География Австрии
p align="left">По-прежнему в целом неблагоприятным оставалось положение в строительстве, где наблюдались характерные черты стагнации, не в последнюю очередь связанные с экономией средств как федерального, так и земельных, общинных и муниципальных бюджетов. Темп прироста объема строительства в неизменных ценах в 1997 году не превысил 0,5%. Валовые капиталовложения в неизменных ценах расширились в том году по сравнению с 1996 годом на 2,8%, при этом объем инвестиций в оборудование увеличился на 5%, а в строительство на 1%.

В 1997 году достаточно напряженным продолжало оставаться положение на рынке труда Австрии.

Как и в предыдущем году уровень безработицы составил 7%, а число зарегистрированных безработных 230,5 тыс. человек.

Наметившаяся в 1996 году тенденция к сокращению платежеспособного спроса населения в полной мере проявилась в отчетном году. При этом сказались повышенные заблаговременные закупки населением товаров длительного пользования в 1996 году в ожидании снижения покупательной способности в 1997 году. Темп прироста личного потребления в неизменных ценах составил в 1997 году 0,5% против 1,5% в 1996 году и 2,1% в 1995 году. Прирост был достигнут за счет потребительских товаров краткосрочного пользования и услуг (увеличение на 1,2% по сравнению с 1996 годом) при снижении закупок товаров длительного пользования на 4%. Средние реальные доходы населения сократились на 0,8% против уровня предыдущего года (в 1996 году имело место увеличение на 0,7%). Доля отчислений на сбережения в доходах продолжала сокращаться и составила в 1997 году 8,6% против 9,7% в 1996 году и 10,5% в 1995 году,

В 1997 году отмечался умеренный рост цен на потребительские товары и услуги с явной тенденцией к снижению его темпов: уровень инфляции в 1997 году составил 1,4% против 1,9% в 1996 году, 2,2% в 1995 году, 3% в 1994 году и 8,6% в 1993 году. На снижение уровня инфляции в 1995-1997 гг. существенное влияние оказало вступление Австрии в ЕС. Приток на австрийский рынок более дешевых товаров из других стран-членов Евросоюза оказывает сдерживающее воздействие на рост цен, а в ряде случаев, в частности, относительно сельскохозяйственных и продовольственных товаров, приводит к их снижению.

Дефицит торгового баланса (по поставкам товаров) был равен 80,1 млрд. австр. шилл. (в 1996 году - 100,6 млрд.).

Чистая валютная выручка от иностранного туризма в 1997 году составила 17 млрд. австр. шилл. против 23,1 млрд. в 1996 году. Сокращение положительного сальдо баланса по туризму связано с заметным увеличением в последнее время числа туристических поездок австрийцев за границу при одновременном уменьшении количества иностранных туристов, посетивших Австрию. Особенно характерным в этом плане был летний сезон. В летние месяцы 1997 года затраты австрийцев на туристические поездки за границу превысили валовые поступления от иностранного туризма в Австрию на 4 млрд. австр. шилл.

Отрицательное сальдо платежного баланса страны по текущим операциям в 1997 году равнялось, как и в 1996 году, 1,8% ВВП (45 млрд. австр. шилл. против 42,4 млрд. в 1996 году).

Дефицит федерального государственного бюджета Австрии в 1997 году (без учета погашения финансовой задолженности) составил 68 млрд. австр. шилл., или 2,8% ВВП (89,4 млрд., или 3,7% ВВП в 1996 году и 117,9 млрд. австр. шилл., или 5% ВВП в 1995 году). Общая государственная задолженность к концу 1997 года достигла 1478 млрд. австр. шилл. (60% ВВП), из которых свыше 20% приходилось на внешние долги.

Средний курс австрийского шиллинга по отношению к доллару США в 1997 году составил 12,25 австр. шилл. против 10,59 австр. шилл. в 1996 году. Учетная ставка Австрийского национального банка в 1997 году не изменялась и после снижения в апреле 1996 года на 0,5% в настоящее время составляет 2,5%.

БАНКИ

В Австрии сложилась развитая кредитно-финансовая система, состоящая из банков, сберегательных касс, специализированных кредитных институтов и прочих кредитно-финансовых учреждений. В преддверии вступления в Валютный союз ЕС в Австрии в последние годы происходит процесс слияния и укрупнения банковских структур.

Во главе кредитно-финансовой системы Австрии находится Австрийский национальный банк, разрабатывающий и осуществляющий основные направления кредитно-денежной политики страны, а также регулирующий и контролирующий деятельность остальных кредитных институтов. В сферу деятельности банка входят денежная эмиссия и эмиссия ценных бумаг, регулирование валютных отношений с иностранными государствами, кредитование государства, земель и общин. При этом кредитование экономики страны осуществляется через посредство других банков.

Крупнейшим банком страны является "Банк Аустриа", образованный в 1991 году в результате слияния двух крупных австрийских банков - "Лендербанка" и "Центральшпаркассе". В результате приобретения в 1997 году "Банком Аустриа" еще одного ведущего австрийского банка - "Кредитанштальт" - этот новый банковский концерн по совокупной балансовой сумме (1430 млрд. австр. шилл.) занимает 33-е место среди европейских банков и контролирует около 20% австрийского рынка капиталов. "Банк Аустриа" является универсальным банком. Основными направлениями его деятельности являются финансирование промышленности (включая средние и мелкие фирмы) и внешней торговли, международные кредитные и расчетные операции, операции с ценными бумагами. "Банк Аустриа" первым из иностранных банков получил лицензию на ведение своим московским дочерним банком операций с юридическими и физическими лицами в России,

Вследствие слияния в 1997 году банков "Жироцентрале" и "Эрсте Эстеррайхише Шпаркассе" в Австрии возникла вторая по величине банковская группа под названием "Эрсте Банк" (сумма совокупного баланса около 400 млрд. австр. шилл.). Осуществляя все виды операций как внутри страны, так и за рубежом, новый банк одновременно является ведущим сберегательным банком Австрии.

Один из крупнейших банков Австрии - "Райфайзен Централь банк" (балансовая сумма - около 250 млрд. австр. шилл.). Созданный первоначально в качестве финансового института в рамках системы сельскохозяйственной кооперации, "Райфайзен Центральбанк" в настоящее время является универсальным банком, имеющим разветвленную сеть филиалов и отделений в Австрии и в других странах. В 1997 году состоялось официальное открытие московского филиала банка.

"Банк фюр Арбайт унд Виртшафт" (БАВАГ), балансовая сумма - около 200 млрд. шилл., принадлежит австрийским профсоюзам. Первоначально банк уделял основное внимание кредитованию сектора ремесленного производства и других мелких производителей. В настоящее время является универсальным банком. Значительное внимание уделяет расширению иностранных операций. Важное значение в кредитной политике банка имеют небольшие по размерам кредиты.

В 1998 году в Австрии насчитывалось 38 банков с иностранным участием и 37 представительств зарубежных кредитных институтов. В число иностранных банков, активно работающих в Австрии, входит российский "Донау-Банк", учредителями которого являются Центральный Банк и Внешэкономбанк России. Свои представительства в Вене, в той или иной форме, имеют семь российских банков: "Инкомбанк", "Индипендент бэнк оф Рашэ", "Банк Столичный", "Кузбасспромбанк", "Мытищинский коммерческий банк", "Российский национальный коммерческий банк", "Технобанк".

Согласно данным ВИФО, в 1998 году темпы экономического развития в Австрии несколько возрасли, хотя в целом и сохранились на умеренном уровне. Ожидается, что прирост ВВП страны в неизменных ценах в 1998 году составит 2,5%, а в текущих - 3,7%. Объем промышленного производства в неизменных ценах увеличится, по оценке, в 1998 году на 4,8%. Валовые капиталовложения в 1998 году расширятся на 3,3%, в том числе в оборудование возрастут на 7%, а в строительство практически не увеличатся.

После снижения в 1997 году, в 1998 году ожидается некоторое увеличение темпа прироста личного потребления в неизменных ценах (до 1,5%), в том числе по товарам длительного пользования - до 3,5%. Инфляция в 1998 году оценивается на уровне 1,6%.

Положение на рынке труда в Австрии будет оставаться довольно напряженным. Уровень безработицы составит 6,9%. В 1998 году платежный баланс страны по текущим операциям будет сведен с отрицательным сальдо в размере 50-51 млрд. шилл. Дефицит федерального государственного бюджета (без учета погашения финансовой задолженности) в 1998 году оценивается в 67 млрд. шилл, или 2,6% ВВП. Государственный долг составит 1520 млрд. шилл., или около 59% ВВП.

С реализацией стратегической программы деятельности правительства Австрии связано намеченное в перспективе проведение ряда реформ в отдельных областях, в частности, в системах пенсионного обеспечения и налогообложения, образования и здравоохранения, на транспорте, в судопроизводстве.

С учетом возникающих проблем с финансированием в обозримом будущем традиционной распределительной системы государственного пенсионного обеспечения, связанных с ростом числа пенсионеров и увеличением продолжительности их жизни, а также с ограниченностью бюджетных средств на эти цели, в ноябре 1997 года правительством и парламентом Австрии был принят ряд решений в рамках пенсионной реформы, вступающих в силу поэтапно в 2000-2003 гг. и предусматривающих отмену отдельных льгот для определенных категорий пенсионеров (в частности, государственных служащих), увеличение срока расчетной основы для начисления пенсии, стимулирование более позднего выхода на пенсию и некоторые другие меры, которые еще должны быть детализированы и уточнены. Одновременно государство намерено совершенствовать существующую в Австрии накопительную систему добровольного негосударственного пенсионного страхования, имеющую характер дополнительного к государственному обеспечению старости.

Контуры других реформ пока еще недостаточно определены, работа над ними ведется в соответствующих правительственных и парламентских комиссиях и экспертных группах. В частности, вопросами налоговой реформы партии правительственной коалиции намерены конкретно заняться после 1999 года.

Последовательно реализуется курс на приватизацию государственной собственности. В частности, в 1997 году доля государства в капитале банка "Кредитанштальт" (около 70%) была продана "Банку Аустриа". Осуществлена частичная приватизация полностью принадлежавших государству табачного концерна "Аустриа Табак" и предприятий по добыче и производству поваренной соли "Залинен". Намечены шаги по частичной приватизации государственной типографии "Штаатсдрукерай", по преобразованию государственного Управления почт и телеграфа и сберегательного банка "Постшпаркассе" в акционерные общества с последующей частичной реализацией их акций частным владельцам, а также по подготовке к продаже в 1998 году доли государства в авиакомпании "Остриэн Эйрлайнз", в венском аэропорту Швехат и художественном аукционе "Доротеум".

ЧЛЕНСТВО В ЕС

В качестве центрального вопроса своей внутри- и внешнеэкономической политики правительство Австрии рассматривает полнообъемное участие страны в углублении интеграционных процессов в рамках ЕС и намерено активно продолжать работу в этом направлении, особенно с учетом того, что с 1 июля по 31 декабря 1998 года Австрия председательствовала в Евросоюзе, а с 1 января 1998 года по 30 июня 1999 года входит в "тройку" ЕС.

Большое значение правительство придает вступлению Австрии в Валютный союз ЕС в числе первых стран-участников. При этом проводимая Австрией в течение многих лет политика "твердого шиллинга" и жесткая привязка его к немецкой марке ФРГ способствовали тому, что многие предпосылки Валютного союза по экономическим показателям Австрией давно выполнены, прежде всего, в отношении уровня инфляции, отсутствия девальваций и значительных колебаний курса валюты к валютам других стран ЕС, уровня процента по долгосрочным государственным ценным бумагам, независимости центрального национального эмиссионного банка. Предпринятые в стране в последние годы решительные меры по санированию и консолидации федерального государственного бюджета позволили добиться соответствия критериям Маастрихтского договора также и остальных показателей (особенно с учетом того, что в последней официальной интерпретации ЕС достаточным является факт наличия тенденции приближения уровня общей государственной задолженности к 60% ВВП).

С декабря 1997 года Австрия начала участвовать в Шенгенских соглашениях, а с 1 апреля 1998 года режим этих соглашений распространился на нее в полном объеме. В связи с этим в 1997 году в Австрии принимались меры по укреплению внешней границы ЕС и обеспечению ее "непрозрачности" на Северо-Востоке, Востоке и Юго-Востоке страны, а также по реконструкции венского международного аэропорта Швехат в целях разграничения пассажиро- и грузопотоков, следующих соответственно в воздушном сообщении с ЕС и третьими странами.

Членство в ЕС оказывает существенное влияние на экономические отношения Австрии с третьими странами. Особенно чувствительным в этом плане для Австрии является вопрос взаимоотношений с соседними государствами Восточной и Юго-Восточной Европы, рынки которых традиционно входят в сферу экономических интересов австрийского бизнеса. С одной стороны, Австрия заинтересована в скорейшем начале конкретного переговорного процесса по вступлению этих стран в Евросоюз и проявляет готовность интенсивно сотрудничать с ними в решении экономических и финансовых проблем в ходе подготовки их к вступлению в ЕС, в частности, в таких областях, как транспорт, экология, энергетика, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство. С другой стороны, определенную озабоченность вызывает возможность активного притока на австрийский рынок более дешевой рабочей силы из этих стран, что серьезно обострило бы положение с занятостью в Австрии.

С учетом изменений геополитической ситуации в Европе в последнее время заметно возросло внимание правительства Австрии к вопросам западноевропейской и национальной безопасности. Считая необходимым повышение боеспособности австрийсских вооруженных сил, правительство рассматривает возможность обновления парка истребителей-перехватчиков и наземной бронетехники за счет импорта.

В качестве члена Евросоюза Австрия намерена шире участвовать в системе безопасности и в соответствующих структурах ЕС. В принципе, не исключается в дальнейшем возможность полного членства Австрии в Западноевропейском Союзе. Согласно коалиционному соглашению правительственных партий, Австрия будет динамично развивать также отношения с другими организациями, через которые страны-члены ЕС реализуют свою политику безопасности и оборонную политику, в частности, продолжать принимать активное участие в программе НАТО "Партнерство ради мира". В средствах массовой информации и в обществе в целом в последнее время дискутируется вопрос о возможности вступления страны в НАТО. Окончательное решение по этому вопросу, с учетом всех его аспектов, правительством и парламентом (а возможно и референдумом) должно быть принято в 1999 году.

От участия в Валютном союзе ЕС (ЕВС) Австрия ожидает получить такие преимущества, как: экономию на издержках по денежным переводам в другие страны ЕВС, связанных с обменом и пересчетом валют; исключение рисков от изменения валютных курсов и экономия на издержках страхования валютных рисков; возможность использования евро как мировой валюты в качестве валюты расчетов и платежа в сделках с третьими странами вместо доллара США; исключение возможности девальвации валют стран ЕВС, которая сегодня может приводить к нарушению условий конкуренции на внутреннем рынке ЕС; облегчение доступа стран ЕВС на рынки друг друга и улучшение сравнимости цен; стимулирование дальнейшей гармонизации и унификации рамочных условий предпринимательской деятельности на внутреннем рынке ЕС.

Кроме того, некоторые дополнительные выгоды от членства в ЕВС Австрия видит и с учетом своих национальных особенностей. В частности, для экспортоориентированного сектора австрийской экономики введение евро и устранение фактора колебаний валютных курсов имеет особо важное значение, поскольку Австрия относится к странам ЕС с наиболее высоким уровнем производительности труда (большинство австрийских поставщиков товаров и услуг в такие страны с традиционной тенденцией к снижению курса валюты, как Италия, Испания, Великобритания, Швеция, Португалия, Греция несут дополнительные издержки из-за колебаний курсов).

Австрия рассчитывает также, что создание ЕВС будет способствовать увеличению поступлений от иностранного туризма и повысит привлекательность Австрии для зарубежных туристов по сравнению с такими конкурентами, как Франция, Греция, Италия, Португалия.

Дополнительное преимущество для себя Австрия усматривает и в создании единой Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком, в рамках которой решения будут приниматься по принципу "одна страна - один голос", что ставит Австрию в равное положение с такими ведущими финансовыми и экономическими державами, как Франция, Германия и Англия, в то время как в ЕС в целом эти страны имеют при принятии решений значительно больший вес, чем Австрия.

Стремление Австрии с самого начала участвовать в ЕВС обусловлено также и тем, что в противном случае австрийский шиллинг будет испытывать сильное девальвационное давление, что не будет способствовать стабильности экономики, окажет весьма негативное воздействие на состояние государственного бюджета, а в конечном итоге приведет к снижению конкурентоспособности австрийских товаров и провалу одной из основных стратегических целей экономической политики правительства - превращения Австрии и ее столицы Вены в один из ведущих мировых центров финансовой, инвестиционной и предпринимательской активности.

Предполагается, что преимущества ЕВС будут носить долгосрочный характер и проявятся, в основном, с течением времени. Издержки же, связанные с переходом на евро, наоборот, имеют краткосрочный, разовый характер и будут сконцентрированы на ограниченном промежутке времени. В частности, в первое время после создания ЕВС в странах с наиболее твердыми валютами, в том числе и в Австрии, возможно некоторое увеличение банковского процента вследствие вступления в зону евро также и стран с менее твердыми валютами. Уровень этого увеличения будет зависеть от конкретного количества участвующих в ЕВС стран с относительно слабыми валютами.

ГОССУБСИДИИ

Государственная промышленная политика в Австрии формируется и реализуется в рамках общей экономической политики правительства, исходя из рыночной модели развития экономики страны, с учетом преобладания в промышленности мелких и средних предприятий и в русле концептуальных подходов ЕС.

В ходе эволюции концепции промышленной политики в послевоенный период, в том числе на основе практического опыта управления существовавшим ранее значительным государственным сектором промышленности, Австрия отказалась от секторально-отраслевого принципа прямой финансовой поддержки производственных предприятий и вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, считая его малоэффективным, высокозатратным и порождающим структурные дисбалансы.

Был также сделан вывод о нецелесообразности государственной поддержки нерентабельных, бесперспективных предприятий и предпочтительности замещения их продукции более эффективным импортом.

Процесс закрытия нерентабельных предприятий (в частности, в добывающей промышленности) осуществляется поэтапно. Государство активно участвует в решении социальных проблем высвобождающихся работников (досрочный выход на пенсию, единовременные ссуды и пособия, обучение и переквалификация для получения новой профессии, льготные кредиты для начала самостоятельной предпринимательской деятельности и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать