Торговые пассажи, теория и практика строительства

Торговые пассажи, теория и практика строительства

С о д е р ж а н и е

Введение 3

Глава 1. Обзор формирования архитектуры

городских пассажей 12

1.1. Историко-экономические предпосылки и социальные

и градообразующие факторы, влияющие на форми-

рование и тенденций развития пассажей 13

1.2. Функциональные и пространственные

характеристики внутренней среды 21

1.3. Основные концепции организации пространства

пассажей, тенденции взаимосвязи внешних

и внутренних пространств 29

Выводы по главе 1 33

Глава 2. Анализ архитектурно-типологической

организации городских пассажей 35

2.1. Основные тенденции в организации внутренних

пространств, связь с другими типами

торговых зданий 36

2.2. Архитектурная композиция и световая среда внут-

ренних пространств, особенности восприятия 43

2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной

организации пассажей и их связь с окружающей средой 50

2.4. Технико-экономические аспекты формирования

пассажей 58

Выводы по главе 2 67

Глава 3. Предложения по градостроительной,

функционально-планировочной и архитектурно-композиционной организации

городских пассажей 71

3.1. Рекомендации по объемно-планировочной структуре 71

3.2. Основные архитектурно-планировочные приемы 77

3.3. Социально-экономическая эффективность

предлагаемых решений 79

Выводы по главе 3 84

Заключение 86

Библиография 94

Введение

Пассаж, как тип общественного комплекса, за свою более чем 200-летнюю

историю развития нашел широкое распространение в мировой градостроительной

практике. Развитие пассажей объясняется целым рядом их преимуществ перед

другими формами торговли и прежде всего их особой привлекательностью для

людей благодаря комфорту и комплексности обслуживания, сочетанию в себе

различных функций, экономии времени на покупки и услуги, общей

благоприятной среде для различных видов деятельности. Кроме того большое

значение имеет высокая социально-экономическая эффективность пассажей,

возможность использования универсальных решений и передовых технологий.

Пассажи можно рассматривать как прогрессивные самостоятельные типы

торговых предприятий и как важные связующие элементы крупных торговых

комплексов или сети торгово-бытового обслуживания населения городов. В

настоящее время опыт проектирования и строительства пассажей в нашей стране

крайне мал. Тем не менее некоторые из осуществленных проектов, таких как

торговый центр в Омске, в бывшем Ленинграде, Вильнюсе и Лиепае, где пассаж

является связующим звеном всего торгового центра, отличаются своеобразием и

интересными решениями.

Следует отметить, что в первоначальный период развития архитектуры

пассажей в России основное внимание уделялось развитию центров оптовой и

розничной торговли в узловых городах. Трудности в разработке научно-

обоснованных принципов формирования пассажей местного значения были связаны

с однотипностью первоначального использования, социальной и

градостроительной значимостью. Долгое время это не позволяло подойти к

проблеме типового проектирования в комплексе с предприятиями торгово-

бытового обслуживания других типов, хотя существуют примеры типового

строительства пассажей в чистом виде или объединенные с торговыми рядами

уже более 150-ти лет назад.

Изучение перспективных направлений развития пассажей в отечественной

науке связано с задачами типологии конструктивных элементов, объемно-

планировочной структуры, градостроительного решения участков, экономики и

т.д. Вне этой сферы остались проблемы архитектуры, отражающие композиционно-

художественные и функционально-пространственные требования, предъявляемые

обществом к пассажам как средоточию городской активности. Отдельные аспекты

этих проблем затрагивались в разработках ряда институтов, направленных на

преодоление одностороннего понимания архитектуры пассажей, так как

градостроительной и утилитарной функциями не исчерпываются сложность и

разнообразие данных объектов как основы формирования общественных центров

города. Это свидетельствует о становлении нового подхода к организации

пассажей городского значения, который признает соцкультурную функцию

наиболее важным структурообразующим фактором. Данный подход и принят за

основу в настоящем исследовании.

С развитием строительной технологии, совершенствованием форм розничной

и оптовой торговли, ростом населения крупных городов и целым рядом

социальных и технических достижений, проектирование пассажей, особенно в

составе крупных торговых центров, приобретает сложный специализированный

характер. В то же время качественные характеристики пассажей, как типа,

параметры и элементы пространственных зон, принципы организации и ситуации

применения непрерывно совершенствуются. Не прекращается развитие системы

композиционных принципов, которая связана с возникновением новых

интегрированных типов зданий с включением пассажей как связующих элементов

с центральной или коммуникативной нагрузкой, усложнением эмоциональных

требований к внутренним пространствам, развитием градостроительства и

научным исследованиям транспортных и грузовых потоков, изменением

эстетических представлений и самих элементов архитектуры.

Огромное значение для расширения использования и развития пассажей в

нашей стране имеет изучение зарубежной практики, накопившей огромный опыт в

проектировании и строительстве пассажей. Использование и переосмысление

наиболее интересных приемов и принципов этой практики составляет

неотъемлемую часть развития отечественной типологии пассажей.

За последние 15–20 лет за рубежом появилось довольно много

принципиально новых идей, которые существенно изменили прежние модели

пассажей и подход к их организации. Постепенно возникло новое поколение

пассажей, пришедших на смену традиционной, исключительно функциональной

структуре с традиционным молом. Новаторство в проектировании стало

средством утверждения уникальности и неповторимости, основанном на

высокоразвитом рынке и постоянно обновляемой моде. Теперь огромное значение

стало предаваться высокому качеству архитектуры, стилю, среде, которые

рассматриваются теперь не как роскошь, а как непреложное требование

современной торговли.

Новые тенденции чаще проявляются в творческом проектировании, на

страницах журналов, чем на улицах городов, в реальном воплощении. Массовое

же строительство опирается в основном на сложившиеся стереотипы и

стандарты, в лучшем случае используя вариации на темы традиционных моделей.

Поскольку в таких случаях композиционные возможности довольно ограничены,

то поиск индивидуальности часто сводится к поиску эффектных комбинаций

материалов и отделки. Однако следует отметить и некоторые моменты, которые

во многих странах оказывают ощутимое влияние и на массовую практику.

С одной стороны, это, прежде всего, касается развития в пассажах

неторговых функций. Объединение торговли с развлекательными центрами,

питанием, игровыми элементами и т.п. повышает покупательскую активность за

счет увеличения числа посетителей и отсутствия чисто прагматического

интереса. Изменяется характер активности потребительского поведения по

отношению к торговле, как к деятельности, связанной с отдыхом, познанием.

Все это требует дополнительных пространств, демонстрирующих одновременно

комфорт, стиль, а также незаурядный элемент фантазии. Такое направление

связано с рядом проблем, которые в общем виде можно сформулировать так:

отсутствие строго определенного мнения о путях развития пассажа ни как

самостоятельного типа, ни как элемента в составе целого комплекса.

С другой стороны, немаловажным фактором развития пассажей стало

установление стабильного соотношения открытых и крытых пространств в

общественных и торговых зданиях в пользу последних. Этому не в последнюю

очередь послужила практика реконструкции пешеходных торговых улиц в системы

крытых торговых центров, связанных пешеходным и транспортным движением.

К тому же, в последнее время сильно повысились требования к

эмоциональной насыщенности интерьеров. Таким образом появилась

необходимость не только в целостной и согласованной внутренней среде, но и

в потенциальной возможности для раскрытия индивидуальности и повышения ее

творческой активности.

Основные предпосылки подхода к организации пассажей на современном

этапе и обобщение новейшей архитектурной практики и теоретической

архитектурной мысли позволяют выявить соответствующие принципы формирования

архитектурной среды, понять направления в изменении и развитии отдельных

элементов структуры, представить развитие пассажа как самостоятельного типа

и, главное, как связующего элемента общественного или торгового комплекса.

Актуальность исследования. Пассаж городского значения является

предметом индивидуального проектирования, и его композиция целиком

определяется автором. Но в процессе творчества архитектор неизбежно

руководствуется системой общих композиционных принципов, складывающихся на

основе обобщения конкретных примеров сложившейся практики. Эти общие

композиционные закономерности и есть стилевые признаки архитектуры

современного поколения пассажей, и одновременно — руководство к действию

архитектора наряду с другими факторами. Обобщений же по отдельным вопросам

этой важной темы пока не достаточно. Но развиваясь и закрепляясь в лучших

достижениях современности, композиционные закономерности и архитектурные

приемы существуют, и должны быть изучены для совершенствования

проектирования.

Цель исследования: выявить закономерности формирования внутренней

среды пассажей и их роль и связи с другими формами общественных и торговых

зданий, а также разработка предложений по совершенствованию их

архитектурной и функциональной организации.

Задачи исследования.

Теоретические:

— анализ и обобщение опыта проектирования и строительства;

— классификация внутренней структуры, закономерности архитектурно-

композиционной и — функционально-пространственной организации;

— предложения по перспективам развития.

Практические:

— разработка системы оценки пространственной структуры (ряд показателей

качественного и типологического характера);

— предложения по новым приемам решения архитектурно-композиционных и

функционально-пространственных проблем;

— обоснование социально-экономической эффективности новых типов решений.

Объект исследования: пассажи городского значения (отечественный и

зарубежный опыт).

Предмет исследования: внутренняя среда пассажей, обусловленная

взаимодействием составляющих и примыкающих к ней пространств различных

объектов и предприятий и сложным комплексом современных требований, в том

числе пешеходными, транспортными и грузовыми потоками, функциональным

зонированием, уровнем развития современной технологии и социальными

требованиями.

Границы исследования: функционально-пространственный и архитектурно-

композиционные аспекты организации внутренней среды.

Предмет защиты:

Обоснование значимости композиционного совершенствования внутренней среды

пассажей для развития системы обслуживания;

Принципы архитектурной организации внутренних пространств во взаимосвязи с

городским окружением и другими типами общественных и торговых зданий;

Предложения по организации внутренних пространств пассажей как связующих

элементов и обоснование их социально-экономической эффективности.

Исследовательская гипотеза. Композиционная задача проектирования

внутреннего пространства пассажа — отражение единства и взаимосвязи

различных торговых и обслуживающих предприятий и учреждений. Для реализации

композиционных и функциональных преимуществ пассажа необходима, с одной

стороны, пространственная коммуникативная целостность и, с другой стороны,

вариантность пространственных структур, составляющих и примыкающих зон.

Единство внутреннего и внешнего пространств осуществимо в виде непрерывного

перехода от одного к другому, определяемое городским окружением и

функциональными связями.

Методика исследования направлена на выработку количественных и

качественных (типологических) характеристик архитектурно-композиционной

среды пассажей.

1. Методика анализа: сравнительный анализ по литературным источникам,

натурным обследованиям, логическое моделирование (факторы влияния,

закономерности, принципы); поисковое проектирование макетно-модельным

способом.

2. Приемы анализа: дифференциация системы, выделение подсистем и

элементов; формирование комплекса условий для характеристик системы;

выявление закономерностей изменения системы в процессе развития.

3. Средства описания: графическая форма, словесная форма, системная

модель.

Сложность и недостаточная изученность архитектурно-композиционного

строения крупных пассажей обусловили необходимость рассмотрения в работе

вопросов, касающихся современной методики проектирования, психологии

поведения и восприятия, эстетики и теории архитектуры. Для иллюстрации

отдельных положений предпочтение отдано наиболее характерным примерам,

дающим конкретные практические рекомендации по проектированию.

В работе использованы материалы трех групп научно-исследовательских

работ, затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы:

— основополагающие труды по общим вопросам формирования общественно-

торговых и деловых многофункциональных комплексов В.А. Абызова, И.П.

Васильевой, А.А. Гаврилиной, А.И. Урбаха, а также Н. Беддингтон, Д.

Гослинга, Б. Майтленда;

— проблемные публикации и исследования по вопросам истории развития

и современной организации пассажей и торговых комплексов В.А.Лаврова, А.А.

Максимова, С.М. Шумилкина, А.И. Урбаха, Н.П. Кириенко, Т.М. Розанова, И.

Зайдлера, М. Колчак, И. Эпплтона и др.;

— исследования по архитектурно-композиционным проблемам современной

практики А. Мирошина, Ю. Земцова, А.И. Урбаха, М. Лина, Д.К. Берштейна и

др.

Диссертация состоит из трех глав посвященных соответственно обобщению

опыта развития и формирования городских пассажей, анализу факторов,

влияющих на композиционные решения, и раскрытию принципов архитектурной

организации, и обоснованию предложений по совершенствованию.

Глава 1.

Обзор формирования архитектуры городских пассажей

Несколько десятилетий назад в подходе к проектированию пассажей

произошел принципиальный перелом, который можно было бы охарактеризовать в

первую очередь отходом от строгости исторически сложившихся моделей

пассажей и пересмотром принципиальных установок. К настоящему моменту в

современной архитектуре сложился еще один концептуальный подход –

использование старых традиций на базе новых технологий, уже опробованных в

предыдущий период развития пассажей. Проблема, поставленная изменением

моделей торговой среды, привела к изменению пространственного поведения

вообще, как основополагающего принципа всей городской традиции.

Экстремальное изменение масштабов городов оказалось несовместимо с гораздо

более медленно меняющейся психикой человека; стремительное индустриальное

развитие, продиктовавшее в последнее время совершенно определенные

тенденции развития в архитектуре, вошло в конфликт с человеческим аспектом.

Для реализации своих намерений человек должен понять свои истоки и новые

пространственные связи и объединить их в новую пространственную концепцию.

При этом, если раньше основной задачей архитектора было помочь человеку

найти необходимую точку опоры, конкретизировать его образы и желания, то

теперь в центре внимания – обеспечение возможности вариантных решений

внутреннего пространства, не утрачивая при этом его неповторимости и ни в

коем случае не теряя его функциональности. В результате в свое время резко

вырос интерес к эстетической стороне внутренней среды и ее связи с

соц.основами проектирования при создании выразительных архитектурных

образов.

Новая концепция торговли в целом теперь не только продать товар, как

это было раньше, а создать определенную среду, атмосферу торговой

деятельности и увеличить количество посетителей, привлекая их

дополнительными функциями пассажа и его связью с городской средой и с

другими элементами и формами торговых и обслуживающих зданий. Так

повышается роль эстетики, социологической и функционально-технологической

основы композиционного проектирования.

Концентрация и интеграции функций придают пассажам особые качества,

отличающие его от других торговых зданий. Многофункциональность отражает

тенденцию непрерывного обогащения функций и технологий, усложнение

пространственных взаимодействий.

1.1. Историко-экономические и градообразующие предпосылки и

социальные факторы, влияющие на формирование и тенденции развития пассажей.

Появлению во второй половине XVIII века пассажей как новой формы

торговых зданий способствовало много факторов. Социально-экономические

преобразования петровской эпохи и последующее бурное развитие торговли

России обусловили активно развернувшееся в этот период строительство зданий

торгового назначения. В русской архитектуре того времени получают широкое

распространение несколько устойчивых типов торговых зданий, различных по

своей планировочной и объемной структуре – «торговый двор», «торговый ряд»,

купеческий дом с лавками в первом этаже, товарные склады.

Проектирование торговых сооружений во второй половине XVIII века

осуществлялось с учетом их активной роли в архитектурно-пространственной

организации городского ансамбля. Проекты торговых центров в Петербурге,

Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Калуге, Костроме, Касимове, Солигаличе

и проектные материалы регулярных планировок городов подтверждают это (схема

2). Концентрация городской торговли в одном определенном месте, на

территории торга, и запрещение купцам торговать в других частях города было

необходимо для осуществления таможенного контроля за ввозом и вывозом из

города товаров и для сбора пошлин с купцов. Розничная торговля

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать