Экономико-географическая характеристика Казахстана
p align="left">70. Экономико-ографическое обоснование развития инфраструктуры Западного Казахстана. Инвестиционная политика Казахстана

В инфраструктуру включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение. Западный Казахстан -- регион в западной части Казахстана, включающий четыре административные области: Западно-Казахстанская область, Атырауская область, Мангистауская область и Актюбинская область На севере и северо-западе граничит с Россией, на юге -- с Туркменией, на юго-востоке -- с Узбекистаном. Значительная часть региона лежит в Прикаспийской низменности, северо-восток занимают горы Мугоджары, юг -- плато Мангышлак (Мангистау) и Устюрт. Железные дороги Западного региона образуют один из самых грузонапряженных участков в транспортной системе страны. Протяженность железнодорожных участков Западного Казахстана составляет 3892 км. Дорожное хозяйство включает 240 станций и раздельных пунктов. Пропускная способность составляет 22 пары поездов в сутки. Развитие Западного региона Казахстана тесно связано с развитием нефтегазодобывающей промышленности государства. В связи с этим особое значение приобретает развитие авиаци, так как иностранные и казахстанские бизнесмены проявляют повышенный интерес к инвестированию средств в Прикаспийский нефтегазодобывающий сектор экономики. Это вызывает рост деловой активности в этом регионе, и как следствие - возрастают потребности в скорости и удобстве передвижения, которыми характеризуются услуги воздушного транспорта, возрастает его популярность. В связи с существованием Каспийского моря, в западной части территории нашей республики, необходимо наличие морских портов. Поэтому порты Каспийского моря были усовершенствованы по современному типу. Был создан морской флот и установлены торговые отношения с другими странами. На побережье моря есть портовые города Атырау, Форт-Шевченко, Актау и др. В Республике зарегистрировано более 300 к а з а х с т а н с ко - а м е р и к а н с к и х предприятий и представительства 100 американских компаний. При этом нельзя не подчеркнуть, что основной поток прямых иностранных инвестиций в суммарном выражении вовлечен в нефтегазовый комплекс. Возрастают объемыинвестиций, вкладываемых в металлургический комплекс: с 0, 2 миллиона долларов в 1993 году до 453 миллионов в 1999 году. Растут также инвестиции и в других отраслях экономики, объем которых за этот период вырос в 1, 5 раза. Инвестиционные проекты строительства железнодорожных линий, предлагаемые реализовать путем государственного и частного партнерства в Казахстане. 1. Железнодорожная линия Саксаульская - БейнеуЦели строительства: Реализация проекта сократит протяженность маршрута следования поездов в сообщении с западным регионом и азиатскими странами через морской порт Актау в среднем на 600 км, что снизит долю транспортной составляющей в конечной цене продукции, т. е. стоимость перевозки тонны грузов снизится на 600 - 750 тенге. Вместе с тем, перераспределение грузовых потоков направленных с юга республики на порт Актау, через участок новой линии Саксаульская - Бейнеу, позволит снизить грузонапряженность железнодорожных участков Кандыагаш - Макат - Бейнеу, что не потребует их дальнейшего усиления. 2. Железнодорожная линия Бейнеу - Шалкар. Цели строительства и эффективность маршрута «Шалкар - Бейнеу» обосновывается следующими факторами:1) протяженность железнодорожной линии «Шалкар - Бейнеу» на 88 км короче маршрута «Саксаульская - Бейнеу»;2) по маршруту расположено 4 населенного пункта, где проживает более 6, 5 тыс. человек;3) по маршруту «Шалкар - Бейнеу» проходят: водопровод диаметром 219 мм в направлении Бегимбет - Кауылжыр, протяженностью 200 км;высоковольтная линия электропередачи в направлении Шалкар - Бегимбет; щебеночная автодорога в направлении Шалкар - Бегимбет - Бозой, протяженностью 130 км;газопровод высокого давления Бухара - Урал. 3. Железнодорожная линия Мангышлак - Баутиною. Целью строительства железнодорожной линии Мангышлак - Баутино является:транспортное обслуживание Баутино, промбазы, строительства порта и т. п. , обслуживание морских нефтегазовых операций на шельфе Каспийского моря и перевозка нефти с казахстанских месторождений на суше на экспорт через порт Баутино и нефти, добытой на море, на сушу для переработки и закачки в трубопроводы. Международный Аэропорт Актобе - это воздушные ворота Западного Казахстана, которые расположены в промышленном регионе западной части страны. Актюбинская область является одной из динамично развивающихся областей Республики Казахстан, бурное развитие которой связано с реализацией масштабных нефтегазовых, горнодобывающих и других крупных проектов. Территориально и географически Аэропорт Актобе расположен на пересечении крупных международных аэронавигационных трасс связывающих Западную Европу с Центральной и Юго-Восточной Азией, и является частью транспортной инфраструктуры Западного Казахстана. Аэропорт обеспечивает прием и обслуживание практически всех типов воздушных судов на маршрутах, связывающих города как внутри страны, так и ближнего, и дальнего зарубежья. Большое значение для структурных преобразований в экономике республики имеют иностранные инвестиции. Подписанные межгосударственные соглашения по результатам визитов Президента республики в Китай, США, Великобританию, Испанию, Аравию создают основу инвестиций в республику. нвестиций и вложений капитала. Казахстан обладает значительными запасами полезных ископаемых, которые позволяют рассматривать республику в качестве базы для расширения и универсализации глобальных источников энергии, используемых американскими компаниями.

71. Река Иртыш - основная судоходная артерия Восточного Казахстана

Иртыш -- вторая по длине река-приток в мире после Миссури. Длина 4248 км. Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1835 км) и России (2010 км). Площадь бассейна 1643 тыс. км?. Истоки Иртыша находятся на границе Монголии и Китая, на восточных склонах хребта Монгольский Алтай. Из Китая под названием Чёрный Иртыш он попадает в Казахстан в Зайсанскую котловину, где впадает в проточное озеро Зайсан. В устье Чёрного Иртыша находится большая дельта. В Зайсан впадает множество рек с Рудного Алтая, хребтов Тарбагатай и Саур. Многократно усиленный этими водами Иртыш вытекает из озера Зайсан на северо-запад через Бухтарминскую ГЭС и следом за ней расположенную Усть-Каменогорскую ГЭС. Ниже по течению находятся Шульбинская ГЭС и город Семипалатинск. Чуть выше Павлодара иртышскую воду забирает канал Иртыш -- Караганда, текущий на запад. В районе Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь. Гидрология. Речной порт на Иртыше в Ханты-Мансийске Питание Иртыша смешанное: в верховьях снеговое, ледниковое и меньше дождевое; в нижнем течении снеговое, дождевое и грунтовое. Характер водного режима также существенно изменяется. В верхнем течении половодье начинается в апреле, максимум в апреле -- июне, спад длится до октября; сток реки зарегулирован. В низовьях половодье с конца мая до сентября, максимум в июне. 50 % годового стока проходит весной, в верховьях доля стока летом и осенью по 20 %, зимой 10 %, у Тобольска соответственно 27 %, 19 % и 7 %. Средний расход у Усть-Каменогорска 628 м?/с, Семипалатинска около 960 м?/с, Омска 917 м?/с, Тобольска 2150 м?/с, в устье около 3000 м?/с, годовой сток около 95 км?. Размах колебаний уровня выше озера Зайсан 4, 4 м, у Омска 7 м, Усть-Ишима 12, 7 м, к устью уменьшается. Ледоставу на Иртыше предшествует ледоход продолжительностью около 20 дней в верховьях и 6--10 дней в низовьях. Замерзает в верховьях в конце ноября, в низовьях в начале ноября, вскрывается в апреле. Притоки: Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, Кызылсу, Чар, Тобол, Омь, Тара, Уй, Шиш, Ишим, Оша, Чаган, Конда. Населённые пунктыГорода -- Кётокай (Фуюнь), Бурчун, Серебрянск, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Курчатов (Казахстан), Аксу (Казахстан), Павлодар, Омск, Тара, Тобольск, Ханты-Мансийск. Хозяйственное использованиеВоды Иртыша используются для питания канала Иртыш -- Караганда (забор воды из Иртыша в канал в среднем 75 м?/с), для водоснабжения и орошения. Регулярное судоходство на 3784 км от нижнего бьефа Усть-Каменогорской ГЭС до устья.

Навигация с апреля по ноябрь. Ниже озера Зайсан на Иртыше построен Иртышский каскад ГЭС включающий в себя Бухтарминскую, Усть-Каменогорскую и Шульбинскую ГЭС. р. Иртыш используется для судоходства на общем протяжении 3784 км от п. Бурана до устья р. Оби. Судоходство возможно и выше п. Бурана - до границы с КНР. На всём протяжении р. Иртыша, используемом для судоходства, содержится освещаемая судоходная обстановка.

На протяжении 3674 км поддерживается гарантированные габариты судовых ходов с минимальными глубинами 200 см в пределах искусственного водного пути, ниже они равны только 105 см и лишь от п. Клина до г. Омска достигают 200 см. На остальном протяжении (1876 км) поддерживается глубина не менее 280-300. Для поддержания гарантированных габаритов водных путей, их увеличения на различных участках р. Иртыша ежегодно производятся транзисторные работы.

72. Геоэкологические проблемы бассейнов рек Эмба и Сагиз

Урало-Эмбинский гидроэкологический район занимает всю западную часть республики, входящую в бассейн Каспийского моря. Зона формирования стока основной реки Урал располагается на территории России, откуда поступает 4, 7 из 7, 2 км3 речной воды. В бассейн входят степные реки Большой и Малый Узень, Уил (Ойыл), Хобда, Илек, Орь и другие реки с зоной формирования на территории Казахстана. Реки Эмба (Жем) и Сагиз образуют единый водный бассейн со стоком 3, 2 км3/год, который, однако, не доходит до Каспийского моря. Южную часть района занимает безводное плато Устюрт. Суммарный объем речного стока составляет 10, 4 км3/год, а объем водопотребления - 8, 8 км3/год; из них 5, 2 км3 обязательные среднемноголетние попуски в Каспийское море. Как видим, водные ресурсы Урало-Эмбинского района используются пока на 85%; тем не менее, местные гидроэкологические проблемы ставятся здесь весьма остро и связаны они с резким ухудшением качества воды. Дело в том, что р. Урал является нерестилищем единственного в мире промыслового стада осетровых рыб, которые не переносят промышленные загрязнения. Однако в речную сеть продолжатся сброс плохо очищенных сточных вод промышленного Урала (г. г. Магнитогорск, Стерлитамак, Оренбург и др. ) и Актюбинского завода ферросплавов. Другие степные реки интенсивно используются для орошаемого земледелия и животноводства, что, например, повысило уровень минерализации воды в р. Эмба до 1, 6 гр/л.

В последние годы загрязнение поверхностных и подземных вод резко усилилось в связи с подъемом уровня Каспийского моря и затоплением некоторых нефтедобывающих скважин.

Все эти загрязнения уже вызвали заболевания в стаде осетровых и сказываются на качестве черной паюсной икры, экспорт которой составлял значительную долю валютных поступлений в республику.

73. Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике. Структура ТНК. Основные черты и особенности ТНК

ТНК - это компании. Международные по сфере своей деятельности;Национальные по капиталу и контролю за производством. По классификации ООН ризнаками ТНК являются наличие:Филиалов более чем в двух странах мира годового оборота более 6 млрд $ США. В мире насчитывается более 53 тысяч ТНК, которые:1)Имеют 450 тысяч филиалов в разных странах мира;2)Контролируют до 30 % мирового производства товаров и услуг;3)Обеспечивают работой около 20 % всего трудоспособного населения мира. Структура ТНК выглядит следующим образом:А) головная компания (решает основные вопросы). Б) филиалы, представленные:- отделениями (несамостоятельные компании);-дочерними компаниями (ограниченным контролем ТНК через пакет акций).

- ассоциированными компаниями (самостоятельные компании с собственным балансом). Отраслевая структура ТНК представлена такими отраслями:

- электроника, автомобиль, нефтедобыча, нефтепереработка, химическое производство, пищевая промышленность. Основными чертами ТНК являются:

Проникновение в низкоемкие виды производств. Диверсификация производства товаров и услуг Вольво производит автомобили, моторы для катеров, авиадвигатели). Особенности ТНК. ТНК становится многоотраслевыми компаниями. Расширяются масштабы деятельности ТНК. 1. Международное разделение труда - это специализация сторон на производстве отдельных видов услуг с последующим обменом (ген. -автомобили, швейно-финансовые услуги и т. д. )2. гигр. разделение труда- специализация сторон в зависимости от имеющихся природных ресурсов в стране. ( -зерновое хозяйство, -нефтяная промышленность). Для возникновения специализации в стране необходимыми являются следующие условия:1)страна которая участвует в международном разделении труда, должна обладать в производстве определенного вида продукции. 2)необходимым условием является существование стран, которые испытывают потребность в этой продукции. 3)себестоимость должна быть выгодна стране производителю. 4) страна должна производить этой продукции больше, чем нуждается сама. Например: швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»), «Дженерал моторс».

74. Использование карт и картографический метод исследования. Картографический метод исследования в системе «создание и использование карт»

Географические карты, уменьшенные обобщённые изображения земной поверхности на плоскости, показывающие размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Определение Географические карты только как чертежа земной поверхности недостаточно, так как Географические карты могут отображать самые разнообразные природные и социально-экономические явления. Географические карты способны передавать пространственные изменения этих явлений во времени. Для Географические карты свойственны: особый математический закон построения (картографические проекции), изображение явлений посредством особой знаковой системы - картографических символов (картографических знаков), отбор и обобщение изображаемых явлений (генерализация картографическая). Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще: отвлечение от целого для исследования части - конкретной территории, конкретных явлений и процессов; упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных; обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др. Картографический метод исследования - метод применения карт для научного и практического познания изображенных на них явлений. Картографический метод используют для исследования закономерностей пространственного размещения явлений, их взаимосвязей, зависимостей и развития. Многообразие приёмов анализа и обработки карт, свойственное Картографический метод, можно объединить в следующие основные способы: 1. Визуальный анализ, заключающийся в непосредственном зрительном исследовании по картам пространственного размещения, сочетаний, связей и динамики явлений. 2. Графические приёмы анализа, состоящие в построении по картам профилей и разрезов (дающих наглядное представление о вертикальной структуре явлений), блок-диаграмм (совмещающих перспективное изображение местности с её вертикальными разрезами), различного рода графиков и диаграмм (например, гипсографических кривых) и т. п. 3. Картометрические работы, заключающиеся в определении по картам координат, расстояний, длин, высот, площадей, объёмов, углов и др. количественных характеристик объектов, изображенных на карте (с оценкой точности получаемых результатов). 4. Математико-статистический анализ, применяемый: а) для исследования по картам любых однородных явлений (температур воздуха, плотности сельского населения, урожайности и т. п. ), их размещения и временных изменений, определяемых многими факторами с неизвестной функциональной зависимостью; б) для выяснения формы и тесноты связей между различными явлениями (посредством вычисления корреляционных зависимостей -- коэффициентов корреляции, корреляционных отношений и т. д. ). 5. Математическое моделирование, имеющее целью создание пространственных математических моделей, т. е. математическое описание явлений (или процессов) по исходным данным, снятым с карты, и последующее исследование моделей для интерпретации и объяснения явлений; в частности, разработана методика составления аппроксимирующих уравнений поверхностей -- реальных (например, рельефа земной поверхности) или абстрактных (например, годового слоя осадков). 6. Переработка (преобразование) карт для получения производных карт, специально предназначаемых и удобных для конкретного исследования (например, составление по гипсометрической карте производной карты крутизны склонов для изучения и прогнозирования процессов эрозии). Процесс «создание - использование карт» рассматривается как единая система картографического метода познания (Салищев). В теоретической картографии доказано существование 2-х картографических образов - первый создается в представлении картографа и воплощается в карту, второй формируется у потребителя при работе с картой. Отсюда следует существование 2 методов - картографического метода отображения действительности (создание карт) и картографического метода исследования действительности (использование карт). Задача первого метода - создание картографической модели, второго - ее апостериорное использование. Процесс «создание-использование карт» представляется как система с многочисленными прямыми и обратными связями.

75. Основные этапы истории географических открытий и развитие географии как науки

В течение многих веков география была описательно-познавательной наукой, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. География столетиями накапливала факты; ее главная задача состояла в том, чтобы шаг за шагом воссоздать картину поверхности земного шара, т. е. нанести на карту и описать берега материков и островов, горы, реки, озера и т. д. Настоящая наука объясняет факты, формулирует законы, обладает своей теорией. Подъем научной географии особенно ощутим начиная от грани XVIII-XIX столетий - времени наибольших успехов капиталистической системы производства, ознаменовавшемся промышленной революцией в странах Европы и Великой Французской буржуазной революцией. Современная география - это сложная разветвленная система, или “семья” наук - естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических), связанных общим происхождением и общими целями. Античная (греко-римская) география достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме в период с XII в. до н. э. по 146 г. н. э. В Древней Греции около 500 г. до н. э. была впервые высказана идея о шарообразности Земли (Парменид). Аристотель (IV в. до н. э. ) привел первые достоверные доказательства в пользу этой идеи: круглую форму земной тени при лунных затмениях и изменение вида звездного неба при передвижении с севера на юг. Около 165 г. до н. э. греческий ученый Кратес из Маллы изготовил первую модель земного шара - глобус. Аристарх Самосский (III в. до н. э. ) впервые приближенно определил расстояние от Земли до Солнца. Он первым начал учить, что Земля движется вокруг Солнца и вокруг своей оси (гелиоцентрическая модель космоса). Уже к VI в. до н. э. нужды мореплавания и торговли (греки основали в то время ряд колоний на берегах Средиземного и Черного морей) вызвали необходимость в описаниях суши и морских берегов. На рубеже VI в. до н. э. Гекатей из Милета составил описание Ойкумены - всех стран, известных в то время древним грекам. “Землеописание” Гекатея стало началом страноведческого направления в географии. В эпоху “классической Греции” виднейшим представителем страноведения был историк Геродот из Галикарнаса (485-423 гг. до н. э. ). Его страноведение было тесно связано с историей и имело справочно-описательный характер. Итоги античной географии были подведены уже в эпоху Римской империи двумя выдающимися учеными-греками - Страбоном (ок. 64 г. до н. э. ) и Клавдием Птолемеем (90-168 гг. н. э. ). Труды этих ученых отражают два разных взгляда на содержание, задачи и значение географии. Страбон представлял страноведческое направление. Он ограничивал задачи географии только описанием Ойкумены, предоставляя выяснение фигуры Земли и ее измерение математикам, а объяснение причин наблюдаемых на Земле явлений - философам. Его знаменитая “География” (в 17 книгах) - описательное сочинение, ценный источник по истории и физической географии античного мира, полностью до нас дошедший. К. Птолемей был последним и самым выдающимся представителем античной математической географии. Основную задачу географии он видел в создании карт. Составленное Птолемеем “Руководство по географии” - это перечень нескольких тысяч пунктов с указанием их широты и долготы, которому предпосылается изложение способов построения картографических проекций. Птолемеем во II в. н. э. была составлена наиболее совершенная карта древнего мира, которая неоднократно издавалась в средние века. Пространственный географический кругозор европейцев в средние века начал стремительно расширяться, что привело к значительным территориальным открытиям в разных уголках земного шара. Только с середины XIII в. пространственный кругозор европейцев стал заметно расширяться (путешествие Плано Карпини, Гийома Рубрука, Марко Поло и других). Марко Поло первым из европейцев описал Китай, страны Передней и Центральной Азии в “Книге Марко Поло”. Записки, сделанные Афанасием Никитиным во время путешествия, известны под названием “Хожение за три моря”. Они содержат сведения о населении, хозяйстве, религии, обычаях и природе Индии. Эпоха Великих открытий делится на два периода:* Испано-португальский период (конец XV в. - середина XVI в. ) за три десятилетия произошли выдающиеся географические события: плавания генуэзца Х. Колумба к Багамским островам, на Кубу, Гаити, к устью реки Ориноко и на побережье Центральной Америки (1492-1504 гг. ); португальцев Васко да Гама вокруг Южной Африки в Индостан - г. Калликут (1497-1498 гг. ), Ф. Магеллана и его спутников (Хуан Себастьян Элькано, Антонио Пигафетта и др. ) вокруг Южной Америки по Тихому океану и вокруг Южной Африки (1519-1521 гг. ) - первое кругосветное плавание. Три главных пути поисков - Колумба, Васко да Гама и Магеллана - имели, в конечном итоге, одну цель: достичь морским путем богатейшего пространства мира - Южной Азии с Индией и Индонезией и других районов этого обширного пространства. Тремя разными путями: прямо на запад, вокруг Южной Америки и вокруг Южной Африки - мореплаватели обошли государство турок-османов, преградившее европейцам сухопутные пути к Южной Азии. . * Период русских и голландских открытий (середина XVI - середина XVII в. ). К нему относятся: открытие русскими всей Северной Азии (от похода Ермака до плавания Попова-Дежнева в 1648 г. ); английские и французские открытия в Северной Америке; голландские тихоокеанские экспедиции и открытие Австралии. С начала XVI в. во всеобщее употребление входит компас, который в сочетании с астролябией сыграл важную роль в развитии мореплавания. Возродилась античная идея о шарообразности земли. В XV в. была создана предназначенная для океанского плавания каравелла - быстроходное судно с вместительными трюмами. Большое значение имело усовершенствование огнестрельного оружия. До конца XV в. впереди других стран шли португальцы. Полученные ими знания дали мореплавателям других стран новую информацию о морских приливах, отливах, течениях, направлении ветров. Нанесение на карту новых земель подтолкнуло развитие картографии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать