Территориальная организация новейших отраслей промышленности
b>Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.

Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО “ЗИЛ”, АО “ГАЗ” (Нижний Новгород), АО “ВАЗ” (Тольятти), АО “КамАЗ” (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования.

Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе “Ростсельмаш”, на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных - в Рязани, льноуборочных - в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах.

Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях.

Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов (“Северная верфь”, Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным.

Если рассматривать региональный аспект размещения отраслей машиностроения, то ведущее положение среди машиностроительных регионов не только России, но и СНГ будет занимать Центральный экономический район. До недавнего времени на его долю приходилось более 1/2 производства пассажирских вагонов, значительная часть продукции автомобилестроения, 90% продукции машиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции экспортировалась в другие регионы и за границу. Развитие здесь высокотехнологичного производства во многом обусловлено наличием здесь высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских и проектных организаций. В структуре производства велика роль Москвы. Здесь расположены бывшие флагманы отечественного автомобилестроения и огромное количество “почтовых ящиков” и созданных на их базе конверсионных производств. В Москве также расположены такие крупные машиностроительные гиганты, как АО “Динамо”, Завод им. Ильича, несколько шарикоподшипниковых заводов. Отраслями машиностроительной специализации Центрального экономического района являются автомобилестроение, локомотиво-, вагоностроение, речное судостроение, тракторное, сельскохозяйственное, точное машиностроение.

Северо-западный экономический район входит в состав Центрального региона России. Основная доля машинотехнической продукции приходится на Санкт-Петербург, в котором сконцентрировано энергетическое, радиотехническое, оптико-механическое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение. Важным центром морского судостроения является Калининград.

Вторым крупным регионом концентрации машиностроительных производств является Урало-Поволжье. По объему выпускаемой продукции регион уступает только Центру. На предприятиях Урала производится 24.6% всех станков, 24.4% кузнечно-прессового и 17% горно-шахтного оборудования. Крупными центрами являются города Екатеринбург, Челябинск, Тольятти, Набережные Челны и Нижний Новгород. Необходимо также подчеркнуть, что в Волго-Вятском экономическом районе (республика Удмуртия) сконцентрированы важнейшие предприятия оборонной отрасли. В частности в столице республики находится Ижевский оружейный завод, производящий весь спектр легкого и среднего стрелкового оружия.

В направлении с запада на восток происходит заметное увеличение затрат на капитальное строительство, рабочую силу, транспортировку сырья и готовой продукции. Если принять за 100% расходы на создание машиностроительного производства в центральном регионе, то затраты в Сибири возрастут на 7-12%, а на Дальнем Востоке - на 12-15%. Соответственное повышение себестоимости продукции составит 13-25% в зависимости от специфики производства. Поэтому вблизи источников сырья и энергии целесообразно размещать материало- и энергоемкие производства энергетического, подъемно-транспортного, вагоностроительного и горнодобывающего оборудования. Подобные предприятия сконцентрированы на Алтае, в Кемеровской и Иркутской областях. Наличие высококвалифицированных кадров в Новосибирске и Омске позволило создать наукоемкие предприятия электротехнического и радиотехнического машиностроения.

Современное состояние отрасли в России

Это - одна из депрессивных отраслей российской промышленности. Сокращение производства здесь нача-лось раньше, замедление темпов снижения наступило позднее, а спад в отрасли был заметно глубже, чем в среднем по промышленности. Из нескольких десятков позиций удалось обнаружить только два вида продукции отрасли, производство которой в 2003 г. было выше, чем в 1994 г., - легковые автомобили и персональные компьютеры. По подавляющему большинству остальных видов продукции производство сократилось в два и бо-лее раз. По зерноуборочным комбайнам, например, в 25 раз, по бытовым магнитофонам - в 100.

Выделить в продукции машиностроения какие-либо группы, по которым производство сокращалось выше или ниже среднего, почти невозможно: быстро падало производство и средств производства, и предметов по-требления. Все же в относительно худшем положении оказались предприятия, производящие оборудование для депрессивных отраслей: угольной и легкой промыш-ленности, техники для села, нужд самого машинострое-ния (в первую очередь производители металлообрабаты-вающего оборудования).

Несколько лучше положение с производством про-дукции, ориентированной либо на удовлетворение об-щественных потребностей, спрос на которые сокращает-ся в последнюю очередь (так, удалось избежать обваль-ного сокращения производства в энергетическом маши-ностроении, стабилен уровень производства автобу-сов), либо на платежеспособный спрос населения. Так, в 1999 г. наметилась тенденция увеличения производства холодильников и морозильников, цветных телеви-зоров. Впрочем, более глубокое знакомство со статисти-кой, в частности выпуска бытовой техники, показывает, что здесь наблюдается резкая дифференциация произво-дителей одних и тех же видов продукции по их способ-ности к адаптации в новых условиях. Так, например, производство цветных телевизоров за 1999 г. в Новоси-бирской области сократилось в 7,7 раза, в то время как по РФ в целом - возросло в 2,4 раза.

В 2000 году рост производства отрасли происходил во всех регионах с машиностроительной специализацией. Более динамично развиваются машиностроительные предпри-ятия, расположенные в регионах Европейской части страны, в то время как восточные регионы в наращи-вании производства заметно отстают.

В 2001 году рост объема производства в Центральном районе на 41% больше, по сравнению с 1998 годом, это связано с выпуском комплектных электропоездов в Московской области и реализацией проекта в Москве по выпуску автомобилей «Рено-меган».

Рост производства машиностроения в Западной Сибири основан на мероприятиях по реализации крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств.

В машиностроении Восточной Сибири не было заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост обеспечили предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения.

В результате осуществления мер по реформиро-ванию и реструктуризации предприятий несколько изменилась отраслевая структура машиностроения. В общем объеме промышленного производства повы-сился удельный вес продукции автомобильной про-мышленности, тяжелого, энергетического, транспорт-ного, тракторного, сельскохозяйственного и строи-тельно-дорожного машиностроения и снизилась доля приборостроения, электротехнической, станкострои-тельной и инструментальной промышленности.

Стратегия развития данной отрасли на сред-несрочную перспективу предусматривает внедре-ние новейших зарубежных технологий с возможно-стью импорта оборудования, постепенное накопле-ние опыта его производства на собственных мощ-ностях, а затем развитие отечественных приоритет-ных технологий. При этом российское машино-строение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:

1) выпуск модернизированных машин и оборудо-вания для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;

2) производство (в том числе сборочное) науко-емкой продукции на импортном оборудовании с при-влечением в различных формах иностранного капитала;

3) участие в проектах, предполагающих произ-водство технологически сложных комплектующих изде-лий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в меж-дународную систему технологического сотрудничества );

4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Однако обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существую-щего машиностроительного комплекса, которая глав-ным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старопромышленными районами запада и центра Европейской части России.

Проявившаяся в 2000 году положительная дина-мика спроса внутреннего рынка на машины и оборудо-вание сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограни-ченным потенциалом импортозамещения отечественно-го машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реали-зации продукции на внутреннем рынке в результате им-портозамещающего фактора ожидается по легковым авто-мобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализирован-ных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Разви-тие российского экспорта машин и оборудования может произойти при усилении интeгpaциoнных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза про-дукции российского тяжелого и общего машинострое-ния для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вocстановление сотрудничества в рамках технического со-действия. Весьма значительным остается потенциал рос-сийского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономи-ческой поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организа-ции производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить дос-таточно весомым источником инвестиций в отрасль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Машиностроение -- наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии. Ее продукция воплощает в себе все возможные для практического применения достижения НТР. Ос-новная задача машиностроения -- обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйст-ва; удовлетворение потребностей населения в разнообразных прибо-рах и аппаратах бытового назначения.

Особенность современного машиностроения -- исключительно высокая экспортность его продукции. Это обусловлено очень широким ее ассортиментом по сравнению с любой другой отраслью индустрии (более 3 млн. видов индивидуальных изделий выпускает машиностроение мира). Ни одна страна мира не может вырабатывать такое разнообразие изделий, прежде всего по экономическим причинам, что в свою очередь, предопределило глубокую специализацию машиностроительньного комплекса не только по конечной, но и по комплектующей продукции.

Машиностро-ение -- ранее привилегия только высокоразвитых стран, стало все более распространяться по всему миру, хотя у большинства стран нет «полного» профиля машиностроительных производств и вряд ли когда-нибудь будет, поскольку очень многое зависит от уровня НИОКР и квалификации рабочей силы. Тем не менее дешевизна труда становится главным фактором в размещении машинострое-ния, и только на втором месте НИОКР и высокая квалификация. За счет этих двух факторов страны ранней индустриализации сохраня-ют монополию на многие сложные производства, хотя роль квали-фикации рабочей силы не всегда выступает решающей силой.

Общей тенденцией является сдвиг производств низкой и сред-ней сложности из развитых стран в развивающиеся. Этому очень способствуют ТНК, которые переносят свои филиалы в развиваю-щиеся страны, оставляя в странах базирования только НИОКР и сложные производства.

Электронная промышленность -- самая наукоемкая отрасль со-временного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудни-чество между научно-исследовательскими учреждениями и производ-ственными предприятиями. В условиях рыночной конкуренции по-требовалось резко сократить временной цикл от разработки изделия до его выпуска. Это удалось осуществить в технополисах (типа зна-менитой Силиконовой долины в США). В них практически нет тер-риториального (а значит, и временного) разрыва между научными ис-следованиями и производством. Тем самым достигнута высокая эко-номическая эффективность всего цикла -- от момента появления новой идеи до массового выпуска товара. Это стало новым элементом формирующейся географии отрасли.

За короткий срок электронная промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей мировой индустрии и индустрии отдельных стран.

Товары электронной промышленности играют все большую роль на мировых рынках. Ведущие производители электронной продукции (США, страны Западной Европы, Япония) обладают обширным внут-ренним рынком для сбыта этих изделий, и тем не менее треть вы-пускаемых в мире электронных товаров поступает на внешние рынки. Изделия электроники -- одни из самых дешевых видов потребитель-ской продукции машиностроения. Они предназначены для ежегодной продажи многим сотням миллионов жителей планеты.

Литература

1.
Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. М., 1977.

2. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и соци-альная география мира (общий обзор): Учебник для вузов. -- М.: Гардарики, 2000.

3. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М., 1982.

4. Баранский Н.Н. Географическое разделение труда // Избранные труды. Становление советской экономической географии. М., 1980.

5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилиза-ция. -- М.: ВЛАДОС, 1998.

6. Весь мир в таблицах. Справочник. -- Минск; М., 2003.

7. Витковский О.В. География промышленности зарубежных стран.

8. Географический энциклопедический словарь. По-нятия и термины. / Гл. ред. А. Ф. Трёшников. -- М., 1998.

9. География мирового хозяйства. География мировой промышлен-ности. М., 1991.

10. География мирового хозяйства. М., 1997.

11. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. -- М.: Аст-Пресс, 2001.

12. Гладкий К.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. -- М.: Просвещение, 2000.

13. Гладкий Ю. Н., Соколов О. В., Файбусович Э. Л. Экономическая и социальная география: Пособие для поступающих в вузы. -- М.: Просвещение, 1999.

14. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник для вузов. -- М.: Гардарики, 2000.

15. Год планеты. (Ежегодник). -- М.: Республика.

16. Голубчик М. М. Политическая география мира: Учебное пособие для вузов. -- Смоленск: СГУ, 1998.

17. Голубчик М. М. Политическая карта мира: Спра-вочное учебное пособие. -- Смоленск: СГУ, 2001.

18. Голубчик М.М. География мирового хозяйства. Саранск, 1995.

19. Колосов В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. -- М.: Аспект Пресс, 2001.

20. Кузнецов А. П. Население И хозяйство мира: Учебник для 10 кл. -- M.i Дрофа, 2000.

21. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная геогра-фия: Учебник для 11 кл. -- М.: Дрофа, 1997.

22. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб., 1993.

23. Любимов И. М. Общая политическая, экономи-ческая и социальная география: Учебное пособие. -- М.; Гелиос АРВ, 2001.

24. Максаковский В. П. Географическая культура: Учебник для вузов. -- М.: ВЛАДОС, 1998.

25. Максаковский В. П. Экономическая и социаль-ная география мира: Учебник для 10 кл. -- М.: Просвещение, 2000.

26. Максаковский В.П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. -- М.: Экопрос, 1997.

27. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. М., 1995.

28. На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии. 1999/2000 годы. -- М.: Весь мир, 2000.

29. Отчет о мировом развитии. -- М.: Прайм-ТАСС, 1997.

30. Родионова И. А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебное пособие для учителей. -- М.: Московский лицей, 1998.

31. Розан М.С. и др. Современная география мирового хозяйства. М., 1977.

32. Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. М., 1993.

33. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, мето-ды, практика. М., 1973.

34. Социально-экономическая география зарубежного мира. М., 1998.

35. Социально-экономическая география зарубежно-го мира: Учебник для вузов / Под общей ред. В. В. Вольского. -- М.: Дрофа, 2001.

36. Страны и народы. Т.: Земля и человечество. М., 1985.

37. Холина В. И. География человеческой деятель-ности: экономика, культура, политика: Учебное по-собие для 10--11 кл. школ гуманитарного профи-ля. -- М.: Просвещение, 2001.

38. Хорев Б.С. Мировой демографический рост и перспективы чело-вечества // География в школе. 1995. № 5.

39. Хорее Б.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. М., 1997.

40. Хорев Б.С. Территориальная организация общества. М., 1981.

41. Шлихтер С.Б. География мировой транспортной системы. Взаи-модействие транспорта и территориальных систем хозяйства. М., 1995.

42. Экономика зарубежных стран. Капиталистические и развиваю-щиеся страны / Под ред. В.П. Колесова и др. М., 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать