Социально-экономическая характеристика Македонии
p align="left">ВВП в 2002 оценивался в 10,57 млрд. долл. США, что соответствует 5100 долл. на душу населения. Сельское хозяйство дает 11% ВВП, промышленность - 31%, сфера услуг - 58%.

Агроклиматические условия благоприятны для ведения сельского хозяйства. Из зерновых культур выращивают пшеницу, кукурузу и рис. Наибольшее хозяйственное значение имеют такие технические культуры, как табак, подсолнечник, хлопок, мак. Македония славится высоким качеством табака (около 50% идет на экспорт) и производством растительного масла. Широко развито виноградарство и виноделие. Среди овощных культур предпочтение отдается выращиванию томатов, перца, дынь, кабачков. Развито также тепличное хозяйство, производящее ранние овощи. Среди плодовых и ягодных культур выращивают яблоки, сливы, вишню, черешню, груши, грецкие орехи, цитрусовые, ежевику, малину и др. Налажена заготовка грибов и лекарственных трав. В горных районах развито пастбищное животноводство. Население разводит овец, коз, крупный рогатый скот, свиней - 116 тыс. В стране есть также птицеводство и пчеловодство. Жители озерных районов занимаются рыболовством.

Промышленное производство после некоторого роста в конце 1990-х, в 2002 сократилось на 5%. В 2001 было произведено 6465 млрд. кВт·ч электроэнергии (ок. 84% на ТЭС и ок. 16% на ГЭС). Доля бурого угля как первичного энергоресурса в производстве электроэнергии составляет ок. 50%, второе место занимают нефть и нефтепродукты (ок. 30%), за ними следуют гидроэнергия и природный газ. За счет собственных ресурсов удовлетворяется примерно 65% энергетических потребностей.

В стране добывают бурый уголь, хром, олово, цинк и т.д. Работают металлургические комбинаты в Скопье, Велесе, Битоле и Куманово, предприятия транспортного машиностроения, электротехнической индустрии. Химическая промышленность базируется в основном на импортном сырье. Крупный химический комбинат находится в Скопье. Развитию химической отрасли способствуют иностранные инвестиции (США - в фармацевтическую промышленность, Турции - в производство горюче-смазочных материалов и пластмасс, Италии - в производство технического стекла). Основные центры текстильной промышленности - Тетово (производство шерстяных тканей), Штип (хлопчатобумажный комбинат), Велес (шелкоткацкий комбинат). Производят преимущественно готовую, в том числе трикотажную, одежду, покрывала, постельное белье, искусственный мех, одеяла, хлопчатобумажные нитки, шерстяную пряжу, ткани, ковры. Кожевенная и кожевенно-обувная промышленность работает в основном на привозном сырье и в значительной мере развивается благодаря инвестициям итальянской и итало-американской компаний. Имеется целлюлозно-бумажная промышленность. Значительная часть изделий македонской промышленности экспортируется.

Из нерудных полезных ископаемых добывают доломиты, известняк, полевой шпат, гипс, диатомиты, мрамор и др. На базе местного сырья развито силикатно-керамическое и стекольное производства, а также производство строительных материалов.

Объем экспорта в 2002 оценивался в 1,1 млрд. долл. США. Страна вывозит продукты питания, вино и напитки, табачные изделия, различные промышленные изделия, железо и сталь. Основные партнеры по экспорту: Германия, Италия, США, Хорватия и Греция. Объем импорта достиг в 2002 суммы в 1,9 млрд. долл. США. Македония ввозит машины и оборудование, химические продукты, топливо и продукты питания; основные партнеры - Греция, Германия, Болгария, Словения, Италия, Турция, Украина.

Доходы государственного бюджета в 2001 оценивались в 1,13 млрд. долл.; расходы - в 1,02 млрд. долл. Внешний долг Македонии достиг 1,3 млрд. долл. Страна получает существенную экономическую помощь из-за рубежа (150 млн. долл. в 2001). Денежная единица - македонский динар (в 2002 курс составлял 64,35 динара за 1 долл. США).

Протяженность железных дорог составляет 699 км. (233 км. электрифицированы), протяженность автомобильных дорог - 8684 км. (в т.ч. 5540 км. с твердым покрытием). В стране 18 аэропортов (в т.ч. 10 с твердым покрытием), включая международные аэропорты в Скопье и Охриде.

КУЛЬТУРА

Система образования включает начальную, среднюю и высшую школу. В стране работают 344 начальные восьмилетние школы, в которых обучаются 254 тыс. школьников. 170,4 тыс. школьников в 331 школе учатся на македонском языке, 76,6 тыс. учащихся в 128 школах - на албанском языке, 6,3 тыс. учеников в 36 школах - на турецком языке и более 600 учащихся в 12 школах - на сербском языке. В 1999/2000 учебном году работали 92 государственных средних школы примерно с 91,1 тыс. учащихся (3 из них для инвалидов, в которых обучались 340 школьников) и 3 частных средних школы. Обучение в средней школе двух-, трех- и четырехлетнее. Средние школы подразделяются на дающие классическое, специальное профессиональное и художественное образование. Обучались на македонском языке в государственных школах 76,1 тыс. учащихся, на албанском языке - в 22 школах ок. 14,4 тыс. человек, на турецком - в 4 школах ок. 600 человек.

В Македонии действуют три университета: Святых Кирилла и Мефодия в Скопье (открыт в 1946), Святого Климента Охридского в Битоле и Албанский университет в Тетово (основан в 1995, официальное признание получил в 1998). В университетах Скопье и Битолы обучаются ок. 34,8 тыс. студентов, причем большинство из них македонцы (89,2%); албанцев 5,6%, турок - 1,1%, влахов - 0,9%, цыган - 0,1%, представителей других национальных меньшинств - 3,1%. В составе университетов действуют примерно 30 колледжей. Кроме того, работает педагогический факультет, который готовит преподавателей македонского языка и других языков этнических меньшинств. Образование в Македонии бесплатное. Кроме того, государство выделяет гранты на питание и проживание учащихся средней школы и студентов университетских колледжей. Затраты на образование до начала межэтнического конфликта 2001 составляли 5-6% ВВП.

В Македонии уделяется внимание образованию взрослого населения: существуют курсы для завершения среднего образования, приобретения специальности и переквалификации. Предлагаются курсы изучения информатики, компьютерные, обучения иностранным языкам, основам менеджмента, бизнеса и др.

История культуры. В Республике Македония сохранились следы культуры Древней Македонии - провинции Римской империи, а затем исторической области Македонии. Выходцы из Македонии Кирилл и Мефодий во второй половине 9 в. перевели на солунский диалект Библию, что сыграло большую роль в развитии славянской письменности. В старинном, упоминаемом с 3 в. до н.э. городе Охриде в 886 начинал свою деятельность один из учеников Мефодия просветитель и писатель Климент Охридский (840-916). В 11-14 вв. на территории Македонии утвердился собственный стиль фресковой живописи. Монастыри на горе Афон (п-ов Халкидики) в это время были признанными центрами образования. Широкую известность получил Хилендарский монастырь.

После османского завоевания культура Македонии подверглась тюркизации, сохраняясь в основном в сельской местности в виде фольклора и традиционных ремесел. Хранителями духовной культуры и литературы были монастыри. В 1762 монах Хилендарского и Зографского монастырей Паисий Хилендарский (1722-1798) завершил книгу История славяно-болгарская (впервые издана в 1844) - памятник национального возрождения.

Идея самостоятельного (от болгарского) македонского языка появилась в 1870-е годы и получила более широкое распространение в начале 20 в. В послевоенной Югославии стали выходить македонские литературные журналы, в 1946 был создан Союз македонских писателей, а в 1954 - Общество македонского языка и литературы, начался выпуск художественной литературы на македонском языке. В литературе вплоть до 1990-х годов преобладали традиции реализма.

Архитектура и искусство. В Македонии сохранилось множество архитектурных памятников - зданий православных церквей и монастырей, а также памятников времен исламского господства - мечетей, гражданских сооружений и т.д. После землетрясения 1963 Скопье был перестроен по проекту японского архитектора К.Тангэ (р. 1913).

Основанное на местных традициях изобразительное искусство развивалось в 1920-е годы, оно несет на себе отпечатки архаизма; в последние годы македонские художники и скульпторы осваивают стили современного искусства.

Традиции светской музыки появились в конце 19 - начале 20 в. В 1907 возникло певческое общество «Вардар», а с 1930-х годов - профессиональные музыкальные коллективы. Первая театральная труппа в Скопье появилась в 1901, в 1913 там же был открыт первый постоянный сербский Народный театр (с 1945 - Македонский народный театр), в 1947 при этом театре была создана оперная труппа. Всего в 1994 в стране насчитывалось 10 театров (за исключением малых сценических площадок) и 6 симфонических оркестров.

В 1967 была основана Македонская академия наук и искусств. Имеется несколько научных институтов и обществ. По всей стране действуют 17 музеев. Большинство из них сосредоточено в Скопье. Среди них наиболее известны: Национальный музей, Македонский музей естественной истории, Музей современного искусства, Музей города Скопье, Музей искусства Македонии.

Средства массовой информации. Относительно большими тиражами выходят газеты: на македонском языке «Нова Македония» (25 тыс. экз.) и «Вечер» (29 тыс. экз.), на албанском языке «Фляка э веллазеримит» (4 тыс. экз.) и на турецком - «Бирлик». С 1993 действует Македонское информационное агентство.

Ведется вещание на трех радио- и трех телеканалах - на македонском, албанском и турецком языках. Всего в Македонии 49 радиостанций и 31 телестанция. Македонское население владеет 410 тыс. радиоприемниками и 510 тыс. телевизорами. В Македонии ок.410 тыс. телефонных линий и более 12 тыс. мобильных телефонов. В 2001 было 100 тыс. пользователей Интернет.

В истории человечества небольшая страна Македония оставила глубокий след. Начиная с древнейших времен, с ее судьбой были связаны история Греции и Рима, славян и Византийской империи, завоевания турок и борьба за национальное и социальное возрождение балканских народов.

ИСТОРИЯ

В эпоху античности Македония играла большую роль в жизни племен и народов Балканского полуострова, особенно в жизни греческих государств. Лишившись самостоятельности вследствие римской экспансии, она в составе римской провинциальной системы была важным стратегическим центром защиты римских коммуникаций в восточном Средиземноморье. Римляне широко использовали производительные силы македонской провинции, бесконтрольно эксплуатируя ее природные богатства.

Эта богатая и сложная македонская история в той или иной мере изучалась историками на протяжении последних двухсот лет.

Греко-македонские отношения, как история древнего мира вообще, стали предметом широкого изучения уже в XVIII в., в период обострившейся борьбы восходящей к власти буржуазии против старых феодальных порядков. В то время вопросы македонской истории освещались главным образом при изложении истории Греции. Общий взгляд на Македонию как на страну, имевшую свой политический строй, общественную жизнь и исторические судьбы, отсутствовал. Македонская история считалась частью греческой.

Первые работы историков идеализировали и модернизировали македонскую монархию. В этом отношении характерны исследования по истории Греции английского ученого конца XVIII в. Митфорда. Будучи консерватором, ярым противником французского революционного движения, он главное внимание обращал на развитие аристократического государства, представительницей которого выступала Спарта, и на прославление монархической власти в Македонии. В монархическом правлении Митфорд находил главное преимущество Македонии перед ее южными соседями. Он считал возможным отождествлять македонскую монархию со старой конституцией Англии, а борьбу за престолонаследие и распри между македонскими племенами сравнивать с положением Англии до войны Белой и Алой розы.4) Такой модернизаторский подход привел автора к искажению процесса разложения родовых связей и возникновения македонского государства, к неправильным представлениям о греко-македонских отношениях.

Ярыми противниками взглядов Митфорда выступили в Германии -- Нибур, в Англии -- Грот. Они, наоборот, высказали свою пристрастность к афинской демократии и отрицательное отношение к Македонии и ее учреждениям.

В своих исследованиях о древней истории Нибур всюду подчеркивал свои симпатии к Афинам, антипатию к Спарте, Фивам и в особенности к Македонии и Александру Не понимая ни социально-экономических причин партийной борьбы в IV в. в Афинах, ни сущности сложения македонской государственности, боннский профессор Нибур сводит эти большие проблемы по существу к истории двух государственных деятелей: македонского -- Филиппа, греческого -- Демосфена. Все авторские симпатии на стороне Демосфена и его единомышленников.

Близки к суждениям Нибура взгляды Джорджа Грота, изложенные им в двенадцатитомном труде «History of Greece», крайне идеализировавшем афинскую демократию. В ней автор видел самое чистое олицетворение свободы и равенства, находил идеал буржуазной демократии.

Как и Нибур, который называл македонян разбойниками и желал, чтобы «разверзлась земля и проглотила всех македонцев», Грот считал, что с македонского периода политическая и общественная жизнь Греции стеснена, что этот период не вызывает никакого исторического интереса, так как он вовсе не влиял на последующую судьбу мира.

Если Нибур и Грот игнорировали Македонию и считали ее только темным пятном в истории, «отвратительным отложением всякого извращения, гнили и мертвечены», то Дройзен, наоборот, придавал большое значение Македонии, Александру и его политике по отношению к покоренным народам.10)

Политический идеал Дройзена -- объединение Германии под властью прусской монархии, и ему историк искал оправдания в древней истории. Этот идеал получил особую популярность. Его стали в то время успешно пропагандировать представители немецкой исторической науки.

В оценке отношений Македонии и Греции Дройзен имел в виду отношение Пруссии к тогдашней Германии. Этот взгляд историка влиял на оценку фактов истории прошлого. В его «Истории эллинизма» македонская монархия изображается как высшая форма национального объединения греков.

Идеализируя македонский быт, обычаи и нравы, Дройзен обнаруживал преклонение перед Филиппом и Александром и восторженно отзывался об их агрессивной политике. Он указывал, что высшей целью Филиппа, для достижения которой он отдал все свои старания и силы, являлось объединение Греции.

По отношению к Греции, к афинской демократии вообще и к Демосфену в частности Дройзен несправедливо строг и критичен. Он обвинял Демосфена в близорукости его политики, в никчемности его патриотических устремлений.

Против Дройзена, особенно против духа его исследования, выступили французские ученые. Они стали подозревать, что критика немецких историков имела конечной целью пропаганду в пользу пангерманского союза под гегемонией Пруссии. По выражению греческого ученого Жана Каллериса, создалась дуэль между парижскими «афинянами» и «македонскими империалистами» Берлина.Французские ученые подчеркивали, что греки заплатили потерей своих демократических свобод за панэллинский союз под гегемонией Македонии.

Общие работы Нибура, Грота и Дройзена в свое время оказали большое влияние на буржуазную историографию античного мира вообще и греко-македонских отношений в частности. Они в известной мере способствовали и выходу специальных работ по истории античной Македонии.

В первой половине XIX в. вышел ряд монографий, посвященных древнемакедонской истории.

В 1825 г. появилась работа Отфрида Мюллера «О местонахождении, происхождении и древней истории македонского народа».14) В ней автор особое внимание обратил на проблему этнической принадлежности македонян. Он был первый, кто рассмотрел этот вопрос с историко-филологической точки зрения и пришел к выводу, что македоняне -- иллирийского происхождения.

В 1832 году Людвиг Флате издал I том своей работы «История Македонии и государств, покоренных македонскими царями».Книга Флате, по собственному признанию автора, была попыткой написать самостоятельную историю Македонии. Но в этой истории нет никаких представлений об исторических закономерностях. Все исторические явления объясняются по гегелевской философии движением мирового духа. «Темным, -- говорит автор, -- является вечное движение мирового духа по племенам людей, и непонятно, почему он строит и почему он допускает падение».

Стремясь доказать греческое происхождение македонского народа, Флате начинает греко-македонские отношения с эпохи расселения на Балканах греческих племен. В связи с этим он довольно подробно рассматривает греческие и варварские племена, обитавшие на территории Македонии, привлекая для этого, в основном, мифологический материал. Тем не менее Флате полагает, что историю Македонии можно начинать только с V века, с деятельности царя Аминты. «С царем Аминтой начинается тусклое утро македонской истории», -- писал он. Вступление Филиппа на престол он отмечал как поворотный пункт в истории Македонии. Могущество его было достигнуто, писал Флате, не хитростью и коварством, как это доказывал поддавшийся чувствам неприязни к Филиппу Демосфен, а решительной деятельностью македонского царя Победа Филиппа объяснялась лишь наличием непримиримой вражды между греческими государствами. Автор, защищая Филиппа от нападок Демосфена, критически относился к политике последнего.

В 1847 г. появилась работа О. Абеля «Македония до царя Филиппа».24) В ней дается подробное географическое описание страны и делается попытка разобраться в трудном вопросе македонского этногенеза. В противовес точке зрения Мюллера автор выдвинул основной тезис о том, что македоняне были греками.25) Для обоснования этого им приводятся доказательства языкового сходства двух народов, сходство в религии, нравах, в государственных учреждениях.26) «Различие македонян от греков, -- писал он, -- было не отличием национального происхождения, а отличием разных этапов в истории одного и того же народа...»

Переломной эпохой в истории взаимоотношений македонян с греками автор считает время Александра I, когда «уничтожается пропасть, разделявшая ранее эти два народа».

С середины XIX века как македонская история, так и греко-македонские отношения продолжали привлекать внимание и русских ученых.

Из московской школы всеобщих историков Т. Н. Грановского в 1851 г. вышла магистерская диссертация И. К. Бабста, в которой впервые исследуются причины и следствия македонских завоеваний.28)

Широко используя источники, Бабст не только описал внутреннее положение Греции, но обратился к изучению Македонии, к истории ее возвышения.

Через всю свою работу Бабст проводит мысль, что внутренняя жизнь Греции IV в. до н. э. находилась в полном упадке, выйти из которого своими силами она не могла, и что спасение ее могло придти только извне. Если бы не подоспело македонское владычество, по его мнению, «Греция погибла бы и уничтожилась сама собой, лишь силою своего внутреннего разложения». Таким образом, македонское завоевание Греции Бабст рассматривает как явление исторически необходимое, хотя вскрыть основную причину этого явления он, в силу своей классовой ограниченности, не смог. По этой же причине он не мог также понять и сущности новой эпохи в истории античного мира, эпохи эллинизма. Но сама постановка вопроса, новизна исследования и правильное разрешение ряда поставленных проблем, несомненно, были в то время большой заслугой историка.29) Работа Бабста явилась тогда значительным событием в русской исторической науке и получила признание и высокую оценку со стороны видных историков. На это исследование отозвался краткой, но очень сочувственной рецензией Грановский и солидной статьей старший ученик последнего и его товарищ по кафедре П. Н. Кудрявцев.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать