Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР

Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР

1. Племена восточных славян в 8-9вв. их происхождение, расселение, быт, общественный строй. Зарождение государственности у восточных славян

Славяне - это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. Они говорят на славянских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью. Прародина славян - широкая область от верховьев рек Одера, Вислы, Днестра, Припяти до Днепра и Десны.

Предки славян - праславяне - занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой. Доля этих отраслей зависела от природно-климатических условий. Земледелие преобладало, даже в лесной полосе. Славяне - земледельческий. Основные с, /х культуры: пшеница, рож, гречиха, ячмень, просо. Скотоводство играло большую роль. В древней Руси слово «скот» означало деньги. Свиней и овец содержать легче, чем коней и коров. Изобилие рек способствовало развитию рыболовства. Так же служили главными торговыми путями. Знаменитый путь «из варяг в греки».

Славяне жили Родовым строем, во главе рода стоял старейшины (совет старейшин). Существовал институт кровной мести, защита сородичей от посягательства чужих. Важная роль - собрание вече и племенной вождь (воен. предводитель). На смену родовой, шла соседская община. Князи (вожди) возвышались над сородичами и соплеменниками. Вокруг них сплачиваются соратники воины - дружина. Большое значение приобретает военная добыча. Часть ее распределялась между соплеменниками. Вынужденные обороняться от кочевников, они строили на юге крепости и быстро овладели железом.

Военные нападения заставляли славян создавать союзы племен, первый из которых относится к 4-5вв. до н. э. Идет создание крупных племенных образований. 15 племен (племенных союзов) отличаются от обычных численностью и задачами. Призвание - защищать территорию, решали задачи политические, не свойственные родовому строю.

Летописец Нестор в начале 7в. называет около полутора десятков племенных союзов. Сред. Приднестровье занимали поляне; восточные жили северяне; запад-е - волыняне и бужане; север-запад-е - древляне. На юге, у моря и на берегах Дуная, жили уличи и тиверцы, в лесной зоне - дреговичи, радимичи, вятичи. На Западной Двине жили полочане, у истоков Волги, Днепра и Двины - кривичи. У озера Ильмень расселились словене, на их земле возник Новгород. Соседями восточных славян были западные и южные славяне, а также предки прибалтийских народов и финно-угорские племена. В южных степях обитали кочевники-хазары, с 9в. -печенеги, с11в. -половцы. Кочевники не пускали земледельцев в степь. Чтобы удержаться в лесостеп. зоне, пригодной для земледелия, славяне должны были держать общую оборону от воинственных соседей, отвоевывать земли у леса.

Языческая вера славян была тесно связана с их образом жизни. Славяне одушевляли и обожествляли природу. Славяне поклонялись духам природы, добрым и злым, сохранив от первобытности веру в силу магических обрядов. Верховным богом был Перун, посылающий дожди и молнии. Годовой цикл обрядов начинался святками, когда добывался новый "живой огонь". В марте праздновался приход весны, возрождение природы - масленица.

Обряды сопровождали пахоту, сев; затем наступали моления о дожде, в августе шли праздники урожая. Особые обряды исполнялись на свадьбах, похоронах, предваряли военные выступления. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов, устраивали пиры. Существовали специальные святилища для многолюдных общеплеменных празднеств, называемых "событиями".

Становление Русского государства связывается с союзом славянских племён, называемых "росами" или "русью".

К 9в. росы объединили целый ряд славянских племенных союзов; киевские князья возглавили борьбу против кочевников.

2. Образование и развитие Древнерусского гос-ва , его обществ. И полит. Строй. Первые князья Др . Руси, их внутренн. и внешн. Политика. Договоры Руси с Византией. Научн. Версии происхожд. Династии Рюриковичей

В Среднем Поднепровье из восточнославян. племен раньше других выделились поляне. Они объединились вокруг Киева, который становится ремесленным, а главное политическим центром. Поляне раньше всех освободились от хазарской зависимости. «Повесть временных лет» Первые правителями у полян братьев Кия, Щека и Хорива. Город назван в честь старшего брата - Киевом. Княжество было этнически однородным. В 9в. здесь появляются русы, выходцы из Скандинавии - варяги (грабители, купцы). Из военных предприятий руссов особенно известны поход и осада Константинополя в 860г борьба окончилась подписанием мира между Русью и Византией. На северо-западе, возникают предгосударственное образование, союз славянских и финно-угорских племен, варяги заставляли платить им дань. Возникновение государственности есть результат внутреннего развития общества. Основа складывающейся государственности в новгородских землях с самого начала носила полиэтничный характер. В 9в. население изгнало иноземцев. Но вскоре среди племен, входящих в союз, начались раздоры. Что бы прекратить столкновение из Скандинавии (862 г.) были приглашены правители - князья (поддержание порядка в северных землях). Первыми князьями были варяги - братья Рюрик, Трувор и Синеус. Легендарное известие о призвание варягов послужило основой - норманнской теории (древнерусское государство возникло благодаря варягам). Из «повести временных лет» в 862г. приглашение Рюрика, Синеуса, Трувор (три брата) на княжение. 882 смерть Рюрика, князь новгородский Олег убил дружинника Рюрика Аскольда. Начало истории Руси по «норманнской теории». 882г. Олег объединил Новгород и Киев в Киевскую Русь. Ведущая роль Военно-дружинной знати. С X в. переход к феодальным отношениям. Зависимое население: закупы (в зависимости от князя из-за долга), радовичи (по договору), изгои (обедневшие выходцы из общин), холопы. Олег принял титул великого князя. 907г. осада Олегом Константинополя. 911г. первый письменный договор между Византией и Русью. 941-44 походы Игоря (сына Олега) на Византию, присоединение им племен уличей, тивирцев. Князь собирал дань, виры (штрафы) с покоренных племен. 945г. Древляне (князь Мал) убили Игоря при сборе дани. Ольга месть за мужа - сожгла столицу Искоростень, установила «уроки», «погосты» (фиксированная дань, место, куда она свозилась), положила начало созданию системы налогообложения. 962г. Святослав получил правление. 964г. разгром Святославом Волжской Булгарии, Хазарского каганата, взял г. Итиль, Саркел, присоединение земли ясов (осетин), касогоров (черкесов). 970г. начало войны с Македонией, в 971г. Русь вынуждена отдать Болгарию. 980г. Владимир взошел на престол. Прекратил междоусобицу. Завоевание г. Червень, Перемышь. Крещение Владимира в Херсонесе (Крым) в 988г. Крещение мечом и огнем. Ярослав Мудрый (1019-1054). 1036 поражение печенегов, связи с Швецией, Византией, Германией, Польшей. 1039г. провозглашение Иллариона митрополитом Руси. 1016г. «Правда Ярослава», 1072г. «Русская правда» («Правда Ярославичей» 2-ая часть) - своды законов.

3. Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение

При Владимире Киевская держава обрела единство, вступив в полосу расцвета. Владимир - строитель державы и ее реформатор. Войны стали занимать меньшую часть. Он продолжал расширять границы. По мере территориального роста становилась все заметнее проблема духовного единства. Владимир отказывается от язычества и принимает христианство, связано с тем, что язычество (многобожье), христианство (единобожье), если один бог на небе то и один правитель на земле, все помогало политическому укреплению державы. + сложно было оставаться языческой страной среди христианства. К тому же человек средневековья в своих духовных и нравственных исканиях испытывал потребность в религии, которая бы наиболее полно и сокровенно отвечала на жизненные вопросы. Толчком к принятию христианства стало пренебрежительное отношение греков к Языческой Руси. Несмотря на это, в начале своего правления князь Владимир пытался упрочить духовное единство в рамках язычества церковной реформой (980 г. ), чтобы придать язычеству более широкий общественно-политический смысл. Но язычество по природе своей оказалось неспособным стать регулятором общественных отношений. Что бы Владимир мог жениться на сестре императора Василия 2 (он в обмен присылает им в помощь свои войска) должен был окреститься. После чего на Руси было принято крещение.

Принятие христианства на Руси - 988г. Так как язычество было тесно связано с бытом, приходилась приспосабливать некоторые языческие праздники к христианским, наделяли христианских святых «свойствами» языческих богов. Сила до христианского верования позволяет говорить о своеобразном двоеверие как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси. С принятием христианства начали выстраиваться церкви. Наряду с белым, приходским духовенством появляется и черное, монахи, обживающие пустыни и монастыри. Большим уважением в Древней Руси стали пользоваться общинножительные монастыри. В них всё имущество было общим.

4. Расцвет Древнерус. Гос-ва . Ярослав Мудрый. Полит. борьба на Руси. Мекняжские распри. Владимир Мономах

С именем Ярослава, вошедшего в историю как Мудрый, связан дальнейший расцвет Древней Руси. Князь решительно пресекал все распри, стремился упрочить новые отвечающие интересам государства порядки, творил суд и издавал законы. Вскоре после принятия христианства Владимир Святославович ввел новую систему управления Древнерусским государством. Княжения занимались сыновьями Владимира в порядке старшинства. Новгородское княжение - старший из братьев. Наименее важное и значимое княжение - младший. Особенно Ярослав покровительствовал церкви. При нем Киев - один из крупнейших европейских городов. Появляется храм св. Софии, Золотых Ворот, монастырей, Ярослав бросал вызов Византийской империи, Киев осмеливался претендовать на роль центра христианского мира. Мысль о переходе центра мира на Русь, надолго стала идеей сплачивавшей древнерусские земли. С именем Ярославля связан первый писанный, закон Древнерусского государства - «Русская правда», регламентировала имущественные отношения и отношения внутри княжеской дружины, ограничивает кровную месть. После его смерти (1015 г.), развернулась борьба, втягивая не одно поколение князей. В ней победил Ярослав, занявший в 1019 г. Киевский престол. Позже, осознав губительное последствие распрей, князья начали собираться на съезды, на которых внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотношения между князьями. Теперь каждый князь должен был управлять только своей «отчиной». Тем самым отменялся принцип занятия престолов, основанный на представлении о том, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами русской земли. Старый порядок сохранялся только на территории отдел. княжений.

Русские земли окончательно поделены между потомками Ярослава перед его смертью (1054 г.). Старшие Ярославичи продолжили законотворческую деятельность отца. «Правда Ярославичей» - это новый закон, который прежде всего защищал княжескую собственность. Этот закон вошел в состав «Русской Правды», отразив более зрелую стадию общественных отношений. В 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава установили новый принцип взаимоотн-й между князьями. Теперь каждый князь должен был управлять только своей «отчиной». Старшинство больше не играло решающей роли и на смену «лестничной» системе пришло наследственное династич. правление.

Новый порядок не принес спокойствия на Русскую землю. В 1113 г. в Киеве умер князь Святополк. Разгорелась борьба за престол. Каждый претендент искал поддержку у горожан, начались бунты, должники перестали отдавать долги. По приказу митрополита Никифора, которого поддержали жители, на киевский престол был приглашен Владимир Мономах. Новый закон - «Устав Владимира Всеволодовича» - заметно облегчал положение простых людей. При нем были снижены ростовщический процент. Закупы получили право уходить с господского двора на заработки. За несправедливое наказание закупа господин обязывался платить штраф. «Устав» вошел в состав «Русской Правды». Владимиру Мономаху удалось организовать несколько совместных походов русских князей на половцев. В 1111 г. Мономах вторгся далеко в глубь степей и в решающем сражении на р. Сольнице (приток Дона) отряды хана Шарукана были разбиты наголову. Борьба с общим врагом сплотила князей вокруг Владимира Мономаха. Его авторитет и могущество стали столь высоки, что утверждение Мономаха на киевском престоле было признано другими князьями. После смерти Мономаха в 1125 г. его сыну Мстиславу Великому еще удавалось удерживать князей в повиновении.

5. Русские земли в период полит. Раздробленности. Соц- экон. И полит. Развитие земель удельн. Руси: Владим. Суздальское княжество, Новгор. Боярская республ., Галицко- Волынское княжество

После распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества начинается период Феодальной раздробленности или удельный период. Дроблению подверглись все гос-ва Европы. Все они вступают в полосу кризиса и распада.

Одна из причин развитие крупного феодального землевладения. Класс феодалов приобретает экономическое и политическое могущество. Распад Древнерусского государства связан с ростом городов и превращением их в самостоятельные политические центры. Этот процесс усилился с возникновением местных династий. Произошло изменение торговых путей, из-за чего путь «из варяг в греки» утратил свое значение важнейшей торговой артерии, связывавший Восток и Византию с Европой. Древняя Русь терявшая былое единство не могла организовать эффективную оборону южных границ. Это воспринималась кочевниками как возможность военного обогащения. Не редко были совместные походы русских князей с половецкими ханами - иногда против русских же земель. Что привело к тому, что князья стремятся упрочнить отношения с опасными, но нужными соседями. В практике династические браки. Из-за угрозы набегов жители Среднего Поднепровья покидали обжитые места. Один поток миграции устремился на северо-восток, другой - на юго-запад. Исход населения прямо сказался на могуществе киевских князей, которым было трудно утвердить свое первенство силой.

Т.о., распад Древнерус. Гос-ва - рез-т действия нескольких причин, одни из которых носят общий характер для всех варварских государств, другие тесно связаны с особенностями исторического развития державы Рюриковичей.

Все княжества продолжали жить по общим законам «Русской правде», в рамках одной православной митрополии, они оставались едиными по культуре и языку. Но распад плохо отразился на военной и политической мощи Русской земли. С раздробленностью число удельных княжеств непрерывно росло. Из этого огромное число суверенных земель, Когда-то входивших в состав Д. Руси, наиболее крупные были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородские земли. Форму правления в Киевском и Г-В княжествах принято называть раннефеодальной монархией. Здесь по-прежнему была сильна княжеская власть.

Г-В сильная княжеская власть, князь опирался на дружину и зависел от нее, если князь не мог выполнять свои функции, власть брали в свои руки городское вече, как случилось в 1113 г., когда киевское вече пригласило на великокняжеский престол Владимира Мономаха. В-С строился на взаимодействии городского вече и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. великим князем Киевским стал Андрей Боголюбский. В том же году жители Ростова, Суздаля и Владимира-на-Клязьме избрали его своим князем. Вместе с ними он прогнал отцовскую дружину, тем самым заложив основы неограниченной деспотической власти владимирского князя.

В Н должность князя была выборочной, а власть ограничена вечем. На вече решались важнейшие вопросы жизни республики. Главный из них - выборы должностных лиц. Экономическое могущество Новгородских бояр позволило им монополизировать высшие должности в новгородском управлении. Таким образом, в Новгороде и Пскове утвердились республики. Учитывая ту огромную роль, которую играло в политической жизни новгородское боярство, многие историки говорят о боярской, аристократической республике.

6. Культура Др. Руси 10-13 вв.

Основой культуры Древней Руси являлось христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности языком образов и символов призвана была выразить молодая древнерусская культура. Византия стала культурной наставницей северного соседа.

Влияние византийского искусства многогранно. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в её классической форме, воспринять технику церковного зодчества, иконописания. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности самосознания народов, заселивших Русскую землю.

Обращение к зрелому искусству 12-13 вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы её выражения носили печать самобытного и своевременного переживания христианства. Суровый аскетизм сменился гармонией и человечностью. Древнерусская культура окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это было с особенностями культурного развития. Это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции племен и этносов, земледельческих и кочевых народов.

Древнерусское искусство, как и всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения задачи средневековой культуры - достижения духовного единства, соединения божественного и мирского. В древнерусской культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.

Освоение европейской литературы началось у славян с богослужебных книг, без которых невозможно отправление христианских обрядов. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла из Болгарии и первый литературный - церковнославянский - язык.

Образованность, как большую добродетель, поощряли и прославляли. Она была свойственна и женщинам Древней Руси.

Литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Большой её пласт представляет переводная литература. Широкое распространение получили жития святых, рассказы о библейских персонажах и событиях, а также произведения античной литературы. В Киеве был создан книгописный центр. В 11 в. Появилась оригинальная древнерусская литература. Внимание древнерусских авторов к житиях русских было связано со стремлением подчеркнуть самобытность своей страны и свидетельствовало о росте самосознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать