Знаменитые люди Великобритании
p align="left">Виктория

Виктория (1819-1861)- королева Великобритании из Ганноверской династии, правившая в 1837-1901 годы. Дочь Эдварда, герцога Кентского, и Виктории Саксен-Кобургской. Замужем с 1840 года за принцем Альбертом Саксен-Кобургским (родился в 1819 г. + 1861 г.).

Отец Виктории, герцог Кентский, никогда не отличавшийся примерным образом жизни, умер, когда дочери было восемь месяцев. Ее мать, принцесса Саксен-Кобургская, воспитывала дочь в большой строгости и не баловала ее развлечениями. Будущая королева получила очень солидное образование. Наставником ее был лорд Мельбурн, дважды бывший премьер-министром. Он читал принцессе лекции по государству и праву, истории, знакомил ее с практикой конституционного правления. Виктория свободно владела немецким, французским и итальянским языками. Обучение пошло ей впрок. Уже с первых часов правления, несмотря на свой юный возраст. Виктория не испытывала никаких колебаний, будто давно была на троне. Своему дяде, бельгийскому королю Леопольду, она писала: «Я очень молода, но если не во всех, то во многих делах я отнюдь не могу считать себя несведущей». Однако поначалу юную королеву гораздо более занимали удовольствия. Отрешившись от замкнутого образа жизни, она охотно веселилась, часто устраивала балы и приемы. Только после замужества характер королевы изменился. Принц Альберт, за которого Виктория вышла замуж в 1840 г., был человеком методичным и пунктуальным. Под его влиянием своевольная девушка превратилась в монахиню, сознающую свой долг перед народом. Виктория во всем слушалась его советов и всю жизнь страстно любила его. Англичане, впрочем, не разделяли ее увлечения и всегда немного недолюбливали Альберта. Только скоропостижная смерть принца-супруга (он умер в возрасте всего 42 лет) примирила их с его памятью. Для Виктории смерть мужа была таким ударом, от которого она не смогла оправиться никогда. Первое время, затворясь в четырех стенах, она отказывалась принимать участие в публичных церемониях. «Моя жизнь как жизнь счастливого человека окончилась, -- писала она дяде Леопольду, -- мир померк для меня». После смерти Альберта главной целью жизни Виктория поставила увековечение его памяти. Она написала и издала несколько воспоминаний о нем. Сразу же возникла идея строительства мемориала в его честь. Но первым был построен знаменитый круглый Альберт-холл -- огромный зал, используемый для выставок, митингов и концертов. Виктория почти сорок лет носила траур по мужу и жаловалась, что ей не хватает его советов. (Существует анекдот, что королева связывалась с супругом и после смерти посредством спиритических сеансов, которые устраивал для нее слуга Джон Браун.) Нового советчика королева нашла только в 1874 г. в лице лидера ** тори Дизраэли. Он усердно взялся за укрепление института монархии, убедив Викторию и членов ее семейства чаще показываться народу. В 1876 г. он доставил королеве очень льстивший ей титул «императрицы Индии». Пришедший в 1880 г. на смену Дизраэли Гладстон королеве никогда не нравился, и она постоянно ссорилась с его министрами. Пишут, что Виктория была невысока ростом и сама в шутку говорила про себя: «Мы, однако, довольно невысоки для королевы». Ее трудно было назвать красивой, но она, несомненно, была привлекательна для мужчин. Маленькая, толстенькая, она, несмотря на это, казалась очень величавой. И в старости она сохранила красивый голос и звонкий смех, а ее голубые, чуть-чуть на выкате, глаза глядели молодо и проницательно. До самого конца своей долгой жизни королева имела хорошее здоровье и завидную работоспособность. Пунктуальная до мании, она любила, чтобы дни ее были заполнены, методичны и монотонны. По утрам королева обычно выезжала кататься по парку, затем возвращалась во дворец и принималась за просмотр документов. Количество бумаг, которые ей приходилось подписывать, было огромно. Она дотошно вникала во все дела, и никогда ни одно важное решение не принималось без ее участия. Царствование Виктории длилось 64 года, и она по праву гордилась им. В эти годы Англия добилась величайших успехов в индустриальном развитии, торговле, финансах, морском транспорте и расширении империи, сделалась символом устойчивости, порядочности и процветания. И современники, и потомки связывали эти успехи с именем королевы. Смерть и торжественные похороны 82-летней Виктории имели для всех англичан огромный символический характер. Вся нация осознавала, что прощается с чем-то, что уже никогда не повторится. Хотя, конечно, не все отзывы о Виктории были однозначны. Наряду с восхвалениями звучали и трезвые отзывы о ней. Так, У. Брант писал в своих записках: «Из того, что я слышал о королеве в последние годы ее жизни, явствует, что она была довольно банальной почтенной старой дамой и напоминала многих наших вдов с ограниченными взглядами, без всякого понимания искусства и литературы, любила деньги, обладала некоторым умением разбираться в делах и некоторыми политическими способностями, но легко поддавалась лести и любила ее... Впрочем, публика стала видеть в конце концов в этой старой даме нечто вроде фетиша или идола».

Король Артур и рыцари Круглого Стола

В памяти человечества существуют три Артура -- Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причём один образ плавно перетекает в другой. Образ Артура исторического связан с событиями, происходившими в римской или, точнее, постримской Британии.

Около 550 г. монах Святой Гильдас написал сочинение "О разорении и завоевании Британии". Не называя ни имён, ни дат, он говорил, что "советники вместе с гордым королём ввели в страну яростных саксов, ненавистных Богу и людям, для отпора северным племенам". Позднее бритты избрали своим правителем с титулом император потомка римлян Амвросия Аврелиана, который нанёс саксам решительное поражение у горы Бадон (точное местоположение не установлено).

Текст Гильдаса не очень ясен. Не вполне понятно, кто руководил этой битвой, возможно, и не Амвросий; в частности, там же упоминается некий Медведь (лат. Ursus). На одном из кельтских языков (валлийском) "медведь" -- "atru". He исключено, что это -- первое упоминание об Артуре.

Во второй половине VI в. валлийский бард Анейрин сочинил поэму "Гододдин", в которой рассказывается о гибели одного из бриттских племён. Один из героев поэмы -- вождь Артур, смелый воин, мудрый правитель, но одновременно предводитель отряда отчаянных головорезов. Если это не позднейшая вставка (до нас поэма дошла в рукописи XIII в.), то перед нами, бесспорно, самое древнее упоминание об Артуре.

Последнее упоминание об Артуре в более или менее историческом контексте встречается в написанных в X в. анонимных "Анналах Камбрии" (Камбрия -- древнее название Уэльса.). "Анналы" сообщают: "516 г. Битва при Бадоне, во время которой Артур носил на своих плечах крест Господа нашего Иисуса Христа три дня и три ночи, и бритты были победителями"; "537 г. Битва при Камланне (видимо, река Камблан, ныне Камел на полуострове Корнуолл.), во время которой Артур и Медраут убили друг друга, и мор наступил в Британии и Ирландии".

Современные учёные считают весьма вероятным реальное существование правителя, возможно носившего титул императора бриттов и римлян, Амвросия Аврелиана, который на рубеже V и VI вв. возглавлял борьбу с германцами. При нём мог быть военачальник или просто вождь дружины, местный житель (возможно, из Уэльса) Артур, нанёсший саксам ряд существенных поражений, особенно при горе Бадон. После этого германское завоевание Британии приостановилось примерно на 50 лет. Усобицы в стане победителей привели к гибели Артура.

Определённым этапом сложения легенды об Артуре является написанное по-валлийски не позднее начала XII в. сочинение "Кульвох и Ольвен" -- богатырская сказка о героическом сватовстве. В ней герои попадают ко двору короля Артура -- отважного и опытного военачальника, мудрого, убелённого сединами правителя.

Переходом от легенды к роману является написанная между 1135 и 1139 гг. "История королей Британии" валлийского священника, позднее -- епископа Гальфрида Монмутского. В этом сочинении повествуется об истории Британии с древнейших времён до примерно начала VIII в. Здесь пересказано множество легенд, в том числе история Артура. Вот она в изложении Гальфрида.

Приближённый короля Британии Константа Вортегирн захватил престол и убил короля. Его малолетние братья Аврелий Амброзии (так у Гальфрида) и Утер Пендрагон бежали в Бретань. Боясь мести законных наследников, Вортегирн призывает к себе саксов. Ко двору Вортигерна, прибывает юный маг и прорицатель Мерлин; по Гальфриду, Мерлина также зовут Амброзием. Мерлин пророчествует о падении узурпатора, возвращении законных монархов и появлении в будущем короля, который изгонит врагов. Аврелий Амброзии возвращается, страна приветствует его как законного монарха, а узурпатор гибнет. Новый король наносит ряд поражений саксам, а после его смерти на престол восходит его брат Утер Пендрагон.

Ко двору Утера, где в качестве советника живёт Мерлин, приезжает правитель Корнубии (Корнуолла) Горлой с женой, прекрасной Ингреной. Утер влюбляется в неё и проникает к ней в Тинтагел, замок её мужа, в обличьи Горлоя, которое волшебством придал королю Мерлин. От этой связи, скреплённой законным браком, вскоре после смерти Горлоя родится Артур.

Тем временем саксы возобновляют свои нападения. Больной и старый Утер даёт им сражение при Бадоне, выигранное бриттами благодаря мужеству юного Артура. Побеждённые враги, однако, умерщвляют Утера с помощью яда, и по общему решению на престол восходит 15-летний Артур.

Время правления Артура -- эпоха наивысшего могущества бриттов. Он присоединяет к своим владениям Галлию, Ибернию, Исландию и Данию. Артур намеревается также изгнать из Рима узурпатора Луция и возложить на себя императорскую корону. Ему удаётся разбить Луция, но тут из Британии поступают известия о том, что его племянник захватил власть и женился при живом муже на супруге короля королеве Гвиньевре. Артур возвращается, в сражении при Камблане разбивает войско Модреда и убивает его, но и сам в этой битве получает смертельную рану (Гальфрид называет дату: 542 г.). Короля переправляют на остров Аваллон (по кельтским мифам, остров вечной жизни на Западе, некий остров блаженных и одновременно страна мёртвых, рай кельтов-язычников).

В "Истории бриттов" Гальфрида содержится большинство сюжетов позднейших романов, но не все. В середине XII в. в стихотворном переложении сочинения Гальфрида, "Романе о Бруте", написанном жившим при английском дворе трувером по имени Вас, появляется мотив Круглого Стола. Стол, вокруг которого восседают лучшие рыцари, установлен во дворце Артура в его столице Карлеоне (возможно, соответствует современному Карлиону в Уэльсе). Число рыцарей в романах различно -- от 12 до 150. Эти рыцари избираются за свои подвиги, и имя каждого из них само проступает на сиденье за год до того, как этот рыцарь явится ко двору. Большинство рыцарей Круглого Стола известны из сочинения Гальфрида и даже более ранних текстов. Бриттского вождя VI в. Овейна, здесь называют племянником Артура Ивэном, другого вождя -- Герейнта, известного в 706 и 710 гг., -- Эреком. Гальфрид называет другого племянника Артура, родного брата Модреда -- Вальвания, который в романах становится Говеном (Гавейном). Ещё один бриттский вождь VI в. Перед ур делается в романах Персевалем (Парцифалем). Позднее других, лишь в конце XII в., вводится образ идеального рыцаря Ланселота, влюблённого в королеву Гвиньевру.

Появляются романы, посвященные детству Артура. Его прячут от врагов в Бретани по совету Мерлина, и никто не знает, где наследник престола. Артур появляется только во время битвы при Бадоне и, чтобы доказать законность своего рождения, извлекает из камня меч Экскалибур, которым может владеть лишь законный монарх. Возникают и некоторые мессианские мотивы: после битвы с Модредом и гибели своего королевства Артур переносится на Аваллон, но не навсегда. Он будет ждать своего часа и вернётся в трудный для Британии момент, дабы отразить нападение врагов. Завершением артуровской темы стал прозаический роман англичанина Томаса Мэлори "Смерть Артура", являющийся одновременно и переводом составленного на рубеже XIII и XIV вв. свода французских прозаических романов об Артуре, и оригинальной разработкой сюжета. В этой книге несколько меняются и смещаются события биографии Артура. Поход на Рим происходит в начале царствования Артура и проходит успешно. Попытка захватить трон и королеву (она не желает выходить за Модреда) предпринимается потому, что войско Артура воюет с Ланселотом, обвинённым в любовной связи с Гвиньеврой, и многие рыцари уже погибли в борьбе с ним. Таким образом, причина гибели королевства Артура -- в расколе среди рыцарей Круглого Стола, а предательство Модреда -- лишь последний толчок.

Ещё в XII в. Артур становится популярнейшим героем Европы. Около 1190 г. в аббатстве Гластонбери якобы находят могилу Артура. В 1312 г. поэт Жак де Лоньон в поэме "Обеты павлина" выводит девять лучших воинов всех времён и народов. Это три языческих рыцаря -- Гектор, Александр Македонский и Юлий Цезарь; три иудейских -- Иисус Навин, царь Давид и Иуда Маккавей; три христианских -- король Артур, Карл Великий и завоеватель Иерусалима Готфрид Бульонский. В XV в. один из французских придворных всерьёз утверждает, что неудачи Англии в Столетней войне объясняются тем, что лучшие рыцари этой страны пали некогда вместе с королём Артуром.

Одновременно с разработкой биографии Артура происходит и иное развитие этой темы в романах: появляются самостоятельные произведения о тех или иных рыцарях Круглого Стола, об их подвигах. В XIII в. в книге Роберта де Борона "Иосиф Аримафейский, или Роман об истории Грааля" впервые появляется тема Грааля -- чаши, из которой Христос пил во время Тайной вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал Его кровь. Одновременно Грааль -- волшебный всенасыщающий котёл кельтских мифов, а в романе Вольфрама фон Эшенбаха "Парцифаль" (около 1210 г.) -- некий волшебный камень. С Граалем соседствует копьё сотника Лонгина, завершившее крестную муку Христа, но одновременно оно -- магическое оружие кельтских мифов, исцеляющее наносимые им же раны. Эти священные реликвии хранятся в заколдованном замке Монсальваш, и обрести их может только идеальный рыцарь, так что поиски Грааля есть поиски духовного совершенства.

Во всех этих многочисленных романах Артур и его двор присутствуют лишь как фон. Фабула их обычно такова: на Троицу в Карлеон к Артуру съезжаются рыцари Круглого Стола и рассказывают о своих подвигах, и если какой-либо рыцарь, по его словам, потерпел неудачу, другой отправляется завершать его дело. Либо ко двору Артура прибывает некий проситель, чаще всего девица, требующая свершить некое действие -- например, освободить город от заклятия, убить дракона и т. д. Рыцари разъезжаются или в поисках приключений, или в стремлении обрести Грааль. Далее повествуется об их деяниях. Артур в этих романах -- убелённый сединами мудрый и бездеятельный король, не принимающий участия в приключениях, но являющийся как бы гарантом возглавляемого им мира.

Артур теряет свою биографию, а его королевство -- географические (пусть и квазигеографические) и исторические (пусть и квазиисторические) очертания. Это уже не некая легендарная Британия, а весь христианский (и даже нехристианский -- в романах присутствуют сводный брат Парцифаля мавр Фейрефиц и влюблённый в Изольду сарацинский рыцарь Паламед) мир, любое место, где действуют рыцари Круглого Стола. Это -- не славное прошлое Британии, а не существовавший никогда и одновременно существующий здесь и сейчас идеальный рыцарский космос, в котором Mipqaoja должно реально жить, героям которого можно и должно подражать самым серьёзным образом, как -подражали им реальные странствующие рыцари XIV--XV вв. или созданный гением Сервантеса Дон Кихот Ламанчский.

Мария Стюарт

Мария Стюарт (Mary Stuart, Stewart) (8 декабря 1542, Линлитгау, Шотландия - 8 февраля 1587, Фотерингей, Нортгемптон, Англия), королева Шотландии с 1542 года (фактически с 1561) по 1567 год и Франции (1559-1560); претендовала также на английский престол. Дочь шотландского короля Якова V Стюарта и Марии де Гиз. Восстание шотландской кальвинистской знати вынудило Марию отречься от престола и бежать в Англию; по приказу английской королевы Елизаветы I Тюдор она была заключена в тюрьму и позднее казнена. В художественной литературе (в частности, в трагедии Ф. Шиллера) образ Марии Стюарт, как правило, идеализирован.Отец Марии умер через несколько дней после ее рождения, и мать-француженка, став регентшей Шотландии, в 1548 году отправила ее во Францию. Девочка воспитывалась при французском дворе ив 1558 году была выдана замуж за дофина Франциска (с 1559 - король Франциск II Валуа). После смерти Марии I Тюдор в 1558 году Мария Стюарт на правах правнучки Генриха VII приняла герб и титул королевы английской. Тем самым Мария Стюарт показала, что считает Елизавету I незаконной дочерью Генриха VIII. После смерти мужа (декабрь 1560) она вернулась в Шотландию (август 1561), где к тому времени было весьма сильно влияние кальвинистов, идейным вождем которых был Джон Нокс, а ближайшим союзником - протестантсткая Англия. Мария, оставаясь католичкой, подчинилась проанглийским протестантским силам и сделала одного из их вождей, своего сводного брата Джеймса, графа Меррея, первым министром. Ее врагом выступила Елизавета I Тюдор, которая отказалась признать Марию своей преемницей на английском престоле и постаралась помешать вторичному замужеству шотландской королевы.Вскоре Мария перешла на сторону католической партии, возглавлявшейся ее родственниками Гизами в союзе с Испанией и папой римским. В июле 1565 года она вышла замуж за своего кузена католика Генри Дарнли и окончательно порвала с протестантами, в том числе с Мерреем. Брак оказался неудачным; по приказанию Дарнли доверенный секретарь королевы, итальянец Давид Риччио 9 марта 1566 года был зарезан у ее дверей. Сама Мария бежала в Денбар и потребовала у мужа удалить наиболее близких к нему людей. 19 июня 1566 года она родила в Стерлинге сына, в последующем шотландского короля Якова VI Стюарта (он же Яков I, будущий король Англии).Отношения с Дарнли ухудшались, и фаворитом Марии стал Джеймс Хепберн, граф Босуэлл. Вместе с несколькими кальвинистскими дворянами он составил заговор против Дарнли. В ночь с 9 на 10 февраля 1567 года они задушили его и взорвали его дом. Суд и парламент Шотландии не признали Босуэлла виновным. Мария назначила его великим адмиралом и, после того как первый брак Босуэлла был расторгнут из-за близкого родства супругов, 15 мая 1567 года обвенчалась с ним по протестантскому и по -католическому обрядам. Все эти события вызвали недовольство приближенных королевы и шотландской знати. Босуэлл был непопулярен в народе. Кальвинисты в начале лета 1567 года подняли вооруженное восстание; Мария, войска которой отказались ее защищать в столкновении у Нарбери-Хилла, 15 июля 1567 покинула мужа и предала себя в руки его противников. Ее привезли в замок Лочлевен и под угрозой обвинения в убийстве Дарнли заставили отречься от престола в пользу сына и признать графа Меррея регентом. Сам Босуэлл тем временем бежал в Данию, 25 июля 1567 года сын Марии Яков был коронован в Стерлинге. 2 мая 1568 года Марии удалось бежать при помощи Джорджа Дугласа; она собрала войско в 6 тысяч человек, но Меррей 13 мая 1568 года разбил его у Лэнгсайда. Марии пришлось бежать на территорию Англии, в Карлайл (графство Камберленд) и обратиться за помощью к английской королеве Елизавете. Та отказала Марии в свидании, для расследования виновности шотландской королевы в убийстве мужа была составлена комиссия из английских пэров. Обвинителем Марии выступал Меррей; Мария защищалась с помощью епископа Лесли. Елизавета манипулировала комиссией, отклоняя как обвинения, так и оправдания. Мария Стюарт оказалась в плену английской королевы, ее переводили из одного замка в другой. Вместе с тем, Мария оставалась претенденткой на английский престол в случае смерти бездетной Елизаветы. Это обстоятельство воодушевляло сторонников католицизма в Англии. Мария Стюарт стала центром притяжения всех оппозиционных королеве Елизавете сил. и юоу-ю/u годах оыл подавлен мятеж католического дворянства на севере Англии, поднятый с целью освобождения Марии Стюарт и ниспровержения англиканства. С Марией переписывался герцог Норфолкский, который собирался жениться на ней и получал деньги из Рима и Мадрида для организации вооруженного восстания. Заговор был раскрыт, и герцог в 1572 году был казнен. В 1575 году был раскрыт новый заговор католиков под руководством Энтони Бэбингтона, составленный с целью убить Елизавету и посадить Марию на трон. Мария была обвинена в соучастии в заговоре и предстала перед судом в замке Фотерингей. Она призналась в связях с иностранными государствами и в осведомленности о заговоре Бэбингтона, но отрицала покушение на убийство Елизаветы. После многих лет заключения Марии все же были предъявлены обвинения в соучастии в убийстве Дарнли на основании так называемых «писем из ларца» к Босуэллу, подлинность которых так и не была доказана. 25 октября 1586 года суд вынес смертный приговор. Елизавета после долгих колебаний и попытки тайно убить Марию с помощью яда, 1 февраля 1587 года подписала приговор. 8 февраля 1587 года Мария Стюарт была казнена: палач отрубил ей голову в зале замка Фотерингей. По завещанию Елизаветы английский трон унаследовал сын ее казненной соперницы Яков Стюарт. Таким образом, была осуществлена уния между Шотландией и Англией. Впоследствии Яков приказал похоронить тело Марии в Вестминстерском аббатстве; замок Фотерингей по его приказу был разрушен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать