Территориальная организация новейших отраслей промышленности
i>Внешняя торговля стран Восточной Европы электронными то-варами до 1990 г. имела преимущественно внутрирегиональный ха-рактер, что обусловливало ее небольшие объемы. На экспорт шли помимо электронного оборудования и аппаратуры военного и про-изводственного назначения также и бытовые электронные товары. Однако экспортность последних у ведущих поставщиков -- СССР, Польши, ГДР -- не превышала 15-20% производства бытовых элек-тронных товаров. Импорт стран СЭВ из западных государств состоял главным образом из высокотехнологичных электронных изделий, раз-решенных КОКОМ к продаже в социалистические страны. После 1990 г. внутрирегиональная торговля электронными товарами резко сократилась. В государства Восточной Европы и особенно в Россию с ее емким рынком хлынул мощный поток зарубежной электронной продукции. Наряду с дорогостоящей современной аппаратурой из-вестных фирм поступает также масса сравнительно дешевой, снятой с производства или невысокого качества из некоторых новых инду-стриальных стран.

Электротехническая промышленность

Она возникла в период развития массовой электрификации ве-дущих промышленных государств мира в конце XIX --_ начале XX в. Отрасль до 50-х гг. стимулировала рост продукции машиностроения и относилась к числу передовых наукоемких отраслей промышлен-ности. В эпоху НТР она все больше отставала от развития всего ма-шиностроения и особенно от выделившейся из его состава электрон-ной промышленности. По стоимости продукции мировая электро-техническая промышленность в 4-5 раз уступает электронной и в 3-4 раза -- автомобильной.

В структуре электротехнической промышленности по назначению своей продукции четко выделяются две группы производств. Пер-вая группа --сильноточные производства, выпускающие сравни-тельно дорогостоящую продукцию промышленного назначения (обо-рудование для выработки электроэнергии -- генераторы; ее переда-чи -- кабели; для преобразования электроэнергии -- трансформато-ры, выпрямители; для преобразования электроэнергии в механичес-кую -- электродвигатели разной мощности). Промышленное назна-чение имеет изготовление электротермического оборудования для электросварки, электропечей для получения металлов и т.д.

Производство сильноточного оборудования -- материалоемкое, использует большое количество цветных металлов (медь, алюминий, ртуть), специальных сортов стали, синтетических смол и пластмасс. Это производство наиболее наукоемкое в отрасли, требует сложного оборудования для своего изготовления. Большая часть сильноточных изделий -- штучная продукция, вырабатывается по заказам (мощные генераторы, трансформаторы, электропечи в количестве лишь не-скольких тысяч единиц в мире), только средние и мелкие электродвигатели выпускаются серийно в массовых количествах. Производ-ство сильноточного оборудования ведется на средних и крупных, хо-рошо оснащенных техническими средствами предприятиях.

Вторая группа -- слаботочные производства, дают массовую и, как правило, дешевую продукцию для широкого использования во всех отраслях народного хозяйства и в быту. К ней относится изго-товление светотехнических изделий (лампы накаливания, люмине-сцентные и др.), электроустановочные изделия (выключатели, розет-ки, патроны для ламп и т.д.), химические источники получения тока (аккумуляторы, элементы), специфические вспомогательные виды оборудования: изоляторы, электроугли и др. Очень большое значение для данной группы производств имело увеличение выпуска бытовой аппаратуры длительного пользования: домашние холодильники, мо-розильники, кондиционеры, стиральные и посудомоечные машины, пылесосы, вентиляторы, электропечи, микроволновые печи. Эта сравнительно дорогостоящая бытовая техника имеет очень широкий рынок сбыта. Она изготавливается в мире в десятках миллионов еди-ниц каждого вида и выпуск ее продолжает расти.

Производство слаботочной продукции по большинству ее видов технически более простое, менее материалоемкое, давно и хорошо освоено. Оно, как правило, сводится к простым сборочным опера-циям, где не требуется высокой квалификации и широко используется женская рабочая сила. Изделия слаботочных производств изготавли-ваются как на малых, часто кустарных предприятиях, так и на крупных (например, холодильники на заводах с выпуском десятков и даже сотен тысяч штук). Это дает возможность разной территориальной организации производства по странам и регионам мира.

В электротехнической промышленности крупные компании («АЭГ», «Сименс» и другие в Германии; «Дженерал электрик», «Вес-тингауз» в США) возникли в конце XIX в. Вплоть до Второй мировой войны они давали более половины продукции электротехнической промышленности в мире. В 30-е гг. в СССР была создана также боль-шая многоотраслевая электротехническая промышленность. В Япо-нии она сильно выросла после войны, а в КНР в последние десяти-летия. В ряде стран Западной Европы также сложилась эта отрасль, хотя и уступающая США и Японии. Эти страны и регионы остаются ведущими продуцентами электротехнических изделий.

В мировой электротехнической промышленности сложилась чет-кая специализация на производстве отдельных видов продукции. Не-большая группа промышленно развитых стран Западной Европы (ФРГ. Великобритания, Франция), США и Япония, а также СССР (до 1991 г) -- крупнейшие продуценты сильноточного оборудования, особенно мощных генераторов для разных типов электростанций, двигателей для подвижного состава (электровозы, дизель-электрохо-ды). Они дают основную часть тяжелого силового энергетического оборудования в мире и остаются его поставщиками (кроме России, где это производство сильно сократилось в 90-е гг.).

Выпуск слаботочной аппаратуры, установочных изделий после Второй мировой войны постепенно перемешался в менее развитые регионы и страны мира. Хотя он и сохранился в промышленных го-сударствах, но это производство более сложных изделий (новые типы аккумуляторов, элементов питания без содержания экологически опасных свинца или кадмия). Так, Япония остается лидером в изго-товлении элементов питания («батареек») в мире. Их крупное про-изводство по-прежнему имеется в США, ФРГ и некоторых других европейских странах.

Выпуск бытовой аппаратуры длительного пользования отражает уровень развития электротехнической промышленности и всей эко-номики отдельных стран, численность населения, формирующую их внутренний рынок. Выделилась группа лидеров по производству этих изделий (США, Япония, ФРГ, Италия и Великобритания, а также КНР, СССР и Республика Корея). Однако специализация стран раз-ная: по выпуску в 2005 г. холодильников и морозильников выделялись США, КНР и Италия; стиральных машин -- КНР, США. Италия; по-судомоечных машин -- США и ФРГ; пылесосов -- США, Япония, ФРГ; микроволновых печей -- США и Япония; вентиляторов -- КНР. До распада в 1991 г. СССР входил в лидирующую тройку стран -- продуцентов холодильников, стиральных машин, пылесосов.

Глава 3. География машиностроения России

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 2000 г. - 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).

Научно-технический прогресс во всех отраслях национального хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей национального хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

Наукоемкость Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоемкость Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоемкость С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов.

Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (“Уралмаш”, Санкт-Петербургский металлический завод и др.).

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное - в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.

Производство металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.

Профиль заводов горного машиностроения - машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления - на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге (“Уралмаш”), Шахтах, Киселевске и Перми.

Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры - в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах.

Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями “Cанкт-Петербургский металлический завод”, “Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток”, Екатеринбургский турбомоторный завод, “Дальэнергомаш” (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основные факторы размещения - наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций.

Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений “Ижорский завод” (Санкт-Петербург) и “Атоммаш” (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны - в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске.

Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами.

Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский “Электросила”, екатеринбургский “Уралэлектроаппарат” и новосибирский трансформаторный завод.

Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов “Красный пролетарий”), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.

Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.

В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих - от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий - АО “Второй Московский часовой завод”, Пензенский часовой завод.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы).

Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Уде, Кумертау производят вертолеты.

Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа “Буран”, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать