Государственное регулирование региональной экономики
p align="left">22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:

- четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах: Дубна, Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»), Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»), Томск;

- две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга -- ОЭЗ «Алабуга» и Липецк -- ОЭЗ «Липецк».

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:

в Республике Алтай -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67

в Республике Бурятия -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68

в Алтайском крае -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69

в Краснодарском крае -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70

в Ставропольском крае -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71

в Иркутской области -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72

в Калининградской области -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73

В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ.

Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд руб.

В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

Также существуют три действующих проекта создания ОЭЗ: проект создания портовой ОЭЗ в Красноярском крае; проект создания портовой ОЭЗ в Хабаровском крае; проект создания портовой ОЭЗ в Ульяновской области.

Условия создания: в ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

На территории государства могут создаваться только три типа ОЭЗ:

Технико-внедренческие (площадью не более 3 кмІ);

Промышленно-производственные (площадью не более 20 кмІ);

Туристско-рекреационные;

Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;

На территории ОЭЗ не допускается:

Добыча и переработка полезных ископаемых;

Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.

Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Цели создания с точки зрения государства:

1. Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны.

2. Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.

3. Развитие экспортной базы.

4. Импортозамещение.

5. Аппробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

1.Освоение новых рынков сбыта.

2. Приближение производства к потребителю.

3. Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин(как в случае, например, с Калининградской областью)

4. Доступ к инфраструктуре.

5. Использование более дешёвой рабочей силы.

6. Попытка снижения влияния бюрократии.

7. Развитие территории.

3. Выявите особенности антикризисного управления в семи федеральных округах с точки зрения целостности, проблемности и активной функции

Дальневосточный федеральный округ

Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Олег Сафонов предложил в антикризисной программе, разработанной правительством России, пересмотреть с учетом особенностей региона критерии определения системообразующих предприятий.

Полпред в своем выступлении подчеркнул, что всего 13 предприятий Дальнего Востока находятся в федеральном списке по государственной поддержке и 62 предприятия в региональном, которым занимается Минрегион.

К сожалению, ни одно из этих предприятий федеральных денег не получило, и когда они будут неизвестно. На сегодняшний день два системообразующих предприятия Хабаровского края - "Амурметалл" и "Судостроительный завод" имеют долг по заработной плате. Задолженность "Судостроительного завода" составляет уже 260 миллионов рублей. Деньги выделены месяц назад, но чиновничьи бумажки ходят по министерствам, и люди не могут получить зарплату. А это, в свою очередь, естественно вызывает рост социальной напряженности, поэтому мелочей в этих вопросах нет.

Экономический кризис на Дальнем Востоке проявляется намного острее, чем в европейских регионах России. Причиной тому - сырьевая направленность ведущих сфер экономики Дальнего Востока. В качестве одной из мер поддержки экономики региона полпред предложил более гибко использовать ставки экспортных таможенных пошлин на лес, биологические ресурсы.

Колебания цен на нефть на мировом рынке приводят к изменению ставки экспортно-таможенных пошлин. Нужно использовать данный механизм при экспорте других природных ресурсов. Например, леса и биоресурсов. Использовать этот механизм надо более гибко и эффективно.

В антикризисной программе правительства России необходимо усилить раздел по жилищному строительству, сделав ставку на доступное жилье.

Надо, чтобы люди уезжали не в центр России, а переезжали жить на юг Дальнего Востока. Например, в Приморский и Хабаровский края. Вопрос становится особенно актуальным в связи с реформой, которая идет по линии Министерства обороны. Много военнослужащих уезжает. Чтобы они не покидали пределы Дальнего Востока необходимо создать более льготные условия по строительству жилья и предоставлению для этого земель.

Сафонов считает, что в трудную для России пору необходимо обязательно сохранить в полном объеме финансирование программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года".

Говоря об антикризисной программе, разработанной правительством РФ, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин отметил ее актуальность и своевременность принятия. По его словам, документ охватывает все основные социально-экономические вопросы и, безусловно, требует скорейшего утверждения и реализации. В то же время, Программа не учитывает некоторых региональных особенностей Сахалинской области. Например, в ней обозначен тезис, согласно которому запланированные инфраструктурные объекты на территории регионов должны строиться за меньшие средства. Александр Хорошавин по этому поводу отметил, что в Сахалинской области с начала года наблюдается рост цен на строительные товары, тепло- и электроэнергию, эти факторы удорожают строительство.

Приволжский федеральный округ

Приволжский федеральный округ имеет относительно прогрессивную структуру экономики, ориентирован на развитие обрабатывающих производств, которые формируют практически четверть валового регионального продукта. Здесь сосредоточена треть инновационно активных предприятий России и более 40 процентов российского экспорта технологий. Несмотря на негативное влияние последствий мирового финансового кризиса, округу в I квартале 2009 года удалось не допустить падения доходов населения, сохранить на уровне четырёх процентов рост производства в сельском хозяйстве, показать самые высокие среди федеральных округов (то есть 112,4 процента к аналогичному периоду прошлого года) темпы роста жилищного строительства, и доля убыточных предприятий здесь остаётся стабильно ниже среднероссийского уровня.

В целях поддержки бизнеса, прежде всего малого и среднего, в Республике Мордовия, Ульяновской области сохранены на уровне 2008 года ставки по земельному налогу, а также ставки рентной платы за земельные участки для юридических лиц. Во всех регионах Приволжского федерального округа обеспечены условия для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений. Предпринимаются меры по преодолению технологической отсталости предприятий, что в посткризисный период позволит им занять устойчивую конкурентную позицию на рынке.

Учитывая прогрессивно сложившуюся структуру экономики, округ способен стать примером выхода из кризиса в качестве российского центра развития производства с высокой добавленной стоимостью. Столь масштабная задача требует объединения усилий и концентрации ресурсов всех уровней власти, бизнеса и финансового сектора, повышения системности работы. В этой связи необходимо ускорить разработку стратегических документов развития территории, то есть стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, которая объединит все региональные проекты и обозначит единую линию развития округа, а также инвестиционной программы развития Приволжского федерального округа до 2020 года.

С учётом кризисных явлений уже в краткосрочной перспективе необходимо смещение акцента на поддержку видов деятельности, имеющих большой потенциал развития и локализованных на определённой территории. Для Приволжского федерального округа такими специализациями являются: производство продукции для нужд обороны и национальной безопасности, в частности, в Республике Марий Эл это производство радиоэлектроники и приборостроение для АПК, в Самарской области - космическая техника, в Республике Удмуртия - огнестрельное оружие, системы управления, в Республике Башкирия - авиационные двигатели, бронетанковая техника, в Республике Татарстан - авиационная техника, в Пермском крае - авиационные двигатели, космическая техника, развитие производств в закрытых административно-территориальных образованиях ядерного цикла, это Саров и Глазов. На базе ряда из них может быть сформирована такая эффективная форма развития, как особые экономические зоны. К примеру, технико-внедренческая зона может быть создана в Удмурдской Республике на базе научно-производственного объединения, центра стрелкового оружия, входящего в структуру Ростехнологии.

Северо-Западный федеральный округ

Оценивая нынешнее социально-экономическое состояние Северо-Запада, можно отметить кризисные тенденции, которые приобрели в настоящее время устойчивый характер.

Во-первых, от прошлого унаследована структурная деформированность экономики. В Карелии, например, подавляющая доля объемов промышленной продукции приходится на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (55%); в Республике Коми - на топливные отрасли - нефть и газ - 63,5%; в Архангельской области -на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (52,7%); в Вологодской области - на черную металлургию (65,6%). В Калининградской области наиболее представительна по объемам промышленной продукции пищевая промышленность (34,0%); в Ленинградской области - топливная (26,8%) и целлюлозно-бумажная (21%); в Мурманской области - цветная металлургия (38,5%) и пищевая промышленность (19,4%); в Новгородской области - химическая и нефтехимическая (34%) и пищевая (22,2%); в Псковской области - машиностроение (31,6%) и пищевая промышленность (45%) [3].

Процессы реструктуризации в регионах идут крайне медленно, поскольку низким остается качество государственного управления, отсутствуют действенные стимулы и ресурсы для переориентации производств.

Во-вторых, неоднородность состояния и развития регионов СЗФО. В условиях перехода к рынку региональная неоднородность России резко обострилась. Открытая мировому рынку российская экономика попала в полную зависимость от его конъюнктуры. Стало очевидным, что большинство отраслей российской экономики, по сравнению с аналогичными производствами зарубежных стран, не являются конкурентоспособными. Это коснулось практически всех отраслей обрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства. В районах с преобладанием таких отраслей создалась острейшая кризисная ситуация: в них резко снизился уровень производства и, соответственно, уровень жизни населения. В то же время продукция таких отраслей промышленности, как нефтяная и газовая, цветная металлургия, оказалась востребованной мировым рынком, соответственно, существенно улучшилось положение регионов, специализирующихся на выпуске продукции этих отраслей.

Аутсайдер СЗФО - Псковская область. Один из основных показателей социально-экономического развития региона - валовой региональный продукт (ВРП). В последние годы в области наблюдался рост объема ВРП. Однако оценка уровня социально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в 2003 и в 2005 гг. (табл. 1) показывает, что они почти вдвое ниже общероссийских.

Несмотря на то, что в Псковской области происходило снижение удельного веса убыточных организаций (2002 г. - 51,9 %, 2003 г. - 42,8 %, 2004 г. - 39,6 %, 2005 год - 35,2%), основные экономические показатели региона отражают высокий уровень нестабильности, а также явные и латентные кризисные процессы (табл. 2).

Краткий анализ наиболее выраженных кризисных явлений в экономике макро-региона показал, что достаточно высокий уровень его социально-экономического развития еще не обеспечивает экономическую безопасность как способность государства и общества противостоять угрозам, исходящим от несбалансированной структуры экономики и теневого сектора. Учитывая существующую практику неформальных экономических отношений в лесозаготовке, строительстве, торговле, общественном питании, образовании и других отраслях, неоднородности важнейших социальных индикаторов в различных регионах, говорить о социально-экономическом благополучии СЗФО сегодня не приходится.

Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что наибольшую опасность для стабильности и развития Северо-Западного федерального округа представляют: - структурная деформированность экономики регионов; неоднородность состояния и развития регионов; несбалансированность ресурсов и обязательств консолидированных бюджетов территорий; высокий удельный вес теневого сектора; высокий уровень монополизации рынков; неравные возможности конкуренции для участников экономической деятельности; усиление имущественного расслоения населения с одновременным увеличением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума; нарастание демографических проблем; низкое качество миграционной политики; дефицит высококвалифицированных рабочих и служащих.

Следует добавить, что предприятия Северо-Запада испытывают острую потребность в обновлении основных фондов, износ которых в промышленности достиг 50-80%, в сфере ЖКХ - 60, в сельском хозяйстве и строительстве - 40, на транспорте и связи - 45%.

Сложившиеся социально-экономические диспропорции находят свое конкретное выражение в деятельности коммерческих и некоммерческих субъектов экономики, отраслевых стратегиях и формах антикризисного управления.

Сибирский федеральный округ

В настоящее время все регионы Сибири антикризисные планы разработали или завершают их формирование. Созданы рабочие антикризисные группы, которые проводят мониторинг ситуации и осуществляют необходимые мероприятия для ее оздоровления.

Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин подчеркнул необходимость отслеживания всех процессов в социально-экономической сфере в режиме реального времени и, в случае необходимости, незамедлительного принятия оперативных мер по стабилизации. Вместе с тем, Анатолий Квашнин считает «важным не допустить срыва выполнения стратегических целей и задач, определенных в долгосрочных программах социально-экономического развития территорий Сибири».

Мероприятия антикризисного характера - определение «болевых точек» экономики на территории, формирование перечня приоритетных организаций, составляющих экономическую и социальную основу в регионе или муниципальном образовании и в дальнейшем принятие мер организационного, экономического и финансового характера для обеспечения их стабильной работы. Предусматриваются действия по оптимизации расходов в сфере управления, организации полного выполнения запланированных бюджетных показателей.

В антикризисном плане Сибирского федерального округа предусмотрены меры социального характера. В частности, это гарантии социальной защиты малообеспеченных слоев населения, приоритетное финансирование переподготовки кадров и мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест. В этом разделе также важное место занимают мероприятия по поддержке малого бизнеса и предпринимательской инициативы в целом.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ - один из самых мощных в России и от него во многом зависит ситуация в стране в целом. Правительство предпринимает целый ряд мер для преодоления нынешнего экономического кризиса, многое делается на уровне регионов, но при этом нельзя забывать и о стратегических программах развития России. В новых условиях будет пересмотрен федеральный бюджет, так как доходы уменьшились на 25 процентов, а расходы почти на столько же возросли, образовался разрыв в три триллиона рублей. Дефицит федерального бюджета составит в 2009 году 8 процентов.

В этих условиях необходима слаженная, консолидированная работа всех ветвей власти, бизнеса, общественных организаций. Существует семь направлений антикризисной программы правительства, отметив при этом, что главным приоритетом остается социальная поддержка населения, выполнение всех обязательств, связанных с выплатой пенсий, пособий, зарплат. К концу 2009 года средний размер социальных пенсий достигнет прожиточного минимума для пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов, будут профинансированы программы по созданию новых рабочих мест. В то же время вдвое уменьшаются квоты на использование иностранных рабочих.

Еще одно важное направление - поддержка промышленности, особенно малого и среднего бизнеса. На это выделяется более 400 миллиардов рублей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать