Форма государства - (курсовая)

Форма государства - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Современный Гуманитарный Университет
    Камышинский филиал
    Форма государства.
    Курсовая работа
    студентки II курса
    дневного отделения
    группа ОЮ-00901
    Каревой Натальи
    Александровны
    Консультант
    кандидат юридических
    наук, доцент
    Кудинов Л. Д.
    Камышин 2001
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение……………………………………………………………………...……...…1
    ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА…………………………………………….... 4

Философские категории “форма” и “содержание” и их взаимосвязь 4 Сущность понятия “форма государства”5

    Соотношение между типом и формой государства 5
    Чем определяется форма государства? 6
    Актуальность изучения проблемы 6
    ГЛАВА 2. Форма (государственного) правления…………………. 8
    Форма правления. Определение; критерии выделения 8
    Монархия. Ее признаки 8
    Исторические типы монархии 9

Общие черты монархической формы правления 10 Классификация монархий 11

    Монархия в сегодняшнем мире12
    Республика: определение; признаки 12
    Классификация республик 13

ГЛАВА 3. форма (государственного) устройства………….... 15 Форма государственного устройства; определение 15

    Унитарная форма государственного устройства 15
    Федеративная форма государственного устройства 16
    Конфедерация 17
    Другие формы государственного устройства 17
    Актуальность проблемы 18
    ГЛАВА 4. Форма (ГОСУДАРСТВЕННОГО) режима. ……………...……. 21

Форма государственного режима; определение 21 Виды государственных режимов 21

    Демократические государственные режимы 22
    Антидемократические государственные режимы 23
    Актуальность проблемы 23
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 25
    БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………26
    Приложение
    Введение.

Жизнь человека постоянно протекает в общении с другими людьми. Оно может быть самым разным: от мимолетных случайных знакомств до устойчивых долговременных отношений, от небольших неформальных групп до огромных постоянно действующих и четко структурированных организаций. Любая форма человеческой практики предполагает ту или иную форму объединения, создания большого или малого, связанного лишь взаимной симпатией или пронизанного жесткой субординацией сообщества. Политическая практика не составляет исключения. Для осуществления ее человек также создает определенным образом организованное сообщество, имя которому– государство.

Не будем пытаться дать ему исчерпывающее определение. Отметим пока лишь одну характерную особенность, отличающую государство от множества других объединений. Государство всегда выступает как некоторая самодостаточная целостность, как некое подобие способного к автономному существованию живого организма, все части которого соединены так, что образуют неразрывное единство, из которого нельзя изъять ни одного органа без ущерба для жизни целого. Сегодня в мире существует более двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии“форма государства”, позволяющей дать ответы на вопросы: кому принадлежит верховная власть в государстве? Как она организована территориально? Какими методами и средствами она осуществляется?

Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение“содержания” государства. Особенно его “классовую” сторону. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание “формировано”, что форма и есть способ существования и выражение содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

Долгое время считалось, что все прогрессивное в государстве относилось лишь к содержанию [11 См. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М. :Юрист, 1994, стр. 255]. Однако история многих стран дает нам примеры того, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве, в большей мере относится к его форме. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм– тяжелый социальный недуг нашего времени. Между тем именно формальное начало выделило из нерасчлененного единства социальных норм древности право, именно форме обязано своим появлением государство. Исследование формы государства было магистральным направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время.

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология–форма, эйдос, идея, морфэ. Заметим, что форма и у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием. [2 см. Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. – М. : Мол. гвардия, 1993, стр. 320] Forma dat esse rei – форма дает бытие вещи – считали римские юристы. Вопрос о форме государства, поэтому имеет важное теоретическое и практическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Данная работа ставит своей целью систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.

    ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

Философские категории “форма” и “содержание” и их взаимосвязь. Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности.

В настоящее время под формой государства понимают “организацию государственной власти и ее устройство” [3 Цит. по: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М. :Юрист, 1994, стр. 256] . Подобно другим “парным”философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет. Изучение же формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т. д. Взаимная связь категорий“содержание” и “форма” отчетливо проявляется в их определениях: “содержание” –это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций

“форма”- это внешнее выражение содержания, его внешние пространственно-временные границы.

Таким образом, если научное понятие “сущность государства” определяет главное, закономерное в нем, то понятие “содержание государства” отражает его фактическое наполнение, а “форма государства” – это внешнее выражение такого наполнения.

Сущность понятия “форма государства”. Форма государства, т. е. “способ организации политической власти” [4 Цит. по: Демидов А. И. , Малько А. В. Политология в вопросах и ответах. – М. : Юристъ, 1998, стр. 82], в содержательном отношении выступает разными своими сторонами: Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления

Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы ( государственного) устройства, формы государственного режима. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №1). Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым в последствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия“форма государства”. Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов– правления, государственного устройства и государственного режима.

Соотношение между типом и формой государства. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Нет четкого соотношения между типом и формой государства:

С одной стороны в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти. С другой стороны – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема № 2а).

Чем определяется форма государства? Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Актуальность изучения проблемы. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

Подтверждением этому служит государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненно важных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами.

    ГЛАВА 2. Форма (государственного) правления.

Форма правления. Определение; критерии выделения. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. В свое время Аристотель разграничил формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия). В принципе вплоть до настоящего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2). Форма правления –особая организация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархической форме правления источником государственной власти является монарх, а его власть передается по наследству.

При республиканской форме правления источником власти является народное большинство, а высшие органы власти избираются населением на определенный срок.

Монархия. Ее признаки. Монархия (от греческого: “монос” – один, “архе” - власть и означает “единовластие”) –это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства– монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д. ). Признаки монархии:

    власть предается по наследству;
    осуществляется бессрочно
    не зависит от воли населения

Т. о. монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по своему усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет. Указанное положение характеризует современную монархию, однако в течении многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой.

Исторические типы монархии. Несмотря на то, что термин “монархия” означает “единовластие”, известны исключения из этого правила. Так в Спарте существовало два царя, Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме–монархией. И, наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. [5См. :Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. – М. : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995, стр. 102]В древности формы правления представляли живой интерес для исследования, но теоретически были слабо разработаны. В самом деле, Аристотель не пишет ничего о республике [6 Лосев А. Ф. , Тахо-Годи А. А. Указ. соч. ,стр. 282], а реальные монархии были на первых порах значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха.

Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.

Период расцвета монархии –это рубеж Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляется отличие монархии от республиканской формы правления, вырабатываются важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом). Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира. Общие черты монархической формы правления. Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда начало той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву (“милостью божией”, как обыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания – “милостью божией и волей народа”). Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия– в “Утвержденной Грамоте” 1613 г. на Михаила Романова возлагалась “ответственность в своих делах перед единым небесным царем”. [7 Цит. по: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М. :Юрист, 1994, стр. 258] В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права. Только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона.

Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

Классификация монархий. При неограниченной, абсолютной монархиивсеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. Приограниченной –при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха.

Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований– монархия из “правильной” формы правления превращается в “неправильную” - тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует интересы личные, корыстные, правит по произволу. Сегодня различные виды монархий выделяются исходя из юридических оснований. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которой монарх делит власть с парламентом. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2). В дуалистических монархиях(Пруссия. Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т. п. ), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.

В парламентарных монархиях(современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например, помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т. д. ). Складывается положение, известное по формуле: “царствует, но не управляет”.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать