Экономический потенциал и география базово-межотраслевого топливо-энергетического комплекса страны
ренбургское и Астраханское газокондснсатные месторож-дения содержат много сероводорода, их разработка требует ис-пользования экологически чистой технологии.

Запасы Оренбургского газоконденсата оцениваются в 1,8 трлн. м3. Астраханское месторождение с запасами, превышающими 2 трлн. куб. м, отличается от Оренбургского повышенным содержанием серы.

Промышленное развитие Предуралья Оренбургской области связано с разведкой нефти и газа. В отличие от Тимано-Печерского Оренбургский ТПК формируется в условиях обжитой и хорошо освоенной территории.

Запасы природного газа сосредоточены в центральной и западной частях области. Как сказано выше, месторождения являются газоконденсатными, но кроме конденсата и метана, содержат серу, гелий, пропан, бутан и т. д. Кроме того, выявлены структуры, благоприятные для открытия новых месторождений газа, - это Восточно-Оренбургское поднятие, Соль-Илецкое сводовое поднятие, Предуральский прогиб. Этот газоносный район расположен в непосредственной близости к топливодефицитным районам европейской части России.

Многокомпонентный характер месторождений требует комплексного использования сырья. Этому способствуют и благоприятные условия для жизни людей. Поэтому Оренбургский ТПК будет характеризоваться высокой ролью обрабатывающих звеньев в отраслевой структуре промышленного комплекса. Общий замысел Оренбургского ТПК заключается в том, чтобы на базе месторождений природного газа создать крупный центр по его добычи для удовлетворения местных потребностей и потребностей европейских стран с организацией химических производств на основе комплексной переработки газа, обеспечивающей получение исходного сырья. Это укрепляет экономический потенциал Оренбургской области и создает предпосылки для последующего ускоренного развития в ней машиностроения высокой и средней металлоемкости на базе уральского металла.

Развитие добычи газа и сети газопроводов имеет важное значение для улучшения условий жизни сельского населения области и ведения сельскохозяйственного производства. Такое положительное влияние связано со строительством автодорог вдоль трасс газопроводов и газификацией сельских поселений. Все это способствует дальнейшему развитию сельского хозяйства области - важного поставщика высококачественного зерна, шерсти, мяса.

Тимано- Печорская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию Республики Коми и Ненецкого автономного округа Архангельской области. Большая часть разведанных и прогнозных запасов этой провинции размещена в относительно неглубоких (800 - 3300 м) и хорошо изученных геологических комплексах. Здесь открыто более 70 нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений. Запасы газа находятся в основном на территории Республики Коми. Крупные месторождения газа - Вуктылское, Василковское, Вой-Вожское, Джеболское. Ведуться усиленные геолого-разведочные работы в акватории Баренцева моря. Европейский Север относится к перспективным районам, располагающим запасами топливных ресурсов, которые приурочены к Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и шельфовой зоне морей Северного Ледовитого океана. Природный газ и газоконденсат содержат 94% метана и другие ценные компоненты. В настоящее время уделяется внимание освоению Штокмановского месторождения шельфовой зоны Баренцева моря с запасами, превышающими 3 трлн. м3 и Ардалинского месторождения Архангельской области.

Коренным образом изменилось экономико-географическое положение республики Коми, благодаря открытию западно-сибирского природного газа. Сооружение проходящих по территории республики газопроводов способствовало дорожному строительству, развитию строительной индустрии, линий электропередач до компрессорных станций и т. п. Все это создало дополнительные экономические предпосылки для освоения местных природных ресурсов, несмотря на суровые природные условия.

На территории Тимано-Печерского ТПК открыты запасы природного газа. Особенностью наиболее известного газового месторождения - Вухтыловского является наличие запасов конденсата, из которого можно получать более дешевый бензин, чем из нефти. Вместе с тем наличие конденсата усложняет организацию добычи газа. Другая особенность Вухтыловского газового месторождения - это содержание этана - ценного сырья для органического синтеза.

На территории Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции выявлен целый ряд нефтяных месторождений - Усинкое, Возейское и другие. Эти месторождения отличаются высоким содержанием попутного газа (в 2 - 3 раза больше, чем в месторождениях Волжско-Уральского бассейна и Западной Сибири). Указанные особенности газовых и нефтяных месторождений Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции требует комплексного использования нефти и газа.

Дальнейшее развитие Тимано-Печерского ТПК заключается в том, чтобы на базе местных природных ресурсов создать и развить добычу нефти, природного газа, алюминиевого и титанового сырья, заготовку и переработку древесины при одновременном развитии угледобычи, электроэнергетики. Реализация этого замысла позволит решить не только отраслевые проблемы, стоящие перед страной в части укрепления ее топливной и сырьевой базы, но и окажет влияние на формирование крупного хозяйственного комплекса на северо-востоке европейской части России - в Вологодской, Архангельской областях и республике Коми.

Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают территорию Краснодарского и Ставропольского краев, Чеченской и Ингушской республик, Дагестана, Адыгеи, Кабардино-Балкарии. На Северном Кавказе выделяются две нефтегазоносные области: Дагестанская и Грозненская. Грозненская расположена в бассейне реки Терек. Основные месторождения нефти и газа: Малгобекское, Горагорское, Гудермесское. Дагестанская область тянется широкой полосой от побережья Каспийского моря в западном направлении до Минеральных Вод, а в южной части ее границы проходят по предгорьям Большого Кавказа и охватывают территорию Северной Осетии, Чеченской и Ингушской республик, Дагестана. Важнейшие нефтегазоносные месторождения Дагестана - Махачкалинское, Ачису, Избербашское. Крупное месторождение газа в республике- Дагестанские огни.

В пределах Северо-Западного Кавказа расположены Ставропольская и Краснодарская нефтегазоносные области. В Ставропольском крае крупными месторождениями газа являются Северо-Ставропольское и Пелагиадинское, в Краснодарском крае - Ленинградское, Майкопское и Березанское.

Нефтегазоносные области Восточной Сибири в административном отношении охватывают территории Красноярского края, Иркутской области. В Красноярском крае - Таймырское, Мессояхское месторождения и в Иркутской области - Братское месторождение. К перспективным месторождениям относят Марковское, Пилятинское, Криволукское. Кроме того, с 1999 года на севере Иркутской области начали эксплуатировать Ковыткинское месторождение.

На Дальнем Востоке, в бассейне реки Вилюй на территории Республики Саха (Якутия) открыты 10 газоконденсатных месторождений, из них разрабатываются Усть-Вилюйское, Средне-Вилюйское, Мастахское; и на Сахалине - Оха и Тунгорское месторождения.

Для решения топливно-энергетической проблемы на Дальнем Востоке большое значение имеет разработка газовых ресурсов Лено-Вилюйской провинции. Группа месторождений газа в Центральной Якутии сможет обеспечить потребности в нем не только Дальнего Востока, но и Восточной Сибири. В перспективе следует учитывать использование газа на территории Южно-Якутского ТПК в технологических процессах производства стали и фосфорных удобрений. Рациональное использование якутского природного газа не ограничивается промышленностью. Следует также учитывать потребление газа в коммунальной сфере. Собственные потребности Якутии при строительстве новых ГРЭС и других газоемких производств составят около 7 млрд. м3 газа в год. Это означает, что если ограничиваться только добычей газа для местных нужд республики, то придется законсервировать в ее недрах более чем 2/3 подготовленных к эксплуатации запасов природного газа, что снизит эффективность капиталовложений в его разведку и добычу. В тоже время широкое вовлечение природного газа Якутии в межрайонный оборот, а также поставки на внешний рынок повысят эффективность этих затрат в 3 - 4 раза.

В отличие от нефти, природный газ не требует большой предварительной переработки для использования, но его необходимо сразу, отправлять к потребителю. Газ - главный вид топлива там, где нет других энергетических ресурсов. Он используется в промышленности (80%) - электроэнергетика, химия, металлургия, строительство, полиграфия, а также в быту.

Сформировалось несколько регионов переработки газа - Оренбургский, Астраханский, Сосногорский (Республика Коми) и Западно-Сибирский. Они разнятся по номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, что, прежде всего, объясняется объемом разведанных запасов ближайших месторождений и химическим составом добываемого здесь газа.

В номенклатуру продукции газоперерабатывающих заводов (ГПЗ) входят собственно товарный газ, сера, гелий, пропанобутановая смесь, технический углерод, широкие фракции легких углеводородов, сжиженный газ, дизтопливо, различные виды бензинов, этан, этилен и др.

Производство каждого из этих видов продуктов распределено по основным регионам. Так, например, на Сосногорском заводе производят технический углерод, применяемый в полиграфической промышленности. Экспорт этого продукта растет, завод обеспечивает им не только Россию и страны СНГ, но и государства Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Скандинавию. Перспективы Сосногорского ГПЗ зависят от освоения месторождений Республики Коми, полуострова Ямал и севера Тюменской области.

По состоянию на 01.01.03 г. в разработке в стране находилось 1137 нефтяных и нефтегазовых месторождений, добычу нефти и конденсата на которых осуществляли 15 нефтяных компаний, 7 организаций РАО "Газпром", 80 мелких самостоятельных российских нефтедобывающих организаций и 44 совместных предприятия с иностранными инвестициями.

Существующая система налогообложения, а также проблема неплатежей привели за последние годы к значительному снижению темпов ввода в разработку новых месторождений, снижению объемов эксплуатационного бурения и обустройства этих месторождений, невыполнению принятых проектных уровней добычи нефти.

В общепринятых оценках экономического потенциала страны и ее регионов, распространяемых также и на топливно-энергетический комплекс, в отечественной литературе преобладают подходы, основанные на использовании валового внутреннего продукта (в регионах - ВРП) в качестве основного показателя объема и динамики экономического потенциала.

Рисунок 1. Запасы, затраты на добычу и направление перевозок угля.

5 Перспективы и пути развития комплекса в условиях рыночной экономики

Мировая общественность давно озабочена печальной перспективой развития цивилизации. Проблема исчерпаемости природных ресурсов при их влиянии на экономику любой страны и ограниченной способности природы к нейтрализации загрязнений заставляет общество задуматься о выживании в этих условиях. По существу, человек уже превратил планету в геотехническую систему, а следствием экологического метаморфизма является почти полная утрата способности восстанавливать жизненно важные функции объектов биосферы. Глобальность возникших проблем требует концентрации усилий всего мирового сообщества для их решения.

Программный документ «Повестка дня на XXI век», выработанный ООН, определяет основные направления действий, которые помогут обеспечить устойчивое развитие мировой цивилизации. (Устойчивое развитие -- развитие, при котором благополучие последующих поколений должно быть не хуже благополучия живущих сегодня.)

К сожалению, в стране длительное время нет научно обоснованной стратегии экономического развития. А утвержденная Правительством Энергетическая стратегия до 2020 г., по существу, не нацелена на восстановление отечественной экономики и ее дальнейшее развитие.

Главной проблемой России в настоящее время является низкий уровень благосостояния российских граждан. Для решения этой проблемы необходимо высокими темпами развивать экономику, создавать миллионы новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест. Надо резко увеличить платежеспособность населения. Только при высоком уровне благосостояния народа уместно проводить реформы системы льгот, ЖКХ, образования, здравоохранения и др. К сожалению, Правительство, и особенно Минэкономразвития РФ, настойчиво уходит от решения задач коренной модернизации производственного аппарата страны и вывода его на современный технический уровень, видимо, предоставляя это "умной руке рынка". В связи с этим экономика страны все больше превращается в исключительно сырьевую, становится придатком западной экономики.

И это при том, что благодаря мировой конъюнктуре цен на нефть и газ, наличию в стране больших запасов нефти и особенно газа история предоставила России огромный исторический шанс быстро восстановить разрушенную в 1990-е годы экономику и высокими темпами развивать ее дальше. За счет продажи нефти и газа в стране накоплены значительные финансовые ресурсы. Конечно, эти ресурсы надо было бы направить на структурную перестройку экономики, на развитие энергосберегающих технологий, самолетостроения, на увеличение производства автомобилей, на химизацию экономики, восстановление и развитие легкой промышленности и т.д.

Известный экономический постулат "деньги должны работать" у нас в стране необходимо трактовать и исполнять так: "отечественные деньги должны работать на отечественную экономику". Учитывая мировую конъюнктуру цен, можно многого добиться в решении экономических проблем государства путем более масштабного, чем предусмотрено Энергетической стратегией, развития газовой промышленности.

Я согласен с мнением председателя совета союзов и ассоциаций, осуществляющих деятельность в сфере нефтяной и газовой промышленности России, президента российского союза нефтегазостроителей Ю. Баталина , что необходимо к 2020 г. выходить на уровень добычи не менее 900 млрд. куб. м газа в год. Ресурсная база позволяет ставить такую задачу, а у газовиков и строителей имеется огромный опыт ускоренного развития газовой промышленности. Как известно, в советское время на севере Тюменской области всего за 20 лет, с 1972 по 1992 г. были созданы мощности по добыче 576 млрд. куб. м газа. В 2003 г. в России было добыто 620 млрд. куб. м газа.

Решать поставленную задачу можно за счет освоения не вовлеченных в разработку новых месторождений Пур-Тазовского газового региона, полуострова Ямал и ускоренного создания Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.

На Восточной Сибири и Дальнем Востоке следует сосредоточить особые усилия, так как потенциальные возможности этих регионов очень велики. Так, по оценке институтов Сибирского отделения Академии наук РФ, начальные извлекаемые ресурсы углеводородов здесь составляют 21-22 млрд. т нефти, 1,7-2,0 трлн. куб. м нефтяного газа, 58-61 трлн. куб. м природного газа и 4-5 млрд. т конденсата.

Россия - евразийская страна, однако до сих пор ее экономика обращена на Запад, и это направление продолжает усиливаться, несмотря на то, что в последнее время в мировой экономике постоянно возрастает роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Промышленность этих государств успешно развивается, в связи с этим высокими темпами увеличивается и потребление углеводородного сырья. Особенно быстро растет использование нефти в Китае.

В то же время усиливается конкуренция на энергетических рынках Европы в связи с их либерализацией и ожидаемым увеличением в ближайшем будущем поставок туда газа из Алжира, Ирана, Ирака. Поэтому "восточный вектор" транспортирования российского природного газа и нефти приобретает особое значение, так как позволит уменьшить исторически сложившуюся определенную зависимость от европейского направления и укрепить энергетическую и экономическую устойчивость России.

С учетом благоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородного сырья, наличия значительных ресурсов нефти и газа в Восточной Сибири, близости этого региона к потенциальным потребителям в АТР представляется целесообразным в кратчайшие сроки сформировать программу создания Восточносибирского нефтегазового комплекса.

Основными целями реализации этой программы должны стать следующие: создание нового высокоэффективного энергетического и промышленного центра страны, обеспечение ускоренного экономического и социального развития региона, укрепление евразийского положения России, масштабное развитие долгосрочных экономических связей с Китаем, Японией и другими странами АТР.

Проблемы формирования Восточносибирского нефтегазового комплекса и варианты сооружения экспортных маршрутов поставок углеводородного сырья в Китай, Корею и другие страны АТР обсуждаются уже длительное время.

Открытые месторождения нефти и газа в Восточной Сибири разбросаны по большой территории, удалены от существующих магистральных трубопроводов, принадлежат различным недропользователям. Сложные природно-климатические условия, слабая изученность региона, полное отсутствие транспортной и промышленной инфраструктуры сдерживают потенциальных инвесторов в принятии решений по обустройству месторождений и строительству трубопроводов.

Имеются факторы, осложняющие освоение газовых месторождений Восточной Сибири. Прогнозируемые здесь дебиты скважин относительно невысокие. В газе восточносибирских месторождений содержится большое число компонентов, являющихся ценным сырьем для газохимической промышленности, и этот газ нельзя использовать в качестве топлива без их отбора и переработки. Следовательно, кроме обустройства промыслов, необходимо строить мощные газохимические производства. Нужны специальные хранилища для гелия. Все эти факторы обусловливают высокие удельные капиталовложения при освоении месторождений и не позволяют наращивать добычу газа высокими темпами.

Характерной особенностью месторождений Восточной Сибири и Якутии является то, что большинство из них является нефтегазовыми или нефтегазоконденсатными. Следовательно, их разработка должна быть комплексной и обеспечивать добычу как газа, так и нефти. Соответственно от месторождений должны строиться и газопроводы, и конденсатопроводы, и нефтепроводы.

Поэтому ключевым вопросом определения стратегии и тактики создания Восточносибирского нефтегазового комплекса является выбор наиболее целесообразных направлений строительства газопроводов и нефтепроводов.

Уже рассмотрены варианты строительства трубопроводов с месторождений Красноярского края, Иркутской области и Якутии, разрабатываемые в разное время различными организациями. Их общим недостатком является то, что в них не ставилась задача ускоренного масштабного и комплексного развития нефтяной и газовой промышленности всего региона.

Опираясь на потенциальную ресурсную базу Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно и целесообразно ставить задачу выйти к 2020 г. в восточных регионах страны на добычу 160-180 млрд. куб. м газа в год. В этом случае 20-30 млрд. куб. м следует направить на газификацию районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, 15-20 млрд. куб. м уйдет на переработку и получение ценных химических продуктов, материалов и изделий, а до 130 млрд. куб. м может быть направлено на экспорт в Китай, Корею и другие страны АТР.

В целях ускорения освоения нефтегазоконденсатных месторождений Восточной Сибири и быстрого решения вопроса по формированию ресурсной базы для поставки нефти в Китай и другие страны АТР, а также получения части средств на развитие нефтяной и газовой промышленности Восточной Сибири было бы целесообразно в короткие сроки построить газопровод производительностью до 45 млрд. куб. м газа с месторождений северо-восточной части Пур-Тазовского газового региона. Сначала для этой цели можно было бы использовать газ Южно-Русского и Берегового нефтегазовых месторождений, которые начинают разрабатываться, а в дальнейшем подключать более северные месторождения. Газопровод предлагается построить из труб диаметром 1420 мм на давление 10 МПа по трассе: месторождение Заполярное - зона Юрубчено-Тохомского месторождения - Усть-Кут и далее по трассе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали севернее озера Байкал выйти через Читу на границу с Китаем в районе Забайкальска. К этой магистрали подключить газ с месторождений Красноярского края, Якутии и Иркутской области.

По нашим оценкам, протяженность газопровода от Заполярного до Забайкальска составит 3700-3900 км. Стоимость одной нитки оценивается до 12 млрд. долл. США. Продолжительность строительства составит 3 года. К осуществлению проектов сооружения газопроводов из Пур-Тазовского региона на восток могли бы быть привлечены и независимые отечественные производители газа, чтобы решить тем самым их проблему доступа к экспортной трубе. Предпочтительным следует считать сооружение через территорию нефтегазовых месторождений Восточной Сибири (Юрубчено-Тохомское и др.) первоначально газопровода и уже затем нефтепровода, так как это позволит с самого начала разработки нефтяных пластов не допустить потерь нефтяного газа. С учетом того, что ОАО "Газпром" приняло стратегическое решение заняться масштабной разработкой нефтяных месторождений, "восточный вектор" окажется весьма эффективным и для развития нефтяного сектора. Как известно, Правительством принято решение о строительстве нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

Диаграмма 4. Доля России в мировой добыче нефти и газа

Безусловно, этот нефтепровод подтолкнет развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и позволит расширить экономические связи со странами АТР. У этого нефтепровода есть предыстория. В начале 1973 г. между правительствами СССР и Японии была достигнута договоренность о поставках Советским Союзом в Японию до 40 млн. т нефти в год. Для этой цели намечалось построить нефтепровод из Западной Сибири до бухты Ольга на берегу Охотского моря. Проект нефтепровода широко обсуждался, и я принимал в этих обсуждениях активное участие. В начале стоимость нефтепровода оценивалась в 2,5-3,5 млрд. руб., а срок строительства в 3,0-3,5 года. При более тщательном изучении пришли к выводу, что нефтепровод будет стоить 5-6 млрд. руб., а на его строительство уйдет примерно 5 лет, так как строители не имели возможности в тот период сосредоточить на нем необходимые силы. В это же время обсуждался проект строительства БАМа. Естественно, вставал вопрос, а что строить вначале? БАМ создавал условия для разработки месторождений многих полезных ископаемых, на 600 км сокращал расстояние транспортирования грузов с Дальнего Востока в Центр страны, решал ряд стратегических задач. При этом стоимость и сроки строительства БАМа оказались одинаковыми с аналогичными показателями по нефтепроводу. В конечном счете в 1974 г. было принято решение строить БАМ и по завершении его строительства поставлять по железной дороге в Японию до 20 млн. т нефти, а по мере открытия в Восточной Сибири нефтяных месторождений, построить на Восток и нефтепровод.

Сегодня для исполнения ранее принятых решений необходимо организовать поставку нефти Японии и другим странам АТР по БАМу и приступить к сооружению нефтепровода. Но так как ресурсы открытых в Восточной Сибири нефтяных месторождений пока невелики, то, для того чтобы обеспечить загрузку нефтепровода до 80 млн. т, необходимо осуществить крупномасштабные геологоразведочные работы.

Для быстрого и надежного решения ресурсной проблемы, предлагается построить нефтепровод из восточной части Пур-Тазовского нефтегазового региона до соединения с восточным нефтепроводом в районе Усть-Кута.

Головные сооружения такого нефтепровода можно было бы разместить в районе нефтяного месторождения Русское. На этот нефтепровод целесообразно ориентировать разработку Ванкорской группы месторождений, Русского нефтяного и ряда других нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений восточной части Пур-Тазовского региона. Кроме того, ресурсной базой нефтепровода будут Юрубчено-Тохомское, Собиновское, Куюмбинское, Пайгинское и другие месторождения Красноярского края и Иркутской области, прилегающие к нефтепроводу. По оценке геологов, ресурсная база в зоне нефтепровода позволит обеспечить добычу 80-100 млн. т нефти в год, а в дальнейшем, после проведения геологоразведочных работ на прилегающих к нему территориях, ее объемы существенно возрастут.

Строительство газопроводов и нефтепровода из Пур-Тазовского региона позволит реально ускорить освоение открытых месторождений восточной части Пур-Тазовского региона, Красноярского края и Иркутской области, стимулировать геолого-разведочные работы в Восточной Сибири и создаст большие возможности по экспорту нефти и газа в страны АТР, благодаря использованию новой мощной ресурсной базы. Недопустимо и дальше ориентироваться главным образом на экспорт нефти и газа. Ведущие государства мира, в результате использования внутри своих стран этих углеводородов и продуктов их переработки, получают экономический эффект в 8-10 раз больше, чем страны, которые только продают нефть и газ. Во второй половине XX века страны "большой семерки" и ряд других государств добились больших успехов в своем экономическом и социальном развитии во многом именно благодаря автомобилизации и химизации своих экономик. Химизация и автомобилизация мировой экономики продолжается высокими темпами и сейчас. Мы же в этом направлении практически ничего не предпринимаем и даже не обсуждаем эту тему, из-за чего продолжаем все больше отставать по производству современных химических продуктов от других стран мира. Так, в 2000 г. мы произвели химических волокон на душу населения меньше США в 19 раз, Китая - 4,5 раза, Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии - в 3-7 раз.

Также требуются большие затраты и значительное время для проведения в Восточной Сибири геолого-разведочных работ. Возможности поставки больших объемов нефти из Западной Сибири по многим причинам ограничены. Месторождения Восточной Сибири - в основном нефтегазоконденсатные - требуют комплексной разработки. При этом опережающее развитие добычи газа позволит эксплуатировать месторождения эффективнее и одновременно ускорить их разработку. С другой стороны, ускоренное развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и выход на большие объемы добычи нефти неминуемо приведут и к добыче больших объемов газа. Поэтому необходимо увязать вопрос о возможных поставках в Китай больших объемов восточносибирской нефти с условием одновременной покупки в значительных количествах газа и продукции его переработки. Если такие договоренности состоятся, то они должны быть закреплены долгосрочными межправительственными соглашениями.

Для финансирования восточной газопроводной системы и нефтепровода из Пур-Тазовского газового региона до Усть-Кута целесообразно создать консорциум с российским и зарубежным участием. При этом контрольный пакет должен быть у государства и муниципальных органов. Если бы государство приняло участие в консорциуме частью средств Стабилизационного фонда, то это сделало бы проект исключительно привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Привлечение в консорциум компаний Китая, Индии, Японии, Кореи и других стран АТР позволило бы быстро построить трубопроводы и подвести мощный фундамент под ускоренное развитие Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.

Безусловно, для создания мощной нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности Восточной Сибири требуется хорошо проработанная комплексная программа. Ранее такую работу быстро и квалифицированно проделал бы Госплан СССР. Сейчас, казалось бы, это должно сделать

Минэкономразвития, но такой работы практически не ведется. Потребуется серьезный координирующий орган по реализации программ.

В настоящее время в стране, по нашему мнению, есть единственная структура, которая смогла бы сформировать такие программы и успешно их реализовать - это ОАО "Газпром". Именно Газпром имеет опыт реализации крупных государственных программ в газовой промышленности. Сейчас, когда Газпром объединяет такие структуры, как Роснефть и Сибур, он сумеет сформировать и эффективно реализовать в Восточной Сибири программы комплексного развития нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности и в дальнейшем успешно осуществлять внешнюю экономическую деятельность со странами АТР.

У России есть исторический шанс для быстрого развития экономики страны, и его никак нельзя упустить.

Заключение

Итак, я думаю, что состояние и потенциал развития ТЭК -- важнейшие факторы внутренней экономической стратегии и инструмент внешнеполитической деятельности страны.

Сегодня Россия занимает первое место в мире по суммарной добыче нефти и газа.

Необходимо сохранить и значительно укрепить роль России на мировом рынке минерального сырья, что диктуется как текущими финансово-экономическими обстоятельствами, так и долгосрочными интересами отечественной экономики и государства в целом, включая геополитические.

Предприятия топливно-энергетического комплекса -- один из главных источников накоплений федерального бюджета России: в 1999 году их налоговые платежи составили 33,5 процента от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

ТЭК России -- одна из основных бюджетообразующих отраслей экономики России, поэтому, не решив ее проблемы, невозможно выйти из кризиса.

Доля российского экспорта в общемировом торговом балансе минерального сырья держится на уровне 7--8 процентов, в том числе нефти -- 8 процентов, газа -- 36 процентов. В стоимостном балансе экспорта России на углеводородное сырье приходится 40--45 процентов, а в целом объем экспорта основных видов углеводородного сырья в торговом балансе России многократно превышает объем импорта.

Целевые задачи отрасли: обеспечение качества электроэнергии, снижение удельных расходов на ее выработку и оптимизация управления работой энергосистем.

Намечаются дальнейшее развитие и совершенствование теплоснабжения страны. Этот сектор самый большой по объему потребляемых энергоресурсов -- более 400 миллионов тонн условного топлива в год, или 45 процентов от общего их потребления в стране. В системах централизованного снабжения производится более 71 процента, а децентрализованного -- около 29 процентов всего тепла. Электростанции отпускают более 34 процентов всего тепла, котельные -- почти 50.

Прогнозируемый суммарный рост теплопотребления в стране в 2020 году по сравнению с 1999-м -- не менее чем в 1,3 раза (до 2650 миллионов гигакалорий), снижение удельной теплоемкости экономики -- более чем в 2,1 раза. При этом доля децентрализованного теплоснабжения вырастет с 28,6 процента в 1999 году до 33 процентов в 2020-м.

Нетрадиционные возобновляемые энергоресурсы (дрова и другая биомасса, солнечная, ветровая, геотермальная энергия) способны с избытком обеспечить внутренний спрос страны. Однако экономически оправданное их применение пока будет составлять лишь малую часть от общего расхода энергоресурсов.

Очевидно, что развитие ТЭК невозможно без:

· разработки и внедрения технологий, обеспечивающих перевооружение действующих и создание новых объектов энергетики;

· обеспечения безопасности действующих атомных станций и создания нового поколения безопасных ядерных энергетических установок;

· создания энергосберегающего оборудования и установок малой энергетики, в том числе с использованием гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других возобновляемых источников энергии и организации их серийного производства;

· повышения эффективности работ по поиску, разведке и разработке месторождений топливно-энергетических ресурсов с учетом экологических требований;

· глубокой переработки и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов.

Российский ТЭК -- потенциально сильный конкурент на мировом рынке, обладающий достаточно мощной инфраструктурой добычи, переработки и транспортировки нефти, а главное -- интеллектуальной базой для создания высоких технологий.

Целью реализации последних научно-технических достижений должно стать не только снижение себестоимости продукции, но и формирование опережающих мероприятий, предотвращающих возникновение отрицательных антропогенных изменений и снижающих тем самым экологический риск в региональном и планетарном масштабах.

Устойчивое развитие энергетического комплекса России, базирующееся на создании экологоэнергоэффективных систем, решительно ускорит экономическое возрождение страны и позволит повысить качество и уровень жизни населения.

Литература

1.
Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П., Экономическая теория: Учебник. 2-е издание БГЭУ - 2001

2. Баталин Ю. Bосточный вектор развития. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19

3. Видяпин М.В., Степанов М.В., ред. Экономическая география России. ИНФРА-М., 2006

4. Гребцова В.Е., Экономическая и социальная география России, - Ростов-на-Дону. Феникс, 2000

5. Ильичев А.И. Экономические проблемы развития и функционирования топливно-энергетического комплекса - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1987

6. Материалы Петербургского экономического форума-98 / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 14 (81)

7. Мазур И.И. Топливно-энергетический комплекс - основа развития экономики России XXI в./ Альманах "Государство Российское. Природные ресурсы.", 2001, АСМО-пресс

8. Морс К., Страйк Р., Пузанов А., Эффективные решения в экономике переходного периода: аналитические инструменты, разработки и реализации социально-экономической политики. Айрис-Пресс - 2007

9. Проблемы развития топливно-энергетического комплекса: экономика, политика, история. Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Москва РГГУ. 2000.

10. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000

11. Российский статистический ежегодник. - М.: 2005

12. Экономическая география России. / Под ред. В.И. Видяпина, М: ИНФРА-М, 1999.

13. ТЭК России. Ежемесячный бюллетень. 2005

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать