Авестийская география как исторический источник
p align="left">Исходя из маршрута похода Александра, можно привести некоторые сведения о природных данных района возможных «масляных» источников.

Согласно современной экономической карте Афганистана [Справочная карта Афганистана, 1978], на его территории есть только одно месторождение нефти в районе Сари-Пуль к востоку от г. Шибепган. Горючие газы добывают на северо-восток от района Шибергана. Это долина реки Дарьяйи-Сафед (Белая река), примерно в 100 км о: современного русла Амударьи. Современная дорога от Сари-Пуля к Амударье (Оксу) идет через Шиберган, Акчу к переправе у Каука (к западу от Кугитанга). Следовательно, стоянка Александра с бьющими источниками может быть довольно точно локализована.

Согласно Плинию (XXXI, 7(74-75)), в Бактрии два озера осаждают соль, одно обращено к скифом. Другое -- к ариям. Кроме того, есть указание, что реки Ох и Оке несут с горы куски соли. Согласно той же экономической карте Афганистана, добыча поваренной соли ведется только на севере страны: в районе Андхоя у реки Ширинтагао. где находится соленое озеро [Бартольд, 1971, с. 58], в районе Талукана (в сторону Кундуза) и в округе Саманган, к северо-западу от г. Айбака и к юго-востоку от Балха. Все эти данные как будто ба опять «привязывают» реку Ох письменных источников к районам Северного Афганистана в его северо-западной части.

В связи с данными Страбона о том, что Ох и Оке протекают через Гирканию, что неверно из-за упоминания в этом контексте Окса, следует обратить внимание на то, что у тогоже Страбона в другом месте" (Страбон XI, 8, 1) за перечислением народов с запада на восток после парфян, маргианцев и ариев говорится, что «далее простирается пустыня, отделенная от Гиркании рекой Сарнием (если идти на восток к реке Oxy). После этого отмечается гора, которая простирается до этого места. Явно здесь не мог подразумеваться Атрек. В этом сообщении под Охом могла скрываться лишь река бассейна Амударьи в ее левобережье. Совмещение приведенных выше и здесь данных заставляет предположить, что реально Ох в античных источниках должен был соответствовать, вероятно, одной из двух рек, протекавших через Андхой или Шиберган, но скорее всего не Балхабу, расположенному еще восточное (ср. точку зрения Дж.Р.Гардинер-Гардена и И.В.Пьянкова--см. [Пьянков, 1994, с. 204]). Исследования Советско-Афганской экспедиции в районе Шибергана-Акчи показали, что древние дельты этих рек уходят далеко в пустыню, изобилующую археологическими памятниками разных эпох. Только изучение палеогеографии этого района поможет окончательно решить вопрос о впадении их в Амударью в античности, возможно, это происходило в период паводков. Скорее всего, это предположение можно отнести к Дарьяйи-Сафед, так как Ширинтагао должна была изливаться в русло Келифского Узбоя. Река Дарьяйи-Сафед берет начало в горах Банди-Туркестан системы Паропамиза. Два ее истока - реки Сари-Пуль и Кацан сливаются близ г. Сари-Пуль и почти сразу же разделяются на два рукава, между которыми в современной дельтовой области расположен г. Шиберган. От него дорога расходится в разные стороны -- на северо-запад к Андхою и потом на юг к Меймен -Баламургабу и Герату и на северо-восток к Акче и переправе через Амударью.

Карта Птолемея подтверждает приведенную нами локализацию Оха (см.: Птолемей VI, 9, 10 и ел., VI, 11, 2 - координаты рек и населенных пунктов).

Появление названия Ох в других районах юга Средней Азии может быть, как показал И. М. Стеблин-Каменский [Стеблин-Каменский, 1978, с. 72-74], объяснено тем, что Ox-vahvi означает «добрая, благодарная»--название, приложимое к довольно многим рекам региона. В этой связи, может быть, не случайно название Ох или Ог сохранилось в топонимике в районе древней дельты Узбоя Окса на северном берегу Красноводского залива ([Берг, 1956, с. 69 и ел.], там приведена и подборка описаний этих мест моряками -- с. 76, 84, 90, 94, 111).

Весьма вероятно, что название реки Дарьяйи-Сафед (Белая река) отражает античное название Ох. На основание отожествления названий Ох (иранское) и Окс (греческое) модно воспринимать сведения Плиния (VI, 48) о том, что Бактрию с севера ограничивает Ох.

Не только в древности, но и в средние века о притоках больших рек довольно часто пишется как о впадающих в море (о притоках Сырдарьи Чирчике, шаше - как впадающих в море см (Агаджанов, 1969,с 65-66)), так же могли появиться сведения об Охе и Оксе, впадающих в море.

Заключение

Изучение всего комплексов материалов показало, что на протяжении практически всего периода древности здесь существовали три устойчивые историко-культурные области. Если для низовья Амударьи, где находился Хорезм, это было и ранее бесспорным фактом, то для соседних областей Восточного Прикаспия и дельтовой области Сырдарьи - выявляется впервые. И в том и в другом это была не скотоводческая периферия земледельческого Хорезма, а самостоятельные историко-культурные области, развитие которых шло своим путем. В самом общем виде картина расселения народов на север Средней Азии в эпоху до VIII в. н. э. Была следующей: в низовьях Амударьи жили хорасмии. Как свидетельствует археология, это обобщенное название населения оазиса, где проживало несколько разных по происхождению этнических групп (собственно хорасмии и их потомки, пришедшие с юга, население правобережья реки - потомки иранских племен, пришедших сюда из степей; с рубежа IV-III вв. до н э - юэчжи и какие-то иные группы пришедшие с севера). Соседями их на западе были массагеты в конце V в. до н э уже занявшие земли по обводненному Узбою. Известно два племени этого объединения - апасиаки вблизи Каспия, в Прибалханье, и дербики вдоль большей части русла Узбоя. К северу от Хорезма, на Устюрте тоже жили массагеты и одна группа их, проживала у Айбугира, находилась в тесном культурном контакте с древне хорезмской цивилизацией, что особенно ярко отразилось на развитии уже в IV в до н э обряда погребения, близкого к оссуарному Устюрт, по свидетельству археологических материалов, в то время, как и много позже, был тем путем, по которому кочевники мигрировали из степей в низовья Амударьи (юэчжи, например).

Восточные соседи Хорезма в эту эпоху - дахи, возглавлявшие в низовьях Сырдарьи сатрапию «саков », которые за Согдом. В нее, вероятно, помимо дахской группы племен входили и арии (ариаки Поломея), расселявшиеся в восточном Приаралье. Если принять наше истолкование текста из «Фарвардин-яшта» (Яшт XIII, 143-144) Авесты, где приведен перечень областей, как «список» племенных объединений на северо-востоке Средней Азии, тогда две из упомянутых там «областей» сказаны с дахами и ариями низовьев Сырдарьи. Туры находились восточнее и юго-восточнее их. Вопреки мнению В.И. Абаева (Абаев 1956) ни письменные материалы, ни археологические не дают оснований отождествлять саков с турами. Даже в перечне областей Яшта XIII туры не «перекрывают» остальные области кочевников, а называются вместе с ними. Особая роль, отводимая турам Авестой и легендарной традицией, зафиксированной Фирдоуси в ее «Шахнаме», может быть объяснена тем, что на заре иранской истории, в ее «легендарный период» туры возглавляли объединение кочевых племен раннежелезного века, возникшие к северо-востоку от собственно иранских земледельческих областей. Интересно отметить, что замеченное Геродотом отличие массагетов от саков получает подтверждение в археологических материалах. Массагеты не входят и в отмеченный перечень племен - областей в Яште XIII. Саки - понятие собирательное, предлагаемое в источниках ко всем группам кочевников вообще и к кочевникам - соседям Бактрии особо. Не только в Средней Азии «кочевник» передается обозначением какого - то конкретного племени, которое со времен получает расширительное толкование (Кленгель, 1967, с 67). Название по образу жизни (саки) или по территории (хорасмии, хорезмийцы) в письменных источниках было более предпочтительным, чем этническая принадлежность. Нужно отдать должное наиболее осведомленным античным авторам, они часто избегали обобщенного наименования «саки», а указывали конкретные имена известных им племен скотоводов.

Античная географическая традиция, донесшая до наших дней сведения о Бактриане и соседних странах, восходит в конечном счете к наблюдениям очевидцев. Эти наблюдения могли быть записаны и самими путешественниками, и другими лицами, собиравшими сведения путем устных расспросов. Основной литературной формой, в которой накапливались все эти наблюдения, били итинерарий. Итинерарий обычно и служил первичным фоном географических данных, используемых античными ученными для своих теоретических построений. Интерарий мог представлять собой отдельное сочинение, но мог и быть составной частью любого другого сочинения на географическую или историческую тему. В античных представлениях об ойкумене, и в частности в её северо-восточных окраинах, намечается ряд этапов. Каждый из них характеризуется своими особенностями, на каждом этапе географических кругозор античного мира расширялся, границы ойкумены как бы раздвигались. Оригинальные географические сведения о Бактрии и соседних странах восходят в основном к следующим источникам: в эпоху Персидского царства - сочинениям Скулака, Геродота и Ктесия, в эпоху походов Александра Македонского - к письмам самого Александра и к сочинениям Клисфена и Поликлита, Клитарха, Птолемея и Аристобула, в эпоху приемников Александра Македонского - к сочинениям Мегасфена и Деймаха, Демодама и Патрокла, в эпоху Парфянского царства - к сочинениям Апполодора, Мая, Дамиса и к одному из римских итинерариев. Сведения авторов этих сочинений преимущественно и использовались в античных географических теориях и картах, касающихся северо-востока ойкумены.

Наиболее общие темы античной географической традиции связанны с представлением об ойкумене. Ойкумены в целом касаются представления о секторах и поясах обитаемой Земли и о климатах: в них находят свое место и данные о северо-востоке ойкумены, о Бактриане и её соседях. С очень раннего времени, возможно, начиная с Анаксимена, античные ученные делили ойкумену на секторы с помощью «розы ветров». Засвидетельствовано два способа такого деления; если говорить о схемах, в которых более или менее подробно отражены данные о северо-востоке ойкумены, то к одному из указанных способов нужно будет отнести схему Гонория, к другому - схемы Тимосфена и Равенната. Достаточно рано наметилась в античной науке и деление ойкумены на пояса. Но настоящим создателем учения о поясах был Посейдон, активно использовавший и материалы о северо-восточной ойкумене. Учение о климатах тоже возникло не сразу. Большой вклад в его разработку внес Эратосфен, но в основном создание этого учения в его окончательном виде, скорее всего, было заслугой Гиппарха. Данные названных ученных, обычно контаминированные с иными материалами, сохранились у Страбона, Плиния и Птолемея донесших до нас и сведения о северо-востоке ойкумены, связанные с учением о климатах. В античности разрабатывалось и специальные схемы деления ойкумены на части: исследователей интересовала пржде всего, как выглядел в этих схемах северо-восток ойкумены. Ранняя схема деления ойкумены на части засвидетельствована системой актов, представленной у Гекатея, поздняя схема - системой сфрагид, созданной Эратосфеном. Система сфрагид была предметом обсуждения у более поздних античных ученных, вносивших в неё различные изменения. Вариант этой системы, видимо предложил уже Гиппарх. На основе схемы Гиппарха созданы более варианты Посидония и Агриппы. Схема Агриппы, в свою очередь, послужило основой для ещё более поздних вариантов, в частности для схемы Оросия. Свою схему деления ойкумены на части создал и Птолемей.

Использование в настоящей работе материалов, касающихся античных представлений о Средней Азии не является исчерпывающим. Это особенно относится к учениям о поясах и климатах.

Специальные темы античной географической традиции посвящены картографическим схемам горных хребтов и текущих с них рек, размещению вокруг этих гор и рек различных народов и стран - схемам, которые, мы называем орогидрографическим. В работе рассмотрены орогидрографические схемы, имеющие прямое отношения к Бактрии и ее соседям. Первые намеки на такие схемы вырисовываются по данным древних ионийских карт и традиции Гекатея. Вполне оформившаяся схема представлена у Аристотеля,а следы той же схемы - у Гекателя Абдерского. Свою орогидрографическую схему в соответствующую часть карты дал Птолемей, механически совместив в ней данные Эратосфена, Гиппарха и Посидония.

Информация, которая содержится в античных орогидрографических схемах северо-востока ойкумены, имеет ценность двоякого рода. Во-первых, она позволяет проследить историю географических представлений о Средней Азии. И это касается представлений, бытовавших не только в античном мире, но и среди древнего местного населения Средней Азии. Очень перспективным в этом отношение представляется сопоставление античных данных с других письменных источников и некоторыми этнографическими рудиментами. Во-вторых, та же информация дает возможность сделать интересные историка-географические выводы. С её помощью, например, можно проследить изменения в этнографии Средней Азии. Более того, при её посредстве устанавливаются важные факты из истории физической географии Средней Азии. Приведем отдельные примеры. Сведения об устье Окса в Каспийском моря, о водопаде на Оксе и Араксе имеют отношение к проблеме Узбоя как древнего русла Амударьи (об этой проблеме: Бартольд, 1965, с 15-14; Толстов. 1948 с 52-54; 1948а, с 296316; Юсупов. 1976, с 38-47 и другие). Сведения об Оксийском озере и его связи с Оксом и Яксартом могут внести свой вклад в решение проблемы формирования аральских дельт Амударьи и Сырдарьи, колебание уровня Аральского моря и времени обводнения Сарыкамышской впадины (об этой проблеме: Берг, Ш., 1960, с 167-250; проблема Аральского моря, 1969; Колебание увлажненности Аралокаспийского региона в голоцене, 1980 и др.).

Список использованной литературы

Абаев В.И. Скифский быт и реформа Зороастра. - Archiv Orientalnf, Praha, 1956.

Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата. Пер. с авестинского И. Стеблин-Каменского М., 1993.

Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Аш., 1969.

Античная география, 1953. - Античная география. Сост. М. С. Бондарский. М., 1953.

Ариан. Поход Александра. Пер. с древне греч. М.Е. Сергеенко. М-Л., 1962.

Археологическая карта Казахстана. А.-А., 1964.

Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. - Сочинения. Т. II, ч. 1. М., 1963.

Бартольд В.В. Сведения об Аральском море и низовья Амударьи с древнейших времен до XVII в. - Сочинения. Т.III. М., 1965.

Берг, 1956. - Берг Л.С. Избранные труды. Т.1. М., 1956.

Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собранные сведения о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.1.-III. М.-Л., 1950-1953.

Бондарский М.С. Античная география М., 1953

Брагинский, 1956. - Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. М., 1956.

Вайнберг, 1992а. Вайнберг Б.И. Древнехорезмийский керамические рельефы из культурного центра Калалы-Гыр 2 (IV-II вв. до н.э.) и их интерпретация. - Культура Востока: проблема и памятники. Тезисы докладов конференции. СПб., 1992.

Вайнберг Б.И. Этнография Турана в древности. VII в до н.э. - VIII в до н.э. М., 1999.

Вайнберг, Ставиский, 1994 - Вайнберг Б.И., Ставиский Б.Я. История и культура Средней Азии в древности. М., 1994.

Гекатей Милетский. Землеописание (фрагменты). Пер. с древне греч. В.В. латыщева. - ВДИ, 1947, №1.

Геродот История в девяти книгах. Пре. Г.А. Строгановского. Л., -1972.

Гажанов. Древние авторы о Средней Азии VI в до н.э.

Гумбальт А., Центральная Азия М., 1915.

Дьяконов И., 1956 Дьяконов И.М. История Мидии. М. -Л., 1956

Дьяконов И., 1971 Дьяконов И.М. Восточный Иран до Кира. - История Иранского государства и культуры. М., 1971

Дьяконов И., 1961 Дьяконов И.М. Очерк древнего Ирана. М., 1961

Ельницкий. - 1961 Ельницкий Л.А. Знание древних о северных странах. М., 1961.

Иностранцев, 1911. - Иностранцев К.А. О домусульманской культуре Хивинского оазиса. - ЖМНП. 1911, №2.

Исаченко А.Г., Развитие географической идеи. М., 1971

История таджикского народа. Т.1. М., 1963

История Узбекистана в источниках. Сост. Б.В. Лунин. Таш., 1984.

Казахстан. М., 1970 (сер. «Советский союз» в 22-х томах).

Калинина, 1988, - КАЛИНИНА г.м. Сведения о ранних ученных Арабского халифата. Тексты, перевод комментарий. - М., 19888 (сер «древнейшие источники по истории народов СССР»).

Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Сохранившиеся книги. Под. ред. В.С. Соколова. М., 1963.

Кленгель, 1967. - Кленгель Х. Экономические основы кочевничества в древней Месопотамии (в особенности во II тыс. до н.э.), ВДИ. 1967,№4.

Колебание увлажненности, 1980 - Колебание увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. М., 1980.

Кузищин В.И. Хрестоматия по истории древнего Востока М., 1979.

Куклина, 1985, - Куклина И.В. Этнография Скифии по античным источникам. Л., 1985.

Левина, 1996, - Левина Л.М. Этнокультура истории Восточного Приаралья: I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. М., 1996.

Левина, Чижова, 1995, - Левина Л.М., Чижова Л.В. О некоторых зооморфных и антропоморфных изображениях в джейтунской культуре. - Низовья Сырдарьи в древности. Вып. V: Джетыасарская культура. Ч.5. М., 1995.

Лелеков, 1982, - Лелеков Л.А. Термин «ария» в древнеиндийской и древнеиранской традициях. - Древняя Индия: Историко-культурные связи. М., 1982.

Литвинский, 1960, Литвинский Б.А. «Саки, которые за Согдом». - Труды АН ТаджССР. Сталинабад, 1960, СХХ.

Литвинский, Седов, 1984, - Литвинский Б.А., Седов А.В. Культы и ритуалы кушанской Бактрии: погребальный обряд. М., 1984.

Мурзиев Э. Средняя Азия М., 1957.

Народы Средней Азии и Казахстана. Т.1. М., 1962.

ОИЯ, 1979. - Основы Иранского языкознания: Древнеиранские языки. М., 1979.

ОИЯ, 1981, - Основы Иранского языкознания: Среднеиранские языки. М., 1981.

Плиний Секунд, Naturalis Histiria. Пер. В.В. Латышева. - ВДИ - 1949, №2

Птицын, 1947. - Птицын Г.В. К вопросу о географии Шахнаме. - Труды отдела Востока Гос. Эрмитажа. Т.IV. Л., 1947.

Пьянков. 1975а. - Пьянков И.В.Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия. Текст, перевод, примечания. Душ., 1975.

Пьянков, 1994 - Пьянков И.В. Античные авторы о Средней Азии и Скифии (Критический обзор работ Дж.Р.. Гардинер-Гардена). - ВДИ. 1994, №4.

Рапопорт, 1977, - Рапопорт Ю.А. Комогонический сюжет на хорезмийских сосудах. - Средней Азии. Душ., 1987.

Страбон. География в 17 книгах. Пре. Г.А. Страновского. М., 1964.

Толстов, 1948. - Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948.

Толстов, 1948а - Толстов С.П. По следам древнехорезмийских цивилизации. М., 1948.

Толстов, 1962 - Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962.

Томсон, 1953, - Томсон Дж. История древней географии. М., 1953.

Членова, 1989, - Членова Н.Л. Волга и южный Урал в представлениях древних иранцев и финно-угуров во II - начале I тыс. до н.э. - СА. 1989, №2.

Шаниязов,1974, - Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа (Историко-этнографические исследования на материалах кипчакского компонента). Таш., 1974.

Эверсман. 1850. - Эверсман Э. Естественная история Оренбургского края. Ч.II.. Казань 1850.

Юсупов, 1975 - Юсупов Х. Приузбойские туркменские племена XIV-XV вв Аш,. 1975.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать