Развитие науки в Новосибирской и Томской областях

Развитие науки в Новосибирской и Томской областях

37

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образование учреждение высшего профессионального образования

Гуманитарный факультет

Кафедра экономической теории и бизнеса

Курсовой проект

На тему: Развитие науки в Новосибирской и Томской областях

Студентка группы 4800

Рыбакова Оксаны Вячеславовны

Руководитель работы:

Федорова Александра Юрьевна

Старший преподаватель каф. ЭТиБ

Санкт-Петербург

2009 Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Исторически сложившиеся научные центры Сибири
    • 1.1 Новосибирская область как научный центр
    • 1.2 Томская область как научный центр
  • Глава 2. Особенности научного и образовательного, потенциала Новосибирской области
    • 2.1 Формирование и развитие системы непрерывного образования
    • 2.2 Развитие фундаментальной и прикладной науки в Новосибирской области
    • 2.3 Развитие межрегиональных, международных связей в сфере науки и образования
  • Глава 3. Особенности научного и образовательного, потенциала Томской области
    • 3.1 Томский научно-образовательный комплекс
    • 3.2 Приоритетные направления развития научно-образовательного потенциала Томской области
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Введение

По мнению ученых Сибирского отделения Российской академии наук, будущее Сибири, во многом, находится в зависимости от накопленного здесь научного и образовательного потенциала. Его ядром являются сибирские отделения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук и система высших учебных заведений. Именно на этой базе и видится ученым развитие Сибирского федерального округа - территории, по своим масштабам (9,6 млн кв. км) сравнимой с Канадой, США и Китаем. История развития научной отрасли в Сибири показывает, что именно эта сфера явилась во многих случаях решающей силой, двигателем прогресса, а сегодня - и инновационного развития территории в целом. Из выступления д.и.н. Е.Г. Водичева. Научно-образовательный потенциал Сибири в XX В.: опыт ретроспективного анализа// Наука в Сибири. N 1-2 от 15 января 2009 г

Тема развития науки в Новосибирской и Томской областях всегда актуальна. Особенно в настоящее время, когда большинство стран перешло на инновационный путь развития. В том числе и Россия определила и следует совершенно новому курсу и тенденциям для развития экономики и социального положения страны.

Как всякая политика, региональная инновационная политика есть «искусство возможного». Она определяется как региональными, так и общеэкономическими условиями, политическими и законодательными ограничениями для продвижения инноваций в регионе. Приоритеты региональной инновационной политики определяются социально-экономическими потребностями и многопрофильным научно-инновационным потенциалом любой области.

Объектом исследования в настоящей работе является Новосибирская и Томская области как научные центры РФ, высшие учебные заведения регионов, приоритетные предприятия областей.

Предметом настоящего исследования является политика РФ для развития науки в Новосибирской и Томской областях.

Целью данной курсовой работы является исследование развития науки Развитие науки в Новосибирской и Томской областях.

Для реализации поставленной цели автор определил для себя следующие задачи:

· исследовать исторически сложившиеся крупнейшие научные центры Сибири;

· определить особенности научного и образовательного потенциала Новосибирской области;

· проанализировать особенности научного и образовательного, потенциала Томской области.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Исторически сложившиеся научные центры Сибири

1.1 Новосибирская область как научный центр

Новосибирская область - административный, научный, образовательный и культурный центр Сибири, входит в состав Сибирского федерального округа. Область является одним из крупнейших индустриальных регионов России с развитым сельским хозяйством и транспортной инфраструктурой.

Будущее Сибири во многом определяется сформированным здесь научно-образовательным комплексом, почти половина которого сосредоточена в Новосибирской области. Его ядром являются Сибирские отделения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Федеральное государственное учреждение науки «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также более 60 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, 43 высших учебных заведения, в том числе 27 государственных вузов и филиалов, более 100 крупных и 1700 малых предприятий, осуществляющих технико-внедренческую деятельность. В научно-образовательных учреждениях области работает более 30 тысяч человек, из них около 2290 докторов и около 7150 кандидатов наук. 50 лет СО РАН: итоги и перспективы// Наука в Сибири. N 7 от 15 февраля 2007 г.

Научные школы Новосибирского научного центра имеют мировую известность и продолжают активно развивать фундаментальную и прикладную науку, укреплять безопасность страны, формировать, совместно с органами государственной власти, инновационную политику, направленную на освоение природных ресурсов Сибири и на производство отечественной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

Пожалуй, самым известным в России и за ее пределами научным центром Сибирского отделения РАН является новосибирский Академгородок. На территории Новосибирского научного центра расположены десятки научно-исследовательских институтов, Президиум Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), Новосибирский государственный университет, Специализированный учебно-научный центр при НГУ. Академгородок в Новосибирске был основан в 1957 году по Постановлению Правительства СССР, принятом в мае 1957 года. Строительство началось в 1958 году, и здания первых институтов и жилых домов были введены в эксплуатацию в 1959 году (первым был закончен институт Гидродинамики). В последующие годы были построены еще свыше 20 институтов, жилые районы и Новосибирский государственный университет. Начало сибирской науки: Университет или Отделение?//http://www.itartass-sib.ru/speczproekty/nauka/analitika/3153-nauka-v-sibiri.html.

На территории области функционирует научно-технологический парк «Новосибирск», задачей которого является содействие малым наукоемким предприятиям в коммерциализации научных результатов, развертывание на территории области работающих на импортозамещение и экспорт малых наукоемких производств, продукция которых имеет стабильный платежеспособный спрос. Созданный постановлениями Правительства РФ и распоряжениями Президента РФ и Госкомимущества России Технопарк «Новосибирск» с первых дней своего существования получил государственную поддержку в виде передачи объектов собственности в оперативное управление, льготных кредитов для реализации конкретных проектов и включения в финансируемые из централизованных источников программы. Администрацией области была организована многоканальная финансовая поддержка конкретных проектов с обязательной региональной долей. Эта политика позволила снизить риск вложений и поддержать реализацию проработанных проектов, требующих консультаций высокопрофессиональных экспертов и менеджеров, изучения потенциального рынка, юридических и информационных услуг. Начало сибирской науки: Университет или Отделение?//http://www.itartass-sib.ru/speczproekty/nauka/analitika/3153-nauka-v-sibiri.html

В области накоплен уникальный опыт отбора и подготовки высокопрофессиональных специалистов для науки (математика, физика, биология, химия и др.), инновационной деятельности и бизнеса, начиная от олимпиад школьников и заканчивая стажировкой в академических институтах.

Институты Сибирского отделения РАН являются лидерами по количеству действующих патентов РФ. В 2003 году ими получено 45,5% от всех патентов, выданных Российской академии наук. По данным отчета о деятельности за 2007 год Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Новосибирская область является бесспорным лидером среди регионов Сибирского федерального округа. 50 лет СО РАН: итоги и перспективы// Наука в Сибири. N 7 от 15 февраля 2007 г.

1.2 Томская область как научный центр

На сегодняшний день Томская область - богатый природными ресурсами регион с высоким интеллектуальным потенциалом: 30 % трудоспособного населения имеют высшее образование. Интеллектуальный потенциал области в новых условиях рассматривается как главное преимущество Томской области и ее основной стратегический ресурс для развития в регионе экономики инновационного типа на основе интеграции образования, науки и производства.

Томская область - один из ведущих научно-образовательных центров России. С 2003 г. по настоящее время на ее территории реализуется программа инновационного развития. Крупнейшие университеты входят в пятерку лучших высших учебных заведений России. Научно-исследовательская деятельность университетов и научно-исследовательских институтов, расположенных в Томской области, направлена на стратегически перспективные направления, в т. ч.: новые материалы и нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, медицинское приборостроение, телекоммуникации и точное приборостроение, нефтехимия.

Начиная с основания Томского университета в 1888 году, наука в Томске и Томской области была непосредственно связана с практикой. Сегодня, когда инновационное развитие Сибири все чаще называется базисом для его стабильного развития, такое сращивание теории и практики видится крайне необходимым. В первую очередь (что действительно характерно для Томской области) в реальном секторе экономики: энергетике, промышленности, металлургии и т.д. Так, в крупнейшем на территории СФО новом металлургическом проекте - разработке Бакчарско-Колпашевского железорудного месторождения - томские ученые и их разработки принимают непосредственное участие.

Объем финансирования учреждений Томского научно - образовательного комплекса в 2008 году превысил 11,5 млрд рублей (по сравнению с 2007 годом рост составил 124%), что составляет более 7% внутреннего регионального продукта Томской области. Наибольший темп роста финансирования произошел у томских университетов - консолидированный бюджет университетов в 2008 году достиг 6,750 млрд руб., что составило 136 % по отношению к 2007 году. Наука в Томской области//http://www.arto.ru/science.html

В Томске разработаны и реализуются модели университетов нового типа: исследовательского на базе ТГУ, инновационно-предпринимательского на базе ТУСУРа и академического инновационного на базе ТПУ. Они ориентированы на подготовку профессионалов, способных к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленной на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции.

По данным некоммерческой организации «Агентство развития Томской области», в томских вузах, институтах научных центров, организациях и предприятиях трудится около 1100 докторов наук. Более 250 докторов наук Томска имеют почетные звания РФ: «Заслуженный деятель науки РФ» - 74 человека, «Заслуженный работник высшей школы РФ» - 59, «Заслуженный работник культуры РФ» - 11 человек. Средний возраст доктора наук в Томске - около 60 лет. Самый молодой коллектив докторов плодотворно работает в НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН, где средний возраст ученого - 47 лет. Молодых докторов наук до 35 лет в томском научном сообществе - 17 человек, из них 7 работают в СибГМУ. Наука в Томской области//http://www.arto.ru/science.html

Приоритетной целью государственной политики Томской области является переход на инновационный путь развития, построение экономики, базирующейся на знаниях. Объективно, область уже сегодня располагает крупнейшим, уникальным в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа, научно-образовательным и научно-технологическим комплексом, инновационный потенциал которого начал формироваться более века тому назад. Так, по состоянию на конец 2006 г. в научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в Томской области было вовлечено 55 организаций. На сегодняшний день инновационной деятельностью активно занимаются более 270 предприятий региона.

Крупнейшие вузы Томской области (ТПУ, ТГУ, ТУСУР) разрабатывают научные проекты как для студентов, так и для ученых области в целом. Так, при Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) был создан межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба». Основной его целью является сращивание студенческой науки и практики, развитие инновационного бизнеса на основе новейших научных разработок. В качестве механизмов решения этой цели положение о бизнес-инкубаторе называет: создание с участием студентов малых предприятий - производителей наукоемкой продукции, реально способствующих переводу экономики Томской области и России на путь инновационного развития; отработка механизма генерации новой волны предпринимателей в области информационных технологий и радиоэлектроники; развитие научных школ и укрепления их связи с рынком; совершенствование учебного процесса; повышение качества подготовки молодых специалистов за счет внедрения новых форм обучения.

Томский политехнический университет, старейший инженерный вуз в Сибири, является учредителем некоммерческого партнерства по научной и инновационной деятельности «Томский атомный центр» и межведомственного центра нанотехнологий «Томскнанотех». В соответствии с постановлением Правительства, в Томске к 2010 г. будет создан «Ядерный медицинский центр», в состав которого войдет и ТПУ. В рамках Федеральных целевых программ Роснауки в вузе созданы и работают центры: «Обеспечение радиационной безопасности» и «Нанотехнологий». С другой стороны, сам ТПУ является мощным научным центром Томской области. Ежегодный объем научно-исследовательских работ (НИОКР) университета составляет около 700 млн рублей. Это более 50% от объема НИОКР всех вузов Томска, 35 % - от всего Томского научно-образовательного комплекса и 21,4 % от всех вузов Сибирского Федерального округа. Томский научно-образовательный комплекс http://www.tomsk.gov.ru/ru/science_education/

Таким образом, интеллектуальный потенциал области в новых условиях рассматривается как главное конкурентное преимущество Томской области и ее основной стратегический ресурс для развития в регионе экономики инновационного типа на основе интеграции образования, науки и производства.

Глава 2. Особенности научного и образовательного, потенциала Новосибирской области

Новосибирская области широко известна в стране и мире своими достижениями в сфере науки и культуры. Одним из самых высоких в России является ее культурный, интеллектуальный и информационный потенциал, формируемый: во-первых, системой образования, в процессе которого обретаются отвечающие современным потребностям знания; во-вторых, сложившейся культурной средой; мировоззренческой ориентацией и уровнем духовности населения; в-третьих, структурой информационного пространства города и своевременным получением требуемых данных и сведений, в-четвертых, возможностями заниматься творческим трудом, в том числе научными исследованиями, проектно-конструкторскими и технологическими разработками. Эти факторы определяют степень участия областного сообщества в региональных, российских национальных и мировых общечеловеческих процессах прогрессивного развития.

2.1 Формирование и развитие системы непрерывного образования

Непрерывное образование и, прежде всего, образование взрослых, служит средством систематической актуализации накапливаемых в мире знаний, обеспечивает рост человеческого капитала в сообществе, позволяет людям максимально и наиболее эффективно реализовать себя в процессе жизнедеятельности.

Новосибирск по уровню развития образовательного комплекса, потенциалу науки, проектно-конструкторского творчества и опыту инновационной деятельности населения является одним из наиболее подготовленных городов страны к реализации концепции непрерывного образования, особенно в сферах науки, техники и гуманитарной.

В городе активно действует система подготовки и переподготовки педагогических кадров, включающая Новосибирский государственный педагогический университет, филиал Московского педагогического госуниверситета, 3 педагогического колледжа и педагогическое училище. Ежегодно выпускается свыше 3,7 тыс. учителей с высшим образованием и около 2,2 тыс. человек - со средним. Часть выпускников приходит в школы города. Повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений проводится в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, а преподавателей вузов и ссузов - в Новосибирском государственном университете (до 60-70 человек в год), а также в техническом и отраслевых университетах. С 2002 года в городе работает Сибирский центр инновационных педагогических технологий «Открытие», призванный сформировать преподавательскую базу мирового уровня, основанную на современных технологиях. Из выступления д.и.н. Е.Г. Водичева. Научно-образовательный потенциал Сибири в XX В.: опыт ретроспективного анализа// Наука в Сибири. N 1-2 от 15 января 2009 г

В 50-ти научно-исследовательских организациях и 15 вузах города есть аспирантуры, в которых в настоящее время обучается более 3 тыс. человек, в том числе 23 % техническим специальностям, 17 - экономическим, 12 - физико-математическим. Ежегодно заканчивают аспирантуру 500ч600 человек. Около 100 человек в разных учреждениях (92 % в вузах города) состоят в докторантуре. Заканчивают докторантуру 20ч30 человек в год, причем 55ч58 % - с защитой соответствующей диссертации. Там же.

Мобилизация имеющегося потенциала образования, доступность его для повышения образовательного уровня населения представляет собой одну из важных стратегических задач.

Развитие системы непрерывного образования города требует дальнейшего совершенствования всего образовательного комплекса, от дошкольного до послевузовского, а также организационной достройки в направлении постоянного стимулирования мотивации образования взрослых. Для этого целесообразно разработать, с учетом принятой на государственном уровне «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», принять в установленном порядке и реализовать в течение планового периода комплексную городскую программу непрерывного образования, предусмотрев в ней:

· координацию деятельности всех уровней образования для создания образовательной среды, включающей многообразие типов и видов образовательных учреждений и систем стимулов, способствующих, начиная, с детского возраста, эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному и эстетическому развитию граждан, направленному на формирование современного мышления у молодого поколения и мотивации к повышению собственной культуры, обретению знаний и желаемой профессии, а в дальнейшем повышению профессионального уровня;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать