Развитие науки в Новосибирской и Томской областях
p align="left">На базе томского регионального телепорта ТГУ разработана и реализована пилотная модель единой информационной образовательной среды высшего и общего образования шести субъектов Сибирского федерального округа, которая получила высокую оценку в аппарате полномочного представителя Президента РФ в СФО.

Для развития инновационной деятельности в томских вузах в 2008 году создано 6 новых элементов инновационной инфраструктуры: 2 офиса коммерциализации (ТГАСУ, СГТА), 3 бизнес-инкубатора (ТГАСУ, ТГУ - 2) и международный центр трансфера технологий в ТГУ.

Всего в томских вузах успешно работают 20 элементов инновационной инфраструктуры, в том числе: 7 офисов коммерциализации разработок, 5 бизнес-инкубаторов различного направления, 2 центра трансфера технологий и другие консалтинговые структуры, работающие в сфере поддержки инновационной деятельности в вузе. В «орбите» деятельности офисов коммерциализации находится около 400 научных и образовательных разработок, из которых формируются 40 - 60 инновационных проектов, представляемых для финансирования в различные конкурсные программы, фонды, банки. При содействии офисов в 2008 году было заключено 17 лицензионных соглашений и лицензионные отчисления вузам впервые превысили 700 тыс. рублей.

В 2008 году томские вузы приняли активное участие в конкурсах, объявленных по программам Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Из 74 поданных конкурсных заявок, победило 32, из них 20 проектов по программе УМНИК.

Общее количество предприятий, входящих в инновационный пояс организаций составило 177. В 2008 году было создано 14 новых предприятий (в 2007 году - 8), в том числе 9 создано в результате участия в программах Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Стартующие малые предприятия не оказывают значительного влияния на объем инновационной продукции в масштабе области, однако заметно влияют на количество новых рабочих мест. Всего в инновационной сфере работает около 300 инновационных предприятий, которые образуют так называемый «инновационный пояс» организаций научно-образовательного комплекса Томской области.

Объем средств на капитальное строительство объектов Томского научно-образовательного комплекса, выделенных из федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2008 году достиг 189 млн. руб. против 90 млн. руб., в 2007 году. Рост 210 %, достигнут за счет дополнительного финансирования в сумме 101 млн. руб. строительства двух бизнес-инкубаторов (ТГУ и ТУСУР). В 2008 году введены в эксплуатацию новый корпус ТГУ общей площадью 4.4 тыс. кв. м. и первая очередь учебно-лабораторного корпуса ТПУ общей площадью 6,8 тыс. кв.м. Развитие фундаментальной науки и элитарного высшего образования на основе интеграции Томского государственного университета и академических учреждений//

http://www.politika.tomsk.ru/webdesign/tsu/nfpk.nsf/urls/B1365C11777EF43DC6256EE1001A5E07/$file/d3_36_2.doc

Из средств областного бюджета предоставлена социальная поддержка малообеспеченным учащимся и студентам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по оплате проезда до места жительства на территории области и обратно. Учреждены 32 стипендии губернатора Томской области для студентов вузов. Для работников среднего профессионального образования, имеющих специальные звания, молодым специалистам установлены ежемесячные надбавки к тарифной ставке.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым - то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики - чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием - вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

3.2 Приоритетные направления развития научно-образовательного потенциала Томской области

Томск - старейший в азиатской части России образовательный и научный центр. С основания в 1878 году Томского университета началась история высшего образования на огромной территории Российского государства к востоку от Урала.

Администрация и областная дума Томской области выделяют в качестве приоритетных направлений развития научно-образовательного потенциала области следующие основные направления:

· поддержка развития направлений фундаментальных исследований по приоритетным направлениям науки и техники с целью сохранения лидерства научно-образовательного потенциала области в РФ;

· создание инфраструктуры современной информационной базы, обеспечивающей доступ к глобальным системам информации и связи и использование новых информационных технологий для эффективного проведения научных исследований, развития новых форм образования и обучения;

· развитие работ по организации на базе Томского научно-образовательного центра центров коллективного использования для научно-образовательного сообщества Сибири, используя колоссальный информационный потенциал, созданные технический и технологический уровни для обеспечения деятельности таких центров;

· сохранение и развитие условий по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации по ключевым направлениям научно-технического прогресса для науки, высшего образования и промышленности РФ;

· развитие инновационной деятельности.

С 1996 года администрацией Томской области ежегодно проводится конкурс на звание «Лауреат премии Томской области в сфере образования и науки», на проведение которого из бюджета области ежегодно выделяются 1,5 млн рублей. Оказывается поддержка в виде областных премий 30 ведущим научным и научно-педагогическим коллективам, а также 350 ученым, преподавателям, аспирантам, учащимся школ и училищ по программе «Одаренные дети».

С 1998 года ежегодно проводятся несколько региональных конкурсов. Региональный конкурс грантов РФФИ, администрации Томской области и правительства Республики Алтай посвящен проблемам охраны окружающей среды и экологии природно-территориальных комплексов. Одновременно проводится первый в России региональный конкурс РГНФ и администрации Томской области «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном». Приоритетный национальный проект «Образование» на территории Томской области http://www.tomsk.gov.ru/ru/science_education/education.html

В рамках федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки» выполняется ряд проектов, в том числе проект «Академический университет», в котором принимают участие ТГУ и 14 академических организаций ТНЦ РАН и РАМН, Новосибирска и Москвы. Проект заслушан на коллегии МОПС и признан одним из наиболее продвинутых в РФ.

В области создания инфраструктуры современной информационной базы приоритетным является организация центров коллективного пользования для научно-образовательного сообщества Сибири, имея ввиду колоссальный информационный, кадровый и технический потенциал.

К первостепенным задачам относится создание современного информационного центра на базе ЦБ ТГУ, НТБ ТПУ, музейного комплекса вузов и учреждений РАН. Используя ресурсы крупного международного проекта программы «Темпус», связанного с использованием новых информационных технологий в управлении библиотеками, на базе ЦБ ТГУ завершается создание модели современной университетской библиотеки России.

Создание инфраструктуры телекоммуникаций позволило широко развернуть работы в области дистанционного образования. В частности, использование технологий дистанционного образования и информационных ресурсов центров коллективного использования ТГУ и ТНЦ СО РАН позволило разработать и реализовать модель открытого научно-образовательного пространства «Открытый академический университет». В рамках этого направления создана инфраструктура центра сетевых компьютерных ресурсов, разработан устав Ассоциации образовательных и научных учреждений Западной Сибири - Открытый университет Западной Сибири, учредителями которого стали ТГУ, Алтайский госуниверситет, Новосибирский государственный технический университет.

Для повышения инновационной активности предусматриваются следующие мероприятия:

1. разработка нормативно-правового обеспечения региональной инновационной политики;

2. создание региональной инфраструктуры инновационного процесса, включая финансово-экономическую систему, систему информационного обеспечения, экспертизы, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров.

Ведомственная достаточно полная модель такой региональной инфраструктуры отработана сегодня в Томском инновационном центре Западной Сибири при ТГУ в рамках выполнения программы Минобразования РФ «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы» и может быть использована в организациях ТНОК. По проектам данной программы в течение трех лет разработано 12 технологий.

Одновременно в рамках программы «Тасис» Томск вошел в число четырех российских городов наряду с Самарой, Зеленоградом, Новосибирском, в которых созданы Центры содействия инновациям. Томский центр содействия инновациям активно проводит работу по информационному обеспечению, созданию баз данных разработок, организации обучения по вопросам инновационной деятельности. Приоритетный национальный проект «Образование» на территории Томской области http://www.tomsk.gov.ru/ru/science_education/education.html

3. Обеспечение реализации критических технологий и технологий двойного назначения в отраслях региона. В рамках готовящегося соглашения администрации Томской области с Министерством обороны завершается подготовка программы выполнения работ по технологиям двойного назначения. Примером такого подхода является презентация крупного проекта федерального уровня по созданию комплекса производств по выпуску редких и редкоземельных металлов и изделий на их основе;

4. Создание в Томской области инновационно-технологических центров по приоритетным научно-техническим направлениям: в рамках закона об инновационной деятельности подготовлено положение о таких центрах; ряд центров функционирует и наработан опыт их деятельности;

5. Создание регионального межотраслевого банка данных перспективных технологий и разработок: сегодня собраны такие банки данных в различных учреждениях, например, ТИКИ, ТИЦ, НИТИ. Необходимо объединение информации, выделение наиболее перспективных разработок и оказание содействия в их продвижении на рынок.

6. Расширение источников финансирования для поддержки инновационной деятельности:

· продолжение практики проведения областных конкурсов научно-технических разработок, в т.ч. по заданиям отраслей с проведением тендеров на разработку;

· расширение взаимодействия с ведущими фондами РФ по поддержке инновационной деятельности (Фонд технологического развития, Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере), участие в инновационных программах федерального уровня;

· финансирование областной целевой инновационной программы в соответствии с проектом Закона Томской области об инновационной активности;

· финансирование инновационной программы мэрии Томска, использование средств отраслей и предприятий региона;

· участие в международных инновационных программах.

Сформулированные выше приоритетные направления являются составной частью плана действий по развитию реформирования научно-образовательной сферы Томской области на ближайшие годы, включающий в себя разделы:

1. Активизация научно-технической политики;

2. Укрепление научно-технического потенциала и улучшение финансовой ситуации;

3. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной и образовательной сферах;

4. Повышение инновационной активности;

5. Международное научно-техническое сотрудничество.

Реализация плана явятся важным этапом при подготовке законодательных инициатив, решении проблем сохранения и дальнейшего развития научно-образовательных потенциала Томской области, создаст предпосылки для эффективного использования данного потенциала в интересах их социально-экономического развития.

Заключение

Научно-исследовательская сфера поистине является основой возможного качественного роста российской экономики. Безразличное отношение к научно-техническому потенциалу, накопленному в советские годы, было бы непростительной, грубейшей ошибкой. Только развитие сферы высоких технологий, производство конкурентоспособной, наукоемкой продукции отечественными предприятиями способно предотвратить попадание России в число слаборазвитых стран.

Для этого государство должно приложить максимум усилий по стимулированию развития данной сферы. Наряду с ростом бюджетных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), доля которых остаются очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых и амортизационных льгот, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции. В условиях, когда большинство предприятий не может себе позволить покупать услуги науки, государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.

Используя международный опыт организации финансирования НИОКР, высокий потенциал регионов страны (Новосибирская, Томская области) как исторически сложившиеся научные центры России, государство должно стимулировать развитие новых структур работающих в данном направлении (венчурных фирм и фондов, научно-финансовых групп), создавая необходимую инфраструктуру и подводя законодательную основу под функционирование данных структур.

В целом же остается уверенность, что, несмотря на все трудности, Россия и в 21 веке останется в ряду высокотехнологичных держав, так как существующий человеческий потенциал научной сферы огромен. К некоторым предпринимателям уже приходит понимание того, что сфера вложения средств в высокотехнологические проекты, при всей ее рискованности и длительной окупаемости, осталась чуть ли не единственной, где можно заработать высокие дивиденды, государству остается только подтолкнуть инвесторов, обеспечив соответствующую инфраструктуру, законодательную основу, необходимые льготы и гарантии.

Список использованных источников и литературы

Источники:

1. Закон Томской области от 1 декабря 2000 года № 56-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области»//

http://tomsk.gov.ru/tomsk?doc&nd=951823757&nh=0...........................22.04.2009

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года //

http://mert.tatar.ru/rus/info.php?id=35161&pub_id=8406........................22.04.2009

3. Постановление Общего собрания Сибирского отделения РАН. Научно-образовательный комплекс Сибири6состояние и прогноз кадрового обеспечения научно- технологического развития// Наука в Сибири. N 3 (2688) от 22 января 2009 г.

4. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. N 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок».

5. Постановление Президиума СО РАН от 23 сентября 2004 года. О подготовке концепции программы инновации Сибирского научно--производственного комплекса// Наука в Сибири. N 41 (2477) от 15 октября 2004 г.

6. Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2009 года//

http://www.amr.ru/upload/iblock/e7b/%20gwlhsivks_avtxob_2007.pdf.22.04.2009

Литература:

7. Алехин Э.В. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2007.

8. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. - М.: Инфра-М; Изд-во РЭА, 2007.

9. Региональное развитие в капиталистических странах в условиях научно-технического прогресса: Научно-аналитический обзор / Отв. ред. В.Г. Былов.- М.: ИНИОН, 1989.

10. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Отв. ред.: А.Г. Гранберг.- М.: ЗАО «Изд-во "Экономика», 2000.

11. Регионы России.- М.: Госкомстат РФ, 2008.

12. Штульберг Б.М., Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б.М. Штульберг, В.Г. Введенский.- М.: Гелиос АРВ, 2007.

Периодические издания:

13. 50 лет СО РАН: итоги и перспективы// Наука в Сибири. N 7 от 15 февраля 2007 г.

14. Габдулгафарова И.М. Наука и образование на пороге третьего тысячелетия// Credo. №6, 2000.

15. Из выступления губернатора Томской области Виктора Кресса. Интеллект для развития Сибири// Наука в Сибири. N 49-50 от 25 декабря 2008 г.

16. Из выступления д.и.н. Е.Г. Водичева. Научно-образовательный потенциал Сибири в XX В.: опыт ретроспективного анализа// Наука в Сибири. N 1-2 от 15 января 2009 г

17. Особенный праздник для Томской области// Наука в Сибири. N 7 от 15 февраля 2007 г.

Интернет - публикации:

18. В 2008 г. в рамках нацпроекта в регионы Сибири поступило 3 тыс. комплектов учебного оборудования//

http://regnum.ru/news/1133295.html........................................................22.04.2009

19. Начало сибирской науки: Университет или Отделение?//

http://www.itartass-sib.ru/speczproekty/nauka/analitika/3153-nauka-v-sibiri.html...................................................................................................22.04.2009

20. Наука в Томской области//

http://www.arto.ru/science.html................................................................22.04.2009

21. Новосибирск: Областные власти сосредоточатся на развитии науки и образования//

http://news.ngs.ru/more/24930.php...........................................................22.04.2009

22. О науке и высшей школе Сибири как основе устойчивого развития регионов//

http://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?nid=152&id=3...........................22.04.2009

23. Приоритетный национальный проект «Образование» на территории Томской области

http://www.tomsk.gov.ru/ru/science_education/education.html...............22.04.2009

24. Развитие фундаментальной науки и элитарного высшего образования на основе интеграции Томского государственного университета и академических учреждений//

http://www.politika.tomsk.ru/webdesign/tsu/nfpk.nsf/urls/B1365C11777EF43DC6256EE1001A5E07/$file/d3_36_2.doc.......................................................22.04.2009

25. Томский научно-образовательный комплекс

http://www.tomsk.gov.ru/ru/science_education/.......................................22.04.2009

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать