Территориальные особенности машиностроительной отрасли в г. Севастополь
p align="left">В то же время у города есть резерв - молодежь, которая сегодня составляет более трети населения Севастополя. Около 40 тысяч человек обучается по той или иной форме, составляя трудовой резерв. В этих условиях развитие гибкой, ориентированной на дальнейшее трудоустройство, системы профессиональной ориентации молодежи, возвращение престижа рабочих профессий, является важнейшей составляющей активной политики занятости в регионе.

На протяжении последних лет наблюдается перетекание занятого населения из сфер материального производства в нематериальные. Сегодня практически каждый четвертый работает в торговле, гостиничном или ресторанном бизнесе, каждый пятый в сфере предоставления услуг юридическим и физическим лицам, 14% - работники образования и здравоохранения, 7,4% - сферы транспортных услуг и связи, 6% - строительства. Всего лишь 9,4% работающих сегодня заняты в промышленности.

Таким образом, на сегодняшний день экономически активное население Севастополя составляет около 155, 48 тыс. чел. Из них в промышленности занято только 14,615 тыс. (в т.ч. в машиностроительной отрасли - 4,117 тыс. чел., что составляет примерно 2,65% от общего числа занятых в производственной и непроизводственной сферах).

Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в Севастополе по итогам 2007 года составила 1413, 27 грн. Эта величина в 3 раза превышает минимальную зарплату и в 2,5 раза - прожиточный минимум.

2.3 Особенности специализации машиностроения г. Севастополь

Развитие машиностроения определяется двумя главными взаимосвязанными формами организации производства - кооперированием и специализацией.

Кооперирование - тесные производственные связи между отдельными предприятиями или отраслями промышленности, совместно участвующими в изготовлении определенного готового продукта (Плоткин, 1977).

Специализация промышленности - процесс общественного разделения труда, при котором происходит выделение и обособление отраслей, сосредоточенных на производстве определенного готового продукта или его части, а также на выполнении отдельной технологической операции (Плоткин, 1977).

Один из важнейших экономико-географических аспектов специализации промышленности - территориальное расчленение единого производственного процесса на отдельные стадии, которые осуществляются разными предприятиями. При этом предприятия по первичной обработке сырья и производству полуфабрикатов тяготеют к источникам сырья, а предприятия, завершающие производственный процесс, размещаются довольно свободно, хотя и связаны чаще всего с районами потребления готовой продукции (Хрущев, 1990).

Для машиностроения Севастополя характерны четыре формы специализации производства:

1. предметная (производство судов, станков, оборудования для пищевой промышленности, бытового оборудования, средств связи, радиоаппаратуры, посуды);

2. технологическая специализация (производство чугунного и стального литья, штамповок);

3. подетальная (выпуск запасных частей для сельскохозяйственных машин и автомобилей, пневмооборудования);

4. ремонтные производства для судов, сельхозтехники, тепловозов, моторов, автомобилей. Ремонтные производства наиболее многочисленны, с высокой долей ручного труда, с очень низкой производительностью.

Одной из ведущих отраслей севастопольского машиностроения является судостроение и судоремонт. Одно из крупнейших предприятий - Общество с ограниченной ответственностью «Севморверфь». С 23 июня 1783 г. по настоящее время на Севастопольском морском заводе было построено и переоборудовано 526 военных кораблей и судов, таких как: бриг «Меркурий» (1820 г.), корвет «Оливуца», броненосцы «Чесма», «Потемкин», линкор «Императрица Мария», крейсер «Очаков», подводный минный заградитель «Краб», морской самоходный плавкрана грузоподьемностью 1600 тонн «Витязь». Севастопольским морским заводом построено 79 плавкранов грузоподьемностью от 50 до 500 т.

ООО «Севморверфь» располагает:

- наклонным стапелем, позволяющим осуществлять постройку судов с главными размерениями 100x26 м и максимальным спусковым весом до 3000 тонн;

- корпусообрабатывающим и сборочно-сварочным производством;

- стапельно-монтажным и достроечным производством;

- глубокими причалами с инженерными коммуникациями, портальными кранами грузоподъемностью до 100 т.

«Севморверфь» сотрудничает с ГП ЦКБ «Черноморец», ЦКБ «Коралл», проектирующим суда с применением автоматизированных систем проектирования CAD и TRIBON.

Строительство судов на «Севморверфь» осуществляется по требованиям Российского и Украинского Морских Регистров Судоходства. Система качества верфи сертифицирована по международным стандартам ИСО 9002:94.

Основные типы судов, на которых специализируется предприятие:

- плавучие краны грузоподъемностью от 50 до 500 т (Рис. 3);

- суда технического и специального назначения, такие как буксиры, пожарные, бонопостановщики, паромы, исследовательские;

- суда рыбодобывающей отрасли;

- сооружения для освоения шельфа и металлоконструкции различной степени сложности.

Продукция ООО «Севморверфь» конкурентоспособна на мировом рынке.

Рис. 3. Морской самоходный полноповоротный плавучий кран грузоподъемностью 150 тонн. Проект 16491 «Нептун»

В 2001 году успешно реализован проект строительства автономной погружающейся несамоходной платформы проекта ТП-400 с размерениями 71,0x32,0 м по заказу ГП «Укрспецэкспорт» для Греции, выигранный на конкурсной основе.

В 2002 году осуществляется строительство пожарного судна и судна-бонопостановщика, строящегося для нефтетерминала порта «Южный» (г. Одесса). У причалов ООО «Семворверфь» строятся плавучие краны грузоподъемностью 150, 350 т для Феодосийского морского порта и РАО «Газпром».

Судостроение и судоремонт представлено крупнейшими в городе предприятиями: Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» (ремонт кораблей и судов с дизельными энергетическими установками; малое судостроение; ремонт дизелей и дизель - генераторов), Общество с ограниченной ответственностью «Судоремонтная компания «Севморсудоремонт» (обмыв водой высокого давления, киркование, обмыв воздушными турбинами, пескоструйная обработка; выполнение всех типов окраски; ремонт донно-забортной арматуры; все виды ремонта корпуса, обшивки, двойного дна, шпангоутов, переборок, цистерн, пустот, ящиков, и.т.д.; ремонт якорей, якорных цепей и приводов; ремонт винто-рулевого комплекса; ремонт креплений и валов винта, уплотнений винто-рулевого комплекса, Cederval, Simplex, несущих и валопровода; ремонт валопровода и осевых несущих, промежуточных и осевых валов, регулировка валопровода; ремонт всех типов главных и вспомогательных двигателей, вспомогательных механизмов и приводов; ремонт главного и вспомогательного паровых котлов, котлы на отработанном газе, теплообменная аппаратура, средства тушения пожаров; ремонт и производство всех видов трубопровода; ремонт палубных механизмов и грузовых приводных лебедок, шпилей, брашпилей, палубных рельс; доковые работы; постройка корпусов; пескоструйная обработка поверхности до степени SA 2,5, окраска; предварительное дефектование; очистка и дегазация топливных цистерн; все виды приводов и устройств; системы и трубопроводы; электроприборы и оборудование; замена стали; ремонт крышек MacGREGOR; винто-рулевой комплекс; ремонт котлов, главных и вспомогательных механизмов; модернизация и реконструкция судов согласно требованиям Регистра Морского судоходства; доставка запчастей и оборудования), Открытое акционерное общество «Севастопольский морской завод» (все виды ремонта, докования и переоборудования судов любых классов и назначений; строительство плавучих кранов, корпусов судов и судов дедвейтом до 6 тыс. тонн; судовое оборудование: брашпили, фильтры, вьюшки, палубные и траловые лебедки, теплообменники и др.; машины для переработки сельскохозяйственной продукции; поковки, штамповки; поставки ремонтных комплектов ЗиП для судов, построенных в СССР и СНГ), Открытое акционерное общество «Севастопольское предприятие «Эра» (судостроение, судоремонт и электрооборудование; вводные учетно-распределительные щитки; отопительные системы, сантехника; металлоизделия, алюминиевые конструкции).

Судоремонтные предприятия города в силу низкой стоимости рабочей силы могут в существенной мере составить конкуренцию европейской судоремонтной промышленности (Воронин, 1998).

В машиностроительном комплексе региона наиболее молодой отраслью является точное машиностроение. В нее входят заводы электротехнического, электронного и приборостроительного профиля. Одно из ведущих предприятий - концерн «Муссон», который специализируется на выпуске следующей продукции:

- аварийные радиобуйные системы КОСПАС - САРСАТ (E.P.I.R.B.)

- радиолокационные ответчики 9 ГГц (S.A.R.T.)

- система ГМССБ, район плавания А1-А3 (G.M.D.S.S.AREA A1-A3).

Не менее значимыми являются предприятия: Открытое акционерное общество «Электрон» (измеритель угловых ускорений; конденсаторные микрофоны; преобразователи сейсмические), Открытое акционерное общество «Севастопольский завод «Парус» (специализируется на производстве электронной аппаратуры, в том числе блоков для атомных электростанций), Научно-производственная фирма «VD MAIS» (поставка электронных компонентов и систем, шкафов, корпусов и конструктивов, электромеханических устройств, кабелей и электросоединителей, систем промавтоматики, измерительных приборов, технологического оборудования и материалов для поверхностного монтажа), Крымский электротехнический завод «Сатурн» (статорные катушки для низковольтных электродвигателей переменного тока; якорные катушки для электродвигателей постоянного тока; сварочное оборудование бытового назначения; гелиосистемы для экологически чистого нагревания воды за счет солнечной энергии; ремонт электротехнических машин всех типов и назначений без ограничения мощности, в том числе и электрического оборудования для морских и речных плавсредств).

3. Развитие основных отраслей машиностроения в г. Севастополе

3.1 Основные показатели машиностроительной отрасли Севастополя

Основными показателями развития промышленности по видам экономической деятельности являются среднестатистическое количество штатных работников и объем реализованной продукции.

В машиностроительной отрасли Севастополя, по данным за 2007 год, занято в среднем 4117 человек, что составляет примерно 28,2% от общего числа занятых в промышленном производстве. Для сравнения в 2000 году доля занятых в машиностроительной отрасли составляла 51,7%. Т.е., несмотря на общий рост занятых в промышленности с 11442 чел. (2000) до 14615 чел. (2007), их доля в машиностроительной отрасли снизилась с 51,7% до 28,2%, т.е. на 23,5% (Таб. 1).

Таблица 1. Численности занятых в машиностроительной отрасли

Год

Среднестатистическое число штатных работников в промышленности, чел.

Среднестатистическое количество штатных работников в машиностроительной отрасли, чел

Доля занятых в машиностроении, %

2000

11442

5917

51,7

2005

14915

4095

27,5

2006

14884

4359

29,3

2007

14615

4117

28,2

Среднестатистическое количество штатных работников в машиностроении по видам деятельности показано на рис 4.

Рис. 4. Среднестатистическое количество штатных работников в машиностроении по видам деятельности в 2007 году, чел.

В 2007 году значительно уменьшились индексы продуктивности труда по сравнению с аналогичными показателями 2006 года (Таб. 2.)

Таблица 2. Индексы продуктивности труда по основным видам деятельности машиностроительной отрасли, в % к предыдущему году

2006 г. к 2005 г.

2007 г. к 2006 г.

Машиностроение

136,4

84,4

Производство машин и оборудования

119,8

145,6

Производство электрического, электронного и оптического оборудования

350,0

149,6

Производство транспортных средств и оборудования

105,2

55,9

Снизился также и объем реализованной продукции машиностроения. В 2007 году он составил 426049,1 тыс. грн., т.е. примерно 23,4% от общего объема реализованной продукции промышленности (Таб. 3).

Таблица 3. Изменение доли машиностроительной отрасли в общем объеме реализованной продукции промышленности

Год

Общий объем реализованной продукции промышленности, тыс. грн.

Объем реализованной продукции машиностроения, тыс. грн.

Доля машиностроения в общем объеме реализованной продукции промышленности, %

2000

334628,4

126074,8

37,7

2005

1133876,1

372960,4

32,9

2006

1491231,2

430268,0

28,9

2007

1819764,6

426049,1

23,4

Распределение объема реализованной продукции машиностроительной отраслью по видам деятельности представлено на рис. 5.

Рис. 5. Распределение объема реализованной продукции машиностроения по видам деятельности в 2007 году, тыс. грн.

В 2007 году резко снизился индекс объема продукции машиностроения по сравнению с предыдущими годами (Рис. 6).

Рис. 6. График динамики индексов объема продукции машиностроительной отрасли, в % к предыдущему году

В целом характер изменения индексов объема продукции машиностроения по видам деятельности представлен на рис. 7.

Существенно изменилась и структура операционных расходов. По сравнению с 2006 годом в 2007 году на 1,4% снизились материальные затраты на производство (с 56,3% до 54,9% от общих расходов) и затраты на амортизацию (с 2,3% до 2,1% от общих расходов). Увеличились затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия (Таб. 4).

Структура операционных расходов на производство в машиностроительной отрасли

Таблица 4.

Год

% от общих расходов

Материальные затраты

Амортизация

Затраты на оплату труда

Отчисления на социальные мероприятия

Другие операционные затраты

2005

51,6

3,0

13,9

5,4

25,4

2006

56,3

2,3

13,0

5,0

23,4

2007

54,9

2,1

14,0

5,2

23,8

Рис. 7. Индексы объема продукции машиностроения по видам деятельности

Операционные расходы на единицу произведенной продукции в 2007 году выросли по сравнению с предыдущим годом на 3,3 коп/грн. (с 95,3 коп/грн. до 98,6 коп/грн.)

Благоприятно на развитии машиностроения сказываются инвестиции в основной капитал отрасли, которые в 2007 году существенно возросли по сравнению с показателями 2006 года (Таб. 5).

Таблица 5. Инвестиции в основной капитал машиностроительной отрасли по видам деятельности (в фактических ценах)

2005

2006

2007

тыс. грн.

% к предыдущему году

тыс. грн.

% к предыдущему году

тыс. грн.

% к предыдущему году

Машиностроение

33997

63,7

14439

43,2

16688

88,9

Производство машин и оборудования

374

67,0

151

37,1

1610

966,3

Производство электрического, электронного и оптического оборудования

28933

873,8

1682

5,8

2303

125,7

Производство транспортных средств и оборудования

4690

10,0

12606

261,4

12775

74,7

3.2 Основные проблемы, стоящие на пути развития машиностроительной отрасли в Севастополе

На пути развития машиностроительной отрасли Севастополя стоит много проблем. Одной из самых серьезных остается конверсия.

Конверсия - процесс перевода предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.

Большинство производств данного комплекса в регионе имеет оборонную направленность. Снижение объемов производств военной продукции в связи с началом политики разоружения позволяет уже сегодня перестроить производство на выпуск высококачественной гражданской продукции, обеспечить рост оказания услуг населению, что принесет дополнительный доход, обеспечит постепенный переход к конверсии. Именно в машиностроении можно достигнуть наибольшего экономического эффекта, а продукция севастопольских машиностроителей может быть конкурентоспособна на внешнем рынке. Ярким примером тому является судоремонтный завод «Металлист». Его демилитаризация закончилась в сентябре 2008 года. Несмотря на то, что завод будет строить и ремонтировать яхты мирового класса, после конверсии здесь продолжат обслуживать корабли украинского военного флота, ведь, по словам Р. Царькова - директора ССЗ «Металлист» - на сегодняшний день потребность только военного судоремонта в Украине составляет более 11 миллионов гривен в год». В ремонтных доках завода может находиться до двенадцати кораблей одновременно. На сегодняшний день это единственное в Украине место, где ремонтируют корабельные двигатели мощностью свыше 500 лошадиных сил. Через несколько месяцев завод планирует строить малые суда и яхты VIP-класса за свои деньги.

Актуальными на сегодняшний день остаются также проблема высокой доли ручного труда в машиностроении и снижение доли обслуживающих производств.

Заключение

В ходе написания работы были сделаны следующие выводы:

1. Производственная сфера Севастополя сформировалась под влиянием ряда факторов: определенная выгодность экономико-географического положения региона, особенности и богатство природы, а также специфика города, как военно-морской базы двух флотов: Черноморского флота Российской Федерации и военно-морских сил Украины. Особый статус Севастополя, определяемый двухвековым формированием его как военно-морской базы, неизбежно повлек односторонность развития инфраструктуры города, около 90% объема производства которого приходилось на предприятия ВПК. Большинство производств машиностроительной отрасли относятся к военно-промышленному комплексу. Призванная на службу флоту городская промышленность прошла все стадии формирования ВПК на севастопольском берегу. В Севастополе создавались не только судоремонтные и судостроительные заводы, арсеналы, но и самые современные производства, поставляющие начинку для кораблей и подводных лодок, самолетов и космических аппаратов. В создание НПО судостроения и электроники вкладывались колоссальные средства. Детищами ВПК стали НПО и заводы «Парус», «Муссон», «Маяк» и многие др.

Однако с началом политики разоружения и сокращения вооруженных сил потребности в военной промышленности Севастополя снизились, что привело к сокращению объемов производства. Эту нишу в производстве постепенно заполнила конверсия. Это особенно важно, поскольку оборонные предприятия отличаются наиболее высокой наукоемкостью, техническим уровнем производства и сосредоточенностью квалифицированных кадров.

2. Несмотря на снижение темпов производства машиностроение занимает одно из ведущих мест в хозяйстве г. Севастополь.

3. Важнейшими отраслями специализации машиностроения в регионе являются станкостроение, электротехническое машиностроение, электроника, судостроение и судоремонт.

4. В силу низкой стоимости рабочей силы судоремонтные предприятия города могут в существенной мере составить конкуренцию европейской судоремонтной промышленности.

5. Несмотря на существенный рост инвестиций в машиностроительную отрасль в последние годы резко снизились значения основных показателей, характеризующих развитие машиностроительной отрасли.

6. Перспективным в развитии машиностроительной отрасли в Севастополе является создание комплексов, обеспечивающих весь цикл производства и переработки сельхозпродукции, внедрение технологий для развития экологически чистых производств сельскохозяйственной продукции по мировым стандартам, развитие судоремонтных и судостроительных предприятий, которые в существенной мере могут составить конкуренцию европейской судоремонтной промышленности при условии мощной рекламной кампании и содействии в повышении маркетинговой деятельности самих предприятий.

Список литературы

1. Багров Н.В. Каким быть Крыму в XXI веке? - С.: Таврида, 1997. - 196 с.

2. Воронин И.Н. Севастополь: природа, экономика, экология. Учебное пособие. С.: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 1998. - 96 с.

3. Кузнецов М.В. Основы социально-экономической статистики. Учебное пособие. - С.: МСП «Ната», 2004. - 148 с.

4. Кузнецов М.В, Побирченко В.В. Размещение производительных сил Украины: Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины. - С.: МСП «Ната», 2004 - 224 с.

5. Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие. - Под ред. А.П. Голикова и др. - С.: СОНАТ, 2003. - 432 с.

6. Плоткин М.Р. Основы промышленного производства. Учеб. пособие для университетов и педагогических институтов. М.: Высш. шк. - 1977. - 304 с.

7. Статистические данные Управления статистики г. Севастополь за 2000, 2005, 2006, 2007 годы.

8. Хрущев А.Т. География промышленности СССР: Учеб. для геогр. спец. Вузов. - М.: Высш. шк. - 1990. - 223 с.

9. Шумский В.М. Экономическая и социальная география мира. - С.: МСП «Ната», 2003. - 186 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать