Торговые пассажи, теория и практика строительства

выбор — быть внутри или снаружи. Это взаимное усиление альтернативных сред

не только укрепляет городскую активность, но и делает внутреннее

общественно-торговое пространство более привлекательным. (рис. 7)

Идеальным примером такого подхода могла бы стать реализация проекта

реконструкции Невского проспекта в Санкт-Петербурге в виде системы

общественно-торговых пассажей (архитекторы Ю.Земцов, И.Кукуева и др.).

В отношении открытости коммуникаций эта система носит комбинированный

характер. Каждый из пассажей представляет собой многофункциональный

комплекс, объединяющий, в одном случае, универмаг, несколько кафе,

выставочный зал, рекреации, а в другом случае, магазины, ресторан,

столовые, дискотеку, гостиницу, жилые квартиры и т.д. Композиционную основу

каждого комплекса составляет открытая сквозная пешеходная улица с

несколькими мини-атриумами в местах жилых дворов. Для комфорта посетителей

используются светопрозрачные своды и стеклянные арочные навесы.

Часть посещений расположена ниже основной пешеходной платформы и

визуально связана с ней проемами в перекрытии. В результате, проект

демонстрирует тактичное отношение к сложившемуся городскому окружению,

умелое использование существующих пространств пассажей, функционирующих

круглые сутки, способствует возникновению интегрированной внутренней среды

центра и непрерывной целостности всей пешеходной зоны.

Анализ модели взаимодействия различных пространственных сред позволяет

сформулировать следующие положения, касающиеся факторов влияния городского

окружения:

— в каждом конкретном случае необходимо тщательное изучение

сложившейся планировочной структуры участка для точного определения

требуемой длины и конфигурации внутренних пешеходных коммуникаций;

— особое внимание должно быть уделено организации граничных

пространственных элементов взаимодействия, например, как средству

привлечения посетителей;

— при выборе моделей в аналогичных градостроительных условиях

необходим тщательный учет различий в социальных и культурных традициях

городов;

— современная техника благоустройства позволяет организовать обширное

внутреннее озеленение. Превращение торговой улицы в парк усиливает в пассаж

функцию места отдыха, заложенную, например, кафе, барами и т.д.;

— использование в основе проектирования пассажей структурной сетки с

интервалом в 200 метров адекватно как для крупных городов, так и для малых;

— каждый пассаж должен иметь свой «магнит», являющийся одновременно

важнейшим элементом градостроительной ситуации участка. Здесь наблюдается

тенденция использования в этих целях наряду с магазинами так же ресторанов,

клубов, других предприятий обслуживания.

Однако, учитывая тенденции развития пассажа не только как торгового

комплекса, но как места отдыха, вполне логично использование в качестве

«магнитов» предприятия культурного обслуживания населения. Например, это

может быть картинная галерея или выставка. Это также может быть открытая

сцена типа «зеленый театр», аналогично тем, которые были обустроены в

парках культуры и отдыха в советский период.

Основная цель архитектурной организации внутреннего пространства

пассажа состоит в создании условий для разнообразного и интенсивного

осуществления всех сторон общественно-торговой деятельности. Основными

социальными функциями внутренней среды пассажа являются: активизация

общественно-торговой деятельности, повышение комфортности пребывания

посетителей, экономия свободного времени, экономия территории и т.д. Для

этой цели могут использоваться средства, влияющие на интенсивность освоения

среды, а именно:

— распределение функций по пространственным зонам;

— соотношение пешеходной и общей площадей;

— распределение пешеходных маршрутов;

— количество микрозон в пространстве;

— разнообразие пространственной среды.

Основу решения составляет разработка технологической схемы пешеходно-

транспортных коммуникаций. Она складывается из определения основных входов

и выходов, путей подъезда, кратчайших транзитных проходов, расположения

рекреационных зон, элементов многофункционального комплекса попутного

обслуживания.

Параметры комфортности внутренних пространств выделяются по двум

направлениям: выбор деятельности и зрительное восприятие.

При проектировании необходимо учитывать влияние различных факторов,

которые, собственно, и диктуют характер архитектурно-композиционного

решения внутреннего пространства пассажа как самостоятельного общественно-

торгового предприятия, так и в составе многофункционального центра. К этим

факторам в первую очередь необходимо отнести:

— транспортные устройства;

— технологические линии и установки;

— системы освещения;

— торгово-выставочное оборудование;

— графический дизайн;

— мебель;

— реклама.

2.2. Архитектурная композиция и световая среда внутренних пространств,

особенности восприятия

Массовое внедрение неторговых функций в структуру пассажа существенно

меняет традиционные модели поведения посетителей. Объединение торговли с

развлекательными центрами, предприятиями нетрадиционного питания, игровыми

элементами т.д. — все это придает покупательской активности характер, не

ограниченный чисто прагматической целью купить товар.

Объектом проектирования в архитектуре всегда является пространственная

форма. Множество функций проектируемого объекта подразумевает многообразие

пространственных форм. Для того, чтобы все элементы сложного комплекса (от

большой формы до малой детали) были органично связаны, необходимое четкое

представление об иерархии композиционных средств и соответственное их

использование в проектировании.

Предлагается следующая классификация уровней композиции:

— общая композиция внутренней среды пассажа;

— частная композиция функционально-пространственной зоны;

— элементарная композиция отдельного пространства или помещения;

— композиция архитектурной детали.

Специфическая особенность пассажа как многофункционально сооружения —

совокупность общей и частной композиции пространства.

В последнее время однозначные метрические построения внутреннего

пространства стали недостаточно эффективными, и поэтому практически не

используются. Внедряются более сложные групповые ритмы, сбои групповых

систем, острые противопоставления плотных и разреженных пространств,

сложные отношения вертикальных доминант. Усложнению содержания общественно-

торговой деятельности соответствуют более сложные, чем раньше, средства

архитектурной выразительности.

В отличии от пассажей, построенных лет 15–20 назад, в современных

торговых комплексах практически не используется симметрия пространственных

решений. Ибо она вызывает неизбежные, неразрешимые противоречия — как

относительно внешней среды городского окружения, так и применительно ко

вновь создаваемой внутренней среде: симметрия ограничивает возможности

последующего включения новых связей и новых пространств. Необходимость

дополнительного роста в перспективе неизбежно столкнется с жесткостью

системы и либо вызовет функциональные затруднения, либо разрушит саму

симметрию пространства.

Таким образом, в неопределенном, сложном, но структурированном

пространстве, видна альтернатива безграничной мобильности и разнообразия

композиций.

В общем виде, внутреннее пространство пассажа — это одновременная

целостность, где уровни, взаимодействуя, формируют сложное динамичное поле.

Посредством визуального восприятия части этого поля осваиваются, но общий

образ внутреннего пространства существует независимо от единичной ситуации.

Развитие общественно-торговой деятельности требует, чтобы необходимая

часть ориентации во внутреннем пространстве осуществлялась индивидуально

каждым посетители, а основная структура была общественной, обеспечивая

атмосферу социальной интеграции. Для того, чтобы это условие выполнялось,

при построении пространственной композиции должен учитываться механизм

реакции посетителя, или обратная связь, которую можно характеризовать так:

— приведение структуры архитектурного пространства пассажа к

индивидуальному пространственному поведению;

— перевод индивидуальной пространственной концепции в реальные

архитектурные структуры.

Таким образом, композиция внутреннего пространства обязательно

включает в себя компоненты не только объективные — геометрические

параметры, функциональные свойства и т. д., нормирующие поведение

посетителя однозначно, но и подвижные ситуативные значения и эмоциональные

переживания, то есть широкий спектр духовных состояний человека. Именно

этим факторам придается колоссальная значимость в иерархии профессиональных

категорий современного проектирования торговых комплексов.

Внутренне пространство пассажа, как и всякое архитектурное

пространство, состоит из различных «освоенных» человеком фрагментов,

которые специфически воздействуют на него и друг на друга. Возникают

специфические зоны различной насыщенности и значимости, например, атриумные

помещения, большой зал и крохотные пространство любимого кафе, магазина.

Отсюда проявляется вторичная структура того же внутреннего пространства как

следствие его ситуативной неоднородности для воспринимающего. При этом

необходимо учесть также многообразие моделей поведения и их развитие во

времени. (рис. ?)

В результате выявляется довольно сложный и динамичный контекст для

анализа композиции внутреннего пространства. Собственно анализ состоится по

следующей схеме:

— выделение видов неоднородности пространственных зон;

— выделение содержательных признаков и правил соединения неоднородных

частей;

— выявление своеобразия осмысления структуры внутреннего пространства

в композиционной манере архитектора, направления, стиля;

— определение общих методов поиска и композиционной работы со

структурой внутреннего пространства.

Анализ по приведенной схеме позволяет сделать следующие выводы.

В творческой практике ряда современных направлений проектирования

пассажей существует устойчивая связь между качественными признаками

разделения пространства на зоны, элементы, детали, и принципами их

упорядочения в целостное произведение.

Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается

выполнением двух условий: пространственной целостности коммуникационного

остова, то есть торгово-пешеходного молла, и вариабельности

пространственных структур составляющих предприятий (на основе гибкой

планировки и универсальности конструктивных решений).

Иерархия пространственных зон и фрагментов в композиционном отношении

строится на основе главных направлений движения посетителей с учетом

различных моделей их поведения. Система композиционных осей определяется

осями и доминантами архитектурного окружения.

Композиционное взаимодействие пространственных зон пассажа

осуществляется посредством граничных элементов — точек перехода из одной

пространственной среды в другую: из интерьера во внешнее пространство, из

замкнутого внутреннего двора или атриума в торговый пассаж, и т.д. Фиксация

таких точек планировочными и объемными средствами способствует упорядочению

зрительного восприятия, формированию у посетителя устойчивого образа или

его фрагмента в виде запоминающихся, художественно полноценных композиций.

Важнейшее значение для композиции внутреннего пространства имеет

система его освещения, выбираемая в каждом случае индивидуально в

зависимости от характера сооружения, контингента посетителей, а также от

целей освещения, методов экспозиции, предполагаемых затрат и пр.

Одним из главных принципов организации световой среды является

гибкость системы освещения. Для выделения конкретных принципов организации

световой среды рассмотрим ряд композиционных приемов, наиболее характерных

для современной практики.

С композиционной точки зрения наибольший интерес представляют решения,

в которых выражена попытка синтезировать систему освещения и архитектуру.

Большинство таких композиций связано со специфическими решениями

перекрытий. (схема 5).

В отличии от традиционного торгового пространства с плоским подвесным

потолком и однородным искусственным освещением все чаще используются

плавные линии сводов, оболочек, а также наклонные перекрытия. Благодаря

этому облегчается устройство фонарей верхнего света, обеспечивается

разнонапряженная световая среда, интерьеры преобретают своеобразие и

неповторимость (схема 6).

Так, еще в торговом центре в Кэидене (Великобритания), архитектор Н.

Гримшоу, используется система ферм арочного типа, перекрывающая огромное

нерасчлененное пространство торговых залов. Подвесной потолок, повторяющий

форму арки, ограничивает высоту в пределах от 2,75 до 5,0 метров. Мягкость

плавного очертания потолка создает в интерьере приятную световую среду

благодаря равномерному изменению освещенности. Отдельные участки, например,

зона расчетных стоек, фрагменты экспозиции и входы, дополнительно

освещаются направленными источниками и боковым естественным светом через

обширное остекление фасадов.

Пассаж, благодаря прозрачным перекрытиям, как и улица относятся к

многосветному пространству с постоянно меняющимся освещением, что особенно

оживляет среду, устанавливая дополнительные эмоциональные связи с

посетителем и делая ее еще более привлекательной для человека (рис. 8).

Привлекательность для посетителей естественного освещения очевидна.

Как правило, оно широко используется на открытых участках торговых моллов и

атриумов, и в виде фонарей — в торговых залах. Замечено, что высокий

уровень естественного освещения притягивает людей больше, чем искусственно

освещенные витрины, что еще раз подтверждает особую привлекательность

пассажа по сравнению с другими формами торговых зданий.

Основные тенденции современной практики проектирования и реализации

световой среды позволяют сформулировать следующие принципы проектирования

гибких систем освещения.

1. Максимально возможное присутствие естественного света обеспечивает

ориентацию человека в пространстве и времени, его связь с окружающей средой

и психологическую потребность перемен;

2. Переходные зоны от естественного к искусственному и наоборот должны

обеспечиваться транзитной системой освещения. С помощью датчиков она

контролирует освещенность — для уменьшения бликов, и цветность — для

психологической адаптации;

3. Общий уровень освещенности, соответствующий комфортным условиям, не

должен быть равномерно высоким. Необходимы световые контрасты, в противном

случае интерьер будет плоским, малоинтересным и малопривлекательным;

4. Визуальное поле характеризуется центром и фоном. В центре освещения

должен быть товар — главный предмет освещения;

5. Нежелательные отражения от зеркальных стен или полированных

поверхностей колонн и торговых витрин следует уменьшать рассеянным

освещением, отражателями или временной заменой зеркального материала

отделки.

2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной организации пассажей

и их связь с окружающей средой

Еще одним из основных элементов, в которых закономерности

композиционного подхода к проектированию пассажей наиболее очевидны,

является организация взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств.

Современные интегрированные центры демонстрируют особое единство

системы «интерьер — внешняя среда» (рис. 10), характеризуемое активным

взаимопрониканием, взаимовлиянием, непрерывностью перехода от одного к

другому. Однако, эти характеристики не столь однозначны. Нарушение

необходимого равновесия в системе, например, чрезмерное использование

средств экстерьеризации интерьера, приводит к распылению целостности

внутреннего пространства, его растворению в среде городского окружения, что

отчетливо проявляется в негативной реакции потребителей.

Анализ различных форм взаимодействия внутренних и внешних пространств

позволяет выявить закономерности и границы взаимовлияния, классифицировать

его формы, конкретизировать систему композиционной оценки торгового пассажа

в целом с точки зрения единства композиции интерьеров и внешней среды.

1. Внутреннее пространство пассажа — это сложная структура, которая не

может рассматриваться как самостоятельный объект, а должна быть частью

единой городской среды, представляющей собой ансамбль (схема 6, рис. 9).

2. Развитие связей между внутренним и внешним пространствами пассажа

не должно нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой

пространственной зоне характером деятельности и условиями восприятия (схема

5).

3. Идея внешнего пространства присутствует внутри пассажа благодаря

чувству направленности движения. Направления складываются как продолжения

осей городского окружения.

4. Основные композиционные средства взаимодействия двух сред:

— метрическая или ритмическая незавершенность структуры;

— непрерывность основных направлений движения;

— непрерывность единого основания;

— общий композиционный мотив;

— подобие соотношений передних и дальних планов и характера их

раскрытия;

— подобие соотношений верхнего и нижнего яруса архитектурного

пространства;

— подобие форм, деталей, материалов.

5. Параметры торгово-пешеходной зоны пассажа обусловлены выбором двух

основных характеристик: масштаба и текстуры.

Неоднородность структуры торгово-пешеходной зоны пассажа проявляется и

в изменении масштаба составляющих ее пространственных фрагментов, или

микрозон. Своеобразие торгового здания как раз и состоится начале

нескольких масштабных измерений, в которых постоянно перемещается человек.

Общественное измерение, при движения в общем потоке мимо товаров различных

секций или магазинных витрин, и другое, более мелкое и личное, при

конкретном выборе товара.

При наблюдении молла-пассажа или атриумного зала с высоты, например,

галереи, текстура диагональных линий исчезает, но проступает планировка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать