Демографическая ситуация на примере Ставропольского края
p align="left">Таким образом, к началу 90-х годов XX века в Ставропольском крае динамика численности и характер демографических процессов претерпели значительные изменения и приобрели депопуляционную тенденцию; накопленный ранее демографический потенциал был почти исчерпан, а кризисные явления экономики переходного периода привели к резкому снижению рождаемости при сохранении высокого уровня смертности.

2.2 Миграция населения Ставропольского края

Миграция практически всегда играла важную роль в формировании структуры населения, но все же не была, как в настоящее время, единственным источником роста его численности. В связи с тем, что миграция населения является одним из факторов, влияющих на демографическую ситуацию, проанализируем характер изменения миграционных процессов в Ставропольском крае за последние годы.

В настоящий период многие основные параметры безвозвратных миграций в крае сохранили определённую преемственность по отношению к прошлым периодам. Начиная с 2000 г., естественная убыль населения не перекрывается миграционным приростом, поэтому край вошел в категорию депрессивных. [20] Несмотря на устойчивое снижение объёмов миграции, в целом миграционные процессы не утратили массовости.

По сравнению с 2002 годом миграционный прирост населения Ставропольского края увеличился в 1,3 раза и составил 4,8 тыс. человек. Общее число перемещений, зарегистрированных в течение 2003 года, составило 105,8 тыс. человек. Объём внешнекраевых перемещений вырос на 3,1%.

Высокую территориальную активность населения края по-прежнему обуславливают внутренние миграции. Причём, их удельный вес в совокупном миграционном обороте растёт: в 2003 году - 56% всех перемещений, в 2002 году - 54%. Кроме того, и само количество внутрикраевых перемещений увеличилось на 15% - почти до 30 тыс. человек.

Следует отметить, что в отличие от 90-х годов внутрикраевая миграция приобрела своё традиционное направление: наиболее активное передвижение населения происходит из сельских поселений в городские. Численность прибывших в городскую местность из сельской в 1,4 раза превысила число мигрантов обратного потока. Количество переездов между городскими поселениями в 1,5 раза больше числа передвижений внутри сельской местности (табл. 2).

Таблица 2.

Потоки внутрикраевой миграции (человек) [19, С.59]

Годы

Переселения внутри края

из городских поселений в городские

из городских поселений в сельскую местность

из сельской местности в городские поселения

из сельской местности в сельскую

1995

6239

9129

10855

5104

1996

10128

8942

10163

4920

1997

6453

9744

9281

4831

1998

5856

8792

9153

4812

1999

6330

9299

8084

4709

2000

5473

7428

8130

4508

2001

6296

7799

8495

4174

2002

6358

7352

8287

3977

2003

7081

7559

10567

4571

Среди причин переезда миграции в большинстве случаев (82%) указывают личные, семейные обстоятельства. В пределах края основными причинами перемещений, кроме указанной, являются также: возврат к прежнему месту жительства, работа и учёба (в целом - 12%). В обмене с другими территориями России наибольший удельный вес занимают переезды по причине возврата к прежнему месту жительства (50% межрегиональных перемещений без учёта причин личного, семейного характера), в связи с работой (31%), а также прибытия в край в связи с учёбой (11%).[4]

Образовательный уровень мигрантов в возрасте 14 лет и старше довольно высок: 59% имеют среднее общее и среднее профессиональное образование, высшее - 18%.

Не претерпела каких-либо существенных изменений возрастная структура мигрантов, в ней, как и прежде, доминируют лица наиболее дееспособных в экономическом и репродуктивном отношении возрастов: 70% общего объёма миграции (из них женщины - более 50%). Однако, начиная с 2001 г., миграционные процессы активно способствуют процессу постарения населения. [9, С.46]

Миграционный поток в Ставропольском крае этнически является достаточно пёстрым, им охвачено около 120 национальных групп. [17, С.111] Наибольший удельный вес приходится на долю русских - 69% (в 2002 году - 75%), армян (8%), народов Дагестана (4%) и украинцев (2%). Около 99% всех мигрантов в возрасте 14 лет и старше - граждане Российской Федерации.

Особо следует остановиться на вынужденной миграции. На 1 января 2004 года официальный статус вынужденного переселенца в крае имели 11026 человек. В тоже время за период работы служб миграционного контроля с 1 июля 1992 года по 1 января 2004 года официально было зарегистрировано около 80 тысяч вынужденных переселенцев. С начала регистрации снято с регистрационного учёта 67493 человека.

Основная масса мигрантов не случайно выбрала территорию Ставропольского края в качестве зоны расселения. В различных районах края 65-95% граждан этой категории имеют родственников и знакомых. В свою очередь, такое расселение свидетельствует о том, что федеральным правительством данные вопросы не регулировались. В результате большой приток мигрантов на территорию края оказал и продолжает оказывать негативное влияние на социальную инфраструктуру. Для этой категории необходим особый комплекс мер государственной поддержки, так как почти 30% семей вынужденных переселенцев относятся к малообеспеченным.

Сложная ситуация сложилась и в системе образования края. В Ставропольский край с 1992 года прибыло около 19 тыс. детей вынужденных переселенцев, более 10 тыс. - из Чеченской Республики. Процесс вынужденной миграции, который зачастую проходил в экстремальной ситуации, отрицательно отразился на детской психике. Дети склонны к девиантному поведению, каждому четвёртому ребёнку необходима помощь психолога.

Кроме того, большое число мигрантов оказывает отрицательное влияние на рынок труда на Ставрополье. Из общего числа зарегистрированных вынужденных переселенцев 49% в трудоспособном возрасте. При этом положение на рынке труда и без того крайне сложное: сократился спрос на рабочую силу, что привело к росту числа официально зарегистрированных безработных на 12,3%. Общее число безработных за этот период достигло 11,6 тыс. человек, или на 1,4% больше, чем в 2002 году. Уровень общей безработицы составил 9,6% экономически активного населения. [8, С.11-15]

Особенно тревожная обстановка складывается в сельской местности. Рост безработицы на селе в 2003 году превысил её темпы в городах края и составил 2,7%, что значительно выше среднекраевого показателя (1,2%). Основную массу безработных среди сельских жителей составляют женщины. Поэтому существуют настоятельная необходимость более активно решать вопросы по поддержанию занятости населения.

Приведённые примеры воздействия миграционных процессов на социальную инфраструктуру края ещё раз свидетельствует о необходимости решения данных вопросов на федеральном уровне. Самостоятельно с накопившимися проблемами в этом направлении не в состоянии справиться ни один субъект Российской Федерации. А Ставропольский край в силу своего географического положения в полной мере испытывает негативные последствия сформировавшихся в последние годы тенденций в области миграции, в первую очередь вынужденной. Это и низкий уровень жизни населения, и откладывание рождений 2-х и 3-х детей, и высокие показатели смертности в крае.

ГЛАВА 3 ОЖидаемые демографические тенденции развития Ставропольского края

3.1 Оценка и прогноз демографических тенденций

Изменение процессов воспроизводства населения позволяют сделать однозначный вывод - несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации в крае, она продолжает оставаться напряжённой.

Сложившийся уровень рождаемости обеспечивает простое воспроизводство населения лишь на 46%. В то же время каждый 2-3 ребёнок рождается больным иди заболевает в первые дни после рождения. Однако повысить рождаемость в ближайшие годы вряд ли возможно. И все усилия нужно направлять на снижение смертности как самую неотложную задачу. Но в любом случае условием позитивных перемен в демографической ситуации является повышение уровня развития социально-экономической сферы. Необходим существенный подъем экономики страны как материальной основы роста уровня и качества жизни людей. Это позволит существенно снизить смертность и повысить уровень рождаемости за счет желаемого числа детей в семье. [15]

Увеличились потери жизненного и трудового потенциала от преждевременной смерьности соответственно на 2,1 и 5,0 тыс. чел-лет, причём каждый четвёртый летальный исход происходит от причин, поддающихся лечению и профилактике. Средняя продолжительность жизни мужчин снизилась на 0,4 и женщин на 0,1 лет и составила соответственно 61,2 года и 73,3 года.

В течение 2003 года число потенциальных лет здоровой жизни , которое приходится на одного человека, уменьшилось на 2,2 чел-лет. Уровень здоровья упал с 20,7 до 18,4%.

Снижение уровня здоровья свидетельствует о том, что население теряет всё более значительную часть своего потенциала. Наибольшие потери трудового потенциала в 2003 году принесли потери, связанные с репродуктивным здоровьем (бесплодие и беременность) - 43,2% против 42,7% в 2002 году.

Если говорить о будущих перспективах в данной области, то прогнозирование основных показателей естественного движения населения, базирующееся на данных переписи, показало, что демографическое развитие края будет определяться продолжением негативных тенденций.

Все последующие годы численность населения края будет уменьшаться. К 2022 году она станет меньше почти на 200 тыс. человек: мужчин - почти на 108 тысяч, женщин - на 85 тысяч. Соотношение мужчин и женщин составит соответственно 100 и 117. [8, С.15-16]

Необходимо отметить, что в отличие от России, к 2011 г. в крае значительно возрастёт численность населения в трудоспособном возрасте и составит 1629 тыс. человек. Происходить это будет по причине вхождения в трудоспособный возраст лиц, родившихся в 80-е годы, когда наблюдался всплеск рождаемости. [11, С.34-35]

После небольшого увеличения рождаемости в течение ближайших десяти лет, вновь начнётся её медленное снижение. Это связано с постоянным уменьшением численности женщин в возрасте деторождения. К 2022 году сокращение составит 100 тысяч женщин. Кроме того. Падение суммарного коэффициента рождаемости в течение ряда прошлых, настоящих и будущих лет подтверждает, что российская семья практически близка к полному прекращению выполнения своей репродуктивной функции. Долговременный характер этого явления обусловлен не только текущей социально-экономической и политической обстановкой, но и нарастанием кризиса семьи как социального института. В результоте через пятнадцать лет мы не досчитаемся 60 тыс. детей до 14 лет. Их доля в общей численности населения снизится до 16%.

Следствием такого положения станет сокращение населения в трудоспособном возрасте, начиная с 2011 г., на более чем 180 тысяч и рост численности лиц старше трудоспособного возраста на 50,0 тысяч. Продолжается процесс «старения населения». В течение всех прогнозируемых лет медленно, но неуклонно будет увеличиваться уровень общей смертности. Соответственно с динамикой рождаемости и смертности естественная убыль в течение ближайших 5 лет несколько снизится, а затем вновь начнёт увеличиваться (рис. 2). [8, С.16-17]

Рис. 3. Прогнозные показатели основных факторов демографического развития Ставропольского края (по данным переписи)

Такие качесивенные и количественные изменения в численности населения края приведут к дальнейшему ухудшению положения в социально-демографической сфере, тем более что возраст максимального риска смертности во всё большей степени будут определять «кризисные» поколения. Оценивая влияние как роста, так и снижения смертности, важно учитывать широкий контекст, включая экономические последствия, аспекты социальной поддержки, проблемы межпоколенных связей и т.д. С этих позиций затраты, направленные на сохранение человеческого капитала, будут обладать безусловной эффективностью. Поэтому уже сейчас должны приниматься меры по всем доступным направлениям, необходима положительная тенденция в решении проблем социально-демографического развития.

3.2 Пути решения социальных последствий демографических тенденций

Возможности края в решении проблемы ликвидации негативных последствий сложившейся демографической ситуации довольно ограничены. Это связано с тем, что бюджет края в силу объективных причин является дотационным. Кроме того, тенденция к централизации средств на федеральном уровне увеличивает его зависимость от федерального бюджета. В этих условиях следует наиболее оптимально использовать имеющиеся собственные возможности и определить первостепенные меры, направленные на повышение жизненного уровня, и наиболее реальные для реализации их в настоящих условиях.

Из мер, направленных на повышение экономического потенциала, следует выделить в первую очередь развитие перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, топливной промышленности и энергетики, ряда производств по выпуску синтетических и строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, курортов Кавказских Минеральных Вод.

В условиях Ставрополья развитие этих направлений экономики безусловно может пополнить краевой и местный бюджеты, привлеч инвестиции, предоставить рабочие места.

В целях закрепления тенденции снижения доли малоимущего населения в крае необходимо:

Ш обеспечить дальнейший рост денежных доходов населения, основной частью которых для большинства работающего населения является заработная плата, в том числе за счёт более динамичного повышения минимального размера оплаты труда при наличии соответствующих экономических возможностей;

Ш внедрить на предприятиях реального сектора экономики тарифное регулирование оплаты труда, позволяющее реально повысить уровень оплаты труда и обеспечить социально справедливый способ диффеоенциации заработной платы работников;

Ш более широко использовать возможности договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнёрства;

Ш проводить мероприятия по реформированию оплаты труда в бюджетной сфере, жилищно-комунальном хозяйстве ответственно и качественно, так как любые решения в этих областях должны приниматься после просчёта всех социальных последствий, главным условием которых является недопущение снижения жизненного уровня населения;

Ш оказывать всяческую поддержку сельхозпроизводителям, учитывая большую долю сельского населения в численности населения края.

Приоритетным направлением в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни должно стать снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности населения в крае путём сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности в результате несчастных случаев на производстве.

Нуждается в совершенствовании система получения сведений о состоянии производственного травматизма, условий труда и других, связанных с этим, вопросов. Необходимо обеспечить сбор требующейся информации от всех организаций отраслей экомомики для создания банка данных с целью углубленного анализа состояния дел и разработки прогнозных управленческих решений.

Чтобы система управления охраной труда в крае имела вполне завершённый вид, следует больше уделять внимание отраслевым аспектам организации данного дела.

В целях увеличиния возможностей семей в рождении и содержании детей целесообразно изучать и применять опыт субъектов Россиёской Федерации в адресном предоставлении всех видов государственной помощи, в том числе единого социального пособия.

Необходимость этого диктуется ещё и тем, что согласно законопроектам по изменению принципов организации системы органов исполнительной власти и местного самоуправления практически все вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан будут находиться в ведении субъектов Российской Федерации. А это как увеличивает возможности краевой власти в решении социальных вопросов, так и налагает особую ответственность за состояние дел в этой сфере, и прежде всего за правильность выбранных приоритетов, концентрацию всех имеющихся ресурсов на жизненно важных направлениях. С учётом этого необходима инвентаризация имеющейся законодательной базы в области мер социальной поддержки с целью внесения изменений и разработки на краевом уровне новых законодательных актов, направленных, в первую очередь, на охрану детства и укрепление семьи.

О необходимости развития в крае ипотечного кредитования желищного строительства не приходится говорить. Это позволит не только частично решать очень больную проблему жилья, в том числе и для молодых семей, но и может явиться дополнительным источником рабочих мест как в строительстве, так и смежных с ним производствах, толчком к их развитию. В этой связи можно использовать опыт других регионов России, к примеру, по дополнительным льготам в оплате нового жилья для молодых семей в зависимости от наличия детей.

И, конечно, незамедлительно должны быть приняты все возможные меры по изменению информационной, образовательной политики в части формирования нравственной основы для создания условий укрепления семьи, повышения рождаемости (воспитание уважительного отношения к семейным традициям, семьям, имеющим детей, дюбви к детям, ченности человеческой жизни и т.д.). Это особо важно не только потому, что может быть реализовано в пределах средств, выделяемых на образование, поддержку СМИ, но и ввиду значимости возможных результатов. [7, С.15-17]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать