Властно-админастративная социальная стратификация - (курсовая)
p>Так, по расчетам эмигрантского издания "Последние новости" (1939 г. ) средняя зарплата рабочих составляла 240 руб. в месяц, а специалистов - 550 руб. (при этом надо иметь в виду, что значительная часть советских "специалистов" по уровню своего образования и квалификации в других странах в эту категорию не попадала). В тяжелой промышленности из 590 тыс. специалистов 55% имели среднюю зарплату в 350 руб. , 17 - в 500 руб. , 11 - 900, 13 - более 1000 руб. в месяц.

Если из средней зарплаты рабочих вычесть зарплату рабочей аристократии стахановцев, то средняя зарплата остальных рабочих опускалась до 150 руб. в месяц (1939 г. ). В результате зарплата управляющих и рабочих соотносилась как 5: 1. Эта дифференциация была существенно выше, чем в то же время в Париже (6 тыс. франков в месяц и 1, 5 тыс. ). Иностранцы, путешествовавшие в те годы по СССР, сообщали о заработках управленцев, достигавших 3-8 тыс. руб. в месяц. В советском издании за 1935 год сообщалось об одном директоре фабрики, который получал в месяц 10 тыс. руб. или зарплату 100 рабочих (Labin 1950: 167-168). Если вспомнить распространенный миф постсоветской эпохи о тотальной сталинской уравниловке, то эти цифры представляют интерес.

Помимо основной зарплаты, руководители получали премии за выполнение и перевыполнение плана.

Так, директор завода, выполнившего план на 110%, получал премию в 70% от оклада, на 120% - 110 % оклада, на 150% - 230% оклада. Кроме того, в 1936 г. был учрежден директорский фонд, куда поступало 4% плановой прибыли и 50% сверхплановой. По 5 наркоматам директорский фонд составлял в среднем 6, 3% от среднегодовой зарплаты. Но в ряде отраслей он поднимался до 20 и даже до 55%. Как он распределялся - неизвестно. Однако в советской прессе промелькнула информация об одном харьковском предприятии, на котором из 66 тыс. руб. , составивших директорский фонд, 22 тыс. получил сам директор, 10 тыс. секретарь парткома, начальник производственного отдела - 8 тыс. , главный бухгалтер - 6 тыс. , председатель профкома - 4 тыс. , начальник цеха - 5 тыс. (Cliff 1974: 72).

В Красной Армии в 30-е годы также было покончено с эгалитаризмом.

    Табл. : Рост денежного довольствия командиров Красной Армии
    (1939г. в % к 1934 г. )
    Командир взвода 240
    Командир роты 263
    Командир батальона 254
    Командир полка 300
    Командир дивизии 337
    Командир корпуса 364
    (Cliff: 103).

Ворошилов в 1939 году сообщал, что лейтенант получал 625 руб. , а полковник - 2 тыс. руб. Во Франции в тот же период соотношение жалования этих чинов составляло 2 тыс. и 5 тыс. франков. При этом в СССР прослеживалась тенденция роста дифференциации зарплаты разных властно-административных слоев: в 1934-39 годах зарплата старших офицеров выросла на 305%, младших - на 240, рабочих - на 120 (Labin 1950: 167-168). В годы Отечественной войны рядовой получал 10 руб. в месяц, лейтенант - 1000, полковник - 2400. В тот же период в армии США ежемесячный оклад рядового был 50 долл. , лейтенанта - 150, полковника - 333 (Cliff 1974: 73).

При средней зарплате рабочих в 250 руб. для депутатов Верховного Совета предлагалось установить оплату в 1000 руб. в месяц, плюс 150 руб. за каждый день, проведенный на сессии, председателям Верховных Советов союзных республик - 12, 5 тыс. руб. в месяц, а председателю и зампредседателя союзного Верховного Совета - 25 тыс. руб. (Labin 1950: 168).

Табл. : Соотношение зарплаты социально-административных слоев

(средняя зарплата промышленно-производственного рабочего = 1)

    Соц. - админ. 1940 г. 1965 г. 1975 г. 1980 г. 1985 г.
    категории
    ИТР и служ-е 1, 65 1, 30 1, 14 1, 07 1, 03
    В т. ч.
    ИТР 2, 15 1, 46 1, 24 1, 15 1, 10
    служащие 1, 11 0, 84 0, 82 0, 79 0, 78
    (Белановский 1988: 66).

В 60-80-е годы образование перестало быть дефицитным. Ряд слоев, статус которых включал распорядительные функции и относительно высокий уровень образования, оказались столь массовыми, эффективность их труда столь низкой, что по такому статусному показателю как зарплата они начали уступать работникам исполнительского физического труда. Сказывалась и нормативная роль господствующей идеологии, рассматривавшей рабочий класс как основную опору режима КПСС, что вело к демонстрации превосходства рабочих над низшими слоями управленцев. Однако в анализе социальной стратификации по индикатору доходов роль официальной идеологии не стоит переоценивать, поскольку она чаще всего играла камуфлирующую, а не регулирующую роль.

Немаловажным фактором нарушения функционалистских принципов социальной стратификации административной системы стали возникшие в ней диспропорции, сочетавшиеся с либерализацией политического и административного режима, падением дисциплины труда. "С конца 60-х годов в нашей стране ежегодно создавались производственные мощности, не обеспеченные трудовыми ресурсами" (Малмыгин). Наличие административного рынка труда, в основе которого лежала относительная автономия государственных предприятий, требовала материального поощрения тех, кто занимает технологически важные пустые рабочие места. В результате зарплата наименее престижных, но технологически необходимых статусных позиций регулярно повышалась.

Наиболее остро ощущался дефицит рабочих средней квалификации, обслуживавших станки, конвейеры. По данным эмпирического исследования, этот дефицит сильно затронул ряд вспомогательных производственных функций, в том числе ремонт (Белановский 1988: 13). Немало техников, инженеров переходили работать на рабочие места. Падение статуса низших слоев чиновничества стало одной из главных причин превращения их в конце 80-х гг. в оппозиционную по отношению к аппарату КПСС силу. Однако это не означало, что изменилась социальная сущность партийного государства как диктатуры чиновничества. Просто привилегии, вознаграждение в форме высокой зарплаты стали более избирательными. Аппарат оказался внутренне более дифференцированным.

Руководители разных рангов составляли в советском обществе особую группу, выделявшуюся из массы населения своим относительно более высоким уровнем доходов. Официальная статистика давала информацию лишь по средней зарплате всего аппарата управления, что искажает картину властно-административной стратификации. Эмпирические исследования дают более точное представление о денежных доходах как индикаторе властно-административной стратификации.

Наше исследование в приполярном городе нефтяников (Усинск, Коми АССР) в 1989 г. показало, что аппарат управления занимал лидирующие позиции. Так, 55, 8% опрошенных усинцев имели зарплату до 450 руб. в месяц, среди управленцев 35, 1%, свыше 450 руб, - 43, 6 и 64, 8% соответственно, свыше 750 руб. - 3, 5 и 9, 6% соответственно (Грузнов и Ильин 1989: 121).

Исследования в других городах страны также показали корреляцию позиции во властно-административной структуре и уровня доходов.

    Табл. : Заработная плата властно-административных слоев
    в Таганроге
    Слои
    Средняя зарплата, руб.
    Соотношение с зарплатой малоквалифицированных рабочих, %
    Рост зарпла-ты за 10 лет (1968 г. =100%)
    1968 г.
    1978 г.
    1968 г.
    1978 г.
    Рабочие
    97, 5
    190, 2
    149, 3
    125, 4
    195, 1
    в т. ч.
    малоквалифицир.
    65, 3
    151, 6
    100, 0
    100, 0
    232, 2
    среднеквалифиц.
    112, 3
    188, 1
    172, 0
    124, 1
    167, 5
    высококвалифиц.
    139, 9
    208, 9
    214, 2
    137, 8
    149, 3
    Служащие-неспециалисты
    87, 7
    101, 8
    129, 7
    66, 9
    119, 8
    Специалисты
    117, 2
    146, 2
    179, 5
    96, 4
    124, 7
    Руководители
    162, 2
    201, 5
    248, 4
    132, 9
    124, 2
    (Римашевская 1991: 33).

Табл. : Заработная плата и денежные доходы семей разных властно-административных слоев в городах Сибири, руб. в мес.

    (1982, 1984 гг. )
    Показатель
    Семьи
    Руководители
    162, 2
    201, 5
    248, 4
    132, 9
    124, 2
    (Римашевская 1991: 33).

Табл. : Заработная плата и денежные доходы семей разных властно-административных слоев в городах Сибири, руб. в мес.

    (1982, 1984 гг. )
    Показатель
    Семьи
    Заработная плата в расчете на одного работника в семье
    руко-води-телей
    спе-циа
    лис-тов
    слу-жа
    щих
    рабо-чих
    В сред
    нем
    руб.
    223
    206
    189
    212
    208
    % к средней
    107
    99
    91
    102
    100
    % к максимальной
    100
    92
    85
    95
    93
    (Бородкин 1990: 65).

Табл. : Средняя зарплата властно-административных слоев городов Сибири в 1984 г.

    Слои
    Среднее значение,
    руб.
    Стандартное
    отклонение
    Руководители высшего звена
    272
    180
    Руководители среднего звена
    200
    155
    Специалисты
    222
    108
    Служащие
    143
    67
    Рабочие высокой и средней квалификации
    242
    148
    Низкоквалифициро-ванные рабочие
    133
    75
    В среднем
    229
    135
    (Бородкин 1990: 67)

С падением режима КПСС стали приниматься меры по повышению статуса управленцев предприятий и чиновников госаппарата. Их зарплата стала расти ускоренными темпами. Госслужба в России обрела сейчас даже более значимый, чем до 90-х гг. , статус. В посткоммунистический период былая система привилегий, существенно дифференцировавшая покупательную способность рубля разных категорий работников, была в значительной мере свернута. В прессе замелькали впечатляющие заметки относительно мизерности окладов ключевых фигур госаппарата. Однако в тени, как и прежде, остались маленькие хитрости. Так, при незначительном различии окладов госслужащих высших и средних категорий руководители государственных организаций, имея скромный оклад для публики, стали получать два таких оклада, к которым добавились многочисленные и часто очень внушительные премии самим себе (на всех хватить не может).

    Обеспеченность жильем

Обеспеченность жильем - один из важнейших индикаторов уровня жизни. В капиталистическом обществе он тесно коррелируется с уровнем доходов: чем выше доходы, тем быстрее приобретается жилье, тем оно качественнее. В обществе государственно-монополистического социализма ситуация иная. С уровнем доходов тесно коррелировалось лишь жилье, построенное собственными силами и находившееся в личной собственности. В послевоенные годы его удельный вес в городах стал резко сокращаться.

Так, среднегодовой ввод общей площади индивидуальных домов в 1981-85 гг. по сравнению с 1961-65 гг. в РСФСР уменьшился в 4, 4 раза, Белорусской и Казахской ССР - в 3, 4, Украинской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР и Эстонской ССР - в 2 раза. В 1986-87 гг. удельный вес частного жилищного строительства в общем объеме жилищного строительства составил в целом по СССР - 14%, Белорусской ССР -8, Украинской ССР - 25% (Сборник 1988: 175).

Основную тяжесть строительства жилья взяло на себя государство. Основным каналом приобретения жилья стало получение бесплатной квартиры от государственных органов и государственных предприятий.

Формально все граждане имели право на жилье. Это право даже было внесено в Конституцию СССР 1977 г. В то же время квартира являлась формой материального стимулирования и предоставлялась с учетом количества и сложности труда. Оценка же труда - прерогатива прежде всего администрации, в той или иной мере контролируемой профкомом. Поэтому, несмотря на наличие общей очереди, в которой учитывались лишь демографические показатели, в ускоренном порядке получали жилье наиболее ценные для предприятия работники, среди которых руководители занимали первые места.

    Табл. : Властно-административная стратификация
    и обеспеченность жильем семей в городах Сибири, в %
    Семьи
    Типы жилищных условий
    Хорошие
    Относи-тельно благо-приятные
    Удовле-твори-тельные
    Стеснен-ные
    Неблаго-приятные
    Руководителей
    25
    45
    20
    8
    2
    Специалистов
    24
    42
    18
    10
    6
    Служащих
    16
    42
    20
    15
    7
    Рабочих
    15
    34
    25
    15
    11
    (Бородкин 1990: 101)

Как показало наше исследование в Усинске в 1989 г. , 60, 5% опрошенных руководителей разного уровня получили благоустроенные квартиры в пределах 6-летнего срока ожидания в очереди, в то время как среди всех жителей города такие счастливчики составили лишь 34%. При этом среди хозяйственных руководителей в течение этого срока решили свою жилищную проблему 64, 6%.

    Табл. : Обеспеченность жильем в Усинске, 1989 г.
    Жилищные условия
    Общая выборка
    (в % к численности группы)
    Хозяйствен-ные руководители (в % к численности группы)
    Отдельная благоустроенная квартира
    48, 8
    86, 1
    Отдельная частично благоустроенная квартира
    5, 8
    3, 6
    Отдельная неблагоустроенная квартира
    4, 0
    2, 5
    Комната в квартире
    3, 7
    1, 3
    Общежитие
    30, 8
    5, 1
    Балок
    6, 3
    0, 0
    Не ответили
    0, 0
    1, 3
    Итого
    100, 0
    100, 0
    (Грузнов и Ильин 1989: 123).

По данным советско-американского исследования “Социальная структура и классовое сознание”, в России собственный дом или отдельную квартиру имели 61, 5%, а среди руководителей - 66, 5% (Черныш 1992: 25).

    Обеспеченность предметами потребления

Этот индикатор в капиталистической экономике - прямое продолжение уровня доходов, жестко детерминируется ими. В условиях общества государственно-монополистического социализма доходы - это лишь один из факторов обеспеченности семьи потребительскими товарами: тут важно не только иметь деньги, но и “достать” товар, то есть оказаться в очереди достаточно близко к прилавку, чтобы “выброшенного” в продажу товара хватило. Это естественное следствие дефицитности государственно-социалистического хозяйства. Место в очереди в значительной мере зависит от места индивида во властно-административной пирамиде.

По данным советско-американского исследования “Социальная структура и классовое сознание”, наблюдалась тесная связь между должностным статусом и обеспеченностью товарами длительного пользования.

Табл. : Должностной статус и обеспеченность товарами длительного пользования

    Предметы
    Удельный вес имеющих их,
    в %
    среди неруководителей
    среди руководителей
    Автомобиль
    18, 7
    30, 5
    Дача
    33, 8
    43, 1
    Цветной телевизор
    56, 7
    65, 5
    Стереопроигрывающая аппаратура
    33, 2
    39, 6
    Стиральная машина
    76, 6%
    81, 6%
    Видеомагнитофон
    5, 1
    7, 9
    (Черныш 1992: 25)

Исследование “Социальная структура и стратификация” в Иркутске (1992-1993гг. ) также показало связь места во властно-административной иерархии и обеспеченности дорогими товарами.

    Табл. : Должностной статус и уровень жизни
    Группа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать