Экономическая география: предмет, методы исследования и задачи
p align="left">- Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

- Развитие межрегиональных и региональных систем - транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

- Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.

Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.

Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере - обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере - это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов. С этой целью была принята Федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. 717.

Необходимо укрепление экономических основ федерализма. Решение этой задачи предполагает упрочение единого экономического пространства на основе приведения законодательств субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. Одновременно необходимо повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов РФ и муниципальных образований на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональным уровнями. Необходимо также создание условий и стимулов для активизации участия регионов в реализации общефедеральных и межрегиональных программ, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на основе федеральной системы социальных стандартов и нормативов (с учетом региональной специфики).

14. Специализация и комплексное развитие экономики регионов в условиях перехода к рыночной экономике

Специализация производства позволяет производить однородную и массовую продукцию, необходимую обществу для удовлетворения своих потребностей. Крупносерийное производство такой продукции в сочетании с наличием местных природных и трудовых ресурсов, а также за счет внедрения современных технологий позволяет не только обеспечить внутренние потребности, но и дать продукцию на вывоз. Специализированные производства, при всех прочих равных условиях с другими, отличаются высокой рентабельностью и экономической эффективностью.

Экономическая эффективность специализации в регионах определяется самообеспечением, т.е. регион становится независимым. Комплексная экономика должна за счет имеющихся в регионе условий и ресурсов обеспечивать собственной продукцией наибольшую часть своих потребностей (так возникло понятие самообеспечения). Однако такая экономика сформирована у нас лишь в нескольких наиболее развитых районах европейской части (Центральный, Поволжский, Северо-Западный).

Еще одним важным показателем оптимальности является использование современной техники и передовых технологий, благодаря чему эти регионы производят конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынка, в них же оседает основная масса прибыли, полученная от реализации готовой продукции, а вместе с тем здесь складывается благоприятная обстановка для расширенного воспроизводства (Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный экономические районы).

Для успешного решения этих задач должно быть соблюдено еще одно условие - сбалансированность природных, энергетических и людских ресурсов.

Для промышленности России характерны следующие особенности: 1) преобладание тяжелой промышленности над отраслями, производящими товары народного потребления; 2) расширение и углубление межотраслевых связей, что привело к формированию межотраслевых промышленных комплексов (топливно-энергетического, химико-лесного и др.)

Для оптимального хозяйственного комплекса региона соотношение продукции групп «А» и «Б» (80:20% в стране) должно быть существенно изменено (например, до уровня 60_65:40_35), что соответствовало бы показателям большинства европейских стран, а в условиях России поможет снять с повестки дня ряд проблем (сокращение импорта потребительских товаров, сокращение безработицы и решение ряда социальных проблем). В этом же направлении действует и формирование межотраслевых комплексов, что хорошо сочетается с задачами комплексного развития экономики региона. Но если добавить к сказанному о роли добывающей промышленности, отличавшейся повышенной фондоемкостью и медленным оборотом капитала (а ее доля в продукции промышленности достигла ?25%) то становится понятно, что оптимальных региональных хозяйственных комплексов у нас очень мало, а в Восточной зоне и на европейском Севере их нет совсем, и, возможно, долго не будет.

Стратегическая роль Урала исторически связана с развитием черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения и военно-промышленного комплекса. В регионе сконцентрирован громадный промышленный потенциал. Однако его производственная структура нуждается в коренном обновлении вследствие значительной степени износа основных фондов. В перспективе регион должен стать одним из лидеров во внедрении наукоемких технологий, в развитии прогрессивных производств. Для этого имеются такие предпосылки, как крупнейшая научная и проектная база, высококвалифицированные кадры, большой массив передовых технологий в институтах и предприятиях ВПК. Использование потенциала оборонных предприятий дает возможность создать в отраслях специализации производственно-экономические корпорации, гибко реагирующие на изменения конъюнктуры рынка и выпускающие конкурентоспособную продукцию.

Урал сохранит роль одного из основных производителей (и экспортеров) черных и цветных металлов, продукции топливной промышленности. Развитие металлургической промышленности будет происходить по пути перехода на энерго- и материалосберегающие технологии, выпуск продукции из высококачественных металлов и сплавов.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - это взаимообусловленное (взаимозависимое) сочетание каких-либо производств на какой-либо территории, когда достигается определенный экономический эффект за счет планового или удачного подбора производств на основе анализа всех групп факторов, определяющих их размещение.

Впервые термин «ТПК» появился в конце 50-х годов. Первоначально за аббревиатурой ТПК скрывались слова «территориально-промышленный комплекс», то есть комплекс понимался узко, только как промышленный. Позже его стали расшифровывать как «территориально-производственный». Подразумевается, что в ТПК могут включаться предприятия не только промышленных отраслей, но также строительства, с/х-тва, а также инфраструктурные объекты, способствующие эффективной работе предприятий упомянутых трех секторов народного хозяйства.

К инфраструктуре относятся: производственная - общие транспортные артерии, энергоснабжение, общая связь, складское хозяйство, социальная - учреждения здравоохранения, народное образование, жилье, учреждения культуры и науки, социальной защиты населения.

Эффект подразумевает следующее:

Экономия капитальных затрат за счет общей инфраструктуры.

Экономия на перевозках сырья, топлива, готовой продукции, сокращения текущих издержек производства.

Ускоряется оборачиваемость оборотных средств.

Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. ТПК создаются при совпадении интересов регионов и крупнейших предприятий, контролирующих эти регионы, вокруг крупных транспортных узлов, портов. Они создаются усилиями монополий, концернов, компаний, которые понимание у администрации. К вновь создаваемым ТПК относятся Красноярский, Тюмень. Идет процесс развития программно-целевых ТПК - Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Использование показателей эффективности рационального размещения способствует установлению оптимальных пропорций между отраслями и производствами. При выборе наиболее оптимального вариант размещения промышленного предприятия необходимо учитывать влияние ряда факторов -- материалоемкости, транспортного, потребительского. Так, в отраслях добывающей промышленности главную роль играют запасы ресурсов, их качество и транспортные условия, уровень научно-технического прогресса.

Для многих отраслей обрабатывающей промышленности важно учитывать при размещении влияние преобладающих факторов при всей ее совокупности. Так, энергоемкость выступает как главный фактор при размещении производства синтетического каучука, химических волокон пластмасс, смол, а также отраслей цветной металлургии, особенно алюминиевой, магниевой, никелевой.

Многие отрасли обрабатывающей промышленности ориентируются на сырьевой фактор -- это черная металлургия, тяжелое металлоемкое машиностроение, производство минеральных удобрений, цементная, стекольная, сахарная, целлюлозно-бумажная. В их производстве расход сырья в несколько раз превышает вес готовой продукции.

Трудоемкость, как главный фактор, учитывается при размещение станкостроения, приборостроения, электротехнической и радиотехнической промышленности, а также текстильной, швейной, обувной, трикотажной. На потребительский фактор ориентируются: нефтеперерабатывающая промышленность, резинотехническая, кирпичная, сельскохозяйственное машиностроение, хлебопекарная, кондитерская, молочная, мясная.

Вместе с тем во всех отраслях, наряду с преобладающим, большим влияние на их размещение оказывают и другие факторы, например, в черной металлургии полного цикла -- сырьевой и топливно-энергетический факторы. При этом особенно важно в размещении всех отраслей учитывая экологический фактор.

К принципам, влияющим на развитие и размещение отдельных отраслей так же относятся принцип использования экономических выгод при международном разделении труда, восстановлении и развитии экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, принцип регулирования роста больших городов, активизации развития малых и средних городов.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли и ТПК.

15. Внешнеэкономические связи РФ и ее регионов

Россия преимущественно экспортирует сырье, в основном топливно-энергетические товары. Их доля составила 41%, металлы и изделия из них - 11%, продукция химической промышленности - 8%, лесоматериалы 5%. В 1997 году имело место снижение мировых цен на нефть, мазут, дизтопливо. В результате Россия оказалась в неблагоприятной внешнеторговой ситуации. Потери выручки составили 4,3 млрд. долл. Конечно, ни одна страна не может обойтись без сырьевых ресурсов, но ограничение участия в международном разделении труда исключительно их экспортом неизбежно ставит страну в очень сложное положение, ослабляющее ее позиции. Структура российского экспорта оставляет желать лучшего. Необходимо приспособление национального производства к постоянно изменяющимся потребностям мирового рынка, освоение достижений современных технологий (современные сравнительные преимущества). Но традиционные преимущества (возможность экспорта природных ресурсов) тоже не маловажны.

Развивающиеся страны вывозят сырье в связи с тем, что у них нет квалифицированной рабочей силы. Но Россия, имея квалифицированную рабочую силу, вынужденно идти более легких путем.

В современном мире растет число государств, включающихся в систему международного разделения труда. К их числу относятся Турция, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Филиппины, страны в прошлом относящиеся к развивающимся.

Реализация инвестиционной модели как инструмента развития российской экономики является одним из основных направлений действий Правительства РФ в среднесрочной перспективе.

Инвестиционная политика будет осуществляться в двух направлениях:

1) привлечение инвестиций частного сектора, прямых иностранных инвестиций, которые должны стать основным источником модернизации экономики России.

Важным источником инвестиций в развитие экономики России должны стать внутренние инвестиционные ресурсы - сбережения населения, накопления предприятий.

Перспективным источником финансирования инвестиционных потребностей экономики России являются прямые иностранные инвестиции. Помимо содействия технологическому обновлению основных фондов предприятий, они несут в себе потенциал увеличения экспорта продукции и услуг, возможности импорта технологий, практических навыков, управленческого мастерства и ноу-хау, способствуют становлению рыночных механизмов и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Основными задачами политики привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учетом стратегических интересов России, развитие политики привлечения иностранных инвестиций в регионы, совершенствование отраслевой структуры их распределения, создание системы страхования иностранных инвестиций, формирование благоприятного имиджа России, а также информирование зарубежных инвесторов об инвестиционных возможностях в отдельных секторах российской экономики на принципах дебюрократизации экономики, обеспечения гарантии прав собственности и равных условий конкуренции, либерализации валютного регулирования;

2) обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств.

В условиях ограниченности объемов прямого государственного инвестирования за счет федерального бюджета в отдельные отрасли, производства и секторы экономики будут определены приоритеты и сроки предоставления государственной поддержки, обеспечена ее эффективность и прозрачность, а также тщательная оценка объектов поддержки.

Без выполнения этих условий привлечение иностранных инвестиций будет затруднительно.

В целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия:

усилить межведомственную координацию в сфере содействия экспорту;

обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;

активизировать работу по привлечению российских предприятий к участию в международной выставочно-ярмарочной деятельности;

улучшить транспортное обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений и т.п.;

осуществлять меры государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли при транспортировке внешнеторговых грузов;

обеспечить запуск системы внешнеторговой информации, обеспечивая доступ к ней в режиме реального времени заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности;

обеспечить более широкое привлечение к работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной-партнером;

активно содействовать продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать участие российского бизнеса в перспективных международных проектах.

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки.

В современном мире растет число государств, включающихся в систему международного разделения труда. К их числу относятся Турция, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Филиппины, страны в прошлом относящиеся к развивающимся. Особенно превзошел всех в реализации экспортных возможностей Китай. Состояние мировой экономики и рост доли экспорта развивающихся стран свидетельствуют, что от использования преимуществ и возможностей международного разделения труда зависит экономическое благополучие населения в различных странах.

США, Япония, Германия, Великобритания являются развитыми странами. России может помочь использование опыта развития внешнеэкономической деятельности Китая и Саудовской Аравии в отношении грамотного использования выручки от реализации сырья.

Основной целью структурной перестройки является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

Для этого будет разрабатываться комплекс федеральных целевых программ, осуществление гибкой таможенной тарифной политики, применение благоприятных таможенных режимов использования импортного технологического оборудования, долгосрочные кредиты Российского банка развития, расширение использования финансовой аренды (лизинга).

Реализация основной цели развития промышленности будет осуществляться по следующим направлениям:

сохранение и расширение предложения продукции отечественного машиностроения на рынках, где наблюдается повышение платежеспособного спроса;

выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией современных технологических укладов.

Будут созданы условия для производства конкурентоспособной авиационной техники, обновления парка воздушных судов и продвижения российских самолетов на зарубежные рынки. С целью повышения экономической эффективности авиационной промышленности и оптимизации производственных затрат будут приняты меры по ее реструктуризации.

В инвестиционных расходах все больший удельный вес будут приобретать объемы финансирования НИОКР по отношению к расходам на оборудование и строительство.

Результатом реализации указанных направлений должно стать:

обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;

позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.

В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским союзом - основным торговым партнером, на долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации и 25 процентов иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы.

Расширение ЕС на Восток будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, а также других единообразных правил и норм, регулирующих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность.

Для обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со странами - членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического характера:

активизировать работу по выполнению Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом;

совершенствовать систему валютно-финансовых расчетов со странами ЕС с учетом введения единой европейской валюты;

развивать стратегическое сотрудничество в ЕС в области энергетики на взаимовыгодной основе;

рассмотреть возможность формирования зоны свободной торговли с ЕС;

обеспечить дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и систем связи.

Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, позволяющее обеспечить всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Тем самым страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, Россия получит возможность реализовать это право на защиту посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.

Для решения этих задач обеспечить реализацию базовых принципов формирования таможенного тарифа в соответствии с приоритетами промышленной и структурной политики, осуществлять снижение ставок ввозных пошлин на не производимые в России машины и оборудование, комплектующие изделия, а также отдельные виды сельскохозяйственного сырья при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий.

Литература

1. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина и др.; - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 472 с.

2. Экономическая и социальная география России: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: «Феникс» 2000. - 384 с.

3. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие. 2-е изд.,- М.: Гардарики, 2004. - 148 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать