Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность
p align="left">Возвращаясь к поставленному выше вопросу, можно сказать, что влияние польских партий на белорусских национальных деятелей исключить просто было бы невозможно. Именно из-за польского влияния произошел раскол между братьями Луцкевичами и Ивановским, т.к. часть этой партии была расположена сделать уступки в национальном вопросе польским социалистам [22,c.93-94]. Эта позиция выразилась, прежде всего, в воззваниях и листовках, которые были изданы на польском языке в Петербурге осенью 1902 года.

На первый план ставилась задача культурно-просветительской деятельности партии среди населения. Позиция ППС по вопросу национальной государственности Беларуси была сформулирована в статье опубликованной в феврале 1903 года в газете «Predswit» («На рассвете»). В ней он заявил: «Когда мы признаем целиком права каждого народа на самостоятельное развитие, то это ещё не значит, что мы должны смотреть некритически на возможности подобного развития. Что касается белорусов, то перспективы преобразования данной народности в нацию, являются при современной политической ситуации, очень малы» [22,c.94]. Именно поэтому, исходя из принципа самоопределения Белоруси, братья Луцкевич и решили организовать новую партию, не имеющую отношение к ППС.

В ноябре 1903 г. по их инициативе и была организована БРГ, в программе которой была изложена выше, что касается вопроса, когда партия изменила своё название, это произошло после того как к БРГ присоединилась Белорусская Социалистическая Громада. Эта партия являлась самой прочной и долговечной партией действующей на Беларуси. Также в это время была выработана и программа партии.

Белорусская Социалистическая Громада -- первая в республике национально-демократическая партия социалистической ориентации. Являясь составной частью революционно-демократического потока национально-освободительного движения, она появилась на политической арене в самом начале XX в.

История се создания связана с Белорусской Революционной Громадой, возникшей и начале 1902 г. В декабре 1903 г. (по другим данным в октябре 1904 г.) партия приняла новое наименование - Белорусская Социалистическая Громада (БСГ). Оно сохранилось до ее распада в июне 1918 г., когда республику оккупировали немецкие войска. Партия зародилась в Минске. Ее организаторами были А. И. Луцкевич (А. Новина), И. И. Луцкевич, В. Ю. Ластовский, К. Кастровицкий (К- Каганец), В. Зелезей, Ф. Стацкевич, Ф. Умястовский, А. Л. Бурбис, В. И. Ивановский, А. Пашкевич (Цетка), А. Власов и другие.

По своему социальному составу БСГ являлась объединением представителей различных слоев белорусской нации, среди которых преобладали выходцы из шляхты, зажиточных слоев крестьянства, интеллигенции и чиновничества. Биографические данные ее лидеров свидетельствуют, что это были в основном представители двух классов, двух главных политических течений--либерально-буржуазного и демократического. Возможность такого объединения в рамках одной политической партии обусловливалась сравнительно слабой классовой дифференциацией формировавшейся белорусской нации.

Это сказалось и на программных документах. Программное заявление, являвшееся по существу наброском программы, эклектически объединяло многие теоретические положения различных политических партий, прежде всего ППС, эсеров, а позднее Бунда и меньшевиков. В нем провозглашалась социалистическая ориентация. 1 съезд, проходивший в декабре 1903 г. в Вильно, принял новое название партии - Белорусская Социалистическая Громада и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», сохранившийся до начала первой русской революции. Впоследствии один из се организаторов А. И. Луцкевич писал, что у БСГ рабочая и общеполитическая часть программы явно была социал-демократической и что «вообще в партии царила социалистическая идеология» [18,с.7]. Однако в программе отсутствовало принципиальное различие между пролетариатом, крестьянством и другими слоями трудящихся. Подобно эсерам, она объединяла их в одну социально-экономическую категорию -- трудовой народ и в равной степени стремилась опереться и на рабочий класс, и на крестьянство, и на интеллигенцию. Это отдаляло ее от социал-демократии и сближало с эсерами и другими народническими партиями.

БСГ добивалась свержения самодержавия и провозгласила своей конечной целью утверждение социализма в Белоруссии. Известно, что все политические партии левее кадетов не отрицали социалистическую идею. Но каждая из них по-своему ее понимала. БСГ, как и эсеры, выступала с обвинением марксистов в том, что они якобы подменили этическую сторону социализма прагматическим классовым интересом. БСГ рассматривала социализм как высший идеал борьбы, во имя осуществления которого должны быть объединены все силы нации - рабочие, крестьяне, интеллигенция. Выдвигая в своей программе задачу свержения самодержавия, она полагала приблизиться к осуществлению социалистической идеи путем последовательных социально-экономических реформ. Ее национальная программа включала требования «возможно большей независимости национальной» и автономии не для Белоруссии, а для всего Западного края с сеймом в Вильно[18,с.8].

Программу можно условно разделить на две основные части:

Излагаются наиболее общие требования БСГ и её цели;

Вторую часть можно разбить на два параграфа

а) конкретно политические требования

б) социально-экономические, которые подразделяются на «аграрный» и «вопрос о рабочем люде» [23,c.67].

Данная программа была в духе партии социалистической ориентации. Спецификой БСГ было, прежде всего, то, что она являлась политическим объединением разных слоев белорусской нации, среди которых большинство были выходцы из шляхты, зависимого крестьянства, интеллигенция, служащие [22,c.94]. Причиной всему этому была, прежде всего, слабая дифференциация белорусской нации, да и в принципе эти слои населения представляли т.н. средний слой, который был заинтересован в национальном самоопределении. Что касается попыток ППС, а впоследствии СПБР - Социалистическая партия Белой Руси, которую А.Луцкевич в своих воспоминаниях называет СДПБ - Социал-демократической партией Беларуси. Антон Луцкевич, как и прежде отклонил стремление лидеров ППС навязать БСГ польскую ориентацию. Луцкевич не отрицал возможности сотрудничества с польскими социалистами при одном условии - признания ими права белорусского народа на самоопределение и построения национальной государственности [22, c.95], на что СПБР-СДПБ обвинила Луцкевича в национализме. Антон Луцкевич в своих воспоминаниях объяснил это прежде всего страхом.

Лозунги партии были довольно радикальны по своему содержанию они отражали дух того времени. Вот только некоторые из них: март 1905 «Не ждите! Гоните прочь охранников сельских, приставов земских!!!» [24,c.36-37].

Листовки БСГ имели следующее содержание: «Долой царя и его правительство! Долой царскую Думу! Пусть живёт народное управление и конституционный съезд в Вильни» [16,c.417].

Исходя из этих лозунгов можно прийти к выводу, что бойкотируя т.н. Булыгинскую думу БСГ тем самым присоединилась к другим общероссийским партиям социалистической направленности.

К 1905 году Громада имела 3 основных центра в Петербурге, Вильно и Минске, хотя управление оставалось в руках тройки, братьев Луцкевичей и Вацлава Ивановского. Необходимо было улучшить организацию, а также, как отмечает сам А.Луцкевич, «обдумать путь дальнейшей борьбы» [5,c.23]. С этой целью в конце 1905 года был созван партийный съезд. В итоге на состоявшейся после доклада Ивана Луцкевича дискуссии было принято окончательное решение о том, что партия будет именоваться Белорусской Социалистической Громадой, т.к. во время съезда выяснилось «что эсеровщина очень слабо укоренилась среди Громадавцев, а преобладает направление социал-демократическое» [9,c.98]. Следовательно, происходит расхождение (идейное) с эсерами. Особо остро обсуждался аграрный вопрос, на решение которого было два взгляда. Антон трезво оценив ситуацию, которая сложилась в стране и, предвидев скорый конец революции и начало реакции понимал, что против последней они пока бессильны. Иван же напротив, призывал к необходимости «бросить крестьянам наиболее понятный ему лозунг: Делить землю!… и усилить слабеющий размах революции» [5,c.24]. Съезд утвердил проект, за который выступал А.Луцкевич. К январю 1906 года под давлением партийных низов «представители либерально-буржуазного течения вынуждены были отступить» в том числе и А.Луцкевич [25,c.9]. Съезд принял новую программу (см. Приложение № 3). В ней БСГ объявляло конечной целью «замену капиталистического строя социалистическим… ниспровержение самодержавия…Демократическая республика» [26,c.65], также в программе подчёркивалось, что осуществить политические и социальные преобразования можно только на учредительном сейме, созванного в Вильно на основе всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права от всего населения. Но реальные действия БСГ часто не совпадали с программными т.к. руководство партии «эволюционировало вправо» [25,c.10]. Тем самым имелась поддержка радикального крыла белорусского общества. Что касается аграрной программы, то она была разработана «примечательно к местному укладу сельскохозяйственной науки» [4,c.19]. Главными пунктами её были:

1) конфискация всех дворовых, церковных и других земель, чтобы сделать национальный земельный фонд;

2) Землёй наделяются… малоземельные и безземельные крестьяне;

3) Перепродавать земли как товар запрещается [5,c.24-25], т.е. учитывая местную специфику аграрная программа должна была создать так называемых - «изготовителей хлеба». В принципе аграрная программа БСГ больше напоминала меньшевистскую, чем эсеровскую, что и вызвало очередной отток из рядов БСГ. Тем не менее БСГ являлась одной из самых влиятельных партий Беларуси. На съезде был избран ЦК БСГ: Антон и Иван Луцкевичи, Вацлав Ивановский - члены, Алесь Бурбис и Александр Власов - кандидаты в члены ЦК [13,с.45].

В начале 1906 г. дом Луцкевичей попал в поле зрения охраны, что привело к тому, что Луцкевичи вынуждены были покинуть Минск и переехать в Вильно, перейдя на нелегальное положение и жить по фальшивым документам. Иван был теперь Иваном Михальчуком, Антон - Генриком Буковецким [9,c.99]. Этот период времени оказался нелёгким для Антона Луцкевича, но тем не менее он не отказался от своих убеждений и продолжал вести активную работу. Так было подготовлено выступление сельхозрабочих на Виленшчине. На что же жили Луцкевичи как пишет А.Бергман: «Поначалу им помогала одна Алаиза Пашкевич (Цетка), которая сама вынуждена была скрываться» [27,c.122].

Переехав в Вильно Луцкевичи фактически перенесли с собой центр белорусского возрождения коим стала бывшая столица ВКЛ. Именно с 1906 года начинается новый этап в развитии белорусского национального движения, получивший название «Нашенивский период» и был связан с издательством газеты «Наша Нiва».

Таким образом, удалось в некоторой степени, проследить общественно-политическую деятельность Антона Луцкевича на протяжении 10-и лет. Следует отметить, что же повлияло на формирование мировоззрения Антона Луцкевича в течении всего этого периода. Являясь шляхтичем-католиком, А.Луцкевич еще в годы учебы в гимназии осознал себя белорусом. Во многом на это повлияло его социальное положение, которое «вынуждало» Антона общаться с людьми, язык которых не походил ни на польский, ни на русский. У Антона Луцкевича возникал ряд вопросов, на каком же языке разговаривает западный край России. В этот период А.Луцкевич осознавал уже себя белорусом. Процесс созревания национального самоопределения белорусов не был чем-то случайным. Начало его было положено еще в XIX в. Но только в н. XX в. он представлял собой довольно организованный поток, вступив в который А.Луцкевич прошел до конца жизни. Именно это позволило ему избежать влияния польских социалистов и обозначить свой путь к самоопределению.

Национальное возрождение, это не только политическая борьба: но и социальное, национальное, культурное, литературное и просветительское движение. Не удивительно и то, что представители его были одновременно политиками и общественными деятелями, просветителями и писателями.

2.2 А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)

Важнейшим моментом в национальном уважении Белоруссии было появлении легальной печати на белорусском языке. Еще в 1906 г. зародились первые издательства, имеющие своей целью разбудить белорусское самосознание.

Так в Минске вышла белорусская газета на русском языке «Голос Белоруссии», которая была закрыта еще на первом номере. Активнейшая роль в организации этих издательств принадлежала БСГ, ее лидерам. Так, в мае 1906 г. в Петербурге, где находился член БСГ В.Ивановский, было организовано издательство «Заглянет солнце и в наше оконце» [29,с.538]. Это издательство, вплоть до его закрытия в 1914 г., много сделала для белорусского возрождения. Н все же, по настоящему титаническую работу, вплоть до своего закрытия в 1915 г., сделала газета «Наша Нива», по названию которой и называется период белорусского возрождения, охватывающий 10 лет Истории Белоруссии.

Начало издательства этой газеты предшествовала «Наша Доля». Она являлась фактически первой легальной общественно-политической и литературной газетой для рабочего класса. Первый номер газеты увидел свет 1 сентября 1906 года и был набран двумя шрифтами. Известно, что неофициальными редакторами этой газеты были братья Луцкевичи, А.Пашкевич (Тетка), Уместовский. Газета «Наша Доля» призывала всех белорусов к работе на благо национального возрождения и выступала за белоруссизацию системы образования: делала попытки образовать сельские союзы по принципу профсоюзов городских рабочих - и вместе с ними добиться единства действия рабочих и крестьян в тех обстоятельствах. «Ни штыки и плети не успокоят народ! Для успокоения народа есть одна только Рада: исполнить то, что добивается народ…» [31,c.185].

Вообще статьи «Нашей Доли» отличались революционностью, но тем не менее, как отмечает сама редакция газеты, что не смотря на репрессии, она как и раньше «будем защищать дела народные и всей рабочего пролетариата» [31, с.185]. Известно, что уже на первый номер «Нашей Доли» был наложен арест, но тем не менее арест был отменен. Но не смотря на это судьба газеты слаживалась не в ее пользу. Судебные процессы проходили по 3 и 4 номерам. Все это говорило о бесперспективности борьбы в таком направлении.

Все это понимал и А.Луцкевич, который с другими лидерами БСГ (А.Власовым и В.Ивановским) начали склоняться к либерально-народническим позициям. Это выяснилось в редакционном заявлении 4 номера газеты «Наша Доля»: «Землю нужно добывать не силой и грабежом, а законам» [32,с.411]. В принципе редакция заявила о закрытии газеты, но нашлись люди, которые продолжили ее издательство, но успеха она, как известно, не имела. 5-й и 6-й номера были конфискованы, а 7-й полиция уничтожила еще при ее наборе.

Покинув редакцию «издатели газеты во главе с Иваном и Антоном Луцкевичами» [33,с.78] взяли более последовательный, либеральный курс. А.Луцкевич прекрасно понимал, что идти на открытое столкновение с самодержавием в тех обстоятельствах не только глупо, но и являлось политической недальновидностью и своеобразным безумием. Начав издавать новую газету «Наша Нива», уже в первом номере обозначилось направление деятельности газеты: «Не думайте, что мы хотим служить только панам или одним мужикам. Нет, никогда нет! Мы будем служить всему белорусскому угнетенному народу» [34,с.1].

То есть, взяв на вооружение развитие, прежде всего, культурно-просветительские работы, редакции да и Грамадавцем, в целом, удалось сохранить не только свои кадры, т.е. избежать репрессий, объединить, как говорил И.Дворчанин, «всю сознательную Беларусь на борьбу за национальные идеалы» [35,с.29].

Смотря с высоты, фактически, столетия на эти события А.Луцкевич и остальные лидеры БСГ, которые последовали этой тактике, сделали правильный выбор. Первый номер газеты ярко показывает реформистский путь, который выбрала БСГ. Особенно хорошо это видно в статье «Выборы в Государственную Думу», где решение основных социально-экономических вопросов связывается не с революцией, а с Государственной Думой. В ней отмечается следующее: «Правительство в манифесте 17 октября 1905 г. само признало, что от этого дня «ни один закон не может иметь силы, пока народ через своих избранных депутатов… не даст на это свое согласие», с этой Думы народ должен получить, сколько это возможно» [34,с.2].

Как же восприняли появление новой газеты на белорусском языке в Беларуси. Как отмечает в своих воспоминаниях Витан-Дубейковская, на появление в продаже газеты «Наша Нива» фактически не обратили внимания, и многие говорили: «Ot chlopska gazeta» [36,с.61]. Но она, которую называли «холопской», нашла своего читателя среди интеллигенции как польской, так и российской. По-разному смотрели на нее эти два противоположных крыла Российской империи. Если поляки считали, что появление белорусской газеты подрывало полонизацию белорусского крестьянства, то россияне считали, что она мешала русификации [36,с.61].

Каждая из сторон имела свои интересы и не была заинтересована в пробуждении у белорусских крестьян своего лично-белорусского самосознания. Ярким примером тому может служить заявление западно-русов к «Нашей Ниве», где они говорят о бесперспективности этого мероприятия и непригодности его для жизни отдельно взятого человека. Но, тем не менее, с течением времени, сила влияния газеты возрастала. В первую очередь, благодаря тому, что она «более или менее последовательно и глубоко, однако всегда поднимала наболевшие вопросы и проблемы, которыми жила белорусская деревня» [6,с.204].

Но все же необходимо вернутся к личности, с именем которого связана деятельность этой газеты. К личности А.Луцкевича. Мы знаем, что «душой» «Нашей Нивы», ее двигателем, своеобразным «генератором» идей были братья Луцкевичи. Но, тем не менее, именно этих деятелей белорусского возрождения читатель, который впервые берет в руки «Нашу Ниву», перед тем не изучавший ее архивов, как раз и не заметит. В чем же причина? Как известно, А.Луцкевич находился на нелегальном положении, да и ставить во главе газеты радикально-настроенных редакторов, означало бы поставить под удар издательство самой «Нашей Нивы». И чтобы спасти газету от репрессий, он выводит на авансцену довольно лояльных и ни в чем не замешанных редакторов [10,с.4]. Таковыми являлись З.Вольский, А.Власов, беспартийный и довольно популярный в народе своими публикациями Янка Купала. Сам же А.Луцкевич оставался в тени, анонимным автором многочисленных ее редакционных и «бегучих» материалов. В.Конан делает вывод, с которым можно согласится, что естественноведческое образование А.Луцкевича, которое он получил в Питербурге, довольно сильно повлияло на социальную философию и эстетику А.Луцкевича. Да и популярная тогда эволюционная теория имела место во всей деятельности А.Луцкевича.

Литературное наследие А.Луцкевича довольно богатое. Только за 1906 - 1908 гг. он в «Нашей Ниве» опубликовал около двадцати статей, в том числе: «О свободах», «Работа Думы», «Как живут американские рабочие», «Третья Дума и инородцы» и многие другие. Рассмотрим некоторые из них, чтобы представит, что побуждало А.Луцкевича к их написанию, и чего он хотел добиться [11,с.4].

Так, в статье «О свободе» [38,с.2], опубликованной в 4-м номере газеты за 1907 г., говорится о причинах, которые вызывают неравенство среди людей, и добавляет, что «не каждый хорошо живет как сделать так чтоб беду побороть» [38,с.2]. Что же предполагает А.Луцкевич, автор этой статьи, в которой обозначил себя лишь одной буквой «Г…». Прежде всего, он ставит вопрос о главенстве закона над всеми, и чтобы последний обеспечивал прежде всего свободу человека: «Чтобы каждый отдельный человек был свободен и арестовать его можно было только по приказу суда. Чтобы паспорта были отменены и каждый человек имел право свободно передвигаться куда захочет» [38,с.3]. Последний пункт актуален и по сей день, не говоря уже о царской России начала XX века.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать