Географическое положение и экономика Финляндии

Географическое положение и экономика Финляндии

Географическое положение и экономика Финляндии

Финляндская Республика - Suomen Tasavalta Republiken Finland. Географическое положение - находится в Северной Европе. Площадь - 338 150 кв.км. (согласно опубликованному 31 июля 1995 г. заявлению МИД в Финляндии вступил в силу закон о расширении территориальных вод страны с 4 до 12 миль, территория Финляндии соответственно увеличилась на 16,8 тыс. кв. км. МИД Финляндии пояснил, что теперь морские границы Финляндии соответствуют тем, которые установленны всеми соседними с ней странами). Население - 5 067 000 чел. Столица: Хельсинки - Helsinki - 502 000 чел.; с пригородами - 784,1 тыс. чел. Другие крупнейшие города - Тампере (175 000), Турку (160 000). Высшая точка - гора Халтия (1 328 м). Государственные языки - финский, шведский. Основная религия - христианство. Денежная единица - финляндская марка. Основные статьи экспорта - лесоматериалы, автомобили, изделия бумажной промышленности, продукция машиностроения, суда, одежда, мебель. Форма правления - конституционная республика.

Финляндия -- демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Действующая Конституция -- Основной закон Финляндии была принята 11 июня 1999 г. и вступила в силу с 1 марта 2000 г. Четыре конституционных закона составляют вместе Конституцию: Акт о форме правления (принят 17 июля 1919 -- изменения и дополнения вносились в 1926, 1930, 1943, 1955, 1992 и 2000), Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922, Закон о Высшем суде (1922) и Парламентский Устав (1928). В соответствии с изменениями конституционных актов в 2000 г. страна перешла от президентской к парламентской демократии.

Согласно Избирательному акту 1998 установлены выборы 4 уровней: в Эдускунт -- однопалатный парламент, выборы президента, выборы в местные органы власти (446 коммун) и выборы 16 депутатов в Ев-ропарламент (с 1999). Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

С марта 2000 г. этот пост занимает избранная а качестве кандидата от Социал-демократической партии Т. Халояен (после избрания в соответствии с традицией вышла из партии) - первая женщина-президент в истории страны. Глава гос-ва осуществляет руководство внешней политикой совместно с правительством, утверждает законодательные акты и постановления, назначает членов правительства и высших гос. должностных лиц, является верховным главнокомандующим Оборонительными силами.

Вместе с однопалатным парламентом он осуществляет законодательный функции. В составе парламента 200 депутатов, избираемого на 4 года на основе прямого и пропорционального голосования. Исполнительная высшая власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство. Нынешнее правительство является коалиционным: социал-демократическая партия, национальная коалиционная партия, шведская народная партия, блок «левых» сил и партия «зеленых».

По итогам состоявшихся в марте 2003 г. выборов в нем представлены 8 партий: Партия Финляндский центр (ПФЦ) ~ 55 депутатов. Социал-демократическая (СДПФ)- 53, Национальная коалиционная (НКП) - 40, Левый союз (ЛС) - 19, Союз «зеленых» -14, Шведская народная (ШНП) -9, христианских демократов - 7, коренных финнов - 3. Председатель парламента - П. Липпонен (СДПФ). Из 18 министров, входящих в правительство - 6 женщин.

Высший законодательный орган -- Эдускунт -- однопалатный парламент, состоящий из 200 депутатов, избираемых населением на 4 года по системе пропорционального представительства. Глава высшего органа исполнительной власти -- Государственного совета -- председатель правительства, премьер-министр (Матти Ванханен -- партия «Финляндский Центр», с июня 2003).

Правительство Финляндии -- Государственный совет -- осуществляет общее руководство страной. В его состав входят Премьер-министр, министры, возглавляющие вверенные им министерства, и министры без портфелей.

Премьер-министр избирается парламентом, после чего формально назначается Президентом Республики для выполнения его обязанностей. Другие министры назначаются Президентом по предложению Премьер-министра. Прежде чем будет избран Премьер-министр, представители от партийных групп Эду-скунты знакомятся с программой правительства и его составом. О результатах этого ознакомления сообщается Президенту, чтобы он представил Эду-скунте то лицо, которое предлагается кандидатом в премьер-министры.

Если кандидат во время открытого голосования в Эдускунте получит более половины поданных голосов, он считается избранным в премьер-министры. Если же кандидат не получит требуемого большинства, то в том же порядке должен предлагаться новый кандидат. Если и новый кандидат не получит более половины поданных голосов, то проводятся новые выборы путем открытого голосования. При этом избранным считается тот, кто получит наибольшее число голосов.

Местное управление в ляни (губерниях) осуществляется правлением во главе с губернатором, назначаемым президентом. Аландским островам (губерния Ахвенанма) предоставлена частичная автономия. Органы местного самоуправления в коммунах -- избираемые на 4 года городские и сельские коммунальные советы.

Административное деление: 5 ляни (Lааni - губерния), без учета Аландских о-вов, которые с мая 1991 г. имеют статус самоуправления. Ляни делятся на коммуны (kunta). 1 сентября 1997 г. введено новое административно-территориальное деление, в соответствии с которым число губерний сокращено с 11 до 5, а столица Хельсинки утратила статус губернского центра: 1) Южн. Финляндия (адм. центр - г. Хэмеенлинна), 2) Зап. Финляндия (адм. центр - Турку), 3) Вост. Финляндия (адм. центр - г. Миккели), 4) Оулу (адм. центр - г. Оулу), 5) Лапландия (адм. центр - г. Рованиеми). Национальный праздник: 6 декабря - День Независимости (1917 г.). Дипломатические отношения с СССР установлены 31 декабря 1920 г. В декабре 1991 г. Российская Федерация признана правопреемницей СССР.

Это живописный край тысяч озер и островов. Почти две трети территории страны покрыто лесами, где местами водятся медведи, волки и полярные лисы. В северные районы Финляндии, лежащие за Полярным кругом, входит часть Лапландии. Живущие здесь саамы (лопари) являются потомками первых известных истории обитателей этих земель. Незначительная часть их до сих нор ведет традиционный образ жизни. Однако большая часть населения живет на юге Финляндии и представлена потомками финских племен, около 2 тысяч лет назад переселившихся сюда с Уральских гор. Небольшую часть населения

Процветание современной Финляндии обусловлено ее богатыми природными ресурсами. Густые леса обеспечивают сырьем мебельную и бумажную промышленности, продукция которых составляет одну треть всего экспорта страны. Чтобы ресурсы древесины не истощались, вырубленные лесные массивы постоянно вновь засаживаются. Финляндия выгодно использует свои огромные водные ресурсы - гидроэлектростанции вырабатывают около четверти всей энергии страны. Реки и озера Финляндии изобилуют форелью и щукой. Одной из главных отраслей народного хозяйства страны является морское рыболовство.

На историю Финляндки оказали влияние дна се могущественных соседа: Швеция и Россия. Швеция установила свое господство на этих землях в XII веке. Россия захватила Финляндию в 1809 году и сделала ее частью Российской империи. Однако после Октябрьской революции 1917 года Финляндия объявила о своей независимости.

Государственное устройство Финляндии. Макроэкономика. Финансы

Финляндия провозглашена суверенной республикой в 1919 г. Действуют 4 конституционных закона: “Форма правления Финляндии” от 17 июля 1919 г. с последующими изменениями; Устав парламента от 1928 г. с последующими поправками; Закон о праве парламента контролировать законность деятельности членов Госсовета и канцлера юстиции от 1922 г. и Закон о государственном суде от 1922 г. 14 февраля 1995 г. парламент одобрил проект конституционной реформы, предусматривающей переход полномочий по назначению премьер-министра Финляндии от президента к парламенту. 1 августа 1995 г. принята поправка к конституции, расширяющая гражданские права и свободы финнов, принимавшиеся ранее при законодательной процедуре.

Глава государства - президент. С 1994 г. президент избирается путем прямых и тайных выборов всеми гражданами страны, имеющими право голоса, сроком на 6 лет (закон принят в июне 1991 г.). Право выдвинуть своего кандидата в президенты имеют все партии, представленные в парламенте, а также общественные организации и движения, собравшие за своего претендента не менее 20 тыс. подписей. Если ни один из кандидатов в президенты не наберет в процессе выборов более 50 процентов голосов, проводится второй тур выборов, к которому допускаются два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Время пребывания одного лица на посту президента ограничено двумя сроками. Согласно традиции президент после вступления в должность выходит из партии.

Законодательная власть осуществляется совместно парламентом и президентом. Парламент - однопалатный, состоит из 200 депутатов, избираемых прямым голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года (в третье воскресенье марта в год выборов). Парламент имеет председателя и двух его заместителей. Согласно Уставу парламента, его председатель избирается сроком на один год. Он руководит пленарными заседаниями, однако при этом должен оставаться нейтральным, не имея права участвовать ни в обсуждениях, ни в голосовании.

Макроэкономика Финляндии

На 1997 год пришелся пик подъема финской экономики, начавшегося в 1994 году, в год выхода Финляндии из кризиса. По всем экономическим показателям и практически во всех отраслях промышленности наблюдался устойчивый рост на фоне благоприятных долгосрочных прогнозов и низких уровней инфляции и учетных ставок по кредитам.

В 1997 г. объем ВНП вырос на 5,9% и составил в стоимостном выражении 618 млрд. фмк (доля госсектора в производстве ВНП - 16,7%), а объем промышленного производства в 1997 году был на 9% выше, чем в 1996 г. Такому росту способствовал экономический подъем в западных промышленно-развитых странах, с которыми у Финляндии сложились устойчивые торговоэкономические отношения, и улучшение рыночной ситуации в лесной и деревообрабатывающей промышленности, что, в свою очередь, было обусловлено укреплением курса доллара и фунта стерлингов к финской марке и ростом спроса на товары этих отраслей на внешнем рынке.

В 1997 г. курс финской марки снизился по отношению к доллару почти на 15%. Такое ощутимое падение курса финской марки к доллару принесло лесоперерабатывающей промышленности около 1,2 млрд. фмк дополнительных доходов за счет роста экспорта.

Работающая на экспорт финская промышленность получила при такой динамике валютных курсов дополнительную прибыль в размере около 2 млрд. фмк. Таким образом, хотя удельный вес лесоперерабатывающей промышленности в экспорте страны составляет примерно 31%, она получила более 50% прибыли от повышения курса доллара. Сравнительно большая выгода, полученная лесной промышленностью за счет фактической девальвации марки объясняется тем. что эта отрасль промышленности может тратить меньше валюты США на закупку сырья, нежели, например, металлообрабатывающая.

Степень загрузки производственных мощностей в промышленности в 1997 г. составила в прошлом году в среднем 86,5%.

Рост производства в металлопромышленности составил в 1997 году 11,5%, в основном, благодаря росту экспорта. Почти на 20% возросло производство в электротехнической и электронной отраслях. Производство в лесной промышленности возросло в 1997 г. на 14,5% в связи с оживлением спроса на продукцию отрасли как на внутреннем (в частности, в связи с оживлением строительства), так и на внешнем рынке. Производство в химической промышленности лишь немного возросло в 1997 году. Основной причиной явились простои финских нефтеперерабатывающих заводов из-за профилактических ремонтов.

Значительно возросло производство строительных материалов и производство в текстильной промышленности благодаря росту внутреннего спроса. Наоборот, в ряде отраслей по производству потребительских товаров, в частности, в производстве продуктов питания, рост был незначительным, а в швейной промышленности произошел даже некоторый спад производства.

В целом, финансовое положение финской промышленности окрепло, крупные предприятия достигли лучших, чем когда-либо ранее, результатов своей деятельности, однако, относительная рентабельность промышленности оказалась ниже, чем в рекордном 1995г. Удельный вес фабрично-заводского производства в ВНП составил в 1997 г. 28,9%. Рост строительства в 1997 году был значительным и составил 15,5%. Это было обеспечено, в основном, за счет нового жилищного, промышленного и сельскохозяйственного строительства. В частности, строительство 31 тыс. новых жилых домов, 20 тыс. из которых строятся при финансовой поддержке государства. Одновременно был проведен большой объем ремонтных работ. Доля промышленности и строительства в производстве ВНП страны составила в 1997 г. 35,7%.

Рост сельхозпроизводства составил в 1997 г. 7,5%. Несмотря на сухое лето, урожай зерновых вырос на 3% по сравнению с предыдущим годом. Возросло производство мяса, а производство молока сократилось. Доля сельского хозяйства вместе с охотой и рыболовством в ВНП страны составила в 1997 г. 2,9%.

Доли других отраслей экономики в производстве ВНП распределялись в 1997 г. следующим образом: торговля, общественное питание и коммунальные услуги - 10,4%, транспорт - 9,4% финансовые операции, страхование, операции с недвижимостью и услуги в сфере бизнеса - 18. 1%.

Темпы роста внешней торговли в 1997 г. значительно превосходили показатели предыдущего года. Рост экспорта товаров и услуг составил 13,5%, экспорт товаров вырос на 15,5%. Рост импорта товаров и услуг составил 9,5%, импорт товаров вырос на 10,8%. Значительно возросла внешняя торговля с Россией: рост внешнеторгового оборота в 1997 г., составил в финских марках 29,4%, экспорт вырос на 36%, а импорт - на 22%. Внешняя торговля со странами-участницами ЕС возросла на 10%.

Объем инвестиций в экономику Финляндии в 1997г. по сравнению с предыдущим годом увеличился значительно, на 11,5%, а их удельный вес в производстве ВНП страны составил 16,9% (16% в 1996 г.). На долю частных капвложений в 1997 году пришлось 84%, государственных - 16%.

Уровень инфляции в течение всего 1997 г. был низким в связи с резким снижением учетных ставок по кредитам и значительным снижением расходов по страхованию безработицы и составил с декабря 1996 г. по декабрь 1997 г. 1,9%, а рассчитанный по индексу потребительских цен среднегодовой темп инфляции составил 1,2%. Основное влияние на изменение уровня инфляции оказало повышение цен на жилье, особенно в первой половине 1997 года.

Частное потребление возросло в 1997 г. на 3,1% по сравнению с уровнем 1996 г. Наиболее заметный рост частного потребления был во второй половине прошлого года, когда наметилась тенденция улучшения ситуации с безработицей на фоне постоянных положительных прогнозов о благоприятном развитии экономики. Число занятых в народном хозяйстве выросло в 1997 г. на 43 тыс. человек, в основном, за счет роста числа рабочих мест в металлопромышленности, строительстве, торговле, на частных фирмах в сфере услуг, в здравоохранении и социальной сфере. Тем не менее, уровень безработицы в Финляндии продолжал оставаться высоким и составлял в конце 1997 года 14,5% (367 тыс. безработных).

По оценкам, рост ВНП страны в 1998 г. будет меньше, чем в 1997 г. и составит от 3, 5% до 3,9%. Тем не менее это будет один из самых высоких показателей среди стран ЕС. Объемы и темпы роста экспорта Финляндии также будут сокращаться. Однако, благодаря высокой конкурентоспособности финских товаров на мировом рынке, рост экспорта страны в 1998 году остался на высоком уровне, и составит, по предварительным оценкам, 6,5%. Экспортные цены при этом возрастут незначительно, не более 0,5%. Импорт товаров возрастет на 7,5%, импортные цены возрастут также как и экспортные незначительно.

Инфляция в 1998 г. оставалась на низком уровне, однако, немного возрастет по сравнению с прошлым годом и составит 2%. На этом фоне сохранится и тенденция значительного роста внутреннего потребления, благодаря росту инвестиций (по оценке на 7%), в основном, в жилищное строительство.

Спрос на рабочую силу в 1998 году продолжал увеличиваться и ожидалось, что уровень безработных в стране снизится к концу 1998 г. до 12,5%.

Финансы

Финансовое равновесие экономики Финляндии в 1997 г. оставалось стабильным, несмотря на то, что положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям несколько сократилось по сравнению с прошлым годом.

Ставки процентов по кредитам заметно сократились, а доходность банков возросла в течение 1997 г. Возросло количество кредитов. выдаваемых в финских марках, особенно кредитов на жилищное строительство.

Дефицит госбюджета в 1997 году составил 0,9% от валового внутреннего продукта. Достигнутый показатель намного лучше, чем прогнозировало правительство и со значительным запасом отвечает необходимым критериям для вступления в Европейский валютный союз. В 1998 году впервые будет достигнут бездефицитный бюджет, и бюджетные доходы превысят расходы на 0,6%.

Сбалансированное развитие экономики в 1997 г. благоприятно отразилось и на бюджетной сфере. Дефицит государственного бюджета сократился на три пункта и составил 4,1% от ВНП. Доходы от сбора налогов возросли на 8%, государственные расходы сократились. Тем не менее, государственный долг Финляндии вырос в 1997 г. на 5,8% и составил на 31. 12. 97 в стоимостном выражении 418 млрд. фмк или 67,7% от ВНП.

Государственная задолженность в 1997 году увеличилась лишь на 16 млрд. фмк; ранее в годовом исчислении рост госдолга составлял более 50 млрд. фмк. Темпы роста задолженности, по оценкам, будут продожать снижаться.

Государственная валютная задолженность полностью долгосрочная, и в конце 1997 г. включала следующие основные валюты: экю (8%), немецкие марки (29%), французские франки (16%), японские йены (11%) и американские доллары (10%). На долю других валют приходилось 26% валютного долга.

Задолженность государства в 1997 году составила около 56% от стоимости национального продукта, что удовлетворяет показателю - 60% - рекомендованному для вступления в Европейский валютный союз.

Правительство заявляет, что предпосылкой продолжения жесткой линии в отношении расходов госбюжета является не стремление соответствовать критериям Европейского валютного союза, а рост государственной задолженности. Финляндия не может позволять себе те темпы увеличения госдолга, которые еще отмечаются сегодня. Соответствие критериям ЕВС на самом деле достаточно простая задача по сравнению с задачей сбалансирования национальной экономики.

Объем валютных запасов Финляндии на конец 1997 года составил 51,4 млрд. фмк по сравнению с 36,4 млрд. фмк в 1996 году.

По оценке Moody's (март 1998 г.) кредитный рейтинг Финляндии улучшился и имеет показатель Аа1, в 1996 г. - Аа2. Рейтинг Aal - является вторым после наивысшего Ааа.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать