Германия
p align="left"> Сокращение численности хозяйств и рабочей силы сопровождалось повышением производительности труда: если в 1950 г. один работник в сельском хозяйстве мог прокормить только 10 человек, то в 1996 г. - 108. Несмотря на такой огромный рост производительности труда, увеличение доходов в сельском хозяйстве не всегда поспевало за ростом доходов в других отраслях экономики.

Для сельского хозяйства в старых землях, как и прежде, характерны семейные фермерские хозяйства. В 1997 г. почти 87 процентов всех фермерских предприятий вели хозяйственную деятельность на площади, не превышающей 50 га. В отличие от других западноевропейских стран особое значение имеет подсобный промысел, который позволяет фермерским семьям получать основной доход не в сельском хозяйстве. В 1997 г. почти 60 процентов хозяйств можно было отнести к этой категории.

Если судить по общей сумме доходов от реализации, то молоко, свинина и говядина, а также зерно и сахарная свекла - важнейшие виды аграрной продукции. В отдельных регионах большую роль играют виноделие, плодоводство, овощеводство и т.д. 40 процентов доходов от продажи растительной продукции приходится на долю садоводства.

Животноводство в старых землях развивается преимущественно в хозяйствах с небольшим поголовьем. Так называемые аграрные фабрики являются исключением: в 1996г. почти 60 процентов молочных коров содержались на фермах с поголовьем не более 40 животных, почти 83 процента откормочных свиней - на фермах с поголовьем не более 600 животных. Примерно 60 процентов выручки от продажи сельхозпродукции приходится на долю животноводства.

За последние годы сильно замедлилась реструктуризация сельскохозяйственных предприятий в новых землях. В 1997 г. появились лишь около 2 процентов новых единоличных и именных предприятия, в то время как число кооперативов сократилось. На месте 4.650 крупных кооперативных и госхозов бывшей ГДР к 1997 г. возникли - в результате их раздела или создания новых фирм - более 31.000 предприятий.

В 1997 г. единоличные сельскохозяйственные предприятия стали играть здесь еще большую роль. На их долю приходится четыре пятых всех сельскохозяйственных предприятий, однако они обрабатывают лишь чуть больше одной пятой всех сельскохозяйственных площадей, имеющихся в новых землях. Несколько выросло и число именных предприятий (с 1991г. более чем вдвое). В целом примерно 2.900 именных предприятий используют около пятой части всех сельскохозяйственных площадей. В 1991-97 гг. число юридических лиц - в отличие от других организационно-правовых форм - изменилось лишь незначительно. Примерно 2.900 германских предприятий, находящихся в собственности юридических лиц, обрабатывали в 1997г. более половины сельскохозяйственных площадей. Структура собственности в новых землях коренным образом отличается от той, что существует в старых. Лишь три четверти сельскохозяйственных предприятий - прежде всего, вновь созданные семейные предприятия и специализированные садоводческие предприятия - работают на своей земле. В среднем же 90 процентов площадей арендуется предприятиями всех видов, в старых землях эта цифра составляет лишь 47%. За последнее время урожайность в германском сельском хозяйстве в целом еще больше стабилизировалась. Тем не менее, из-за падения цен на молоко и мясо многие сельхозпредприятия по-прежнему переживают трудные времена.

Кроме производства продуктов питания сельское хозяйство в плотно заселенной, высокоиндустриализированной Федеративной Республике выполняет дополнительные задачи, приобретающие все большее значение. Сюда следует отнести: :
 - сохранение и поддержание естественных основ жизни, прежде всего, многообразия видов, грунтовых вод, климата и почвы. .
 - сохранение привлекательных ландшафтов в качестве жизненного пространства, пространства для расселения людей, экономического пространства и зон отдыха ,
- поставка аграрного («возобновляемого») сырья для химико-технического сектора (промышленность и ремесла), а также для энергетики. В этих целях в 1997 г. использовалось уже 4 процента обрабатываемых площадей. Благодаря специальной концепции финансовой помощи федеральное правительство способствует такому альтернативному производству.

Транспорт.

Высокоразвитая транспортная инфраструктура - одно из больших экономических преимуществ Германии. Плотная сеть автодорог и автобанов, железных дорог, большей частью отвечающих самым современным требованиям, удобно примыкающие к ним водные пути и множество аэропортов позволяют добиваться высокой мобильности в экономике и частной сфере. Дальнейшее развитие этой сети и модернизация транспортной инфраструктуры решающим образом содействуют тому, чтобы Германия была экономически привлекательной и в будущем. Поэтому федеральное правительство значительно увеличило инвестиции в эту отрасль. Если в 1998 г. они составляли 9,5 млрд. евро., то в 2002 г. выросли до 11,5 млрд.   

Сеть автомобильных дорог:

230 800 км; автомагистрали 11 800 км, дороги федерального значения 41 200 км, шоссе 86 800 км, окружные дороги 91 000 км

Сеть железных дорог:

44 400 км

Внутреннее судоходство:

7500 км; важнейшие внутренние порты: Дуисбург и Магдебург

Важнейшие морские порты:

Гамбург, Вильгельмсхафен, Бремен, Росток и Любек

Воздушное сообщение:

18 международных аэропортов; крупнейший аэропорт: Франкфурт-на-Майне

Велосипедные дорожки:

40 000 км

Железные дороги.

Сегодня сеть железных дорог пригодна для использования поездов, движущихся со скоростью до 280 км/час. Закрыты бреши, которые существовали на момент воссоединения Германии между раздельными железнодорожными сетями на востоке и западе страны.В 1994 г. произошло слияние Германской государственной (восток) и Германской федеральной (запад) железных дорог в акционерное общество Deutsche Bahn AG, которое было приватизировано. Без железных дорог, которые считаются особенно экологически чистым видом транспорта по сравнению с другими, нельзя будет обойтись и в будущем. В 2002 г. железнодорожный транспорт перевез почти 2 млн. пассажиров. Протяженность путей в целом превышает 44.000 км

Автодороги.

Протяженность автодорог вне населенных пунктов превысила в 2002 г. 230.000 км, из них 12.000 км приходилось на автобаны.Таким образом Германия располагает самой длинной сетью автобанов в мире после США, Китая и Канады. На большинстве дорог существуют ограничения скорости. Так, на федеральных дорогах максимальная скорость обычно ограничивается 100 км/час, а в населенных пунктах - 50 км/час, в жилых районах автомобилям часто разрешается ехать лишь со скоростью 30 км/час. На начало 2003 г. в Германии были зарегистрированы более 53 млн. транспортных средств, из них свыше 44,4 млн. легковых автомобилей.   

Судоходство.

В 2002 г. в Германии, ориентированной на импорт и экспорт, в судоходных компаниях было зарегистрировано 2.200 морских судов. Этот флот - один из самых современных и надежных в мире. Германские морские порты (такие, как Гамбург, Бремен/Бремерхафен, Вильхельмсхафен, Любек и Росток), имеющие грузооборот более 240 млн. тонн в год,отстояли свои позиции в условиях мировой конкуренции. Это - "скоростные порты", где в короткие сроки загружаются и разгружаются даже крупные морские суда. Сеть внутренних водных путей составляет 7.500 км. И хотя эта сеть имеет большие дыры, большинство крупных городов и важных промышленных центров имеют доступ к водным магистралям, что существенно повышает их экономическую привлекательность.   

Воздушный транспорт.

После терактов 11 сентября 2001 г. в США пассажиропоток на воздушном транспорте слегка снизился и в Германии. Число прилетающих и улетающих пассажиров в 2002 г. сократилось на 3,2 проц., составив 113,7 млн. Однако объем перевозимых по воздуху грузов увеличился на 4,5 проц., достигнув почти 2,2 млн. тонн. Крупнейший аэропорт расположен во Франкфурте-на-Майне. Он является и одним из важнейших в Европе ( в 2001 г. через него прошли 48,56 млн. пассажиров и 1,49 млн. тонн грузов). В германских аэропортах приземляются самолеты более 120 иностранных авиакомпаний. Прямые воздушные трассы соединяют Германию с примерно 300 городами в более чем 100 странах.  

 Deutsche Lufthansa является одной из ведущих международных авиакомпаний. В 2002 г. она перевезла около 44 млн. пассажиров. Ее флот насчитывает около 300 современных лайнеров.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.

Германия выступает за свободную мировую торговлю, против любой формы протекционизма, за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. В рамках международных переговоров и организаций следует добиваться закрепления правил торговли, большей прозрачности иностранных рынков и ликвидации торговых барьеров. Для преодоления резкого разрыва в уровнях благосостояния между промышленными и развивающимися странами надо также сильнее интегрировать развивающиеся государства в мировую экономику.  

 Благодаря закону о содействии внешнеэкономической деятельности (в частности, предоставлению гарантий по линии кредитного общества "Гермес", гарантий по инвестициям) на мировых рынках повышается конкурентоспособность германских предприятий, в первую очередь мелких и средних, чьи кадровые и финансовые возможности ограничены. Поддерживать деятельность германских фирм за рубежом - одна из важных задач федерального министерства иностранных дел. Партнеров для контактов в загранпредставительствах можно найти на сайте германского МИДа. Диппредставительства за рубежом предоставляют информацию о рынке и условиях для инвестиций, содействуют в налаживании контактов с правительствами соответствующих стран. Там, где это необходимо и целесообразно, конкретные проекты получают политическую поддержку.  

Для того, чтобы нейтрализовать экономические и политические риски при вкладывании капиталов в развивающиеся страны и государства, проводящие реформы, федеральное правительство предлагает особый механизм поддержки. Так, со 124 развивающимися странами, центрально- и восточноевропейскими государствами, проводящими реформы, оно заключило договоры о защите и поощрении инвестиций. Для защиты от политического риска федерация предоставляет гарантии на размещенный в указанных странах капитал, если инвестиции там считаются целесообразными. Созданное федерацией Германское общество по вопросам инвестиций и развития содействует прямым инвестициям германских фирм в странах "третьего мира" и государствах, проводящих реформы. Германские малые и средние предприятия могут получить для этих целей льготные кредиты и дотации в Кредитном ведомстве реконструкции и развития.  

 Новым направлением в поддержке экспорта станет в будущем содействие германским предприятиям в вывозе новых технологий, например, в сфере использования возобновляемых источников энергии.

Внешняя торговля.

Доля Германии в мировой торговле составляет около 10,5%. В 2003 году по этому показателю она перегнала даже Соединенные Штаты Америки и тем самым стала “чемпионом мира по экспорту”.

 Четким свидетельством высокой и постоянно укрепляющейся конкурентоспособности германских предприятий является положительное сальдо внешнеторгового баланса. С более чем 11 млрд. евро в 1991 г. оно увеличилось до почти 130 млрд. евро в 2003 г.. Общий объем импорта составил около 532 млрд. евро, а экспорта товаров и услуг - 661 млрд. евро. Начиная с 2001 г. положительным является и ежегодный баланс по текущим операциям.  

 Крупнейшими торговыми партнерами Германии являются индустриально развитые государства Запада. При этом самые тесные торговые отношения по-прежнему сохраняются со странами ЕС. На их долю приходится более половины всего внешнеторгового оборота. Важнейшим партнером и в 2003 г. была соседняя Франция. В области импорта за ней следовали Нидерланды и США. Главными импортерами германских товаров и услуг были Франция, США и Великобритания.  

 Отмечается четкая положительная динамика развития внешней торговли с новыми странами-членами ЕС. В 2003 г. Германия  поставила в новые государства ЕС товаров на сумму в 56,5 млрд. евро и  импортировала оттуда товаров на сумму в 57,3 млрд. евро. Экспорт в эти страны увеличился по сравнению с 2002 г. на 5,7%, а импорт - даже на 10%. Внешняя торговля со странами-кандидатами на вступление в ЕС за 10 лет - с 1993 по 2003 гг. - выросла значительно больше, чем германская внешняя торговля в целом. Это можно оценить как однозначное свидетельство того, насколько велика роль этого региона в германской внешней торговле, и какое значение он будет иметь для Германии в ходе расширения ЕС. Важнейшим импортером германских товаров в Центральной и Восточной Европе в 2003 г. была Чешская Республика, за ней следовали Польша и Венгрия.

 В Германии, как почти ни в одной другой крупной промышленно развитой стране, экономика ориентирована на мировой рынок. Почти каждый третий евро предприятия зарабатывают за счет экспорта, почти каждое четвертое место зависит от внешней торговли. Высокая международная конкурентоспособность Германии проявляется отчетливее всего там, где предприятия из различных стран конкурируют между собой. Несмотря на спад в мировой торговле, доля экспорта в германской экономике превысила средние показатели. Непрерывный рост прямых инвестиций как иностранных предприятий в Германии, так и германских предприятий за рубежом подчеркивает хорошие позиции германской экономики по сравнению с зарубежными конкурентами. На национальном уровне этому содействуют благоприятные тенденции в области цен и расходов по заработной плате на единицу продукции, а также стабильный общественный климат.  

  Без интеграции в мировую экономику Германия как современная промышленная страна не могла бы выжить. Разумеется, эффективность и конкурентоспособность экономики являются также существенной основой для внешнеполитических связей. Торговля и тесные экономические связи порождают доверие и помогают стабилизировать международные отношения.

Иностранные инвестиции.

В конце 80-х годов в Германии в очередной раз имела место дискуссия по поводу экономической привлекательности страны. В те времена иностранные предприятия весьма робко инвестировали в Германии, в то время как германские предприятия заметно увеличили объем своих прямых инвестиций за рубежом. Из этого многие критики сделали вывод, что Германия не обладает экономической привлекательностью для инвесторов и что рабочие места из Германии "уйдут" за границу.  

 Сегодня ситуация выглядит совсем по-другому. Объем германских инвестиций за рубежом по-прежнему заметно выше объема прямых иностранных инвестиций в Германии. Однако это совершенно нормальное явление для страны, сильно ориентированной на экспорт. Ведь инвестиции за рубежом делаются для того, чтобы освоить новые рынки или расширить сети сбыта или сервиса. Весьма примечательно, однако, то, как развивался ежегодный приток иностранных инвестиций в Германию с 1992 по 2002 г. Только в одном 2002 г. иностранцы инвестировали в Германии больше, чем за весь период с 1990 по 1997 г. (свыше 35 млрд. евро). За четыре года (1998, 1999, 2001 и 2002) - без учета поглощения фирмы Mannesmann компанией Vodafone в 2000 г., что в статистическом плане довело бы объем иностранных инвестиций в Германии до более чем 220 млрд. евро - иностранцы вложили здесь 153 млрд. евро, т.е. в три раза больше, чем за предыдущие пять лет.  

 Согласно исследованию Международного института менеджмента (IMD), по притоку иностранных инвестиций в страну Германия занимает в мире второе место после США. Как следствие сильного притока капитала объем прямых иностранных инвестиций в Германии увеличился с примерно 100 млрд. евро в начале 90-х годов до 280 млрд. евро в конце 2000 г., т.е. он почти утроился. Иностранных инвесторов консультирует уполномоченный федерального правительства по иностранным инвестициям.  

 Объем прямых германских инвестиций за рубежом за тот же период вырос с примерно 150 млрд. евро до 570 млрд., т.е. почти в четыре раза. Основная часть этой суммы пошла на освоение иностранных рынков. Глобализация требует от предприятий глобального присутствия. Германские фирмы это поняли и действуют соответствующим образом.Между прочим, инвестиции за рубежом также обеспечивают рабочие места. Благодаря деятельности германских предприятий за рубежом во всем мире сохраняются около 4 млн. рабочих мест. Это сказывается позитивно и на занятости внутри страны. По некоторым оценкам, каждые три рабочих места за границей обеспечивают одно рабочее место в стране. 

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Энергичная охрана окружающей среды имеет жизненно важное значение. Растущее число стихийных бедствий обострило понимание того, что только устойчивый образ жизни и ведения хозяйства имеют будущее. В силу этого защита естественных основ жизни закреплена в Основном законе в качестве цели государственной политики. При этом речь идет, согласно статье 20 конституции, об "ответственности перед будущими поколениями". Тем самым активная политика по обеспечению будущего означает, что промышленность, сельское хозяйство, градостроительство и транспорт должны так бережно обходиться с ограниченными природными ресурсами, например, с энергией, сырьем, площадями и водой, чтобы и у будущих поколений был стабильный климат, многообразная природа, плодородные почвы и достаточно запасов пресной воды.  

 Для достижения этого требуются не только действия со стороны государства, но и чувство ответственности со стороны предприятий и потребителей. Благодаря экологической налоговой реформе, постепенному отказу от ядерной энергии, переходу к более активному использованию возобновляемых источников энергии, честолюбивой программе по сокращению выбросов углекислого газа и развитию экономики замкнутого цикла Германия за последние годы подала сигнал, нашедший резонанс и на международной арене.  

 На уровне федерации за охрану природы отвечает федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов. Ему подчиняются Федеральное ведомство по охране окружающей среды, Федеральное ведомство по охране природы и Федеральное ведомство по защите от излучения. Свои министерства по охране окружающей среды есть и в ряде земель. Важные задачи в области экологии решают также на своем уровне города, округа и общины.

 

Защита климата

Одним из главных элементов экологической политики является защита климата. Федеральное правительство выполнит свои международные обязательства в рамках Киотского протокола по сокращению выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. Оно предусматривает снижение выбросов на 21 проц. в период между 1990 г. и 2008-2012 гг. К 2002 г. уже удалось сократить их более чем на 19 проц. При этом речь идет о всех источниках газов, вызывающих парниковый эффект, в первую очередь об источниках углекислого газа. Наряду с производителями энергии это предприятия, здания, частные домашние хозяйства и транспорт. Цель экологической налоговой реформы - путем поэтапного повышения цен на энергию создать для всех загрязнителей стимулы более экономно расходовать энергию. Наряду с этим в рамках экологической финансовой реформы должны быть ликвидированы субсидии и соответственно изменены правила, наносящие вред окружающей среде.  

 Настойчиво поощряются использование возобновляемых источников энергии и расширение объединенной выработки тепловой и электрической энергии, в результате чего к 2005 г. ожидается сокращение выбросов углекислого газа на 10 млн. тонн. Что касается частного использования энергии и домашних хозяйств, то благодаря предписанию об экономии энергии потребности новых зданий в ней будут сокращены еще на 30 проц. по сравнению с прежними стандартами. Для этой цели федерация выделяет до 2005 г. дополнительные бюджетные средства в размере 1 млрд. евро. Еще один важный момент - транспорт, где поощряется (путем налоговых льгот и дополнительных средств из бюджета федерации) пользование, прежде всего, железнодорожным транспортом и экономными легковыми автомобилями.

Отходы. 

Более 20 лет назад многие в Германии опасались быть погребенными под собственными отходами. Мусорные свалки были почти перепол0нены, установок по сжиганию мусора было мало. Благодаря различным гражданским инициативам власти стали издавать предписания по поводу того, как обращаться с различными видами отходов, резко ограничивать выбросы установок по сжиганию мусора и задавать параметры для мусорных свалок. Миллиарды были инвестированы в утилизацию отходов, отвечающую требованиям экологии.  

 Вскоре стало ясно: мало надежного уничтожения отходов, необходимо использовать их также для повторной переработки. Больше того: главной заповедью должно стать предотвращение отходов. Лучше всего сделать так, чтобы производитель нес ответственность за свои отходы. Федеральное министерство окружающей среды разработало в 1991 г. "Постановление об упаковке". Благодаря ему впервые законом было закреплено обязательство производителей и сбытчиков упаковки забирать ее обратно для переработки. Впоследствии в 1992 г. была создана "Дуальная система" ("Зеленый знак"), благодаря которой за это время было раздельно собрано и переработано свыше 36 млн. тонн упаковки.  

 Нынешняя политика в Германии нацелена на то, чтобы избегать отходов, перерабатывать и уничтожать их с учетом требований экологии. Принятый в 1996 г. закон о замкнутых циклах производства и отходах позволил реализовать это на практике в отношении всей производственной и потребительской продукции. Он закрепляет ответственность производителя за свой продукт и отдает наивысший приоритет предотвращению отходов. Если отходов избежать невозможно, то главный приоритет отдается их переработке с целью получения материалов или энергии. Ликвидации с учетом требований экологии подлежат лишь те отходы, которые не поддаются повторной переработке.  

 С 1 января 2003 г. вступило в силу постановление о взимании залога за одноразовые упаковки для напитков. В результате за минеральную воду, пиво, газированные прохладительные напитки в одноразовых упаковках из стекла, жести и пластмасы взимается залог в размере 25 центов, который возвращается после сдачи пустой упаковки. При объеме упаковки свыше 1,5 литров залог составляет 50 центов. Что касается соков, вина, шампанского, крепких алкогольных напитков и молока, то здесь залог не взимается. Введение залога призвано укрепить системы многоразового использования, создать возможность для более совершенной переработки ценного сырья.  

 По аналогии с правилами об ответственности производителя за свой продукт изданы уже предписания по утилизации батареек, старых автомобилей и отработанного технического масла. Сюда же следует добавить добровольные обязательства предприятий, например, в отношении макулатуры или отходов стройматериалов.  

Охрана воды.

Благодаря далеко идущим предписаниям, регулирующим сброс хозяйственных и сточных вод, за последние годы было заметно улучшено качество германских вод. Так, были ограничены нормы содержания вредных и питательных веществ в сточных водах для почти 50 отраслей. Кроме того, за сброс сточных вод взимаются сборы, которые потом используются для охраны вод. Эти предписания привели к строительству новых очистных сооружений и введению производственных технологий в промышленности с меньшим cбросом сточных вод или вовсе без них, что заметно улучшило качество воды в таких реках, как Рейн, Майн или Эльба и увеличило многообразие обитающих в них видов. В ходе последних исследований в 1996-2000 гг. в Рейне вновь были обнаружены 63 вида рыб. С 1951 по 1975 гг. их было только 23. Главный упор в охране вод делается сегодня на дальнейшем уменьшении загрязнения за счет веществ в диффузном состоянии, источником которых является, прежде всего, сельское хозяйство, а также улучшение морфологии вод.  Это служит в первую очередь для претворения в жизнь рамочной директивы ЕС о водах. 

Ядерная энергия.

Из-за большого риска и нерешенного вопроса об утилизации отходов федеральное правительство решило прекратить использование ядерной энергии. С энергетическими предприятиями оно договорилось о постепенном отказе от использования АЭС без каких-либо требований о компенсации с их стороны (см. стр. 306). Для окончательного захоронения радиоактивных отходов до 2030 г. должно быть создано единственное хранилище в глубоких геологических формациях. Фирмы, эксплуатирующие АЭС, должны в принципе создавать промежуточные хранилища на самой АЭС или поблизости.

Международное сотрудничество.

Вредные вещества не знают государственных границ. Поэтому международное сотрудничество имеет важное значение для охраны окружающей среды. Германия активно поддерживает начатый в 1992 г. в Рио-де-Жанейро процесс международного сотрудничества в области экологии и развития, который в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге привел к скромному, но ощутимому прогрессу в деле согласования национальных экологических целей и к глобальным обязательствам около 190 государств. Поэтому Германия выступает также за институциональное укрепление охраны окружающей среды на уровне ООН, а также за более сильный учет экологических аспектов в рамках системы мировой торговли. Со многими странами, прежде всего с европейскими соседями, достигнуты детальные договоренности в области экологии. Расширение ЕС на Восток открывает возможность для экспорта более строгих экологических стандартов Евросоюза на большие соседние территории и тем самым для уменьшения загрязнения с той стороны. В результате растет число стран, рассматривающих принцип устойчивого развития в качестве политической цели. 

СОДЕРЖАНИЕ:

· Территория, границы, положение

· Водные ресурсы.

· Климат.

· Энергетика. Природные ресурсы.

· Население: воспроизводство, этнический состав, размещение

> иностранцы в Германии.

· Экономика

> промышленность

> ремёсла и свободные профессии

> сельское хозяйство

> транспорт.

· Внешнеэкономическая политика

> внешняя торговля

> иностранные инвестиции.

· Охрана окружающей среды

> защита климата

> отходы

> охрана воды

> ядерная энергия

> международное сотрудничество.

Cписок литературы:

1. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001г.

2. Бориско Н.Ф. «Поговорим о Германии»

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать