уч/орг док-ты, материалы, необх-е для проверок; привлекать для них правоохр-е органы контроля, запр-ть инф-ю о доходах и докл. Телу рез-ты проверок.
Платежн. поруч-е –поруч-е физ/юр лица, даваемое банку/др. кредитн. учрежд-ю списать со счета данн. лица в данн. банке опр. сумму и записать ее на счет др. лица (ф/ю) в этом/др. банке/учрежд-и. Ст. 863-866. Рассчеты сабжами м. произв-ся за тов-матер. ценн-ти/услуги , по товарн. операциям путем целевых переводов вышестоящ. организ-й, просроч-й задолж-ти, по ссудам банков. Действ. в теч. 10 дней со дня выписки. Может быть принято банком от плательщика и при отсутств. ср-в на его счете, если эт. предусм. договором м. им и банком. М. б. срочными, досрочными и отсроченными. Срочные: авансовый платеж (до погрузки товара); акцепт товара (после отгрузки), частичные платежи при крупных сделках. Доср-е и отсроченные– под договор-ти сторон. Т. о, субъекты расчетов сабжами – покупатель, продавец, банк.
Группы (формы) платежей: 1 группа –выплаты зарплаты и платежи, приравненн. к ней, платежи и взносы по соц. страхов-ю, соц. обеспеч-ю, платежи в госбюджет; 2–плата за тов-матер. ценн-ти, платежи на заверш-е рассчетов по взаимозачетам, платежи из прибыли, взносы амортизационных отчислений и др. собств. ср-в, предназнач-х на финанс-е капиталовлож-й и кап. ремонта; 3– оплата неустоек (штрафы, пени) за невып-е договорн. и иных обяз-в; 4 – платежи по банк. ссудам, не вошедш. в 1 и 2 группы, 5 – все др. платежи.
Предст. орг. –парлам-й контроль. Пров-ся при рассм-и и утв-и проекта гос. бюджета и отчета об его исп-и. Для этого созд-ся бюдж-я комиссия для проверки зак-ти и полноты предусм-х в бюдж. гос. доходов и расходов, эфеккт-ти исп-я гос. ср-в. Осущ-ся и в др. формах через аналогичн. комитеты и комиссии. Федер. Собр-е образ-ют Счетн. палату (з-н о ней–11. 01. 95) для контроля за исп-ем статей бюдж. и внебюдж. фондов, фин. экспертизы проектов федер. з-нов, оценки обосн-ти доходов и расх-ов проекта федер. бюдж; контроля за зак-ю движ-я ср-в в кредитных учрежд-ях. Виды деят-ти СП– контр-ревиз-я, экспертно-аналит-я, информац-я. Состав –Председатель, зам. пред-ля, аудиторы, аппарат. СП дает представления и предпис-я субъектам проверок. Методы–ревизии и проверки, проводимые инспектора, надел-е широкими полномоч. По рез-там проверки выносится обяз-е для исп-я постановл-е.
Лизинг –ст. 665-670. Фин аренда. Покупка коммер. банками по просьбе предпр-й разл-х машин, др. произв-х/непроизв-х фондов у указ-х ими субъектов и передаче им в аренду на опр. срок. Обычно, арендодатель– банк. Основы сабжа: объект сделки – любые мат. ценн; субъект –стороны лизинг-го догов-ра; его срок; сабжевые платежи, сабжевые услуги. В договоре указ-ся срок лизинга, сумма арендн. платежей, отв-ть сторон, варианты владения им-вом после рассторж-я дог-ра, и пр. Формы Л: на сроки полной амортизации оборуд-я с послед. выкупом его Л. получателем по остаточн. стоим-ти; либо сдача в аренду на более короткие сроки. Обычно движ-ть– на 5-8 лет, недв. –дольше. Сабжевое согл-е м. б. рассторгн. Арендодателем в случ. Неплатежей арендн. платы или невыполнении арендатором договорных обяз-в.
Способы, источники и очередн. платежей. – способ П –порядок, примен-й при осущ-и безнал. рассчетов. 1. В полной сумме, указ-й в рссчетно-платежн. док-те (глобальный). 2. В сумме сальдо (разницы) взаимных требов-й сторон. 3. Плановый платеж–перечисл-е денег со счета плательщика на счет получ-ля исходя из плановой велич. стоим-ти поставл-х товаров/услуг. 4. Гарантиров-й платеж с обезналич-м депониров-ем денег на отдельн. счетах в банке по месту нахожд-я плательщика и посл-м списанием со счета после зачисления денег на счет получ-ля. 5. Гарантиров-й платеж без создания спец. депозита в банке по месту нахожд. плательщ-ка с посл-м списанием денег с рассч. счета или с суммы платежа после зачисл-я на счет получ-ля. Источн. –собств. ср-ва, кредиты банка, ассигнов-я из бюджета. Для правильн. организ-й безнал рассч. необх. строгая очередн. платежей. Различ. хронологич-е (претензии удовл-я в той послед-ти, в какой в банк поступали расч. док-т, независ. от целей платежа) и целев-е платежи (сначала– наиболее важные по своему знач-ю платежи).
Орг. исп. власти, надведомств. контр. –органы исп. власти всех уровней осущ-ют фин. контроль подведомтсв-х им управленч. и фин. структур. Пр-во РФ на осн. Конст. и з-на“О Пр-ве РФ”контролирует процесс разраб-ки и исп-я федер. бюджета, а также осущ-е единой фин-кредитн. политики. Пр-во заслушивает. отчеты контр-х органов и выносит по ним реш-я. Ведомств-й фин. контроль осущ-ся структ-ми, подраздел-ми мин-в ведомств и гос. комитетов за фин. деят-ю подведомств-х им предпр-й 1 раз в 2 года. Сфера этого контр. –сохранность и исп-е матер. и фин. ресурсов, пресечение фактов расточит-ти и бесхоз-ти, приписок, а также состояние бухучета и отчетн. -ти. Минфин (положение о нем от 19. 08. 94. )–включ. В себя Минфин РФ, Минфины субъектов РФ и республик, фин. управл-я краев и областей, федер-е казнач-ва. Задачи Минфина–разработка и реализ-я направл-й осущ-я единой фин. политики, составл-е проекта и исполн-е проекта федер. бюджета, и пр. Фц-и Минфина–практич. совп. с задачами + разраб-ка предл. -й по соверш-ю налогов. сист. , участие в опр. -и ценовой, ден-кредитн. и инвестиц-й политики, обеспеч-е изгот-я ден. билетов, монет, медалей и пр. Права Минфина–получать от орг. исп. власти необх-е док-ты для разраб-ки проекта госбюджета; запрещ/приостанавл. выпуск ценн. бумаг эмитентами при наруш-и ими з-на; проводить документ-е проверки и ревизии орг. исп. власти, давать отсрочки платежей по налогам в госбюджет, и пр. Ф. казнач-во–фц-и и задачи: контроль за исп-ем бюдж, управл-е доходами и расх-ми федер. бюдж, распредел-е доходов м. федер. бюдж. и бюдж. субъектов РФ, контроль за внебюдж ср-вами. Права казнач-ва: проводить в предпр-ях/уч/орг любых форм собств-ти проверку ден. документ-и, приостанавл. операц. по счетам, налагать штрафн. санкции на наруш-ля. Подведомств. контр. осущ-ся казнач-вом и федер. налог. службой: проводить в предпр-ях/уч/орг любых форм собств-ти проверку ден. документ-и, ее изъятие, обеспеч-е учета налогопл-ков, применение штрафн. санкций к наруш-лям, приостановл. операций ф/ю лиц– наруш-лей, контроль за нормативной базой налогообл-я. OНалог. полиц-я обесп-ет безоп. деят-ти налог. инспекции, борьба с коррупц. в налог. органах, проведение операт-орзыскн. меропр-й и осущ-е произв-ва по налог. правонаруш-ям, администр-е задерж-е, арест имущ-ва, приостановл. операций по счетам налогопл-ков. КРУ–проверки собл-я бюдж. зак-ва, обесп-е бюдж. дисципл, правильное и экономн. расх-е ср-в мин-вами и ведомств-ми, предпр-лями и орг-ми. Для этого КРУ требует предост-я фин. документ-и и отчетности, контр. собл-е кассовых правил, исп-е наличности, и пр. Есть наруш-я– м. отстранить виновн. т должн-ти и передать материал в следств. органы.
Платежн. требов-я –поставщик, отгрузив товар, выписыв-ет ПТ и предъявл-ет его к оплате через банк, в кот. имеется его счет. Это требов-е опл-ся с согл-я плательщика в с его счета в его банке. Требов-я сдаются в банк на инкассо или в сроки, определ-е договором. Если плательщик не отказался через свой банк платить по ПТ, то оно счит-ся акцептованным и подлеж. оплате. При отказе н. указать банку мотивы (перечисл. в дог-ре). Все споры по отказам от акцепта–в арбитр-й суд. При отказе покупл-ля от акцепта, прибывшие ему товары сдаются ему на отв-е хранение. М. отказ-ся частично. Примен-ся редко.
Рассчеты по особому счету. Ст. 874-876. –покуп-ль подает в обсл-е его учрежд-е банка заявл-е об откр-и особого счета, указыв-ет сумму, на кот. откр-ся счет, и учрежд-е банка, обслуж-е продавца. Банк получателя списывает сумму, указ-ю в заявл-и со счета клиента и переводит ее в банк поставщика. Осущ-ся по осн. Принципам взаимных расчетов. В з-не: банк-эмитент обязуется по поруч-ю клиента осущ-ть за его счет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, м. привлекать для его выполн-я иной банк (исполняющий). Расчеты по особ. Счету осущ-ся через банк и под его контролем. Особый счет откр-ся за счет ср-в покуп-я или кредита банка... При закрытии особ. счета остаток ден. ср-в засчитыв-ся на расчетн. счет покупателя. Аудит. –предпр. деят-ть аудиторов и аудит. фирм по осущ-ю независ-х вневедомств-х проверок бух. фин-й отчетности, платежно-рассчетн. документ-и, налоговых деклараций и пр. у ю/физ лиц всех форм собств-ти. Для проведения сабжа необх. лицензия. Задачи сабжа–установл-е достоверн. фин. и бухг. отчетн-ти и соотв-я произв-х фин. и хоз. операций закону; проверка расчетн-платежн. документ-и, налог–х деклараций, и пр. Обяз. аудит. проверка –в случ, уст-х з-ном по поруч. органов дознан-я, следств, прокурора, суда, налогов. органов (пров-ся за счет гос-ва). Инициативная проверка– по инициативе субъекта проверки, пров. за его ср-ва. Внутр. аудит –внутри фирмы, - собл-е правил бухучета, даются рекомендации и консульт-и, определяют хоз-ю эффект-ть субъекта проверки. Внешн. - фин. экспертизы, проверки, ревизии фин. и хоз. деят-ти, контроль правильности определ-я дохода (для налогов), консультации по вопр. организ-и и учета отчетн-ти, контроль за исп-ем закл-х договоров/сделок, разъяснение фин. и налогового зак-ва. Все виды сабжа платные. Заключение аудитора– баз замечаний, с замечаниями, отрицательное закл-е.
Рассчеты чеками. Чек- ценн бумага, содерж-я ничем не обусл-е распоряж-е чекодателя произв-ти платеж указаннй в нем суммы банком держтелю. Расч. чеками (ст. 877-885) м. произв-ся для расч. хоз-х организ-й за товарно-матер-е ценн-ти/оказ-е услуги.
Ничем не обусл-но – т. е. Ч м. б. выдан независ. от наличия у чекодателя денег в банке –выдача чека не погашает ден. обяз-ва. Ч. м. б. именной (не полежит передаче) переводной (передаточн. надпись имеет силу расписки за получ-е платежа). Индоссамент–передаточная надпись, кот. произв-ся на оборотной стороне ценн. бумаги, означая передачу прав по этому док-ту от индоссанта к индоссату. Аваль-гарантия платежа по чеку, сделанная 3м лицом в виде особой гарантийной надписи (гарант. полн. /частично). М. даваться любым лицом, за искл. плательщика аваля. “считать за аваль” –на лицевой стороне док-та/доп. листе, с указ. кем и за кого он выдан. В Полож. о чеках от 13. 02. 93–6 обяз-х реквизитов чека. Чек подлежит оплате в срок от 10 до 70 дней, в завис. От терр-и выдачи (РФ/бугор).
Взаимозачеты –в обход банка. Взаимн. требов-я и обяз-ва должников и кредиторов погаш-ся в равновеликих суммах, лишь на их разницу произв-ся платеж. М. произв-ся как м. предпр. 1й, так и разн. отраслей. См. Постановл. пр-ва РФ от 9. 08. 94№907. Сабж произв-ся поср-вом постоянн. и разовых зачетов взаимн. требов-й. Пост-е: периодические рассчеты по сальдо встречных требов-й. Это согл-ся с банком, на кот. возложено произв-во расчетов. Предпр-е, на кот. возложено ведение расчетов, обязано за 1 день до истеч-я расч. периода предост-ть плат. поруч-е на перечисл-е ср-в получателю. По согл. сторон тот срок м. б. продлен до 3 дней. К расчету м. б. представлены разл. расч. док-ты–платежн поруч/требов-я, расчетн. чеки и исполнит-е док-ты. При предъявл. к зачету плат. требов. примен-ся все виды акцепта. Эфеккт-ть расчетов характет % зачета, т. е. отнош-е зачетн. Суммы к общей сумме расчетн. док-тов, предъявл-х к расчету.
57-реорганизация юр. лица
58-равопреемство при 57.
59-передаточнай акт и разделительный баланс
60-гарантии прав кредиторов юр. лица при его реорганизации
61-ликвидация юр. лица
62-Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации
63-порядок ликвидации юр. лица
64-удовлетворение требований кредиторов
65-несостоятельность (банкротство) юр. лица
66-осн. положения о хозяйств-х товариществах и общ-вах
67-права и обяз-ти участников хоз. товарищ-ва или общ-ва
68-преобразование хоз. тов. -в и общ-в.
69-Основные положения о полном товариществе
70-учредительный договор полного товарищества
71-управление в полном товар-ве
72-ведение дел полного товарищ-ва
73-обяз-ти участника полного товарищ-ва
74-распределение прибыли и убытков полного товарищ-ва
75-ответственность участников полного тов-ва по его обязательствам 76-изменение состава участников полн. тов-ва.
77-выход участн-ка из полн. тов-ва.
78-Последствия выбытия участника из полн. тов. -ва
79-Передача доли капитала в складочном капитале полн. тов-ва 80-обращение взыскания на долю участника в складочном капитале полн. тов-ва. 81-ликвидация полн. тов. -ва.
82-осн. положения о товарищ-ве на вере
83-учредительный договор товарищ-ва на вере
84-управление в тов-ве на вере и ведение его дел
85-права и обяз-ти вкладчика тов-ва на вере
86-ликвидация тов-ва на вере
87-осн. полож. об общ-ве с огр. отв-ю.
88-участники общ-ва с огр. отв-ю
89-учредительные документы общ-ва с огр. отв-ю.
90-уставной капитал общ-ва с огр. отв. -ю.
91-управление в общ-ве с огр. отв-ю.
92-реорганизация и ликвидация общ-ва с огр. отв-ю.
93-переход доли в уставн. кпитале ООО к др. Лицу
94-выход участника ООО из общ-ва.
95-осн положения об общ-ва с дополн. ов-ю.
96-осн. положения об АО.
97-открытые и закрытые АО
98-образование АО
99-уставной капитал АО
100-увеличение уставн. кпит. АО
101-уменьшение
102-ограничен-я на выпуск ценн. бумаг и выплату девидендов АО 103-упарвление в АО
104-Реорганизация и ликвид-я АО
105-дочернее хлзяйств-е общ-во
106-зависимое хоз. общ-во
107-понятие произв-го кооператива