Саудовская Аравия: географическое положение, государственное устройство, экономика
удебная система. В основе гражданского и судебного кодексов лежат положения шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные, наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями. В 1993 были приняты также несколько светских законов. Судебная система страны состоит из дисциплинарных и общих судов, которые рассматривают простые уголовные и гражданские дела; Шариатского или Кассационного Суда; и Верховного Суда, который проверяет и пересматривает все наиболее серьезные дела, а также контролирует деятельность других судов. В основе деятельности всех судов лежит исламское законодательство. Председательствуют в судах религиозные судьи, кади. Члены религиозных судов назначаются королем по рекомендации Высшего Совета Правосудия, состоящего из 12 старших юристов. Король является высшей апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.Местные органы власти. В соответствии с королевским указом 1993 Саудовская Аравия была разделена на 13 провинций (эмиратов). Указом 1994 провинции были, в свою очередь, поделены на 103 округа. Власть в провинциях принадлежит губернаторам (эмирам), назначаемым королем. Во главе наиболее важных городов, таких, как Эр-Рияд, Мекка и Медина, стоят губернаторы, принадлежащие к королевской семье. Местные дела находятся в ведении Советов провинций, члены которых назначаются королем из представителей наиболее знатных семейств.В 1975 власти королевства издали закон о муниципальных выборах, однако выборные муниципалитеты так и не были сформированы. В 2003 было объявлено о намерении провести первые в истории королевства выборы в муниципальные органы власти. Выборной станет половина мест в 14 региональных советах, вторая половина будет назначаться саудовским правительством. Выборы в советы регионов рассматриваются как шаг к реформам, о которых в мае 2003 заявил король Фахд.Права человека. Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House, Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав. К числу наиболее очевидных нарушений прав человека в Саудовской Аравии относятся: плохое обращение с заключенными; запреты и ограничения в области свободы слова, прессы, собраний и организаций, религии; систематическая дискриминация женщин, этнических и религиозных меньшинств, а также подавление рабочих прав. В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.Политические партии и движения. Несмотря на запрет деятельности политических партий и профсоюзов, в стране существует ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций различной ориентации.Левая оппозиция включает в себя немногочисленные группы националистической и коммунистической ориентации, опирающихся главным образом на иностранных рабочих и национальные меньшинства, среди них: Голос авангарда, Коммунистическая партия Саудовской Аравии, Партия арабского социалистического возрождения, Партия зеленых, Социалистическая партия труда, Социалистический фронт Саудовской Аравии, Союз народов Аравийского полуострова, Фронт освобождения оккупированных зон Персидского залива. В последние годы их активность заметно снизилась, многие группы распались.Либеральная оппозиция организационно не оформлена. Она представлена в основном бизнесменами, представителями интеллигенции, технократами и выступает за расширение участия различных представителей общества в управлении государством, ускоренную модернизацию страны, политические и судебные реформы, введение институтов западной демократии, уменьшение роли консервативных религиозных кругов и улучшение положения женщин. Число сторонников либеральной оппозиции невелико, но в последнее годы королевский режим, стремящийся сохранить хорошие отношения с Западом, вынужден все больше прислушиваться к её мнению.Наиболее радикальной оппозиционной силой являются консервативные и религиозно-фундаменталистские исламские круги суннитского и шиитского толка. Исламистское движение возникло еще в 1950-е как конгломерат неформальных групп, но окончательно оформилось только к началу 1990-х. Среди суннитской оппозиции выделяются три течения: умеренное крыло традиционалистского ваххабизма, воинственное течение неоваххабизма и либерально ориентированное течение сторонников исламских реформ.К числу традиционалистов относятся многие улемы, престарелые богословы, а также некогда могущественные шейхи племен. В 1990-е традиционалисты были представлены такими организациями, как "Группа подражания благочестивости предков", "Группа сохранения Корана", "Единобожники", "Призывающие" и др.Неоваххабиты, по мнению многих экспертов, опираются на безработную молодежь, учителей и студентов-теологов, а также бывших моджахедов, сражавшихся в Афганистане, Алжире, Боснии и Чечне. Они резко критикуют правительство за его действия в период войны в Персидском заливе, иностранное военное присутствие в стране, модернизацию общества по западному образцу и выступают в защиту исламских ценностей. Спецслужбы предполагают, что наиболее воинственные круги неоваххабизма связаны с международными террористическими организациями ("Аль-Каида", "Братья-мусульмане") и могут стоять за рядом нападений, совершенных на иностранцев в 1990-е и начале 2000-х.Умеренные исламисты представлены "Комитетом по защите законных прав" (образован в мае 1993) и "Движением за исламскую реформу в Аравии" (возникло в марте 1996 в результате раскола Комитета). Обе группы действуют преимущественно в Великобритании и в своих заявлениях сочетают радикальную исламистскую риторику с требованиями проведения реформ в политической, социальной и экономической сфере, расширения свободы слова и собраний, контактов со странами Запада, соблюдения прав человека.Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются "Саудовская Хезболлах" (известная также как "Хезболлах Хиджаза", до 1000 чел) и "Исламский джихад Хиджаза". Более умеренным является "Шиитское движение за реформы", возникшее в начале 1990-х на базе "Организации исламской революции". С 1991 оно издает "Аль-Джазира аль-Арабия" в Лондоне и "Арабиэн монитор" в Вашингтоне.Внешняя политика. Саудовская Аравия - член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 - член МВФ и МБРР, с 1960 - член Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации - Исламского банка развития, созданного в 1969.Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран - экспортеров нефти - облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление "нормальных отношений". Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился.Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт - Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям. В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002. Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002).Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением "Талибан", прерванные в 2001. С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму.Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991.Территориальные конфликты. В 1987 была завершена демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 Саудовская Аравия и Кувейт договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские владения Карух и остров Умм-аль-Марадим.12 июня 2000 было заключено пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена. Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями, подписанными в июне 1999 и в марте 2001. Не уточнено положение и статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает соглашение 1974. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом.Вооруженные силы. С 1970-х Саудовская Аравия затратила огромные средства на расширение и модернизацию своих вооруженных сил. После войны в Персидском заливе в 1991 вооруженные силы страны были еще больше увеличены и оснащены новейшим вооружением, большая часть которого поступила из США. По данным Международного института стратегических исследований, военный бюджет Саудовской Аравии в 2002 составил 18,7 млрд. долл., или 11% ВВП. Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, сил противовоздушной обороны, Национальной гвардии, Министерства внутренних сил. Верховный главнокомандующий - король, непосредственное руководство вооруженными силами осуществляют Министерство обороны и Генеральный штаб. Все командные должности занимают члены правящей семьи. Общая численность регулярных вооруженных сил составляет около 126,5 тыс. чел. (2001). Сухопутные войска (75 тыс. чел) имеют 9 бронетанковых, 5 механизированных, 1 воздушно-десантную бригады, 1 полк Королевской гвардии, 8 артиллерийских дивизионов. На вооружении 1055 танков, 3105 БТР, св.1000 единиц артиллерии и ракетных установок. ВВС (20 тыс. чел) имеют на вооружении св.430 боевых самолетов и ок.100 вертолетов. Силы ПВО (16 тыс. чел) включают 33 ракетных дивизиона. ВМС (15,5 тыс. чел) состоят из двух флотилий, имеют на вооружении ок.100 боевых и вспомогательных кораблей. Основные военно-морские базы - Джидда и Эль-Джубайл. В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс). Комплектование вооруженных сил осуществляется по принципу добровольного найма.ЭкономикаВ настоящее время основу экономики Саудовской Аравии составляет свободное частное предпринимательство. Между тем правительство осуществляет контроль за основными сферами экономической деятельности. Саудовская Аравия имеет самые большие запасы нефти в мире, считается крупнейшим экспортером нефти и играет ведущую роль в ОПЕК. Доказанные запасы сырой нефти составляют 261,7 млрд. баррелей, или 35 млрд. т (26% всех запасов), а природного газа - около 6,339 трлн. куб. м. (на январь 2002). Нефть приносит стране до 90% доходов от экспорта, 75% государственных доходов и 35-45% ВВП. Приблизительно 25% ВВП поступает из частного сектора. В 1992 ВВП Саудовской Аравии был эквивалентен 112,98 млрд. долл., или 6042 долл. на душу населения. В 1997 ВВП составил 146,25 млрд. долл., или 7792 долл. на душу населения; в 1999 возрос до 191 млрд. долл., или 9 тыс. долл. на человека; в 2001 - до 241 млрд. долл., или 8460 долл. на человека. Однако реальный экономический рост отстает от увеличения числа жителей, что ведет к безработице и сокращению дохода на душу населения. Доля отраслей экономики, не связанных с добычей и переработкой нефти, в ВВП увеличилась с 46% в 1970 до 67% в 1992 (в 1996 она сократилась до 65%).В 1999 правительство объявило планы начать приватизацию электрических компаний, которая последует за приватизацией телекоммуникационных компаний. Чтобы уменьшить зависимость королевства от нефти и увеличить занятость стремительно растущего саудовского населения, в последние годы стремительно развивается частный сектор. Основными приоритетами правительства Саудовской Аравии в ближайшей перспективе является выделение дополнительных средств на развитие водной инфраструктуры и образования, поскольку нехватка воды и быстрый прирост населения не позволяют стране полностью обеспечивать себя сельскохозяйственными продуктами.Нефтяная промышленность и ее роль. Крупнейшим держателем нефтяных концессий и основным производителем нефти является "Арабиен америкен ойл компани" (АРАМКО). С начала 1970-х она находится под контролем правительства Саудовской Аравии, а до этого целиком принадлежала консорциуму американских компаний. Компания получила концессию в 1933 и начала экспорт нефти в 1938. Вторая мировая война прервала развитие нефтяной промышленности, которое возобновилось в 1943, с началом строительства нефтеперерабатывающего завода в нефтяном порту Рас-Таннура. Добыча нефти постепенно увеличивалась с 2,7 тыс. т/день до 1944 до 33,5 тыс. т/день в 1947 и 68,1 тыс. т/день в 1949. К 1977 ежедневная добыча нефти в Саудовской Аравии возросла до 1,25 млн. т и оставалась высокой в течение 1980-х, до тех пор, пока не начала снижаться в результате уменьшения спроса на нефть на мировом рынке. В 1992 добывалось ок.1,15 млн. т/день, причем 97% добычи приходилось на АРАМКО. Добыча нефти ведется и другими, более мелкими компаниями, такими, как японская "Арабиен ойл компани", действующей в прибрежных водах недалеко от границы с Кувейтом, и "Гетти ойл компани", ведущей добычу на суше в районе границы с Кувейтом. В 1996 квота Саудовской Аравии, определяемая ОПЕК, составляла ок.1,17 млн. т в день. В 2001 средний объем добычи составлял 8,6 млрд. баррелей/день (460 млрд. т/год). Кроме этого, она пользуется запасами, находящимися в так называемой "нейтральной зоне" на границе с Кувейтом, которые дают ей еще дополнительно до 600 тысяч баррелей нефти в сутки. Крупнейшие месторождения нефти расположены в восточной части страны, на побережье Персидского залива или на шельфе.Основные нефтеперерабатывающие заводы: Арамко - Рас Танура (мощность 300 тыс. баррелей/день), Рабиг (325 тыс. баррелей/день), Янбу (190 тыс. баррелей/день), Рийяд (140 тыс. баррелей/день), Джидда (42 тыс. баррелей/день), Арамко-Мобил - Янбу (332 тыс. баррелей/день), Petromin/Shell - аль-Джубейль (292 тыс. баррелей/день), Arabian Oil Company - Рас-аль-Хафджи (30 тыс. баррелей/день).Важнейшим фактором развития нефтяной промышленности являются близкие и взаимовыгодные отношения, сложившиеся между АРАМКО и Саудовской Аравией. Деятельность АРАМКО способствовала притоку в страну квалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест для саудовцев.Значительные изменения в отношениях между нефтяными компаниями и правительством Саудовской Аравии начались в 1972. В соответствии с подписанным сторонами соглашением, правительство получало 25% имущества АРАМКО. Было установлено, что доля Саудовской Аравии постепенно увеличится до 51% к 1982. Однако в 1974 правительство ускорило этот процесс и приобрело в собственность 60% акций АРАМКО. В 1976 нефтяные компании дали обещание передать всю собственность АРАМКО Саудовской Аравии. В 1980 вся собственность АРАМКО перешла к правительству Саудовской Аравии. В 1984 президентом компании впервые стал гражданин Саудовской Аравии. С 1980 правительство Саудовской Аравии стало само определять цены на нефть и объемы ее добычи, а нефтяные компании получили права на разработку месторождений нефти в качестве субподрядчиков правительства.Рост добычи нефти сопровождался значительным ростом доходов от ее продажи, особенно после четырехкратного скачка цен на нефть в 1973-1974, что привело к гигантскому росту доходов правительства, которые увеличились с 334 млн. долл. в 1960 до 2,7 млрд. долл. в 1972, 30 млрд. долл. в 1974, 33,5 млрд. долл. в 1976 и 102 млрд. долл. в 1981. В дальнейшем спрос на нефть на мировом рынке стал сокращаться, и к 1989 доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти упали до 24 млрд. долл. Кризис, начавшийся после вторжения Ирака в Кувейт в 1990, вновь поднял мировые цены на нефть; соответственно доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти возросли в 1991 до почти 43,5 млрд. долл. В 1998, как следствие резкого падения мировых цен на нефть в начале года, доходы Саудовской Аравии от экспорта нефти составили 43,7 млрд. долл.Промышленность. Доля промышленности в ВВП страны составляет 47% (1998). Рост промышленного производства в 1997 составлял 1%. В прошлом промышленность Саудовской Аравии была развита слабо, особенно отрасли, не связанные с добычей и переработкой нефти. В 1962 было создано правительственная Генеральная организация нефти и минеральных ресурсов (ПЕТРОМИН), в задачу которого входит развитие нефтяной и горнодобывающей промышленности, а также создание новых нефтяных, горнодобывающих и металлургических предприятий. В 1975 было образовано Министерство промышленности и энергетики, к которому перешла ответственность за предприятия ПЕТРОМИНа, не связанные с добычей и переработкой нефти. Крупнейшими проектами ПЕТРОМИНа стали сталелитейный завод в Джидде, построенный в 1968, и нефтеперерабатывающие заводы в Джидде и Эр-Рияде, построенные в конце 1960-х и начале 1970-х. ПЕТРОМИН также предоставил 51% средств для строительства завода азотных удобрений в Даммаме, завершенного в 1970.