Экономическая геграфия
p align="left">Изменения в географии промышленности Запад-ной Европы связаны с формированием крупных пор-тово-промышленных комплексов (Роттердам в Ни-дерландах, Марсель во Франции и др.), освоением нефтегазоносных месторождений Северного моря, индустриализацией менее развитых стран, децен-трализации промышленности.

Сельское хозяйство характеризуется чрезвычай-но высокой производительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной тип сельскохозяйственного пред-приятия -- ферма. В большинстве стран преоблада-ет животноводство. В Западной Европе собирают са-мые высокие в мире урожаи пшеницы. Выращива-ют ячмень и кукурузу, картофель; из технических культур -- сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Ита-

лия). В Южной Европе развито виноградарство, вы-ращивание маслин, миндаля, граната. Италия -- первая страна в мире по производству вин и сбору винограда, Испания--по сбору маслин.

Транспорт высокоразвит. Имеется густая сеть автомобильных дорог. Велика роль морского транс-порта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гам-бург -- крупнейшие порты). Растет значение трубо-проводного и воздушного транспорта. Большое зна-чение имеет тоннель под Ла-Маншем.

Ведущими странами Западной Европы являются страны -- члены «большой семерки» -- ФРГ, Фран-ция, Великобритания, Италия.

Для региона характерен высокий уровень регио-нальной экономической интеграции, объединение стран в Европейский союз; открытие государствен-ных границ в рамках Единого европейского эконо-мического пространства.

3. По карте плотности населения определите сред-нюю плотность населения указанных стран, объ-ясните различия с учетом того, что на среднюю плотность населения влияют природные', истори-ческие, экономические и демографические причи-ны. Необходимо обратить внимание на ограничен-ность применения показателя средней плотности населения.

Билет № 5

1. Виды природных ресурсов. -Ресурсообеспеченность. Оценка

ресурсообеспеченности страны.

2. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и

их особенности. Транспорт и окру-жающая среда.

3. Определение и сравнение показателей прироста населения в

разных странах (по выбору учителя).

1. Природные ресурсы -- компоненты природы, ко-торые на данном уровне развития общества исполь-зуются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

Природные ресурсы -- категория историческая, связанная с изменением потребностей и возмож-ностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных метал-лов и энергетических ресурсов. Существуют раз-ные подходы к классификации природных ресур-сов. По происхождению выделяются минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, био-логические, климатические, космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчерпаемые и не-исчерпаемые. К первым относятся возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобнови-мые (минеральные). Ко вторым относятся клима-тические, энергия текучей воды, солнца, ветра.

По способу использования: агроклиматические, энергетические, рекреационные и т. п. Ресурсообеспеченность -- это соотношение меж-ду величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расче-та на душу населения или количеством лет. на ко-торые должно хватить данного ресурса при совре-менных темпах добычи или использования. Оценить обеспеченность страны определенным видом при-родных ресурсов можно двумя способами. Первый: разделить размеры запасов данного ресурса на со-временный объем добычи в год и получить количество лет, на которые данного ресурса должно хва-тить. Второй: разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на ду-шу населения. Количественно оценив ресурсообеспеченность страны, необходимо сделать выводы о степени ее обеспеченности данным ресурсом.

2. Транспорт -- третья ведущая отрасль матери-ального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздей-ствует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а так-же развитию интеграционных процессов,

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тонне-лей значительно расширило возможности транспор-тировки различных грузов. Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизи-лась, но остается важной в перевозке массовых про-мышленных и сельскохозяйственных грузов. Око-ло 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяет-ся Европа.

Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значе-ние в междугородных и международных перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте -- Европа и Япония.

Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Канада).

Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран плавают суда других круп-ных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Лос-Анджелес и др.). По раз-мерам морских перевозок выделяется Атланти-ческий океан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Внутренний водный: по грузообороту выделяют-ся США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерлан-ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в россии). Главный район озерного судоходства -- великие озера США и Канада.

Воздушный транспорт -- самый молодой и ди-намичный. Занимает первое место в межконти-нентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия, Япония, Франция, Велико-британия и др. Крупные аэропорты мира «0'Хара» (Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зави-сим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непре-одолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, про-кладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно рас-тет отрицательное воздействие транспорта на при-роду (тепловое, шумовое, химическое и другие ви-ды загрязнений). Многие страны приним^лот меры по защите окружающей среды от негативного воз-действия транспорта.

3. По статистическим данным определите естест-венный прирост для указанных стран. Естествен-ный прирост является разницей между рождае-мостью и смертностью. Сравните естественный прирост указанных стран. Сделайте выводы, учи-тывая, что на естественный прирост влилет соци-ально-экономический фактор и уровень жизни на-селения. Нельзя забывать о механическом прирос-те населения (миграциях), который в отдельных странах играет большую роль,

Билет .№ 6

1. Закономерности размещения иинеральных ре-сурсов и страны,

выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресур-сов.

2. Общая экономико-географическая характеристи-ка одной из

стран Западной Еиропы (по выбору учащегося).

3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух

стран (по выбору учителя).

1. Минеральные ресурсы-- это природные веще-ства минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, : материалов и слу-жащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для минеральных ресурсов характерны: резкая нерав-номерность размещения, невозобновляемость кон-кретных месторождений, возмож аость восполнения путем разведки и освоения новых месторождений. В настоящее время используетсл более 200 видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новые месторождения.

Закономерности размещения минеральных ре-сурсов. Распространение минеральных ресурсов подчиняется геологическим закономерностям. Полезные ископаемые осадочное происхождения встречаются в пределах осадочного чехла плат-форм, в предгорных и краевых П]югибах. Магмати-ческие полезные ископаемые -- в складчатых об-ластях, местах выхода на поверхность (или близ-кого залегания к поверхности) кристаллического фундамента древних, платформ. Топливные имеют осадочное происхождение, обзазуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чекол древних плат-форм, их внутренние и краевые прогибы). Круп-нейшие угольные бассейны рас доложены на тер-ритории России, США. ФРГ и других стран. Нефть и газ интенсивно добываются в Персидском зали-ве, Мексиканском заливе, Западной Сибири.

К рудным относятся руды металлов, они при-урочены к фундаментам и щитам древних плат-форм, есть и в складчатых областях. Страны, вы-деляющиеся по запасам железной руды, -- Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др. Часто на-личие рудных полезных ископаемых определяет специализацию районов и стран.

Нерудные полезные ископаемые имеют широ-кое распространение. К ним относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сы-рья, формирование крупных территориально- произ-водственных комплексов. Важно рациональвое ис-пользование ресурсов -- извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полгая пе-реработка, комплексное использование сырья и т. п.

Соединенное Королевство Великобритании и Се-верной Ирландии состоит из четырех крупных тер-риторий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Вели-кобритания господствовала в мировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других государствах, про-изошла промышленная революция. Страна владе-ла огромными колониями, что давало преимуще-ства для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со все-ми районами земного шара. Важна роль и благопри-ятного сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, железной руды, полно: водных рек).

Сейчас Великобритания остается одной из веду-щих держав мира. Высокоиндустриальная ж'ржава, крупный экспортер капитала, создатель и козрдина-тор Содружества (прежнее название Британское Содружество наций) -- своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими ко-лониями .

Структура британской промышленности типич-на для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машино-строению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайд-сайд и до). Хорошо развитые черная и цветная ме-таллургии работают в основном на импортном сы-рье (Шеффилд и города побережья). После от-крытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа, новый импульс развития получила химическая промышленность.

Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специа-лизирующиеся на молочном животноводстве. Ос-новное отравление растениеводства -- обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади занято под кормовые культуры. Заметную роль играет рыболов-ство. осе овные рыболовные порты расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транс-порт. Основные транспортные магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим про-мышленным городам. Великобритания имеет круп-ный морской и пассажирский флот. Развит авиаци-онный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико, учитывая островное положевие страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица -- Лондон, которая одновременно явля-ется одним из крупнейших портов в мире. Актив-ная морская торговля и столичная роль -- «лицо» южной части страны. Юго-восток -- главная зона зерновых и технических культур. Развито живот-новодство. На побережье -- порты, военные базы, курорты. Саутгемптон -- самый большой пассажирский порт Великобритании. Центральная часть госу-дарства -- родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металло-обрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти не-прерывная полоса промышленных городов со ста-рыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии -- судостроение, сейчас быстро раз-вивается химическая промышленность в результа-те разработки месторождений нефти и газа Север-ного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной -- молоч-ное животноводство и рыболовство. Ольстер -- эко-номически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной политики -- подъем депрес-сивных старопромышленных районов и сглажива-ние диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наи-более отсталых районов; ограничение роста и «раз-грузка» некоторых крупнейших городов и город-ских агломераций.

3. Для анализа необходимо определить пути сооб-щения, транспортные предприятия и транспортные средства стран, так как транспортная система скла-дывается из этих элементов. Для стран с разным уровнем экономического развития свойственны раз-ные конфигурации транспортных систем и разное развитие определенных видов транспорта. Транс-портная система развивающихся стран нередко име-ет древовидную форму, «точкой роста» которой слу-жит крупный морской порт, это связано с историей освоения и колонизации территории. В развиваю-щихся странах, как правило, преобладает один-два вида транспорта. При объяснении черт сходства и различия транспортных систем следует учиты-вать, что на них влияют разные факторы -- при-родный, исторический, экономический, политиче-ский и т. п.

Билет .№ 7

1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности.

Проблемы рационального исполь-зования.

2. Топливио-энергетическая промышленность. Состав, значение в

хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

3. Характеристика по картам ЭГП страны (по вы-бору учителя).

1. Земельные ресурсы -- вид природных ресурсов;

поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени терри-ториальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель -- их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.

Обеспеченность человечества земельными ресур-сами определяется мировым земельным фон-дом, который составляет 13,4 млрд га. Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн км2) и зарубежная Азия (27,7 млн км2), а самым маленьким -- зарубеж-ная Европа (5,1 млн км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн км2). Однако если рассматривать обеспечен-ность регионов земельными ресурсами из расчета на душу населения, то результат будет противо-положным: на каждого жителя малонаселенной Австралии приходится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя зарубежной Азии -- толь-ко 1,1 га, приблизительно столько же и в зарубеж-ной Европе.

Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые -- пашня, сады, засеянные луга и ес-тественные луга и пастбища), лесные земли, зем-ли, занятые населенными пунктами, промышлен-ностью и транспортом, малопродуктивные и непро-дуктивные земли.

Наиболее ценные обрабатываемые земли занима-ют всего 11% мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы этот показатель более высок (29%), а для Австралии и Южной Аме-рики-- менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель -- США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатывае-мые земли сосредоточены в основном в лесных, лесостепных и степных природных зонах. Естест-венные луга и пастбища преобладают над обрабаты-ваемыми землями везде (в Австралии более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 23% земли используется под пастбища.

Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один -- борьба человечества за расшире-ние земель, пригодных для обитания и сельскохо-зяйственного использования; другой -- ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного обо-рота в результате эрозии, опустынивания, промыш-ленной и транспортной застройки, открытой разра-ботки полезных ископаемых. Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому главная пробле-ма мирового земельного фонда -- деградация сель-скохозяйственных земель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населения, а «на-грузка» на них все время возрастает. Страны с наи-меньшей обеспеченностью пашней на душу насе-ления -- Китай (0,09 га), Египет (0,05 га). Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспек-те они все более координируются специализированными органами ООН -- ЮНЕСКО, <*>АО (Продо-вольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.

2. Топливно-энергетическая промышленность со-стоит из топливной промышленности и энергетики. Топливная промышленность -- комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработке и топливно-энергетического сырья. Включает угольную, газо-вую, нефтяную, торфяную, сланцевую и уранодобывающую промышленность. В условиях НТР роль топливной промышленность возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации про-изводств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.

Топливно-энергетическая промышленность про-шла в своем развитии несколько этапов: уголь-ный (до середины XX в.), нефтяной и газовый (до 80-х гг. XX в.); в настоящее время мировая энерге-тика вступила в переходный этап -- этап постепен-ного перехода от использования минерального топ-лива к возобновимым и неисчерпаемым энергоре-сурсам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать