Территориальные особенности машиностроительной отрасли в г. Севастополь

Территориальные особенности машиностроительной отрасли в г. Севастополь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Территориальные особенности развития машиностроительной отрасли в г. Севастополь

Симферополь 2009

Реферат

В работе рассматриваются территориальные особенности развития машиностроительной отрасли в г. Севастополь. В частности приводятся основные статистические показатели, характеризующие отрасль, изучаются структура и факторы размещения машиностроения, устанавливается наличие трудовых ресурсов, как ведущего фактора для развития отрасли в г. Севастополь, выясняются основные особенности специализации машиностроения в г. Севастополь. В заключение приведены диаграммы, графики и таблицы, построенные на основе данных из статистических сборников, которые позволяют характеризовать развитие основных отраслей и предприятий машиностроения в г. Севастополь.

Ключевые слова: машиностроительная отрасль, трудовые ресурсы, кооперирование, специализация, индексы продукции промышленности, реализованная продукция, операционные расходы, конверсия.

Введение

Объектом изучения является машиностроительная отрасль производства, предметом - территориальные особенности ее развития в г. Севастополь.

Цель работы: выяснить территориальные особенности развития машиностроительной отрасли промышленности в г. Севастополь на основе обработки статистического материала.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Собрать и систематизировать статистический материал по теме исследования.

2. Выяснить особенности и проблемы современного этапа развития машиностроительной отрасли в г. Севастополе.

3. Составить диаграммы и графики динамики развития машиностроения в г. Севастополе.

Методологической основой для написания работы послужили труды М.В. Кузнецова, И.Н. Воронина, Н.В. Багрова.

Объем курсовой работы составляет 33 страницы. Она состоит из реферата, введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 13 наименований. В курсовой работе содержится 7 рисунков и 5 таблиц.

1. Географические особенности изучения машиностроительной отрасли в г. Севастополь

1.1 Особенности географического положения Севастополя

Город Севастополь расположен на юго-западе Крымского полуострова. Сегодня Севастополь - город республиканского (центрального) подчинения. Такой статус город приобрел 29 октября 1948 года в силу своего стратегического положения - как главная военно-морская база Черноморского флота. По этой причине город не может быть районным центром, но ему необходима сельскохозяйственная зона для снабжения города продовольствием. Поэтому окружающие его земли объявлены частью территории Севастополя, т.е. существует 2 понятия «город Севастополь», что подразумевает собственно городскую часть, и «Севастопольский регион» - город с прилегающими территориями. Сейчас Севастопольский регион занимает очень большую территорию - около 107,96 тыс. га, что составляет - 0,143% территории Украины. Из них 21,6 тыс. га - акватория бухт и 86,36 тыс. га - суша, а собственно город Севастополь занимает 19 тыс. га. 29% территории региона занимают сельскохозяйственные угодья, около 40% - леса, 25% - промышленная и жилая зона, 6% - военно-морская база. Общая протяженность границ составляет 258 км, в том числе сухопутных - 152 км, морских - 106 км.

На территории Севастопольского региона выделяют 4 административных района: Балаклавский, Гагаринский, Ленинский и Нахимовский. В пределах районов расположены 3 города (Севастополь, Балаклава, Инкерман), 1 поселок городского типа - Кача, 28 сел (Воронин, 1998).

На северо-востоке регион граничит с Бахчисарайским районом, а на юго-востоке - с Большой Ялтой; это территория Автономной Республики Крым. С запада и юга регион омывается водами Черного моря. По морю регион связан со странами ближнего зарубежья (Россия, Грузия) и дальнего зарубежья (Румыния, Турция, Болгария).

Крайние точки - мыс Тюбек на севере, мыс Сарыч - на юге, который одновременно является крайней южной точкой Крымского полуострова, мыс Херсонес - на западе; крайняя восточная точка расположена на Ай-Петринской яйле. Это гора Тез-Баир (1012 м над ур. м.). Она же высшая точка региона.

Географические координаты города Севастополя - 44?37? с.ш. и 33?31? в.д. Протяженность Севастопольского региона с запада на восток - 43 км, с севера на юг - 50 км.

В пределах региона выделяют более 30 бухт, самые крупные из них - Севастопольская, врезавшаяся в полуостров на 8 км с запада на восток; Южная, ответвляющаяся от нее на юг, а также Стрелецкая, Круглая (Омега), Двойная, образуемая из бухты камышовой и Казачьей, и Балаклавская. Самые большие из них - Севастопольская и Южная - делят город на 3 части, или, как говорят севастопольцы, «стороны»: Северную, Корабельную и Южную. Севастопольская бухта занимает 3-е место в мире по удобству после Гонконговской и Сиднейской.

С Севастопольского региона начинаются все три гряды Крымских гор. Через него проходит граница 2 географических поясов - умеренного и субтропического. По природным ресурсам Севастополь является одним из богатейших регионов Крыма и Украины.

Севастополь - крупнейший незамерзающий морской торговый, рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр юга Украины, имеющий развитую промышленность, мощный агропромышленный и курортно-туристический комплексы.

1.2 Промышленные зоны города

На территории Севастопольского региона идут интенсивные процессы урбанизации и агломерирования поселений. Городские поселения - Севастополь, Балаклава и Инкерман, - расползаясь вдоль побережья Севастопольской бухты и Ялтинского шоссе, формируют Севастопольскую агломерацию - Большой Севастополь, поглощая в себя близлежащие села.

Можно выделить 3 промышленных зоны. Первая, и она же самая мощная и старейшая, расположена вдоль Севастопольской бухты, начиная от мыса Константиновский на Северной стороне, через Инкерман до Южной бухты. Здесь расположены промышленные предприятия: Севастопольский морской завод, приборостроительный завод «Парус», Инкерманский завод ЖБИ, база «Втормет» и др. Новое промышленное строительство здесь больше не ведется.

Вторая промышленная зона расположена вдоль Камышовой бухты и Фиолентовского шоссе. Это самая молодая промышленная зона, по уровню развития она уже достигла первую. Здесь находятся рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия города, а также концерн «Муссон», термический завод, железнодорожная станция «Севастополь - грузовой» и др.

Третья промышленная зона расположена на перешейке, соединяющем Гераклейский полуостров с Крымским по линии Балаклава-Инкерман. Эта зона не так велика по территории и мощности, как первые две. Здесь размещаются локомотивное депо «Инкерман-1», производственные базы некоторых строительных организаций и ряд других предприятий и складских объектов. Здесь расположены Балаклавское рудоуправление, судоремонтный завод «Металлист» и др.

Некоторые промышленные предприятия разместились в пределах городской черты Севастополя: завод «Ремез», предприятие «Эра» и др (Воронин, 1998).

1.3 Значение машиностроения в хозяйстве региона

Машиностроение и металлообработка - главные составные части производительных сил, определяющие уровень, структуру, темпы и научно-технический прогресс всех остальных отраслей. Машиностроение - одна из ведущих отраслей в хозяйстве г. Севастополя. На машиностроение и металлообработку приходится около 1/5 общего объема промышленного производства города (Рис. 1).

Рис. 1. Распределение объема реализованной продукции промышленности по видам деятельности в 2007 году, в процентах к общему объему

В последние годы наблюдается значительное уменьшение доли машиностроительной отрасли в общем объеме реализованной продукции промышленности, о чем свидетельствует график, приведенный на рис. 2.

Машиностроительный комплекс был одним из наиболее быстро и стабильно развивавшихся, а его продукция составляла наибольшую долю продукции всей промышленности Крыма (Багров, 1997).

Рис. 2. График распределения реализованной продукции машиностроительной отрасли, в процентах к общему объему

Значение машиностроения чрезвычайно велико для хозяйства любой страны, так как оно определяет темпы и направления развития научно-технического прогресса (НТП) во всех отраслях хозяйства. НТП обеспечивает механизацию и автоматизацию производственных процессов. Развитие машиностроения способствует разработке таких технологий и техники для всех отраслей хозяйства, которые отличаются малыми индексами расхода сырья, топлива и энергии; обеспечивают решение вопросов сохранения окружающей среды.

Исключительное значение машиностроительного комплекса, прежде всего, в том, что он производит орудия труда для материального и духовного производства, радикально увеличивая его производительную силу и интеллектуальные возможности человека (Кузнецов, Побирченко, 2004). Без машиностроения немыслимо решение проблемы обеспечения населения современными товарами народного потребления - автомобилями, бытовыми приборами, видеотехникой и другой разнообразной продукцией.

1.4 Основные статистические показатели, характеризующие предприятия машиностроительной отрасли

Статистика учитывает продукцию в натуральном и денежном выражении, подразделяя на следующие группы:

А) средства производства;

Б) предметы потребления.

Вся продукция, выработанная в производственной сфере за определенный период (1 год), выраженная в деньгах, называется валовым общественным продуктом (ВОП). Размер ВОП определяется в оптовых ценах отрасли и отдельно предприятии, по закупочным ценам в сельском хозяйстве, по сметным ценам в строительстве, по тарифным расценкам в грузовом транспорте и производственной связи.

Продукция промышленности - это прямой, полезный результат деятельности основных производственных цехов. Продукцию промышленности можно рассматривать и как совокупность потребительных стоимостей, созданных основными производственными цехами за определенный период (квартал, год).

Состав (виды) продукции:

Ш готовая - потребительные стоимости, способные удовлетворять потребности без какой-либо дополнительной доработки;

Ш полуфабрикат - продукция, предназначенная для последующей доработки. Часть видов полуфабрикатов выступает в роли бытовой продукции;

Ш незавершенная - часть продукции, которая по каким-либо причинам не доведена до готовности;

Ш продукция промышленно-производственного характера - работы производственного характера, произведенные для других промышленных предприятий.

Все перечисленные виды продукции учитываются по совокупности в деньгах, а отдельно в натуральных физических величинах.

К основным показателям статистики, характеризующим производственную деятельность предприятия относят валовый оборот, внутризаводской оборот, валовую продукцию предприятия, товарную продукцию, чистую продукцию, реализованную продукцию.

Валовый оборот характеризует всю совокупность производственной деятельности предприятия (сюда входит даже часть продукции, произведенная и потребленная на самом предприятии):

ВО=V,

где V - общий объем производственной деятельности предприятия.

Этот показатель самостоятельного значения не имеет, но используется для определения общих масштабов работы предприятия и подсчетов других видов продукции.

Внутризаводской оборот - это та часть произведенной предприятием продукции, которая потреблена на собственные нужды предприятия:

ВЗО=ВО-ВП=П,

где П - продукция, потребленная на месте производства.

Валовая продукция предприятия - совокупность потребительных стоимостей, созданных на данном предприятии для отпуска на сторону, включая материальные затраты (отраслевой метод подсчета).

Заводской метод:

ВП=ВО-ВЗО

Товарная продукция - это продукция, произведенная предприятием для реализации на рынке или отпуска на сторону.

Чистая продукция - это совокупность вновь созданных материальных ценностей за определенный период:

ЧП=ВП-МИ,

где МИ - материальные издержки на производство продукции (Кузнецов, 2004).

Объем реализованной продукции промышленности определяется по цене продажи отгруженной за пределы предприятия готовой продукции (работ, услуг), которая указана в оформленных как основание для расчета с покупателями (заказчиками) документах (включая продукцию (работы, услуги) по бартерному контракту), за исключением непрямых налогов (НДС, акцизный сбор и др.). Продукция считается реализованной на момент оформления документов независимо от поступления платежей за нее.

В статистических сборниках г. Севастополя приводится информация по следующим показателям:

общий объем продукции промышленности определяется как сумма данных об объеме продукции отдельных промышленных предприятий, рассчитанном заводским методом;

индексы объема промышленной продукции к предыдущему году рассчитываются, исходя из объемов продукции в сопоставимых ценах. Оценка стоимости продукции производится непосредственно на предприятиях. До 1990 года включительно за сопоставимые цены принимались прейскурантные цены, которые действовали продолжительное время и были едиными на соответствующие виды продукции для всех предприятий. С 1991 года применялись сопоставимые цены соответствующего года. Для сравнения с предыдущим годом объемы последнего пересчитывались в цены отчетного года. Начиная с 1996 года, индекс определяется через ежемесячные индексы производства. Индексы объема продукции за продолжительные периоды рассчитываются цепным методом, то есть путем перемножения между собой индексов к предыдущему году за необходимый период. Статистические данные, начиная с 2000 года, сформированы согласно Классификации видов экономической деятельности (КВЭД). Данные по промышленности определяются по сумме видов экономической деятельности, которые по КВЭД относятся к добывающей, перерабатывающей промышленности и производству и распределению электроэнергии, газа и воды (секции C, D, E). Производство промышленной продукции в натуральном выражении показывается, как правило, по валовому выпуску, т.е. вместе с продукцией, предназначенной для дальнейшей переработки в пределах одного предприятия;

рентабельность отдельных видов продукции определена как отношение прибыли (или убытка) к себестоимости их производства;

операционные расходы на производство - затраты и платежи, связанные с проведением за определенный период времени финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные расходы включают затраты на производство и реализацию продукции, административные и финансовые расходы.

2. Факторы развития и размещения машиностроения в г. Севастополь

2.1 Структура и факторы размещения машиностроения

Машиностроительные производства традиционно делятся адекватно затратам металла и труда. В первом приближении машиностроение можно разделить на тяжелое, или металлоемкое, среднее и точное, или неметаллоемкое. По степени трудоемкости в машиностроении выделяют трудоемкие и нетрудоемкие производства: среди первых особо выделяется группа наукоемких производств или пионерное машиностроение (Шумский, 2003).

Отраслевая структура машиностроения чрезвычайно сложна и в обобщенном виде представляет собой следующую иерархию: станкостроение; сельскохозяйственное машиностроение; тяжелое машиностроение; электротехническое машиностроение; электроника; транспортное машиностроение, которое включает производство автомобилей, судо-, локомотиво-, авиастроение; производство вооружений и военной техники.

В г. Севастополь получили развитие следующие отрасли машиностроения:

Ш станкостроение;

Ш электротехническое машиностроение;

Ш электроника;

Ш судостроение и судоремонт.

Эти отрасли, выпускающие сложные и точные машины, приборы и оборудование, являются весьма трудоемкими и требуют на единицу стоимости продукции много квалифицированного труда. Основными факторами размещения машиностроения в г. Севастополь являются трудовой и потребительский, так как чем ниже металлоемкость машиностроения, тем больше его трудоемкость.

2.2 Наличие трудовых ресурсов для развития машиностроения в г. Севастополь

Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного возраста, а также подростки и лица пенсионного возраста, которые заняты или могут быть заняты в общественном производстве и сфере обслуживания (Голиков и др., 2003).

Экономически активное население - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. Статистика ООН включает в экономически активное население также и безработных.

На территории Севастопольского региона проживает около 380 тыс. чел. (0.8% населения Украины). Из них на долю городского населения приходится 95% (361 тыс. чел.). Севастопольский регион является самым урбанизированным районом Крыма. Средняя плотность населения - 450.1 чел. на 1 км2.

Распределение населения (постоянного) города по основным возрастным группам: возраст младше трудоспособного - 75.9 тыс. чел. (19.9%), трудоспособный возраст - 232.6 тыс. чел. (61.2%), возраст старше трудоспособного - 72.1 тыс. чел. (18.9%).

На каждые 1000 человек города приходится 250 пенсионеров - значительно ниже среднего показателя (284) по областям Украины.

Количество населения занятого в экономике - 139.1 тыс. чел. (56.2% населения трудоспособного возраста).

Спрос на рабочую силу - 3100 чел., в т.ч. служащих 500 чел. (16.1%).

На сегодняшний день в Севастополе отмечается стойкая позитивная динамика в рациональном использовании трудовых ресурсов, повышении уровня жизни, увеличении численности и улучшении структуры занятого населения, снижении уровня безработицы.

На фоне увеличения общего числа занятого населения с 61,7% до 62,9% отмечается позитивная тенденция движения рабочей силы: коэффициент замещения уволенных работников принятыми вырос до 104,5%. Сегодня по уровню занятости населения Севастополь занимает второе место в Украине, уступая лишь Киеву.

Практически отсутствует проблема работников, которые трудятся в режиме неполной занятости - они составляют всего 1,55% от средней численности работающих граждан. Стабилизировались процессы сокращения, количество уволенных по экономическим показателям в 2008 году уменьшилось до 59,6% того же показателя 2007 года.

Увеличение общего числа занятого населения сопровождается адекватным уменьшением численности безработных и экономически неактивных граждан. Уровень безработицы составил 3,1%. Это один из самых низких показателей по Украине, в среднем по стране этот показатель составляет более 7%. При этом по состоянию на 1 июля 2008 года в информационном банке городского Центра занятости имеется 3,1 тыс. вакансий, среди которых доминируют рабочие профессии - 61,25%.

Самая большая проблема рынка труда на сегодня не безработица, а, скорее, количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Каждый пятый гражданин экономически активного возраста в Севастополе сегодня старше 50 лет, каждый десятый в составе занятого населения - старше трудоспособного возраста. В общей численности штатных работников предприятий и организаций города каждый четвертый - пенсионер.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать