Саудовская Аравия: географическое положение, государственное устройство, экономика
рупнейшие библиотеки. Национальная библиотека (осн. в 1968), библиотека Сауда, библиотека при университете в Эр-Рияде, библиотека Махмудия, библиотека Арифа Хикмата и библиотека при университете в Медине.

Культура. Религия пронизывает все общество: она формирует и определяет культурную и художественную жизнь страны. В историческом плане Саудовская Аравия не подвергалась иностранному культурному влиянию, которое испытали другие арабские государства. В стране отсутствуют литературные традиции, сопоставимые с традициями арабских стран Средиземноморья. Пожалуй, единственными известными саудовскими писателями являются историки конца 19 в., из которых самым известным можно считать Османа ибн Бишра. Отсутствие литературных традиций в Саудовской Аравии отчасти компенсируется имеющими глубокие корни традициями в области устной прозы и поэзии, берущими свое начало еще с доисламских времен. Музыка не является традиционной формой искусства в Саудовской Аравии. Ее развитие в последние десятилетия в качестве средства художественного выражения было сведено на нет запретом, введенным Советом улемов на ее исполнение в увеселительных целях. Исполнителей народной музыки и песен немного, и все они мужчины. Среди наиболее известных музыкальных исполнителей можно отметить первую поп-звезду Саудовской Аравии Абду Маджида-и-Абдаллаха и виртуоза арабскою лютни (уд) Абади аль-Джохара. Популярностью в стране также пользуется египетская поп-музыка. Такой же жесткий запрет введен на изображение человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре, хотя это и не касается фотографии. Художественные поиски ограничены созданием архитектурных орнаментов, например фризов и мозаик, включающих в себя традиционные формы исламского искусства.

Ваххабизм не одобряет возведение изысканно украшенных мечетей, так что современная религиозная архитектура невыразительна, в отличие от древней, эстетически более интересной (например, святилище Кааба в Мекке). Наиболее значительной религиозной архитектурной работой последних лет, по-видимому, является восстановление и отделка мечети на месте погребения Пророка в Медине, а также значительное расширение и обновление Большой мечети в Мекке. Строгость религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской архитектуры. В городах в больших масштабах ведется строительство дворцов, общественных зданий и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются современные идеи и традиционный дизайн.

В стране отсутствуют театры и общественные кинотеатры, запрещены зрелища и представления.

Печать, радиовещание, телевидение, интернет.д.еятельность саудовских СМИ является наиболее регламентированной во всем арабском мире. Им не разрешается критиковать правительство и королевскую семью, а также подвергать сомнению религиозные установления. Только с 2002-2003 появились признаки либерализации государственной политики в отношении СМИ. Прессой и телевидением стали освещаться темы, ранее считавшиеся запретными. Газеты в Саудовской Аравии могут учреждаться только королевским указом. Издаётся 10 ежедневных газет и несколько десятков журналов (2003). На арабском языке: "Аль-Биляд", с 1934, тираж 30 тыс. экз.; "Аль-Джазира"; "Ан-Надва", с 1958, 35 тыс. экз.; "Аль-Медина аль-Мунаввара", с 1937, 55 тыс. экз.; "Эр-Рияд", с 1964, 140 тыс. экз.; "Араб ньюс". Правительственное информационное агентство - Саудовское агентство печати (СПА), основанное в 1970.

Радиовещание ведется с 1948, имеется 76 радиостанций (1998), контролируемых государством и транслирующих сводки новостей, выступления ораторов, проповеди, образовательные и религиозные программы. С 2002 из Европы ведется также вещание оппозиционной радиостанции "Голос реформ", принадлежащей "Движению за исламские реформы в Аравии".

Телевидение существует с 1965, имеется 3 телевизионных сети и 117 телевизионных станций (1997). Все теле - и радиовещание осуществляется государственной Вещательной Службой Королевства Саудовская Аравия. Председателем управления надзора за радио и телевидением является министр культуры и информации.

Сотовая телефонная сеть существует с 1981; Интернет - с конца 1990-х, имеется 22 Службы интернет-провайдеров (2003), зарегистрировано 1453 тыс. пользователей (2002). По неофициальным данным, 2/3 пользователей Интернета - женщины. Правительством осуществляется цензура, действуют системы защиты, блокирующие доступ на веб-сайты, которые считаются оскорбительными с точки зрения исламской морали. В общей сложности заблокирован доступ к нескольким тысячам веб-сайтов.

История

Территорию Аравийского полуострова с древнейших времен (2 тыс. до н. э) населяли кочевые арабские племена, называвшие себя "аль-араб" (арабы). В 1 тыс. до н.э. в различных частях полуострова начинают складываться древнеарабские государства - Минейское (до 650 до н. э), Сабейское (ок.750-115 до н. э), Химьяритское царства (ок.25 до н.э. - 577 н. э). В 6-2 вв. до н.э. на севере Аравии возникают рабовладельческие государства (Набатейское царство, ставшее в 106 н.э. римской провинцией, и др.). Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало развитию таких центров, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина). Во 2-5 вв. на полуострове получают распространение иудаизм и христианство. На побережье Персидского залива и Красного моря, а также в Хиджазе, Наджране и Йемене возникают религиозные общины христиан и иудеев. В конце 5 в. н.э. в Неджде сформировался союз арабских племен во главе с племенем Кинда. В дальнейшем его влияние распространилось на ряд соседних областей, включая Хадрамаут и восточные районы Аравии. После распада союза (529 н. э) важнейшим политическим центром Аравии стала Мекка, где в 570 н.э. родился пророк Мухаммед. В этот период страна стала объектом борьбы между эфиопскими и персидскими династиями. В сер.6 в. арабы во главе с племенем курейшитов сумели отразить нападение эфиопских правителей, пытавшихся захватить Мекку. В 7 в. н.э. в западной части Аравийского полуострова возникла новая религия - ислам, и образовалось первое мусульманское теократическое государство - Арабский халифат со столицей в Медине. Под руководством халифов в конце 7 в. развертываются завоевательные войны вне Аравийского полуострова. Перемещение столицы халифатов из Медины сначала в Дамаск (661), а затем в Багдад (749) привело к тому, что Аравия стала окраинной областью огромного государства. В 7-8 вв. большая часть территории современной Саудовской Аравии входила в халифат Омейядов, в 8-9 вв. - Аббасидов. С падением Аббасидского халифата на территории Аравийского полуострова возникло множество мелких самостоятельных государственных образований. Хиджаз, сохранявший значение религиозного центра ислама, в конце 10-12 вв. оставался в вассальной зависимости от Фатимидов, в 12-13 вв. - Айюбидов, а затем - мамлюков (с 1425). В 1517 Западная Аравия, включая Хиджаз и Асир, были подчинены Османской империи. В сер.16 в. власть турецких султанов распространилась на Эль-Хасу, область на побережье Персидского залива. С этого момента и до конца Первой мировой войны Западная и Восточная Аравия входили (с перерывами) в состав Османской империи. Значительно большей самостоятельностью пользовался Неджд, население которого составляли бедуины и земледельцы оазисов. Весь этот район представлял собой огромное количество мелких феодальных государственных образований с самостоятельными правителями практически в каждом селении и городе, постоянно враждовавшими между собой.

Первое саудовское государство. Корни государственного устройства современной Саудовской Аравии лежат в религиозном реформаторском движении середины 18 в., называемом ваххабизмом. Оно было основано Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом (1703-1792) и поддержано Мухаммедом ибн Саудом (годы правления 1726/27-1765), вождем племени анайза, населявшим район Эд-Дирийя в центральном Неджде. К середине 1780-х Саудиды утвердились на всей территории Неджда. Им удалось объединить часть племен центральной и восточной Аравии в религиозно-политическую конфедерацию, целью которой стало распространение ваххабитского учения и власти недждских эмиров на территорию всего Аравийского полуострова. После смерти аль-Ваххаба (1792) сын Ибн Сауда, эмир Абдель Азиз I ибн Мухаммед аль-Сауд (1765-1803), принял титул имама, что означало объединение в его руках как светской, так и духовной власти. Опираясь на союз ваххабитских племен, он поднял знамя "священной войны", требуя от соседних шейхств и султанатов признания ваххабитского учения и совместного выступления против Османской империи. Сформировав многочисленную армию (до 100 тыс. чел), Абдель Азиз в 1786 приступил к покорению соседних земель. В 1793 ваххабиты захватили Эль-Хасу, штурмом овладели Эль-Катифом, где окончательно укрепились к 1795. Попытка Османской империи восстановить свою власть над Эль-Хасой провалилась (1798). Одновременно с борьбой за район Персидского залива ваххабиты развернули наступление на побережье Красного моря, совершая набеги на окраины Хиджаза и Йемена и захватывая расположенные вдоль границ оазисы. К 1803 почти все побережье Персидского залива и прилегающие к нему острова (включая Катар, Кувейт, Бахрейн и большую часть Омана и Маската) были подчинены ваххабитами. На юге были завоеваны Асир (1802) и Абу-Ариш (1803). В 1801 армии Абдель Азиза вторглись в Ирак и разорили священный город шиитов Кербелу. Убив свыше 4 тыс. горожан и забрав сокровища, они отступили назад в пустыню. Экспедиция, посланная вслед за ними в Аравию была разбита. Нападения на города Месопотамии и Сирии продолжались вплоть до 1812, однако за пределами Аравийского полуострова учение аль-Ваххаба не нашло поддержки среди местного населения. Разорение городов в Ираке восстановило против ваххабитов всю шиитскую общину. В 1803 в знак мести за осквернение святынь Кербелы Абдель Азиз был убит шиитом прямо в мечети Эд-Дирийи. Но и при его наследнике, эмире Сауде I ибн Абдель Азизе (1803-1814), ваххабитская экспансия продолжилась с новой силой. В апреле 1803 ваххабитами была взята Мекка, спустя год - Медина, а к 1806 подчинен весь Хиджаз.

С конца 18 в. участившиеся ваххабитские набеги стали все сильнее беспокоить правителей Османской империи. С захватом ваххабитами Хиджаза власть Саудидов распространилась на священные города ислама - Мекку и Медину. Практически вся территория Аравийского полуострова была включена в состав ваххабитского государства. Сауд получил титул "хадим-ал-харамайн" ("слуга священных городов"), что давало ему возможность претендовать на главенство в мусульманском мире. Потеря Хиджаза была серьезным ударом по престижу Османской империи, представители духовенства которой провозгласили "фетву", официальный религиозный эдикт, поставив последователей аль-Ваххаба вне закона. На подавление ваххабитов была направлена армия египетского правителя (вали) Мухаммеда Али. Однако в декабре 1811 египетская армия была полностью разгромлена. Несмотря на первое поражение и отчаянное сопротивление ваххабитов, египтяне в ноябре 1812 взяли Медину, а в январе следующего года - Мекку, Таиф и Джидду. Они восстановили ежегодное паломничество к святым местам, запрещенное ваххабитами, и вернули Хашимитам контроль над Хиджазом. После смерти Сауда в мае 1814 эмиром Неджда стал его сын Абдалла ибн Сауд ибн Абдель Азиз. В начале 1815 египтяне нанесли силам ваххабитов серию тяжелых поражений. Ваххабиты были разгромлены в Хиджазе, Асире и в стратегически важных районах между Хиджазом и Недждом. Однако в мае 1815 Мухаммеду Али пришлось срочно покинуть Аравию. Весной 1815 был подписан мир. По условиям договора Хиджаз перешел под управление египтян, а ваххабиты сохранили за собой только районы Центральной и Северо-Восточной Аравии. Эмир Абдалла обещал подчиняться египетскому губернатору Медины, а также признал себя вассалом турецкого султана. Он также обязался обеспечить безопасность хаджа и вернуть сокровища, похищенные ваххабитами в Мекке. Но перемирие оказалось недолгим, и в 1816 война возобновилась. В 1817 в результате успешного наступления египтяне взяли укрепленные поселения Эр-Расс, Бурайду и Унайзу. Командующий египетскими силами Ибрахим-паша, заручившись поддержкой большинства племен, в начале 1818 вторгся в Неджд и апреле 1818 осадил Эд-Дирийю. После пятимесячной осады город пал (15 сентября 1818). Последний правитель Эд-Дирийи, Абдалла ибн Сауд, сдался на милость победителей, был отправлен сначала в Каир, затем в Стамбул и там публично казнен. Другие Саудиды были вывезены в Египет. Эд-Дирийя была разрушена. Во всех городах Неджда срыли укрепления и поставили египетские гарнизоны. В 1819 вся территория, прежде принадлежавшая Саудидам, была присоединена к владениям египетского правителя Мухаммеда Али.

Второе саудовское государство. Однако египетская оккупация продолжалась всего несколько лет. Недовольство коренного населения египтянами способствовала возрождению ваххабитского движения. В 1820 в Эд-Дирийе вспыхнуло восстание во главе с Мисрахи ибн Саудом, одним из родственников казненного эмира. Хотя оно было подавлено, ваххабитам спустя год вновь удалось оправиться от поражения и под руководством вернувшегося из изгнания имама Турки ибн Абдаллаха (1822-1834), внука Мухаммеда ибн Сауда и двоюродного дяди Абдаллы, восстановить саудовское государство. Из разрушенной Эд-Дирийи их столица была перенесена в Эр-Рияд (ок.1822). Стремясь сохранить дружественные отношения с османскими правителями Ирака, Турки признал номинальный сюзеренитет Османской империи. Высланные против ваххабитов египетские войска погибли от голода, жажды, эпидемий и партизанских набегов. Египетские гарнизоны сохранились в Касыме и Шаммаре, но и оттуда они были выбиты в 1827. Сломив сопротивление непокорных бедуинских племен, ваххабиты к 1830 вновь захватили побережье Эль-Хасы и принудили шейхов Бахрейна выплачивать им дань. Через три года они подчинили себе все побережье Персидского залива к югу от Эль-Катифа, включая часть территории Омана и Маската. Под контролем Египта оставался только Хиджаз, который был преобразован в египетскую провинцию во главе с наместником. Несмотря на потерю центральной и восточной Аравии, египтяне продолжали оказывать воздействие на политическую жизнь этих районов. В 1831 они поддержали притязания на ваххабитский престол Машари ибн Халида, двоюродного брата Турки. В стране начался долгий период борьбы за власть. В 1834 Машари с помощью египтян завладел Эр-Риядом, убил Турки и сел на его место. Однако спустя месяц Фейсал ибн Турки, опираясь на поддержку войска, расправился с Машари и стал новым правителем Неджда (1834-1838, 1843-1865). Такой поворот событий не устраивал Мухаммеда Али. Поводом к новой войне послужил отказ Фейсала платить дань Египту. В 1836 египетская экспедиционная армия вторглась в пределы Неджда и спустя год овладела Эр-Риядом; Фейсал был захвачен в плен, отправлен в Каир, где находился до 1843. На его место был поставлен Халид I ибн Сауд (1838-1842), сын Сауда и брат Абдаллы, до этого находившийся в египетском плену. В 1840 египетские войска были выведены с Аравийского полуострова, чем воспользовались ваххабиты, высказывавшие недовольство проегипетским курсом Халида. В 1841 правителем Неджда объявил себя Абдалла ибн Тунайян; Эр-Рияд был захвачен его сторонниками, гарнизон уничтожен, а Халид, который в этот момент находился в Эль-Хасе, бежал на корабле в Джидду. Правление Абдаллы также оказалось недолгим. В 1843 он был свергнут вернувшимся из плена Фейсалом ибн Турки. В сравнительно короткий срок Фейсалу удалось восстановить фактически распавшийся эмират. В течение следующих трех десятилетий ваххабитский Неджд вновь стал играть ведущую роль в политической жизни центральной и восточной Аравии. В этот период ваххабиты дважды (1851-1852, 1859) пытались установить свой контроль над Бахрейном, Катаром, Договорным Берегом и внутренними районами Омана. На короткий момент владения Саудидов вновь распространились на значительную территорию от Джабель-Шаммара на севере до границ Йемена на юге. Их дальнейшее продвижение на побережье Персидского залива было остановлено только вмешательством Великобритании. Вместе с тем, центральная власть Эр-Рияда оставалась слабой, вассальные племена часто враждовали между собой и поднимали восстания.

После смерти Фейсала (1865) межплеменная борьба дополнилась династическими распрями. Между наследниками Фейсала, который поделил Неджд между тремя сыновьями, разгорелась жестокая междоусобная борьба за "старший стол". В апреле 1871 правивший в Эр-Рияде Абдалла III ибн Фейсал (1865-1871) потерпел поражение от своего сводного брата Сауда II (1871-1875). В следующие пять лет трон переходил из рук в руки не менее 7 раз. Каждая сторона создавала собственные группировки, в следствие чего единство ваххабитской общины было нарушено; племенные объединения больше не подчинялись центральной власти. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, османцы в 1871 оккупировали Эль-Хасу, а спустя год - Асир. После смерти Сауда (1875) и короткого периода хаоса в Эр-Рияд вернулся Абдалла III (1875-1889). Ему пришлось вести борьбу не только со своим братом Абдарахманом, но также с сыновьями Сауда II.

На фоне этой борьбы Саудиды оказались отодвинутыми в тень соперничающей с ними династией Рашидидов, правивших с 1835 эмиратом Джабель-Шаммар. Долгое время Рашидиды считались вассалами Саудидов, но постепенно, взяв под свой контроль торговые караванные пути, обрели могущество и независимость. Проводя политику религиозной терпимости, шаммарский эмир Мухаммед ибн Рашид (1869-1897), прозванный Великим, сумел покончить с династическими междоусобицами на Севере Аравии и объединить под своей властью Джабель-Шаммар и Касым. В 1876 он признал себя вассалом турок и с их помощью начал борьбу с эмирами из дома Саудидов. В 1887 Абдалла III, в очередной раз свергнутый своим племянником Мухаммедом II, обратился за помощью к Ибн Рашиду. В том же году войска Рашидидов взяли Эр-Рияд, поставив в городе собственного губернатора. Оказавшись фактически в качестве заложников в Хаиле, представители династии Саудидов признали себя вассалами Ибн Рашида и обязались регулярно выплачивать ему дань. В 1889 Абдалле, назначенному губернатором города, и его брату Абдарахману позволили вернуться в Эр-Рияд. Абдалла, однако, умер в том же году; его сменил Абдарахман, который вскоре попытался восстановить самостоятельность Неджда. В сражении при Эль-Мулайде (1891) ваххабиты и их союзники потерпели поражение. Абдарахман с семьей бежал в Эль-Хасу, а затем в Кувейт, где нашел убежище у местного правителя. В захваченные районы Эр-Рияда и Касыма были назначены рашидидские губернаторы и представители. С падением Эр-Рияда единственным крупным государством на Аравийском полуострове стал Джабель-Шаммар. Владения рашидидских эмиров распространились от границ Дамаска и Басры на севере до Асира и Омана на юге.

Ибн Сауд и образование Саудовской Аравии. Власть династии Саудидов была восстановлена эмиром Абд аль-Азизом ибн Саудом (полное имя Абд аль-Азиз ибн Абдарахман ибн Фейсал ибн Абдаллах ибн Муххамед-аль-Сауд, позднее получившим известность под именем Ибн Сауда), возвратившимся в 1901 из изгнания и начавшим войну против династии Рашидидов. В январе 1902 Ибн Сауд при поддержке правителя Кувейта Мубарака с небольшим отрядом своих сторонников овладел Эр-Риядом, бывшей столицей Саудидов. Эта победа позволила ему закрепиться в Неджде и получить поддержку как со стороны религиозных лидеров (провозгласивших его новым эмиром и имамом), так и местных племен. К весне 1904 Ибн Сауд восстановил свой контроль над большей частью южного и центрального Неджда. Для борьбы с ваххабитами Рашидиды в 1904 обратились за помощью к Османской империи. Посланные в Аравию османские войска заставили Ибн Сауд ненадолго перейти к обороне, но вскоре потерпели поражение и покинули страну. В 1905 военные успехи ваххабитов вынудили губернатора (вали) Османской империи в Ираке признать Ибн Сауд своим вассалом в Неджде. Владения Ибн Сауда номинально стали округом османского вилайета Басра. Оставшись одни, Рашидиды еще некоторое время продолжали борьбу. Но в апреле 1906 их эмир Абдель Азиз ибн Митаб аль-Рашид (1897-1906) погиб в сражении. Его преемник Митаб поспешил заключить мир и признал права Саудидов на Неджд и Касым. Путем обмена письмами турецкий султан Абдул-Хамид подтвердил это соглашение. Османские войска были выведены из Касыма, а Ибн Сауд стал единственным правителем центральной Аравии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать